Икона бог саваоф молитва

Икона бог саваоф молитва

Икона бог саваоф молитва

Благословен еси, Господи, Боже Отче Саваофе. Яко единаго Сына Твоего и Святаго Духа низпослал еси нам. И тем, просвятив вселенную, спас еси нас, Человеколюбче, слава Тебе.

Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами ничего нем огли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все открыто нам Им Самим.

Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого истинного Бога и как исполнять волю Его.

Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на земле и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах.Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой.

Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца

Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять.

(Из книги «Закон Божий», руководство для семьи и школы.

Издательство Украинской Православной Церкви – 2000 г.)

Акафист Богу Отцу Господу Саваофу

Взбранный Воевода небесных и Огненных Сил, Господи Боже Саваофе, яко созданный Тобою аз, раб Твой, духовныя пения восписую Тебе, сый неисчерпаемый источник благости, от всяких бед свободи мя, зовуще: Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Архангелов и Ангелов начало, Властей, Престолов, Господствий, Сил Небесных, Херувимов и Серафимов и всего мира Творче, Судия и Господи отверзи ми, яко же Моисею недоуменный ум и язык на славословие чудного Твоего имени, да вопию Ти таковая: Господи Боже, Адонай Елой Великий и Чудный. Господи Боже, Альфа Всесовершенный. Господи Боже, Омега при сущый. Господи Боже, Боже духов. Господи Боже, святый Творче миров. Господи Боже, крепкий Царю Царей. Господи Боже, Безсмертный, победителю ада и смерти. Господи Боже, Силою Всеобладающий. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Видя, Господи Боже Отче, триипостасное Божество Твое в Сыне рождаемое, в Животворящем Духе, от Тебя исходящем с верою, надеждою и любовию Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу пою: Аллилуиа.

Разум, дарованный ми Тобою, Господи, на похвалу Пречистого имени Твоего посвящаю и во умилении сердца вопию: Господи, да святится имя Твое! Господи, да приидет Царствие Твое. Господи, да будет воля Твоя во мне грешном. Господи, хлеб наш насущный даждь мне днесь. Господи, остави ми долги моя вся. Господи, избави мя от лукавого. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Господи, сохрани мя от телесного ада. Господи, сподоби мя пресветлого рая. Господи, научи мя творити волю Твою. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Силою свыше Моисея и Аарона облекий, Господи, не посрамление гордого фараона, облецы и мя во всеоружие Твоя сопротивления козням диавольским, поправ злохитрое их коварство, с благодарным сердцем и умиленною душею вопию Тебе во веки: Аллилуиа.

Имея, Господи, богатство благости неизследимое, Адама призвал еси в рай из небытия, Аавраама в Ханааю, Моисея из купины, призови убо и меня к созерцанию Существа Твоего. Да, видя Тя разумно, воспою Ти тако: Господи Боже, Чудный в существе. Господи Боже, Дивный в совете. Господи Боже, Таинственный в промысле. Господи Боже, Всесильный во создании. Господи Боже, Премудрый во управлении. Господи Боже, Праведный в суде. Господи Боже, Всещедрый во мзде. Господи Боже, Животворящий во славе. Господи Боже, Всевидящий душе. Господи Боже, одухотворяй ангелов. Господи Боже, одушевляй человеков. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Бурю сатанинской войны на погибель ему устрояй, низвержен бо бысть с небеси и из ангелов света стал темным бесом. Аз есмь земля, сый и пепел, малым, сый удаленный от Ангелов дерзаю воспевати Тебе, Творцу моему: Аллилуиа.

Слышаша и видеша Ангельский чин победу Твою над диаволом на небеси, воспеша песнь: Аллилуиа. Яко воцарися Господь Вседержитель, азмь же на земли долу вопию Ти тако: Господи, да слышны будут чудеса Твоя во всем. Господи, побори всех врагов борящих на ны. Господи, победи все стрелы лукавого. Господи, победи мысленного диавола. Господи, покори гордого Аммана. Господи, порази Малика лукавого. Господи, потопи древнего фараона. Господи, спаси мя, яко же Моисея и Аарона. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Боготечною рекою благости, излияна в струях Божественной крови Единородного Сына Твоего, обновивый мир, обнови и во утробе моей дух правый, сердце чисто созижди во мне, и мысль благую подаждь ми. Да со духи и души праведными пою Богу моему: Аллилуиа.

Яко видя пророк Исая на Престоле превознесенно Тя Бога, азмъ окаянный имамы к Тебе вопити таковая: Господи Боже, Всевышний, услыши мой вопль. Господи Боже, Всеблагий, очисти сердце мое. Господи Боже, Всемогущий, просвети мысль мою. Господи Боже, Превечный, от века в вечность призови мя. Господи Боже, Пресовершенный, усоверши мя. Господи Боже, Самодержавный, управи мя. Господи Боже, Благославенный, благослови мы. Господи Боже, Праведнейший, оправдай мя. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Пророков речение предвозвездеших нам, Господи, тайну Воплощения Единородного Сына Твоего и излияние Святого Духа на верных, сбытие зряще удивляются и благовейно почитая непостежимое смотрение Твое, вопием: Аллилуиа.

Возсия, Господи, свет благословления Твоего во тьме неверия идолослужений и озарив сердца неверующих лучем Евангельского Благовестия, того ради праведных от тьмы к свету, от идолослужения к Богопознанию вопию Ти тако: Господи Боже, творяй Ангелы Своя духом. Господи Боже, Архангелом даяй крепость. Господи Боже, умудряяй Херувимов. Господи Боже, воспламеняяй Серафимов. Господи Боже, научай пророков. Господи Боже, освящаяй Апостолов. Господи Боже, Судия Властей. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Хотяй спастися и в разум истино прийти, дал еси доброго пастыря Единородного Сына Твоего Иисуса Христа иже положи душу Свою за овцы, тем же спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое. Да вкупе еси, едиными усты и единым сердцем поем Тебе: Аллилуиа.

Дивны суть дела твоя, Господи, и непреступен свет лица Твоего нам грешным, обаче напоследок веков благоволил еси явити нам преблаженный зрак лица Твоего в подобие Богочеловека. Сего ради со страхом зову Ти тако: Господи Боже, пошли нам свет Твой для веры. Господи Боже, открой нам истину для надежды. Господи Боже, подай нам огонь Твой для любви. Господи Боже, вдохни дух Твой для проречения. Господи Боже, даруй премудрость для Благовестия. Господи Боже, умножи крепость на одоление невидимых врагов. Господи Боже, сотри их, яко прах пред лицем ветра. Господи Боже, освяти видения добра и зла. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Страшно есть впасть в руце гнева Твоего, Господи, сего ради яко пророк Давид припадаю к Тебе, Источнику света и жизни Подателю, и умиленно вопию Ти: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и сопричти мя избранному Твоему стаду, да водвори в селения Твоих обителей; ныне вопию Тебе, Спасу мира: Аллилуиа.

Весь еси желание, весь еси сладость, живот и блаженство наше, Господи. Сего ради недостойный азъ погружаюсь в бездне Твоея благости и вопию Ти из глубины души: Господи Боже, не лиши меня небесных благ Твоих. Господи Боже, избави мя от вечныя муки. Господи Боже, сохрани мя от козней диавольских. Господи Боже, отврати от меня беды и напасти. Господи Боже, спаси мя от сетей вражиих. Господи Боже, избави мя от скорбей и болезней. Господи Боже, укрепи мя в нужде и печали. Господи Боже, не допусти мя до отчаяния. Господи Боже, избави мя от ожесточения. Господи Боже, покрый мя от всякого зла. Господи Боже, подаждь ми конец благий. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Читать еще:  Святая олимпия молитва

Вся небесная Ангельская Воинства непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея; подражая оным, яко же и мы бренными усты на земли немолчными песнями вопием Ему: Аллилуиа.

Явиши древле в Вавилоне отроцы ввержены в пещь. По указанию нечестивого царя Навуходоносора брошены бо в пещи быша, воспеши Богу песнь глаголаши: Благословен еси, Господи, с ними же и мы купно, многогрешные, вопием Ти: Господи Боже, благословен Ты, яко усыновил мя еси. Господи Боже, благословен Ты, яко врата райские отверзл еси. Господи Боже, благословен Ты еси, светом Евангельским озарил мя еси. Господи Боже, благословен Ты еси, яко на путь спасения наставил мя еси. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Спасти хотяй заблудившегося человека, послал еси Боже Отче Единородного Сына Твоего, восприяше на себе плоть человеческую и крестную смерть, загладише проклятие, произнесенное Тобою на род человеческий: того ради поклоняющиеся Тебе вкупе со Единородным Твоим Сыном и Животворящим Духом поют: Аллилуиа.

Царю небесный, Боже Отче Саваофе, вся словом и Духом Твоим исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, призри с небеси от Святого жилища Твоего оком милосердия на чада Твоя, приносящие Тебе хвалы таковая: Господи Боже, Ты еси Зиждитель Премудрейший. Господи Боже, Ты еси Повелитель Самодержавнейший. Господи Боже, Ты еси Спаситель Сладчайший. Господи Боже, Ты еси утешитель Желаннейший. Господи Боже, Ты еси Царь царей Правосуднейший. Господи Боже, Ты еси Судия судей Страшнейший. Господи Боже, Ты еси Отец отцов Всемилостивейший. Господи Боже, Ты еси Духа Святого Ниспослателю. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Пение наше не довлеет Ти, Господи Творче всяких! Яко вся ничтоже суть перед Тобою! Тем же, яко создание Твое, Боголюбную песнь воспеваем: Аллилуиа.

Света Подателю и веков Творче, Господи, от высоты Твоего Боговеления наставил еси, да яко же многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, предстоящие Великолепному Престолу Твоему, непрестанно славословив, восхваляют Тя и азъ, недостойный, благодарные пения приношу Ти таковая: Господи Боже, дивный источниче Духа. Господи Боже, Всещедрый подателю жизни. Господи Боже, Всеблагий подателю благодати. Господи Боже, непостижимый по Божеству. Господи Боже, слышащий по Духу. Господи Боже, вся освещаяй Духом. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

Боже духов и всякия плоти, Тебе поклоняется и перед Тобою трепещет всякое колено небесных, земных и преисподних! И всяк язык исповедует, яко Ты еси Бог Богов и Господь Господей; того ради поклоняющиеся Тебе со страхом и трепетом, яко Богу и Творцу моему, пою Ти: Аллилуиа.

Поюще Твое бытие, величие, честь и славу, видя Апостол, восхищенный до третьего Небеси, рече во удивлении: О, глубино богатства, премудрости и разума Божия! С великой преданностью перед Тобою благоговею, падши долу молю Тя: Господи Боже, Отче мой, усынови мя Возлюбленным Сыном Твоим. Господи Боже, Отче мой, усоверши мя Животворящим Духом Твоим. Господи Боже, Отче мой, огради мя Пресветлыми Ангелами Твоими. Господи Боже, Отче мой, защити мя молитвами святых Твоих угодников. Господи Боже, Отче мой, сотвори со мною по милости Твоей, ниже со беззаконием моим. Господи Боже, Отче мой, азъ же, яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр и долготерпелив, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи Боже, Отче Саваофе, помилуй мя.

О, Всеблагий Всещедрый Боже Отче Саваофе, приими наше малое моление, яко приял еси смиренную жертву Авелеву, и сопричти мя в Сыне благодати и наследника Царствия Твоего Небесного соделай да со святыми Твоими вкупе и со Святым Духом вопию Ти: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих ( имя рекл ), да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих ( имя рекл) от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

Акафист – Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Икона Господа Саваофа

Образ Вседержителя-Отца считается уникальным и известен с давних времен. Чаще на иконах Саваоф предстает как седовласый старец на троне, в Его глазах читается великая мудрость и спокойствие. Лик Господа-Отца на изображениях размещен в символическом треугольнике, что повествует православным верующим о присутствии Святой Троицы, берущей начало от самого Всемогущего и Единого Бога.

Перед иконой Саваофа просят об отпущении порочных грехов, о придании сил на свершение благодетельных поступков, очищающих сердце и окружение.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Описание иконы

В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.

Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.

  • На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
  • На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
  • На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
  • Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.

Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.

Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.
  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.
Читать еще:  Артемии святой молитва

Читайте о канонических Господних иконах:

Молитвы к Богу Отцу

На Руси молитвенное прошение, обращенное непосредственно к первой Ипостаси, имело большое значение. С древних времен акафист, находящийся в структуре определенных торжественных молебнов, читается во время церковных служений.

Существует небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Радуйся», традиционно завершающее икос, заменено на «Господи Боже». Саваоф здесь именуется Предводителем Небесных воинств, а сам акафист пропитан атмосферой глубокого почитания Творца. Поэтому словосочетание «помилуй меня!» звучит как законное обращение созданного существа к своему Создателю.

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

При внимательном прочтении молитвенного текста Богу Отцу видится изложение христианской доктрины о Святой Троице. В сжатой, но точной форме, акафист раскрывает главные события истории Церкви от дней творения до всемилостивой жертвы Христа. Подобная характеристика в купе с высокохудожественной стилистикой построения и передачи информации возводит молитвенное обращение к Господу в ранг величайших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще предстает в качестве мудрого седовласого старца, символизирующего первый лик Троицы. Своё распространение иконы Бога Отца обрели с XVI столетия, верующие обращаются к ним, чтобы получить освобождение от греховности.

Несмотря на богословский запрет использования образа Саваофа, изображения Его видны на внутренних сторонах куполов, иконографических композициях и различных миниатюрах.

Нетварные молитвы, которые дал Сам Бог

Всего существует 5 молитв, которые дал Господь человеку свыше

1. О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства, при которых Иисус произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея Отче наш входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Иисус дарует ученикам эту молитву в ответ на прямую просьбу «научить молиться».

Прослушайте Отче наш на арамейском языке (языке, на котором говорил Христос):

2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

“Крепкий” — сильный; “Безсмертный” — неумирающий, вечный. Молитву эту надо читать три раза в честь трёх Лиц Святой Троицы. Эта молитва называется Ангельской песнью. Её воспевают святые ангелы, окружая на Небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять её спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные царь Феодосий и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления, один юноша на виду у всех невидимой силой был поднят на Небо, а потом невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающим, что слышал на Небе, как Ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Умилённый народ, повторив эту молитву, прибавил: “Помилуй нас” — и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом Святым мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по-человечески Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но дает жизнь людям и всем тварям. Так как в этой молитве слово “святый” повторяется три раза, то она называется также Трисвятое.

3. Свят Господь Бог Саваоф – молитва, входящая в текст Литургии в составе «Милость мира». Милость мира, жертву хваления. И со духом твоим. Имамы ко Господу. Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних. Аминь. Аминь. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи. И молимтися, Боже наш.

Часть этого текста взята из Ветхого Завета, Книги Пророка Исаи, в которой рассказано, что этими словами взывали шестикрылые Серафимы ко Господу, сидящему на Престоле.

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6.1-6.3)

4. Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

По преданию 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». А уже после этого пропел — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез. (По этой причине молитву Достойно есть называют также «архангельской песнью»).

5. Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение.

В Евангелии от Луки сказано, что именно так пели ангелы, когда Ангел возвещал пастухам весть о Рождестве Богомладенца.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2.8-2.14)

Сайт Сестричества

ВАМ ПЛОХО? ТЯЖЕЛО НА ДУШЕ? ЖМИТЕ ТУТ

КАРТА СБЕРБАНКА для помощи в обустройстве Воскресной школы 5469070014022053

ГОСПОДЬ САВАОФ

[евр. ; ], одно из имен Божиих в Свящ. Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог). Имя (жен. род, мн. ч.) происходит от семит. корня , к-рый встречается, напр., в аккад. текстах ( – народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В евр. языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге прор. Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ – Господь Вседержитель (так же передается имя ); как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων – Господь сил (обычно в Псалтири).

Читать еще:  Молитва на любовь читать в домашних условиях

Евр. синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс 32. 6), как 2 существительных, одно из к-рых является приложением (подобно аккад. абстрактным существительным жен. рода с – , передающим функции ( Cazelles . 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κύριος παντοκράτωρ) ( Eissfeldt . 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиц. перевод опирается в т. ч. на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар 17. 45), небесные существа (напр., 3 Цар 22. 19-23; Пс 102. 19-22; 148. 1-5; Дан 8. 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс 81. 1; 88. 8), или звезды и др. светила (ср.: Втор 4. 19; 4 Цар 23. 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт 2. 1) (см. в ст. Воинство небесное).

Именование «Г. С.» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище ( ) в Силоме (1 Цар 1. 3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1 Цар 4. 4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, нек-рые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу ( Seow . 1992).

В евр. тексте ВЗ именование «Яхве Саваоф» ( , включая варианты или , , ) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис – 62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной лит-ре оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого м. только однажды в 1QSb 4. 25).

Эти данные позволяют искать связь имени Г. С. с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у прор. Исаии (Ис 6. 3; ср.: 6. 5). Г. С. называется «живущим на горе Сионе» (Ис 8. 18; ср.: Зах 8. 3), а Иерусалим – Его городом (Ис 47. 9), «сидящим на херувимах» (1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; 1 Пар 13. 6; Ис 37. 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар 6. 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар 28. 2; ср.: Пс 98. 5; 131. 7). Этот образ связан с наименованием Г. С. Царем (напр., Пс 23. 10; Иер 46. 18; 48. 15; 51. 57). Помимо всемогущества и царской власти имя Г. С. связывается с творением мира (Ам 4. 13; Иер 10. 16) и эсхатологической войной (Ис 13. 4; 31. 4). В пророчестве Исаии говорится, что Г. С. воцарится на Сионе (Ис 24. 23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис 25. 6). Все народы будут приходить к Г. С. на праздник Кущей (Зах 14. 16-17) и приносить дары (Ис 18. 7).

В христ. традиции имя Г. С. употребляется в НЗ (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus). Особое значение ему придавали гностики – сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» ( Fallon . 1978). Кроме того, найдены евр. и греч. амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Г. С. с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной ( Johnson . 1978).

Иконография

Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ): Г. С. изображен неск. раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» – спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» – поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» – Г. С. со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св. Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» – Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках – развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место – в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя. В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы.

Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563).

На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680).

В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609).

Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца – неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы – «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

Понимание именования «Г. С.» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» – Ам 5. 16) и относиться и к Св. Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею. » (см.: Ис 6. 3; Мф 21. 9). Широкое распространение иконографии Г. С. обусловило его соотнесение с Иисусом Христом. Образ Г. С., как и Ветхого денми, могла сопровождать надпись: IC XC (напр., на миниатюре «Сотворение человека» из сб. «Палея историческая, Апокалипсис с толкованием, изложение судных дел еретиков Ив. Висковатого и Матвея Башкина», 2-я четв. XVII в., ИРЛИ (ПД). Древл. Л. 23). На гравюрах Библии Василия Кореня (1692-1696), в сценах «Сотворение мира», Творцом представлен Ангел со звездчатым нимбом, надпись: «Господь Саваоф». Т. о., изображение Г. С. принадлежит к таким символическим образам, как Ветхий денми, Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, к-рые основаны на различных текстах ВЗ и широко представлены в визант. и древнерус. искусстве.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector