Матушка соломонида молитва

Матушка соломонида молитва

Публикации

Бабушка Соломонида и повитухи 09.01.2019 12:51

8 января (26 декабря по ст.с.) – день повитух. Повитуха, или повивальная бабка, – это женщина, принимающая роды и ухаживающая за роженицей и новорожденным в первые дни после родов. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Этот праздник, в частности, приурочен к дате празднования Барловской иконы Божией Матери «Блаженное чрево» и иконы «Помощница в родах». Благочестивые повитухи, отказавшиеся выполнять злую волю фараона, упоминаются в Писании: «Благо же творяше Бог бабам, и множахуся людие и укрепляхуся зело. И понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища» (Исход 1:20-21).

Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Основными процедурами повитухи были: принятие родов, обрезание пуповины, действия с последом, купание ребенка и мытье роженицы. Все действия повитухи с новорожденным у русских объединялись одним термином — «бабиться» («бабить», «бабничать», «обабливать», «бабкать», «бабчить»). Повивальная бабка — лицо, которое не избиралось, не назначалось и, как правило, нигде не фиксировалось. Женщина, становившаяся таковой, добровольно принимала на себя определенные, нигде не записанные, но прекрасно осознаваемые и ею, и тем коллективом, где она практиковала, обязательства. Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице. Невозможность отказа от исполнения своих обязанностей определялась не только последующим осуждением окружающих, но и представлениями о том, что отказ повитухи рассматривался как непростительный грех. Как вспоминает бывшая повитуха из Псковской обл., «как бы ни не хотелось идти к некоторым женщинам — ни подарка, ни уважения все равно не получишь,— отказаться невозможно: зажмуришься и идешь». Обычно в каждой деревне имелась своя бабка или же несколько одновременно (по-видимому, это зависело от количества дворов), из которых можно выбирать любую. Может быть так, что в каждой улице есть своя повитуха и иметь ей пациенток в других улицах строго возбранялось.

Лишь в XIX веке появились в деревнях акушерки. Но вызывать их могли только семьи состоятельные, т.к. ей платить надо было, и посылать за ней телегу. Обычные женщины еще стеснялись акушерок и побаивались, т.к. если акушерка – девушка, то была опасность сглаза. Для женщин повитухи считались предпочтительней акушерок, т.к. повитухи обладали приемами облегчения родов. Она водила женщину по комнате, мяла живот, если ребенок находился в неправильном положении, то повитуха пыталась руками исправить его положение; повитуха читала молитвы, либо заговоры (в зависимости от степени религиозной просвещенности). Повитухи обращались за помощью к Пресвятой Богородице, свв.Зосиме и Савватию, Анне пророчице, свв.Кузьме и Демьяну. Но своей главной покровительницей и помощницей повитухи считали бабушку Соломониду (Соломию, Соломонию). Соломонида изображается на иконах Рождества Христова. Соломонида (Саломея) известна тем, что засвидетельствовала после родов девство Богородицы. Рассказ о присутствии при рождении Христа повивальной бабки Соломониды (Саломеи), а также еще одной повитухи, находится, например, в апокрифическом источнике «Протоевангелии Иакова» (IIв.). Сперва Иосиф привел к пещере, где происходили роды Девы Марии, другую повитуху. Но она не помогала Марии при родах: Богомладенец вышел из утробы Сам, а бывший при этом яркий свет не позволил никому подойти к Богородице. Эти события описываются так: Иосиф пошел искать повивальную бабку в окрестностях Вифлеема. «И увидел я [Иосиф] женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку. В ответ она спросила меня: Ты из Израиля? И я сказал ей: Да. Она же сказала: А кто такая, кто рожает в пещере? Я отвечал: Она обручена со мной. И она сказала: Она не жена тебе? Тогда ответил я: Это Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил ее в жены, но она не жена мне, а зачала от Духа Святого. И сказала ему бабка: Правда ли это? И ответил Иосиф: пойди и посмотри. И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь Матери Своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое. И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила. И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне [руку ее парализовало]. И пала на колени перед Господом» и стала каяться. «И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною» (Протоевангелие Иакова, XVIII-XX). На иконах Рождества Христова изображается омовение младенца Иисуса повитухами. Эту сцену иконописцы и художники домыслили, исходя из факта присутствия повитух.

По народным представлениям, Соломонида совершала все те же действия с младенцем Христом, которые должна была исполнять деревенская повитуха. Бабушки-повитухи приговаривали: «Помяни, Господи, царя Давида и бабушку Соломониду», «самим Господом Богом указано, чтобы нам, бабушкам, роженицам помогать, потому что только скотина сама себя ослабляет, а хрещеному человеку этого делать никак не можно». Роженицы в своих простых молитвах просили: «Пресвятая Богородица, отпусти матушку Соломониду, не погнушайся еже грешной, помоги мне при родах»; а повитухи так молились: «Бабушка Соломонида, приложи рученьки рабе Божьей (имя)», или «бабушка Соломонида, Христа повивала — помоги». (Вместе с тем, повивальная сфера была питательной средой для формирования множества суеверий и заговоров).

Родами и оказанием первой помощи не ограничивалось пребывание повитухи в доме у роженицы. По наиболее распространенной традиции повитуха жила или проводила большую часть дня у роженицы в течение 3-х дней. На протяжении этого времени основная обязанность повитухи — купание роженицы и ребенка (во многих местах говорили, что «повитуха должна уйти только после трех бань»), а также «надзор» за тем, чтобы никто не «испортил» ребенка или роженицу, т.к. до крещения ребенок незащищен от всякой порчи. Поэтому повитуха и находилась первые дни вместе с роженицей и новорожденным в бане (месте весьма нечистом), не отходила от них при посещении посторонними лицами и т.д. Кроме того, повитуха оказывала и практическую помощь роженице. В дом к роженице она часто шла не с пустыми руками: «несла хлеб и пару яиц», «что-нибудь для ребенка — пеленку чистую, тесемку, приголовник, мыльце» и т.д. Этнограф К. Зеленин, писал: «Деревенская повитуха не только поможет бабе родить, но и поднимет ее с постели, если это потребуется, и поправит ее, и попарит ее и ребенка, приготовит даже за нее обед, подоит корову и т.д. В тех случаях, когда в крестьянской семье только одна взрослая баба, бабушка повитуха играет вместе с тем и роль хозяйки, то есть исполняет все необходимые по дому работы до тех пор, пока роженица не будет в состоянии работать сама». Как вспоминала одна из пожилых женщин: «Конечно, и свекровь была, и могла помочь, но у свекрови хозяйство». Если ребенок рождался слабенький, то повитухи его крестили, а после установления советской власти повитухи крестили еще чаще, т.к. церкви уничтожали.

Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка — всегда пожилая женщина, у нее «не должно быть уже месячных очищений», и она «не должна сама носить детей», также девушки, «хоть и очень старые, повитухами быть не должны» (по-видимому, из-за того, что могли по зависти сглазить мать или ребенка). Предъявлялись требования и к ее поведению: «Бабка должна быть безупречного поведения и отнюдь не замеченная в неверности мужу». В некоторых местах считали, что повивать не могли «мужние жены», а лишь вдовы, т.е. исключалась возможность половой жизни. Нарушение принятых норм поведения могло навсегда погубить репутацию повитухи и лишить ее доверия односельчан. В этой связи интересно сообщение корреспондента из Калужской губернии. Он пишет, что «в данной местности все старухи понедельничают, то есть не едят в понедельник скоромного, чтобы при родах рука была легче. Одна повитуха, забывшись, съела при людях скоромного в понедельник, а через то ее никто не стал приглашать, так что она совсем лишилась практики». Профессиональному искусству повитухи была свойственна определенная этика: такая женщина должна была все свое знание и умение направлять исключительно на сохранение жизни ребенку. Как вспоминают пожилые женщины, в 20-30-е годы были бабки, «которые умели делать аборты, но ни в коем случае не те, которые бабились», т.е. были повитухами. Одно подозрение на нарушение профессиональной этики могло лишить повитуху доверия окружающих. Иногда при выборе повитухи обращали внимание на то, «счастлива ли она в своем семействе». Существует также обычай приглашать на роды в семью одну и туже бабку.

Читать еще:  Молитва архангелу рафаилу дорин верче

Женщина после родов, как известна, нечиста, поэтому пребывание повитухи в доме у роженицы, а также характер ее деятельности требовали обязательного последующего очищения. При этом для очищения повитух совершались как народные обряды, так и церковный. Так в Потребнике (сейчас называют Требник) XVII века имелась молитва, которую читал священник для очищения повитухи «Молитва бабе младенца приемшей»: «Слава Тебе Царю, Боже всего создания…., изволивый младенцем быти, и очистив нас пришествием Своим вся любящая Тя, и прославивый Матерь Свою рожеством Твоим, и благословивый Соломию бабу Свою приимшую Тя во исходе Твоем, яко же благословил еси бабы египетския, приемлющая и соблюдающая младенцы израилевы Тебе ради. Тако благослови и сию рабу свою (имя). Приимшую младенца сего во имя Твое, и очисти ю от всякия скверны, плотския и душевныя, и сподоби ю причащения святых Твоих Таин, да улучит часть Царствия Твоего, со всеми святыми угодьшими Тебе от века. И Тебе славу возсылаем с безначальным Твои Отцем…». Также в этом Потребнике имеется молитва на благословение повитухи, т.е. которую священник читал, прежде чем повитухе отправиться бабиться: «Владыко Господи Боже наш, превечным Твоим и неизреченным смотрением, изволивый родитися в вертепе, от Пречистыя и безмужныя Матери, и в яслях полежав, и благословив пришедшую на уверение честнаго девства Соломию бабу. Ты и ныне благослови и рабу Твою сию бабу (имя) благословением Твоим, яко Тебе подбает всяка слава, честь…».

Повитухе за проделанную работу полагалось вознаграждение, специальные подарки, ее приглашали на крестильный обед, хорошей повивальной бабке помогали когда она становилась нетрудоспособной (женщины носили еду, мужики огород перекапывали). На второй день после Рождества Христова устраивался праздник специально для повивальных бабок,— т.н. «бабьи каши»: женщины брали своих детей и с подарками и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах, а те, в свою очередь, угощали гостей кашей. Сейчас день повитух не надо путать с Международным днем акушерок, который закреплен за 5 мая.

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием материалов этнографов Д.Баранова, Т.А. Листовой).

800 новых заговоров сибирской целительницы (35 стр.)

Если ребенок заходится в плаче

Наговорите на воду и сбрызните ею ребенка в тот момент, когда он заходится в плаче.

Святая колыбель, Богородица Христа качала,

Беспокойства от Дитя не знала.

Спал Он, почивал, не плакал, не страдал, Криком не кричал.

Так бы и мое дитя не плакало, не страдало,

Не закатывалось, не кричало:

Ни при ясном солнышке,

Ни при белой луне,

Ни на утренней заре,

Ни на вечернем закате.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Чтобы ребенок сопли не ел

Из письма “Сноха бьет внука по рукам, а толку нет. Тянет сопли из носа в рот – и мы ничего не можем поделать”.

Произнесите шепотком на воду три раза кряду и тут же умойте ребенка. И больше ни разу за ним подобного не заметите.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не бывать роту выше носа.

И так бы из носу в роте не бывать тоже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во веки веков. Аминь.

Любящая мать с думами о детях всегда может обратиться к Пресвятой Богородице, Заступнице нашей, и к ангелу-хранителю своих чад.

Молитва к Божьей Матери

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенными.

Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю

Святый ангеле-хранителю моих чад (имена), покрой их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани их сердца в ангельской чистоте. Аминь.

Покаянная молитва для тех, кто делал аборт

Господи Вседержителю, умеющий отпускать грехи и беззакония кающимся от всей души грешникам! Прими мое слезное покаяние за все мои бывшие беззакония и убийства в абортах моих детей. Грешная я раба (имя) своею злою волей была виною смерти их, нерожденных, не увидевших свет мира сего через меня, мать, грешную рабу (имя). Страшен суд Твой, Господи и Владыка жизни моей, но безмерно есть и милосердие Твое к истинно кающимся преступникам Святого Закона Твоего. Недостойная и грешная убийца чад своих, молю и надеюсь на милость Твою, дерзаю просить и молить Тебя, чаю спасенья благодатью Твоей. Чад же моих, умерших прежде рожденья, Сам, по милосердию Твоему, окрести в море щедрот Твоих, Спаси их Божественной Твоей благодатью. Слава тебе Долготерпеливому Отцу и Премилосердному Твоему Сыну И Святому Утешителю Духу.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дела домашние и торговые

Как продать дом

Из письма: “У меня престарелая мать. Она не может находиться одна, ей нужен постоянный уход. Я хотела ее забрать жить к себе, но мы не можем продать ее дом. Бросить тоже жалко. “

Есть заговоры на продажу дома. Попробуйте, например, вот этот. Читают его на воду, а потом брызгают этой водой в доме. Оставшуюся воду выливают на крыльцо.

Божья хоромина, четыре угла, в углу икона.

Как в храм к иконам люди идут,

Так и в мой дом-хоромину,

Четыре угла, в углу икона,

Пусть люди идут, деньги несут,

Хоромину покупают, все четыре угла.

Слово мое лепко, дело мое цепко.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Для того же

Обойдите вокруг дома (против солнцеворота) три раза. Затем каждому углу дома поклонитесь и попросите домового продать дом:

Хозяин мой, домовой,

Продай домик мой.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Чтобы деньги водились

В новолуние купите серого маку, помня при этом, что мак нельзя покупать у мужчин и что сдачу с покупки брать нельзя. Постелите дома на столе новый черный платок, начертите на нем крут обмылком, которым пользовался только один человек.

В начерченный крут положите мак. Безымянным пальцем правой руки чертите на маке крест и читайте заговорные слова:

На море, на океане есть один остров.

На острове том есть земля.

Есть там Господь Бог, Матерь Божия и я.

Подойду я к ним поближе,

Поклонюсь я им пониже.

Матерь Божия, Ты на земле жила,

Хлеб в Свои руки брала,

За хлеб деньгами платила,

В кошельке деньги носила.

Без денег еды не дадут,

Одежду не соткут,

Свечи в церкви не продадут.

Сколько маку на этом платке,

Столько денег в моем кошельке.

Слова мои запираю, дело свое закрываю.

Ключ, замок, язык. Аминь.

На скорую и выгодную продажу

До восхода солнца, держа в левой руке просфору, купленную в святой праздник, крестятся правой рукой, говоря двенадцать раз “Господи, помоги”. Затем кланяются на передний угол в комнате и читают:

У царя Ирода было 12 дочерей.

И как правда и верно, что их было 12, а не 13,

Так правда и верно, что я продам свой товар.

Просфору съедают и идут торговать. Торговля должна быть очень успешной.

Снятие заклятия с товара

Из письма: “. поссорилась с покупательницей из-за того, что не уступила ей в цене, хотя товар у меня и так недорогой по сравнению с другими продавцами. Но она стала хамить, говорить гадости. У меня тоже нервы не выдержали. Слово за слово, крепко разругались.

– Чтоб у тебя ни одна тряпка не продалась во веки веков. Пусть твой товар колом встанет, – кричала она.

Только дома я успокоилась.

На следующий день она опять пришла. Стоит в сторонке и зло на меня смотрит. Может быть, колдовала, а может, просто на нервах играла, не знаю. Но с этого злополучного дня дело мое развалилось. Трикотаж у меня недорогой, всегда находились покупатели, а теперь никто ничего не берет.

Умоляю, Наталья Ивановна, подскажите мне, что делать. Ведь детей кормить надо, а как?

Пользуясь случаем, хочу от души поблагодарить всех, кто организовал выпуск ваших книг, потому что такие книги нужны. С уважением Кизлярук Нина”.

Если у вас не продается товар, поступите так. В первую среду любого месяца прочитайте у себя на торговом месте заговор. Пока не прочитаете его семь раз кряду, ни с кем не разговаривайте.

Христоправушка Христа мыла,

Чистой водичкой обливала,

Соломонида бабушка, Христоправушка,

Сними, смой, сполощи притки, порчи, подделы,

Наделы, кривизну, пустоту, нищету

С моего дела, с моего товара,

С денег серебряных,

С денег медных, с денег бумажных,

С денег золотых, шуршащих, звенящих.

Чтоб они у меня никогда не убывали,

А росли и прибывали.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на товар

Выньте сучок из доски березы. У вас получится деревянное колечко. Всякий раз в полнолуние, в двенадцать часов ночи, надевайте это колечко на мизинец левой руки и говорите:

Читать еще:  Милосердие двери отверзи молитва

Кого бы притка взяла, но не меня.

Кого бы беда любила, а меня обходила.

Береги меня, берегиня, береза-мать,

Лесная Богиня: от порчи,

От вреда, от беды и стыда.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Утром, как придете на рабочее место, наденьте заговоренное колечко на тот же палец, что и ночью, и поводите крест-накрест по товару, который хотите продать.

Если товар залежался

Возьмите в лесу горстку из муравьиной кучи, посыпьте ею товар и скажите:

Как мурашей в том дому много,

Столько и покупателей для моего товара

Бабушка Соломония в славянских заговорах

Бабушка или матушка Соломония (Соломонида, Соломида, Соломатьюшка, Соловея, Совья…), якобы принимавшая роды у Богородицы и пеленавшая Христа — покровительница младенцев и целительница, она призвана защитить младенцев от колдунов и вообще защитить и исцелить от сглаза (уроков), порчи, испуга (переполохов), болезней и пр. (эта функция преобладает), в частности, от бессонницы и грыжи. Другие функции: помочь женщинам при родах; исцелить людей от кровотечения из резаных, рубленых и проч. ран; сделать так, чтобы корова отдавала молоко; исцелить лошадей от всех болезней; снять порчу с охотничьего ружья. Бабушка Солмания упоминается также в заговоре от зубной боли.

Имя Соломонида может также принадлежать змеиной царице в заговорах от змеиных укусов.

Заговор Бабушки Соломонии над новорожденным

После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая:
Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила. Господи благослови! (. ) Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. Не будь седун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: пар да баня да вольное дело! (. ) Не слушай ни уроков, ни причищев, ни урочищев, не от худых, не от добрых, не от девок пустоволосок. Живи да толстей да ядряней. (Вятская губ., Майков 1994: 31, №51).

Молитва, читаемая бабушками при первом мытье в бане новорожденного младенца

(…) Парится, умывается раб Божий Федор на корысть, на радость, на Божью милость, на благодать Христову. Баушка Соломонида истинна Христа во второй бане паруше. Истинной Христос не страхал, не пугался и не полохался, так и ты, раб Божий младенец Федор, не пугайся, не страхай и не полохайся, злому, лихому тени в глаза, а завидящему — гвоздь в сердце. (Вологодская губ., Попов 1903: 224)

Заговоры на грыжу младенца

Повивальная бабка приговаривает: Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы грыжу заговаривала (или: заедала) медными щеками, железными зубами, так и я заговариваю у раба Божия (имя рек) (Архангельская губ., Ефименко 1878: 197–198).
Бабушка Соломония мыла, парила раба Божьего (имя рек) в парной байне, заедала, загрызала и заговаривала грыжные грыжи у раба Божьего (имя рек), в становой кости, в пуповой жилы, в руках и ногах… (Онега, Ефименко 1878: 200).

От зубной боли

Млад месяц, золоты рога, серебряны бока, куда идешь? — К бабушке Солмании. — Помяни меня, раба (или рабу — и.р.), от головной ломоты, от зубной щемоты. Заговор этот больной произносит, обращаясь к молодому месяцу (Нижегородщина, Коровашко 1997: 15).

Многообразие имен бабушки объясняется фольклорной вариативностью, а также, видимо, смешением имени собственно апокрифической повитухи, Саломеи/Саломии, с именами с одной стороны, третьей жены-мироносицы Саломии, матери апостолов Иоанна и Иакова, считающейся, как и Мария Клеопова, сестрой Богоматери (память 3 авг. и в неделю жен-мироносиц), а с другой — св. Соломонии, по церковному преданию, матери семи братьев Маккавеев (память 1 авг.), чье имя не упоминается в Писании (см.: Солярский 1884: 56–57). Епифаний Кипрский одну из двух сестер Иисуса Христа называет Саломеей, хотя другие источники дают иные имена. Известны также Саломия, сестра Ирода великого, его дочь с тем же именем, а также самая известная — Саломия, дочь его сына Ирода Филиппа I и Иродиады. Все они, конечно, святыми не были. О возможной связи образов Соломонии-Салманиды и царя Соломона осторожно упоминает В.Н.Топоров, не приводя, впрочем, аргументов (Топоров 1993: 102). Одним из оснований для ассоциации могли бы быть известные магические функции Соломона. Ср. также одноименные фольклорные персонажи, в частности, Соломониду Волотовну, предсказанную дочь Волота Волотовича в «Повести…» о нем (Буслаев 1881: 347).

Из текстов ясна связь персонажа с идеями рождения и мытья/очищения, в том числе, видимо, ритуального послеродового очищения родильницы. Т.А.Агапкина и А.Л.Топорков, описав известный обряд умывания рук повитухи, упоминают, что в Курской губернии считали, что “сама Божья Матерь по рождении Спасителя размывала так же руки с бабушкой Соломонией” (Агапкина, Топорков 20013).
В фольклористике существует «демонологическая» интерпретация Соломонии как «банного духа». Н.А.Криничная считает, что в образе бабушки Соломонии, которая парит в бане объект заговора, исцеляя его от болезней, «угадывается» образ духа-«хозяина» бани (Криничная 2004: 72). Эта концепция Соломонии как «баенника» не кажется нам убедительной. Истоки образа Соломонии лежат в области христианской книжности, и для объяснения ее заговорных функций необязательно допускать контаминацию с демонологией.

Исследователи уже указывалина апокрифические источники этого образа. Как пишут С.Б.Адоньева и О.А.Овчинникова,
«бабушка Соломида — часто упоминаемый в заговорах на детей персонаж; очевидное смешение двух лиц. По апокрифическому первоевангелию от Иакова, повивальная бабка, приглашенная Иосифом к Марии во время родов, проходящей женщине Саломее рассказала о том, что ―родила дева и сохранила девство свое‖ . Отдельные части этого текста (II–III вв. от Р. Х.) переводятся с греческого не позднее XV в. и читаются в различных памятниках древнерусской книжности (например, в Макарьевских Минеях Четьях на 8 сентября). Другим источником появления Соломониды или Соломиды в устной традиции может быть иконопись. На иконе Рождества Христова рождение изображается при участии апокрифической повивальной бабки» (Адоньева, Овчинникова 1993: 167–168).

В протоевангелии Иакова (II век) действительно говорится, что, найдя пещеру для родов, Иосиф идет искать повитуху — и находит, хотя встреченная им женщина таковой прямо не называется. Имя ее также не названо, а вот вторую проходящую женщину, встреченную в свою очередь уже самой повитухой, действительно зовут Саломеей. В изложении чувствуется какая-то недосказанность. Бельгийский издатель и комментатор текста Де Стрейкер справедливо заметил в связи с этим, что автор не объясняет, чтó обе эти женщины делают в пустынной местности и каковы их отношения между собой. Странно также, что у первой есть профессия, но нет имени, а у второй есть имя, но нет профессии. Кажется, автор считал, что читатели и без того знают, о ком идет речь. Означает ли это существование какого-то более раннего рассказа – неизвестно (De Strycker 1961: 411).

В куда более позднем, 6–7 века, (и связанном с протоевангелием Иакова) апокрифическом евангелии Псевдо-Матфея (гл. XIII, см.: Свенцицкая, Скогорев 1999), где излагается тот же рассказ, встреченная Иосифом женщина названа повивальной бабкой по имени Зелома (Гелома), а вторая женщина — также Саломеей6, причем похоже, что она тоже была повитухой (Иосиф привел их обеих вместо одной). Зелома проверяет и подтверждает девственность Марии, с ней ничего не случается. Саломея не верит ее словам и хочет удостовериться сама, Мария позволяет. Саломея убеждается, но у нее иссыхает рука, которая затем исцеляется по совету ангела от прикосновения к краю пелен Младенца. Отсюда, очевидно, берет начало иконописная традиция изображения омовения Младенца двумя женщинами. Обе эти женщины действительно изображаются на иконах Рождества Христова. Саломея, видимо, женщина в белой (синей, красной) одежде, которая наливает воду в купель, в то время как первая повитуха держит младенца.

Мотив иссохшей руки Саломии еще с раннего Средневековья известен в западной иконографии. Покровский упоминает итальянскую таблетку, на которой среди прочего изображена Саломия, показывающая Богоматери свою иссохшую руку (Покровский 2001: 142); Саломия обращается здесь с мольбой не к Младенцу, а к Богоматери.

В позднейшей христианской традиции две женщины сливаются в один персонаж, Саломию. О ее ранних упоминаниях в древнерусских и старославянских памятниках см. (Покровский 2001: 171). Н.В.Покровский, кстати, посвятил особое внимание ее образу в христианской иконографии.

Так, единственная «старица Салóмїя», позванная Иосифом «на послужéнїе», упомянута в «Сказании о еже по плоти Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», помещенном в Великих «Минеях четьях» Макария под 25 дек. [Минеи 1869: л. 166 об.]; см. также: [Свєнціцкий 1933: 2–3]. В Минеях Димитрия Ростовского также приводится это «Сказание». В нем находим цитату из св. Киприана о том, что Богородица родила безболезненно и сама приняла у себя роды, не нуждаясь в услугах бабки, пока Иосиф ходил звать «старицу Саломию», которая названа родственницей Марии. Но та пришла уже после рождения. Далее в «Сказании» со ссылкой на св. Зенона Веронского пересказывается апокрифический сюжет о болезни руки Саломии.

Вероятно, составитель «Сказания» (или кто-то из его предшественников — ср. его ссылки на Свв. Отцов) смешал достаточно сходно звучащие имена Зеломе/Зелома и Саломея/Саломия и объединил двух женщин апокрифической традиции в один персонаж.
В древнерусском руководстве для иконописцев («Иконописном подлиннике») сохраняется представление о двух женщинах (которые и изображались на иконах), но имя переносится на первую: «одна из повитух прямо названа бабой Саломией, другая просто девицей» (Покровский 2001: 155); эта баба упоминается и в поздних, т.н. критических подлинниках.

Читать еще:  Молитва корана ясина

Еще одним источником проникновения в восточнославянские представления имени Соломии и сюжета о болезни рук повитухи мог быть, как пишет О. Боряк, западный миракль XIV в., бытовавший также и на украинских землях (Боряк 2009: 176). В нем у бабы Соломии, коснувшейся младенца, отпали обе руки, позднее приросшие обратно. Боряк сближает мотив рук в этом сюжете с упомянутым выше обрядом умывания рук (укр. зливання на руки). Однако в русской и украинской заговорной магии этот мотив не нашел отражения.

Наконец, «баба», принимавшая Христа, упоминается в старопечатных требниках, а в одном из них, 1625 г., «она прямо названа Саломией» (Покровский 2001: 172). Как продолжает автор (со ссылкой на Мельникова-Печерского), «в обычаях старообрядцев древняя Саломия живет и поныне под именем бабушки Соломониды: имя ее упоминается в наговоре при вспрыскивании водой против дурного глаза; ее чествуют некоторые старообрядцы 26 декабря, когда бывает угощение повитух».

Мы видим на примере бабушки Соломонии, что образ, претерпевший существенные изменения и искажения уже в апокрифической книжной традиции, изменяется еще раз почти до неузнаваемости в фольклоре. Есть только два основания, позволяющие установить его тождество с первоисточником: имя (также, впрочем, искажавшееся) и прагматическая функция в народной магии (соотносящаяся с изначальной функцией в сакральном тексте), то есть то, с какой сферой жизни персонаж был связан и чем мог быть полезен человеку.

По материалам Алексея Юдина, Гентский университет (Бельгия)

800 новых заговоров сибирской целительницы (35 стр.)

Если ребенок заходится в плаче

Наговорите на воду и сбрызните ею ребенка в тот момент, когда он заходится в плаче.

Святая колыбель, Богородица Христа качала,

Беспокойства от Дитя не знала.

Спал Он, почивал, не плакал, не страдал, Криком не кричал.

Так бы и мое дитя не плакало, не страдало,

Не закатывалось, не кричало:

Ни при ясном солнышке,

Ни при белой луне,

Ни на утренней заре,

Ни на вечернем закате.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Чтобы ребенок сопли не ел

Из письма “Сноха бьет внука по рукам, а толку нет. Тянет сопли из носа в рот – и мы ничего не можем поделать”.

Произнесите шепотком на воду три раза кряду и тут же умойте ребенка. И больше ни разу за ним подобного не заметите.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не бывать роту выше носа.

И так бы из носу в роте не бывать тоже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во веки веков. Аминь.

Любящая мать с думами о детях всегда может обратиться к Пресвятой Богородице, Заступнице нашей, и к ангелу-хранителю своих чад.

Молитва к Божьей Матери

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенными.

Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва ангелу-хранителю

Святый ангеле-хранителю моих чад (имена), покрой их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани их сердца в ангельской чистоте. Аминь.

Покаянная молитва для тех, кто делал аборт

Господи Вседержителю, умеющий отпускать грехи и беззакония кающимся от всей души грешникам! Прими мое слезное покаяние за все мои бывшие беззакония и убийства в абортах моих детей. Грешная я раба (имя) своею злою волей была виною смерти их, нерожденных, не увидевших свет мира сего через меня, мать, грешную рабу (имя). Страшен суд Твой, Господи и Владыка жизни моей, но безмерно есть и милосердие Твое к истинно кающимся преступникам Святого Закона Твоего. Недостойная и грешная убийца чад своих, молю и надеюсь на милость Твою, дерзаю просить и молить Тебя, чаю спасенья благодатью Твоей. Чад же моих, умерших прежде рожденья, Сам, по милосердию Твоему, окрести в море щедрот Твоих, Спаси их Божественной Твоей благодатью. Слава тебе Долготерпеливому Отцу и Премилосердному Твоему Сыну И Святому Утешителю Духу.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дела домашние и торговые

Как продать дом

Из письма: “У меня престарелая мать. Она не может находиться одна, ей нужен постоянный уход. Я хотела ее забрать жить к себе, но мы не можем продать ее дом. Бросить тоже жалко. “

Есть заговоры на продажу дома. Попробуйте, например, вот этот. Читают его на воду, а потом брызгают этой водой в доме. Оставшуюся воду выливают на крыльцо.

Божья хоромина, четыре угла, в углу икона.

Как в храм к иконам люди идут,

Так и в мой дом-хоромину,

Четыре угла, в углу икона,

Пусть люди идут, деньги несут,

Хоромину покупают, все четыре угла.

Слово мое лепко, дело мое цепко.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Для того же

Обойдите вокруг дома (против солнцеворота) три раза. Затем каждому углу дома поклонитесь и попросите домового продать дом:

Хозяин мой, домовой,

Продай домик мой.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Чтобы деньги водились

В новолуние купите серого маку, помня при этом, что мак нельзя покупать у мужчин и что сдачу с покупки брать нельзя. Постелите дома на столе новый черный платок, начертите на нем крут обмылком, которым пользовался только один человек.

В начерченный крут положите мак. Безымянным пальцем правой руки чертите на маке крест и читайте заговорные слова:

На море, на океане есть один остров.

На острове том есть земля.

Есть там Господь Бог, Матерь Божия и я.

Подойду я к ним поближе,

Поклонюсь я им пониже.

Матерь Божия, Ты на земле жила,

Хлеб в Свои руки брала,

За хлеб деньгами платила,

В кошельке деньги носила.

Без денег еды не дадут,

Одежду не соткут,

Свечи в церкви не продадут.

Сколько маку на этом платке,

Столько денег в моем кошельке.

Слова мои запираю, дело свое закрываю.

Ключ, замок, язык. Аминь.

На скорую и выгодную продажу

До восхода солнца, держа в левой руке просфору, купленную в святой праздник, крестятся правой рукой, говоря двенадцать раз “Господи, помоги”. Затем кланяются на передний угол в комнате и читают:

У царя Ирода было 12 дочерей.

И как правда и верно, что их было 12, а не 13,

Так правда и верно, что я продам свой товар.

Просфору съедают и идут торговать. Торговля должна быть очень успешной.

Снятие заклятия с товара

Из письма: “. поссорилась с покупательницей из-за того, что не уступила ей в цене, хотя товар у меня и так недорогой по сравнению с другими продавцами. Но она стала хамить, говорить гадости. У меня тоже нервы не выдержали. Слово за слово, крепко разругались.

– Чтоб у тебя ни одна тряпка не продалась во веки веков. Пусть твой товар колом встанет, – кричала она.

Только дома я успокоилась.

На следующий день она опять пришла. Стоит в сторонке и зло на меня смотрит. Может быть, колдовала, а может, просто на нервах играла, не знаю. Но с этого злополучного дня дело мое развалилось. Трикотаж у меня недорогой, всегда находились покупатели, а теперь никто ничего не берет.

Умоляю, Наталья Ивановна, подскажите мне, что делать. Ведь детей кормить надо, а как?

Пользуясь случаем, хочу от души поблагодарить всех, кто организовал выпуск ваших книг, потому что такие книги нужны. С уважением Кизлярук Нина”.

Если у вас не продается товар, поступите так. В первую среду любого месяца прочитайте у себя на торговом месте заговор. Пока не прочитаете его семь раз кряду, ни с кем не разговаривайте.

Христоправушка Христа мыла,

Чистой водичкой обливала,

Соломонида бабушка, Христоправушка,

Сними, смой, сполощи притки, порчи, подделы,

Наделы, кривизну, пустоту, нищету

С моего дела, с моего товара,

С денег серебряных,

С денег медных, с денег бумажных,

С денег золотых, шуршащих, звенящих.

Чтоб они у меня никогда не убывали,

А росли и прибывали.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на товар

Выньте сучок из доски березы. У вас получится деревянное колечко. Всякий раз в полнолуние, в двенадцать часов ночи, надевайте это колечко на мизинец левой руки и говорите:

Кого бы притка взяла, но не меня.

Кого бы беда любила, а меня обходила.

Береги меня, берегиня, береза-мать,

Лесная Богиня: от порчи,

От вреда, от беды и стыда.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Утром, как придете на рабочее место, наденьте заговоренное колечко на тот же палец, что и ночью, и поводите крест-накрест по товару, который хотите продать.

Если товар залежался

Возьмите в лесу горстку из муравьиной кучи, посыпьте ею товар и скажите:

Как мурашей в том дому много,

Столько и покупателей для моего товара

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector