10 молитва перед причастием

10 молитва перед причастием

Зачем молиться перед причастием

Таинство Причащения, иначе называемое Евхаристия, составляет важный элемент богослужебной практики всех основных христианских конфессий — православия, католичества и протестантизма с раннехристианских времен и доныне. Одно из важных условий правильного приобщения верующих мирян Святых Тайн подразумевает пост, искреннее раскаяние и чтение молитвы перед причастием.

Подготовка к причастию

Причащение Телом Христовым является одним из церковных таинств, подготовка к участию в котором требует усилий от верующего — как плотских, для умиротворения своего телесного начала, так и молитвенных, для обуздания и смирения своего духовного естества.

К таинству Причастия миряне готовятся вне церковных стен. Находясь дома, они ограничивают себя в развлечениях, еде и питье, читая молитвы перед образами. Однако готовящемуся не так важна внешняя обстановка, как его внутренний духовный настрой.

Тем, кто живет в стесненных жилищных условиях, например в общежитиях, или находится в длительной командировке и желает избегнуть различных соблазнов, допустимо готовиться к причастию в любое удобное время и в любом месте, даже на улице. Следует привести себя в сосредоточенное состояние для безмолвного чтения молитвы, как если находишься перед самим Господом Богом.

Необходимость прочтения молитвы

О необходимости молиться неоднократно говорил посланный на землю Бог Сын Иисус Христос своим ученикам, а через них всем уверовавшим в Него. Молитва по учению Христа нужна для того, чтобы не впасть в искушение, постоянно поддерживать бодрость духа и спастись.

Молитвенное говорение — это каждодневная духовная практика, зарядка души и ума, опора в сиюминутных житейских вызовах и невзгодах. Тем более необходима она в таком духовном делании, как причащение Святых Тайн. Очистив душу покаянием, смирив плоть постом и воздержанием, направив молитвами ко Святому Причащению свой духовный путь к вечной жизни, будущий причастник достигает христианской гармонии, позволяющей ему заслуженно принять причастие в церковном храме.

Молитвы перед исповедями

Специальное молитвенное правило для верующего перед таинством Покаяния церковным уставом не установлено, тем не менее следует прочитать покаянные молитвы перед исповедью, рекомендуемые Церковью. Тексты моления можно скачать в интернете, найти в молитвослове, продающемся в церковных лавках, в других книгах. Готовясь к исповеди, полезно обратиться за советом к священнику в церкви.

Из покаянных молитв советуют прочесть Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу, 50-й псалом из Псалтири, повествующий о покаянии Царя Давида, а также ряд других молитв, например обращение к Святому Духу.

Псалтирь желательно иметь дома для постоянного молитвенного обихода. Она может быть переведена на русский язык или славянский, а точнее церковнославянский, принятый при богослужениях в Русской православной церкви. Присутствуя в православном храме на утреннем или вечернем богослужении с Псалтирью на церковнославянском языке, верующий мирянин может следить за прочтением псалмов священно- и церковнослужителями, мысленно или вслух повторяя слова и достигая таким образом сообразной молитвенной симфонии с чтецами.

За неделю в храме прочитывается вся Псалтирь, так что при отсутствии времени мирянин может посетить церковь в тот день, когда будет прочтен 50-й псалом, и в этот же день исповедаться. Благотворность чтения псалмов отмечена многими мирянами и священнослужителями. В народной и церковной мистической традиции считается, что бесы трепещут перед Псалтирью.

Молитвы перед причастием

Молитвы ко Святому Причащению бывают утренние и вечерние, а также к ним добавляется евхаристическое (причастное) молитвенное правило. Согласно ему произносятся следующие каноны:

  • покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • молебный ко Пресвятой Богородице, написанный монахом Феостириктом;
  • Ангелу Хранителю.

Читаются следующие утренние молитвы перед причастием:

  1. Сразу после пробуждения — краткая начальная молитва, в православии называемая «началом».
  2. После небольшой паузы, необходимой готовящемуся, чтобы привести свои чувства в порядок и сконцентрироваться, произносится молитва мытаря из Евангелия от Луки.
  3. Затем 5 молитв: предначинательная, Святому Духу, Трисвятое, ко Пресвятой Троице, «Отче наш».
  4. Тропари Троичные, завершающиеся просьбой ко Господу о помиловании, повторенной 12 раз.
  5. Псалом 50.
  6. Символ веры.
  7. Обращения ко Господу св. Макария Великого, почитающегося в лике преподобного в православной и католической церквях.
  8. Его же обращения ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.
  9. Просьба к святому, в честь которого крещен готовящийся, о небесной молитвенной помощи.
  10. Песнь Пресвятой Богородице, Тропарь Кресту, просьба за отечество.
  11. Моление о ныне живущих, с упоминанием имен духовного отца молящегося, родителей, родственников, начальников, наставников, благодетелей, а также о всех православных христианах. Мольба об усопших. По возможности краткие обращения о живущих и об усопших заменяются на развернутое моление ко Господу. Прошение о живых включает упоминание юношей, девушек, старцев, немощных, нищих, сирот, странствующих, воинов и т.д.
  12. Слово об окончании утреннего молитвенного чтения.

Вечерние молитвы, иначе называемые «на сон грядущим» (перед сном), содержат следующие тексты:

  1. «Во имя Отца…», «Царю Небесный…», «Святый Боже…» (3 раза), «Слава…» и «Пресвятая Троице…»
  2. «Отче наш».
  3. Тропари и просьба ко Господу о помиловании 12 раз.
  4. Обращение св. Макария Великого к Богу Отцу Святой Троицы.
  5. Мольба Вседержителю, доброму Пастырю, Святому Царю Иисусу Христу, написанная св. Антиохом.
  6. Мольба о помиловании ко Пресвятому Духу св. Антиоха.
  7. Моление 4-е св. Макария Великого о прощении согрешений, устранении бесовского уныния. Славословие Пречистой Богородицы Марии, заступницы грешных.
  8. Мольбы 5-я («Благой Боже, человеколюбец, прости меня») и 6-я с просьбой о помощи в укрощении страстей, избавлении от порочных мыслей, обретении добродетельной жизни.
  9. Обращение ко Господу святителя Иоанна Златоуста с просьбой об избавлении от вечных мук, о сохранении небесных благ, просветлении сердца, помрачении постыдной похоти.
  10. Обращение 8-е к Господину нашему Иисусу Христу с просьбой об избавлении от бесовских искушений и пагубных страстей.
  11. Воззвания 9-е, ко Пресвятой Богородице, монаха Петра Студийского: «Я, окаянный, беспрестанно согрешающий и гневящий Сына Твоего, молюсь и каюсь…» и 10-е о наставлении на благие дела.
  12. Просьба ко святому Ангелу Хранителю о защите от грехов.
  13. Молитвословие (кондак) Преславной Приснодеве, Божией Матери Господина нашего Иисуса Христа.
  14. Мольба св. Иоанникия («Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»). Защищает от дурного влияния.
  15. Обращение к человеколюбивому Владыке св. Иоанна Дамаскина.
  16. Мольба Пречестному Животворящему Кресту Господню об изгнании бесов и супостатов. Допускается краткий вариант.
  17. Молитвы об оставлении наших прегрешений и просьба к человеколюбивому Господу о прощении ненавидящих и обижающих нас, о милости к родственникам нашим, ко всем путешествующим, плененным и прочим. Поминание усопших. Благодарность делающим добро.
  18. Повседневное исповедание грехов и заключительная молитва перед сном о передаче своего духа в милостивые руки Господа нашего Иисуса Христа.

Начинающим, немощным, болящим мирянам перечень молитв, необходимых к прочтению, может быть сокращен духовным настоятелем сообразно их силам.

При последовании ко Святому Причащению читаются тропари, 50-й псалом, молитвенные тексты архиепископа Василия Великого (Кесарийского), святых Иоанна Златоуста, Симеона Метафраста, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова. Непосредственно перед причастием следует сосредоточиться и мысленно произносить стихи Симеона Метафраста «Приступаю к Божественному Причащению».

10 молитва перед причастием

Подготовка к Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

• соблюдение поста перед Причастием;

• посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

• прочтение определенного молитвенного правила;

• воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия;

• допущение до Причастия священником на исповеди;

• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Причащением необходима исповедь – вечером ли, или утром, перед литургией.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

Апостольские постановления четко говорят о порядке приступления ко Святым Дарам:
«… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

“Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Читать еще:  Молитва чтоб ребенок лучше спал

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению“.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста. Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених». А Светлая седмица. не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником – памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

“Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом”.

О частоте Причащения

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Св. Феофан Затворник пишет о том, как часто следует причащаться:

«Милость Божия буди с вами!
Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. – Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею – говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

Архимандрит Рафаил (Карелин):

“Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина – леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)». Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день”.

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Святое Причастие

Совсем недавно мы говорили о Таинстве исповеди . После выполнения этого обряда верующий получает благословение Святого отца на причастие. Святое причастие, Причащение или Евхаристия (Божественная литургия) – религиозный обряд в Православии особого освещения хлеба и вина и употребления их верующими. Обряд несёт смысл приобщения к Богу через вкушение этих даров. При этом хлеб символизирует плоть Иисуса, а вино – его кровь. Господь искупил грехи человечества через свою кровь, принеся себя в жертву ради нашего спасения.

Святое Причастие Господне: зачем и как часто оно нужно

Таинство Причастия даёт нам возможность соединиться с Творцом, обретая изначальное с ним единство, которое было задумано при создании человека. Вся суть земной жизни человека, ввиду его слабости и греховности ,предполагает очищение от неё. Но самому справиться с этим рабу божьему не всегда удаётся, что возможно с Божьей помощью.

Каждый верующий должен стремится просить этой помощи, ведь мы свободны в выборе своего жизненного пути и своих действий. Поэтому тайное искреннее исповедание в грехах, причащение к Высшему и стремление жить по Божьим заповедям всё это несёт человеку спасение и гармонию в душе. По Златоусту:

Достойное Причастие — такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни.

Сколько раз в году нужно причащаться

Убеждение, что причащаться достаточно лишь пару раз в год во время Великих постов — неверное. Сколь раз следует это делать — единого мнения нет. Скорее всего причащаться следует всякий раз, когда попадаете на литургию. В настоящее время одна из самых типичных рекомендаций о частоте причащения — ежемесячное причащение для взрослых, еженедельное для младенцев.

Читать еще:  Молитва от преследования людей

Человек не может причащаться больше одного раза в день, да и необходимости в этом никакой нет. Следовательно, в принципе даже ежедневное причастие возможно. Но частота причащения и его регулярность – это вопрос индивидуальный и тонкий, как и все устройство внутренней жизни человека, что ни по письму его не решишь, ни даже с одной беседы или исповеди.

Чувства неподготовленности или недостойности своего внутреннего Я не должно мешать в этом деле. Вот что писал по этому поводу преподобный Иоанн Кассиан:

«Мы не должны уклоняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали бы больше врачества для наших ран.

Что нужно делать перед Святым Причастием

Важно прежде всего понимать смысл и искренне желать Причастия. Бессмысленным будет действие, если пройдя таинство, человек не меняет сути своего бытия, наполняет жизнь грехами и не несёт света и мира другим.

  1. Перед обрядом Причастия обязателен пост от 3-5 дней, если в это время его нет.
  2. В день причастия не едят и не пьют воды, уж тем более не курят, по возможности избегают интимных отношений.
  3. Для женщин важно отсутствие критических дней, с ними причастие не совершают.
  4. Начиная с вечера, следует больше внимания уделить молитвам. Читают три канона – Спасителю, Царице Небесной и личному Ангелу Хранителю.

Молитвы, к Святому причастию

Особых специальных молитв перед Причастием нет. Есть лишь рекомендуемые для этого события молитвы, которые применимы и к другим случаям. Чаще всего читают эти.

«Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь»

Молитва перед причастием св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причастием св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, — и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причащением св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают тут же. На литургии после молитвы «Отче наш» причащающиеся подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса Священной чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

Здесь особенно важно себя вести правильно, без суеты, не торопясь пропуская стариков и детей. Перед самой Святой чашей, скрестив руки на груди, произнесите чётко свое имя, открыть рот и проглотить святую частицу, если это затруднено, можно раздробить зубами.

После того, как церковнослужитель вытрет платком уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. Затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. Можно почитать молитвы.

Чтение молитвы после Причастия является обязательным, которых нужно придерживаться после обряда.

Молитвы после Причастия

Можно и поблагодарить Господа на Причастие, но лучше прочесть следующие молитвы

Благодарная молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.
Молитва третья
Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва после причастия к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Искренне желаю хранить душевное состояние после прохождения Причастия Господнева, несущего всем радость обновления и очищения. Стремится жить в любви и гармонии каждый день, насыщая свою жизнь светом и всех тех, кто рядом.

Читать еще:  Молитва против дурных снов

Молитвы перед исповедью и причастием — какие нужно читать

Исповедь и Причастие – самые ответственные и волнительные события в жизни православного христианина.

Человек, возжелавший пообщаться с Христом и причаститься Святых Таин, должен тщательно к этому подготовиться, как физически, так и духовно. Молитва является одной из важнейших составляющих.

Как готовиться к причастию?

Причастие – важнейший христианский обряд, во время которого происходит освящение вина и хлеба как Крови и Хлеба Христовых. К нему допускаются христиане любого возраста, в том числе и младенцы.

Суть описываемого ритуала уходит корнями глубоко в прошлое, к Тайной Вечере, созванной Иисусом Христом:

  • Именно там его руками был разломлен и роздан ученикам хлеб, названный телом его, и разлито вино, названное кровью. Ученикам был дан строгий наказ: совершать отныне таинство крещения в память об Учителе.
  • Оно дошло до наших времен и суть его осталась неизменна – попытка восстановить единство между природой и творением божьим, которое существовало до момента грехопадения.

Причастие называют повторным крещением: при первом человек очищается от первородного греха, доставшегося ему от прародителей Адама и Евы, а во время второго – от грехов, совершенных им самим уже после крещения.

В этом обряде участвуют все воцерковленные христиане, а если человек отказывается от Причастия – он по своей воле отворачивается от Иисуса Христа и будущей вечной жизни. И наоборот — причащение на постоянной основе приближает его к вратам небесного блаженства, укрепляет духовную связь с самим Господом Богом.

После принятия Святых Тайн часто случаются необъяснимые исцеления и другие чудеса – об этом говорят и сами люди, и церковные летописи. Если человек по каким-то причинам долго не причащается, в жизнь его возвращаются проблемы и неудачи, он много и сильно болеет, грустит, впадает в депрессию.

Внимание! Подготовка в Причастию проходит в несколько этапов, на которых человек соблюдает строгий пост и возносит небу молитвы, а в самом конце – идет на исповедь к священнослужителю.

Однако следует помнить главное: гораздо важнее не просто соблюдать дисциплинарные предписания, но и строить всю свою жизнь на евангельских принципах, всеми силами души желать соединиться с Христом, быть готовым пойти на любую жертву.

Как правильно подготовиться к таинству Причастия рассказывается на видео:

Пост, который предписывают перед Причастием, называется по-другому говение или пощение:

  • Такое телесное воздержание направлено на усмирение плоти, очищение души от вредных привязанностей, плохих привычек и мыслей, еще один шаг навстречу Творцу.
  • Бог смотрит не только на желудок, но и на душу, поэтому простой отказ от пищи не принесет пользы, если вы проводите время в пустых разговорах, сплетнях, обиде, кознях.
  • Это время дается для того, чтобы окинуть взглядом всю свою прошлую жизнь, выявить проблемы и грехи, поразмышлять над тем, как исправиться, и покаяться.
  • Священнослужители называют пост и молитву крыльями, которые даруются христианам для полета к небесам.

Ранее верующие должны были поститься строго трое суток и в установленные Церковью дни. Сейчас это требование отпало и каждый для себя решает – сколько ему потребует времени, чтобы прийти к Богу в чистоте и смирении, три ли дня или неделя.

Священники рекомендуют воздерживаться от еды по пятницам и средам, однако лучше всего обговорить продолжительность своего поста с приходским священником или своим духовником.

Учитывайте особенности своего здоровья, духовное состояние и иные обстоятельства:

  • Для беременных и кормящих женщин, больных людей пост может быть ослаблен по благословению духовника.
  • Детки до 7 лет допускаются к причастию без выдерживания поста, но, если вы хотите приобщить их к вере, определенные запреты в игре и еде должны присутствовать.

Говенье отца и матери – лучший пример для ребенка. Говение касается и особых категорий людей, которые питаются вне домашних стен: в интернатах, больницах, армии, местах лишения свободы. Разумеется, по мере возможности.

Во время поста запрет налагается на:

  1. Яйца
  2. Продукты молочные и животного происхождения
  3. Рыбу (при строгом посте)

Разрешенные продукты есть нужно тоже умеренно, без обжорства. Согласно пятому правилу святителя Тимофея Александрийского, от телесной близости в это время тоже следует отказаться, не посещать увеселительные заведения и не участвовать в мирских забавах.

Справка! Воздержитесь от прослушивания мирской музыки, просмотра фильмов и иных развлекательных передач, посещения спектаклей. Постарайтесь проводить больше времени в уединении, чтении духовных книг и размышлениях.

При подготовке к причастию нельзя кушать после полуночи, поскольку важный день уже наступил.

Нужно ли соблюдать пост перед Причастием рассказывается на видео:

Посещение церкви

Посещение вечерней службы в храме перед исповедованием и причастием обязательно, как и участие в Литургии. Если вы будет делать это первый раз в жизни – обязательно предупредите священника и он подскажет вам основные правила поведения.

Внимание! Курить тоже попадает под запрет, а вот мнение, что нельзя чистить зубы (чтобы не проглотить случайно воды) – ошибочно. Чистка особо описана в «Учительном известии» и предписывается в обязательном порядке каждому священнику перед литургией. Важные для жизни лекарства принимать разрешено без ограничений в любое время.

Принимать Причастие не могут:

  • Женщины в период менструации
  • Супруги, у которых накануне была половой акт
  • Прихожане, которые не исповедались (исключение – малыши до семи лет), отлученные от принятия Святых Таинств
  • Люди в бесчувственном состоянии
  • Бесноватые или умалишенные, которые богохульствуют во время своих припадков (если такого греха за ними нет – причащать можно, но не каждый день)

Исповедь – заключительный акт раскаяния. Происходит она напрямую перед Богом и в присутствии священника, который является посредником между людьми и небом.

В душу, не очищенную от греха, не раскаявшуюся, не смиренную, Иисус Христос не войдет. Он не ждет от человека даров и подношений, но готов принять смиренное сердце и борьбу с земными страстями.

На таинстве Исповеди человек должен рассказать священнослужителю без утайки обо всех своих поступках, а последний решает: может ли прихожанин коснуться Святых Даров или ему нужно подготовиться еще.

В некоторых приходах существует практика общей исповеди, когда священник не выслушивает каждого подошедшего к нему, а просто зачитывает список грехов, а после накрывает человека епитрахилью.

Так происходит из-за большого количества молящихся в местностях, где храмы переполнены в праздничные дни и по воскресеньям. Эта практика является вынужденной мерой от нее нужно постепенно избавляться.

Православные молитвы перед исповедью

Молитва, возносимая к Богу — это не строгий набор слов, читаемых в определённой последовательности. Прежде всего, это разговор чада со своим Отцом, в котором человек кается ему в своих грешных делах и пороках, просит помочь в становлении на путь истинный, рассказывает о своих духовных потребностях.

Внимание! Можно молиться своими словами, но удобнее использовать тексты из церковных книг.

Выделяют 3 канона, которые можно найти в любом православном молитвослове или Канонике:

  1. Покаянный к Иисусу Христу
  2. Обращение к Пресвятой Богородице
  3. Обращение к ангелу-хранителю

Все каноны читают накануне причащения, в удобное время дома, а молитвы к причастию утром перед литургией, в день причастия.

Дополнительно читается Последование к причащению, например, молитва Симеону Новому Богослову:

Утренняя в день Таинства

Обязательно читайте «Отче наш» и следующие молитвы.

Молитву грешника

Молитву Ангелу-хранителю

Молитва «Верую»

Слушать онлайн

Самостоятельная молитва – самая ценная. Это ваше собственное стояние перед Богом и ваш духовный труд. Но не возбраняется дополнительно прослушивать молитвы онлайн. Вы можете включить запись, закончив свое правило, либо в случае сильное усталости или немощи.

Трансляция молитв через экран весьма полезна людям, которые не могут посетить церковь самостоятельно и находятся, например, в дороге, либо прикованы к постели.

Посмотрите видео, в котором читается молитва Три канона к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю:

Святые Тайны – Христовы тело и кровь – считаются самым драгоценным даром, который дает Господь Бог своим земным детям.

Даром, принимать который нужно с особым благоговением, предварительно подготовив свое тело воздержанием и постом, а душу – искренним покаянием, усердными молитвами и примирением с ближними своими.

Человеку всегда сложно смирять свою гордыню и просить прощения за грехи, но ведь и требуется от него не так много – очистить сердце, раскрыть душу для людей и поверить в великую, всепрощающую любовь Господа.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector