И слуцкая молитва

И слуцкая молитва

Православные акафисты

Акафист праведной Софии Слуцкой

Кондак 1

Избранную от рода князей Слуцких и Киевских и нетлением мощей прославльшуюся, омраченным языком заблуждениями прелести божественный свет облиставшую, тя, святая Софие, песньми почитаем. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил избра тя, святая Софие, от чрева матерня, яко поборницу и заступницу веры православныя на земли Слуцстей, сего ради мы зовем ти сице:

Радуйся, веры православныя заступнице.

Радуйся, за нас пред Богом ходатаице.

Радуйся, мудростию духовною сродники своя удивившая.

Радуйся, землю Слуцкую сохранившая.

Радуйся, древо чудоточное рода древняго.

Радуйся, саде земли обетования.

Радуйся, звездо светозарная.

Радуйся, лозо добродетельная вертограда Христова.

Радуйся, святыни чистое жилище, Богом зданное.

Радуйся, радости исполнение.

Радуйся, цвете смирения.

Радуйся, добродетелей украшение.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 2

Видяще людие православнии, яко сила Божия в немощи твоей совершается, егда осиротела еси, Отцом Небесным и Материю Божией не оставлена была еси, взываху к Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Рaзум недоразумевает разумети, како ты во младенстве своем явися помощница и покровительница людем православным, егда покорися воле опекунов твоих, яко воле Божией, и изволи мужа имети, мы же взываем ти сице:

Радуйся, детище, всякия благодати исполненное.

Радуйся, во младенстве осиротевшая.

Радуйся, злым людем на воспитание отданная.

Радуйся, любовию злобу человеческую победившая.

Радуйся, кротость и смирение явившая.

Радуйся, надежду на Бога положившая.

Радуйся, в послушании воспитанная.

Радуйся, нас послушанию научающая.

Радуйся, в бедах и напастех скорая помощнице.

Радуйся, младенцев и сирот добрая хранительнице.

Радуйся, веру и любовь стяжавшая.

Радуйся, всем просящим помощь подающая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 3

Силу веры твоея нам являя, новое испытание посла тебе Господь, егда опекуны твои, хотяще обручение расторгнути, вызваша брань с князем Радзивиллом, ты же, праведная Софие, единому Богу открывала еси сердце свое, молящи о мире и взывающи: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи смирение велие, от юности посягнувши за иноверца, бысть княгиня София истинная заступница веры православныя, основательница монастырей, строительница церквей на земли Слуцстей, сего ради зовем ей сице:

Радуйся, храмов Божиих зиждительнице.

Радуйся, обителей иноческих попечительнице.

Радуйся, верность Церкви и стране сохранившая.

Радуйся, заповедь любве не нарушившая.

Радуйся, суетную мудрость посрамившая.

Радуйся, заботу о людех положившая.

Радуйся, молитвы к Богу приносящая.

Радуйся, под покровом Божия Матере живущая.

Радуйся, страдания смиренно претерпевшая.

Радуйся, о ближних твоих не забывшая.

Радуйся, княжество твое венцем духовным увенчавшая.

Радуйся, веру православную укрепившая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 4

Бури и нестроения претерпе земля Белорусская, егда врази льстивии хотяху принудити люди православныя ко унии, и мы не разумеем, како вера твоя велия сохрани землю Слуцкую от ересей и расколов в чистоте Православия, еже видяще, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша житие твое, страданьми исполнено, восхваляем труды твоя, во славу Божию понесенныя по защите правоверия. Ты стена нерушимая еси для Церкве Христовы на земли Слуцстей, и мы, взывающе, вопием Ти сице:

Радуйся, страдания претерпевшая.

Радуйся, плоды безсмертия стяжавшая.

Радуйся, святых отцев предания сохранившая.

Радуйся, веру Христову прославившая.

Радуйся, щите благочестия.

Радуйся, мечу на злочестие.

Радуйся, Закон Божий утвердившая.

Радуйся, дары Духа Святаго стяжавшая.

Радуйся, образ кротости показавшая.

Радуйся, ленивых подвигнувшая.

Радуйся, от мятежа и брани защищающая.

Радуйся, от погибели избавляющая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси, Софие, яко многая приведе ко Христу, ищущия спасения, и соделася аки мати премудрая людем православным, защита их и покров, темже убо и мы вопием Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видя в тебе, княгине Софие, заступницу благочестия, краль издаде грамоту не принуждати христиан православных ко унии на земли Слуцстей, мы же радостию взываем к тебе сице:

Радуйся, милости сокровище.

Радуйся, промышлений о людех приятелище.

Радуйся, ненадежных надеяние.

Радуйся, скорбящих попечение.

Радуйся, за землю нашу пред Богом ходатаице.

Радуйся, веры нашея украшение.

Радуйся, право стоящих утверждение.

Радуйся, падающих крепкое возведение.

Радуйся, на путь верный возвращающая.

Радуйся, чудеса совершающая.

Радуйся, недуги исцеляющая.

Радуйся, враги укрощающая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 6

Проповедует весь мир христианский тебе яко звезду незаходимую на небосклоне церковнем и твое всегдашнее заступление о женах родящих, сиротах и младенцах. мы же взываем к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси всему миру своими добродетельми, егда прияла еси болезни велия в рождении чада своего и смерть, мученический венец получивши от Бога, мы же вопием ти сице:

Радуйся, Царем Небесным возвеличенная.

Радуйся, Божиею Материю прославленная.

Радуйся, надеждою на Бога верных укрепившая.

Радуйся, венец мученический получившая.

Радуйся, женам и младенцам защитнице.

Радуйся, в рождении чад помощнице.

Радуйся, слабым утешение.

Радуйся, болящим отрадо.

Радуйся, Церкве служительнице.

Радуйся, вечныя жизни наследнице.

Радуйся, сосуде правоверия.

Радуйся, защитнице православия.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 7

Хотя прославити княгиню Слуцкую Софию, Господь яви святость ея, открыв тоя нетленныя мощи, мы же, радостию исполнени, прославляем Бога, благодарно Ему поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новую ходатаицу показа нам Господь тя, святая праведная Софие, прославлением нетленных мощей твоих и чудес сиянием, от сих исходящих. Ты ныне во граде Минске почиваеши, пред Престолом Вседержителя молитвы возносиши и, яко воевода, землю нашу защищаеши, и мы вопием ти сице:

Радуйся, источниче милосердия.

Радуйся, ходатаице нашего спасения.

Радуйся, сокровище веры православныя.

Радуйся, защитнице благочестия.

Радуйся, сиянием мощей своих землю нашу просветившая.

Радуйся, всех нас себе усыновившая.

Радуйся, милость посылающая.

Радуйся, врачей благословляющая.

Радуйся, болящим чадом радость возвращающая.

Радуйся, сирот своим покровом покрывающая.

Радуйся, всех матерей упование.

Радуйся, покрове наш и заступление.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 6

Странное чудо является прибега ющим к блаженней Софии: молитвами своими ограждает от всякаго зла, учит мудрствовати горняя, а не дольняя, и пети Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся еси, Софие, на небеси, но и нас не оставлявши, покрываеши бо молитвою твоею люди православныя, сего ради, яко скорой помощнице и хранительнице нашей, вопием ти сице:

Радуйся, жития нашего украшение.

Радуйся, чудес сияние.

Радуйся, сонм Российских святых пополнившая.

Радуйся, землю Белорусскую благодатию исполнившая.

Радуйся, земли Слуцкия покровительнице.

Радуйся, стольнаго града Минска наследнице.

Радуйся, христианскою любовию нас исполняющая.

Радуйся, мир в души посылающая.

Радуйся, на Бога упование возлагати нас научающая.

Радуйся, добродетельми нас одаряющая.

Радуйся, житие наше освящающая.

Радуйся, помощь нам подающая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 9

Всякия беды, скорби, напасти избавлявши, велия наша помощнице Софие, страдания душ облегчаеши, молитве и посту научаеши всех, хотящих жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 9 Ветии многовещаннии недоумеют славити святую Софию, яко малым своим житием многих даров сподобися, мы же, восхваляюще ю, вопием сице:

Радуйся, даров духовных подательнице.

Радуйся, в житейстем мори наша заступнице.

Радуйся, путь злу преграждающая.

Радуйся, любовию наша сердца исполняющая.

Радуйся, звездо заповедей Божиих негасимая.

Радуйся, книго мудрости совершенныя.

Радуйся, чудесы дивными просиявшая.

Радуйся, гнев Божий на милость претворяющая.

Радуйся, душу свою за ближних положившая.

Радуйся, путь в Царство Небесное указавшая.

Радуйся, маслино, елей милости изливающая.

Радуйся, винограде, благочестия вино источающая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 10

Спасти хотя люди православныя, посла Господь Бог тя, Софие, да твоими молитвами устроиши житие наше, козни вражия разрушиши, ча-родеяния и волхвования запретиши, ярость и вражду укротиши, да чистым сердцем воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем прибегающим к тебе, Софие, точиши бо исцеления от нетленных мощей твоих, помощь подаеши молящимся, да и мы вопием ти сице:

Радуйся, горлице небесная.

Радуйся, голубице Христова красная.

Радуйся, упование непостыдное.

Радуйся, любы совершенная.

Радуйся, в бедах заступнице.

Радуйся, в напастех защитнице.

Радуйся, надежду посылающая.

Радуйся, веру в Бога возвращающая.

Радуйся, от мятежа и брани соблюдающая.

Радуйся, от нужд и нищеты свобождающая.

Радуйся, страсти душевныя пожигающая.

Радуйся, благая помыслы в сердце полагающая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 11

Пения и благодарения приносим ти, Софие, уподобившейся премудрому Соломону, яко даде нам тобою Господь образ премудрости, да хваляще тя, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарней луче уподобилася еси, Софие, просвещаеши бо умы наша, помощь в учении подаеши, тьмы и вечных мук нас избавлявши, да вопием ти сице:

Радуйся, младенцем уста отверзающая.

Радуйся, отроком в учении помогающая.

Радуйся, старцев укрепляющая.

Радуйся, путь к Богу указующая.

Радуйся, умы просвещающая.

Радуйся, премудрость Божию подающая.

Радуйся, целомудрию научающая.

Радуйся, к покаянию призывающая.

Радуйся, души озаряющая.

Радуйся, мудрость мира сего посрамляющая.

Радуйся, елей благодати Духа Святаго собравшая.

Радуйся, девам мудрым уподобившаяся.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Кондак 12

Благодать от Бога получивши, не лиши нас твоих молитв, Софие, да и мы сподобимся даров небесных и земных, и Царствия Небеснаго причастницы будем, благодаряще Бога: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще святость твою, Софие, восхваляем стояние твое в вере православней, прославляем чудеса твоя и зовем ти сице:

Радуйся, архиереев умудряющая.

Радуйся, правителем помогающая.

Радуйся, воинов укрепляющая.

Радуйся, страну нашу защищающая.

Радуйся, земли православныя украшение.

Радуйся, ангелов собеседнице.

Радуйся, славный свой род не посрамившая.

Радуйся, дела своих предков прославившая.

Радуйся, злая сердца умягчающая.

Радуйся, душу преображающая.

Радуйся, ум озаряющая.

Радуйся, дух укрепляющая.

Радуйся, Софие, земли православныя радосте и утверждение.

Читать еще:  Молитва от сглаза и порчи торговля

Кондак 13

О, святая праведная мати наша Софие, княгине Слуцкая, нынешнее наше приими моление и твоими молитвами избави нас от всяких напастей и бед, болезней и скорбей, нашествия иноплеменных и будущия изми муки, да радостию Богу возопиим: Аллилуиа.

(Сей Кондак чтется трижды).

Молитва праведной Софии Слуцкой

О святая праведная мати наша, блаженная княгине Софие, приими с любовию приношение веры, надежды и любве нашея и вознеси ко Господу, и яко в житии была еси помощница и заступница всем православным Христианом земли твоея, тако и ныне укрепи нас твердо и непоколебимо до смерти стояти за веру православную, согрей сердца наша любовию ко Господу и Пречистей Его Матери. Умоли Христа Бога нашего, да сохранит Церковь Свою святую от расколов и ересей, да утвердит в ней дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости вечныя, да вси духом и истиною покланяются Ему, да укрепит верных в благочестии и святости, да обратит отпадших от Православныя Церкви во святая недра ея.

О, святая мати, града Слуцка похвало и радосте, умоли Господа, да избавит град твой и вся грады и веси Белыя, Малыя и Великия Руси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, да ниспослет правителем нашим усердие, прозорливость, мудрость и верность, да управляют и судят по воле Его, да хранят установления Святыя Церкве. Испроси всем с верою притекающим к раце святых мощей твоих мирное житие, тишину, просвещение умов и сердец, соблюди их от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащаго, и от всякия скорби и нужды, обрати нас к покаянию и исправлению, даруй заблудшим истины познание, недугующим исцеление. Сохрани нас благодатными твоими молитвами от всех врагов видимых и невидимых и огради от всякаго зла, да прославим во вся дни жизни нашея Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Софии Слуцкой, глас 5

Святая праведная мати наша Софие, нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог; поминающее твое праведное житие. Тя молим: испроси телесем нашим здравие и душам спасение.

Кондак праведной Софии Слуцкой, глас 4

Придите, вси русстии жены, святую Софию восхвалим, уподобившуюся мудрым девам, елей благодати Духа Святаго стяжавшую; темже умудри ю Господь подвизатися во утверждении святыя Православныя веры и соблюдати Церковь Его непозыблему от ересей и расколов, сего ради благодарне вопоим ей:

Радуйся, града Слуцка и всея земли нашея радосте и утверждение.

Величание праведной Софии Слуцкой

Величаем тя, святая праведная мати наша Софие, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Читать другие акафисты раздела “Православные акафисты”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2016

Икона Софии Слуцкой

Православная церковь знает множество святых и великомучеников, которые почитаются верующими. Икона княгини Софии Слуцкой не является исключением, и христиане обращаются к ней за помощью с искренними молитвами.

Святая княжна за свои заслуги перед православной религией и народом, который она оберегала, удостоилась чина святой. К иконе Софии Слуцкой приходят с просьбами и молитвами о заступничестве. Ежегодно паломники посещают Минский собор, чтобы поклониться ее нетленным мощам.

История и описание иконы

Княгиня Слуцкая появилась на свет в семье князей в городе Слуцк 1 мая 1585 года. Рано осиротев, девочка росла под опекой своих родственников. Ее жизнь была непростой, потому что родственники задолжали крупные суммы своим соседям и хотели разрешить спор, отдав девочку вместе с ее наследством в счет догов. По мере того, как страсти накалялись, девочка молилась Господу, чтобы избежать кровопролитной междоусобной войны. Господь услышал молитвы, и опекуны сосватали ее князю-католику. София отказалась принимать иную веру, и ее будущий муж принял православие.

Спустя годы она защитила свое княжество от вторжения римской унии и добилась запрета на распространение нехристианской веры в своих владениях. София Слуцкая находила утешение в церкви, где неустанно молилась Высшим Силам. Княгиня щедро спонсировала церкви и храмы, помогала выстроить новые приходы, собственноручно вышивала ризы и облачения священнослужителей. София Слуцкая посещала и другие святые места, совершая паломничества.

Княгиня умерла в возрасте 26 лет, но оставила после себя богатое духовное наследие. Ее муж продолжал праведное дело, помогая православным храмам. Нетленные мощи святой перенесли, и сейчас они находятся в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минск. В народе София почиталась как святая сразу после кончины. Она считается заступницей женщин, готовящихся к рождению детей.

На иконе княжна Слуцкая изображается в соответствующем одеянии, держащей крест в правой руке. Левой рукой она указывает на главный символ христианства, напоминая каждому верующему о необходимости жить по заповедям Господа. На некоторых иконах встречается изображение княгини в полный рост, в синих ниспадающих одеждах и нимбом, указывающем на святость Софии.

В каких храмах и церквях есть икона святой

Списки с икон Софии Слуцкой есть во многих городах и населенных пунктах России, однако наибольшее количество икон находится в Белорусских храмах, церквях и соборах. Самые известные чудотворные иконы располагаются в городе Минск, в кафедральном соборе, а также в Саратове, в Свято-Аликсеевском женском монастыре.

В чем помогает молитва перед иконой

В православии София Слуцкая почитается как ревнительница православной веры. К ней за помощью и заступничеством обращаются в трудных жизненных ситуациях. Возносят молитвы княжне женщины, готовящиеся к рождению детей, просят защиты в сложных делах, молятся за мир во всем мире, просят покровительства в дальних странствиях. Обращаются к святой и для укрепления веры, усмирения гнева и наставления на путь истинный.

Молитва перед святым образом

«Блаженная мати София, к Тебе обращаемся с молитвами искренними. Защити нас, грешников, от врага, сохрани здравие физическое и духовное, не дай свернуть с пути истинного да помоги избавиться от зла внутри себя. Сохрани здоровье матерям, сбереги их во время деторождения, послав свое благословение. Аминь».

Дата почитания

В православной церкви Софию Слуцкую почитают 1 апреля (19 марта по старому стилю). В этот день множество паломников отправляется в собор, чтобы поклониться нетленным мощам святой и помолиться перед ее иконой.

Любая молитва, направленная от чистого сердца, несет в себе колоссальный заряд энергии. Православные верующие всегда могут обратиться к Высшим Силам, чтобы предотвратить беду и попросить помощи в трудных жизненных ситуациях. Молитесь своим ангелам-хранителям, чтобы всегда находиться под божественной защитой. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

прав. кнж. София Слуцкая

Святая праведная София княжна, а затем княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Севере Западной Руси. Слуцк впервые упомянут в летописях под 1116 годом тогда он принадлежал великому князю Киевскому Владимиру Мономаху. Около 1270 года город оказался во власти литовских князей и в 1395 г. образовал особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда Александр (Олелько) Владиславович. Под их управлением Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Литвы. Много раз осаждали его татары, но так и не смогли взять грозной цитадели.

Род Олельковичей явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич великий почитатель православных святынь, известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято Троицкому монастырю. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято Троицким монастырем, не отнимать у обители даyных ей пожертвований и привелегий, твердо держаться Православия.

Отец святой Софии Юрий Юрьевич II был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя. Младшие его братья перешли в католичество а подобные измены в то время стали скорее правилом, чем исключением вследствие насилий католиков над Православием в Польско Литовском государстве. Несмотря на притеснения из за верности Православной Церкви, Юрий Юрьевич твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох.

Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, родилась 1 мая 1585 года их единственная дочь последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией Премудростию.

Вскоре после родов отошла в жизнь вечную мать, а через год 6 мая 1586 года умер и отец. Древо славных князей Слуцких и Копыльских закончилось на Софии, осиротевшей еще в колыбели.

Опеку над годовалой девочкой приняла семья Ходкевичей ее родственников сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее в Вильну, а затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.

Заботясь о последней княжне Слуцкой, Ходкевичи, тем не менее, преследовали корыстные цели. Оба опекуна были должны князьям Радзивиллам значительные суммы денег. Они хотели расплатиться с долгами за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода. Ходкевичи и Радзивиллы заключили сделку, подтвердив ее письменно, что княжна София по достижении ею совершеннолетия будет выдана замуж за Несвижского князя Януша Радзивилла, сына Виленского воеводы Криштофа Радзивилла. В договоре был указан даже срок свадебного торжества 6 февраля, но все это при единственном условии, что невеста не изменит своего решения. Впрочем, опекуны не слишком опасались, ибо княжна была послушна их воле. Князь Януш и юная София, в одиннадцать лет ставшая его невестой, виделись в доме Ходкевичей в Вильне.

Читать еще:  Молитва для усопших до 40 дней

Вскоре снова обострились финансовые споры двух родов. Радзивиллы наложили запрещение на Копыль имение Ходкевичей, в счет оплаты старого долга. Разгневанные Ходкевичи запретили князю Янушу видеться с княжной Софией. Радзивиллы, не желая отказываться от Слуцкого княжества, возбудили судебное дело, по которому Ходкевич был присужден к выплате огромного штрафа, либо, в случае отказа, к лишению прав и изгнанию.

По мере приближения назначенного срока бракосочетания, страсти накалялись. Не сумев договориться, обе стороны собирали войска. Радзивиллы собрали 6000 ратников, укрепили свой дворец. Ходкевичи вооружили до 2000 своей челяди, выставили 24 орудия и превратили в неприступную крепость свой виленский дом, ставший затвором для юной княжны заложницы. София Юрьевна неустанно молила Бога остановить готовящееся кровопролитие, невольной причиной которого она стала.

Сам король отправил послов, склоняя к миру обе стороны. Униатский митрополит Ипатий Потей направил послание наместнику Слуцкого монастыря Исайе Соболевскому и всему слуцкому духовенству, чтобы оно молилось за благополучное для католиков Радзивиллов окончание тяжбы и наложило трехдневный пост, чтобы Бог «нам внял и от всякого противления, скорби и беды избавил. »

Несмотря на все увещевания, к 6 февраля все было приготовлено к битве. Но Господь не попустил бессмысленного кровопролития и вскоре недавние враги заключили новое соглашение о том, что Радзивиллы, в обмен на руку княжны, прекратят любые денежные претензии, а также выдадут свидетельство о правильности ведения дел по опеке над имениями невесты.

Новый день бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако, незадолго до венчания появилась еще одна проблема опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком.

Но Православие, вера предков главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась вступить в брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Трудна была жизнь сироты у Ходкевичей, не сладкой стала она и в замужестве. Во всех печалях своих княжна, а затем княгиня София находила утешение только в молитве, в Церкви. Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.

Введение унии сопровождалось ужасающими насилиями над православными. У них отнимались храмы, монастыри, православные священники изгонялись. Церкви отдавали в аренду иноверцам, которые требовали платить за каждое богослужение. Вслед за этим были запрещены все публичные собрания православных. «Духовенство диссидентов» так называли в то время православных священников не должно было явно ходить по улицам со Святыми Дарами. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную последним плату. Хоронили православных ночью. Дети, рожденные от смешанных браков, причислялись к католической церкви. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать собрания, искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков.

Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа от униатского насилия. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню Православия одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае.

Жители Слуцка сплотились в Преображенском братстве, где самое деятельное участие принимала княгиня София. Своего мужа убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии.

Грамота была получена. Княгиня защитила интересы Православия юридически.

Кроме юридической защиты, София заботилась об обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и священские облачения, совершала паломничество в отдаленные храмы во дни престольных праздников.

Влияние праведной княгини было столь велико, что даже ее муж впоследствии, уже после ее смерти, подтверждал своими грамотами, что православные храмы, облагодетельствованные в свое время княжной Софией, должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви. «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». И потомки соблюдали наказы. Княжна Людвига Радзивилл подписала грамоту, текст которой мы приводим почти полностью: «изъяснить всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Кайдановском, Копыльском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви Восточной, а потому настоящею привелегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других Моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния на эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров, относящихся к владыкам их не униатам, в короне и Литве находящимся, а за недостатком их ездить за границу без всякого препятствования и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привелегию точно и неприкосновенно соблюдать».*[* Вестник Белорусского экзархата N 3, 1990].

Умерла Блаженная София в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года при рождении дочери, которая не пережила свою мать. В память о праведной жизни и благотворениях княгини она была погребена в Слуцком Свято Троицком монастыре. Господь прославил святую княгиню Софию нетлением мощей и чудотворениями у гроба.

После октябрьской революции мощи святой Софии изъяли из монастыря и отправили в Минский музей, где они и пребывали до наступления новых времен.

Нетленные мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой почивают ныне открыто в СвятоДуховом кафедральном соборе города Минска у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери.

Святая София прославилась тринадцатой из святых жен. В христианской символике тринадцать число победы. И прославление тринадцатой из святых жен Руси является знаком победы.

Имя последней из святых жен Руси София Премудрость, и только благодаря этому дару от Господа смогла девочка, оставшаяся в год от роду сиротой, воссиять в лоне Православной Церкви. Премудрость Божия напитала свое чадо и укрепила. До 26 лет праведная София успела пройти свой, дарованный ей свыше путь и стать для Русской Церкви нечаянной радостью. Святая София Слуцкая становится среди жен святой Руси хранительницей нечаянной радости. Хранительница значит исполнительница Божиего Закона.

Не имея своих детей, сколько она сохранила для Господа верных сердец! Сейчас, когда многие чада Русской Православной Церкви оказались невольно отделенными от Матери церкви и искушаемыми другими религиями, молитвенная помощь и заступление святой княгини Слуцкой особенно важны. Радость духовная дар Воскресшего Христа, один из семи благодатных даров Святого Духа человеку. Нечаянная радость это неожиданная радость. В земной жизни это радость неожиданного выздоровления смертельно больного человека, радость встречи любящих, когда то потерявших друг друга. Нечаянная радость не зависит от усилий человека это благодатный дар свыше. В духовном сознании русского народа нечаянная радость связалась с именем Божией Матери. Это выразилось в прославлении Ее чудотворной иконы «Нечаянная Радость»: Божия Матерь дарует нечаянную радость благодатного раскаяния и духовного возрождения преступнику, молившемуся у Ее иконы каждый день перед совершением своих преступлений. Благодать коснулась его сердца, и он увидел капли крови на теле Богомладенца, распинаемого человеческими грехами. И эту благодатную помощь испросила для него Матерь Божия у Своего Сына. Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Неистощим источник Нечаянной Радости.

Истинная радость не мимолетна, она вечна. Здесь, на земле, она лишь начинается, чтобы перейти в вечную жизнь с каждым носителем радости. Святые жены русские исполнили своей жизнью заповедь Воскресшего Христа: «Радуйтесь», они воплотили дар духовной радости, исходящей от Самой Всерадостной Радости Матери Божией, и это стало залогом обручения вечной радости.

Путь святых русских жен от святой равноапостольной Ольги, в крещении Елены до святой праведной Софии выражают их имена: от Елены («Факел») огня Духовного, возгоревшегося в сердцах русских жен с принятием крещения, к Софии Премудрости Божией

Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой
глас 5
Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Cвятая праведная княгиня София Слуцкая

Освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся в феврале 2016 года в Москве, благословил общецерковное почитание святой праведной княгини Софии Слуцкой – 1 апреля.

Читать еще:  Молитва примирение с богом

Жизненный путь

Святая праведная София Слуцкая достойно прошла свой недолгий земной путь, став помощницей и заступницей всем православным христианам. Она родилась 1 мая 1585 года и была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарою дочерью Николая Кишки. В младенчестве была крещена духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Слуцкой Свято-Варвариинской церкви. В младенчестве потеряла родителей: 6 мая 1586 года умер её отец, мать умерла в 1594 году.

Осиротев, София стала богатой наследницей. Ей досталась третья часть родового состояния. Затем, в течении нескольких лет умерли дяди Софии – Александр и Ян-Симеон. Поскольку детей у них не было, то к Софии перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию, София стала также и княгиней Копыльской. Таким образом она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой.

Опекунство над ней взяли Ходкевичи, родственники по материнской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич).

Поначалу девочку опекал Юрий Ходкевич, забравший её в Вильну. В Вильно София обращается к православной вере, к святым книгам, подолгу беседует со священниками. Икону, Покров Божией Матери, княжна сохраняла при себе с самого младенчества.

18 октября 1594 года её опекун Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, с целью избавления от долгов, договорился отдать одиннадцатилетнюю Софью замуж по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.

Была назначена дата бракосочетания – 6 февраля 1600 года.

Впоследствии, после смерти Юрия Ходкевича в 1595 году, новым опекуном Софии становится Иероним Ходкевич, виленский каштелян. Он так же подтверждает предыдущий договор с Радзивиллами.

Однако, благополучно начавшийся сговор, обещавший его участникам позитивные перспективы, подвергся серьезным испытаниям. Причиной этому послужили притязания Кшыштофа Радзивилла на поселение Копысь, расположенное на Днепре между Оршей и Шкловом. История перехода этого поселения от одного владельца к другому сложна и запутанна. Радзивилл в 1596 году сумел отсудить Копысь у Ходкевичей, которые в это время им владели. Это в значительной степени охладило отношения между участниками брачного договора. Конфликт усилился в связи с проблемой долга Ходкевичей Радзивиллам и не желанием последних возместить расходы на содержание и воспитание княжны Софии. Кроме того, Радзивиллы стали распространять слухи, что Ходкевичи управляют имением княжны, не забывая и своих интересов. В ответ Ходкевичи вознамерились расторгнуть брачный договор.

Радзивиллы силой оружия решили склонить Ходкевичей к выполнению принятых обязательств.

Конфликтующие стороны стремились заручиться поддержкой родственников и влиятельных друзей. В окрестностях Вильно стали собираться вооруженные сторонники Радзивиллов. Ходкевичи, со своей стороны, сосредоточили в городе большое число своих вооруженных людей. Вспомнились старые обиды с обеих сторон. Назревала серьезная смута. Ко всему прочему, юная княжна призывает князя Януша Радзивилла к благочестию, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства от 18 февраля 1600 года об её отказе. Княжна указывает о доли родства между нею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности князя Януша к протестантизму. До кровопролития, в которое могло быть вовлечено около 20 000 человек, оставались часы.

