Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

Урок литературы «Пейзаж и “святая прелесть” молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива”, “Молитва”». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», с синтаксическим средством выразительности речи – гипербола;
  • воспитывать интерес учащихся к стихотворениям и личности поэта, приобщить к духовным ценностям;
  • развивать речь, память, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, культуру восприятия и чтение стихотворений.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова; аудиозаписи стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстративный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», таблица ассоциативной цепочки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

– Мы с вами уже достаточно хорошо знаем Михаила Юрьевича как человека и поэта и убедились в том, что поэтический мир Лермонтова – это великая тайна, которую очень сложно понять и увидеть. Тема сегодняшнего урока «Пейзаж и «святая прелесть» молитвенного слова в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».

Цель урока: расширение своего представления о поэтическом мире поэта и своеобразии его пейзажных картин.

Кроме этого мы будем решать следующие задачи: на основе изученных стихотворений «Парус», «Утёс», «Туча», «Три пальмы», «Листок» конкретизируем мотив этих стихотворений с целью постижения отношения лирического героя к окружающему миру и духовным ценностям.

Для этого нам необходимы на уроке следующие лексические художественные изобразительные средства: эпитет, метафора; синтаксические художественные средства: инверсия и новое определение – градация.

III. Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, вспомним уже известные вам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а прежде напомните, в чём особенность лирических произведений?

Лирика – один из трёх родов литературы, который изображает чувства, эмоции, переживания, размышления.

Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.

Значит, главное для поэта – это целый мир переживаний, чувств, мыслей.

1. Прослушаем и просмотрим уже известные вам четверостишия и определим названия стихотворений.

Подготовленная ученица читает стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

– В стихотворении показана сложная человеческая судьба. Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

– Показаны человеческие взаимоотношения. (Мотив одиночества. Утёс – одинок).

Тучки небесные, вечные странники
Степью лазурною,
Мчитесь вы так же как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

– Лирический герой сравнивает себя с тучками.

– Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

4. Посмотрите на экран и определите по иллюстрации название произведения:

«Три пальмы» – баллада.

(Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, но цветущий оазис превратился в пустыню. Человек пришёл и погубил их. Поэт показывает мятежный, полный жизни, богатый, но одинокий мир).

– Назовите мотив данного стихотворения? (Одиночества)

5. – А сейчас сюрприз. Ребята вашего класса приготовили инсценировку одного из стихотворений поэта. Определите название данного стихотворения. («Листок»)

– Образ оторванного листка для Лермонтова был символом политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Герой одинок в условиях политических: самодержавие, гнет, свобода личности. Чувства лирического героя помогают понять нам картины природы.

– Чем объединяются все эти стихотворения? (Мотивом одиночества, лирические герои одиноки, одинок и сам поэт).

– Мы продолжаем разговор о пейзаже, соприкосновение с которым, возможно, приводит лирического героя к обретению счастья, а пока он одинок…

IV. Работа над темой урока.

1. Понятийный словарь на доске.

2. Итак, слушаем… (Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра О. Ефремовой).

– Вы прослушали стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра театра О. Ефремовой. Какие предметы автор описывает в стихотворении?

(Нива, лес, слива, ландыш, ключ).

Запишем эти слова в тетрадь и затем выстроим лексические цепочки с указанием изобразительных средств. (Составление алгоритма анализа стихотворения, основываясь на ответах учащихся: появляются записи первой таблицы).

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет), волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет), прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора), лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)

– Какие ассоциации у вас вызывают нива, лес, слива, ландыш, ключ? (Продолжаем заполнение таблицы).

Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
настораживает мир

– Могут ли в природе существовать одновременно нива, слива, ландыш?

– Какое состояние души навевает пейзаж? (Волнение, душа поэта волнуется, сердце мятётся, он находится в заточении)

– Только посвящённый в таинство природы человек может увидеть желтеющую ниву, свежий лес, малиновую сливу – это символы России и они подают надежду. И что же происходит с лирическим героем, когда он видит пейзажи России? (Тревога – смиряется, морщины – расходятся, «И в небесах я вижу Бога»)

– Если не на земле постичь счастье – то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием, как будто на последнем дыхании: ещё так много надо сказать, но «в небесах я вижу Бога», а это уже откровение. В конце нашей работы таблица выглядит следующим образом:

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет),волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет),прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора),лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)
Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
настораживает мир

(Ассоциации: покой, умиротворение, воодушевление. Тревога – счастье – антитеза)

– Почему стало возможным «постигнуть счастье на земле и в небесной выси увидеть Творца»? (Лирический герой обратился к молитве).

– Предлагаю познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

3. – Стихотворение называется «Молитва». Когда мы обращаемся к молитве? (Тяжело, что-то беспокоит, тревожит, волнует, душевная боль)

Молитва – та минута, когда человек, не находя себе опоры в жизни, обращается к Творцу.

– О чём говорит лирический герой стихотворения? (В трудную минуту обращается к молитве)

– Как он называет молитву? («Чудная», – творит чудеса)

– Почему молитва творит чудеса? Для русского верующего человека благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение души человека.

Читать еще:  Молитва на поиск собаки

– Какое действие оказывает молитва на душу лирического героя?

И верится, и плачется,
И так легко, легко…

– Лирический герой счастлив от общения с Творцом.

4. У Лермонтова есть ещё одно стихотворение с таким же названием «Молитва»

(Чтение учителем стихотворения).

– Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами? (Рано ушедшая из жизни мать).

Матерь Божия –
Помощница обидимых,
Убогих заступница,
Печальных утешение,
Грешных спасение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– На прошлом уроке мы записали эпиграф:

Живое всё всегда вдвоём,
Лишь я на свете одинок.

– Можем ли мы теперь сказать, что лирический герой одинок? (Нет!)

– Почему он не одинок? (Потому что в небесах увидел Бога, обратился к молитве, к Божьей Матери).

Зачем тогда дорога в жизни человека,
Если она не ведёт к храму…

– Сегодня мы ещё раз погрузились в поэтический мир М.Ю. Лермонтова, приобщились к поэтическому слову поэта, которое доказало нам то, что поэт всё-таки был не одинок.

– Урок личного осмысления и осознания духовности. Возможно, это осознание продлится всю жизнь. Я говорю: «отлично»…, «хорошо»…

М.Ю.Лермонтов “Молитва”, “Ангел”, “Когда волнуется желтеющая нива. “

Анализ стихотворений с выходом на общубю тему (потсроение трапеции “Веры”)

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов “Молитва”, “Ангел”, “Когда волнуется желтеющая нива. “»

  • Что такое молитва?
  • Молитва– обращениек Богу.
  • Когда человек обращается к Богу?
  • В трудную минуту.
  • Есть ли «такая минута» в канве стихотворения? Зачитайте.
  • Как себя чувствую лирический герой в это время? Что это за прием, средство?
  • «Теснится ль в сердце грусть» –метафора.
  • В какой момент лирический герой чувстве облегчение на душе? Зачитайте.
  • Молитва – успокоение.
  • На сколько частей в итоге можно разделить стихотворение?
  • Стихотворение можно разделить на 2 части : 1) человек в жестоком мире и 2) молитва как способ душевного успокоения

  • О какой молитве идет речь в стихотворении? Это какая-то конкретная молитва? *
  • О чем просит лирический герой Бога в молитве? Почему?
  • Лирический геройне просит Бога ни о чем. Лермонтовне кается, не перечисляет свои грехи ине просит заступничества .
  • Что собой олицетворяет его молитва? Для чего же он молится? Зачитайте.
  • Молитва – это желание найтигармонию с миром и с собой. Молитва лирического героя –порыв искренней веры.
  • Какая она искренняя молитва? Что она дает челвоеку? Зачитайте .
  • Истинная молитвадарит человеку успокоение, легкость, срывает все сомнения, дает ему возможность жить,идти дальше.

Поиск душевного спокойствия, гармонии, примирения с миром.

  • Перескажите сюжет стихотворения.
  • Что это за момент перед нами?
  • Рождение человека.
  • На сколько частей вы бы разделили это стихотворение?
  • Стихотворение можно разделить на 2 части : 1) на небе, в высшем мире, и 2) на земле
  • Опишите состояние ее в каждом месте? Чем различается?

«Для мира печали и слез»

«И месяц, и звезды, и тучи…»

«И долго на свете томилась…»

«…о блаженстве безгрешных духов,

Под кущами райских садов»

«…скучные песни земли»

«…о блаженстве безгрешных духов,

Под кущами райских садов»

«…хвала / Его непритворна была».

  • Чего Лирический герой никак не может вспомнить?
  • О какой песне Ангела идет речь? Что в данном случае песня ?
  • Этонеконкретная песня и даженемолитва. Песня в данном случае– нечто высшее, прекрасное, что должензнать и помнить каждый человек.
  • Что должен помнить каждый человек? К чему должен стремиться?
  • Всякийчеловекв этом мире от рождения –божье творение. Он послан в этотМир, чтобысделатьегоеще лучше, прекраснее.
  • Почему же эту «песню» многие «не помнят» и «не хотят помнить»? Почему единицы стремятся к прекрасному? *
  • В этом мире, полном лжи, злобы и грустилегко забываются прекрасные порывы.

Стремление к прекрасному, чистому, высшему

Поиск душевного спокойствия, гармонии , примирения с миром.

Стихотворение « Когда волнуется желтеющая нива… »

  • Как вы можете определить жанр стихотворения?
  • Пейзажная лирика
  • В чем синтаксическая особенность построения стихотворения?
  • 1)1 – 3четверостишие начинаетсясо слова «Когда…»
  • 2) Это всеодно предложение
  • Почему автор не разделили его на несколько предложений? Что достигается этим?
  • Одно предложение создает «единый рисунок», темп стихотворения не прерывается, мы будтовидим природу, Мир целиком.
  • Найдите все эпитеты в стихотворении. На сколько групп их можно разделить?
  • 1) цветовые 2) эмоциональные
  • Какой впечатление они создают? Какой представлена природа?
  • Природа – прекрасное творение Бога , она чиста, гармонична , идеальна.

  • Что чувствует лирический герой обращая свой взор к природе? Зачитайт е.
  • Когда еще человек испытывает такие чувства?
  • Когда смотритна икону, т.е. обращаетсяк лику.
  • Это стихотворение называют « иконой русской природы ». Как вы думаете почему?*
  • Глядя на природу, можно ощутить такое чувство, как и глядя на икону:благодать, спокойствия, умиротворение.
  • Какое еще чувство возникает у челвовека при «общении» с природой?
  • Человек осознаетсебя его частью, понимаетсилу Божьего промысла, находитсвое место этом мире.

Осознание себя частью этого мира

Стремление к прекрасному, чистому, высшему

Поиск душевного спокойствия, гармонии , примирения с миром.

Стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Урок 14. Русская литература 7 класс

Конспект урока “Стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»”

Лермонтов считал недопустимым для себя предстать перед светским обществом добрым, мягкосердечным, верующим человеком. Никогда этот недобрый, завистливый, грубый и жестокий свет не увидит его истинной души.

Поэт представлялся ко всему равнодушным, насмешливо-ироничным, ни во что не верящим эгоистом. Он писал:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

Но если внимательно читать стихи Лермонтова, то становится понятным, что его бессердечный эгоизм и неверие – только маска. Разве мог атеист написать такие строки:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Лермонтов рос у своей бабушки Елизаветы Алексеевны, человека искренно верующего. Разумеется, и Михаила она растила таким же. Он соблюдал все церковные обряды, ездил с ней на богомолье по многим святым местам. И верил в Бога, но перед обществом рисовался во всём разочаровавшимся.

Тоска блуждает на моем челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там — ей всё равно.

Читать еще:  Молитва за подругу которая болеет

Стихотворений с названием «Молитва» у Лермонтова несколько. Вот самое первое по времени написания. Это стихотворение было создано пятнадцатилетним юношей. Оно разделено на две неравных части. В первой молодой поэт перечисляет свои грехи, из которых на первое место ставит любовь к жизни. Затем он обвиняет себя в том, что мало заботится о душе своей:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С её страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

Автор – поэт, и не властен над своим талантом. Он хочет всё знать, видеть, понять – страсти земные обуревают его, поэтому он боится обратиться к Богу. И за это тоже просит прощения.

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Понимая, что сам от всех этих страстей он не избавится, молодой поэт просит Бога освободить его от поэтического дара. И тогда, став обычным человеком, он припадёт к Господу.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Первая часть поражает своей честностью, горячим сожалением и раскаянием. А мы видим, как разнообразен мир поэта, какие мысли волнуют его.

Во втором стихотворении с таким же названием Лермонтов обращается к Деве Марии, матери Иисуса Христа. И молит он не о себе. Он, ещё молодой человек, уже пуст душою и чувствует себя одиноким странником в чуждом ему мире.

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного.

И всё же не за себя просит он Богородицу. Он молит Её защитить от «света холодного» любимую им девушку. Свет жесток и безжалостен, а она так молода и неопытна. И поэт горячо просит Богородицу быть заступницей и помощницей его любимой.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В двух строфах обрисована вся жизнь человека, всё, что ему необходимо для счастливого существования. И кончина его, если заслужит, тоже будет легка и светла.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Последняя «Молитва» – это не совсем молитва. Это впечатление от молитвы. Очевидно, не однажды обращался поэт к Господу. Об этом свидетельствует глагол «твержу». Эта «молитва чудная» всякий раз помогает справиться с грустью, незаслуженной обидой, житейскими трудностями.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Мог ли холодный, сухой эгоист испытать «силу благодатную» от искреннего общения с Богом? Мог ли почувствовать «святую прелесть» этого общения? Нет, только по-настоящему верующий человек мог ощутить после молитвы:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Ещё одно стихотворение «атеиста» Лермонтова – «Ангел». Торжественно-печальная картина: ангел несёт душу человеческую. Он несёт её от «блаженства духов» в раю в мир «печали и слёз».

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

И эта песня навсегда осталась в памяти души. На земле душа не живёт – она томится. Ей чуждо земное бытие. Она помнит песню ангела, помнит блаженство рая. И все радости и песни земной жизни для неё скучны.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Но, пожалуй, самым лучшим стихотворением является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Мир прекрасен и необъятен, он предстаёт перед человеком во всей своей красе – только сумей увидеть эту красоту и оценить её.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

В самом простом и обычном можно увидеть всю прелесть мира. Природа не лицемерит, она естественна и щедро дарит человеку свою чистоту и свежесть.

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трёх строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишии становится ясно, что он пришёл к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле.

И в небесах я вижу бога.

Могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования.

Урок литературы «Пейзаж и “святая прелесть” молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива”, “Молитва”». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», с синтаксическим средством выразительности речи – гипербола;
  • воспитывать интерес учащихся к стихотворениям и личности поэта, приобщить к духовным ценностям;
  • развивать речь, память, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, культуру восприятия и чтение стихотворений.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова; аудиозаписи стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстративный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», таблица ассоциативной цепочки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

– Мы с вами уже достаточно хорошо знаем Михаила Юрьевича как человека и поэта и убедились в том, что поэтический мир Лермонтова – это великая тайна, которую очень сложно понять и увидеть. Тема сегодняшнего урока «Пейзаж и «святая прелесть» молитвенного слова в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».

Цель урока: расширение своего представления о поэтическом мире поэта и своеобразии его пейзажных картин.

Читать еще:  Молитва об исцелении серафиму саровскому на русском языке

Кроме этого мы будем решать следующие задачи: на основе изученных стихотворений «Парус», «Утёс», «Туча», «Три пальмы», «Листок» конкретизируем мотив этих стихотворений с целью постижения отношения лирического героя к окружающему миру и духовным ценностям.

Для этого нам необходимы на уроке следующие лексические художественные изобразительные средства: эпитет, метафора; синтаксические художественные средства: инверсия и новое определение – градация.

III. Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, вспомним уже известные вам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а прежде напомните, в чём особенность лирических произведений?

Лирика – один из трёх родов литературы, который изображает чувства, эмоции, переживания, размышления.

Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.

Значит, главное для поэта – это целый мир переживаний, чувств, мыслей.

1. Прослушаем и просмотрим уже известные вам четверостишия и определим названия стихотворений.

Подготовленная ученица читает стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

– В стихотворении показана сложная человеческая судьба. Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

– Показаны человеческие взаимоотношения. (Мотив одиночества. Утёс – одинок).

Тучки небесные, вечные странники
Степью лазурною,
Мчитесь вы так же как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

– Лирический герой сравнивает себя с тучками.

– Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

4. Посмотрите на экран и определите по иллюстрации название произведения:

«Три пальмы» – баллада.

(Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, но цветущий оазис превратился в пустыню. Человек пришёл и погубил их. Поэт показывает мятежный, полный жизни, богатый, но одинокий мир).

– Назовите мотив данного стихотворения? (Одиночества)

5. – А сейчас сюрприз. Ребята вашего класса приготовили инсценировку одного из стихотворений поэта. Определите название данного стихотворения. («Листок»)

– Образ оторванного листка для Лермонтова был символом политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Герой одинок в условиях политических: самодержавие, гнет, свобода личности. Чувства лирического героя помогают понять нам картины природы.

– Чем объединяются все эти стихотворения? (Мотивом одиночества, лирические герои одиноки, одинок и сам поэт).

– Мы продолжаем разговор о пейзаже, соприкосновение с которым, возможно, приводит лирического героя к обретению счастья, а пока он одинок…

IV. Работа над темой урока.

1. Понятийный словарь на доске.

2. Итак, слушаем… (Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра О. Ефремовой).

– Вы прослушали стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра театра О. Ефремовой. Какие предметы автор описывает в стихотворении?

(Нива, лес, слива, ландыш, ключ).

Запишем эти слова в тетрадь и затем выстроим лексические цепочки с указанием изобразительных средств. (Составление алгоритма анализа стихотворения, основываясь на ответах учащихся: появляются записи первой таблицы).

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет), волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет), прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора), лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)

– Какие ассоциации у вас вызывают нива, лес, слива, ландыш, ключ? (Продолжаем заполнение таблицы).

Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
настораживает мир

– Могут ли в природе существовать одновременно нива, слива, ландыш?

– Какое состояние души навевает пейзаж? (Волнение, душа поэта волнуется, сердце мятётся, он находится в заточении)

– Только посвящённый в таинство природы человек может увидеть желтеющую ниву, свежий лес, малиновую сливу – это символы России и они подают надежду. И что же происходит с лирическим героем, когда он видит пейзажи России? (Тревога – смиряется, морщины – расходятся, «И в небесах я вижу Бога»)

– Если не на земле постичь счастье – то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием, как будто на последнем дыхании: ещё так много надо сказать, но «в небесах я вижу Бога», а это уже откровение. В конце нашей работы таблица выглядит следующим образом:

Нива Лес Слива Ландыш Ключ
Желтеющая (эпитет),волнуется (олицетворение, инверсия) Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) Малиновая (эпитет),прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора),лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)
Ассоциации
осень тайна сладость красота отгадка
богатство тревога тепло величие успокоение
дары волнует аромат настораживает покой
беспокойство пугает беспокойство доброжелательность волнение
настораживает мир

(Ассоциации: покой, умиротворение, воодушевление. Тревога – счастье – антитеза)

– Почему стало возможным «постигнуть счастье на земле и в небесной выси увидеть Творца»? (Лирический герой обратился к молитве).

– Предлагаю познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

3. – Стихотворение называется «Молитва». Когда мы обращаемся к молитве? (Тяжело, что-то беспокоит, тревожит, волнует, душевная боль)

Молитва – та минута, когда человек, не находя себе опоры в жизни, обращается к Творцу.

– О чём говорит лирический герой стихотворения? (В трудную минуту обращается к молитве)

– Как он называет молитву? («Чудная», – творит чудеса)

– Почему молитва творит чудеса? Для русского верующего человека благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение души человека.

– Какое действие оказывает молитва на душу лирического героя?

И верится, и плачется,
И так легко, легко…

– Лирический герой счастлив от общения с Творцом.

4. У Лермонтова есть ещё одно стихотворение с таким же названием «Молитва»

(Чтение учителем стихотворения).

– Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами? (Рано ушедшая из жизни мать).

Матерь Божия –
Помощница обидимых,
Убогих заступница,
Печальных утешение,
Грешных спасение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– На прошлом уроке мы записали эпиграф:

Живое всё всегда вдвоём,
Лишь я на свете одинок.

– Можем ли мы теперь сказать, что лирический герой одинок? (Нет!)

– Почему он не одинок? (Потому что в небесах увидел Бога, обратился к молитве, к Божьей Матери).

Зачем тогда дорога в жизни человека,
Если она не ведёт к храму…

– Сегодня мы ещё раз погрузились в поэтический мир М.Ю. Лермонтова, приобщились к поэтическому слову поэта, которое доказало нам то, что поэт всё-таки был не одинок.

– Урок личного осмысления и осознания духовности. Возможно, это осознание продлится всю жизнь. Я говорю: «отлично»…, «хорошо»…

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации