Пятничная молитва сунна намаз
О дополнительных молитвах до и после пятничной (джуму’а) молитвы
от К Исламу Окт 1, 2009
Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.
Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак’атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!
Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, «Мисбаху зуджаджа» 1/377 и др.
Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком, мир ему и благословение Аллаха, до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!» См. «Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра» 1/136.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Не передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)». См. «Фатхуль-Бари» 2/341.
Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: «Если кто-то скажет: „Может пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил“, то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!»
Шейх Ибн аль-Каййим сказал: «После того как Биляль завершал слова азана, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот час же начинал произносить хутбу». См. «За-дуль-ма’ад» 2/128.
Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками.
Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.
Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.
Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.
Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.
Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.
Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а.
На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком, мир ему и благословение Аллаха. Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей» Муслим 883.
Именно так поступали сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: «Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молитвы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова». Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: «Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!» См. «аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис» 1/97.
Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.
На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком, мир ему и благословение Аллаха, ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.
Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.
Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.
А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома. Муслим 882.
Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: «Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2».
На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на «желательность» какого-либо действия в поклонении необходим далиль!
Имам аш-Шаукани говорил: «Желательность — это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство». См. «Сайлюль-джарар» 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: «На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: „Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата“. Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот, известный достоверный хадис гласит: „Наилучший намаз человека после обязательного — это намаз совершенный у него дома!“ И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!» См. «Тамамуль-минна» 341-342.
И в завершении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Достоинства пятничного дня и как следует его встречать
Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».
Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Доказательства обязательности пятничного намаза
Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.
Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:
В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).
Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).
«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).
«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).
По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.
Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.
Достоинства дня джум’а и его порядок
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».
«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).
Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Применение мисвака
Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:
«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).
«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).
«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).
Внимательность при хутбе
Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).
«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).
Час принятия всех молитв
В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).
«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).
Какое есть доказательство тому, что мы совершаем первые 4 ракаата сунны джума-намаза?
Как то раз один человек сказал мне, что до пятничной молитвы не совершается никакой сунны, что этому нет доказательства, и что это является бидатом (нововведением). У меня вопрос: «Какое доказательство есть тому, что мы совершаем первые четыре ракаата пятничной молитвы?»
Ответ
Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу, а так же согласно одному из мнений в мазхабе ханбалитского толка, перед предписанной частью пятничной молитвы совершается четыре ракаата сунны. И хотя в маликитском мазхабе, до предписанной части пятничной молитвы и нет сунны, но допускается совершение нафиль намазов.
Те, кто придерживается мнения, что существует сунна, которая совершается до пятничной молитвы, указывают на то, что пятничная молитва совершается вместо полуденной молитвы. По этой причине пятничная молитва совершается точно также как и полуденная молитва, кроме тех особенностей, которые утверждены определенными доказательствами шариата, таких как двойной призыв к молитве, чтение хутбы, совершение двух ракаатов, вместо четырех.
Хотя имам аль-Бухари, в своем сборнике хадисов, приводит раздел под названием «Совершение сунны до и после пятничной молитвы», он ограничивается тем, что приводит хадис, касающийся лишь сунны, совершаемой после пятничной молитвы, но не приводит хадис, касающийся сунны, совершаемой до пятничной молитвы. Вместо этого имам аль-Бухари указывает на сунну, совершаемую до и после полуденной молитвы.
Суть этого состоит в том, что имам аль-Бухари проводит аналогию, пятничной молитвы с полуденной молитвой. То есть, до и после пятничной молитвы так же существует сунна, подобно сунне, совершаемой до и после полуденной молитвы [1] .
Имам ан-Науауи, в своем разъяснении под названием «аль-Минхадж», который он написал к сборнику хадисов имама Муслима, сказал:
«Совершение сунны, которая совершается до полуденной молитвы, до пятничной молитвы так же является сунной».
عن علي قال كان رسول الله يصلي قبل الجمعة أربعا وبعدها أربعا
Передается от Али (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата сунны» [2]
Хафиз Зайнуддин аль-Ираки дал хорошую оценку данному хадису, определив цепь его передатчиков как «джаййид» (хороший) [3]
Наряду с этим существует достоверный риуаят, указывающий, что ученый-сахаба Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), который никогда не разлучался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата молитвы.
عن قتادة أن بن مسعود كان يصلي قبل الجمعة أربع ركعات وبعدها أربع ركعات
От Катады (да будет доволен им Аллах) передается следующее:
«Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), до и после пятничной молитвы, совершал четыре ракаата сунны» [4]
Ибн Хаджар Аскалани оценил этот риуаят, как «сахих». А имам Абдурраззак в своей работе «аль-мусаннаф» приводит риуаят о том, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) требовал, чтобы до и после пятничной молитвы совершались четыре ракаата сунны. Это действие Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) основывалось на его знании хадиса, касательно совершения Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сунны до и после пятничной молитвы. Ясно, что такое требование сподвижника, который все время был рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не могло основываться на его личном иджтихаде. Мнения Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) так же придерживались такие табигины, как Ибн Мубарак, Суфйан ас-Саури [5]
عن نَافِعٍ قال كان بن عُمَرَ يُطِيلُ الصَّلَاةَ قبل الْجُمُعَةِ وَيُصَلِّي بَعْدَهَا رَكْعَتَيْنِ في بَيْتِهِ وَيُحَدِّثُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كان يَفْعَلُ ذلك
Передается , что Нафи’а сказал:
«Обычно Абдуллах ибн Омар (да доволен будет им Аллах), до пятничной молитвы, долго совершал намаз. А после пятничной молитвы, придя домой, он совершал два ракаата молитвы. И он говорил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал так же» [6]
Имам ан-Науауи, в своем труде, под названием «аль-Хуласа», этот хадис, переданный имамом Абу Даудом, определил как «достоверный», отвечающий требованиям имама аль-Бухари [7]
Из этого риуаята нам видно, что до и после пятничной молитвы совершается сунна.
В риуаяте имама аль-Бухари Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Между двумя азанами (азаном и икаматом) есть молитва (сунна)» [8]
В другом сахих хадисе сказано следующее:
«Перед каждым фард намазом существуют два ракаата молитвы» [9]
Ибн Хаджар, в качестве веского доказательства сунны, совершаемой до пятничной молитвы, приводит этот хадис [10]
Если так, то, вероятно, будет неправильным называть действия человека, совершающего четыре ракаата сунны, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, или же два ракаата сунны, согласно другим мазхабам, бид’атом.
[1] Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ал-‘айни, ‘умдатул-Каари шарху Сахихил-Бухари, 5-том, 126-бет. «Дарул-фикр» Бейрут,2005 г.
[2] Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб Абул-Касым ат-Табарани, ал-Му’жамул-аусат, 2-том, 172-бет. «Даарул-харамайн» , Каир. 1415 г.х.
[3] Зайнуддин Абул-фадл Абдур-рахим ибн ал-Хусайни ал-Ираки, Торхут-тасриб фи шархит-такрииб, 3-том, 36-бет. «Дарул-кутубил-илмия» Бейрут,2000 г.
[4] Абу Бакр Абдур-Раззак ибн Хумам ас-Сан’ани, Мусаннафу Абдир-Раззак, 3-том, стр. 247. «Аль-Мактабуль-ислами», Байрут,1403 г. по хиджре.
[5] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 2-том, стр. 401. «Даруль- ихйаит-турасиль-араби» , Бейрут.
[6] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 1-том, стр. 294. «Даруль-ихиаайт-турасиль-араби», Бейрут.
[7] Абу Закария Мухиддин ан-Науауий, «Хулаасатул-ахкаам фи мухимматис-сунан уа кауаа’идиль-Ислам», 2-том, стр. 811. «Муссисатур-рисала», Байрут,1997 г.
[8] «Сахихуль-Бухари». 1-том, стр. 225. «Дару Ибни Касир», Байрут,1987 г.
[9] Мухаммад ибн Хиббан ибн Мухаммад, «Сахих ибн Хиббан», 6-том, стр. 208. «Мууссатур-рисала», Байрут,1992 г.
[10] Ибн Хаджар Аскалани, Фатхуль-Баари, 3-том, стр. 351.
Пятничная молитва сунна намаз
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Давно хотел написать об этом, но постоянно забывал, вспоминал лишь именно в тот момент, когда люди делали эти два ракаата — непосредственно перед пятничной молитвой! И вот, наконец, я вспомнил об этом в ночь четверга. Завтра иншаАлла пятница, и на этот раз я сяду в мечети с чистой совестью.
Люди совершают два ракаата непосредственно перед пятничной молитвой! Я не говорю о молитве приветствия мечети, я не говорю о обычных двух ракаатах, которых можно совершить практически когда угодно, но говорю я о тех двух ракаатах, которых систематично выполняют непосредственно перед молитвой после азана на пятничную молитву, словно эти ракааты из числа рауатибов (настоятельных). Нет конкретной сунны до пятничной молитвы, и что удивительно, на этом сам имам аш-Шафии, а ведь в нашей местности «шафииты», ну…хотя бы на словах.
≡ Сказал аль-Хафиз Зейнуддин Аль ‘Ираки сказал: «Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама (Малик, аш-Шафии и Ахмад) рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джум’а)»
≡ Сказал имам Альбани: «По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов…».
≡ Наш шейх ас-Сухейм сказал: «Эти молитвы (до джуму’а) не являются рауатибами, это обычные молитвы. Доказательством этому служит хадис Сальмана, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لا يغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهّر ما استطاع من طُهر ، ويدّهن من دُهنه ، أو يمسّ من طيب بيته ، ثم يخرج فلا يُفرِّق بين اثنين ، ثم يُصلي ما كُتب له ، ثم ينصت إذا تكلم الإمام إلا غُفر له ما بينه وبين الجمعة الأخرى . رواه البخاري
«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Аль-Бухари и Муслим
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”.
Имам Абу аль-Къасим Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, у себя в «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророкﷺ совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк ﷺ совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”
Имам Ибн аль-Къаййим в “Задуль-ма’ад” сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк ﷺ сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”.
А что касается хадиса у Ибн Маджи от Ибн ‘Аббаса, что пророк ﷺ совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!»
Имам Джамалуддин аз-Зайля’и в «Насбу-ррайя» сказал : «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!»
Тоже самое сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар и аль-Альбани. Есть и другие хадисы на этот счет, от ‘Аиши, к примеру, но все они очень слабые и даже выдуманные. Сказал Мухаддис аль-‘Аббад: «…до молитвы джум’а нет установленной сунны».
Имам ат-Тирмизи передал от Ибн Мас’уда, что он совершал до и после пятничной молитвы четыре ракаата. Это же передали ‘АбдуРаззакъ и ат-Табарани, возводя это к пророку ﷺ, но как сказал Ибн Хаджар: в цепочке слабость и обрыв.
А что касается сообщений от ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других, что они совершали молитвы до пятничной молитвы, то это не какая-то конкретная установленная молитва, это добровольное поклонение, которое иногда совершают, а иногда оставляют.
≡ Сказал имам Альбани сказал: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха ﷺ или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора»
А вот после пятничной молитвы есть достоверная сунна, иншаАлла.
Имам ат-Тирмизи передал от Аби Хурайры, что посланник Аллаhа сказал:
من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا
«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата».
Сказал Ибн аль-Къайим «Зад аль-Ма’ад»: «Наш шейх Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя сказал: “Если он желает совершить (эту сунну) в мечети, то совершает в четыре ракаата, а если в своем доме, то совершает два ракаата“ . Я (Ибн аль-Къайим) скажу: На это указывают хадисы. Передал Абу Дауд от Ибн ‘Умара, что он совершал в мечети четыре ракаата, и если совершал (эту молитву) в своем доме, то совершал ее в два ракаата».
≡ Имам Ибн Къудама у себя в «Аль-Мугъни» передал слова Ахмад, сказавшего: « Если желает, он может совершить после пятничной молитвы два ракаата, а может и четыре» .
В заключение воздаем хвалу Аллаhу Господу миров.