Молитва будет считаться коллективной

Молитва будет считаться коллективной

Молитва будет считаться коллективной

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Коллективная молитва (салят аль-­джамаат)

Материал из книги Тахмаза Абдальхамида «Ханафитский фикх», том I, (Книга молитвы).

Суждение о коллективной молитве

Мнения ученых по вопросу о том, к какой категории действий следует относить участие мужчин в коллективной молитве, разошлись. Одни считали участие в такой молитве всеобщей и безусловной обязанностью (фард айн), если её выполнению не мешает какая­нибудь уважительная причина. Другие говорили, что участие в коллективной молитве является обязанностью по способности (фард кифая), отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами, третьи считали участие в коллективной молитве обязательным (ваджиб).

Согласно мазхабу Абу Ханифы коллективная молитва относится к категории «сунна муаккада».

Указанием на обязательность (ваджиб) участия в коллективной молитве является хадис, согласно которому Пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть кому­-нибудь провести молитву с людьми, а потом явиться к тем людям, которые не пришли (на молитву), велеть насобирать дров и сжечь их дома дотла! Если бы кто­нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на (коллективную) молитву!» (Аль-­Бухари).

На преимущества коллективной молитвы перед индивидуальной указывают и другие слова Посланника Аллаха, который сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль­-Бухари).

Что может служить уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве

1) Плохая погода.

Сообщается, что (однажды) в холодную и дождливую ночь людей призвали на молитву, а потом им сказали: «Молитесь на своих местах». Затем им сказали: «В холодные и дождливые ночи Посланник Аллаха приказывал муэдзину говорить: “Молитесь на своих местах”» (Аль-­Бухари).

Уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь. Сообщается, что однажды в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, имам обратился с проповедью, а когда во время призыва муэдзин дошёл до слов: “Спешите на молитву!”, он велел: “Скажи: “Молитесь на своих местах”. (Услышав это), люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а он сказал: “Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!”, имея в виду Пророка. И он сказал также: “Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!”» (Аль-Бухари).

Опасение перед тем, что, если человек примет участие в коллективной молитве, то на него самого или на его имущество кто­нибудь покусится, или он лишится своего имущества, или его караван уйдёт. Пророк сказал: «. тот, кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-­нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной?». Он ответил: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершённая человеком молитва» (Абу Дауд; Ибн Хиббан).

3) Болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности). Обязанность участия в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.

4) Оправданием отсутствия на коллективной молитве может служить то, что подаётся еда, если человек голоден, или то, что во время молитвы его будет отвлекать необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей, или то, что его будут отвлекать мысли о необходимости присут­ствия на уроке по фикху.

Передают, что Пророк сказал: «Если кому-­либо из вас подадут ужин и в это время будет объявлено о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед некоторыми сподвижниками ставили еду во время объявления о начале молитвы, они не являлись на коллективную молитву, пока не заканчивали есть, хотя определённо слышали чтение имама» (Аль-­Бухари).

Пророк сказал: «Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни (в том), когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению большой или малой нужды)» (Муслим). Передают, что один из сподвижников сказал: «О понимании религии свидетельствует удовлетворение своих потребностей человеком, который поступает так, чтобы явиться на молитву с сердцем, не занятым (тем, что не имеет отношения к молитве)» (Аль-­Бухари).

Следует отметить, что человек, который не явился на коллективную молитву по уважительной причине, но намеревался принять в ней участие и поступил бы так, если бы не эта причина, по милости Аллаха получит такую же награду, как и участник коллективной молитвы, поскольку Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести). » (Муслим).

Участие человека в коллективной молитве

Все ученые считают, что человек успеет принять участие в коллективной молитве и получит за это соответствующую награду, если он успеет совершить вместе с имамом хотя бы наименьшую её часть даже в том случае, когда он присоединяется к другим молящимся в конце второго ташаххуда незадолго до произнесения таслима. Указанием на это служат слова Пророка, который сказал: «Когда услышите, что возглашается икамат, ступайте на молитву. (Направляясь на молитву), храните спокойствие, ведите себя достойно, не спешите и совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успеете, а пропущенное вами совершите самостоятельно» (Аль-­Бухари). Речь может идти
о любой части молитвы, в том числе и о наименьшей.

Тот, кто опоздает к началу коллективной молитвы, должен начать совершать её вместе с имамом с любой её части или же столпа. Прежде всего, ему следует стоя произнести такбир, а потом следовать за имамом. Считается, что человек успел совершить тот или иной ракят, если он успел совершить вместе с имамом поясной поклон. На это указывают слова Пророка: «Если, явившись на молитву, вы увидите, что мы склонились в земном поклоне, совершите его и вы. Но не считайте, (что успели совершить этот ракят)» (Абу Дауд).

Суждение о прекращении индивидуальной молитвы для того, чтобы успеть на коллективную предписанную молитву

Если человек приступит к добровольной молитве, или молитве, совершаемой по обету (назр), или к возмещению (када) пропущенной молитвы, а через некоторое время начнётся коллективная молитва, молящемуся не следует прерывать начатую молитву.

Сообщается, что: «Однажды Посланник Аллаха, который прошёл рядом с человеком, продолжавшим совершать молитву после того, как было объявлено о начале утренней молитвы, сказал ему что­то, чего мы не услышали. Закончив молиться, мы окружили (этого человека) и стали спрашивать: “Что сказал тебе Посланник Аллаха?” Он ответил: “Он сказал: “Один из вас близок к тому, чтобы совершить утреннюю молитву в четыре ракята”», однако (Пророк ) не велел этому человеку прекратить молиться (Муслим).

Содержание этого хадиса не противоречит другим словам Пророка, который сказал: «После объявления о начале молитвы не следует совершать никакую иную молитву, кроме обязательной» (Муслим). Дело в том, что в данном случае имеется в виду, что не следует именно начинать никакую иную молитву, кроме предписанной.

Если человек начнёт совершать предписанную молитву индивидуально,
а спустя некоторое время имам приступит к совершению коллективной молитвы, то молящемуся индивидуально, который ещё не завершил первый ракят и не совершил земной поклон, следует прервать свою молитву, произнеся таслим стоя, после чего следовать за имамом, чтобы совершить предписанную молитву наилучшим образом. Если же он уже совершил земной поклон, завершив первый ракят, необходимо совершить ещё один ракят, чтобы количество совершённых им ракятов стало чётным.

В том случае, когда будет совершаться коллективная утренняя или вечерняя молитва, молящемуся индивидуально следует сразу же прервать свою молитву. Объясняется это тем, что, добавив к первому ракяту второй во время совершения утренней молитвы, он завершит её. Если же он сделает это во время вечерней молитвы, то совершит большую её часть, а в случае индивидуального совершения большей части предписанной молитвы человек уже не должен прерывать её.

Если перед полуденной или пятничной молитвой человек приступит к совершению добровольной молитвы (сунна), после чего будет объявлено о начале коллективной молитвы, или имам поднимется на минбар для чтения хутбы, молящемуся, который уже совершил два ракята, следует произнести таслим при том условии, что он не успеет совершить земной поклон третьего ракята. Если же он совершил его, тогда ему следует завершить все четыре ракята начатой им молитвы, сокращая чтение Корана. В том случае, когда таслим произносится после двух ракятов, молящемуся следует возместить эту молитву в полном объёме после завершения коллективной молитвы.

Тому, кто придёт в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счёт предписанной молитвы. Исключением является утренняя молитва, если человек уверен, что он успеет совершить добровольную молитву в два ракята, а потом присоединиться к коллективной молитве, пусть даже непосредственно перед произнесением таслима имамом. В подобном случае необходимо сначала совершить сунну, а потом присоединиться к коллективной молитве. Если же человек понимает, что из-­за совершения добровольной молитвы будет пропущена коллективная молитва, он должен отказаться от сунны и следовать за имамом.

На добровольную утреннюю молитву в два ракята распространяется действие отдельного установления ввиду того, что, как уже отмечалось, Пророк совершал её неуклонно, и эта молитва является наиболее достойной из числа добровольных молитв.

Оставление мечети перед началом предписанной молитвы

Крайне порицается (макрух тахрима) покидать мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в котором сообщается, что: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один человек встал и пошёл (к выходу). Имам проводил его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: ”Что касается этого, то он ослушался Пророка!”» (Муслим).

Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости: если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально. Последнее касается всех предписанных молитв, кроме полуденной и ночной. Во время этих молитв покидать мечеть после начала произнесения икамата порицается, если же человек выйдет из мечети до этого, ничего нежелательного он не совершит. Дело в том, что человек может следовать (муктади) за имамом, чтобы совершить добровольную молитву, так как в отличие от утренних и послеполуденных молитв совершение добровольных молитв после полуденных и ночных предписанных молитв порицаемым не является. Что касается вечерней молитвы, то следовать за имамом для совершения добровольной молитвы порицается ввиду совершения добровольной молитвы из трёх ракятов, а совершение добровольной молитвы в четыре ракята будет означать, что человек не следует за имамом. Если человек всё же станет молиться в подобном случае, пусть совершит молитву в четыре ракята, поскольку так будет надёжнее, а отказываться от следования примеру имама в некоторых обстоятельствах разрешается шариатом.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу чтобы выйти замуж

Согласно одному из хадисов: «Тому, кто совершит вечернюю или утреннюю молитву (в одиночестве), а потом дождётся (начала совершения любой из) этих молитв (людьми) вместе с имамом, уже не следует повторять её» (Малик).

Молитва по соглашению: маленький текст, который учит большому счастью…

Молитва по соглашению — что это? Об этом Вы узнаете из нашей статьи. Здесь есть всё: текст молитвы, трактовка и размышления на тему её помощи.

Молитва по соглашению

Молитва по соглашению — текст на русском языке

«С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Cподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в делах, словах и мыслях. Аминь».

Молитва по соглашению — текст на церковнославянском языке

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.»

Эта статья — об очень коротенькой «Молитве по соглашению».

В тексте этой молитвы центральными являются евангельские слова: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф18,19-20). Сам текст подсказывает, что это молитва просительная — совместная, согласная просьба: «Сего ради молим Тя, даруй нам, рабам Твоим (имена) согласившимся просить Тя (просьба) исполнения нашего прошения…».

Ну вот, кажется, текст программы задан, осталось загрузить данные и ждать получения необходимого для дел плоти и насущного для дел души.

Но не мешало бы разобраться, что, для чего и почему мы просим, и о чём нужно просить Господа — исходя из Его собственных слов.

Просим о незначительном, но ради более существенного

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Это просьба о том, что затрагивает само существо человека, наполняет смыслом его жизнь. Просьба о чём-то, может быть, незначительном, но обязательно ради чего-то более существенного. «Всё временное не может быть самоцелью, немыслимо как нечто самодовлеющее, либо оно нужно для чего-то другого и имеет смысл как средство, либо оно бессмысленно», — пишет знаменитый русский философ С.Франк.

Вопрос стоит не в том, что мы просим, а для чего. «Кто делает добро из каких-либо видов, — пишет св. Григорий Богослов, — тот не твёрд в добродетели, ибо цель минуется, и он оставит доброе дело, но кто творит добро ради добра, тот любит нечто постоянное, ощущая в себе нечто свойственное Богу».

Серафим Саровский говорил об этом не менее глубоко: что главная цель жизни христианина – это стяжание Духа Святого, а каким образом добродетели это делается – уже второстепенное. От каждого, как говорится, по способностям, каждому по уму.

«Духовно» ли это — молиться о мелочах

Но это отнюдь не значит, что мы не должны «разбрасываться по мелочам»: просить себе подходящую работу или новый телевизор с DVD. Если, к примеру, смотреть телек без DVD, то можно легко «травануться» легкоусвояемым синтезированным грешком, ведь так трудно вовремя остановиться после просмотра новостей. А с DVD есть возможность самому формировать духовный рацион себе и своим близким.

Поэтому каждая мелочь очень важна, и о ней обязательно нужно молиться, потому что «Бог настолько велик, что для Него нет мелочей» (митрополит Антоний Сурожский).

Мелочи всегда будут, и их будет много, и они, безусловно, «канут в лету», но привычка молиться, всегда быть где-то рядом и в согласии с благодатью, обязательно останется. «Перелагай все житейские дела свои, — говорит св. Иоанн Златоуст, — частыми молитвами как бы связями брёвен и таким образом со всех сторон огради свою жизнь».

Кроме того, в мелочах проявляется великое, проявляется человек, его внутреннее содержание, тот путь, по которому он идёт, тот выбор, который он делает.

Когда мелочи имеют абсолютное значение

В жизни преподобного Амвросия Оптинского был интересный случай, в котором он сделал выбор в пользу мелочи.

Как-то он беседовал с людьми о духовной жизни. И вдруг посреди беседы, когда они говорили, казалось бы, о самом святом, он прервал разговор, выудил из толпы какую-то старую крестьянку и долго говорил с ней о том, как надо кормить индюшек. После разговора его огорошили разочарованными вопросами, мол, как он мог прервать беседу о Боге, о духовной жизни, о спасении души, чтобы поговорить с простой старушкой из соседней деревни о пустяках, о мелочах.

И он сказал замечательную вещь: «Беседа, которую мы вели с вами, была роскошью, вы и без меня много знаете, на том, что вы знаете, можете прожить и в Царство Божие войти. Но для этой старушки её индюшки — вопрос жизни и смерти, она нанята их пасти и ничего другого в жизни не умеет делать. Если индюшки умрут, её выгонят, и она будет нищей».

«Старец Амвросий, — размышляет митрополит Антоний Сурожский об этом случае, — своим прозорливым умом и просветлённым сердцем сделал выбор: говорить о самом простом, но имеющем абсолютное значение для человека, вместо того, чтобы говорить громкие слова о том, что может подождать – не потому, что Бог второстепенен, а потому, что Бог есть любовь». И в этой, на первый взгляд, мелочи весь человек находится, поэтому Амвросий не за удачный исход предприятия, а за человека молился Богу вместе со старушкой. Он своей молитвой восполнял её молитву, исцелял её душу, которая в этих индюшках страдает. А ведь это и есть молитва по соглашению, когда два сердца болят одной болью.

Почему наша молитва — радость для Бога?

Человек воспринимает молитву как средство для достижения какой-то цели и с этим зачастую переступает порог храма. И то, в подавляющем большинстве случаев, когда все иные средства уже исчерпаны, экстрасенсы и «иже с ними» уже позади.

Но всё же, если для человека молитва – средство, то для Бога – цель и радость. Радость, что человек начинает чувствовать в Нём нужду.

Когда однажды Господь проходил через Иерихон, к Нему обратились, нарушая общественный порядок своим криком, два слепца. «Чего вы хотите от Меня? — Господи, чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их. И тотчас прозрели глаза их, и они последовали за Ним» (Мф. 20,33-34).

Но главное — не то, что произошло, когда рука Христа прикоснулась к их глазам по просьбе их уст, а то, что произошло с душами слепцов, когда благодать прикоснулась к их душам по просьбе сокрушённых под бременем скорбей их сердец. Слепые пошли за Ним. И они не только зрение получили. Они получили новое видение мира, иные ценности, иную жизнь — со Христом.

Молитва жениха о невесте: тактика и стратегия

Для примера еще расскажу о своем очень хорошем друге, который известен как «жених-легенда».

Лет так десять назад он начал усиленно молиться и просить Бога о ниспослании ему благочестивой жены. Но он совсем не перебирает невестами, как может показаться на первый взгляд. При обсуждении очередной кандидатки разговор никогда не опускается до «ножек», но всегда задерживается в сердце человека, ведь мой друг ищет сердца, которое тоже согласно с ним молиться Богу о том, с кем лучше прожить жизнь.

И я понял, что ему важно не вымолить невесту, а просто молиться, а невеста – это тема текста для его внутренней сокровенной молитвы сердца и он именно в этом счастлив. Как заметил Ф.М.Достоевский в своем дневнике: «Счастье не в том, чтобы достигнуть цели, а в самом процессе достижения».

Тактическая цель молитвы-прошения – невеста, а стратегическая – просто быть счастливым в своём призвании и в процессе достижения цели лучше постигнуть, в чём же оно состоит.

Счастье — в самом процессе молитвы. Результат — это уже «бонус»

Современный церковный писатель и психолог Марина Кравцова, обращаясь к нынешним невестам в своей книге «О женском одиночестве», просто вопиет «охотницам за женихами» (впрочем, это относится и к охотникам за невестами тоже), что никакой, даже самый убойный заряд благодати от прочитанных по определённой технологии молитв и постов не прошибёт цели. Ведь если нет внутреннего удовлетворения и мира, который происходит только от искренней молитвы, уже сейчас, до замужества, то после эта неудовлетворённость в десять раз возрастёт. Потому что акцент ставится не на любви, а на самолюбии, не на молитве, а на цели, не то, «что, Господи, Тебе угодно», а то, что «я хочу».

«Ищите прежде Царства Божьего, а всё остальное приложится вам», — говорит Господь. Это значит, что нужно изначально, самостоятельно, независимо от внешних обстоятельств стараться быть счастливым во Христе. И тогда обязательно найдётся человек, который захочет разделить с вами ваше счастье. И источником этого счастья будет не взаимный вампиризм, а взаимная молитва.

Читать еще:  Молитва женщины за загубленную душу

Не получать просимо в молитве — тоже благо

Даже когда не получаешь просимого, то и это уже само по себе благо, ведь если получил, — то от Бога, а не получил, — то тоже от Бога. Главное — смиряться. Именно об этом и говорится в завершительных словах «Молитвы по соглашению»: «Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя».

«Иногда и победа бывает поражением, а иногда и поражение бывает победой», — писал св. Григорий Богослов.

Один из моих близких друзей сделал как-то очень трогательное признание о своем «поражении» на жизненном поприще. Он очень хотел жениться и иметь детей. Приложил для этого немалые внутренние, молитвенные усилия. И женился, но детей не имеет. Однако при этом совершенно уверен, что Бог всё-таки услышал его молитвы: «Ведь я не жену упрекну в том, что она не может родить, а Бога, в том, что Он спасает меня от непосильной ноши». И это не просто красивые слова, но кровью выстраданный кусочек жизненного опыта.

«Подумаешь – горе; присмотришься – воля Господня», — писал Ф.М. Достоевский о четырёхлетнем кусочке своего жизненного опыта каторги.

Молитва по соглашению — путь к гармонии

Когда внимательно прислушаешься ко внутренней гармонии содержания «Молитвы по соглашению», то сам собой напрашивается вывод, что это молитва о гармонии между Богом и человеком. О согласовании нашей воли, нашей жизни с Божьей волей и жизнью.

А Его воля в том, чтобы мы любили друг друга, ведь Его жизнь в нас – это любовь. Где люди вместе во Имя Его, там смотрят на одну и ту же вещь по-разному, но в одном направлении, и просят помощи жить в согласии на этом пути.

У каждого человека есть свой маленький кусочек переживания греха и благодати: сегодня я падший, а мой ближний стоит, завтра же всё может быть ровно наоборот. Но только в общении любви, даже с теми, кто за доверие платит предательством, возможно таинство полноты этого опыта, полноты Церкви.

Сколько раз прощать? И чего ради.

Именно в этом контексте после притчи о заблудшей овце, после наставлений о том, как искать отвернувшегося от вас человека («если согрешит против тебя брат твой, обличи его между тобой и им одним …» (Мф. 18,15) и были сказаны Христом слова: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20).

Этими словами Господь просит нас, близких к потерянному человеку людей, молиться за него, когда все усилия уже исчерпаны и простого терпения уже не хватает: «Господи, сколько же прощать брату моему, согрешающему против меня, до семи ли раз», — спрашивает апостол Пётр после этой речи Христа о мере любви. А Господь отвечает, что таковой меры нет: «Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18,21-22).

«Слова Его, — пишет святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, — имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, с тем Я буду находиться вместе. Но мы видим, что многие имеют иные побуждения к любви: один любит, потому что его самого любят, другой — потому что его уважают, иной — потому что ближний для него полезен. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренно, ради Христа. Святые не так любили, но ради Христа, потому что хотя и сами не были любимы, но продолжали любить. То, что у других служит к разрушению любви, здесь способствует к утверждению её».

Молитва по соглашению — желая маленького счастья, учимся любить и быть любимыми

Таким образом наш Премудрый Педагог в лице Церкви Своей учит через желание маленького счастья вымолить телевизор большому счастью любить и быть любимым.

Ведь молитвы свои Церковь черпает из Евангелия, которое существует не только в виде книги. Мы постигаем его как жизнь Церкви и жизнь в Церкви. Книга – это просто средство, возможность остановиться на каком-либо эпизоде своей жизни и рассмотреть себя в нём трезво и непредвзято, взять первые слова для своей первой искренней просьбы, услышать правильную ноту для своей молитвы сердца. Увидеть себя где-то мытарем, а где-то и фарисеем, где-то законником, где-то и блудницей. Кого-то пожалеть и помолиться о нём, но в тоже время почувствовать молитву и жалость о себе Христа.

Ведь «Церковь – это молитва Отцу во Христе», — писал знаменитый литургист о. Николай Афанасьев. То есть молитва друг за друга и за себя, откровение себя в другом человеке, по меткому выражению святителя Николая Сербского: «Господь похож на всякого человека и всякий человек может узнать себя, глядя на Него».

Поэтому в заключение этой маленькой статейки о совсем маленькой молитвочке дерзну сделать вывод, что это не просто «Молитва по соглашению»: сошлись, выклянчили что надо и разошлись, а, скорее всего, просьба-вопль о согласии во Христе всех людей вместе и со Христом каждого отдельного человека в нашей грешной вселенной.

Читайте также:

Коллективная молитва. Сила молитвы

С возрождением духовности в социуме всё большее количество людей обращаются к Богу, к молитве, покаянию. У большинства прихожан продолжает преобладать так называемое потребительское отношение к вере и духовности, которое заключается в том, что человек вспоминает о Господе в сложные моменты жизни, больше при этом просит, чем сам пытается дать. Несмотря на это, количество людей, уповающих на Бога, неуклонно растёт, да и высказывание «просите, и воздастся вам…» всё чаще подтверждает свою истинность.

Сила молитвы в вере

Обращаясь с молитвой к Всевышнему, Богородице или Святым, многие люди считают, что достаточно того, чтобы молитва из молитвослова или требника была правильно прочитана, принесено пожертвование в виде свечи, и прошение должно быть удовлетворено. Не дождавшись результата, перестают верить в действенность молитвы и даже в само православие.

Молитвы являются сильным оружием верующего в том случае, если просящий искренне убеждён в том, что его просьба или обращение будут услышаны и удовлетворены, даже если не сразу, то через определённый промежуток времени. Христианская притча о скитаниях Иисуса Христа, повествующая о земном пути Сына Божьего, обращает внимание христиан на силу веры: «…тем, кто обращался к нему с просьбой об исцелении от тяжких болезней и немощей, Иисус в первую очередь отвечал: «А верите? По вере вашей будет…». Сила песни-молитвы действительно велика, но её величие в искренности и доверии.

Искренность молитвы в понимании смысла

Просящий, обращаясь к небесным силам, часто читает текст молитвы, не вникая в её смысл. Глубокий подтекст этого воззвания при таком подходе часто остаётся неосознанным. Мешает старославянский язык, которым были составлены все старые молитвы православных христиан. Несмотря на адаптированность текста под современный язык в молитвослове, он продолжает оставаться непростым. Вдумываться в содержание не особенно хочется, поэтому многие наивно полагают, что произнесения того набора слов, который даётся, уже будет достаточно. Верующий должен понимать, с чем он обращается к Всевышнему, о чём его просит, прежде чем начать молитвенное общение с Небесными силами и использовать великие молитвы.

Действенность искренней молитвы

Примеров действенности молитвы, произносимой «от души», можно много найти в христианских притчах. В одной из них рассказывается о том, как рыбаки, попавшие в шторм, нашли спасение на уединённом острове. На острове проживали три старца, которые питались тем, чем кормила природа, имели одну икону Святой Троицы, ей и поклонялись: «Трое Вас и трое нас, помилуйте нас». Коллективная молитва старцев помогала им выживать и не роптать. Рыбаки научили их молитве «Отче наш», обратив внимание старцев на то, что те неправильно молятся, их призыв к Господу не может быть услышан. Отплывающие с чувством выполненного долга рыбаки вдруг увидели, как три старика с острова бегут за лодкой по воде и кричат, что забыли слова молитвы, просят напомнить. Опешившие рыбаки ответили: «Молитесь, как молитесь». Слова прошения к Господу должны произноситься «от души» и с пониманием смысла обращения.

Влияние общих убеждений на результативность

Молитвы Святым, произносимые человеком в одиночестве, усиливаются душевным порывом христианина. Но Христос сказал: «…ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Смысл послания не в том, что действенность молитвы значительно усиливается тогда, когда её возносят несколько человек. Иисус пребывает в момент молитвы как с группой людей, так и с одиноким молитвенником. Однако в том случае, если один человек подойдёт к таинству обращения к Господу формально, то среди остальных молящихся найдётся один или несколько человек, которые искренне и от души “оформят” своё послание Всевышнему. В эпоху становления христианства, в первое время после воскресения Христа, апостолы часто собирались все вместе. На таких встречах они преломляли хлеб, совместно молились. Такая коллективная молитва объединяла их, Святой Дух, пребывающий в каждом из них, объединял их в одно целое, вознося их слова напрямую к Господу.

Единая молитва православных христиан

Святое Писание нигде не упоминает о том, что сила коллективной молитвы намного действенней воззвания «в одиночку». Отличие состоит в том, что, к сожалению, слишком много христиан используют молитву как средство получить что-то от Бога и как повод для перечисления нужд и потребностей человека. Коллективная молитва, как правило, объединяет людей одним текстом, взятым из молитвослова или требника, возможно совместное чтение Псалтири в период Великого Поста.

Отличие личной молитвы от коллективной

Смысл коллективного послания редко сходится к перечислению личных нужд просящих. Исключение составляет молитва, когда люди просят перед Небесным Троном за одного человека, которого постигли тяжёлые испытания, которому нужна помощь христиан. Песни-молитвы для коллективного воззвания берутся из Библейских книг православных христиан, слова произносятся, как правило, в храме вместе со священнослужителями. Исключение составляют некоторые особенные указания, которые дают сами священники. Например, когда все верующие прихожане становятся на единую молитву за мир в той стране, которая в тот момент находится в состоянии вооружённого конфликта.

Предостережение Святой Церкви

Верующий христианин должен для себя усвоить главное правило соблюдения единой молитвы: совершается она в Храме, если нет на то особых указаний служителей Церкви. Актуальность этого правила в современном мире слишком велика. В последнее время всё чаще стали появляться на публике так называемые «святые» последователи Иисуса Христа или Богородицы, которые собирают людей на массовые моления. На многих таких мероприятиях с участием тысяч людей используются элементы трансового гипноза, демонстрируются сомнительные «чудеса исцеления». Такая коллективная молитва не принесёт добра тем, кто её возносит. Её действие прямо противоположное, так как служители Церкви утверждают, что такие деяния идут «от лукавого». Вместо того чтобы спасти свою душу, человек загубит её. Искушение принять помощь от таких шарлатанов слишком велико, но нельзя забывать о том, что истинное спасение православного христианина в Церкви, а главное оружие верующего человека – молитва Христу.

Читать еще:  Выкатывание яйцом самому себе молитва

Глубокий смысл Иисусовой молитвы

Молитвослов предлагает большое количество святых текстов для использования при общении с Небесными покровителями и защитниками. Особенной силой, как считают многие, обладает короткая и легкозапоминающаяся молитва Иисусу Христу. Слова в ней подобраны таким образом, что человек, обращаясь к Сыну Божьему, просит его о помиловании, при этом уповает и на заступничество Богоматери и Святых. Понимая суть своей греховности, православный христианин, живущий в социуме, понимает, что от искушений и соблазнов ему сложно уберечь свою душу и сохранить её в чистоте. Искренне кающийся человек, не дерзнув обращаться напрямую к Господу Богу, обращается к великим Святым с просьбой о помиловании, снисходительности и заступничестве. Молитва Иисусу Христу поддерживает человека и укрепляет его в вере, тем самым бережёт от грехопадения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Помилуй меня грешного. Аминь»

Умение принимать мудрость Всевышнего

Не прав тот человек, который считает, что, помолившись о проблемах насущных, сразу же получит от них избавление, так же как и тот, который уверен, что по своим молитвам сразу получит запрашиваемое. Мудрые люди говорят, что Господь слышит и даёт не то, что человек просит, а то, что человеку в этот момент больше всего нужно. В этом проявляется великая Божественная мудрость, так как люди не всегда отдают себе отчёт в своих желаниях, часто действуют под влиянием импульса и временного порыва. Господь мудр и понимает, что хорошо для человека, поэтому даст лишь то, что будет способствовать не исполнению желаний, а удовлетворению самой насущной потребности. Молитвы Святым обладают такой же силой: человеку даётся то, что особенно необходимо.

Однажды путешествующий китаец увидел на вокзале икону с ликом Николая Угодника. Порассматривал её некоторое время и отправился дальше. Через несколько дней попал на корабле в шторм, корабль затонул, а китаец, сам не понимая зачем, воззвал: «Старика с вокзала, спаси меня!» Показалась лодка, в лодке сидел седой старец, он и отвёз путешественника на берег. Китаец уверял, что это был тот самый «старик», портрет которого он видел на вокзале. Полагаясь на волю Божью и призывая имя его во спасение своё, человек тем самым спасает свою душу.

Условия для имама коллективной молитвы.

1. Достижение возраста вменения обязанностей (совершеннолетия) (булуг).

Условия для имама коллективной молитвы:

2. Вменяемость (‘акл).

5. Должен быть шиитом, признающим двенадцать имамов.

6. Уметь правильно совершать молитву.

7. Быть мужчиной (в случае, если ма’мум мужчина).

3. Праведность[25]

1. Если имам коллективной молитвы скажет или пошутит так, что это не понравится другим, и это не будет соответствовать положению религиозного ученого, но если его действия не будут противоречить принципам исламского закона, то это не сделает его неправедным.

2. Одно лишь оставление призыва к добру и запрещения зла, которое, возможно, имеет уважительные для религиозно обязанного причины, не лишает человека праведности и не является препятствием для совершения за ним молитвы.

3. Если имам коллективной молитвы для ее проведения будет ездить на велосипеде, соблюдая все правила дорожного движения, то это не лишает его праведности, и никаким образом не препятствует проведению им общественной молитвы.

4. Если кто-то признает праведность и богобоязненность определенного лица, но одновременно знает, что тот в каком-то случае отнесся к нему несправедливо, то до тех пор, пока для него не будет доказано, что поступок имама коллективной молитвы, который он считает несправедливым, был совершен сознательно, по его воле и без оснований исламского закона, он не имеет права считать того нечестивцем.

● В совершении коллективной молитвы за имамом полное знание об имаме не является необходимым условием. И если праведность имама будет доказана каким-либо путем для того, кто хочет за ним совершать молитву, то дозволяется молиться за ним, и такая коллективная молитва действительна.

Правильное совершение молитвы.

1. Если произношение молитвенных формул религиозно обязанным будет неверным, и он не будет способен обучиться правильному произношению, то его молитвы считаются действительными, но другие не могут совершать за ним коллективную молитву.

2. Если, по мнению того, кто хочет совершать молитву за имамом, произношение молитвенных формул имама будет неверным и вследствие этого, он будет считать молитву имама недействительной, то не дозволяется совершать за таким имамом молитву. Если он совершит молитву за таким имамом, то его молитва будет недействительной и перевыполнение ее обязательно.

Имам должен быть мужчиной.

Женщина может стать имамом коллективной молитвы только в том случае, если за ней будут молиться только женщины.

Несколько замечаний по поводу условий для имама коллективной молитвы.

■ При возможности совершения молитвы за религиозным ученым не следует совершать молитву за другим.

■ Если имам коллективной молитвы сможет спокойно и нормально стоять и сохранять такое положение во время чтения суры «Аль-Фатиха» и другой какой-нибудь суры, при произношении зикра, при совершении действий молитвы, а также будет способен полностью совершать поясной и земной поклоны и правильно совершать малое ритуальное омовение, то, после выяснения других условий правильности совершения молитвы за имамом, можно за ним совершать молитву. Если человеку ампутировали полностью руку или ногу, или они парализованы, то проведение им коллективной молитвы проблематично. При ампутации большого пальца ноги проведение человеком коллективной молитвы будет правильно.

■ Человек, который по уважительной с точки зрения исламского закона причине не может совершить полное омовение (гусл), может совершить ритуальное очищение землей (тайаммум) вместо полного омовения, и стать имамом коллективной молитвы. Совершение молитвы за таким имамом не имеет ничего предосудительного.

■ Молитвы тех, кто по незнанию положений исламского закона совершал молитву за имамом, за которым неправильно совершать молитву, считаются правильными, и нет необходимости в их перевыполнении или восполнении.

Разные положения о молитве.

1. Нет специальных правил о том, как будить членов семьи на утреннюю молитву.

2. Опекуну детей желательно обучать их религиозным предписаниям и обрядам поклонения после достижения возраста, с которого они смогут различать хорошее и плохое.

3. Под выражением: «Нет молитвы в течение сорока дней для того, кто пьет вино» подразумевается то, что питье вина является препятствием для принятия молитвы, а не то, что обязательность молитвы отпадает из-за употребления вина, чтобы было необходимо восполнить их или совместить своевременное выполнение с последующим восполнением.

4. Нет ничего предосудительного в рукопожатии после совершения молитвы, в целом, рукопожатие верующих желательно (мустахаб).

5. Если человек увидит, что другой человек неправильно совершает действия молитвы, то в таком случае на нем нет никаких обязанностей, если только неправильность совершения молитвы будет исходить из незнания того человека о правилах ее выполнения. В таком случае из (обязательной) предосторожности следует просветить и наставить его.

Часть IV

Пост (сийам)

Урок 57

﴿يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصّـِيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ﴾

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост,

так же как он был предписан тем, кто был до вас,

быть может, вы будете богобоязненны»

Пост

Значение поста – Виды поста – Виды обязательного поста –Условия, обязывающие к соблюдению поста – Условия, при которых пост действителен

Значение поста.

Пост (сийам) в священном исламском законе означает воздержание (имсак) человеком в течение дня (от рассвета до заката) с намерением повиновения воле Всевышнего от употребления в пищу и питья, а также от других действий, о чем подробно будет сказано в этом и последующих уроках.

● Критерием исламского закона в определении начала времени поста является «истинный» рассвет (фаджр ас-садик), определение которого вверено самому религиозно обязанному.

● Нет разницы между лунными и другими ночами в определении начала времени рассвета (фаджр), т.е. времени, с которого обязательно воздерживаться от определенных действий для соблюдения поста.

● После начала призыва (азан) на утреннюю молитву по средствам массовой информации (телевидение и радио) верующим (да укрепит Аллах их веру) из предосторожности следует воздерживаться от запрещенных во время поста действий.

● Если у соблюдающего пост (са’им) появится уверенность в том, что призыв на молитву начался с наступлением времени молитвы, то дозволяется разговляться (ифтар) сразу после начала призыва на молитву и необязательно ждать до окончания призыва.

Виды поста.

Согласно одной из классификаций пост делится на четыре вида:

1. Обязательный пост (например, пост в благословенный месяц рамадан).

2. Желательный пост (например, пост в месяц раджаб и ша‘бан).

3. Нежелательный пост (например, пост в день Ашура).

4. Запрещенный пост (например, пост в день праздника Фитр (первый день месяца шавваль) и Курбан (десятый день месяца зу-ль-хидджа)).

● Если человек, основываясь на словах врача, или по собственному опыту или по любой другой разумной причине будет убежден, что пост вреден для его здоровья или будет бояться, что пост нанесет ему вред, то ему не только не нужно поститься, но, и не разрешается делать это.

● Критерием определения нанесения постом вреда организму, появления или обострения болезни или отсутствия сил соблюдать пост является мнение самого постящегося. Таким образом, если врач своему пациенту скажет, что пост для него вреден, но он по своему собственному опыту будет знать, что ему не будет вреда, он должен поститься. Если же врач скажет, что пост невреден, но сам пациент будет знать, что он для него вреден или будет бояться, что может нанести ему вред, он не должен поститься.

● Если человек будет уверен, что пост невреден для него и станет поститься, а после поймет, что действительно нанес вред здоровью, он должен восполнить его.

● Слова врачей, которые запрещают соблюдать пост своим пациентам по причине нанесения вреда их здоровью, заслуживают доверия в том случае, если они дают пациенту уверенность или способствуют появлению страха о нанесении постом вреда, иначе, их слова не заслуживают доверия.

Виды обязательного поста.

1. Пост благословенного месяца рамадан.

2. Восполнение пропущенного поста.

Виды обязательного поста:

3. Искупительный (каффара) пост.

4. Восполнение пропущенных постов отца и матери.

5. Желательные посты, ставшие обязательными путем данного обета (назр), обещания (‘ахд) и клятвы (касам).

6. Пост третьего дня во время «уединения в мечети» (и‘тикаф).

7. Пост вместо жертвоприношения в хадже категории таматту‘.

Ссылка на основную публикацию