Молитва анне кашинской о чем

Молитва анне кашинской о чем

Молитвы Анне Кашинской

Святая мученица Анна родилась в 14 веке. На долю этой женщины выпало немало трудных испытаний и бед. Родилась она в богатой княжеской семье. В юности была выдана замуж. Однако семейное счастье ее не сложилось.

Жизнеописание преподобной Анны Кашинской

  • 15 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
  • 25 июня
  • 15 октября

Очень скоро княгиня Анна потеряла любимого супруга и обоих сыновей. Пережив такое великое горе, женщина решила принять свою судьбу с кротостью и смирением. Она ушла в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Господу.

При постриге ей было дано имя София. Только перед самой кончиной, приняв схим, она снова назвалась Анной. Последние месяцы жизни старица Анна жила в городке Кашино, который впоследствии назвали местом поклонения святой.

Русский царь в 1649 г. лично присутствовал на богослужении, посвященном мощам святой Анны, оказавшимися нетленными. С того самого дня православные христиане почитают Анну, как мученицу. Молятся Анне Кашинской о сотворении чуда выздоровления от тяжелых недугов и неизлечимых болезней, а также защите брака и семьи.

Однако церковные распри, произошедшие в 1677 г. повлекли де канонизацию Анны. Только в 1909 году по приказу царя Николая святая мученица Анна была восстановлена в ранге святой, а ее мощи снова разрешили посещать паломникам. Почитают святую Анну с 12-25 июня, с 21 июля по 3 августа и со 2 по 15 октября.

О чем молятся святой Анне Кашинской?

Святая Анна, пройдя через все испытания, сохранила кроткий нрав и любовь к Господу. Ее характер, судьба и образ жизни являлись величайшим образцом христианского смирения и милосердия.

Поэтому молитвы Анне Кашинской возносят все страждущие, желающие донести свои просьбы Господу. Чаще всего возносят молитву Анне Кашинской о здоровье, но это далеко не весь перечень помощи, который она оказывает христианам. Просят святую Анну:

  • об исцелении от болезней, облегчении тяжких страданий и укреплении веры в бога;
  • перед тем, как принять сложное решение, или непростой выбор в своей жизни;
  • перед началом нового жизненного пути (уходе в армию, поступлении в институт, устройстве на новую работу, принятии монашеского пострига)
  • о семейном счастье, здоровье детей и близких;
  • перед замужеством (особенно, когда у человека есть сомнения в том, стоит ли вступать в брак);
  • крепости духа и придания ясности мыслям;
  • в безвыходной, или запутанной жизненной ситуации, когда человек не видит для себя путей выхода и самым правильным выбором кажется смерть.

Возносят молитвы Анне Кашинской о замужестве молодые девушки в полном уединении перед ее иконой с зажженной свечей, или лампадой. Прежде чем молиться святой нужно освободить свой ум от злых, корыстных и негативных помыслов. Просить помощи нужно искренне, со смирением в душе и сильной верой в сердце.

Тексты молитв Анне Кашинской

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Ин тропарь, глас 4

Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Ин кондак, глас 8

Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва благоверной княгине Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Благоверная княгиня Анна Кашинская: дважды святая

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Житие святой

Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской

Юные годы

К сожалению, точная дата рождения княжны Анны не сохранилась. Она была дочерью Ростовского князя Дмитрия Борисовича. В соответствии с традициями, девочка с ранних лет была приучена к молитве и рукоделию.

Когда девушка вошла в возраст, а было ей, по предположениям историков, не более 17-ти лет, ее засватали. Женихом стал тверской княжич Михаил, но молодые знакомы друг с другом до свадьбы не были. По заведенному обычаю, невесту для сына выбрала мать, княгиня Ксения. До нее дошла молва о красоте, набожности и чистоте дочери ростовского князя. Девушку привезли в Тверь, и здесь, уже стоя под венцом, она впервые увидела своего жениха. Как гласит житие, молодые сразу полюбили друг друга.

Жизнь в супружестве с князем Михаилом Тверским

Однако, несмотря на взаимную любовь, счастье Анны было недолгим. На следующий год после свадьбы в Твери случился пожар, выгорел почти весь город. Еще через год запылал уже сам княжеский терем, Михаил и Анна едва успели выбежать. Потом тяжко заболел князь. Не успела жена обрадоваться его выздоровлению, захворала, а затем и скончалась маленькая дочка. После этого княгиня родила еще четверых детей.

В 1304 году кн. Михаилу Тверскому был пожалован от Золотой Орды великокняжеский ярлык. Милость, которой домогались самые знатные княжеские семьи Рюрикова дома, обернулась новым витком кровопролитий и междоусобиц.

Полезные материалы

Московские князья, тоже претендовавшие на великокняжеский престол, никак не могли смириться с тем, что власть перешла к Михаилу. Юрий, княживший в ту пору в Москве, вовлек тверичей в междоусобицы, интриговал против Михаила при ханском дворе. Ярлык был пожалован в Москву, Михаил готов был смириться с этим, однако, к Твери подступили московские полки.

Эту схватку Михаил выиграл. Он разбил войско Юрия, захватил его супругу, которая была сестрой хана Узбека, и татарского посла. Однако, победа стала причиной многих бедствий. Плененная княгиня чем-то заболела и в несколько дней умерла. Чтобы не навлечь на свой город и своих подданных новых бедствий в виде карательного похода разгневанного Узбека, князь Михаил принял решение отправиться на поклон к хану в город Сарай. Это было в 1318 году.

Михаил пред отъездом исповедался и причастился, прекрасно зная, что живым из Сарая ему не вернуться. И в эти страшные дни Анна была его советчицей и опорой. «Иди, мой господин, если хочешь добровольно пострадать за Христово дело, будешь поистине блажен навеки!» — говорила она ему.

Вдовство

Так и случилось. Князь Михаил был замучен татарами, а его тело привезли на родину только через год. Оно осталось нетленным, несмотря на то, что везли его в холод и в жару в простой телеге. Князь Михаил Тверской впоследствии был канонизирован.

Безутешная вдова, похоронив мужа, должна была утереть слезы и заняться делами княжества. Все заботы управления Тверью, сотрясаемой феодальными распрями, находящейся под постоянной угрозой новых татарских набегов, легли на плечи княгини. Бедствия не кончались.

Читать еще:  Молитва оптинских старцев утренняя вечерняя

1325 год. В Сарае погиб наследник Михаила Дмитрий, имевший прозвание Грозные Очи. Прозвище было дано ему не случайно, нрава молодой княжич был горячего и гордого. В Сарае он увидел Юрия Московского. И, поскольку не сомневался в его причастности к гибели своего родителя, пронзил его мечом. Юрий испустил дух на месте, а сам Дмитрий был казнен по распоряжению Узбека.

1327 год. В Твери случился мятеж, во время которого были перебиты все ордынцы, в том числе, и ханский посол. За этим последовал карательный набег, Тверь и села вокруг были разорены, сожжены и разграблены. Княгиня с семьей спасалась в лесах.

1339 год. Другой сын княгини Александр, взяв с собой своего наследника Федора, отбыл в Сарай в надежде испросить у хана прощения за мятеж. Однако повелитель Орды был неумолим и повелел казнить их обоих.

Княгиня-инокиня

Тяжело переживая эти потери, Анна решает удалиться от мира. Она принимает монашество с именем Ефросинии (по другим источникам – Софии). Через некоторое время младший сын Василий возвел в своем городе Кашине женский Свято-Успенский монастырь и пригласил в него свою матушку. Княгиня приняла предложение и провела оставшиеся годы в новой обители, пребывая в молчании и молитве до глубокой старости.

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская с монастырем, в молении облачному Спасу
Иконография:
Анна Кашинская, святая благоверная княгиня
Датировки: XX в.
Происхождение: Деревня Никольское, Рамешковский район.
Материал: Дерево, масло, металл
Размеры иконы: высота 8,8 см, ширина 7,1 см
Ростовое изображение святой Анны Кашинской в молении облачному Спасу. Слева помещен пятиглавый собор с колокольней.
Инв. № ТвМ НВФ 2409. &copy Тверской государственный объединенный музей

Обретение мощей

В начале 17-го столетия пол в старом Успенском соборе обветшал и местами сильно осел. Могилы, которые были под полом, оказались на поверхности, и среди них – могила схимонахини княгини Анны. Люди, не зная, кто здесь похоронен, позволяли себе класть на могильную плиту шапки, садиться и даже забираться на нее с ногами.

В эпоху смуты, когда по стране беспрепятственно передвигались польско-литовские отряды, грабили и убивали, Кашин несколько раз ожидал неминуемой гибели. Поляки подходили совсем близко, но всякий раз без видимых причин отступали, не тронув город.

Однажды в городе разыгрался пожар. Жители были готовы к самому страшному исходу, однако, огонь довольно быстро погас, не причинив большого ущерба. «Не иначе, за нас какой-то святой молится!» — говорили горожане, но никто не мог назвать имени молитвенника.

Разрешилось всеобщее недоумение таким образом. Был при Успенском соборе пономарь Герасим, который тяжко страдал какой-то болезнью. Однажды во сне явилась ему строгая старица в схимническом одеянии и сказала: «Почему народ гроб мой ни во что не вменяет? Ведь я молю Бога о вас и вашем городе, защищая его от многих бед и несчастий!». Проснувшись, Герасим понял, что он полностью здоров.

Он тут же побежал к настоятелю и рассказал ему о своем видении. У могилы Анны зажгли свечу и стали обращаться с местом захоронения благоговейно. Народ стал почитать свою заступницу, а от мощей святой стали происходить чудесные исцеления.

В 1649 году могилу Анны по приказу государя Алексея Михайловича подвергли освидетельствованию. Гроб вскрыли и нашли тело инокини нетленным. Ее десница замерла на груди в благословляющем жесте: два перста – указательный и средний – вытянуты, остальные согнуты. Поместным Собором кн. Анна была канонизирована. Вскоре ее останки были помещены в недавно построенном Воскресенском соборе, причем, сам государь Алексей Михайлович помогал нести гроб.

Запрет на почитание

Однако, через несколько лет Собор, на котором председательствовал Патриарх Иоаким, объявил новое решение: княгиню Анну святой более не считать.

Причиной этого единственного в своем роде вердикта был раскол, который сотрясал нашу страну в тот период. Как известно, одним из символов сопротивления раскольников церковной реформе было двоеперстие. Рука княгини Анны, как это было хорошо известно многим, лежала на ее груди с пальцами, сложенными двоеперстно. Для сторонников старого обряда это стало важным аргументом в пользу их правоты.

Иконы и шитые покровы с изображением княгини были изъяты, и ее имя было вычеркнуто из святцев. Было приказано более не служить молебнов как святой, но обычные панихиды, как по всем умершим. Мощи святой, которые до того времени стояли, открытые всем молящимся, были закрыты крышкой и преданы земле. Формальным предлогом для деканонизации стали «несогласия» в житии святой с летописными известиями о ней.

Народное почитание

Однако, и после того, как официальная церковь исключила княгиню Анну из числа святых, народ не перестал ее почитать. К ней, как и прежде обращались с мольбами об избавлении от болезней и бедствий. Церковноначалие Кашина такому народному благочестию препятствий не чинило. Более того, здесь по-прежнему записывали свидетельства об исцелениях по молитвам святой Анне.

Вторая канонизация

В 1818 году часть старообрядцев приняла учреждение Единоверия, то есть, сохранив собственный обряд и уклад, признала авторитет и власть Московского Патриарха. Это послужило толчком для возвращения княгини Анны в сонм православных святых. Кашинцы начали соответствующую переписку. Разрешение на новую канонизацию было дано императором Николаем II лишь в 1908 году. В Кашине прошли пышные торжества с участием членов императорской фамилии.

После Октябрьской революции мощи многих святых были подвергнуты безбожным «освидетельствованиям». Св. Анна – страдалица при жизни и после смерти – тоже не избегла этой участи. Ее мощи были изъяты, однако в 1948 году их вернули Церкви. Сейчас они хранятся в Вознесенском соборе г. Кашина.

Случаи чудесной помощи

Анна Кашинская всегда была заступницей и молитвенницей перед Богом за всех жителей города Кашина, как, впрочем, и всех, кто обращается к ней с верой. Известно, что Кашин не подвергся нападениям поляков в эпоху Смуты. Обошло его Наполеоновское нашествие.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска так же не дошли до Кашина буквально несколько километров и были вынуждены отступить. Записан рассказ одного из солдат, который охранял в те годы железнодорожный узел. После захода солнца, в темноте, перед ним явилась величественная женщина в иноческом облачении, и произнесла:

Много верующих обращаются к святой княгине Анне с молитвой о помощи и получают просимое. Сохранились свидетельства о чудесных исцелениях, приведем некоторые из них.

Исцеление у мощей

В XVII веке жила некая Акилина, горожанка из простого сословия. К святой она почтения не испытывала, и как-то оперлась даже о ее гроб. Тут же ее постиг тяжкий недуг – Акилина стала «расслабленной». Ее привели к могиле святой Анны на богослужение, посвященное обретению мощей кашинской заступницы. Акилина усердно молилась всю литургию, и была прощена: все увидели, что от расслабленности «посадской жены» ничего не осталось.

Молитва у иконы

В Николаевском женском монастыре Кашина можно увидеть брошюру, изданную в 1911 году некоей Александрой Дьяконовой. В ней эта молодая женщина рассказывает о том, что ее поразил нервный недуг, сопровождавшийся припадками, истериками и депрессией. Александра даже думала о том, чтобы наложить на себя руки.

В дни второго прославления Анны Кашинской женщина зашла в храм и обратилась к иконе святой Анны с просьбой об исцелении, хотя и не очень верила, что это возможно. Однако, эта молитва светской дамы, чуждой религиозности, была услышана. Недуг тотчас оставил Александру Дьяконову, и она стала с тех пор другим человеком — религиозным и далеким от прежней суетной жизни.

Храмы и увековечивание памяти

Есть несколько храмов и часовен, освященных в честь Анны Кашинской. Вот некоторые из них.

  • Церковь Анны Кашинской в Кузнецах, Московская область.
  • Церковь Анны Кашинской в Ростовской области.
  • Придел Анны Кашинской в Вознесенском соборе Христорождественского монастыря Твери и в Успенском соборе в Кашине.
  • Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре в Москве.

Святая Анна Кашинская: Горькая мера – мера Христова

25 июня — Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.

3 августа — Обретение мощей благоверной княгини.

Святая Анна Кашинская

В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения. Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу. Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22). Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.

Читать еще:  Девятидневная молитва шарбелю

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г . княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил. Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г . старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г . в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г ., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.

Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г . в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

Святая Анна кашинская

История жизни Анны Кашинская

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа.

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ.

После мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г. удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

Молитва благоверной княгине Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.

К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ

(Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского, Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 — мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига. В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие. В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого. В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь — построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря.

Читать еще:  Молитва на вещь любимого

Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. № 18-23; 1886. № 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887.

Н. Н. Крашенинникова

Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь Михаил Тверской, и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

Вскрытие мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской

Из дневника Николая Петровича Черенина

Николай Петрович Черенин (1865–1933), представитель старинного кашинского купеческого рода, на протяжении всей жизни вел дневниковые записи, отмечая в нем главные события общественно-политической и культурной жизни Кашина. Особый интерес представляет дневник, написанный Н.П. Черениным за два года до смерти. В нем день за днем описываются полные драматизма события, происходившие в Кашине в 1930 и в 1931 гг. Автор дневника с болью пишет о судах и расстрелах священнослужителей, представителей древних купеческих сословий, о вскрытии раки с мощами святой Анны Кашинской и надругании над ними, о разорении и разрушении старинных храмов и монастырей. Свои наблюдения Н.П. Черенин подкрепляет вырезками из местных, областных и центральных газет того времени. Публикуем отрывок из его дневника, посвященный вскрытию мощей святой Анны Кашинской.

Вторник, 27 января 1930 года
На 24/1 было назначение вскрытие мощей кн. Анны Кашинской. Соборное духовенство встревожилось, а также и владыка Глеб. Накануне уже прекращено было служение молебнов у мощей. На улице, ведущей к собору, появилось привешенное поперек улицы красное полотнище с крупными белыми надписями: с одной стороны – «Все на вскрытие мощей», с другой – «3000 хозяйств в колхозы».

Вырезка из газеты о вскрытии мощей

В пятницу 24/1 я вышел в рынок в начале одиннадцатого часа утра. Увидев дверь собора открытой, я хотел пройти туда, но на площади перед собором уже стоял наряд милиционеров и красноармейцев с ружьями. Доступ публике был прекращен, и чтоб попасть в собор, нужно было иметь пропуск. Я отправился добыть пропуск сначала в Горсовет, потом в Рик. Председатель Рика Разцветов сказал мне, что пропуски отдельным гражданам не выдаются, а лишь делегатам профсоюзных организаций.

Было 11 ч. Начало процедуры ожидалось в 12 ч.

Народ прибывал. Показались организованные отряды, которые с знаменами проходили к профклубу. Прозябнув стоя, я пошел в рынок, обошел часть его. С 12 ч. до часу торговля была прекращена и рынок опустел. Воротившись на соборную площадь, я стал с восточной стороны каменных лавок, откуда хорошо было смотреть как на собор, так и на балкон Рика, где ожидалось выступление ораторов.

Отряды с знаменьями прибывали. Пришли 4 музыканта, наигрывавших какой-то марш. Еще я слышал игру на гармонике, говорят, от организации безбожников.

Народу все прибывало. Из разговоров некоторых лиц я слышал, что на площади собралось, вероятно, до 3000 человек. Характер собравшегося народа не напоминал обычную нашу городскую публику: это были совслужащие или отряды профсоюзов, комсомола или крестьяне. Я слышал, что делегации деревень направлялись в этот день в Кашин как по нарядам.

Перенесение мощей святой Анны Кашинской в 1650 году

В это время в соборе шло вскрытие мощей особой комиссией при участии, как говорили, врачей Рождественского и Успенского. На валу стоял фотограф Соболев, приготовившись снимать процессию. Духовенства я не видел.

Около 12 ч. на балконе появились члены Рика. Ораторы с балкона стали говорить о происходящем вскрытии «так называемых мощей Анны Кашинской» и призывали народ к порядку и спокойствию, став в колонны по 4 человека в ряд, направиться в собор для обзора мощей.

В начале второго часа колонны стали строиться и подвигаться к собору. Я тоже стал в колонну, вместе с С.Н. Кункиным.

Кроме пеших милиционеров, появились и конные. Колонны стали стягиваться ко входу в собор. Произошла теснота и шум. Кричали: тише! не напирайте. Начальство около собора старалось водворить порядок. У самого входа в собор несколько ораторов что-то говорили, но их плохо слушали.

Памятник святой Анне Кашинской перед Воскресенским собором в Кашине

У самого собора теснота была сильная. Толпа то шла вперед, то подавалась назад или двигалась в сторону. Я хотел уже выйти из колонны, но остался и все-таки добился цели – побывал в соборе. На паперти собора всех строили в одну линию и требовали снять шапки и, не задерживаясь проходить собором.

После шума и тесноты на площади в соборе было сравнительно тихо. Мощи были положены против раки с правой стороны. Потемневшие кости лежали в беспорядке. Большая часть костей были мелкие, но я заметил черепную кость. Один или двое граждан стояли около этих костей, по-видимому, наблюдая за порядком и указывая рукою на кости, говорили, обращаясь к проходящим:

– И это выдавалось за нетленные мощи!…

Проходя мимо костей, зрители шли в холодный собор и выходили боковым слева проходом наружу. В толпе говорили, что люди старались по нескольку раз побывать в соборе.

Большинство – сохраняло молчание. Одна крестьянская женщина при выходе из собора сказала:
– Такие кости и после нас останутся.

Начиная с половины четвертого 23/1 до всенощной субботы 25/1 в соборе никаких богослужений не было. Всенощная на Воскресенье и 2 обедни 26/1 шли обычным порядком. Только после обедни молебен Анне Кашинской служился на новом месте: против иконы у стены в правом приделе.

Николай Петрович Черенин

Останки костей покойной Анны Кашинской перенесены были в помещение бывшего Успенского собора, где и показывались публике. Я был там в воскресенье 26/1 после поздней обедни. Несколько десятков любопытных горожан и крестьян стояли в очереди и постепенно пропускались для осмотра.

Кости и предметы одежды лежали под стеклянной крышкой, находившейся в помещении бывшего летнего Успенского храма. Иконостасы в помещении вместе с иконами не были еще убраны.

Публикуется по изданию: Черенин Н.П. Дневник лишенца: Кашин в 1930–1931 гг. М.: 2011.

О святой благоверной великой княгине Анне Кашинской.

Анна Дмитриевна Тверская, урожденная княжна Ростовская, дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. После гибели в Орде мужа, Михаила Ярославича Тверского и двух сыновей удалилась в Тверской Софийский монастырь, где и приняла монашество под именем Софии. По просьбе младшего сына, кашинского князя Василия, переехала в Кашин и поселилась в Успенском монастыре, где приняла схиму с прежним именем Анна. Великий Собор в 1649 г. причислил ее к лику святых.

Мощи Анны Кашинской были перенесены в 1650 г. из Успенского собора в Воскресенский и покоились в серебряной раке. Церковное празднование ей было отменено в 1677 г. и восстановлено в 1909 г. по ходатайству жителей Кашина перед императором и Священным Синодом.

В 1930 г. мощи Анны Кашинской местными властями были вскрыты, переданы в районный музей. В музее рака с мощами святой находилась в экспозиции, рядом стояли иконы, количество посетителей музея заметно увеличилось.

В 1948 г. по многочисленным просьбам духовенства и верующих мощи святой благоверной Анны Кашинской были возвращены из музея в действующий храм Вознесения (Воскресенский собор тогда уже был закрыт). Для этого потребовалось специальное постановление Совета министров РСФСР. В 1963 г. после закрытия Вознесенского храма мощи святой благоверной княгини Анны были перенесены в храм Святых Апостолов Петра и Павла, в связи с его ремонтом с 1986 г. святые мощи находились в храме Рождества Христова на Горе.

В настоящее время мощи святой благоверной Анны Кашинской покоятся в Кашинском Вознесенском соборе. В 1998 г. в Кашине был возобновлен традиционный крестный ход в День памяти святой благоверной Анны Кашинской 25 июня. С этим церковным праздником совмещен и светский – День города Кашина и Кашинского района.

Память святой благоверной великой княгини Анны Кашинской совершается 5 раз в году: 25 июня – день перенесения мощей из Успенского собора в Воскресенский в 1650 г. и вторичное прославление в 1909 г., 3 августа – день обретения мощей в 1649 г., 15 октября – день преставления, а также в неделю Всех Святых и в неделю Всех Русских Святых.

Ссылка на основную публикацию