София Юрьевна неустанно молила Бога остановить кровопролитие, причиной которого она стала. Перед угрозой войны даже сам король Жыгимонт III отправил послов, призывая к миру.

Все православное духовенство Слуцка пребывало в посте и молитве. И Господь не попустил бессмысленного кровопролития. В последнее мгновение противники сговорились на том, что Радзивилл, в обмен на согласие княжны, оставляет любые денежные претензии.

И, тогда, княжна София дает согласие на брак с Янушем.

В житиях святой пишется: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке».

Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в православии и поставившей условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. В этот день праздновался Покров Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.

Трудна была жизнь сироты у Ходкевичей, не легче стала она и в замуже­стве. Во всех печалях своих княжна, а за­тем княгиня София находила утеше­ние только в молитве, в Церкви.

Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.

В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия.

Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню православия. В молодой княгине нашли православные значимое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Жители города сплотились в Слуцкое Преображенское братство с целью защиты православия. В деятельности братства праведная София принимала самое деятельное участие.

Под кров княгини Софии Юрьевны, собирались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в православии единоверцы из различных имений. София вместе с богомольцами, пешком посещала храмы в дни их престольных праздников.

Софья также убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, что юридически обеспечивала защиту интересов православных. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась. «Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…»

Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего края, сохранив в чистоте и неприкосновенности православие. Город являлся религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались православные Белой Руси.

Кроме юридической защиты православия, княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причта, щедро жертвовала на храмы. На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар церквам

В 1604, 1608 годах супруги Радзивилы переносят горе: умирают в младенчестве их сын Николай и дочь Екатерина.

Сама же княгиня София умерла от родов мертворожденной дочери, в возрасте 26 лет, 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень).

Её обширные владения: 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень – перешли к мужу, в род Радзивиллов,

Похоронили её в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с отцом князем Юрием Юрьевичичем.

Смерть супруги глубоко ранила мужа – князя Януша. И после смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

Канонизация и почитание

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая. Её мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 году крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

Православной Церковью святая София – княгиня Слуцкая – канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 года. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

В 2012 году Священный Синод Белорусской Православной Церкви призвал своих духов­ных чад к сугубому молитвенному чествова­нию памяти святой праведной Софии княгини Слуцкой в ознаменование 400-летия ее преставления.

Нетленные останки княгини Слуцкой Софии ныне почивают открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Святая София княгиня Слуцкая по праву считается покровительницей благочестивых браков и семьи. Среди народа она всегда почиталась окормительницей женщин, особенно в беременности и родах

Молятся ей об исцелении головных болей, болезней младенцев и прочих недугов. Являет она свою помощь трудящимся на сооружении храмов, дает свое заступление перед властями земными и в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Блаженная мати Софие,

нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;

поминающе твое праведное житие,

тя молим испросити/

телесем нашим здравие и душам спасение.

Праведная София, княгиня Слуцкая borisov-spas. com

Праведная София Слуцкая azbyka.ru

Святая праведная София Слуцкая: minds.by

Святая благоверная София княгиня Слуцкая житие Мн. Православная инициатива 2005

Александр А. Соколовский

1169–1.
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав .
23.01.2020 | Отзывов нет

  • Святой праведный Иоанн Кронштадтс.
    Святой праведный Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев), прозванный .
    20.12.2019 | Отзывов нет
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .
    Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; .
    14.11.2019 | Отзывов нет
  • Собор новомучеников и исповеднико.
    12 декабря 1999 года в числе 23-х новомучеников Минской Епархии .
    24.10.2019 | Отзывов нет
  • Святой апостол Фома
    19 октября – Апостола Фомы. Святой апостол Фома был родом .
    07.10.2019 | Отзывов нет
  • МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И М.
    30 СЕНТЯБРЯ- ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ .
    20.09.2019 | Отзывов нет
  • МУЧЕНИКИ АДРИАН И НАТАЛИЯ
    8 сентября – ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВ АДРИАНА И НАТАЛИИ. Мученики .
    14.08.2019 | Отзывов нет
  • Преподобная Евфросиния, игумения .
    Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, .
    13.05.2019 | Отзывов нет
  • Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector