Автор слов и музыки молитва

Автор слов и музыки молитва

Автор слов и музыки молитва

Би-2 «Молитва»

Замечательный белорусско-российский коллектив Би-2 уже много лет радует своих поклонников альбомами в жанрах альтернативного и инди-рока. При этом в творчестве музыкантов прослеживается одна четкая тенденция: фактически каждый альбом помимо «взрывных» и динамичных композиций содержит хотя бы одну-две медленных, размеренных и спокойных песни. В качестве классического примера последних можно привести «Молитву» с альбома под названием «Spirit».

Историю создания песни Би-2 «Молитва», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

История

«Молитва» – финальный трек восьмого студийного альбома «Spirit» группы Би-2, выпущенного в 2011 году. Авторами текста считаются флейтист Ян Николенко, а также один из бессменных лидеров коллектива – Егор Бортник, более известный под псевдонимом «Лёва Би-2». Музыкальное оформление Лёва и Шура Би-2 подбирали вместе, а аранжировкой занялся Евгений Панков, который также известен по своей работе на клавишах и в бэк-вокале группы.

Альбом «Spirit» вышел у коллектива уже восьмым по счёту, и ему не суждено было бы увидеть свет, если бы не ярая поддержка своих кумиров со стороны поклонников группы. Дело в том, что Би-2 в своё время буквально объявили о сборе средств на производство альбома, запустив несложную акционную систему: всего за одну тысячу рублей поклонник творчества музыкантов получал два CD-диска с готовым альбомом после его записи, плюс билет на концерт коллектива. У фанатов была возможность также «сбросить» всего 250 рублей, но в этом случае альбом доставался им лишь в рамках мобильного приложения.

«Spirit» вышел в цифровом формате 1 декабря 2011 года, после того, как необходимая сумма была успешно собрана. Всего через пару месяцев артисты организовали большой тур в поддержку альбома. В рамках этого тура Би-2 выступили не только в России и Украине, но также в Латвии и Эстонии.

Шура Би-2 отзывался о «Молитве», как о композиции, обозначающей хэппи-энд в контексте общей драматургии пластинки, которую музыкант рассматривает, как полноценное художественное произведение – своеобразный музыкальный роман.

В 2013 году вышел фильм «Метро» российского режиссёра Антона Мегердичева, и музыкантам группы предложили сделать «Молитву» его саундтреком. Композиция подходила картине и по настроению, и по посылу, так что Би-2 не стали отказывать и приняли предложение, поддержав заодно картину новым видеоклипом.

Сам фильм сочетает в себе черты триллера, драмы и фильма-катастрофы. Сюжет его повествует о попавшем в страшную аварию поезде московского метрополитена, пассажиры которого оказались в западне из-за обрушения сводов одного из тоннелей и попадания в него воды из Москвы-реки. В главных ролях «Метро» снялись заслуженный артист России Анатолий Белый, актриса российского театра и кино Светлана Ходченкова и Сергей Пускепалис – режиссёр театра и кино, российский киноактёр.

Интересные факты

  • «Молитва» стала самой длительной композицией альбома: её полное прослушивание занимает 5 минут 37 секунд.
  • Альбом «Spirit» вышел не только в CD-формате, но и на виниловых пластинках. Таким образом участники группы хотели удовлетворить запросы любителей стиля «винтаж» в музыке.
  • Во время концертного исполнения композиции фанаты группы самостоятельно организуют незабываемое световое шоу, зажигая фонарики на своих смартфонах или огни зажигалок, и размахивая ими в такт музыке.
  • «Молитва» является не просто саундтреком к фильму: её первые ноты начинают звучать ещё до того, как на экране появляются титры. Эта режиссёрская задумка направлена на то, чтобы сделать композицию частью развязки киноистории, придать ей ещё большей общности с сюжетом.
  • В официальном клипе «Молитвы» присутствуют не только сами музыканты из Би-2, но и вставки из кинокартины.
  • Съёмки клипа проходили в январе 2013 года в столичном клубе под названием «Stadium Live». Режиссёром видео выступил Александр Андрющенко. Для Андрющенко работа с Би-2 была не дебютной: ранее режиссёр уже снял для коллектива семь полноценных клипов.
  • Картина «Метро» претендовала на получение национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «лучшая работа звукорежиссёра». В качестве номинанта выступил Ростислав Алимов.
  • Группа не раз исполняла композицию со сцены вместе с симфоническим оркестром, придавая ей обновлённое, особое звучание.
Читать еще:  Молитва читать в туалете

Содержание и текст песни «Молитва»

Мелодия этой композиции написана в светлых, размеренных и позитивных тонах. Лёгкие клавиши и гитарный перебор в ля-мажоре вступления подчёркивают «воздушность» композиции, ударный ряд выгодно выделяет припев и акцентирует необходимые моменты вокальной партии.

Несмотря на достаточно «библейское» название, текст песни лишен каких-либо религиозных мотивов. Отбросив в стороны всевозможные фанатские интерпретации, можно с уверенностью сказать, что текст написан под стать музыкальному оформлению: в простом и положительном, светлом ключе. «Хэппи-эндность» композиции подчёркивали и сами музыканты: по словам Шуры Би-2, «Молитва» просит о том, чтобы все добрые начинания венчались успехом, чтобы близкие всегда были с нами, а искренние и светлые чувства никуда не уходили.

Основной посыл «Молитвы» понятен по её припеву: любовь для авторов текста предстаёт высшей добродетелью, без которой ничего другого не имеет смысла в контексте человеческой жизни. Строчкой «я не один, но без тебя – просто никто» авторы, возможно, говорят, что даже имеющий множество друзей и знакомых человек не может обойтись без своей второй половинки. Лиричность композиции подчёркивается и её куплетами, а кроме того – в них отождествляются понятия мига и века («мы здесь лишь на миг» и «мы здесь на века»), что можно интерпретировать, как независимость любви от каких-либо временных рамок.

Текст песни идеально гармонирует с её звучанием, образуя на редкость целостное и завершённое произведение. Этот простой и сложный одновременно тандем сделал «Молитву» любимой композицией многих поклонников группы Би-2.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Би-2 «Молитва»

«Песняры»: «Молитва» — это духовный гимн

Участники легендарного ансамбля «Песняры» поддержали композитора Олега Молчана…

Судебное разбирательство по делу Олега Молчана к Анастасии Шпаковской длилось почти три месяца. 17 апреля Верховный суд, наконец, поставил в нем точку. За нарушение исключительного права на песню «Молитва» с Анастасии Шпаковской и музыкантов группы Naka взыскивается компенсация на общую сумму 14 450 000 рублей.

Композитор Олег Молчан законодательно пресек попытки Анастасии Шпаковской перепеть и «осовременить» «Молитву». Прослушав запись новой версии песни, автор категорически запретил исполнять ее в переделанном виде. Однако Шпаковская всё же исполнила «Молитву» на одном из клубных концертов, нарушив запрет. Запись была выложена в интернете, что и стало поводом для судебного разбирательства. Анастасия выдвинула встречный иск против Молчана и попыталась подвергнуть сомнению авторство «Молитвы», однако суд не счел ее аргументы убедительными.

«Молитва» в исполнении Анастасии Шпаковской и группы Naka возникла в связи с проектом «Re: Песняры», который продюсировал журналист Сергей Будкин. Суть проекта заключалась в создании современными белорусскими исполнителями трибьютного альбома, посвященного 45-летию ансамбля «Песняры». Примечательно, что перед выходом альбома «Re: Песняры» ветераны ансамбля имели возможность послушать все композиции, записанные к этому альбому, для чего были приглашены в редакцию газеты «Культура» . В отношении непосредственно «Молитвы» легендарные «песняры» были единодушны: песня в интерпретации Шпаковской не дотягивает до уровня оригинала.

А как они оценивают итоги последовавшего судебного разбирательства?

«Новая версия песни — это творческая неудача, — считает заслуженный артист Беларуси Владислав Мисевич. — Суд состоялся, для Анастасии Шпаковской он стал расплатой за неосведомленность, потому что незнание законов не освобождает от ответственности. В Москве, к примеру, уже вовсю судятся по таким поводам, этим никого не удивишь. А для нас это новая ситуация, и к ней надо привыкать. Тот, кто претендует на какое-то новое слово в уже сделанном ранее материале, должен понимать, что за этим стоят определенные обязательства. Я поддерживаю Олега Молчана. Это музыкант с большой буквы, он боролся за свое произведение, и боролся совершенно справедливо.

Недавно у нас был аналогичный случай. Наш коллектив спросил у Молчана разрешения на то, чтобы его песни вошли в новую пластинку. И он разрешил. Когда ему самому понадобилось издавать пластинку, он тоже спрашивал у нас разрешения. И у всех нервы в порядке, и никаких судов. А за этот прецедент жму руку Олегу Молчану. Теперь его имя вписано в белорусскую юриспруденцию».

Читать еще:  Успение пресвятой богородицы молитва на замужество

«Я свидетель создания песни «Молитва», — вспоминает звукорежиссер Александр Попроцкий. — Это был период поиска новых направлений, нового звучания и аранжировок… «Молитва» — гимн белорусской самобытности, прекрасное произведение, написанное в лучших традициях национальной белорусской музыки. Она рождалась непросто, была результатом долгих и мучительных поисков. Идея «Молитвы» — скорее концептуальное пожелание Мулявина. А саму песню написал Олег. Именно он был «художником» этого произведения. А значит, он его автор. Я считаю, что «Молитва» — это лучшее, что создал Олег, хотя у него есть масса и других прекрасных песен, в том числе и в рамках «Песняров».

После Владимира Георгиевича Мулявина, думаю, вряд ли вообще возможно исполнение этого произведения кем-то другим. Слишком завышена планка. Взять хотя бы наш коллектив — «Белорусские Песняры». Это ансамбль высочайшего исполнительского уровня. В его составе — один из основателей «Песняров» Владислав Мисевич, а также Валера Дайнеко и Игорь Пеня, которые проработали по 30-40 лет в этом ансамбле, да и остальные ребята тоже с ним более 20 лет успешно сотрудничают. И мы — непосредственные творческие наследники Мулявина — не берем некоторые произведения к исполнению! Не берем, потому что не решаемся на это. Особенно это относится к тем песням, которые пел Владимир Георгиевич Мулявин. Это невероятно тяжело — не в плане вокала, нет. Как передать его эмоциональный накал, его эмоциональный посыл? И как народ это воспримет?

Вот именно такая ситуация возникла с исполнением песни «Молитва». Нужно сто раз подумать, петь такие песни или нет, и с максимальной ответственностью к этому относиться. На эстраде как раз не хватает этой ответственности. Так что здесь я с Олегом полностью согласен».

«Считаю, что в этой ситуации Олег прав, — говорит заслуженный артист Беларуси Валерий Дайнеко. — Он ведь просил, чтобы группа Naka не пела его песню. Но исполнители его проигнорировали. Они взяли произведение, которое у всех на слуху, слепили его как-то, а потом начали спорить и ругаться с автором. Так делать неправильно. Надо обращаться непосредственно к автору, предлагать варианты. И прислушиваться к его мнению».

«После смерти Мулявина некоторым показалось, что «Песняры» слабы, и можно делать все, что угодно, — комментирует заслуженный артист Беларуси Леонид Борткевич. — Переписывают песни люди, которые не имеют к этому никакого отношения. Договорились уже до того, что Молчан не писал «Молитву»! Тогда, может, и Борткевич не пел «Александрыну».

«Песняры» — национальное достояние. Мир узнал белорусов благодаря нашему ансамблю. А сегодня некоторые ни петь, ни играть толком не умеют, но называют себя рок-музыкантами и считают, что им можно петь песни такого уровня.

Олег Молчан показал, что нужно, действительно, с уважением относиться к нашим заслугам, а не просто говорить об этом. «Молитву» он писал для «Песняров», для Мулявина. Это гениальное произведение. Оно, к сожалению, стало для Мулявина последним. Это реквием. И право Молчана решать, кто будет его исполнять. Все хотят славы «Песняров»… Но не нужно забывать, что многие из тех музыкантов, кто имеет непосредственное отношение к успеху ансамбля, слава Богу, пока еще живы, здоровы, успешно работают, и с ними нужно считаться».

«Критерий высокого профессионализма должен быть определяющим, если речь идет об исполнении песняровских песен, — уверен заслуженный артист Беларуси Анатолий Кашепаров. — Мы все равнялись на Мулявина. Он научил нас работать и добиваться высоких результатов. И Молчан прошел его школу. Я доверяю вкусу Олега — прекрасного пианиста и композитора, настоящего «песняра». Его претензии к исполнению «Молитвы» в новой версии обоснованны. Композитор имеет полное право запретить неудачное исполнение своего произведения».

«Я слышал «Молитву» в исполнении группы Naka, — говорит артист Владимир Марусич. — Как по мне, так это «художественная самодеятельность». Может, сейчас в белорусских группах принято нечисто петь, нечисто играть? Мне кажется, это вообще стеб. Есть же группы, которые работают в таком ключе. Но стебаться над «Молитвой» — это безобразие. Ладно была бы какая-нибудь несложная ритмичная песня. А тут песня, которая воспринимается как духовный гимн! Не удивительно, что Олег Молчан не согласился с таким исполнением и запретил его.

Что касается каких-то предположений, что Молчан писал «Молитву» в соавторстве, могу с уверенностью сказать: это неправда. Владимир Мулявин — выдающийся композитор, но эту песню он не писал. Я помню то время, когда Олег работал над ней, делал наброски, различные варианты мелодии. Я приезжал к нему в гости и воочию видел, как рождалась «Молитва».

Читать еще:  Молитва на одре болезни лежащего

«Пока автор жив, кроме него никто не может защитить свои детища, — убежден заслуженный артист Беларуси Владимир Ткаченко. — Я на стороне Олега Молчана. Вообще, вопрос преемственности творческого наследия «Песняров» меня очень волнует. Как одному из участников ансамбля мне обидно бывает слышать различные версии наших песен, которые зазвучали после ухода Мулявина. Я пока что не слышал ни одной песни, исполнение которой превосходило бы «Песняров». В особенности это касается произведений, которые пел сам Мулявин. Но как защитить авторское право? Мы ведь вообще живем в век подделок и различных пиратских версий. Люди приобретают их, потому что, наверное, это стоит дешевле. И даже богатейшие хозяева мощных брендов не всегда могут защитить себя от этих подделок!

Песни «Песняров», безусловно, должны звучать. Но как их оценить? В музыке же не замеришь по секундомеру, кто быстрее спел или кто выше взял ноту. Искусство заключается не в этом, и именно поэтому в искусстве много бесправия. Не существует приборов, которые могли бы оценить художественное явление. К примеру, некоторые песни могут понравиться людям из-за высокого исполнительского уровня певца, а некоторые приобретают популярность вследствие низкого уровня культуры самих слушателей. По-настоящему позитивный факт во всей этой истории с большим количеством задействованных в ней «песняров» подтвердил: мощная духовная сила «Песняров» оказалась настолько огромной, что даже расколовшись на части и по прошествии времени всё это еще работает и вызывает интерес… Но надо уважать священное право автора на свою творческую, художественную собственность. Мне кажется, это самое главное. Нельзя отнимать у человека то самое дорогое, ради чего он живет».

Владимир Мулявин не терпел музыкальной безграмотности и самопальства. В ансамбле у него всегда работали лучшие музыканты страны: Анатолий Гилевич, Валентин Бадьяров, Аркадий Эскин, Игорь Паливода, Владимир Ткаченко, Борис Бернштейн и другие. И в этом почетном списке композитор, аранжировщик и пианист Олег Молчан занимает одно из ведущих мест. Он был музыкальным руководителем «Песняров», и на эту должность в 1998 году его назначил сам Мулявин.

Молчан — не просто коллега и друг Мулявина. Это его единомышленник, разделявший и развивавший вместе с ним творчество «Песняров» и достигший в этом выдающихся профессиональных результатов. Именно поэтому он вместе с другими песнярами имеет право решать, каким на самом деле должно быть наследие этого ансамбля. Чем он и воспользовался, благополучно «зарыв в землю» то, что к данному наследию не имеет никакого отношения.

Использованы фото Юрия Иванова из архива газеты «Культура » , Аллы Ткаченко,
из архива Александра Попроцкого, из архива «Белорусских Песняров»

Ссылка на основную публикацию