Молитва для одевания тфилина

Молитва для одевания тфилина

Молитва для одевания тфилина

Раньше было принято облачаться в талит гадоль и в тефилин дома, и идти в них в синагогу на утреннюю молитву; но в наше время их обычно надевают уже в синагоге. Перед утренней молитвой надевают талит гадоль и только затем тефилин. Обязанность надевать талит и тефилин распространяется только на мужчин.

Здесь действуют два принципа. Первый: “более постоянное идет первым” (т. е. из двух заповедей или из двух молитв, время исполнения которых наступило одновременно, сначала делают ту, которая выполняется чаще; и поскольку талит гадоль надевают ежедневно, а тефилин только в будние дни, то талит предшествует тефилин). Второй: “в святости повышают, а не понижают”. Талит – это одежда, сделанная по установленным Торой законам, а тефилин обладают собственной святостью, поэтому сначала надевают талит, а потом тефилин.

В большинстве ашкеназских общин в талит гадоль облачаются только женатые мужчины, в сефардских – также и неженатые. Однако тот, кого вызывают к чтению Торы, а также кантор и ба’аль-коре’ (человек, читающий Свиток Торы) обязательно должны быть облаченными в талит гадоль.

Надевая талит гадоль, мы выполняем ту же самую заповедь “носить цицит”, что и надевая талит катан; но талит гадоль – это более “торжественное” выполнение этой заповеди. Обычно талит гадоль надевают на время утренней службы. (Как исключение в Йом Кипур, ввиду особой возвышенности этого дня, все молящиеся остаются в талит гадоль в течение всех служб, включая вечернюю; а Девятого Ава, в знак траура, талит гадоль и тефилин надевают только во время дневной службы.)

Мидраш говорит, что один из способов приближения к Создателю – подражание Ему. Закутываясь в белый талит, мы сосредоточиваемся на мысли о том, что Всевышний как бы “окутан духовным светом”.

Порядок надевания тефилин


Надевание ручного тефилин


Ручной тефилин накладывают на бицепс левой руки, напротив сердца (левша, который пишет левой рукой, должен надевать тефилин на правую руку). Когда тефилин уже на руке, то перед тем, как затянуть узел, произносят благословение:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тефилин.
После благословения нужно затянуть узел, через который продет ремешок, выполнив тем самым заповедь: “. и повяжи их как знак на руку твою. ” (Необходимо следить за тем, чтобы узел, имеющий форму буквы “йуд”, был постоянно плотно прижат к футляру тефилин.) После этого ремешок оборачивают семь раз вокруг руки – от локтя до кисти (см. рис. 1).

Схема правильного надевания ручного тефелин (рис. 1)


Согласно нусаху ашкеназ Согласно нусаху сфарад (так надевают тефилин ашкеназы-хасиды)

Надевание головного тефилин

Головной тефилин надевают таким образом, чтобы его нижний край совпадал с границей роста волос надо лбом (см. рис. 2), а сам футляр был укреплен точно посередине над глазами. Узел головного тефилин должен находиться на нижней части затылка, над тем местом, где затылок граничит с шеей (см. рис. 3).

Во время возложения тефилин на голову благословляют шепотом (в некоторых общинах не читают это благословение):

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о тефилин.
Укрепив головной тефилин, к приведенному выше благословению немедленно добавляют:

Б лагословенно Имя славы Царства Его во веки веков.

Схема правильного надевания головного тефилин
(как по нусаху ашкеназ, так и по нусаху сфарад) (рис. 2-3 )

Затем обматывают ремешок ручного тефилин вокруг среднего (делая три оборота) и безымянного пальцев руки (рис. 4), произнося:

И обручусь Я с тобой навеки, и обручусь с тобой в правде и справедливости, благочестии и милосердии. И обручусь с тобой в верности, и познаешь ты Господа.
(Книга Ошеа 2:21)
Конец ремешка тефелин обматывают вокруг ладони (так, чтобы получилась буква “шин”), и закрепляют его на внутренней стороне ладони.

Наматывание ремешка ручного тефелин на ладонь (рис. 4)


Согласно нусаху ашкеназ


Согласно нусаху сфарад (хасиды)

Тефилин снимают по окончании чтения утренней молитвы, причем делают это в обратном порядке: сначала с кисти, потом с головы, а затем с руки

Тефилин надевают каждый день, кроме Суббот, а также Праздников, имеющих статус Йом Тов, т. е. Праздников, указанных в Торе. Такими Праздниками являются первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый день Суккота, Шмини Ацерет / Симхат Тора (в диаспоре все вышеуказанные дни удваиваются), два дня Рош hа-Шана и Йом Кипур. Относительно Холь hа-Моэд (т. е. промежуточных дней праздников Песах и Суккот) есть различные обычаи. Согласно нусаху Ашкеназ, в диаспоре тефилин в эти дни обычно надевают, но в Земле Израиля есть обычай этого не делать. Согласно нусаху Сфарад, тефилин в Холь hа-Моэд не надевают; и этому мнению следуют хасидские общины. (Вопрос заключается в том, считать ли Холь hа-Моэд сам по себе достаточным “знаком” , исключающим тефилин; об этом см. ниже.) В Хануку и Пурим тефилин надевают, т.к. эти дни не являются праздниками из Торы. В Рош Ходеш тефилин также надевают на утреннюю молитву, но снимают перед Мусафом (ибо эта дополнительная молитва отражает праздничную составляющую новомесячья, т.е. тоже имеет аспект “знака”).

Несмотря на то, что наложение ручного и головного тефилин является выполнением двух различных заповедей, запрещено делать перерыв между ними. В еврейской Традиции имеются различные мнения по вопросу о том, следует ли говорить на головной тефилин отдельное благословение. Согласно ашкеназскому обычаю, благословение на головной тефилин произносят, добавляя после него “Благословенно Имя славы Царства Его. “, как во всех случаях сомнения в правомерности произнесенного благословения. Во многих хасидских общинах отдельное благословение на головной тефилин не произносят. (Однако, если был перерыв между накладыванием ручного и головного тефилин, то благословение на головной тефилин обязательно произносится.)

Некоторые заповеди Тора относит к категории “от” (“знак”). Они служат знаком связи между евреями и Богом. Так, Суббота названа в Торе “от”; Праздник – это тоже “от”; к этой группе “знаков” относится и заповедь “тефилин”. Поэтому в Субботу и в Праздники тефилин не надевают, ибо эти дни сами по себе являются “знаком”. Тефилин надевают только днем. (Таким образом, и тефилин также являются “положительной заповедью, связанной со временем”, и женщины от нее освобождаются.) Если тефилин не были надеты во время утренней молитвы, то их можно надеть в любое время до захода солнца; при этом, надев их, принято читать молитву “Шма, Исраэль. “

Тефилин обладают святостью (т.к. в них вложен Свиток со святым текстом), поэтому когда они надеты, нельзя заходить в туалет и т.п. нечистые места. В древние времена (вплоть до эпохи Талмуда) многие ходили в тефилин почти весь день, но позже установился обычай надевать их только на утреннюю молитву. (Только Девятого Ава в знак траура тефилин и талит гадоль надевают на время молитвы Минха.)

Тефилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными. Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в “Книгу любви” своего галахического кодекса “Мишне Тора”). Другая точка зрения – каббалистическая – разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи.

В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он “подчиняет себе” мышцу – силу человека. При этом он расположен напротив сердца – источника чувств. В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи – конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека (“руку”); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном “отсеке” футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона (“рука”) должно предшествовать постижению его (“голова”). В то же время более “тонкие” действия (“обматывание ремешка вокруг пальцев”) могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона.

Тфилин

В человеке постоянно идет борьба между разумом и чувствами. И если чувства побеждают, последствия могут быть самые трагичные. Чтобы этого не случилось, и накладывают тфилин. Головной тфилин накладывают на голову, вместилище разума, а ручной – на левую руку напротив сердца, вместилища чувств. Это символизирует идеал единства разума и чувств в служении Всевышнему.

(Из учения Любавичского Ребе.)

Заповедь наложения тфилин

Согласно заповеди наложения тфилин каждый еврейский мужчина, начиная с 13 лет, обязан накладывать их ежедневно, кроме суббот и праздников. Тфилин накладывают в течение светового дня. В прошлом было принято ходить в тфилин весь световой день, в наше же время их накладывают только на время утренней молитвы, а иногда, в дни постов, на время дневной молитвы. Если нет возможности наложить тфилин во время утренней молитвы, их накладывают в любое время в течение светового дня.

Мальчик начинает учиться наложению тфилин за один-два месяца до достижения им возраста бар-мицвы, чтобы должным образом подготовиться к выполнению этой обязанности.

Источник в Торе

Заповедь наложения тфилин упоминается в Торе четыре раза. Например, в стихе “И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими” (Шмот, 13:9). Согласно традиции, речь в этом стихе идет о предмете, называемом тфилин. Форма и содержание этого предмета также четко предписаны традицией. При этом традиция не произвольна, несмотря на то, что не прописана в Пятикнижии, а является “законом, переданным Моше с горы Синай”. Иными словами, именно такой устный комментарий на приведенный выше стих получил Моше на горе Синай, и традиция бережно донесла его до наших дней. Об этом пишет, в частности, Рамбам (Маймонид) в своем комментарии к Мишне.

Устройство тфилин

Есть два тфилин – ручной и головной. Каждый из них состоит из трех элементов:

  1. Коробочки, изготовленной из кожи кашерного животного и выкрашенной в черный цвет. На коробочку головного тфилин наносится буква “шин” – первая буква одного из Имен Всевышнего. Она написана на правом и левом боках коробочки, причем на правом боку (со стороны накладывающего) – “шин” с тремя зубцами, а на левом – с четырьмя.
  2. Четырех стихов из Торы на кожаных свитках. Пишутся такие свитки вручную, специально обученным переписчиком, в соответствии с детально разработанными правилами. В головном тфилин каждый стих написан на отдельном свитке, а в ручном – все четыре на одном. Свитки скручены от конца к началу и обернуты волосками из шкуры кашерного животного. В наше время для этой цели принято использовать волосы из коровьего хвоста. Поверх волос свиток оборачивают чистым пергаментом, затем – снова волосами, вкладывают в упомянутые коробочки и зашивают нитками, изготовленными из жил кашерного животного. При этом в головном тфилин каждый свиток помещается в собственное отделение коробочки.

Четыре стиха из Торы, которые пишут на свитках, – это те отрывки, в которых упомянуты тфилин:

  1. /1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ “ПОСВЯТИ МНЕ КАЖДОГО ПЕРВЕНЦА, ОТКРЫВАЮ­ЩЕГО ВСЯКУЮ УТРОБУ, У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ – ЧЕЛОВЕКА И СКОТА, – МНЕ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ!”. /3/ И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: “ПОМНИТЕ ДЕНЬ ЭТОТ, В КОТОРЫЙ ВЫ ВЫШЛИ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ БОГ ВАС ОТТУДА – И НЕ ЕШЬТЕ КВАСНО­ГО! /4/ СЕГОДНЯ ВЫ ВЫХОДИТЕ, В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ. /5/ И БУДЕТ – КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ В СТРАНУ КНААНЕЯ, И ХЕТТА, И ЭМОРЕЯ, И ХИВЕЯ, И ЙЕВУСЕЯ, КАК ПОКЛЯЛСЯ ОН ОТЦАМ ТВОИМ ДАТЬ ТЕБЕ СТРАНУ, ТЕКУ­ЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, СОВЕРШАЙ ЭТО СЛУЖЕНИЕ В ЭТОТ МЕСЯЦ, /б/ СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬ ОПРЕСНОКИ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА. /7/ ОПРЕСНОКИ НУЖНО ЕСТЬ В ЭТИ СЕМЬ ДНЕЙ, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ КВАСНОГО, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ ЗАКВАСКИ ВО ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ТВОИХ. /8/ И СКАЖЕШЬ СЫНУ СВОЕМУ В ТОТ ДЕНЬ ТАК: РАДИ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ЗАПОВЕДИ СДЕ­ЛАЛ ЭТО МНЕ БОГ ПРИ ИСХОДЕ МОЕМ ИЗ ЕГИПТА. /9/ И ДА БУДЕТ ЭТО ТЕБЕ ЗНАКОМ НА РУКЕ ТВОЕЙ И НАПОМИ­НАНИЕМ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, ДАБЫ БЫЛО УЧЕНИЕ БОГА НА УСТАХ ТВОИХ, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ ИЗ ЕГИПТА. /10/ И СОБЛЮДАЙ ЗАКОН ЭТОТ В ЕГО СРОК ИЗ ГОДА В ГОД (Шмот, 13:1-10).
  2. /11/ И БУДЕТ, КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ В СТРАНУ КНААНЕЯ – КАК ОН ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ОТЦАМ ТВОИМ, – ДАСТ ЕЕ ТЕБЕ, /12/ ПОСВЯТИШЬ ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ, ВЫШЕДШИХ ИЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ, БОГУ, И ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ ОТ ПРИПЛОДА СКОТА, КОТОРЫЙ БУДЕТ У ТЕБЯ, САМЦОВ, – БОГУ. /13/ ВСЕХ ОСЛЯТ, ПЕРВЫМИ ВЫШЕДШИХ ИЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ, ВЫКУПИ НА ЯГНЕНКА, А ЕСЛИ НЕ ВЫКУПИШЬ, ПРОЛОМИ ЕМУ ЗАТЫЛОК, А ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, СЫНОВЕЙ ТВОИХ, ВЫКУПИ. /14/ И ВОТ – КОГДА СПРОСИТ ТЕБЯ В БУДУЩЕМ СЫН ТВОЙ, ГОВОРЯ: ЧТО ЭТО? ТЫ СКАЖЕШЬ ЕМУ: СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ НАС БОГ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА. /15/ И БЫЛО – КОГДА ФАРАОН ПРОТИВИЛСЯ ТОМУ, ЧТОБЫ ОТПУСТИТЬ НАС, УМЕРТВИЛ БОГ ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ – ОТ ПЕРВЕНЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ДО ПЕРВЕНЦА СКОТА; ПОЭТОМУ Я ПОСВЯЩАЮ БОГУ ВСЕХ САМЦОВ, ОТКРЫВАЮЩИХ УТРОБУ, А ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА СЫНОВЕЙ МОИХ ВЫКУПАЮ. /16/ И ДА БУДЕТ ЭТО ЗНАКОМ НА РУКЕ ТВОЕЙ И НАПОМИНАНИЕМ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ: ЧТО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ НАС БОГ ИЗ ЕГИПТА” (Шмот, 13:11-16).
  3. /4/ СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ – ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН! /5/ ЛЮБИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ. /6/ И БУДУТ СЛОВА ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. /7/ И ПОВТОРЯЙ ИХ СЫНАМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. /8/ И ПОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ТВОИМИ. /9/ И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ (Дварим, 6:4-9).
  4. /13/ И ВОТ, ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕСЬ ЗАПОВЕДЕЙ МОИХ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ЛЮБИЛИ ВЫ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, И СЛУЖИЛИ ЕМУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ ВАШЕЙ, /14/ ТО ДАМ Я ДОЖДЬ СТРАНЕ ВАШЕЙ В СРОК: ДОЖДЬ РАННИЙ И ДОЖДЬ ПОЗДНИЙ, И СОБЕРЕШЬ ТЫ ХЛЕБ ТВОЙ, И ВИНО ТВОЕ, И ОЛИВКОВОЕ МАСЛО ТВОЕ, /15/ И ДАМ Я ТРАВУ НА ПОЛЕ ТВОЕМ ДЛЯ СКОТА ТВОЕГО, И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ. /16/ БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ОБОЛЬСТИЛОСЬ СЕРДЦЕ ВАШЕ, И НЕ СОШЛИ ВЫ С ПУТИ, И НЕ СЛУЖИЛИ БОГАМ ЧУЖИМ, И НЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ ИМ, – /17/ ЧТОБЫ НЕ ВОЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ БОГА НА ВАС, И ЗАМКНЕТ ОН НЕБЕСА, И НЕ БУДЕТ ДОЖДЯ, И ЗЕМЛЯ НЕ ДАСТ УРОЖАЯ СВОЕГО, И ИСЧЕЗНЕТЕ ВЫ БЫСТРО ИЗ СТРАНЫ ХОРОШЕЙ, КОТОРУЮ БОГ ДАЕТ ВАМ. /18/ ПОЛОЖИТЕ ЖЕ ЭТИ МОИ СЛОВА НА СЕРДЦЕ ВАШЕ И НА ДУШУ ВАШУ, И ПОВЯЖИТЕ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ ВАШУ, И ДА БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ВАШИМИ. /19/ И УЧИТЕ ИМ СЫНОВЕЙ ВАШИХ ПРОИЗНОСИТЬ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. /20/ И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ, /21/ ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ВАШИ И ДНИ СЫНОВ ВАШИХ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ВАШИМ ДАТЬ ИМ, – КАК ДНИ НЕБА НАД ЗЕМЛЕЙ (Дварим, 11:13-21).
  1. Кожаного ремня шириной не менее 9 миллиметров, выкрашенного с одной стороны в черный цвет и прикрепленного к тфилин. На ремне каждого тфилин имеется узел, завязанный особым образом.

Святость тфилин

Тфилин приравнены в статусе святого предмета к свитку Торы из-за находящихся в них свитков со стихами из Торы. Это означает, в частности, что их нужно оберегать от загрязнения и дурных запахов. Например, нельзя с наложенными тфилин входить в туалет, выбрасывать их в мусор и некоторое другое.

По этой причине заповедь тфилин начинают исполнять не в детском возрасте, как прочие заповеди, а только в возрасте бар-мицвы, когда не исполнять ее уже нельзя. Таким образом тфилин превратились в символ бар-мицвы.

Все составляющие тфилин и все необходимые процессы – начиная от подготовки шкуры и заканчивая зашиванием свитков в коробочки – совершаются верующими евреями, соблюдающими заповеди, с мыслью о том, что вся эта святая работа делается специально для тфилин.

Высокий статус святости тфилин требует спасать их из огня даже в субботу и даже если в сумочке с тфилин лежат еще и деньги*.

* В субботу запрещено зажигать и тушить огонь, а также прикасаться к тфилин и деньгам.

Хранение тфилин

По обычаю тфилин хранят в специальных мешочках, чаще всего в бархатных и с вышивкой. В некоторых общинах сложился обычай дарить жениху перед свадьбой такие мешочки для тфилин с его инициалами, вышитыми руками невесты.

Кроме того, прежде чем убрать тфилин в мешочек, их вкладывают в специальные пластиковые или картонные коробочки для защиты их целостности.

В наше время можно также приобрести специальный футляр для хранения тфилин в полевых условиях. Такие футляры популярны у солдат и туристов.

Мудрецы о заповеди тфилин

В Талмуде говорится, что тот, кто читает молитву “Шма”, не наложив тфилин, подобен лжесвидетелю (Бавли, Брахот, 14:2), поскольку сам факт этого является некой декларацией веры.

Наши мудрецы также считают заповедь тфилин средством продления жизни.

Вот что написано о тфилин в “Сефер ахинух”:

“Поскольку человек по природе своей материален, его одолевает страсть к наслаждениям. И он не понимал бы никаких доводов против, если бы не душа, подаренная ему Всевышним, которая по мере возможности удерживает его от греха.

Хотел Всевышний поддержать нас в этой борьбе – и дал нам стражей: запрет прерывать изучение Торы и цицит, и мезузу, и тфилин на голове и на руке.

Сущность четырех стихов Торы, что написаны на свитках тфилин – принятие на себя Ярма Небес, единство Всевышнего, исход из Египта (из которого следует идея постоянного обновления мира и Б-жественного Провидения) – то есть основы нашей веры. И у нас есть обязанность ежедневно накладывать эти основы на голову и на руку напротив сердца – вместилища разума и чувств. И когда мы накладываем эти стихи Торы на эти органы тела – мы укрепляем память об основах нашей веры и удостаиваемся жизни вечной”.

Любавичский Ребе уделяет особое внимание накладыванию тфилин солдатами, участвующими в военных действиях. Он призывает их непременно накладывать тфилин ежедневно в будние дни в любое время дня, если не удается сделать это во время утренней молитвы. Ребе подчеркивает, что все накладывающие тфилин солдаты возвращаются домой живыми.

Наложение и снятие тфилин

Тфилин руки накладывают на мышцу левой руки напротив сердца (человек, пишущий левой рукой, накладывает тфилин на правую руку), а головной тфилин – на лоб (на то место, где у младенцев находится родничок). Вначале прикрепляют тфилин к руке, произносят благословение и обматывают ремень вокруг руки. Затем накладывают тфилин на голову. Делают это стоя, чтобы подчеркнуть особую святость тфилин. Снимают тфилин тоже стоя и в порядке, обратном порядку их наложения: прежде — с головы, а затем — с руки.

Что такое тфилин?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Тфилин — небольшие черные коробочки-футляры с кожаными ремешками, содержащие написанные на пергаменте отрывки из текста Пятикнижия — Торы. Как сами тфилин, так и пергамент сделаны из шкуры кошерного животного. Слово «тфилин» происходит от еврейского «тфила»«молитва». Во многих языках за тфилин закрепилось название филактерии (от греч. «филактерион»«амулет»). Накладывать тфилин — одна из заповедей иудаизма: взрослые мужчины раз в день повязывают тфилин на голову и на руку, так, чтобы ручной тфилин оказался на бицепсе руки напротив сердца, а головной тфилин —посередине головы над глазами. При этом нужно быть максимально сконцентрированным и сосредоточенным на смысле заповеди — признании Воли Вс-вышнего над собой.

Оглавление

Введение [↑]

Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей? Многие мудрецы Торы пытаются дать ответ на этот вопрос. В их книгах раскрываются разные аспекты заповедей. Но любые объяснения ограничены возможностью человека понимать волю Творца и претендовать на доступ к пониманию ее.

Пара тфилин: справа — одеваемый на руку, слева — головной тфилин

Помимо этого мы знаем, что особая заслуга евреев заключается именно в том, что они согласились исполнять заповеди, не оговорив при этом никаких специальных условий. Наши предки, стоя у горы Синай, провозгласили: «Наасэ вэ-нишма» — «Сделаем и поймем» и не потребовали никаких объяснений от Всевышнего.

Но есть заповеди, для выполнения которых необходимо понимание причин их установления. Незнание ставит под вопрос правильность исполнения таких заповедей. К таким предписаниям Торы относится, например, заповедь о тфилин, и мы имеем полное право рассмотреть причины ее установления.

Тфилин и выход из Египта [↑]

В попытках понять причину установления Творцом заповеди о надевании тфилин, нужно говорить, прежде всего, о выходе из Египта. Ведь часть отрывков Торы, помещенных в коробочках тфилин, посвящена именно освобождению евреев из египетского рабства.

Рамбам объясняет основную идею Торы в отношении заповеди надевания тфилин в классическом и фундаментальном тексте, отрывок из которого мы здесь приводим:

«Я хочу сообщить тебе причины многочисленных обязательств Торы. С развитием идолопоклонства в мире, начиная со времен Ноаха, люди стали заблуждаться в области веры. Некоторые сразу же опровергали реальность существования Бога, и говорили, что мир никогда не был создан, тем самым утверждая, что и Творец не существует. Другие отрицают, что Творец обладает какими-либо знаниями о деталях, утверждая (Тэилим, 73, 11): “Как может Всемогущий знать, есть ли ведение у Всевышнего?” Другие наделяют Его знанием, но отрицают Его ежесекундное вмешательство в существование всего живого на земле, считая, что ничто живое абсолютно не интересует Б-га, который оставил землю».

Увидев, как люди отворачиваются от первоначальной очевидности присутствия Б-га в мире и становятся идолопоклонниками или атеистами, Всесильный вмешался в ход событий и раскрыл Себя во время выхода из Египта, позволив желающим осознать, кто реально управляет миром. Рамбам так объясняет это:

«Когда Всесильный выбирает человека или общину и совершает для них чудо, которое меняет (естественный) ход событий, все могут констатировать полную тщетность вышеупомянутых концепций, так как сверхъестественное чудо доказывает, что миром управляет Творец, Который его создал, знает обо всем, что в нем происходит,… и Он всемогущ. Если ко всему прочему об этом чуде преждевременно сообщает пророк, … это означает, что Б-г говорит с человеком и раскрывает Свои планы Своим слугам пророкам. Таким образом, Тора полностью оказывается утвержденной».

Именно эта идея написана в тфилин. Таким образом, основная цель тфилина — постоянно напоминать о выходе из Египта и о чудесах, свидетелями которых мы были.

«И этот аспект является очень серьезным, потому что человек, который ест хлеб, собранный в семь дней праздника Песах (Шмот, 12:15), или отказывается принести пасхальную жертву (Бамидбар, 9:13), отрезается от еврейского народа. Мы получили обязанность записывать все, что связано с чудесами, увиденными нами, в тфилин, которые надеваем на руку и меж глаз, в мезузах, прибиваемых на дверях домов, и вспоминать об этом утром и вечером…, потому что сказано (Дварим, 16:3): “Чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей”».

Таким образом, по объяснению Рамбама, посредством надевания тфилин мы выполняем заповедь Торы, повелевающую помнить о выходе из Египта и обо всех чудесах, с этим связанных.

В Шульхан Арухе сказано, что при наложении тфилин надо думать о том, что Б-г нам заповедал надевать на себя специальные коробочки с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых упоминается единство Его Имени и выход из Египта, чтобы помнить о чудесах, которые Он совершил для нас. В Шульхан Арухе также отмечается, что эти чудеса доказывают Его единство, Его силу и Его господство в высших и низших мирах. Таким образом, человек, надевающий тфилин правильно, подчиняет разум и сердце Б-гу.

Преграда для греха [↑]

Очень важно знать, что тфилин должен приостанавливать наше стремление к легкомысленному времяпрепровождению, поиску материальных удовольствий и роскоши. Такой вывод можно сделать из объяснения мудрецами (Мидраш Шохар Тов Тэилим, 2, см. Авода Зара, 3б) отрывка из Тэилим (2:3): «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их!» Слова «расторгнем узы их», по мнению комментаторов, говорят о тфилине для рук; а фраза «свергнем с себя оковы их» — о тфилине для головы.

Взрослые мужчины-евреи надевают тфилин каждый день, и даже в армии

Рамбам считает (Гильхот Мэзуза, 6:13), что надеваемый с правильными намерениями тфилин, также как мезуза, способен удерживать человека на путях праведности: «Первые мудрецы сказали: “Каждый человек, который надел тфилин и цицит, а на двери своей прикрепил мезузу, гарантированно защищен от ошибки, так как он окружает себя многочисленными вещами, напоминающими ему о порядке. И от ошибки его спасут ангелы, как сказано: (там же, 34:8) Ангел Г-спода находится возле тех, кто Его боится, и помогает им избежать опасности”.

Мэам Лоэз дополняет эту идею (Дварим) и утверждает: Б-г велел надевать тфилин, говоря нам: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”, ведь тфилин для руки направлен к сердцу, а тфилин для головы — к мозгу. Рука и голова являются одними из самых важных органов в человеческом теле, выполняющими жизненно необходимые функции. Через них также проходят и все мысли человека, как хорошие, так и плохие. Благодаря святости тфилин, они могут очиститься, и человек может приблизиться к Б-гу, благословен Он!»

Радваз, который раскрывает многочисленные секреты Торы в отношении разных заповедей, написал по поводу повеления надевать тфилин: «Причина этой обязанности, в первую очередь, в том, что Б-г хотел нам помочь отстранить силы, постоянно побуждающие нас к плохому. Мы надеваем тфилин, содержащий четыре отрывка, которые составляют основу нашей святой Торы, чтобы постоянно помнить о них, и чтобы мысли наши от этого не отдалялись. Недаром сказано, что тфилин будет не “на голове”, а “меж глаз”. То есть сам факт надевания его на голову означает, что эти отрывки Торы всегда должны оставаться в нашей памяти…»

В современном мире этим концепциям не придают абсолютно никакой ценности, полагая, что человек волен в своих мыслях, и воображение его ничем не сковано. Он с трудом может представить себя подчиненным определенной философской мысли, и еще тяжелее ему осознать, что он должен противостоять своим самым низким наклонностям! И, тем не менее, вот что Тора ожидает от вас: «И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими» (Бамидбар, 15:39). Сама эта тема заключает в себе особую сложность для людей, воспитанных на ценностях западной культуры, с ее неудержимым стремлением к земным благам. Именно в борьбе с этими душевными устремлениями нам и призван помочь тфилин.

Атрибуты царя [↑]

В отрывке из «Песни Песней» (2:6) говорится: «…его правая рука обнимает меня…» Наши мудрецы (Мидраш Рабба) объясняют, что здесь речь идет о тфилин.

В словах пророка (Йехезкель 24:17): «…повяжи на себя головной убор славы…» комментаторы Торы видят описание тфилина, который образует корону на голове еврея. Утром, когда мы говорим благословение на то, что Б-г короновал Израиль славой, именно тфилин служит тому намеком. В виду этого, Рош обычно не произносил этого благословления до наложения тфилина.

Термин «тотафот», которым в Торе обозначается тфилин для головы, также несет значение драгоценности и короны.

Помимо этих нескольких концепций, которые повышают важность заповеди о надевании тфилин, мудрецы также объяснили, какое воздействие она может иметь на жизнь тех, кто уважительно относится к ее исполнению.

Тфилин и изучение Торы [↑]

«Израиль сказал Всесильному: “Мы хотим изучать Тору днем и ночью, но у нас нет на это времени”. Б-г им ответил: “Надевайте тфилин, и Я буду считать, что вы учились день и ночь!” (Шохар Тов Тэхилим 1).

Этот удивительный мидраш доказывает, насколько важен тфилин, способный даже в какой-то степени освободить еврейский народ от изучения Торы, которое должно быть его основным занятием ежедневно.

Раби Нафтали Цви Йегуда Берлин (Нецив) в объяснении отрывка из книги Шмот (13:9) пишет: “Слова “дабы была Тора Б-га на устах твоих” означают, что воздействие наложения тфилин направлено именно на то, чтобы, как сказано, Тора Б-га была на устах. Фактически, как Тора и ее глубокое изучение способствуют тому, что человек остается верным своему Создателю, подобным образом и тфилин удерживает каждого еврея на пути праведности. Отсюда можно понять, чему учили наши мудрецы (Мехильта 17): “Каждый, кто изучает Тору, освобожден от заповеди надевания тфилина”. Тем не менее, Ришоним [великие учителя Средневековья] (см. Бэйт Йосеф пар. 31) считают, что это не значит, что он действительно освобожден от этой заповеди. Скорее это можно выразить так: цель этой заповеди и ее принцип не настолько необходимы человеку, как изучение Торы. Тем не менее, понятно, что это предписание Торы является обязательным для всех, так же как и любая другая заповедь”.

Нецив берет отрывки Торы, используемые в тфилин, и объясняет их в рамках своего комментария: “И будете вы уважать этот закон [действуя так, как будто его причины не объясняются]”. Это сказано о тфилин [хотя и существует множество оснований для исполнения этой заповеди], так как человек, изучающий Тору, не нуждается в тфилине, согласно сказанному: “Чтобы Тора Б-га была на устах”. Но, не смотря на это, написано: “И будете вы уважать этот закон”. Значит, еврей обязан исполнить эту обязанность, как если бы она была законом без оснований».

В заключении приведем отрывок из текста прекрасного произведения рава Арье Каплана, где говорится о тфилин:

«Существует множество способов приблизиться к Б-гу. Прежде всего, посредством ума: задавать вопросы и искать ответы, благодаря которым можно достигнуть определенного восприятия Бесконечного. Это область философа.

Можно также заняться поиском Б-га на более интимном уровне — через молитву и размышления. Тогда, возможно, человек дойдет до состояния очищения.… Кажется, что дверь внезапно приоткрывается, но только на короткий миг, позволяя мельком взглянуть на Божественное и давая доступ к самому прекрасному зрелищу на земле. Тогда человек ощущает несравненную близость с Б-гом. Такое состояние невозможно описать: это все равно, что хотеть поделиться впечатлением от захода солнца со слепым. Но такое бывает: дверь открылась, и наш взгляд проскальзывает в щель. Этот уровень называется мистикой.

Но может случиться так, что дверь открывается полностью, показывая всю дорогу. Слышимый голос абсолютно чист и полученное послание полностью разборчиво. Это самая прямая связь с Б-гом, которую человек когда-либо способен достичь. Это пророчество.

Каждый еврей на горе Синай достиг этого уровня.

Тфилин возвращает нам этот неповторимый момент.

Среди нас мало философов, еще меньше среди нас людей, достигших уровня мистики. Что же касается пророков, их на земле больше не осталось.

Но у нас осталась возможность вспомнить…

Надевая наш тфилин, мы возрождаем бесконечную связь любви, сформировавшуюся на Синае.

Мы видели, как праведники — люди, достигшие наивысшей святости — испытывали мистические ощущения всякий раз, когда надевали тфилин, как будто слова, написанные на пергаменте, буквально обжигали им сердце и душу.

Мы никогда не достигнем такого уровня…, но ничего нам не мешает попробовать.

Б-г дал нам заповедь тфилин, четко объяснив, как ее исполнять.

Внешне похожий на простой футляр и на грубые повязки, он, на самом деле, представляет собой нечто большее…»

Известна реакция рава Элияу Лапиана, благословенна память праведника, одного из учителей мусара, на появление в продаже одного из первых радиоприемников. Узнав, как функционирует этот механизм, и испытав его, он сказал: «Благодаря этому приемнику можно понять действие тфилин. Он устанавливает прямой контакт посредством волн, идущих Свыше, не используя при этом ни проводов, ни других видимых соединений…»

Изготовление тфилин [↑]

Очень важно, чтобы тфилин, позволяющий создать такую необыкновенную связь со святостью, был изготовлен в оптимальных условиях с максимальным вниманием и куплен только у продавца, достойного доверия. Например, у знаменитого изготовителя тфилин. Ведь с его помощью фактически каждый еврей на своем уровне может прикоснуться к самому Источнику жизни и с каждым раз подниматься все выше на пути праведности, благодаря усилиям, вызванным его работой над собой.

Так выглядит головной тфилин в процессе изготовления

В этом и заключается основной смысл тфилин — этого «аппарата славы» еврейского народа, роль каждого представителя которого в любой стране мира — стремиться принести в жизнь максимум святости и твердо бороться со злом.

Тфилин является средством, чтобы этого достигнуть, ведь он образует на голове каждого еврея корону, которая защищает нас от народов, как говорится в стихе: «Ибо увидят они, что Имя Б-га на тебе, и будут бояться тебя». Наши мудрецы объясняют, что этот отрывок говорит о тфилин.

Заказать экскурсию на производство тфилин «Хатам аИдур» можно по телефону: 052-7681488.

Тфилин

В человеке постоянно идет борьба между разумом и чувствами. И если чувства побеждают, последствия могут быть самые трагичные. Чтобы этого не случилось, и накладывают тфилин. Головной тфилин накладывают на голову, вместилище разума, а ручной – на левую руку напротив сердца, вместилища чувств. Это символизирует идеал единства разума и чувств в служении Всевышнему.

(Из учения Любавичского Ребе.)

Заповедь наложения тфилин

Согласно заповеди наложения тфилин каждый еврейский мужчина, начиная с 13 лет, обязан накладывать их ежедневно, кроме суббот и праздников. Тфилин накладывают в течение светового дня. В прошлом было принято ходить в тфилин весь световой день, в наше же время их накладывают только на время утренней молитвы, а иногда, в дни постов, на время дневной молитвы. Если нет возможности наложить тфилин во время утренней молитвы, их накладывают в любое время в течение светового дня.

Мальчик начинает учиться наложению тфилин за один-два месяца до достижения им возраста бар-мицвы, чтобы должным образом подготовиться к выполнению этой обязанности.

Источник в Торе

Заповедь наложения тфилин упоминается в Торе четыре раза. Например, в стихе “И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими” (Шмот, 13:9). Согласно традиции, речь в этом стихе идет о предмете, называемом тфилин. Форма и содержание этого предмета также четко предписаны традицией. При этом традиция не произвольна, несмотря на то, что не прописана в Пятикнижии, а является “законом, переданным Моше с горы Синай”. Иными словами, именно такой устный комментарий на приведенный выше стих получил Моше на горе Синай, и традиция бережно донесла его до наших дней. Об этом пишет, в частности, Рамбам (Маймонид) в своем комментарии к Мишне.

Устройство тфилин

Есть два тфилин – ручной и головной. Каждый из них состоит из трех элементов:

  1. Коробочки, изготовленной из кожи кашерного животного и выкрашенной в черный цвет. На коробочку головного тфилин наносится буква “шин” – первая буква одного из Имен Всевышнего. Она написана на правом и левом боках коробочки, причем на правом боку (со стороны накладывающего) – “шин” с тремя зубцами, а на левом – с четырьмя.
  2. Четырех стихов из Торы на кожаных свитках. Пишутся такие свитки вручную, специально обученным переписчиком, в соответствии с детально разработанными правилами. В головном тфилин каждый стих написан на отдельном свитке, а в ручном – все четыре на одном. Свитки скручены от конца к началу и обернуты волосками из шкуры кашерного животного. В наше время для этой цели принято использовать волосы из коровьего хвоста. Поверх волос свиток оборачивают чистым пергаментом, затем – снова волосами, вкладывают в упомянутые коробочки и зашивают нитками, изготовленными из жил кашерного животного. При этом в головном тфилин каждый свиток помещается в собственное отделение коробочки.

Четыре стиха из Торы, которые пишут на свитках, – это те отрывки, в которых упомянуты тфилин:

  1. /1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ “ПОСВЯТИ МНЕ КАЖДОГО ПЕРВЕНЦА, ОТКРЫВАЮ­ЩЕГО ВСЯКУЮ УТРОБУ, У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ – ЧЕЛОВЕКА И СКОТА, – МНЕ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ!”. /3/ И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: “ПОМНИТЕ ДЕНЬ ЭТОТ, В КОТОРЫЙ ВЫ ВЫШЛИ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ БОГ ВАС ОТТУДА – И НЕ ЕШЬТЕ КВАСНО­ГО! /4/ СЕГОДНЯ ВЫ ВЫХОДИТЕ, В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ. /5/ И БУДЕТ – КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ В СТРАНУ КНААНЕЯ, И ХЕТТА, И ЭМОРЕЯ, И ХИВЕЯ, И ЙЕВУСЕЯ, КАК ПОКЛЯЛСЯ ОН ОТЦАМ ТВОИМ ДАТЬ ТЕБЕ СТРАНУ, ТЕКУ­ЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, СОВЕРШАЙ ЭТО СЛУЖЕНИЕ В ЭТОТ МЕСЯЦ, /б/ СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬ ОПРЕСНОКИ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА. /7/ ОПРЕСНОКИ НУЖНО ЕСТЬ В ЭТИ СЕМЬ ДНЕЙ, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ КВАСНОГО, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ ЗАКВАСКИ ВО ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ТВОИХ. /8/ И СКАЖЕШЬ СЫНУ СВОЕМУ В ТОТ ДЕНЬ ТАК: РАДИ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ЗАПОВЕДИ СДЕ­ЛАЛ ЭТО МНЕ БОГ ПРИ ИСХОДЕ МОЕМ ИЗ ЕГИПТА. /9/ И ДА БУДЕТ ЭТО ТЕБЕ ЗНАКОМ НА РУКЕ ТВОЕЙ И НАПОМИ­НАНИЕМ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, ДАБЫ БЫЛО УЧЕНИЕ БОГА НА УСТАХ ТВОИХ, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ ИЗ ЕГИПТА. /10/ И СОБЛЮДАЙ ЗАКОН ЭТОТ В ЕГО СРОК ИЗ ГОДА В ГОД (Шмот, 13:1-10).
  2. /11/ И БУДЕТ, КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ В СТРАНУ КНААНЕЯ – КАК ОН ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ОТЦАМ ТВОИМ, – ДАСТ ЕЕ ТЕБЕ, /12/ ПОСВЯТИШЬ ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ, ВЫШЕДШИХ ИЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ, БОГУ, И ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ ОТ ПРИПЛОДА СКОТА, КОТОРЫЙ БУДЕТ У ТЕБЯ, САМЦОВ, – БОГУ. /13/ ВСЕХ ОСЛЯТ, ПЕРВЫМИ ВЫШЕДШИХ ИЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ, ВЫКУПИ НА ЯГНЕНКА, А ЕСЛИ НЕ ВЫКУПИШЬ, ПРОЛОМИ ЕМУ ЗАТЫЛОК, А ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, СЫНОВЕЙ ТВОИХ, ВЫКУПИ. /14/ И ВОТ – КОГДА СПРОСИТ ТЕБЯ В БУДУЩЕМ СЫН ТВОЙ, ГОВОРЯ: ЧТО ЭТО? ТЫ СКАЖЕШЬ ЕМУ: СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ НАС БОГ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА. /15/ И БЫЛО – КОГДА ФАРАОН ПРОТИВИЛСЯ ТОМУ, ЧТОБЫ ОТПУСТИТЬ НАС, УМЕРТВИЛ БОГ ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ – ОТ ПЕРВЕНЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ДО ПЕРВЕНЦА СКОТА; ПОЭТОМУ Я ПОСВЯЩАЮ БОГУ ВСЕХ САМЦОВ, ОТКРЫВАЮЩИХ УТРОБУ, А ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА СЫНОВЕЙ МОИХ ВЫКУПАЮ. /16/ И ДА БУДЕТ ЭТО ЗНАКОМ НА РУКЕ ТВОЕЙ И НАПОМИНАНИЕМ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ: ЧТО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ НАС БОГ ИЗ ЕГИПТА” (Шмот, 13:11-16).
  3. /4/ СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ – ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, БОГ ОДИН! /5/ ЛЮБИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ. /6/ И БУДУТ СЛОВА ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. /7/ И ПОВТОРЯЙ ИХ СЫНАМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. /8/ И ПОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ТВОИМИ. /9/ И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ (Дварим, 6:4-9).
  4. /13/ И ВОТ, ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕСЬ ЗАПОВЕДЕЙ МОИХ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ЛЮБИЛИ ВЫ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, И СЛУЖИЛИ ЕМУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ ВАШЕЙ, /14/ ТО ДАМ Я ДОЖДЬ СТРАНЕ ВАШЕЙ В СРОК: ДОЖДЬ РАННИЙ И ДОЖДЬ ПОЗДНИЙ, И СОБЕРЕШЬ ТЫ ХЛЕБ ТВОЙ, И ВИНО ТВОЕ, И ОЛИВКОВОЕ МАСЛО ТВОЕ, /15/ И ДАМ Я ТРАВУ НА ПОЛЕ ТВОЕМ ДЛЯ СКОТА ТВОЕГО, И БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ. /16/ БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ОБОЛЬСТИЛОСЬ СЕРДЦЕ ВАШЕ, И НЕ СОШЛИ ВЫ С ПУТИ, И НЕ СЛУЖИЛИ БОГАМ ЧУЖИМ, И НЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ ИМ, – /17/ ЧТОБЫ НЕ ВОЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ БОГА НА ВАС, И ЗАМКНЕТ ОН НЕБЕСА, И НЕ БУДЕТ ДОЖДЯ, И ЗЕМЛЯ НЕ ДАСТ УРОЖАЯ СВОЕГО, И ИСЧЕЗНЕТЕ ВЫ БЫСТРО ИЗ СТРАНЫ ХОРОШЕЙ, КОТОРУЮ БОГ ДАЕТ ВАМ. /18/ ПОЛОЖИТЕ ЖЕ ЭТИ МОИ СЛОВА НА СЕРДЦЕ ВАШЕ И НА ДУШУ ВАШУ, И ПОВЯЖИТЕ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ ВАШУ, И ДА БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ВАШИМИ. /19/ И УЧИТЕ ИМ СЫНОВЕЙ ВАШИХ ПРОИЗНОСИТЬ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. /20/ И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ, /21/ ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ВАШИ И ДНИ СЫНОВ ВАШИХ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ВАШИМ ДАТЬ ИМ, – КАК ДНИ НЕБА НАД ЗЕМЛЕЙ (Дварим, 11:13-21).
  1. Кожаного ремня шириной не менее 9 миллиметров, выкрашенного с одной стороны в черный цвет и прикрепленного к тфилин. На ремне каждого тфилин имеется узел, завязанный особым образом.

Святость тфилин

Тфилин приравнены в статусе святого предмета к свитку Торы из-за находящихся в них свитков со стихами из Торы. Это означает, в частности, что их нужно оберегать от загрязнения и дурных запахов. Например, нельзя с наложенными тфилин входить в туалет, выбрасывать их в мусор и некоторое другое.

По этой причине заповедь тфилин начинают исполнять не в детском возрасте, как прочие заповеди, а только в возрасте бар-мицвы, когда не исполнять ее уже нельзя. Таким образом тфилин превратились в символ бар-мицвы.

Все составляющие тфилин и все необходимые процессы – начиная от подготовки шкуры и заканчивая зашиванием свитков в коробочки – совершаются верующими евреями, соблюдающими заповеди, с мыслью о том, что вся эта святая работа делается специально для тфилин.

Высокий статус святости тфилин требует спасать их из огня даже в субботу и даже если в сумочке с тфилин лежат еще и деньги*.

* В субботу запрещено зажигать и тушить огонь, а также прикасаться к тфилин и деньгам.

Хранение тфилин

По обычаю тфилин хранят в специальных мешочках, чаще всего в бархатных и с вышивкой. В некоторых общинах сложился обычай дарить жениху перед свадьбой такие мешочки для тфилин с его инициалами, вышитыми руками невесты.

Кроме того, прежде чем убрать тфилин в мешочек, их вкладывают в специальные пластиковые или картонные коробочки для защиты их целостности.

В наше время можно также приобрести специальный футляр для хранения тфилин в полевых условиях. Такие футляры популярны у солдат и туристов.

Мудрецы о заповеди тфилин

В Талмуде говорится, что тот, кто читает молитву “Шма”, не наложив тфилин, подобен лжесвидетелю (Бавли, Брахот, 14:2), поскольку сам факт этого является некой декларацией веры.

Наши мудрецы также считают заповедь тфилин средством продления жизни.

Вот что написано о тфилин в “Сефер ахинух”:

“Поскольку человек по природе своей материален, его одолевает страсть к наслаждениям. И он не понимал бы никаких доводов против, если бы не душа, подаренная ему Всевышним, которая по мере возможности удерживает его от греха.

Хотел Всевышний поддержать нас в этой борьбе – и дал нам стражей: запрет прерывать изучение Торы и цицит, и мезузу, и тфилин на голове и на руке.

Сущность четырех стихов Торы, что написаны на свитках тфилин – принятие на себя Ярма Небес, единство Всевышнего, исход из Египта (из которого следует идея постоянного обновления мира и Б-жественного Провидения) – то есть основы нашей веры. И у нас есть обязанность ежедневно накладывать эти основы на голову и на руку напротив сердца – вместилища разума и чувств. И когда мы накладываем эти стихи Торы на эти органы тела – мы укрепляем память об основах нашей веры и удостаиваемся жизни вечной”.

Любавичский Ребе уделяет особое внимание накладыванию тфилин солдатами, участвующими в военных действиях. Он призывает их непременно накладывать тфилин ежедневно в будние дни в любое время дня, если не удается сделать это во время утренней молитвы. Ребе подчеркивает, что все накладывающие тфилин солдаты возвращаются домой живыми.

Наложение и снятие тфилин

Тфилин руки накладывают на мышцу левой руки напротив сердца (человек, пишущий левой рукой, накладывает тфилин на правую руку), а головной тфилин – на лоб (на то место, где у младенцев находится родничок). Вначале прикрепляют тфилин к руке, произносят благословение и обматывают ремень вокруг руки. Затем накладывают тфилин на голову. Делают это стоя, чтобы подчеркнуть особую святость тфилин. Снимают тфилин тоже стоя и в порядке, обратном порядку их наложения: прежде — с головы, а затем — с руки.

Читать еще:  Молитва от зависти и врагов
Ссылка на основную публикацию