Молитва верую перед причастием

Молитва верую перед причастием

Вера православная – Подготовка к Причащению

Как нужно себя вести, каких мыслей избегать перед Таинством

Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял Христос и заповедал повторять это своим последователям. Первое причастие случилось на Тайной Вечере накануне его распятия.

Перед таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как “благодарение”. Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников.

Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.

Когда начинается подготовка к причастию, грехи свои должно осознать в полном объеме. Но помимо этого, чтобы их не стало больше, нужно воздержать и от различных увеселений, к примеру, посещений театра, просмотра телевизора. Супругам необходимо отказаться от телесной связи за день до причастия и в день его принятия.

Особое внимание нужно обратить на свое настроение, поведение и мысли. Следите за тем, чтобы никого не осуждать, отбрасывайте непотребные и злобные помыслы. Не поддавайтесь плохому настроению, раздражению. Свободное время следует проводить в уединении, предаваясь чтению духовных книг или молитве (насколько это возможно).

Следует заметить, что самым главным для принятия Святых Даров Христовых является покаяние. Человек должен искренне раскаяться в своих деяниях. Именно на этом и нужно акцентировать свое внимание. Пост, молитва, чтение Священных Писаний – это всего лишь средства достижения этого состояния. И об этом нужно помнить.

Как часто нужно причащаться?

Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное – прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.

Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.

Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день – Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.

Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим.

Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.

Итак, теперь более конкретно рассмотрим все моменты, которые нужно учесть перед подготовкой к причастию. Первым делом, следует заметить, что очень важна домашняя молитва перед Таинством. В Православном Молитвослове существует специальное последование, которое читают перед причащением. Это есть подготовка к причастию.

Помимо этого, рекомендуется прочесть три канона и акафист перед тем, как принимать Дары Христовы. Однако это считается традицией, но не обязанностью. Сюда входят:

  • молебный канон Божьей Матери;
  • покаянный канон к Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю.

Таким образом, осознанная подготовка к причастию и исповеди, молитвы от чистого сердца смогут помочь верующему проникнуться важностью Таинства и духовно подготовиться к этому чуду.

Что следует знать о причащении детей и больных

Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, – это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.

Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).

Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.

Следует сказать о том, что маленькие детки (до семилетнего возраста) причащаются без исповеди. Также им не нужно готовиться так, как это делает взрослый человек (пост, молитва, покаяние). Те младенцы, которые получили крещение, причащаются в тот же день или во время ближайшей литургии, которая следует за их крещением.

Для больных тоже делают исключения. Им можно не готовиться так, как это делают здоровые люди, однако при возможности нужно хотя бы исповедаться. Но если больной не может этого сделать, то священник читает ”Верую, Господи, и исповедую”. После чего сразу причащает.

В церковной практике не отказывают в принятии Святых Даров теми прихожанами, которые отлучены на время от причастия, но находятся на смертном одре или в опасности. Однако по выздоровлении (если так случается) запрет продолжает действовать.

Как подготовиться к исповеди

Очень важна исповедь перед причастием. Обратитесь за этой просьбой к священнику церкви, в которой собираетесь принять Таинство. Подготовка к причастию и исповеданию – это особый настрой, направленный на исправление своих грехов, своего дурного поведения и нечистых мыслей, а также отслеживание всего того, что противоречит и нарушает Заповеди Господни.

Итак, зачем же необходима такая серьезная подготовка к исповеди и причастию? Грехи свои следует осознать заранее для того, чтобы знать, о чем рассказывать священнику. Зачастую бывает, что верующий приходит, но не знает, что сказать, с чего начать. Также нужно настроиться на то, что священник – всего лишь проводник, Таинство Покаяния остается с ним и Господом. Поэтому не нужно испытывать смущение, говоря о своих грехах. Это необходимо, чтобы очиститься и продолжить жизнь свободно.

Итак, подготовка к исповеди и причастию окончена. Но самое трудное еще впереди. Придя на исповедь, откройте свое сердце, не дожидаясь вопросов священника. Расскажите все, что лежит камнем на вашей душе. Совершить сие действо лучше вечером, накануне литургии, хотя не будет ошибкой сделать это и утром перед ней.

Если вы впервые собираетесь причащаться, то исповедаться лучше накануне. Это необходимо для того, чтобы у священника было время вас выслушать. Если же вы желаете исповедаться утром, то выберите день, когда людей немного. К примеру, в воскресенье в храме прихожан очень много, поэтому священник не сможет вас выслушать подробно.

Что нужно делать после того, как человек причастился?

В день причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак. Если вы курите, то нужно воздержаться от сигарет до того, пока не примите Дары Христовы. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми.

Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.

В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете напрестольный крест, который будет держать священник.

Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно. Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.

Кто не может принять причастие

Подготовка к причастию для начинающих включает в себя знание и того, кто не может его принять. Об этом будет сказано ниже:

  • не могут принять причастие те, кто не исповедался (исключение составляют дети, которым не исполнилось семи лет);
  • прихожане, которых отлучили от принятия Святых Таинств, также не могут причащаться;
  • те, кто находится в бесчувствии;
  • прихожане, которые являются умалишенными и бесноватыми в том случае, если они в своих припадках богохульствуют (если же этого не случается, то можно причащать, но это не должно случаться каждый день);
  • супруги, которые накануне принятия Таинств имели интимную жизнь;
  • нельзя причащаться женщинам, у которых менструация.

Краткая памятка для причащающихся и исповедующихся

Итак, теперь обобщим все моменты, которые возникают, когда происходит подготовка к исповеди и причастию. Памятка поможет не забыть все этапы.

  1. Осознание греха.
  2. Покаяние в совершенном, особое состояние, когда вы всех простили и не чувствуете зла.
  3. Подготовка к исповеди. Тут нужно пересмотреть, какие грехи могут быть: по отношению к Богу, близким, к самому себе (курение, например), плотские грехи, те, которые относятся к семье (неверность и тому подобное).
  4. Правильная и искренняя, без утайки, исповедь.
  5. Пост при необходимости.
  6. Молитвы.
  7. Непосредственно причащение.
  8. Дальнейшее удержание чистоты и Христа в теле.

Отдельно нужно сказать о том, как вести себя в храме во время причащения.

  1. Не опаздывать на литургию.
  2. Нужно перекреститься при открытии царских врат, затем сложить руки крестообразно. Так же подходить и отходить от Чаши.
  3. Подходить с правой стороны, а левая должна быть свободна. Не толкаться.
  4. Причастие должно происходить по очереди: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам необходимо приходить в храм без губной помады.
  6. Перед тем как принять Дары Христовы, не забудьте назвать свое имя.
  7. Непосредственно перед Чашей не крестятся.
  8. Бывает, что Святые Дары дают из двух или более Чаш. Следует выбрать в таком случае одну, так как причащение больше раза в день считается грехом.
  9. Дома после причащения нужно прочитать благодарственные молитвы, если вы не прослушали их в храме.
Читать еще:  Чудотворная молитва николаю чудотворцу отзывы

Теперь, пожалуй, вам известны все этапы, которые включает в себя причастие в церкви, подготовка к нему. Очень важно подойти к этому осознанно, с глубокой верой в сердце. Самое главное – это покаяние в своих грехах, которое должно быть истинным, а не просто на словах. Но на этом тоже не стоит останавливаться. Нужно отринуть грех из жизни, как нечто чужеродное, понять, что так жить невозможно, осознать, что легкость может прийти только с чистотой.

В заключение

Итак, как видим, подготовка к причастию – это серьезный этап перед самим Таинством. Все рекомендации следует соблюдать, дабы прийти готовым принять Дары Христовы. Необходимо заранее осознать важность этого момента, поэтому и требуется более усердная молитва. А очистить тело верующему поможет соблюдение поста, очистить душу – исповедь священнику.

Однако следует учесть (это важно в первую очередь для тех прихожан, которые только ступили на путь покаяния), что невозможно за раз все исправить. Если вы десятилетиями наращивали греховный груз, то и избавляться от него нужно постепенно. И принятие причастия – это первый шаг на этом пути.

Краткий православный молитвослов с пояснениями (5 стр.)

Молитвы разные

Молитва Иисусова

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго ( или: гре́шную ).

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.

Иисусова молитва соединяет нас с Богом ближайшим образом, в Нем делает нас причастными вечной жизни. Эта молитва – основа молитвенного делания, крепкая опора в духовной жизни всякого христианина. В ней звучит имя Господне, имеющее огромную силу: произнося эту молитву, мы исповедуем, что Иисус Христос есть наш Господь и Владыка, что Он – Сын Божий и Бог, исповедуем свою греховность и просим милости и прощения от Господа. Молитву Го́споди, поми́луй можно считать самым кратким вариантом Иисусовой молитвы.

Молитвы перед причащением

Молитва святого Иоанна Златоустого

Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стину Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз [197] . Еще́ ве́рую, я́ко сие́ есть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ есть са́мая честн́ая Кровь Твоя́. Молю́ся у́бо [198] Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением [199] , и сподо́би [200] мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ами́нь.

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь [201] , Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м [202] , ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя [203] : помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Молитва перед вкушением пищи

О́тче наш…

О́чи всех на Тя, Го́споди, упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении [204] , отверза́еши [205] Ты ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тное [206] благоволе́ния.

Молитва после вкушения пищи

Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ; не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́й им, прииди́ к нам и спаси́ нас.

Слова молитвы отсылают нас к Евангелию от Луки (24, 36–43). Когда ученики обсуждали поразительное свидетельство Луки и Клеопы о встрече с воскресшим Господом, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: “Мир вам”, – а затем, чтобы убедить их в подлинности Своего Воскресения, взял поданные учениками рыбу и соты с мёдом и ел пред ними.

Молитвы перед началом всякого дела

Начиная любое дело, надо вслух или мысленно помолиться хотя бы самой краткой молитвой:

Го́споди, благослови́!

Царю́ Небе́сный…

Или тропарь, глас 2-й

Тво́рче и Созда́телю вся́ческих [207] , Бо́же, дела́ рук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая, Твои́м благослове́нием спе́шно испра́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви, я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.

Благодарение за всякое благодеяние Божие

Все доброе, что мы получаем, – от Бога, поэтому надо за все воссылать благодарность и хвалу Ему:

Сла́ва Тебе́, Го́споди!

Сла́ва Бо́гу!

Или тропарь, глас 4-й

Благода́рни су́ще [208] недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перед учением

Преблаги́й Го́споди, низпосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего ́Свята́го, да́рствующаго и укрепля́ющаго душе́вныя на́ша си́лы, дабы́, внима́юще преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же на́шим на утеше́ние, Це́ркви и Оте́честву на по́льзу.

После учения

Благодари́м Тебе́, Созда́телю, я́ко сподо́бил еси́ нас благода́ти Твоея́, во е́же [209] внима́ти уче́нию. Благослови́ на́ших нача́льников, роди́телей и учи́телей, веду́щих нас к позна́нию бла́га, и пода́ждь нам си́лу и кре́пость к продолже́нию уче́ния сего́.

О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

Сою́зом любве́ апос́толы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

О ненавидящих и обидящих нас

О распе́нших Тя [210] моли́выйся, любоду́шне [211] Го́споди, и рабо́м Твои́м о вразе́х [212] моли́тися повеле́вый, ненави́дящих и оби́дящих нас прости́, и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и доброде́тельному наста́ви жи́тельству, смире́нно мольбу́ Тебе́ прино́сим, да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя, еди́наго Человеколю́бца.

О путешествующих

Путь и И́стина сый, Христе́, спу́тника А́нгела Твоего́ рабо́м Твои́м [213] ны́не, я́коже Тови́и иногда́ [214] , посли́ сохраня́юща, и невреди́мых, к сла́ве Твое́й, от вся́каго зла во вся́ком благополу́чии соблюда́юща, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

О болящих

Ско́рый в заступле́нии еди́н сый [215] , Христе́, ско́рое свы́ше покажи́ посеще́ние стра́ждущему рабу́ Твоему́, и изба́ви от неду́г и го́рьких боле́зней; и воздви́гни во е́же [216] пе́ти Тя и сла́вити непреста́нно, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

Во время бедствия и при нападении врагов

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся [217] врази́ [218] Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко [219] исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́ [220] , та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га, и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих [221] : ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй [222] бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго [223] Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго [224] си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ [225] , Крест Свой Честны́й [226] , на прогна́ние вся́каго супоста́та [227] . О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Начало молитвы – из псалма 67-го.

Сила Креста Господня неотрывна от Воскресения Христова; смерть и Воскресение Христово делают Крест знамением победы; оттого так и сильна эта молитва отгонять от нас силы зла.

Живы́й в по́мощи Вы́шняго [228] , в кро́ве Бо́га Небе́снаго [229] водвори́тся. Рече́т Го́сподеви [230] : Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той [231] изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма [232] осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися [233] : ору́жием обы́дет [234] тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща [235] , и бе́са полу́деннаго [236] . Паде́т от страны́ твоея ́ [237] ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́ [238] , к тебе́ же не прибли́жится, оба́че [239] очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́ [240] . Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть [241] о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́зьмут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска [242] насту́пиши, и попере́ши [243] льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ [244] , и изба́влю и [245] ; покры́ю и́, я́ко позна́ [246] имя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню [247] его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Псалом 90-й читается для защиты души и тела от всякого нападения вражией силы, при натиске зла. Смысл этого псалма коротко можно передать так: “Если Бог с нами – то кто (или что) против нас?” В надежде на Бога, целиком вверяя себя Ему, человек становится непобедим.

От чародейства и волхвования

Кондак священномученику Киприану и мученице Иустине, глас 1-й

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, богому́дре, к позна́нию Боже́ственному, показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, исцеле́ния да́руя честву́ющим тя, Киприа́не со Иусти́ною: с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це спасти́ ду́ши на́ша.

Священномученик Киприан – бывший чародей, обращенный ко Христу примером пламенной веры девушки Иустины, против которой оказалось бессильным всё его колдовство. Впоследствии Киприан был избран епископом Антиохии и в 304 г. принял мученическую смерть за Христа.

О в темницах и в заточении сущих

Тропарь, глас 2-й

Манасси́ю [248] от уз и го́рькаго заточе́ния моли́тв ра́ди свободи́вый, всеще́дрый Бо́же, и рабы́ Твоя́ ( или: раба́ Твоего́, рабу́ Твою́), на́ми ны́не моля́щияся [249] ( или: моля́щагося, моля́щуюся), от уз и заточе́ния свободи́, и от вся́каго зла́го обстоя́ния изба́ви, я́ко еди́н Человеколю́бец.

Молитва верую перед причастием

Подготовка к Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Читать еще:  Что за молитва радуйся невеста неневестная

Подготовка к Причащению включает в себя:

• соблюдение поста перед Причастием;

• посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

• прочтение определенного молитвенного правила;

• воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия;

• допущение до Причастия священником на исповеди;

• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Причащением необходима исповедь – вечером ли, или утром, перед литургией.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

Апостольские постановления четко говорят о порядке приступления ко Святым Дарам:
«… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

“Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению“.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста. Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених». А Светлая седмица. не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником – памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

“Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом”.

О частоте Причащения

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Св. Феофан Затворник пишет о том, как часто следует причащаться:

«Милость Божия буди с вами!
Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. – Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею – говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

Читать еще:  Молитва если соль рассыпалась

Архимандрит Рафаил (Карелин):

“Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина – леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)». Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день”.

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Молитвы перед исповедью и причастием

Духовное обновление являет важной задачей жизни для каждого христианина. Как правило, этого достигают исповедью и Причащением. С помощью исповеди можно очистить душу и подготовится к принятию Тайн Святого Писания. Во время Причастия каждый верующий человек воссоединяется с Господом Иисусом Христом. Это значит, что он обретает все блага, связанные с Божественной жизнью, наполняется силами, которые помогут ему творить добро. И исповедь, и Причащение требуют специальной молитвенной подготовки.

Какие молитвы читать перед исповедью и причащением

Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.

Чтобы исповедь была принята и имела положительный результат нужно обязательно осознавать свои прегрешения и иметь искреннее желание искренне в них раскаяться и не повторять грехи в дальнейшем. Обязательно в душе должна быть искренняя вера в милосердность Бога. Также нужно верить в то, что даже самые тяжелые грехи будут опушены Великим Небесным Человеколюбцем – Иисусом Христом.

Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.

Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:

  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелу-Хранителю.



В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия. Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни. Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.

Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.

Православные молитвы перед причастием и исповедью

Исповедь и Причастие относятся к таинствам Православной церкви. При подготовке к данным ритуалам следует возносить специальные молитвы, которые будут способствовать очищению души от грехов.

Покаянные молитвы перед исповедью в храме

Особенно важными считаются искренние покаянные молитвы перед причастием и исповедью. Именно эти молитвенные тексты, проговариваемые с глубокой искренностью, свидетельствуют о том, что человек раскаивается в своих грехах и готов просить Господа об их отпущении и очищении души.

Молитва первая – текст на русском языке

Покаянная молитва в храме может звучать следующим образом:

Другая сильная покаянная молитва, которую можно произносить в храме звучит так:

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина (просфоры и святой воды)

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина очень важна. Это способствует освящению тела и духа верующего человека. В этот момент возникает желание творить добро и мысли озаряются на искреннюю службу Господу. Молитва ограждает человека от злых духов и ничто плохое никогда не сможет приблизиться к нему.

«Просфора» означает в переводе с греческого языка«приношение». Этот хлеб специальной выпечки состоит из двух частей. Они символизируют земной и небесный мир. Каждая часть выпекается отдельно. Выполняется это в храме и в процессе выпечки читается Иисусова молитва. Две отдельно испеченных части соединяются вместе. Верхняя часть святого хлеба символизирует мир небесный, на ней ставится печать с изображением четырехконечного креста, на котором имеется надпись ХС или IC, что обозначает Иисус Христос.

Заказать просфору может каждый человек, который подал записку «О здравии» или «Об упокоении». После окончания литургии в храме выносят небольшие кусочки просфоры-антидоры. Принимать их нужно на ладони, сложенные крестом, при этом правая рука кладется на левую. Обязательно нужно поцеловать руку церковного служителя, который приносит дар. Съедать антидор следует в церкви, запивая его святой водой.

Принеся просфору домой, ее нужно положить на чистую скатерть рядом с иконами, а рядом поставить святую воду.

Перед вкушением просфоры читается такая молитва:

Просфору нужно есть над чистой белой тарелкой или над листом бумаги. При этом очень важно, чтобы ни одна крошка небесного хлеба не упала на пол. Просфору нужно только ломать, категорически запрещается резать ее ножом. Также нельзя ее предлагать некрещенным людям.

Просфору и святую воду допускается есть небольшими кусочками каждый день по утрам натощак. При этом каждый раз нужно проговаривать слова вышеприведенной молитвы.

Вечерняя молитва перед причастием и исповедью в домашних условиях

Молитва перед причастием и исповедью это обязательный ритуал для человека, который стремиться очистится от грехов.

Молитвенное обращение в этом случае состоит из трех канонов:

  • Покаянный к Господу нашему;
  • Молебельный к Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелю Хранителю.

Все перечисленные молитвы лучше взять из молитвенника и произнести их в наиболее приближенном к первоисточнику варианте. Это нужно делать в полном сосредоточении на собственных мыслях. Нельзя отвлекаться ни на что. Эти молитвы нужны для того, чтобы Господь вас услышал и отпусти все ваши грехи после Причащения. Кроме того такие молитвы перед обрядом очищения позволяют человеку получить душевное успокоение.

Кроме перечисленных молитв священнослужители рекомендуют прочитать перед Причастием дополнительно молитву святого Василия Великого.

«Владыка небесный, Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос, Ты создатель всего вокруг и источник всей жизни. Ты, Сын безначального Отца, по великому своему милосердию облекшийся в плоть, был распят и погребен за нас, грешных, неблагодарных и бесчувственных. Ты обновил Своею Святой кровью грехом естество наше грешное! Ты сам бессмертный Царь безначальный, услышь меня раба Твоего грешного и прими мое искреннее покаяние. Услышь своим ухом то, что я изрекать буду: согрешил я, Всевышний, перед небом и перед Тобой. Недостоин я после согрешения своих поднять глаза на высоту небесной славы Твоей, осознаю, что сильно прогневал я тебя, преступив Твои заповеди и ослушавшись Твоих повелений.

Но искренне верю, что Ты, Господи, Человеколюбец, незлобивый, терпеливый и милостивый, не оставишь меня погибнуть в моих свершенных грехах после моего обращения. Ибо Ты сказал устами Своего пророка, что ты не хочешь смерти грешника, а хочешь, чтобы он к тебе обратился и жив остался. Ты не желаешь погибели людей, созданных тобой. Ты хочешь, чтобы все спастись и готов отпустить все прегрешения тех, кто искренне в них раскаялся и пришел к познанию истины Божьей. Поэтому я несчастный и грешный надеюсь на свое спасение,и возношу покаянную молитву свою. Прими меня, Господи, как разбойника, и как блудницу, и как мытаря, и отпусти мне мой грех. Ибо Ты, берущий грехи людей на себя, исцеляющий любые человеческие немощи, призывающий к себе честно трудящихся и успокаивающий страждущих. Научи меня. Господи, праведной жизни, очисти мое тело и душу от всякой нечистоты. Позволь мне совершать свои дела с благоговением к тебе, позволь соединиться с Твоим Святым Телом и кровью. Пусть Причащение не станет осуждением для меня, грешного и недостойного, а будет мне прощением. Даруй мне, Господи, возможность до конца дней своих причащаться святынями Твоими, чтобы мог я получить Твое напутствие перед страшным Судом и ожидать Твоей милости Великой. Аминь».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector