Молитва 1829 лермонтова анализ

Молитва 1829 лермонтова анализ

Молитвы М. Ю. Лермонтова

За свою недолгую жизнь Михаилом Юрьевичем Лермонтовым были созданы сотни стихотворений, десятки поэм, а также несколько прозаических произведений, самым известным из которых, наверняка, является его роман «Герой нашего времени», главный герой которого, Григорий Александрович Печорин, был назван В.Г. Белинским «Онегиным нашего времени».
Наследие автора до сих пор находится под пристальным вниманием многих любителей поэзии, как, наверное, образец лирики с печатью светлой и легкой, практически воздушной печали, наполненной переживаниями юного поэта о различных проблемах человеческой души. Чаще всего, конечно, об одиночестве и изгнанничестве, о неразделенной любви, о Родине и проч.
Не стоит, однако, забывать и о стихотворениях М.Ю. Лермонтова, принадлежащих к разделу духовной лирики. Такими текстами являются, например, три произведения с одинаковым названием – «Молитва» (1829, 1837, 1839).
Казалось бы, что эти стихотворения должны иметь в себе что-то общее, объединяющее их (кроме, естественно, заглавия), но я считаю, что эти тексты – это показатель динамического роста поэтической души, её непрерывного развития, продолжавшегося на протяжении десяти лет, с 1829 по 1839 годы.
Мировоззренческие взгляды Михаила Юрьевича Лермонтова меняются, потому и меняются и темы его размышлений, темы его стихотворений. Душа поэта стремится к новым высотам, для неё открываются новые, ранее не изведанные и не принятые им горизонты, а мир вокруг наполняется ощущением сладкой надежды, которая, по Лермонтову, отчего-то быстро рушится и исчезает, оставляя лирического героя его стихотворений у разбитого корыта жизни, где никто не способен ему помочь.
В таких ситуациях особенно остро чувствуется подступающее к горлу вековое одиночество, неумолимо сжимающее человека в своих железных тисках, и стихотворения поэта отражают это угнетенное состояние одинокого странника, отягченного бременем вечного скитания и непонимания среди себе подобных.

Его первая «Молитва» (1829) – это искренняя, прямая, честная и обличающая себя самого исповедь, это желание поговорить с Богом без каких-либо посредников, желание высказать о себе всю подноготную, ничего не приврав и не приукрасив, это довольно-таки честное признание за собой многих грехов, от которых лирический герой и не собирается отказываться.
Молодой пятнадцатилетний поэт, ощущающий свою вину в неповиновении Божьим заветам, в нарушении Его заповедей, в порыве страстного желания выговориться и облегчить свою мятежную непризнанную душу сразу раскрывает все свои карты, стараясь ничего не скрывать:

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;

Он рассказывает обо всех своих прегрешениях, о каждом своем мимолетном неправильном помысле, и в то же время яро пытается оправдаться перед Богом, находя своим проступкам тысячи иных причин, которые, как ему кажется, вполне способны оправдать его целиком и полностью.
В этой его молитве нет того смирения перед Богом, что свойственно многим молитвам (прежде всего, как жанру религиозной литературы).
Лермонтовская «Молитва» – это горячий и импульсивный вызов Богу, воззвание молодого поэта к Высшему Судие, это признание оголтелого мятежника и смелого песнопевца, предпочитающего земные страсти небесным благам, дарованным человеку.
Поэт еще не готов отказаться от того мира, в котором он находится сейчас, от той яркости и блеска витрин и балов, однако он уже прекрасно понимает тесноту того островка, на котором бродят его заблудший ум и помертвевшее сердце.
Но Лермонтов не готов поменять его на спокойную богобоязненную жизнь, исполненную смирением и кротостью. Нет, для него жизнь – это поток страстей, это борьба и мятеж, это бесконечные «дикие волненья», наполняющие его душу.
В какой-то степени, мир Лермонтова, как и мир Джорджа Байрона, – это сочетание демонического и божественного начал, это их вечная борьба и одновременное нахождение рядом (в 1829 году Лермонтов начинает работать над своим «Демоном», работа продолжается вплоть до 1839 года). И, по словам самого Лермонтова, «…этот демон живет во мне, пока живу и я…», пока поэт не расправится с ним вполне чудным и понятным способом – своими стихами.

«Молитва» 1837 года – это уже иной уровень организации поэтической души Лермонтова. Поэт отходит от нелепого самооправдания, от обличительных речей и от ненужных воззваний, прося в своей молитве не за себя, непримиримого мятежника и усталого путника, а за свою любимую:
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
За ту, которая вряд ли когда-нибудь будет с ним рядом, однако образ её благороден и еще способен возродить в поэте угасшие любовные чувства, способен всколыхнуть увядающее и окаменевшее сердце, уставшее от жизни, изгнания, одиночества и непонимания.
Стихотворение это, по-видимому, было обращено к Варваре Александровне Лопухиной, которую до конца жизни любил поэт, однако семья девушки была против её брака с Лермонтовым. Любовь, которая так неожиданно появилась, сохранилась в сердце Лермонтова до самых последних годов его жизни.
В своей «Молитве» Лермонтов обращается уже не к Христу, как это обычно было принято, а к Богородице, к Божьей Матери, которая является заступником всего человечества перед лицом Её Сына.
Лермонтов, терзаемый демоническими мыслями, еще страшится просить за себя, но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единственной Прекрасной Дамы, за которую и молит Божию Матерь. Свою персону он даже не осмеливается поставить в один ряд с «девой невинной», ведь он только «безродный странник с пустынною душой».
Его молитва – это молитва истинно любящего человека, который желает только счастья объекту своей любви, который, ради её свободы, не собирается сковывать её в своих объятиях. Несмотря на взаимную любовь, сердцам двух возлюбленных так и не суждено быть вместе, и Лермонтов, исполненный самым высоким чувством, вручает девушку в руки Божьей Матери с надеждой на её заступничество и защиту.
В этой молитве поэтом движет не желание самооправдаться, не стремление выложить про себя все непотребное, за что потом можно было бы себя казнить, а неизбывное, сильное и вечное чувство любви.

«Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щербатовой, с которой связана первая дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшая за собой ссылку поэта на Кавказ.
По свидетельствам современников, М.А. Щербатова велела молиться поэту, когда у него на душе тоска. Лермонтов пообещал обязательно выполнить завет своей возлюбленной и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
В отличие от двух предыдущих текстов, как мне кажется, эта «Молитва» проникнута именно той светлой грустью и печалью, однако в ней проблескивает яркий свет надежды, которая не угасает как обычно, а продолжает освещать темные демонические дебри души Лермонтова. Для поэта уже исчезают все сомнения, он словно очищается от всего бремени, которое тяготило его всю жизнь, он освобождается от внутренних оков, обретая душевную свободы, дороже которой нет ничего:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется
И так легко, легко…

В том же году и заканчивается работа над «Демоном». Лермонтов, как и обещал, наконец-то расправился с надоедливым и изматывающим бесом в своей душе посредством поэтического слога.
Отягченная раздумьями, привязанная к земным страстям душа поэта наконец-то вырывается из этого порочного круга, возвращаясь хоть и на минуту, но к Творцу.
В этой «Молитве» выражена та самая легкость, присущая некоторым стихотворениям Лермонтова: в ней нет пространных и тяжелых размышлений молодого человека об одиночестве и изгнании.
Нет, она наполнена потрясающей духовной энергетикой, способной растопить душу любого, способной оживить любого живого мертвеца, чье сердце и ум уже давно отказались чувствовать.

Таким образом, на протяжении всего создания стихотворных текстов «Молитв» душа поэта претерпела заметные изменения, отчего и изменились и направления его мыслей и размышлений.
Если в первой «Молитве» (1829) поэт выступает самооправдывающимся мятежником, неспособным к смирению и кротости, готовым жить ради своей собственной правды, которая кардинально отличается от Божьих заветов, то его последняя «Молитва» (1839) – это тончайший образец духовной лирики, в котором каждое слово дышит «непонятной святой прелестью», полной легкости и смирения.
А «Молитва» 1837 года выступает неким переходным этапом между этими двумя полярными полюсами поэтической души, в которой постепенно начинают возрождаться высокие чувства, такие как любовь.

Читать еще:  Молитва о рождению сына

Все это говорит о том, что сквозь эти три «Молитвы» можно проследить чарующее изменение души поэта, они представляют собой цепь текстов, скрепленных только именем автора, но никак не чувствами, которые испытывает лирический герой.
«Молитвы» Лермонтова – это образец разительного и стремительного становления поэтической души от истока до вершины, от самооправдания и мятежа до безграничной любви и легкости.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Анализ стихотворения Лермонтова Не обвиняй меня

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)

17 декабря 2009

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства,

побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его. Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека. Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе. Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь, – завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному. Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Читать еще:  Молитва матрене босоножка

Сохранить в соц. сетях:

Название реферата: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Вам также могут понравиться эти работы:

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Учебное пособие: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом

и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу изменяющая судьбу перевод

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Послушайте стихотворение Лермонтова Не обвиняй меня

“Молитва” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Композиция и жанр стихотворения Лермонтова

Молитвой считается искреннее обращение верующего к Богу. Это веками закреплённая традиция православной церкви. Священные просьбы и покаяния сочинялись в древние времена христианскими подвижниками, признанными впоследствии святыми и отцами церкви. Молитвы зачитываются как в храме, так и в домашних условиях. Любой верующий человек в силах обратится к богу, отыскав у себя в сердце или душе необходимые слова.

Обращение к жанру молитвы

Молитвы никогда не читаются в присутствии других людей и тем более не обнародуются в печати. Однако в литературных произведениях существуют примеры того, как обращение к Богу становится определением необычного жанра поэзии, сохраняющего характерные черты молитвы. Зачастую такие стихи вышли из-под пера сильно верующих поэтов. К ним можно отнести список литературных деятелей:

  • И. С. Никитина.
  • А. К. Толстого.
  • Константина Романова.

В том, что М. Ю. Лермонтов обратился к этому жанру, наблюдается некая странность, учитывая то, что с его именем прочно связан дьявольский порыв в поэме «Демон». Этому произведению поэт посвятил практически всю свою творческую жизнь. Начал сочинять в 1829 г. и только в 1839 г. завершил последнюю восьмую версию. У Лермонтова существует множество стихотворений, посвящённых демоническому существу, или они частично сопряжены с этим образом.

Можно подумать, что великий поэт всю недолгую жизнь находился под дьявольским присмотром тёмного духа. В этом отношении русский лирик продолжает привычные традиции романтизма Западной Европы, в первую очередь Байрона, которому не были чужды демонические интонации.

Отречение от тёмных мыслей

Однако русская духовная тема тоже присутствует в поэзии Лермонтова. Его дебютное сочинение в форме молитвы появилось в одном году (1829 г.) с произведением «Мой демон». В его строках «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» явно отражены мысли юного поэта. В 1839 г. он написал ещё одну молитву и с демоном «разделался — стихами». Похоже, что в своих последних сочинениях М. Ю. Лермонтов как будто пытается при помощи лирики найти примирение с окружающим миром. Об этом говорит тот факт, что поэт дважды использовал жанр молитвы незадолго до своей кончины.

Ход мысли в стихотворении «Молитва» 1839 г. складывает его структуру как путь от чувства печали и сомнения через понимание «силы благодатной» священных фраз до примирения и глубокого душевного просветления. Скорее всего, структура этого произведения отражает порыв собственной души Лермонтова от скептицизма к уверованию и спокойствию, что явно характеризует последний период в жизни поэта.

Главные темы и замыслы

За пару лет до появления текста «Молитвы» 1839 г. было написано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…», отражающее новизну идей в сочинениях поэта. В замысле покорности перед Господом выражен мотив примирения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

«Молитва» (1839 г.) также содержит задумку отречения от бывших сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к грустным мыслям. Если в стихах «Когда волнуется желтеющая нива…» это ощущение возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного озарения переплетена с вопросом слова. В этом и заключается основной подход поэта к творчеству, охарактеризованный в строках «из пламя и света рождённое слово».

Такая взаимосвязь зародилась неслучайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова появились две вдохновительницы: демоническая муза, приносящая сомнительность, скептицизм и приводящая к тоскливому состоянию, и духовная, хранящая в памяти «песни святые», о которых говорится в стихах «Ангел». В течение долгих лет шло противостояние добра и зла, но к моменту сотворения «Молитвы» развязка этой войны становится ясна.

Обращение к Богородице

Злой дух опасения отвергнут «С души как бремя катится, сомненье далеко…». Но на душе поэта не сразу стало светло. В начале стихотворения описывается особое расположение духа, проявленное во множестве других произведений. Это грусть, которая была больше похожа на отчаяние. Такое состояние являлось следствием отсутствия веры в возможность присутствия добра. В тот момент произносились иные слова. Например, в «Молитве» 1829 г.:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я,

Боже, на тебе молюсь.

По сути, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразиться и по-другому. Например, обратиться к «тёплой заступнице мира холодного» в «Молитве» 1837 г. Такие строки пока не про Лермонтова. Он ещё побаивается молиться за свою пустую душу, обращаясь за советом к Богу, но он выступает с просьбой к Богоматери быть защитницей «девы невинной». А это уже напоминает веру постоянно находящегося в мольбах и страданиях народа.

Поэт довольно метко подчеркнул вечно живущую в душе русских людей идею, что защиту в нелёгкий час нужно искать у Божьей Матери, относящейся с пониманием ко всем людским невзгодам.

В строках «Молитвы» 1839 г. слышна интонация, характеризующая позднюю поэзию М. Ю. Лермонтова. Пронзающие сердце и в то же время приносящие умиротворение строки так похожи на истинную молитву простого народа. Слог этого произведения удивительным образом походит на церковное обращение к Богу. Слова льются искренне, прямо от сердца автора и воспринимаются как песня. Основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 г. состоит в том, что при обращении к богу и очищается человеческая душа, трудные моменты в жизни переносятся намного легче.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.

Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице. Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».

В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений. Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.

Художественная специфика

Даже среди всех лермонтовских шедевров его третья по счёту «Молитва» удивляет поразительной гармонией и проникновенностью слога. Все творческие подходы использованы в стремлении отразить серьёзность человеческого чувства поклонения. При написании этих стихов Лермонтов прибегнул к:

  • словам для оценки эмоций (сомненье);
  • фразам («в минуту жизни трудную»);
  • философским эпитетам («сила благодатная»).

Также были использованы такие средства, как сравнение «С души как бремя скатится сомненье…» и метафора «И дышит непонятная, святая прелесть в них». При воплощении медлительного и напевного оттенка произведения автору помогли повторения («И так легко, легко. »), параллели («И верится, и плачется…») и рифмы на букву «у» («одну молитву чудную…»).

«Молитва» 1839 г. стала достойным произведением литературы, которое повествует о новом направлении в духовном состоянии Лермонтова. Она послужила ответом на все обвинения в демонизме и отсутствии веры. Наравне с другими подобными стихами «Молитва» показала обращение к народным истокам в поздней поэзии Лермонтова.

Отзывы

М. Ю. Лермонтов настоящий подражатель великого Байрона…

Михаил Юрьевич, несомненно, являлся человеком, который уже от рождения был близок к сверхчеловеку…

Нельзя подвергать сомнению то, что основной склад психики Лермонтова, причислял его к эгоцентричным натурам.

Ссылка на основную публикацию