Что такое умная молитва в православии

Что такое умная молитва в православии

Умная молитва

Марк Подвижник говорит, что ум проявляет свою деятельность в свершении добра и зла. Дладох различает правые и неправые «исходы ума», первые под воздействием благодати, а вторые под влиянием Сатаны, в сторону нечистых мечтаний и наслаждений: Источник – Эзотерика. Живое Знание

«Когда мы заградим уму неправые исходы памятованием о Боге, то ум требует от нас дела, удовлетворяющего его влечение к деятельности» (Из статьи К. По лева о Диодехе. Труды Киевской Духовной Академии, 1902 г., т. 3).

Нужно дать уму Иисусову молитву, ведущую ум к правым его исходам и отвращающую от неправых исходов.

Некий монах Иоанн пришел к великому старцу Филимону и спросил: « Что сотворю, отче, да спасуя? Ум мой носится туда и сюда, и к тому, что не должно ». « Эта болезнь происходит от того, что в тебе нет еще горячности любви и к Богу и знания Его », — ответил старец и посоветовал монаху « сокровенное занятие в сердце » ( «Филока-лия»,т. 2, 214 ).

Древнецерковная апостольсокая умная молитва представляет собой особый вид тайной или духовной молитвы. Она начинается, как и внешняя молитва, и ее семь слов: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя », произносятся сначала вслух. Так как она совершается продолжительное время, то наступает момент, когда уста перестают произносить ее и она совершается без слов, в уме, произносится одним умом, без принуждения и усилия. По мере упражнения в этой молитве переход от внешней молитвы к внутренней совершается легче и быстрее. Таким образом, она постепенно превращается в умную молитву, одним умом произносимую. Называется она умною еще и потому, что связана с особой школой концентрации ума в сердце. Это — концентрация молитвенная и молитва в ней концентрированная или медитативная. Позднее возникла формула «внимание-молитва», так как концентрация носит в древнецерковнои аскетике название внимания.

Другой особенностью умной молитвы является ее продолжительность, непрерывность, непрестанность, и таким образом умная молитва есть один из видов « непрестанной молитвы », о которой говорят ап. Павел, Василий Великий (« монах должен непрестанно молиться ») и Климент Александровский ( Patr. M. t. 96 469 ). На высоте умной аскезы молитва совершается всегда, везде и во всякое время, даже ночью во сне.

Третьей особенностью умной молитвы является призывание в ней имени Иисуса, потому она называется также Иисусовой молитвой или умной Иисусовой молитвой, и есть обращение к имманентному, внутрисердечному Логосу-Христу, главной действующей силе в умном делании.

Умная молитва на Западе носит несколько иной характер, хотя имеет и некоторые общие черты с умной молитвой древней Церкви. Это «возможно частая молитва, заключающаяся в повторении «Патер Ностер» по 300 раз в день, или Аве, или, как у большинства средневековых аскетов, молитва к Духу Святому. Говорится также об «aktive leise Gebet» или Stillgebet. Это — также ога-ttio assidua у Фомы Аквинского, или precatio assidua, innefabile у Кассиана. Цеклер называет ее также laute oder mundluche und das leise oder Herzense-bet. Для облегчения концентрации и непрерывности молитвы св. Доминик ввел Rozekranzebet, молитву с четками, которая и стала впоследствии главным объектом протестантской критики молитвенной аскезы и аскезы вообще.

У францисканцев и капуцинов умная молитва совершалась два раза в день по два часа. Петр Алкантараский ввел в своей школе ежедневную умную молитву в течение двух часов. В евангелической церкви Stillgebet и Rosenk-ranzegbet допускается рядом с громкой молитвой. Мартин Лютер говорит о беспрерывной молитве и сам молился три часа в день. Он говорит:

« Ein Christ betet alte Zeit ohne Unterlab, aber gleich mitdem Munde nicqt betet, dach das Hers immerdar, er wache oder schlate » ( fischued. 1085 ).

Средневековые мистики различали три вида молитвы: oratio sensualis, oratio mentalis, oratio perpetua s. indesinens.

Тоже и Игнатия Лойолы. Св. Тереза различает три высшие ступени молитвы: Oraison de receuill ment, ora-sion de contemplation on и orasion de ravissse-ment et d’extase.

Умная молитва в западной Церкви есть позднейший продукт, это не Иисусова молитва и в ней нет системы концентрации ума в сердце, отсюда все специфические особенности западноцерковной мистики, выросшей на почве oratio mentalis.

Умное делание

Умная молитва Иисусова вместе с законченной системой концентрации ума в сердце составляет древнецерковное умное делание или умную аскезу. Молитва — это главное в умной аскезе, а метод имеет вспомогательное значение. Каллист и Игнатий говорят:

« Чистая молитва больше всякого делания. Всякий метод или прием, всякое правило потому устанавливаетея, что мы не можем еще чисто и непгрительно молиться » ( Patr., M., 142 ).

Именно молитва делает умное делание абсолютным деланием. Каллист и Игнатий говорят:

« Умное делание есть делание простое и единичное » ( Добр., 5, 414 ).

И в этом — тайна древнецерковного божественного единения. Поэтому здесь доступно созерцание единства и простоты Божества, сверхсубстанциональное созерцание благодаря развитию сердечного (духовного) ока, созерцающего Идею, Бога.

« Сочетать ум с сердцем » — так говорят аскетические писатели об умном делании, при чем наш только труд, усилие, а само дело сочетание ума с сердцем есть дар благодати, подаваемый, когда и как хочет Бог. Климент, Исихий, Иоанн Лествичник и другие называют умную молитву непрерывной памятью и «Божьей памятью». Мнемоническая функция, объединяющая все другие функции тримерии, есть в то же время логостическая функция. Умное делание может быть названо умной медитацией, так как в нем есть концентрация на определенном объекте, на внутреннем Логосе. В умном делании мы видим единство объекта медитации и молитвенного призывания, это — Логос-Христос.

В теории и практике умного делания различают следующие формы интроверзии, или «внутрь обращения» ума, отрешения его от мира:

  1. трезвение — когда ум освободился от опьянения миром и мирскими вещами,
  2. хранение ума, чувства и сердца — когда ум не принимает в себя ничего чувствительного и фантастического,
  3. затвор ума, чувств и сердца — когда ум, на высших ступенях подвижничества, достигает безмолвия и умиротворения.

Неоднократное упоминание умного делания (или умной аскезы) в предшествовавшем изложении, особенно в связи с вопросом о внимании, концентрации, медитации и молитве, могло частично уяснить природу умного делания, его центральное положение во всей христианской древне-церковной мистике, как основной формы древнецерков-ной аскезы вообще. Должен возникнуть вопрос, почему говорится об аскезе ума. Почему это делание называется умным деланием? Почему берется только деятельность ума, когда, по участию в нем духа, души и тела оно является по существу духовно-душевно-телесным деланием?

Ум называется в древнецерковной аскетике царем и владыкой чувств. Исаак Сирин называет его владычественным умом. Ум есть высшая и наиболее активная часть души и духа.

Близость его к духу по иерархической леснице делает его еще более подвижным и активным. Древнецерковные писатели называют ум легкоподвижным, и Нил Синайский и Марк Подвижник называют его приснодвижным. Марк говорит, что ум вообще бездействовать не может. Эта легкоподвижность и это беспокойство ума, выражающееся в особенности в рассеянии и парении ума, есть проявление его катастатического состояния. Поэтому Нил и Марк говорят, что нужно уму во время сосредоточения дать молитву, например, в умном делании — дать Иисусову молитву.

Наконец, аскеты говорят, что ум более всего грешен, что он — инициатор греха, и потому « с чего согрешил, с того и начинать надо ». Играет несомненно роль и родство ума с Логосом и особенная близость к Нему. Таковы причины примата ума в умном делании. Здесь нет интеллектуализма. Ум действует не один, он мобилизует все силы души и тела. В своей духовной интенции он сам становится духовным, соединяется с духовным умом, т. е. с первой силой или частью человеческого духа.

И в духе, и в душе движение начинается с ума. В умном делании ум вновь берет на себя владычественную функцию и тем самым восстанавливается иерархия, гармония и синергия духовно-душевных сил и, в конечном счете — интеграция человека, его апокатастасис. В умном делании участвуют и другие силы души, а именно неразумная душа с ее двумя силами: чувствительной или раздражительной части, Thymos, и желательной или вождевательной части, Epithimia. Неразумная душа участвует в умном делании в своей разумной интенции, Epithimia в виде вожделения к Богу, a Thymos — раздражительность, в виде душевной горячности и ревности (рвения). В этой разумной интенции неразумной души — залог ее «уразумления» и одухотворения.

Несомненно в умном делании и участие двух других сил духа: интенции воли и силы в их разумном аспекте. Умное делание разумно в полном и широком смысле, в нем все силы и способности действуют разумно.

Умная молитва

Основным занятием безмолвника-созерцателя служит умная молитва, то есть молитва ума, внутренняя молитва, постоянная молитвенная память о Господе нашем Иисусе Христе Сыне Божием, постоянное молитвенное обращение к Нему, соединение внутреннего человека с Его пресвятым именем. Святой Григорий ставит умную молитву выше всех деланий. Через молитву получается духовная мудрость. “Премудрость есть сила умной, чистой, ангельской молитвы”. Молитва вселяет в человека чувствование Неба, согревает и радует ум, воспламеняет душу “к невыразимой любви Бога и людей”. Она низводит на душу человека благодать Святого Духа. Через молитву “приобретается всякое благо”. Поэтому “разлучение” с ней безмолвника святой Григорий считает падением его.

Замечательно определение молитвы святым Григорием. Хотя оно и пространно, но его следует привести полностью, ибо оно наилучшим образом обнаруживает то, какое содержание в ней видит святой отец Церкви. “Молитва, — говорит он, — есть проповедь апостолов, действие веры, лучше же — вера непосредственная, непоколебимость надеющихся, проявляемая любовь, ангельское движение, сила бесплотных, дело и веселие их, Евангелие Божие, извещение сердца, надежда спасения, знак освящения, символ святости, познание Бога, откровение Крещения, очищение купели, обручение Святого Духа, радость Иисусова, веселие души, милосердие Божие, знамение примирения, печать Христова, луч разумного солнца, утренняя звезда сердец, утверждение христианства, выявление Божия примирения, благодать Божия, премудрость Божия, или, лучше, начало премудрости в себе, Божие явление, занятие монахов, образ жизни безмолвников, причина безмолвия, признак ангельского строя жизни. И что говорить много, — молитва есть Бог, производящий все во всех, потому что одно — действие Отца, Сына и Святого Духа, совершающего все во Христе Иисусе”. Уже у новоначальных молитва есть “как бы огонь радости”, исторгающийся из сердца, а у совершенных — как свет благоухающий, “действующий (в душе)”.

Читать еще:  Молитва богородице на украинском языке

Началом умной молитвы служит таинственное “действие, или очистительная сила, святого Духа” в единстве с таинственным “священнодействием ума”. Признаки начала ее у разных людей, “которые ищут правильно”, бывают различные: у одних “как восходящий свет”, у других “как трепетная радость”, а у иных как смешение радости и страха (трепета), как “неописуемое сокрушение”, мир и любовь ко всем, движение “живого сердца”, биение и дыхание Духа, “невыразимо обращающегося от нас к Богу”.

Середина умной молитвы — действие озаряющей силы Святого Духа — “просветительная сила и созерцание”. Эту стадию успешно проходит молчальник, предавшись усердному молитвенному подвигу.

Последняя, самая высокая стадия умной молитвы — “экстаз и восхищение ума к Богу”. Описывая сие, святой Григорий свидетельствует: “Изумление есть полное возвышение сил души к познанному, свойственному великолепной славе (Божества). Или еще: изумление есть чистое и всецелое устремление ума к пребывающей в свете беспредельной силе. Экстаз же представляет не только восхищение к небу душевных сил, но и совершенное “исступление” самых чувств. Ревность (по Богу)… есть духовное опьянение, возбуждающее желание (спасения)”.

В экстатическом состоянии безмолвник ангелоподобно возносится к созерцанию безвидной Троичной Единицы и тайн домостроительства нашего спасения. Он приобретает недоступную естественному разуму способность созерцать истинную сущность вещей; ему возвращается первобытное (праотца Адама) просвещение и способность зреть благодатный свет. Именно в молитвенном экстазе преимущественно и наступает созерцание Божественного света — “существенного духовного света”. Вся тварь зрится световидной, и сами телеса молитвенников излучают чудную светозарность.

Рассуждая об “умной молитве”, святой Григорий наставляет и в том, как нужно совершать ее правильно. “Мысленно или душевно, — учит он, — восклицай непрерывно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя””. Молитва Иисусова читалась разными отцами по-разному. Одни из них произносили так: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Другие читали лишь вторую ее половину: “Сыне Божий, помилуй мя”. Святой Григорий принимает оба обычая, однако не рекомендует часто “переменять призывание имени”. “Многократно прочитывая половину [молитвы], ты не должен часто по лености переменять ее [на первую]. И растения, пересаживаемые часто, не укореняются”.

Без необходимости не должно даже дышать. “Память об Иисусе” подобает соединять с дыханием. “Сдерживай дыхание “легких”, — призывает святой отец, — чтобы не дышать без необходимости, так как слышание вылетающих из сердца вздохов омрачает ум, рассеивает мысли и, изгоняя ум из сердца, предает его плену забвения или незаметно настраивает его на заботливость о другом”.

Творить Иисусову молитвы можно и мысленно, и устно, ибо из-за слабости иногда устает ум, а иногда уста. “По этой причине надлежит молиться двояко: и устами и умом”. Если молитва читается устно, то необходимо помнить, что она должна читаться тихо, невозмутимо, чтобы голос не приводил чувства в смятение и не помешал уму сохранять сосредоточенность. “Пока ум, навыкая в [этом] деле, не получит силы Духа и не усовершится, до тех пор не научится безраздельно и твердо молиться. Тогда же [то есть в силе Духа] не будет необходимости произносить [молитву] устно, да и невозможно, потому что достаточно сил к выполнению [молитвенного] упражнения одним здоровым умом”. Собрав ум в сердце, надо наклонить голову, “как бы от утомления”; можно сесть на скамью, а при изнеможении и на “постилку”. “Трудясь же [в молитве] и часто чувствую боль в голове и плечах, переноси ее, ища Господа в сердце с напряжением и ревностью”.

Хотя святой Григорий убеждает “постоянно хранить непрерывную молитву”, но одновременно и указует, “как легче пройти промежуток ночного времени” и новоначальным, и средним, и совершенным. Соответственно состоянию подвижников все ночное время он подразделяет на “три порядка”. Первый “порядок” [устав] требует половину [любую] ночи спать, а половину бодрствовать. Второй — один-два часа бодрствовать, затем четыре спать, встать к утрени, молиться часов шесть до утра. Дальше должно “соблюдать порядок занятий по часам”, то есть первый час молиться, второй — читать, третий — петь; четвертый — молиться, пятый — читать, шестой — петь; седьмой — молиться, восьмой — читать, девятый — петь; и только за десятым — подкрепиться пищей, а за одиннадцатым — отдохнуть, “если сказывается нужда”; в двенадцатый же час “петь вечерню”. Последний, третий “порядок” заключается во всенощном стоянии [на молитве] и в бодрствовании”.

Что такое умная молитва в православии

Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.

Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.

Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.

Внутренняя сердечная молитва

В христианской мистической традиции существует прекрасная практика, которая называется «внутренняя сердечная молитва»; другие её известные названия, которые могут встречаться в литературе: «непрестанная молитва», «непрерывная молитва» и «умная молитва».

Небольшая книжка «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» очень хорошо объясняет технику выполнения данной практики и основные эффекты, которые она вызывает; когда внутренняя сердечная молитва освоена, то она начинает работать сама, независимо от Вас и ненавязчиво, день за днём делает Вас всё более осознанными.

Например, Вы работаете за компьютером и отсутствуете в состоянии «Здесь и Сейчас»; через какое-то время решили отвлечься, пойти выпить кофе; и вот, Вы встаёте из-за стола, делаете один шаг, и в сердечном центре немедленно включается внутренняя молитва; Вы немедленно просыпаетесь и входите в состояние «Здесь и Сейчас»; кроме того, молитва спокойно и постоянно даёт Вам энергию с Высших Уровней Бытия.

Как-то раз, когда эту практику до конца я ещё не освоил, я шёл по Москве в состоянии глубочайшего депресняка и похмелья; с работы меня уволили, живу я в однушке с женой и кучей детей; сплю на матрасе на кухне, на улице холод, ветер и сырость (что-то там сыпят на эти дороги, чтобы они не замерзли); над головой у меня кружились пакеты и другой летающий мусор.

Я стал выполнять сердечную молитву, и она проворачивалась с трудом и со скрипом, как старое, ржавое колесо; через несколько оборотов она раскрутилась, и моё состояние волшебным образом изменилось меньше чем за минуту; я увидел, что сейчас куплю себе пива и похмелье пройдет, работу найду, однушку, даст Бог, поменяю на трёшку, перестал остро ощущаться холод, сырость и ветер; а мусор летящий пусть летит туда, куда ему нравится, жизни моей и меня самого он никак не коснётся, потому что я не часть всей этой помойки.

Внезапно произошёл прорыв в осознании; я увидел, что от моего сердца куда-то высоко в небо уходит труба и чёрная энергия моего депресняка уходит вверх, по этой трубе, прямо к Богу.

Читать еще:  Молитва киприану самая сильная от порчи

Я позвонил Руслану, рассказал про прорыв, и он мне прислал новую практику для работы с сердечным центром; с этого дня я стал дополнительно ко всем практикам выполнять внутреннюю сердечную молитву всегда, как только о ней вспоминал; на Пути у меня наступил переломный момент, и я пошел постоянно, уверенно вверх и в небо, к Богу, к источнику этой сердечной трубы.

Начинать выполнение практики следует только после того, как Вы успешно прошли предварительный курс обучения в нашей Школе и как минимум месяц выполняли мистическую практику зикр; этот курс научит Вас управлять своим вниманием, расшатает и активирует центры, очистит внутреннее пространство сердечного центра; зикр даст опыт взаимодействия с энергиями, принадлежащими Высшим Уровням Бытия.

Иисусову молитву, которая предписана для выполнения в книге «Откровенные рассказы странника» в нашей Школе читать нельзя; молитва выбирается и адаптируется в соответствии с обязательным принципом суфийского обучения: «Время-Место-Люди».

Молитва должна быть короткой, ясной, читаться на четыре шага и состоять из двух частей; первая часть молитвы одинаковая для всех, потому что в нашей Школе практика осознания является основной; вторая часть молитвы должна отражать ту цель, которую ученик (ученица) стремится достичь в течение ближайших пяти лет; каждый ученик (ученица) выбирает себе вторую часть молитвы, которую полюбит всем своим существом, или составляет её сам (сама).

Вот примеры молитв, с которыми можно успешно работать:

Господи, дай мне осознанность и открой Сердце

Господи, дай мне осознанность и Твою Любовь

Господи, дай мне осознанность и открой Твою Истину

Господи, дай мне осознанность и открой мне Себя

Прежде чем молитва начнет работать сама, её необходимо освоить; для этого выбираем тридцать минут свободного времени ежедневно на протяжении двух месяцев; в течение этих тридцати минут никто не должен Вам звонить или каким-то другим образом Вас отвлекать; выходим на улицу и читаем выбранную молитву на четыре шага; молитву читаем не громко и не шёпотом (как предписано в книге), а про себя; молитва должна крутиться в сердечном центре против часовой стрелки, если смотреть изнутри (часы, прямо перед собой, направлены циферблатом к груди).

В течение дня продолжаем выполнять практику самонаблюдения и стараемся крутить внутреннюю сердечную молитву всегда, когда только вспоминаем о ней.

После того как молитва освоена и начала работать сама, её можно крутить как колесо, с направлением вверх или вниз, как удобнее, или интуитивно менять технику её выполнения.

Не так давно я зашёл на Озон посмотреть эту книжку про «Странника» в напечатанном виде; пока выбирал переплёт и издательство, обратил внимание на негативные отзывы о ней «так-называемых-христиан»; они писали со ссылкой на «духовного-лидера» какого-то батюшку, который сказал, что эта молитва вызывает «прелесть», что является «грехом» для «настоящих-христиан».

Подозреваю, что батюшка прочитал эту книжку и попробовал выполнять практику; через какое-то время молитва раскрылась и из него поперли подавленные сексуальные желания (бесы, говоря христианским языком); он испугался и объявил книжку вредной, а молитву опасной.

Была у меня тогда мысль написать что-то там, на Озоне, но это, что называется «бисер-метать», все равно не поймут.

Во-первых, молитва пришла к нам из реальных мистических христианских источников.

Во-вторых, книга переписывалась и издавалась в издательствах очень серьёзных монастырей, как говорит нам об этом профессор архим. Киприан, Сергиевское подворье, в предисловии к книге, многократно называя внутреннюю молитву сокровищем.

Заклинание чтобы стать умной

Администратор сайта | 13.03.2018

Чтобы стать умной и сообразительной, напористо читайте предложенное в статье заклинание. Больше Вы не будете теряться, отвечая на заковыристые вопросы.

Поутру любого дня ступайте в православный Храм и приобретите ровно 7 свечей.

Возвращайтесь назад. По дороге домой купите новую шариковую ручку с черным цветом чернил.

Дождитесь календарной фазы растущей луны.

Переписав с нашего сайта магическое заклинание, запритесь внутри изолированной комнаты.

Зажгите все свечи. Рядом положите шариковую ручку.

Нисколько не сомневайтесь в том, что Вы станете не только умной, но и мудрой в суждениях.

Роковых ошибок в Вашей жизни больше не будет. Люди позавидуют той прозорливости, с которой Вы начнете вещать.

Приступайте к убежденному чтению оккультного заклинания.

Как ручка новая лежит предо мной, стану я умной, а не дурной. В сложной проблеме выход найду, отведя от себя злую беду. Научусь мужчин соблазнять, ими с умом управлять. О, Огонь, раскрой мои способности, чтобы все знать, людей удивлять. Заклинаю свое естество на редкий талант, каждый день его приумножая, задачи трудные решая. Никто мой дар не украдет, коли позарится, в могилу сойдет. Да будет так! Аминь! Аминь! Аминь!

Когда все свечи угаснут, заверните их огарки в рукописный листок. Сверток предайте земле или киньте в сугроб.

Как можно чаще пользуйтесь шариковой ручкой. По мере растрачивания запаса чернил, Вы начнете становиться умнее и прозорливее.

Никто не должен знать о тайном ритуале. В противном случае, он растеряет свою оккультную мощь.

Новые темы:

Церковные сокращения I Церковные сокращения — это аббревиатуры, которые применяются в христианских церковных текстах. Наиболее…

>Именины Артура (День ангела Артура) по православному календарю15 ноября 2019 в 18:17 Календарь, когда по…

На подходе – статья об осознанности в общении. А пока – небольшой текст, который из…

Главные молитвы в православии

Главные молитвы, которые должен знать православный христианин.

Главные православные молитвы

Молитва «Отче наш»

Молитва «Отче наш» — одна из главных молитв в христианстве.

Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки:
Она подходит и взрослым и детям, как на каждый день, так и для особых случаев, например, для крещения ребенка.

Молитва «Отче наш» на современном русском языке с ударениями

Вариант «От Матфея»

О́тче наш, су́щий на небеса́х!

Да святи́тся и́мя Твое́;
Да прии́дет Ца́рствие Твое́;
Да бу́дет во́ля Твоя́ и на
земле́, как на не́бе;
Хлеб наш насу́щный дай нам
на сей день;
И прости́ нам до́лги на́ши, как
и мы проща́ем должника́м
на́шим;
И не введи́ нас в искуше́ние,
но изба́вь нас от лука́вого.

И́бо Твое́ есть Ца́рство и си́ла
и сла́ва вове́ки.

Молитва “Отче наш” на церковнославянском

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Иисусова молитва

Иису́сова моли́тва — в православии и греко-католицизме — молитва-обращение к Иисусу Христу, с исповедованием веры в Него как в Сына Божьего и истинного Бога, с прошением о помиловании (прощении грехов), о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.

Канонический вариант молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную).

Краткая форма молитвы :

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя).

Го́споди, поми́луй.

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

-«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?
-Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.
-Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.
-Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.
-Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.
-Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.
-Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Читать еще:  Молитва матроне московской о рождении дочери

протоиерей Георгий Бреев

Символ веры

Исповедание своей веры христиане излагают в Символе веры.

Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Это учение в Символе веры изложено в краткой, но очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов.

Оно является универсальным, и подходит как для каждодневного чтения (во время утренних молитв), так и для особых случаев, например в день крещения детей (мальчиков или девочек).
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

«Символ веры» на русском языке с ударениями

Ве́рую во еди́ного Бо́га Отца́
Вседержи́теля, Творца́ не́ба и
земли́, всего́ ви́димого и
неви́димого.

И во еди́ного Го́спода Иису́са
Христа́, Сы́на Бо́жия,
единоро́дного, рождё́нного от
Отца́ пре́жде всех веко́в,
Све́та от Све́та, Бо́га
и́стинного от Бо́га и́стинного,
рождё́нного, не сотворё́нного,
одного́ существа́ со Отцо́м,
че́рез Кото́рого всё́
сотворено́;

для нас люде́й и для на́шего
спасе́ния соше́дшего с небе́с,
приня́вшего плоть от Ду́ха
Свято́го и Мари́и Де́вы и
сде́лавшегося челове́ком,

распя́того за нас при По́нтии
Пила́те, страда́вшего и
погребё́нного,

воскре́сшего в тре́тий день
согла́сно с Писа́ниями,

восше́дшего на небеса́ и
сидя́щего одесну́ю Отца́,

и сно́ва гряду́щего со сла́вою
суди́ть живы́х и мё́ртвых,
Ца́рству Его́ не бу́дет конца́.

И в Свято́го Ду́ха, Го́спода,
даю́щего жи́знь, исходя́щего
от Отца́, поклоня́емого и
прославля́емого равноче́стно с Отце́м и Сы́ном,
говори́вшего чрез проро́ков.

И во еди́ную, Святу́ю,
Вселе́нскую и Апо́стольскую
Це́рковь.

Испове́дую еди́ное креще́ние
во оставле́ние грехо́в.

Ожида́ю воскресе́ния
мё́ртвых

и жи́знь бу́дущую. Ами́нь.

Символ веры состоит из двенадцати положений, или членов, в каждом из которых содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;

7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).

Молитвы Святому Духу

Молитвы, с которыми можно обратиться к Святому Духу с просьбой о помощи.

Молитва «Царю Небесный»
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю,
Ду́ше и́стины,
И́же везде́ сый
и вся исполня́яй,
Сокро́вище благи́х
и жи́зни Пода́телю,
прииди́
и всели́ся в ны,
и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,
и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Молитва об исполнении желания
Дух Святой, светом Своим
все пути озаряющий да в
любой беде вспоможение
оказывающий!

Да не минует меня, смиренно
просящую рабу Божью (имя),
Твое наставление и
благословение, Твоя подмога
и милость великая.

Молю о прощении
прегрешений моих да об
очищении души моей от
всякого зла и лукавства.

Благодарю Тебя за
сбережение Твое и
восславляю Тебя присно и
вовеки веков.

Не отвернется взор мой от
деяний Твоих, не устанут уста
мои молитвы благодарения
Тебе возносить.

Подле Тебя хочу быть и
Слово Твое нести присно.

Позволь нужде моей
исчезнуть да потребному мне
(желание) по воле Твоей
исполниться.

Во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа.

Молитвы «Богородице Дево…»

Эта молитва одна из самых сильных молитв к Пресвятой Богородице. Ее читают во время утренних молитв, а также во время крещения (за себя или детей).

На современном русском языке

Молитва на современном русском языке

На церковнославянском языке

Богоро́дица Де́ва Мари́я,

Госпо́дь с Тобо́ю;

благослове́нна Ты ме́жду

же́нами и благослове́н плод,

Тобо́ю рожде́нный, потому́ что

Ты родила́ Спаси́теля душ на́ших.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,
Благода́тная Мари́е,Госпо́дь
с Тобо́ю;
благослове́на Ты в же́нах и
благослове́н Плод чре́ва
Твоего́, я́ко Спа́са роди́ла еси́
душ на́ших.

Молитва Богородице «Достойно есть»

Молитва на современном русском языке

На церковнославянском языке

Досто́йно и и́стинно для
ка́ждого ве́рующего
прославля́ть и восхваля́ть
Тебя́, Пресвяту́ю Богоро́дицу,
Ты ве́чно счастли́вая и
Пресвяте́йшая, роди́вшая
на́шего Бо́га.
И мы сла́вим моли́твой Тебя́,
настоя́щую Святу́ю
Богоро́дицу, Пра́веднейшую и
честне́йшую Херуви́мов и
са́мую славне́йшую
Серафи́мов, кото́рой суждено́
без наруше́ния де́вства
роди́ть Сы́на Бо́жьего.

Досто́йно есть я́ко вои́стинну
блажи́ти Тя, Богоро́дицу,
Присноблаже́нную и
Пренепоро́чную и Ма́терь
Бо́га на́шего.

Честне́йшую Херуви́м и
славне́йшую без сравне́ния
Серафи́м,

Без истле́ния Бо́га Сло́ва
ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу
Тя велича́ем.

Как надо молиться?

От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).

“Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия”
свт. Тихон Задонский

Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
прот. В.Свенцицкий

О чем просить Бога в молитвах?

О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.

«В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф.6:33). Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».
преподобный Нил Синайский

«Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов. Не будь безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного – унижает Его. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Молитвою не наводи на себя негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно».
святитель Василий Великий

«Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его».
преподобный Исаак Сирин

В чем заключается истинная молитва?

В обращении к Богу ума и сердца.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит “в духе и истине” (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».
святитель Тихон Задонский

Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
преподобный Никон Оптинский

Ссылка на основную публикацию