Джамаат намаз молитва имама
Джамаат намаз молитва имама
С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛагьи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!
![]() |
Хвала Аллагьу, в Днепропетровске есть мечеть, в которой все желающие мусульмане могут собраться на джамаат-намаз. Однако в нашей области существует множество мусульман, которые не имеют возможности приезжать в Днепропетровск, а знаний, для того, чтобы проводить джамаат-намазы в своём родном городе (посёлке) не достаточно. Эта статья написана именно для таких наших братьев и сестёр. |
ЦЕННОСТЬ ДЖАМААТ-НАМАЗА
Cовершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) пророка Мух`аммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, был пророк Мух`аммад (да благословит его Аллагь и приветствует).
Коллективный намаз (намаз в джамаате, он же намаз за имамом) более угоден Аллагьу. Коллективом могут быть:
– все молящиеся в мечети за имамом,
– все молящиеся в молитвенной комнате, на рабочих местах и дома за избранном ими имамом.
Если в молящемся коллективе нет мужчин, то имамом избирают женщину.
В мечетях имам в коллективном намазе находится впереди всех в специально устроенной нише (михраб). В молитвенной комнате место имама обозначено отдельным, единственным в ряду ковриком. Сзади него места для молящихся отмечают двумя-тремя и более рядами ковриков от стены до стены. Молитвенные коврики, а в мечетях ковры, заранее расположены с обеспечением киблы.
О ценности и достоинствах джамаат-намазов есть множество достоверных хадисов.
1) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллагь ими обоими, что посланник Аллагьа, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивиду-альную в двадцать семь раз».
(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №368)
2) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллагь и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»
(Мухтасар Сахих аль-Бухари» №373)
Почему же джамаат-намаз намного ценнее, чем индивидуальный?
В первую очередь, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллагьа. Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришёл в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого бы было достаточно.
Во-вторых, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом, говорят друг другу о своих проблемах, дают советы. Это укрепляет дружбу между ними.
В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего.
В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ДЖАМААТ-НАМАЗА
При коллективном намазе один человек (имам) стоит впереди, а другой (маъмун) или какое-то количество молящихся стоят позади него ровными рядами и следуют за ним в действиях. Совершая намаз за имамом, следует:
– стоять за имамом,
– произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом,
– иметь намерение в сердце следовать за имамом (например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллагьа»),
– необходимо ждать, пока имам не перейдёт в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию.
Маъмумы в своих действиях не должны отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым.
Общий порядок такой:
– имам начинает читать Аль-Кюрси, а все остальные продолжают читать про себя
– имам читает дуа, по окончании все произносят «Амин»
– ратибат-намазы (каждый совершает сам)
Порядок совершения собственно джамаат-намаза (основной молитвы) следующий:
– Каждый произносит намерение (сначала словами, для того чтобы ещё более осознать предстоящие выполнению действия).
– Имам громко произносит вступительный такбир. Следуя за ним, все произносят «Аллагьу акбар», при этом каждый делает намерение сердцем.
– Имам читает про себя ифтитах (ваджахту). Это специальное дуа. Кто знает его, также может прочитать про себя.
– Имам громко читает суру «Аль-Фатиха», все остальные слушают. Вслух эту суру имам читает только в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательного намаза. После первых 2 ракаатов имам вслух её уже не читает, а каждый её читает про себя. При совершении полуденного (зухр) и послеобеденного (аср) джамаат-намазов имам вслух суру «Аль-Фатиха» вообще не читает. Маъмуны приступают к чтению про себя этой суры сразу после вступительного такбира (и далее в последующих ракаатах).
– По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, все вместе произносят «Амин, я Раббаль-`аламин» или просто «Амин».
– Затем маъмуны читают суру «Аль-Фатиха» про себя. В это время имам читает про себя какую-либо суру или аят Корана примерно такой-же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.
– Имам громко читает какую-либо суру или аят Корана, все остальные слушают.
– Имам громко произносит такбир (здесь и далее имам громко произносит такбир в начале каждого действия). Совершается поясной поклон.
– Имам громко произносит «Сами`Аллагьу лиман хамидагь» при выпрямлении из поясного поклона.
– Далее следуют земные поклоны и прочие действия в зависимости от намаза.
– Завершая намаз, имам громко произносит заключительный салям.
В утреннем намазе Имам также читает вслух молитву “Магьдина” («Кунут»), употребляя слова во множественном числе. Маъмуны слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза г`аляйка». Начиная с этого выражения и далее, маъмун читает молитву вместе с имамом про себя.
После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.
Вкратце изложим условия, необходимые для соблюдения при коллективном намазе:
1. Совершение намерения при вступлении в намаз следовать за имамом или в коллективе. Имаму следует указать в намерении, что он совершает намаз в качетсве имама.
2. Знать и следовать наклонам и подъёмам имама. То есть видеть или слышать его или тех, кто совершает за имамом намаз.
3. Непротивление имаму в больших суннатах, которые различаются, т. е. делать так как он.
4. Не выходить вперёд имама во время намаза. Если пятки маъмуна окажутся впереди пяток имама, то намаз нарушается.
5. Не опережать имама в намазе на два рукна (составляющих), совершаемых телом, и не отставать на столько же.
6. Имам и маъмун должны быть на одной территории. Если они находятся в помещении и между ними есть преграда (даже комнаты), но друг к другу у них есть проход (а двери между комнатами открыты), то такой намаз действителен.
ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Если за имамом совершает намаз одна женщина, то она стаёт прямо позади него.
Если за имамом совершает намаз один мужчина, то он встаёт с правой стороны от имама, чтобы пальцы его ног оказались чуть позади от пяток имама. Если он встнет в один ряд с имамом или подальше от него, то вознаграждения от коллективного намаза не будет. Если после вступления в намаз придёт второй маъмум, то он встанет за имамом и потянет на себя первого маъмума, который отступает на шаг. После этого маъмумы должны сомкнуться. Если во время земного поклона или чтения «Аттахийяту» к намазу присоединяется второй маъмум, то шаг назад не делают пока не встанут.
Если за имамом совершают намаз два и более человек, то они встают в отдельный ряд, а имам прямо перед ними.
Если за имамом совершают намаз двое мужчин и женщина, то мужчины встанут в ряд за имамом, а женщина встанет за ними.
Если в намазе участвуют мужчины, женщины и дети, то в первый ряд за имамом встанут мужчины и мальчики, а за ними женщины и девочки.
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Встают на намаз только после завершения чтения икамат, но если маъмум находится далеко и может не успеть на вступительный такбир, то ему разрешается встать до завершения чтения икамат.
Если маъмум вошёл в мечеть когда читают икамат, то желательно ему стоять не вступая в намаз-сунна.
Если во время совершения намаза-сунна начнут читать икамат, то этот намаз заввершают.
Желательно, чтобы расстояние между имамом и маъмумами не превышало 1,5 метра.
Желательно имаму и маъмумам стоять на одном уровне.
Женщины никогда не встают в ряд с мужчинами.
Имаму порицательно затягивать намаз без согласия коллектива.
Нежелательно стоять отдельно или становиться на задний ряд, не заполнив передний.
Просто стоять и мысленно молчать во время намаза нежелательно.
ТРЕБОВАНИЯ К ИМАМУ, ЗА КОТОРЫМ СОВЕРШАЕТСЯ ДЖАМААТ-НАМАЗ
Имам, за которым читают намаз должен быть:
2. Достигшим совершенолетия.
3. Быть в сознании (имамство пьяного человека не засчитывается).
4. Быть мужчиной (женщина не может быть для мужчин имамом, но для женщин может).
5. Соблюдать условия намаза (омовение, укрытие авраата и др.)
6. Правильно читать. Имам должен уметь читать хотя-бы обязательные молитвы намаза. Умеющий правильно читать не может следовать за неумеющим.
7. Неимеющим недугов (периодическое кровотечение из носа, недержание мочи и пр.
Если приходится выбирать имама для коллективного намаза, то это делается по следующей схеме. Выбирают:
1. Больше всех знающего о намазе, даже если он в других дисциплинах и не силён.
2. Лучше всех читающено Коран (правильно и красиво).
3. Богобоязненного, оставляющего даже сомнительное.
4. Старшего по возрасту.
6. Имеющего более чистую одежду, более чистое лицо, более чистое тело, имеющего белую одежду.
7. Обладающего красивым голосом.
8. Здорового, то есть не имеющего недугов тела.
9. Если этими качествами обладают несколько человек, то среди них проводится жеребьёвка.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
За нее вознаграждение в 27 раз больше
Общие сведения о коллективной молитве
Рассмотрим намазы, которые желательно совершать с коллективом мусульман, как обязательные, так и желательные.
Коллективный (джамаат) намаз состоит как минимум из двух людей: первый – тот, за кем совершают намаз (далее по тексту имам), второй – тот, кто совершает намаз за имамом (далее по тексту маъмум). Для мужчин совершать своевременный намаз в джамаате является фарз аль-кифая.
Фарз аль-кифая – это обязанность общества по отношению к Аллаху, которая возлагается на то или иное общество в целом, но если ее выполнит минимальное количество из них, все освобождаются от ответственности и греха. Таким образом, если мусульмане того или иного населенного пункта единогласно откажутся совершать джамаат-намаз, то все они впадают в грех, а если среди них кто-то совершит его, то грех со всех снимается. Однако здесь нужно учитывать тот момент, что его нужно совершать не просто дома, но со всеми необходимыми условиями, как, например: совершение его в мечети, оглашение призыва к нему (азана) и т. д. Но настоятельная желательность и важность джамаат-намаза касается каждого мусульманина лично. Есть множество хадисов, указывающих на ценность коллективного намаза. В самом известном из них Пророк (мир ему и благословение) говорит:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( صلاة الجماعة أفضل من صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة )) رواه الشيخان
«За намаз, выполненный коллективно, вознаграждение больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально» (аль-Бухари, Муслим).
Есть ученые, которые говорят, что совершать намаз коллективно для мужчин – это обязанность каждого. По этой версии намаз отдельно считается действительным, но мужчина впадает в грех, если совершит его отдельно. Версия этих ученых подтверждается также в хадисах. В одном из таких хадисов говорится:
ما من ثلاثة في قرية ولا بَدْو لا تقام فيهم الجماعة إلا استحوذ عليهم الشيطان أي غلب
«Если три человека (где-либо) в селении или в степи не будут совершать намаз в коллективе, то они являются побежденными шайтаном людьми» (Ахмад, Абу Давуд).
Женщинам тоже желательно совершать коллективный намаз, хотя им он рекомендован не так настоятельно, как мужчинам.
В возмещаемом пропущенном намазе джамаат не является обязанностью, но является сунной. О том, какие желательные суннат-намазы совершаются коллективно, мы расскажем ниже.
Совершать коллективный намаз для мужчин лучше в мечети, чем дома, а для женщин лучше совершить намаз дома. Имамом женщин может быть и женщина, но лучше, чтобы был мужчина, если нет опасности соблазна. Молодым девушкам нежелательно ходить в мечети, где собираются мужчины, чтобы избежать соблазна для себя и для других. Если есть опасность возникновения соблазна, то им запрещается ходить в мечеть, где собираются мужчины.
Коллективный намаз, где собираются больше людей, предпочтительнее того, где соби-раются меньше людей, кроме как в том случае, если у большого коллектива имам еретик (сторонник запретных новшеств в религии). Если из-за его отсутствия какая-либо мечеть остается без совершения намаза в ней, то ему предпочтительней совершать намаз в этой мечети с малым коллективом.
Когда имам вступает в намаз, очень желательно маъмуму вступать в него сразу, не отвлекаясь ни на что, ибо такое вступление имеет особенное достоинство. В хадисе, переданном ат-Тирмизи от Анаса, говорится:
(( من صلى لله أربعين يوما في جماعة يدرك التكبيرة الأولى كتبت له براءتان : براءة من النار ، وبراءة من النفاق ))
«Кто совершит намаз в джамаате сорок дней, успевая вступить в намаз сразу же после вступления имама, тот получит две чистоты (сохранения) – сохранность от лицемерия (нифак) и сохранность от огня ада».
Вознаграждение за коллективный намаз получают, если вступить в намаз до того, как имам произнесет первый салам для выхода из намаза, если даже маъмум не успел сесть.
Имаму желательно не удлинять намаз чтением множеств молитв, даже если он ожидает, что кто-то присоединится к ним. Наоборот, желательно читать короткие суры и не превышать повторение читаемых в поясном и земном поклоне молитв больше трех раз. Удлинение допускается, если за имамом стоит ограниченное количество людей, которые тоже желают совершать намаз удлиненно. Но если, находясь в поясном поклоне, он почувствует, что кто-то зашел, чтобы вступить в намаз, то ему желательно подождать, пока тот не присоединится к ним в поясном поклоне, ибо это способствует тому, чтобы зашедший получил данный ракаат в намазе. Такое ожидание желательно и при последнем ташаххуде, чтобы человек получил воздаяние за джамаат-намаз.
Следовательно, для желательности данного ожидания предусмотрены следующие усло-вия:
– желательность ожидания появляется, если имам почувствует, что какой-то человек хочет присоединиться к намазу. Поэтому нежелательно ожидать человека, который в данный момент не находится рядом или который может появиться потом;
– ожидать разрешается только в поясном поклоне (руку᾽) и в последнем аттахият, а ожидания в другое время намаза нежелательны;
– необходимо, чтобы имам ожидал людей ради Всевышнего, не не делая различий между людьми – неважно, чиновник он или ученый;
– не ожидать чрезмерно долго.
Если данные условия нарушены, то ожидание является нежелательным.
Коллективный намаз
Наша религия придает большое значение совершению намаза вместе с коллективом мусульман (джама‘атом). При совершении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Человек, не обладающий знаниями, пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.
Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный по отдельности. Об этом сказано в хадисе: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально». «Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто совершал намаз полночи, а тот, кто совершил коллективно утренний намаз, будто совершал намаз всю ночь», – говорится в другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Помимо того, намаз, совершенный индивидуально, Всевышний может и не принять из-за наших упущений в нем. Но намаз, совершенный вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это может быть как в мечети, так и в другом месте.
Причинами, при наличии которых можно не посещать коллективный намаз, являются:
Неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и еда готова; при прогрессирующей болезни и если есть риск потерять работоспособность какого-либо органа тела; если кредитор домогается; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если поел что-то с неприятным запахом (например, чеснок); если приходится ухаживать за больным (за которым некому ухаживать); если человек является слепым и некому его сопровождать; если нужно омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить; если человек отстает от спутников в пути; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; в первые семь ночей после женитьбы, если женишься на девственнице, и три ночи в противоположном случае, можно не присутствовать на коллективном вечернем и ночном намазах.
При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам), а другой (маъмум) или какое-то количество молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют за ним в действиях. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом стоит чуть позади имама по правую сторону от него.
Условия и порядок следования за имамом
Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиха»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты. Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама; если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опережать имама на один рукн – греховно.
Совершая намаз за имамом, следует: стоять за имамом; произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом; иметь намерение в сердце следовать за имамом. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллаhа»; необходимо ждать, пока имам не перейдет в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в своих действиях в намазе. Если маъмум в своих действиях ненамеренно опередит имама, то он возвращается в исходное положение и ждет, пока это действие не совершит имам, а затем следует за ним.
Маъмумы в своих действиях не должны и сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым (макрух). Если маъмум без уважительных причин (‘узру) отстанет от имама более чем в двух действиях, то его намаз нарушается, но если он не может читать быстро по объективным причинам (‘узру), например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (Кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обеими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими). То есть, к примеру, если он, имея уважительные причины, не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен дочитать «Аль-Фатиха» до того, как имам поднимется со второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.
Имам, в свою очередь, в намерении отмечает, что совершает намаз в качестве имама , громко произносит вступительный такбир и такбир в начале каждого действия, громко читает суру «Аль-Фатиха» (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов и некоторых других рекомендуемых намазов, совершаемых коллективно. По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом все вместе произносят «Амин, я Раббаль-‘алямин», затем маъмумы читают суру «Аль-Фатиха» после него про себя. В то время, когда в этих намазах маъмумы читают суру «Аль-Фатиха», имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.
Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман хамидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «Салям».
Имам также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе, см. Приложение 7) в утреннем намазе, маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…». Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.
Порицательные действия при совершении коллективного намаза
Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или на заднем ряду, не заполнив предыдущий. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоем, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама, или прямо за ним.
Все это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то из этого ряда попросить кого-то к себе. Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте. Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.
Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу
Опоздавшим можно назвать того, кто пришел на коллективный намаз, когда не осталось времени, достаточного для чтения суры «Аль-Фатиха» до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал «Ташаhhуд» и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».
Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение коллективного намаза, но не полностью.
Что должен делать опоздавший?
Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует за имамом в действиях.
Если имам заканчивает чтение «Аль-Фатиха», а следующий за ним только начинает ее читать, то когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, следующий за имамом прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру «Аль-Фатиха».
Если имам совершает поясной поклон, то следующий за имамом тоже делает поясной поклон. Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллаh», пока имам не совершил выпрямление после него. Если же не успел, то этот ракаат (цикл) не засчитывается. Ему нужно совершать этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз. Если имам находился в положении после поясного поклона: стоя, при земном поклоне или сидел, то следующий за имамом принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается. Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз. Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал последний «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.
Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме случая с пятничным намазом.
О важности коллективного намаза (джамаат намаз)
КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ
(джамаат-намаз)
Совершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) нашего Пророка Мухаммада, солляллаху алайхи васаллам. Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, является наш досточтимый Пророк Мухаммад, солляллаху алайхи васаллам. Впервые коллективный намаз совершили в Мекке. Из-за преследований неверующих и слабости ислама в то время его совершали скрытно. После переселения Пророка, солляллаху алайхи васаллам, и его последователей из Мекки в Медину его стали совершать открыто.
Сказано в Священном Коране (Смысл):
وَارْكَعُواْ مَعَ الرَّاكِعِينَ …
«…кланяйтесь вместе с совершающими коленопреклонения в совместной молитве предо Мной, чтобы получить воздаяния за молитвы…» (Сура «Аль-Бакара», аят 43 Тафсирульуль Мунтахаб).
Передают со слов Абу Хурайры, радыяллаху анху, что Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать людей на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к людям, (которые не пришли на молитву) и сжечь их дома дотла! Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!» (аль-Бухари).
По мазхабу имама аш-Шафии совершение джамаат-намаза является фарз-уль-кифаятом (т. е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека из джамаата). Если джамаат-намаз будут совершать так, чтобы люди не узнали об этом, фарз-уль-кифаят коллективного намаза считается не исполненным. Если из жителей определенного населенного пункта никто не будет совершать джамаат-намаз или если совершат его втайне, обязанность, возложенная на всех жителей этого населенного пункта, считается не исполненной, и все они впадают в грех.
О достоинствах джамаат-намаза есть достаточно много хадисов, но если человек, который, воистину, боится своего Господа, любит Его Посланника, солляллаху алайхи васаллам, и признает его пророчество, прочтет хотя бы один из этих хадисов, он поймет, какое место занимает джамаат-намаз в исламе и какое внимание ему уделяется. Для разумного человека было бы достаточно даже одного этого хадиса. В хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, переданном от Тирмизи, сказано: «Кто бы ни совершал 40 дней намаз в джамаате, успевая на первый призыв «Аллаhу акбар» вступления в намаз вместе с имамом (т.е. начиная намаз сразу вслед за имамом), Всевышний Аллаh ему записывает два спасения: от Ада и от лицемерия».
Истинный мусульманин, очистившийся от лицемерия, в дальнейшем тоже не может сидеть дома и не ходить на джамаат-намаз. Ибн Мас’уд сказал: «Сподвижники Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, считали того человека, который не приходит на джамаат, явным лицемером». Из слов этого великого сподвижника следует, что все сподвижники нашего Пророка, алайхи ссалату васаллам, считали совершение джамаат-намаза признаком искренней веры человека. Совершение мусульманином пятничного и джамаат-намаза есть самый большой признак, свидетельствующий о вере человека в Аллаhа. Если даже и лицемер участвует в коллективном намазе из боязни или по другой причине, то есть большая вероятность, что он умрет искренне верующим во Всевышнего благодаря благодати молитвы мусульман. В другом хадисе нашего Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, говорится: «Если бы знал тот, кто не приходит на коллективный намаз, какое воздаяние получает тот, кто совершает намаз коллективно, то он бы пришел на джамаат-намаз, даже если пришлось бы ползти» (Хадис передан Табарани).
Пророк, алайхи ссалату васаллам, сказал: «Совершенный в джамаате намаз превосходит (в вознаграждении) в 27 раз тот намаз, который совершается в одиночку» (аль-Бухари). В другом хадисе сказано, что однажды один слепой пришел к Посланнику Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, и попросил разрешения пропустить джамаат-намаз, так как не было никого, кто мог бы показать ему дорогу. Пророк, алайхи ссалату васаллам, разрешил ему остаться дома. Но когда тот собирался уйти, Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Ты слышишь призыв на молитву?» Тот ответил: «Да». Пророк, алайхи салам, сказал: «Тогда ты приходи на намаз».
Сами подумайте, дорогие братья, если Пророк, алайхи ссалату васаллам, не разрешил остаться дома даже слепому, разрешил бы он оставаться дома здоровым людям Конечно же, нет. Если мы будем пренебрегать тем, чему Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, уделял такое внимание, не будет ли это пренебрежением его Сунной? Не приведет ли человека к плохому концу такое отдаление от пути Пророка, алайхи салам?
В другом хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, говорится: «…Вы постарайтесь совершать намаз в джамаате. Поистине, волк унесет овцу, отбившуюся от стада». Комментируя этот хадис, алимы говорят: «Тем человеком, который не совершает намазв джамаате, овладевает шайтан (дьявол)». Несомненно, что после того, как шайтан овладеет человеком, он поведет его по своей дороге прямо в Ад. Дорогие братья, подумайте над тем, какие плоды может нам дать пренебрежение тем, что сказал Посланник Аллаха, алайхи ссалату васаллам, и его Сунной?
Когда салафу-ссалихины (праведные мусульмане, которые жили во времена Пророка, алайхи салам) опаздывали или не успевали на джамаат-намаз, они считали это бедой или поспешным наказанием Всевышнего Аллаха за какой-нибудь грех. Однажды сын Умара Абдуллах, радыяллаху анху, не успел на ночной намаз с джамаатом. Чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился. Случилось так, что один из салафу-ссалихинов пропустил джамаат-намаз, работая в саду. Тот сад, ставший причиной упущения, он отдал как милостыню для бедных. Таких примеров много, но для разумного и этого достаточно.
Может возникнуть вопрос: в чем причина того, чтобы так возвеличивать джамаат-намаз? Почему джамаат-намаз превосходит намаза, совершаемый в одиночку, в 27 раз? В первую очередь, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллаhа. А Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришел в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого было бы достаточно. Во-вторых, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом и между ними укрепляются дружеские отношения. В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего. В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других. В-пятых, как провинившийся раб, чтобы просить прощения у своего хозяина, отправляет к нему людей, так и молящийся является тем, кто просит прощения у Аллаhа, и он, приходя на джамаат-намаз, как бы собирает людей для заступничества перед Всевышним Аллаhом. В-шестых, молитву можно сравнить с накрытым столом, и благородный человек не накроет свой стол, кроме, как для джамаата (группы людей). В-седьмых, после джамаат-намаза, выходя из мечети, мусульмане говорят друг другу о своих проблемах и дают друг другу советы. Это тоже укрепляет дружбу между ними. В-восьмых, в мечети, кроме вознаграждения за то поклонение, которое мусульманин совершает, он может получить вознаграждение за и’тикаф (намерение поклоняться Аллаhу, находясь в мечети), если есть, конечно, соответствующее намерение. В девятых, такое объединение мусульман устрашает неверующих и говорят, что если бы мусульмане всегда объединялись, совершая джамаат-намаз или посещая другие подобные маджлисы (собрания), ислам не был бы ослабленным. Нельзя забывать, что если мы не будем вести себя как подобает в мечети, вместо вознаграждения мы заслужим гнев Всевышнего Аллаhа.
Вознаграждение за совершение намаза в коллективе
Самый вознаграждаемый коллективный намаз – это намаз-джума, затем утренний намаз пятницы, затем ночной, послеобеденный, обеденный и вечерний. Коллективный намаз, где людей больше лучше, чем тот, на котором людей меньше. Намаз, совершенный за богобоязненным алимом лучше, чем совершенный за невеждой. Для мужчины намаз лучше совершать в мечети, а для женщины – дома. Если намаз совершить отдельно от коллектива, то полноценного воздаяния не получить. Это люди, не совершающие Сунну Пророка, солляллаху алайхи васаллам, у них есть шанс сбиться с истины, над ними сатана имеет власть и, как волк убивает овцу, отбившуюся от стада, губит такого человека. Это большое несчастье. Ему будет легче залить в уши расплавленный свинец, чем пропустить коллективный намаз.
Дай Аллаh нам тауфик постоянствовать в джамаат намазах в мечетях, так чтобы Всевышний был доволен нами, нашими деяниями! Амин.