Молитва от патриарха кирилла

Молитва от патриарха кирилла

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в одиннадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Аудио

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сложилась традиция каждый год в день интронизации Патриарха проводить соборные богослужения в Храме Христа Спасителя при значительном стечении народа — молиться за Патриарха, молиться за Церковь. Может быть, кому-то со стороны может показаться, что это некое протокольное мероприятие, но лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов. И то, о чем я сказал, вовсе не свидетельствует лишь о работоспособности Патриарха. Это свидетельствует об огромной работе, которая проходит в нашей Церкви. Задача Патриарха заключалась и заключается в том, чтобы вдохновлять на такую работу, чтобы вместе с епископатом определять богословские, интеллектуальные пути развития Церкви, чтобы вместе с народом укреплять духовную жизнь и веру не только людей православных, но тех, кто еще только идет к храму, спотыкаясь, оборачиваясь, будучи неуверенным в правильности выбранного пути. И, конечно, о тех, кто вообще не думает ни о Боге, ни о Церкви. О всех наших людях — молитва Церкви, горячая и непреклонная. Непреклонная в понимании того, что сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9) и из камней сих Бог способен соделать детей Авраамовых (Лк. 3:8).

На протяжении минувших лет я неоднократно повторял эти дивные слова о камнях, из которых Бог способен соделать детей Авраамовых. Сколько же таких примеров прошло через мои глаза, через мой разум, через мое сердце? Вспоминаю, что было 11 лет назад, когда я посещал различные епархии в регионах России — как мало было духовенства, епископата, как не хватало церквей! А когда по истечении определенного времени мне приходилось посещать те же самые места, я видел новые храмы, молодых энергичных архиереев, таких же священников, и я понимал, что Господь реально приклонил к нам Свою милость и из камней сих созидает детей Авраамовых.

Сегодня Церковь наша совершает огромный подвиг. Я не преувеличиваю: это подвиг. Подвиг, который несут наши иерархи. Подвиг, который несет духовенство и монашествующие. Но это еще и замечательные труды и подвиги наших благочестивых мирян, на которых сегодня Церковь опирается так, как никогда, может быть, за всю историю XX и начала XXI века. Другими словами, Церковь пришла в движение. Сами люди ставят перед собой вопросы, которых раньше не ставили. Например, въезжают люди в какой-то район, в новостройку. Наверное, в первую очередь многие думают о комфорте, о коммуникациях, но вот что удивительно: в наше время люди, которые въезжают в новые районы, по крайней мере в Москве, буквально сразу же направляют Патриарху просьбы — «постройте храм», «благословите строительство храма». Наверное, это можно сравнить только с самыми процветающими временами нашей дореволюционной жизни, когда строительство села или городского района непременно сопровождалось строительством храмов. Не могу сказать, что все идет очень гладко и просто, что нам остается только благодушествовать — совсем не так. Чем сильнее действие благодати, тем сильнее сопротивление. А сопротивление откуда? Не от человека, от темной силы — но через человека. И поэтому, когда мы сталкиваемся с трудностями, с какими-то, казалось бы, неразрешимыми проблемами, мы, верующие люди, должны воспринимать это не только как частный случай столкновения каких-то человеческих или ведомственных интересов. Чаще всего под прикрытием этих интересов просматривается онтологическое сопротивление Божиему присутствию в жизни народа там, где это присутствие было ослаблено. Ну, а дух сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Никакими административными усилиями Церковь наша не решит задачи, которые перед ней стоят, но только Духом Святым, опираясь на силу благодати Божией. А это значит, что для решения наших проблем необходимы в первую очередь личная вера и благочестие. Благочестие наших христианских общин, труд во славу Божию. И я призываю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, трудиться не покладая рук. Мы многое сделали, но как бы странно это ни звучало, мы в начале пути, который должно пройти нынешнее поколение православных людей, — положив, по слову Божию, руку на плуг и не озираясь назад (см. Лк. 9:62). Укрепление Церкви — это не укрепление структуры, тем более церковно-бюрократической структуры, как это иногда говорят. Это укрепление духа нашего народа, его веры, его нравственности, его благочестия, его чистоты. А ведь именно чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). Еще раз хочу сказать, что наша стратегическая цель — это не решение неких церковных инфраструктурных задач. Это изменение к лучшему духовной жизни нашего народа, которая уже сегодня значительно отличается от того, что было в прошлом. Но мы еще очень нуждаемся в духовном возрастании, дабы каждый из нас был способен сопротивляться искушениям и вызовам той непростой эпохи, в которую Господь судил нам жить.

Еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить наш епископат за его единомыслие, единодушие. Только что закончилась очередная сессия Межсоборного присутствия. Буквально вчера, незадолго до вечерних празднеств, мы в течение значительного времени все вместе работали над очень важным церковным документом. Мы — это представители епископата, духовенства, монашествующих, мирян, мужчины и женщины. Нигде, ни в одной Церкви мира не проводится такой работы. Нигде епископат вместе с духовенством, монашествующими, мирянами, мужчинами и женщинами не обсуждает документы, которые, после утверждения Архиерейским Собором, станут основополагающими для жизни и деятельности нашей Церкви. И если кто-то нас упрекает в застое, консерватизме, в том, что одни епископы у нас что-то решают, а народ не у дел, — мы всем им отвечаем самой нашей жизнью. Не вступаем в полемику, а просто искренне радуемся тому, что значительный потенциал нашей Церкви, присущий и епископату, и духовенству, и монашествующим, и мирянам, мужчинам, женщинам, молодежи, сегодня работает для будущего нашей Святой Церкви, и мы, опираясь на соборную мудрость, принимаем документы, которым надлежит играть руководящую роль в развитии церковной жизни в предстоящие годы.

Прошло 11 лет, многое изменилось. Но, говоря о переменах, я хотел бы сказать, может быть, о чем-то очень личном. Конечно, все вокруг меня переменилось, но позвольте мне сказать, что и я очень переменился. То, что мне казалось простым в начале моего Патриаршего пути, сегодня таковым не кажется, и, напротив, то, что казалось невероятно трудным, вдруг силой благодати Божией оказалось таким легким, что задаю вопрос: а где же ты в этом процессе? Потому что Господь ведет свою Церковь так, что силой Святого Духа мы преодолеваем все трудности на нашем пути.

Поэтому моя молитва в 11-ю годовщину Патриаршего служения, в первую очередь, о Церкви нашей, чтобы Господь сохранял ее в единстве, епископат, духовенство и народ — в единомыслии. Чтобы народ наш укреплялся в вере православной, становился способным энергично противостоять явлениям века сего, которые несут угрозу для целостности человеческой личности, для сохранения нравственного и духовного начала в человеке. И верим, что Господь по молитвам всех вас, мои дорогие, по молитвам Церкви, наипаче же по молитвам Церкви торжествующей, то есть той, что на небе, поможет и нам достойно продолжать наше жизненное странствие, наше паломничество к той цели, которая относится уже не к жизни земной, но к жизни будущего века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества

С 2010 года в Русской Православной Церкви 9 мая будет служиться благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молитву, читаемую на этом молебне написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по образцу молитвы свт. Московского Филарета (Дроздова) «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык».

Как была написана молитва

Святейший Патриарх Кирилл рассказал о новом молебном чине в день памяти св. Георгия Победоносца»:

«Я благословил, чтобы начиная с этого года в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. Работая над текстом молитвы, которая будет прочитываться в наших храмах, я положил в ее основу молитву свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах.

Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех.

Читать еще:  Как разлюбить человека которого очень сильно любишь молитва

Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться — грешить не надо. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы.

А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это тоже было знаком того, что особая роль была у страны и народа нашего в той великой священной Победе.

Молитва

Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя,/ вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая!/ Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих,/ сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.

Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам./ Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя,/ наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их./ И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем./

Но Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и и Истинный/ и правду храняй и творяй милость, милостию велиею помиловал еси/ и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты./ Темже утвердися серце наше в Господе нашем,/ вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем./ Благодарим Тя за избавление Отечества от врага лютаго./ Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения/ твердо и непрестанно имети в себе,/ еже всегда благодарити и славословити:/ слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков.

Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне

Диакон: Благослови, Владыко.

Иерей возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Миром Господу помолимся: до прошения: О плавающих:

К обычным прошениям присоединяем особая:

— О еже исправитися молитве нашей сей, яко кадилу пред Спасителем нашим Богом, и приятися сей жертве сердец и устен, исповедающихся Господеви в день спасения, услышавшему нас в день печали, Господу помолимся.

— О еже непреобориму и победительну всегда над враги Отечеству быти, и мир и славу утвердити в земли нашей, Господу помолимся.

— О еже даровати нам благодать от ныне и до века верою и любовию возвещати спасение и силу и Царство Бога нашего и область Христа Его, подавшему стране нашей силу и воздавшему нам радость спасения Своего, Господу помолимся.

— О избавитися нам:

— Заступи, спаси, помилуй:

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:

Посем, Бог Господь, и явися нам: со стихами.

Благодарни суще, недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

И ныне, Богородичен, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость, вонмем.

Чтец: Прокимен, глас 4: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви славу и честь.

Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Евангелие от Матфея, зачало 98-99 (сборное).

Рече Господь Своим учеником: услышати имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык и царство на царство, и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же ради прекратятся дние оны.

По Евангелии ектения: Рцем вси:

По Еще молимся о богохранимей стране нашей: присоединяем прошения особая:

— Еще молимся, о еже прияти Господу Спасителю нашему исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, яко не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но и в годину искушения, пришедшаго на Отечество наше и на всю вселенную, избавил ны есть, и внегда, обышедше, обыдоша нас врази наши, явил есть нам спасение Свое.

— Еще молимся о вождех и воинех наших, на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в вере и единомыслии утвердит.

— Еще молимся Тебе Господу, Богу нашему, о еже призрети на, скорби, беды, страдания, слезы и стенания людей Своих, и Милостиву быти и отвратити весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и помиловати ны.

Возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш:

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей же со всею церковию со всяким вниманием и умилением глаголет молитву сию велегласно:

Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя,/ вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая!/ Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих,/ сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.

Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам./ Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя,/ наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их./ И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем./

Но Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и и Истинный/ и правду храняй и творяй милость, милостию велиею помиловал еси/ и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты./ Темже утвердися серце наше в Господе нашем,/ вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем./ Благодарим Тя за избавление Отечества от врага лютаго./ Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения/ твердо и непрестанно имети в себе,/ еже всегда благодарити и славословити:/ слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков.

Лик: Честнейшую Херувим:

Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови. И отпуст:

Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святаго великомученика и Победоносца Георгия, всех святых, в земли Российстей просиявших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Таже: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

По сих же Многолетия и Христос воскресе: (трижды)

Особые заупокойные прошения

в день Победы над фашистской Германией

На ектении и в молитве «Боже духов:»

Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному.

При возглашении вечной памяти:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Читать еще:  Сильная молитва от любой порчи и сглаза

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в одиннадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Аудио

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сложилась традиция каждый год в день интронизации Патриарха проводить соборные богослужения в Храме Христа Спасителя при значительном стечении народа — молиться за Патриарха, молиться за Церковь. Может быть, кому-то со стороны может показаться, что это некое протокольное мероприятие, но лично я никогда не относился к годовщине своего Патриаршего служения как к протокольной дате, потому что каждый год Патриаршего служения — это год, о котором можно написать огромный том, а может, и несколько томов. И то, о чем я сказал, вовсе не свидетельствует лишь о работоспособности Патриарха. Это свидетельствует об огромной работе, которая проходит в нашей Церкви. Задача Патриарха заключалась и заключается в том, чтобы вдохновлять на такую работу, чтобы вместе с епископатом определять богословские, интеллектуальные пути развития Церкви, чтобы вместе с народом укреплять духовную жизнь и веру не только людей православных, но тех, кто еще только идет к храму, спотыкаясь, оборачиваясь, будучи неуверенным в правильности выбранного пути. И, конечно, о тех, кто вообще не думает ни о Боге, ни о Церкви. О всех наших людях — молитва Церкви, горячая и непреклонная. Непреклонная в понимании того, что сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9) и из камней сих Бог способен соделать детей Авраамовых (Лк. 3:8).

На протяжении минувших лет я неоднократно повторял эти дивные слова о камнях, из которых Бог способен соделать детей Авраамовых. Сколько же таких примеров прошло через мои глаза, через мой разум, через мое сердце? Вспоминаю, что было 11 лет назад, когда я посещал различные епархии в регионах России — как мало было духовенства, епископата, как не хватало церквей! А когда по истечении определенного времени мне приходилось посещать те же самые места, я видел новые храмы, молодых энергичных архиереев, таких же священников, и я понимал, что Господь реально приклонил к нам Свою милость и из камней сих созидает детей Авраамовых.

Сегодня Церковь наша совершает огромный подвиг. Я не преувеличиваю: это подвиг. Подвиг, который несут наши иерархи. Подвиг, который несет духовенство и монашествующие. Но это еще и замечательные труды и подвиги наших благочестивых мирян, на которых сегодня Церковь опирается так, как никогда, может быть, за всю историю XX и начала XXI века. Другими словами, Церковь пришла в движение. Сами люди ставят перед собой вопросы, которых раньше не ставили. Например, въезжают люди в какой-то район, в новостройку. Наверное, в первую очередь многие думают о комфорте, о коммуникациях, но вот что удивительно: в наше время люди, которые въезжают в новые районы, по крайней мере в Москве, буквально сразу же направляют Патриарху просьбы — «постройте храм», «благословите строительство храма». Наверное, это можно сравнить только с самыми процветающими временами нашей дореволюционной жизни, когда строительство села или городского района непременно сопровождалось строительством храмов. Не могу сказать, что все идет очень гладко и просто, что нам остается только благодушествовать — совсем не так. Чем сильнее действие благодати, тем сильнее сопротивление. А сопротивление откуда? Не от человека, от темной силы — но через человека. И поэтому, когда мы сталкиваемся с трудностями, с какими-то, казалось бы, неразрешимыми проблемами, мы, верующие люди, должны воспринимать это не только как частный случай столкновения каких-то человеческих или ведомственных интересов. Чаще всего под прикрытием этих интересов просматривается онтологическое сопротивление Божиему присутствию в жизни народа там, где это присутствие было ослаблено. Ну, а дух сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Никакими административными усилиями Церковь наша не решит задачи, которые перед ней стоят, но только Духом Святым, опираясь на силу благодати Божией. А это значит, что для решения наших проблем необходимы в первую очередь личная вера и благочестие. Благочестие наших христианских общин, труд во славу Божию. И я призываю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, трудиться не покладая рук. Мы многое сделали, но как бы странно это ни звучало, мы в начале пути, который должно пройти нынешнее поколение православных людей, — положив, по слову Божию, руку на плуг и не озираясь назад (см. Лк. 9:62). Укрепление Церкви — это не укрепление структуры, тем более церковно-бюрократической структуры, как это иногда говорят. Это укрепление духа нашего народа, его веры, его нравственности, его благочестия, его чистоты. А ведь именно чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). Еще раз хочу сказать, что наша стратегическая цель — это не решение неких церковных инфраструктурных задач. Это изменение к лучшему духовной жизни нашего народа, которая уже сегодня значительно отличается от того, что было в прошлом. Но мы еще очень нуждаемся в духовном возрастании, дабы каждый из нас был способен сопротивляться искушениям и вызовам той непростой эпохи, в которую Господь судил нам жить.

Еще и еще раз хотел бы сердечно поблагодарить наш епископат за его единомыслие, единодушие. Только что закончилась очередная сессия Межсоборного присутствия. Буквально вчера, незадолго до вечерних празднеств, мы в течение значительного времени все вместе работали над очень важным церковным документом. Мы — это представители епископата, духовенства, монашествующих, мирян, мужчины и женщины. Нигде, ни в одной Церкви мира не проводится такой работы. Нигде епископат вместе с духовенством, монашествующими, мирянами, мужчинами и женщинами не обсуждает документы, которые, после утверждения Архиерейским Собором, станут основополагающими для жизни и деятельности нашей Церкви. И если кто-то нас упрекает в застое, консерватизме, в том, что одни епископы у нас что-то решают, а народ не у дел, — мы всем им отвечаем самой нашей жизнью. Не вступаем в полемику, а просто искренне радуемся тому, что значительный потенциал нашей Церкви, присущий и епископату, и духовенству, и монашествующим, и мирянам, мужчинам, женщинам, молодежи, сегодня работает для будущего нашей Святой Церкви, и мы, опираясь на соборную мудрость, принимаем документы, которым надлежит играть руководящую роль в развитии церковной жизни в предстоящие годы.

Прошло 11 лет, многое изменилось. Но, говоря о переменах, я хотел бы сказать, может быть, о чем-то очень личном. Конечно, все вокруг меня переменилось, но позвольте мне сказать, что и я очень переменился. То, что мне казалось простым в начале моего Патриаршего пути, сегодня таковым не кажется, и, напротив, то, что казалось невероятно трудным, вдруг силой благодати Божией оказалось таким легким, что задаю вопрос: а где же ты в этом процессе? Потому что Господь ведет свою Церковь так, что силой Святого Духа мы преодолеваем все трудности на нашем пути.

Поэтому моя молитва в 11-ю годовщину Патриаршего служения, в первую очередь, о Церкви нашей, чтобы Господь сохранял ее в единстве, епископат, духовенство и народ — в единомыслии. Чтобы народ наш укреплялся в вере православной, становился способным энергично противостоять явлениям века сего, которые несут угрозу для целостности человеческой личности, для сохранения нравственного и духовного начала в человеке. И верим, что Господь по молитвам всех вас, мои дорогие, по молитвам Церкви, наипаче же по молитвам Церкви торжествующей, то есть той, что на небе, поможет и нам достойно продолжать наше жизненное странствие, наше паломничество к той цели, которая относится уже не к жизни земной, но к жизни будущего века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл: “Вера, молитва и труд – в этом спасение”

В среду одной из самых блестящих проповедей завершился 10-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Вечером 4 августа он приехал в Почаевскую лавру, и она оказалась не только финальной, но и кульминационной точкой пастырской поездки Патриарха.

Конечно, многочасовые очереди к православным святыням и в России не редкость. Но паломники в Почаеве после всенощного бдения, продолжавшегося пять часов (в обычных городских приходах оно длится не более двух), даже успевшие приложиться к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери и к отпечатку Стопы Богородицы на камне, не расходились. Одни продолжали молиться в храме, другие – во дворе лавры.

Ближе к ночи людей стало чуть меньше, немногочисленные счастливчики, сумевшие раздобыть номер в паломнической гостинице, ушли спать, но сотни людей устраивались на ночлег прямо на полу в храме (где не иссякала очередь к святыне и пелись псалмы) и просто под открытым небом – кто на газоне, а кто на мощеных аллеях, подложив под бок охапки цветов и травы, которые устилали путь к собору Святейшему.

Большинство из тех паломников, с кем удалось поговорить, – жители Украины. В Почаев они приезжают регулярно на праздник иконы. Но этот год особенный – юбилейный. 450 лет со дня ее принесения в лавру. И конечно же визит Патриарха.

– Да разве ж мне трудно 300 километров проехать и увидеть Патриарха?! – говорит 47-летний Владимир, в прошлом морской пехотинец-спецназовец. Он живет в Черновицкой области. В Почаев приехал вместе с женой.

Читать еще:  Молитва чтобы перестать любить

– А дочка дома осталась, должен же кто-то за хозяйством приглядывать. Но она тоже очень хотела сюда.

Владимир с женой как раз разместились на газоне.

– Так холодная ж земля, – говорю я, присаживаясь на траву.

– Что с того. Когда я еще Патриарха живьем увижу? К тому же завтра он литургию служит, а уйдешь сейчас, утром неизвестно, попадешь ли. Еще придется где-нибудь у подножия горы стоять.

Вечером 4 августа паломникам раздали 25 тысяч бумажных образков с благословением Патриарха. На 5 августа было еще приготовлено 20 тысяч. Разобрали все.

Объяснить свои чувства от возможности видеть Патриарха и молиться с ним паломникам сложно. Они так и говорят: “Ну как такую радость языком описать?!”. Особое чувство, видимо, только верующим доступно.

Но Патриарх не только приехал молиться. Он проповедовал церковное единство. А церковный раскол на Украине – проблема не только политических элит, он прошел по судьбам людей. Мария из Ровно рассказывает: “У нас и семьи распадались из-за этого. Даже такое было, представляете, муж с женой разводились, потому что или он, или она в раскол уходили”. Сама Мария, женщина немолодая, разорвала отношения со школьными подругами.

– Ну, они пошли туда, к Денисенко (глава непризнанного в православном мире Киевского патриархата. – “Известия”). И я боюсь с ними разговаривать. Они ж к себе зовут. А это, как наш батюшка сказал. слово еще такое есть.. – она морщит лоб, вспоминая. – А вот – “соблазн”. И я испугалась. Слаб же человек, вдруг затащат. А може они теперь Патриарха послухают? А мы молиться будем, как он сказал.

Утром Почаевская гора была вновь заполнена народом до отказа. Патриарх служил литургию и произнес проповедь.

– Сегодня великий праздник – 450-летие принесения чудотворного образа, ставшего щитом и надеждой миллионов людей. Потому мы и притекаем сюда в таком множестве, что знаем историю чудес не понаслышке. Мы прославляем Божию Матерь, которая слышит наши молитвы и предстает перед Престолом Сына своего и молится за нас.

А потом Патриарх объяснил, почему, когда православные прославляют Божию Матерь, читается отрывок из Евангелия о Марфе и Марии. Марфа вознегодовала на сестру Марию за то, что та не помогала ей готовить угощения Христу. Господь не осудил Марфу – женщина от чистого сердца готовила трапезу. “Дева Мария соединила в себе Марфу и Марию. Божия Матерь заботилась об Иосифе и Сыне своем, в соединении молитвы, веры и труда – смысл человеческого существования”, – сказал Предстоятель.

Он также напомнил, что в Почаеве празднуют не только 450-летие принесения чудотворной иконы Божией Матери, но и 350-летие обретения мощей Иова Почаевского. Он соединял молитву и труд.

– Вера пламенела, и труд шел рука об руку с нею.

А дальше – о тяжелых последствиях для людей, разделяющих веру и труд: “Мы все вышли из советского прошлого. Мы помним, как великая страна пыталась построить богатое справедливое общество, но без Бога. Миллионы людей сложили головы, но ничего не вышло без Бога. С этой святой Почаевской горы хочу обратиться к вам – храните веру, сочетайте веру и труд”. Но это невозможно, по мнению Патриарха, без восстановления единства Церкви. Он призвал отбросить политические амбиции, разделяющие Церковь, подчеркнув, что ни один человеческий проект не может осуществиться в разрыве между небом и землей. Этот же призыв он адресовал не только к Украине, но и к России, Молдавии, Белоруссии и к христианам Европы.

– Мы прошли через страшный опыт – построение общества без Бога. Не повторяйте наш страшный опыт. Не построить счастливого общества без Бога, не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль и нравственность, – так Патриарх оценил попытки разделить веру и труд. Когда людям говорят, что вера – дело частное, хочешь – греши, хочешь – верь в Бога, но трудись, – без этого не будет денег, не будет удовольствий. Патриарх глубоко убежден, что такое разделение пагубно.

Эта блестящая проповедь была выслушана с неослабевающим вниманием не только теми, кто собрался на Почаевской горе и у подножия, но и сотнями тысяч людей, следившими за телетрансляцией из лавры у себя дома.

По завершении литургии Святейший Патриарх Кирилл освятил новый колокол лавры, а затем обратился с речью:

– Согласно богослужебному уставу Русской православной церкви многие чины завершаются молитвословиями в честь Божией Матери. И этим завершается мое пребывание на Украине. Оно было наполнено тем, к чему я так стремился, – искренней молитвой. Это паломничество останется в моей памяти, это соборная молитва о мире в Украине, о благополучии ее благочестивого народа.

Патриарх напомнил всем, кто знает историю, и всем, кто закрывает на нее глаза, что Церковь непобедима и несокру-шима.

– Только сила веры украинского народа способна изменить жизнь к лучшему. И будем молиться, чтобы это поняли и политики, и люди бизнеса, и землепашцы, – все.

А под финал сказал:

– Я слышал ваши возгласы, я покидаю эту благословенную землю, оставляя часть своего сердца, ибо сознаю себя преемником митрополита Киевского и всея Руси, который также хранил веру своего народа в трудные времена.

По поводу “часть сердца”, которое остается на Украине. Один из священнослужителей на встрече с Предстоятелем предложил ему жить полгода в Москве, а полгода в Киеве – для сближения двух столиц. Предложение было встречено дружным смехом духовенства. Однако Патриарх сказал: “Это очень хорошее предложение. Только немножко бы еще здоровья Патриарху и сил побольше”. И продолжил: “Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов”. По его словам, церковный раскол на Украине “есть в том числе еще и реакция на неправильную церковную политику Москвы”. “Но политика не злонамеренная, а по инерции”, – пояснил Патриарх. “Жили в одном государстве: все нормально, все стоит, все работает. И вдруг вот этот всплеск каких-то центробежных сил. Конечно, он заставляет в том числе переосмыслить и роль Московского Патриарха”, – констатировал Предстоятель.

В четверг во второй половине дня Святейший вернулся в Москву. Уже в столице России он заявил, что одно из сильнейших ощущений во время визита – это встреча с украинским народом. Предстоятель сказал, что даже те люди, которые держали плакаты против него, клали их на землю и получали Патриаршее благословение. Пояснил Предстоятель и свои слова о возможности получения украинского гражданства: “Я сказал, что вообще Патриарх Московский – для всех стран, которые входят в его юрисдикцию, и он обязан находиться не только в Москве. Ну и сказал, что, если украинские власти готовы мне предоставить украинское гражданство – конечно, при сохранении российского гражданства, я был бы очень счастлив такое гражданство принять”. Однако, по словам Патриарха, позже ему сообщили, что Конституция Украины препятствует такой возможности. “И я тогда сказал депутатам: может быть, для Патриарха можно сделать исключение?” – рассказал Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопрос “Известий”, он объяснил, что, хотя и церковь действительно открыта для людей с разными политическими взглядами, тем не менее, существуют греховные идеологии, и напомнил о вероучительном документе – “Основах социальной концепции Русской православной церкви”. “Там говорится, что если даже государство толкает людей к греху, толкает их в ад, то церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению”, – напомнил Патриарх.

Визит Патриарха на Украину закончился хронологически, но итоги этой 10-дневной поездки еще предстоит осмыслить. И в России, и на Украине.

Место, где остался след Богородицы

Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 гг. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. По преданию, в 1240 году двое иноков на горе с жителем села Почаево видели явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На месте, где стояла Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. Позже на месте церкви появился собор. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Со временем икона начала испускать по ночам таинственное свечение. А позже с ней были связаны многие чудеса.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС “ИЗВЕСТИЙ” и KM.RU

Что показал визит Патриарха Кирилла на Украину?

55%: Патриарха тепло приняли простые украинцы, но не они сейчас решают судьбу страны
25%: Патриарх Кирилл отстаивал интересы России на Украине успешнее, чем политики
11%: РПЦ становится реальной силой в современном мире
9%: Мы с украинцами по-прежнему братья

Ссылка на основную публикацию