Иисусова молитва как меч

Иисусова молитва как меч

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Читать еще:  Мама обиделась на меня молитва

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Вторая реальность

Магия, религия. и тонкая грань между этими понятиями.

понедельник, 25 июля 2011 г.

Иисусова молитва

Как же освободить свое сердце от злых, а также лицемерно-добрых помыслов, атакующих нас во всякое время?

I . Первую победу подвизающийся может одержать при помощи метода «трезвения». Метод прост и заключается в вопросе как бы самому себе: «О чем мне сейчас говорит помысел?» Или просто: «Какой у меня сейчас помысел?» Как только подвизающийся задает этот вопрос, не отвечая на него, он увидит, что помысла на самом деле нет. Если бы он имел духовное зрение, то успел бы увидеть в тот момент поспешно удаляющегося беса или бесов. Бесы-помыслы не любят внимания. Они предпочитают, чтобы человек принимал помыслы как свои мысли и думал, что он сам себе мешает.

II . В образовавшуюся таким образом сердечную пустоту подвизающийся должен поместить Иисусову молитву и читать ее до тех пор, пока в сердце не прорвется новый помысел и тогда, чтобы его прогнать, повторить опять тот же вопрос. Так следует тренироваться и частым повторением довести это умение до совершенства. Бог весть, сколько на это потребуется времени. Смотря кому и смотря, какое рвение проявит подвизающийся.

III . Следует также часто опускать ум в сердце до физического ощущения его там пребывания. Старцы называли это «затвором». Истинный затвор в этом и состоит, а не во внешних дверях, закрытых на замок. Понятно, что все вышесказанное можно выразить словами народной сказки: «Пойди туда не знаю куда, принести то не знаю что». Однако, ничего невозможного в этом нет, чему много есть святых свидетелей, прошедших этот путь.

Еще раз повторим, что необходимо частое повторение. Большой опасностью на этом пути является быстро пришедший успех. Тот, кто не прошел путь смирения под руководством опытного духовника, попадает в опаснейшее состояние, называемое в духовном пути «прелестью», а в миру — душевной болезнью. Таким образом, «успех» превращается в сокрушительное поражение тех, кто не смирив гордыни, взялся за «умную молитву». Таковым лучше бы пока что читать только по писанному. Когда же смиренный молитвенник без вреда для своей души начнет понемногу пожинать плоды молитвы в виде спокойствия ума и отсутствия помыслов, ему следует идти дальше.

IV . По слову преподобного Серафима Саровского чудотворца и других великих молитвенников применяются также и дыхательные упражнения. Мы приведем некоторые практические советы как с дыханием вводить молитву в духовное сердце. Предже всего, следует медленно выдохнуть весь воздух через нос, опустошив даже живот, то есть, чтобы он как бы прилип к позвоночнику. После этого следует, произнося Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного), медленно втягивать воздух носом через горло таким образом, чтобы наполнялся сначала низ живота, потом грудь, а потом еще выше. Когда мы становимся переполненными таким образом воздухом, то продолжаем читать дальше Иисусову молитву до тех пор, пока можем удерживать воздух. После того как удерживать воздух станет невозможно, следует, медленно выдыхая, произносить эту же молитву.

Должно сказать, что сие упражнения очень сильные и им не следует на первых порах злоупотреблять, но следует, как бы привыкать к нему, чтобы выполнять без большого напряжения.

Такая молитва очень сильно укрепляет дух, приводит к хорошим результатам по трезвению, утраняет все помыслы и похоть.

V . Есть и еще способ часто применяющийся подвижниками. Это называется «иметь кошку». Молящийся как бы держит на привязи зверька, который хватает любую мысль, появляющуюся в голове.

Вышеуказанные упражнения в Иисусовой молитве ведут к спокойствию духа, когда дышать как бы вовсе не надо, всякие мысли уходят, ум погружается в сердце, сосредотачивается в нем и как бы входит в самого себя: «ум входит в ум».

Естесственно, что, занимаясь умной молитвой, следует быть в ладу с собственной совестью, быть исповеданным и причащенным, и иметь благословение на то собственного духовника, а также неленостно посещать церковные службы, количество которых устанавливает духовник.

Далеко не лишним будет также напоминание о том, что Иисусова молитва творится в покаянии.

Духовное сердце есть орган, расположенный в грудной клетке близко к физическому сердцу. Некоторые ощущают его посередине грудной клетки, другие даже справа.

Отец Серафим об умной молитве

1. Учись умной молитве сердечной, как учат св. отцы в братолюбии: ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу.

2. Учись творить молитву через ноздряное дыхание, с замкнутыми устами, это искусство есть бич мотиву плоти и плотских похотений.

3. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: «Богородицею помилуй мя».

4. Одна молитва внешняя недостаточна, Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннею, не монахи, а черные головешки.

5. Бойся как геенского огня галок намазанных (женщин), ибо они часто из воинов царских делают рабами сатаны.

6. Помни, что истинная мантия монашеская есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.

7. Все делай потихоньку полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Практика умной молитвы может быть на время связана с психосоматической техникой, т. е. носить характер ритмического или неритмического произношения молитвы умом посредством вдыхания при первой части и выдыхания при второй, как описано выше. Такое делание может быть полезным, если при этом не теряется из виду, что каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: “Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно” (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11).

Читать еще:  Урок по музыке 2 класс молитва

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.
Читать еще:  Молитва богу о мужчине

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

Иисусова молитва — как правильно молиться

Иисусова молитва

Неотъемлемой составляющей христианской жизни является молитва – общение с Богом. Молитвой можно славить и благодарить Господа, выражать раскаяние и просьбы. Но в основе любой молитвы лежит любовь к Богу, стремление приблизиться к Нему, ощутить Его присутствие в своей жизни. Искренняя молитва никогда не остаётся без ответа.

От пустого упоминания Имени Божьего предостерегает третья заповедь Ветхого Завета:

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно” (Исх. 20:7).

Призывание Имени Божьего уместнее всего именно в молитве. Имя Христово, как писал преподобный Исхий Иерусалимский в «Слове о молитве»:

«умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия».

Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» является одной из самых известных и универсальных. Она содержит в себе и исповедование веры в Иисуса Христа как в Сына Божьего, и сокрушенное признание себя грешником с обращением о помиловании и помощи в борьбе с грехом. Преподобный Паисий Святогорец говорил: “Живя вдали от Сладкого Иисуса, мы пьём горькую чашу”. Этими словами святой предостерегает нас от жизни без молитвы и призывает как можно чаще обращаться ко Христу.

История Иисусовой молитвы

Иисусова молитва очень древняя, её появление связывают с египетскими монахами, жившими на заре христианства. В современном виде она была записана преподобным Григорием Синаитом в 14 веке. Он же возродил практику Иисусовой молитвы на Афоне. Эта молитва не раз становилась предметом богословских споров.

Например, в 17 веке на Большом московском Соборе среди прочих решался вопрос о том, как правильно в этой молитве называть Иисуса Христа: «Боже наш» или «Сыне Божий». Дело в том, что в использовании только второго варианта некоторыми усматривалось проявление ереси арианства. Ариане признавали Иисуса Христа лишь Божьим Сыном, но не Богом.

Иисусова молитва имеет центральное значение в древней монашеской аскетической практике исихазма. Она заключается в усиленном стремлении оградить свой ум и сердце от греховных помыслов. Это приводит к сосредоточению на подвиге непрестанной молитвы, к особому состоянию духовного очищения и Богопознания.

Учение об Исихазме в значительной мере было сформулировано Святыми Отцами ещё в первом тысячелетии после Рождества Христова. Наиболее известным теоретиком исихазма считается святитель Григорий Палама, живший в 14 веке. Примерно в это же время исихазм получил широкое распространение на Руси. Его практиковали такие церковные деятели как Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Феофан Грек, Нил Сорский.

Что дает Иисусова молитва

Апостол Павел в Послании Фессалоникийцам призывал христиан непрестанно молиться. Исполнение этой заповеди представляет собой один из идеалов праведной христианской жизни. Иисусова молитва, благодаря своей краткости и ёмкости содержания, уже много веков используется в практике непрестанной молитвы. Упражнение в Иисусовой молитве помогает человеку ни на секунду не забывать о Боге, она приобщает молящегося ко Христу. Сила Иисусовой молитвы в том, что она является духовным лекарством, взращивает в душе любовь, смирение, стойкость в борьбе с грехом.

Преподобный Иоанн Лествичник в своём труде «Лествица» призывал христиан обороняться от бесов Иисусовой молитвой,

«ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, на земле».

Усердное понуждение себя к постоянной молитве приводит к тому, что она сама начинает литься из сердца. Вне зависимости от того, где бы молящийся ни был и чем бы ни занимался. Вся жизнь молящегося в таком случае становится непрестанной молитвой. Из-за живого участия ума и сердца Иисусову молитву также называют «умно-сердечным деланием».

Иисусова молитва: как правильно молиться

Творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам. Делать это можно как вслух дома, перед иконами, осеняя себя крестным знамением, так и в уме в различных жизненных обстоятельствах, например, в дороге или в очереди.

Как научиться Иисусовой молитве? Не стоит увлекаться внешним молитвенным подвигом и концентрироваться на количестве прочитанных молитв. Иначе можно впасть в опасное состояние прелести, то есть самолюбования. Святитель Игнатий Брянчанинов в сочинении “О молитве” писал, что прелесть возникает из-за того, что

«в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы”.

Не количество, а качество является главным в любой молитве. Необходимо участие не только ума, но и сердца, смиренного и сокрушенного. Молитва должна быть простой и искренней, без многословия, игры воображения и желания добиться каких-то душевных восторгов. Молитва всегда является трудом, но Господь вознаграждает молящегося Своей благодатью, духовной бодростью, рождающей желание вновь обращаться к Нему.

Протоиерей Андрей Ткачёв советует мирянам следовать заповеди святителя Дмитрия Ростовского молиться кратко. При этом предостерегает от увлечения длительными молитвословиями:

“Практика длинных молитв для слабого мирского человека может быть сложна и опасна”.

Пресыщение продолжительными молитвами часто приводит к тому, что духовно неопытный человек вообще перестаёт молиться.

Покаянный характер Иисусовой молитвы, с одной стороны, приводит человека к сердечному сокрушению о своих грехах, с другой – даёт утешение и упование на Божью любовь и милость. Такое возвышенное радостно-печальное состояние является признаком угодной Богу молитвы.

Отличия молитвы от медитации и заклинаний

Иисусову молитву нельзя воспринимать как магическое заклинание или тантрическую практику. Такой подход к молитве является извращенным, языческим, примитивным. Не механическое произношение, а наша вера, участие ума и сердца делают молитву действенной. Как говорил преподобный Паисий Святогорец,

“очищение невозможно одной молитвой, если не будет смирения и соответствующего подвига…. Иисусовой молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом”.

Также некорректно сравнивать Иисусову молитву с медитацией. Цель медитативных практик заключается в осмыслении не Истинного Бога, а самого себя. При таком подходе обожествляется разум человека и не находится места для участия сердца, покаяния. Медитирующий человек сосредоточен на своей личности и не может таким образом приблизиться к Богу. Медитация представляет собой внутренний монолог человека, сосредоточение на себе, а молитва направлена к другой Личности, это диалог человека и Бога. При монотонном повторение мантры преследуется цель полностью избавить слова от содержания и очистить сознание от каких-либо смыслов.

Настоящая молитва, напротив, имеет в основе максимальное сосредоточение на смысле произносимых слов. Молясь, человек выражает свою любовь к Богу, покаяние, горячее желание приобщиться к Нему. Человек не замыкается на себе, а наоборот, раскрывается перед Господом. Без этого всего невозможны живые отношения Бога и человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector