Конспект урока музыки 2 класс утренняя молитва

Конспект урока музыки 2 класс утренняя молитва

Конспект урока: «Молитва» Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» 2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева

Просмотр содержимого документа
«конспект урока: «Молитва» Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» 2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева»

Тема урока: «Молитва»

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»

2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева

Учитель музыки высшей категории

МБОУ-Займищенской СОШ г. Клинцы Бакина Лариса Николаевна

Цель урока: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

• Дать детям понимание значения слова «молитва».

• Познакомить с православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю».

• Разновидности молитв и их интонационно- образной природе.

• Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

• учить слушать и развивать вокально-хоровые навыки, эмоциональное содержание.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».

2. Толстой Л.Н «Благословляю вас, леса».

3. Г. Струве «Моя Россия»

4. Ж. Колмагорова. Мой Ангел»

Повторение знаний, полученных на прошлом уроке.

О чем шла речь на уроке? (Колокольных звонах)

КАК ИХ НАЗЫВАЮТ? (Голос России)

Какие бывают звоны? (Набат, трезвон, благовест, дорожный, повседневный)

В какой песне, звучащей на уроке, ощущался звон колокола? Моя Россия

Исполнение песни «Моя Россия»

Изучение нового материала.

Колокольный звон слышен во всей округе, даже исходит из картин русского художника И. Левитана. Рассмотреть картины.

О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

Объявить тему урока «М О Л И Т В А»

Вопрос: Что бы вы хотели узнать нового о молитве?

После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

«Отче наш» – слушание в исполнении хора Сретенского монастыря.

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится имя Твое, да

приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя. Яко на небеси

и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь, и

остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником

нашим, и не введи нас во

искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь

Краткое объяснение содержания.

Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).

Й создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)

– Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как . молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).

– О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.

– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.

Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.

Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена “Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.

– Почему Герда читала молитву?

– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

– Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.

– Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

– А с чего начинается ваш день? Ответы детей…

– А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название

– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Читать еще:  Благодарственная молитва за помощь

– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

– Просьба-обращение, благодарение, предупреждение.

– А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней.

(Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

Её можно назвать повседневной.

Послушайте, как звучит молитва Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

Нет, только на добро, любовь и благие дела.

– Что такое молитва, для чего нужна.

– Молитва имеет разное значение.

– Молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Благословляю вас, леса А. Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

– Кто ж такие ангелы?

– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.

– Ангелы оберегают и всех нас, они являют связующим звеном между нами и Богом.

Мой ангел белый

Приоткрыл мне тайну

Обо всей вселенной,

Мой ангел белый

Мне сказал: “Ты знаешь,

Ведь тебе придётся

Полюбить весь мир”

Припев: Мой ангел белый,

Что же ты наделал,

Как теперь я буду

В этом мире жить.

Мой ангел светлый,

Все твои приметы

Мне теперь придётся

Наизусть учить. 2 раза

2. Пусть ангел черный

С миром отпуская

И теперь другою

Будет жизнь моя. Припев. Разучивание 1 куплета и припева песни «Мой ангел»

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Оценки и благодарность за урок.

Д.З Выучить молитву «Отче наш», текст песни «Мой ангел»

Урок музыки во 2 классе “Молитва”

Архив содержит конспект урока музыки во 2 классе на тему “Молитва”и приложения(музыка, картинки). Конспект урока с УУД по ФГОС. Дети сами определяют тему урока. ставят цели.Урок прошёл удачно. Цели были сформулированы, поставлены и достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«мой план»

Урок музыки № 1 в 1 классе

«Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет…»

Цели: познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;

развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.

предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные : регулятивные –формулировать и удерживать учебную задачу , выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.

Музыкальный материал : П.Чайковский. «Утренняя молитва»,«В церкви»

Тип урока : комбинированный , путешествие в историческое прошлое.

I . Организационный момент.

Оформление работы в тетради согласно орфографического режима. (без записи темы, она закрыта). Одновременно звучит музыка «Вальс» П.Чайковского.

II . Мотивация учебной деятельности.

Под какую музыку мы с вами сейчас работали?

-Звучал танец – «Вальс» Чайковского.

Да, это был «Вальс» из «Детского альбома», который Пётр Ильич Чайковской сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

– «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны куклы», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Объявление темы , формирование целей урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная – «Молитва». Как вы понимаете это слово ?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

Церковь в нашем поселении совсем новая. Кому она посвящена? («Святым великомученикам крымским). Что вы о них знаете?

III . Работа над темой урока.

1.Вступление.Подготовка к восприятию музыки.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.

(Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» – это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

-Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Читать еще:  Александр римский мученик молитва

– Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду – в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

-Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

3. Вокально-хоровая работа.

Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был снами на этом уроке, всё будет хорошо. Ведь впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.

Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.

Урок музыки МОЛИТВА 2 класс

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку музыки для 2 класса по теме Молитва – Вдовина Зульфия Мирзаяновна.ppt

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Храм Василия Блаженного

Храм Петра и Павла

Казанский кафедральный собор

Храм Рождества Христова

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»

Музыка в храме Молитва

Выбранный для просмотра документ мой план.docx

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Алдабергенова Инара АбдрашевнаНаписать 7294 15.12.2016

Номер материала: ДБ-024652

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    15.12.2016 701
    15.12.2016 739
    15.12.2016 5742
    15.12.2016 301
    15.12.2016 360
    15.12.2016 536
    15.12.2016 961

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Технологич карта урока музыки во 2кл молитва

Технологическая карта урока музыки во 2 классе
По теме: «Молитва».
Учителя МБОУ «СОШ № 33» Зозулевской Т.В.

Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия

1.Самоопределение
к учебной деятельности

Вход учащихся под музыку П.И.Чайковского пьеса «В церкве».
Приветствие.( Слайд №1)
Исполнение музыкального приветствия:
-Прозвенел звонок!
-Начался урок!
-Здравствуйте ребята!
-Здравствуйте учитель!

Исполнение (в диалоге с учителем).
Организация класса.
Личностные: мотивация, самоопределение.
Регулятивные: целепологание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений
в деятельности. Объявление темы урока учащимися.

3.Постановка учебной задачи.
(учебные цели урока, формулируют учащиеся и учитель)

4.Первичная проверка
понимания изученного.

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа: (Слайд №2)
Учитель обращает внимание на тему второй
четверти « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм?
Ответы учащихся: Молиться.
Что такое молитва ? (Слайд №3)
Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.
Учитель: Правильно. Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Ответы учащихся: Молитва.
Учитель: Правильно! (Слайд №4)

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Молитва».
Учитель: Какие цели вы будете достигать на уроке?
Учитель: Итак, на уроке мы ставим следующие цели. (Слайд №5).
1) Разучивать песню – молитву.
2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички.
3) Различать разные виды икон.
4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.
5) Познакомиться с разными религиями.
6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться различать молитву от песни, узнавать какая бывает молитва и послушать и спеть музыкальные произведения. Эпиграфом нашего урока служат слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет,
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет» ( Слайд №6).
Учитель: Как вы понимаете этот эпиграф?
Ответы учащихся. ( разные ответы)
Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми.
Повторение материала предыдущего урока:
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему русских народных инструментов. Как вы думаете, необходимы ли р.н. инструменты в молитве? Ответы учащихся. (разные..)
Учитель: А если мы, например, под молитву будем аккомпанировать на гитаре? Ответы учащихся (разные)
Учитель: Я предлагаю вам послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов, какая она по характеру. ( Слайд №7)

После прослушивания.
Ответы учащихся (разные)
Учитель: Какая прозвучала молитва? Вокальная или инструментальная? А о ком эта молитва?
Ответы учащихся (разные)
Учитель: Правильно, в католическом храме в песнопении молитва звучит под музыкальные инструменты,
( орган, гитара и тд..) а в православном песнопении молитву исполняют голосом или хором. ( Слайд №8)
Учитель: Мы различаем следующие религии: Христианство, Ислам, Буддизм. ( Слайд №9)
Учитель: Ребята, как вы думаете , что главное в молитве? Ответы учащихся (разные)
Учитель: Главное в молитве – СЛОВО.
Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?
Рассказ учителя:
Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и
т.д. ( Слайд №10) дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие – Крещение Руси. ( Слайд №11)
Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.
Главное отличие песни – заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

Читать еще:  Молитва просящая помощи у аллаха

Знакомство учащихся с содержанием учебного материала для работы на уроке.
Актуализация знаний
учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают правильные ответы.

Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя

слушают музыку.
Учащиеся пользуются словарём эмоциональных
терминов.

Принимают учебную задачу.
Отвечают на вопросы.

Познавательные:
Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Регулятивные: определяют тему
учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

Регулятивные: определяют тему, цель
учебной деятельности.

Познавательные:
Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Личностные:
Понимают значение
знаний для человека,
приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков.

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Регулятивные:
Осмысливают учебный материал.
Коммуникативные:
Участвуют в учебном диалоге.
Образно-логические- анализ прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного материала.
Коммуникативные:
Излагают своё мнение, корректируют своё
мнение, соблюдают нормы коллективного общения.

4.Первичная проверка
понимания изученного.

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

6.Применение знаний
и способов действий.

(Построение работы на уроке в парах).

Слушание
П.И.Чайковский
«Утренняя молитва»
«В церкви

7.Построение
Проекта выхода из затруднения.
Практическая работа:
Вокально-хоровая
Работа.

8. Включение в систему знаний и
Повторений.

10.Рефлексия учебной деятельности

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для
человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Учитель: А сейчас физкультминутка.
– На раз подняться, потянуться,
-На два, согнуться, разогнуться
-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.
-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать
-На пять, нам солнце показать.
-На шесть, за парты тихо сесть.

Учитель. Итак, мы с вами различаем молитвы: Благодарственная молитва. Просительная молитва. Покаянная молитва. ( Слайд №12)
Учитель: послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко
Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется стихотворение? ( Слайд №13)
Ответы учащихся (разные)
Учитель: Правильно. Молитва.
Учитель: Сегодня я предлагаю послушать музыку русского композитора. Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский? (Слайд №14)
Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.
А с чего начинается ваш день
Ответы учащихся ( завтрак)
А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка).
Начинается он вот такой пьесой.
Учитель: Ребята, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу?
Звучит пьеса «Утренняя молитва». (Слайд №15)
Ответы учащихся. (Слайд №16)
Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.
Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?
Ответы учащихся. (просьба-обращение, благодарение, предупреждение)
А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).
– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую,н о значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»
– Это домашняя молитва?
-Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

Учитель: ( вспомним правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; создавайте настроение и характер песни, о чём в ней поется)
Учитель: Послушайте песню которую мы будем разучивать.
Разучивание песни-молитвы «Песенка ангелов» ( Слайд №17)
( Подробный самоонализ).

Самостоятельная работа: Отгадайте кроссворд( Слайд №18)
1) Как называется святое помещение для молитв у мусульман?
( Мечеть)
2)Как называют общество людей христиан ? ( Церковь)
3) Как называется песня – экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая? (закличка)
4) Как называется образ святого, перед которым молятся?
(Икона)
5) Назовите религию, где молитвы поют и аккомпанируют на музыкальном инструменте?
( Католицизм)
6 Назовите религию христиан?
(Православие)
7) Как называется святое помещение для молитвы и для души?
( Храм).
Учитель: Что у нас получилось?
Ответы учащихся: Слово «Молитва».
Учитель: Молодцы!
Учитель: Давайте вместе вспомним название урока
Учащиеся отвечают.
Учитель : Мы с вами слушали и исполняли молитвы, слушали музыку П.И.Чайковского. Узнали историю молитв, откуда они взялись.
– Что такое молитва, для чего нужна?
– Молитва имеет разное значение. Какие ?
(молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)
– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.)
Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.
Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Учитель: Мы подводим итог нашего урока.
Учитель: Определим, какими видами деятельности
занимались на уроке ( Слайд № 19).
Вопросы:
– Какая была тема урока?
– Чему научились на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Что было интересно выполнять на уроке?
– Достигнута ли Вами цель урока? Какая?
– Что запомнилось больше всего?
– Всё ли Вам удавалось легко? Учитель: Сделаем вывод по теме нашего урока: Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Эпиграфом нашего урока служили слова И. Никитина. Учитель: Прощаемся по – музыкальному:
– Прозвенел звонок!
– Кончился урок!
–До свидания ребята!
– До свидания учитель! (выход из класса) (Слайд №20).

Слушают.
Выполняют упр.
Учащиеся выполняют разные физические упражнения.

Организация учащихся к изучаемому материалу

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector