Молитва будславской божьей матери

Молитва будславской божьей матери

Будславская икона Божией Матери

Свет Евангелия – В бывшем бернардинском храме г. Будслава (Беларусь) находится чудот ворная Будславская икона Божией Матери, широко почитаемая еще с XVII в. С 1589 г. в Буде существовал монастырь францисканцев-бернардинцев. Монастырская хроника свидетельствует о том, что в 1598 г. образ в Риме был подарен Папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество. Воевода очень почитал Пресвятую Деву и всегда возил с собой ее икону. После смерти Паца (1610 г.) икона принадлежала его капеллану Исааку Солокаю, позже – долгиновскому викарию. В 1613 г. Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, по просьбе отцов-бернардинцев пожертвовал икону храму.

Икона, находившаяся тогда в деревянной церквушке, сразу стала одной из наиболее почитаемых и в скором времени была прославлена чудесами. В 1635 г. ее перенесли в главный алтарь. История образа и связанные с ним чудеса, начиная с 1617 г., были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге “Зодиак на земле”. Автор отмечает, что свидетельства о благодати, полученной по молитве у Будславской иконы верующие записывали на бумаге и приклеивали на стены деревянного храма. Первое чудо было официально зарегистрировано в 1617 г.: пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу Богородица вернула зрение; впоследствии он стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которой страдал семь лет. Э. Зелеевич описал 42 чудесных случая исцеления. В 1632 г. ротмистр Ян Вронский был ранен и попал в плен. Лишь благодаря обету, данному Будславской Богоматери, он смог благополучно вернуться домой.

Первый каменный храм заложил виленский приор Флориан Калецкий вместе с семейством Долмат-Исайковских (1633-1643 гг.). Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 г. был изготовлен прекрасный алтарь, сохранившийся до наших дней.

Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икона была вывезена в Соколку (на Подляшье), откуда вернулась лишь в 1665 г. Будславская икона почиталась, прежде всего, в литовской провинции отцов-бернардинцев, отдельные алтари некоторых храмов были также освящены во Имя Будславской Божией Матери. После изгнания монахов-бернардинцев царскими властями храм стал приходским, а почитание иконы несколько ослабло.

Икона писана маслом на полотне, натянутом на доску размерами 72х65см. В 1991-1992 гг. реставратор В. Лукашевич обнаружил на оборотной стороне иконы запись с ценными сведениями, повествующими об истории образа и алтаря.

С точки зрения иконографии образ относится к типу “Одигитрии” (т. е. Путеводительница). Это поясное изображение Божией Матери в темно-зеленом омофоре с кружевной каймой. Лицо с правильными чертами, левая половина – в глубокой тени. В левой руке Богоматерь держит Младенца Иисуса, облаченного в светлый хитон и темно-желтый плащ-гиматий. Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой – гранат как символ вечной жизни Церкви в многочисленности ее чад. Черты Лика Младенца тонкие, взгляд направлен на молящегося. Фон образа – зеленовато-серый, высветленный; нимбы охристые, разграфленные острыми лучами.

На иконе – серебряный оклад с растительным орнаментом. Венцы на голове Богородицы и Младенца украшены драгоценными камнями. Он заключен в серебряную раму с арабесковым орнаментом в стиле позднего Ренессанса; среди орнамента на раме изображения св. Казимира и, вероятно, св. Ядвиги.

Будславский храм – место особого почитания Богородицы. В его главном алтаре, находится чудотворная икона Божией Матери, Покровительницы Белоруссии.

За свою долгую историю храм, как и верующие, пережил много трудностей, но выстоял, приумножив свою славу и сохранив достоинство. И в этом, наверное, заключено самое большое чудо Будславской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны здесь трижды пролегала линия фронта, однако ни один снаряд не попал на территорию города. Жители всей округи находили пристанище в Будславе. Даже советским властям не удалось взорвать храм, а попытка некоего фанатика-атеиста уничтожить чудотворную икону закончилась для святотатца трагически: он лишился рассудка и вскоре умер. Даже во времена воинствующего атеизма храм был действующим. Он собирал верующих, нес им свет истины, а также был центром многочисленных паломничеств.

Исторические хроники рассказывают, что здесь в 1688 г. Пресвятая Дева явилась отцам-бернардинцам. Вероятно, в то время и появилась традиция паломничеств к чудотворному образу. Местные старожилы рассказывают, что “и за царем, и за Польшей, и за советами” 1 и 2 июля шли к Божией Матери паломники со всей Белоруссии, а также из Польши и Литвы. Но лишь в 1992 г. паломничествам к Будславской иконе был придан официальный характер. Сейчас сюда стекаются десятки тысяч верующих.

Коронация Будславской иконы Божией Матери золотыми венцами произошла 2 июля 1998 г. Торжественную церемонию возглавил кардинал Казимир Свёнтек. В этот день маленький будславский храм стал национальным санктуарием, а Будславская Божия Матерь провозглашена покровительницей Белоруссии.

Свою проповедь кардинал Свёнтек посвятил Пресвятой Деве: “Если бы все эти годы Ты не утешала людей, униженных гнетом атеизма, они бы не искали у Тебя помощи. Случалось, что паломник, преодолев тысячи километров, плакал от обиды, видя на дверях Твоего санктуария тяжелый замок. Но люди не отступали, потому что бесконечно верили в Твою помощь. Не имея возможности войти в храм, они молились возле его стен или в парке, в котором теперь проходят торжественные процессии в Твою честь. Скольким Ты вернула физическое и нравственное здоровье! Целительная вода из Твоего животворного источника успокоила не одну боль, исцелила не одну рану, облегчила жизнь не одного тяжелобольного. В течение нескольких сотен лет верующие прибегают к Твоей защите и помощи, обретая в Тебе долгожданное успокоение. Эту прекрасную и драгоценную корону Ты, Будславская Божия Матерь, заслужила своей многолетней заботой о нашей измученной стране. Мы, дети Царицы Небесной, произносим слова благодарения и обещаем быть достойными Тебя”.

Читать еще:  Святой лука крымский молитва о здоровье ребенка

Будславская Божия Матерь! Владычица и Царица наша! Мы, Твои рабы, смиренно склоняясь перед Твоим образом, обещаем Твоему Сыну и Тебе быть верными Богу и Его Святой Церкви! С безграничной верой в Твою Материнскую опеку мы отдаем под Твою защиту наши дома и наши семьи, а особенно больных и страдающих.

Заступница наша! Царица наша! Возьми нас под Свой покров! Вот Ты, Будславская Божия Матерь, и коронована достойным Тебя венцом! Твое Сердце всегда будет любить нас, Твоих детей: счастливых и несчастных, бедных и богатых, грустных и веселых. Мы навсегда остаемся Твоими детьми, Будславская Божия Матерь. Охраняй нас от всех невзгод и опасностей нашей жизни. Пусть наши сердца всегда будут преданы Тебе, нашей Небесной Матери и Покровительнице. Аминь

Поклонение чудотворной иконе Матери Божией в Будславе

В первые выходные июля люди из разных регионов проходят десятки, а то и сотни километров, чтобы в мядельском Будславе вместе помолиться и поклониться чудотворной иконе Божией Матери.

Здесь сохранились и местный костел, и главная святыня — икона Матери Божией Будславской, и традиция массовых паломничеств. Современному фестивалю, который зовет людей в Будслав, почти три десятка лет. Но в этом году он проходит с особенными торжествами и в особом статусе. Праздник не просто известен на всю страну. Он вышел за ее пределы и занял почетное место в Списке нематериальных ценностей ЮНЕСКО. Влиятельная международная организация оценила высокий уровень торжества и его значимость для духовности всего мира. К слову, особенная в этом году и погода: во время пути странников поливали дожди, но на подходе к агрогородку небо озарило яркое солнце…

Отправляясь в Будслав, каждый из пилигримов (именно так называют тех, кто пешком преодолевает большие расстояния ради того, чтобы поклониться чудотворной иконе) определяет для себя цель и просьбу, с которой идет к Матери Божией Будславской. О ней не принято говорить, но у каждого она есть. Ради нее и жертва — непростое преодоление немалого расстояния пешком. Время в пути — для размышлений о жизни.

Немного уставшие, но не растерявшие по пути задор и веселье, пилигримы группами добираются до места назначения. У стен костела их встречает ксендз Дмитрий Дубовик. Настоятель санктуария (места паломничества) в Будславе рассказал, почему из года в год, несмотря на трудный путь, интерес к фестивалю растет:

— По пути встречаемся с теми же трудностями, которые есть и в обычной жизни человека: физические, материальные. Ведь преодолевая расстояния, нужно что-то есть, пить. В пилигримке человек рассуждает о жизни, просит или благословляет Бога… Сам много раз отправлялся в паломничество, хотя количество никогда не считал. Люди всегда хорошо принимали. В народе говорят: если даешь кров пилигриму, принимаешь у себя в доме Бога. Бывали такие случаи, что в деревне оставалось 10 странников, а готовых принять их больше 30.

Верующие идут к иконе Матери Божией Будславской. Это не просто художественный шедевр и древняя реликвия. Это чудотворная святыня, и в костеле в специальной книге фиксируются примеры реальной помощи Марии людям. По сегодняшний день живет традиция: чтобы Богородица услышала и помогла в разных делах, к ней идут на коленках от ворот костела до алтаря. Вот финальные метры преодолевает многочисленная «делегация» — почти 130 человек — из Сморгони. В пилигримке верующие из разных стран — России, Украины, Беларуси. В основном молодежь. До Будслава ребята добирались 6 дней (!). За это время преодолели больше 105 километров. Долго? Дело в том, что молодежь не только идет, но и просвещается. Во время паломничества проходят лекции, разговоры, конференции. Кроме того, в каждом месте, где ночуют, организуют концерты для местных жителей. В агрогородке Нарочь Вилейского района, к примеру, паломников принимал едва ли не каждый дом. И это при том, что здесь живут в основном православные.

— Также Речки того же района, — добавляет ксендз Артур, который сопровождает делегацию из Сморгони. — Там католиков вообще нет. Но жители встречают как родных: даже открывают свои бани, чтобы мы могли помыться. Сам в пилигримке бывал 16 раз, и каждый — это особенное путешествие.

Для десятиклассника Кирилла Рудовича из Минска путь из Сморгони в Будслав еще и отличная возможность пообщаться со сверстниками:

— Можно сказать, что за это время (шесть дней) мы становимся маленькой семьей. К тому же каждый несет свою интенцию — просьбу. Чтобы я ни загадал в прошлые годы, все всегда сбывалось. На этот раз попросил, чтобы после 11-го класса хорошо сдать экзамены и поступить в вуз.

Интересная пилигримка из Глубокого. В группе семья Шаршунс. В составе четыре человека — мама Алена, папа Дмитрий, сыновья — трехлетний Максим и пятилетний Матвей. В таком количестве жители Глубокого впервые, хотя сами супруги в Будславе уже пятый раз:

— Когда Матвею было всего два месяца, решили отправиться в путешествие. Это событие — большой праздник для нашей семьи, ждем фестиваль. Это подзарядка духовных сил — здесь мы воспитываемся. Кто-то может подумать, что отправляться в такое путешествие с маленькими детьми сложно. Для нас это возможность провести друг с другом как можно больше времени.

Будславские чудеса

Знаменитые будславские чудеса появились, благодаря, как это не странно, лихим людям, обитавшим в 15 веке в лесных пущах, неподалеку от Минска. Однажды местные разбойники захватили в плен следующего из Риги во Львов католического кардинала, который следовал, по каким то своим делам, с возком церковной утвари и несколькими монахами. Более двух месяцев львовский епископ был пленником разбойников и только после получения выкупа его отпустили вместе с его книгами, одеяниями и иконами.

Читать еще:  Молитва при смерти домашнего животного

История Будславской святыни

Церковного иерарха больше всего поразило то, что захватившие его люди не были приверженцами католической церкви, среди разбойников преобладали униаты и мусульмане, а также язычники и средневековые атеисты. Епископ решил, что его долг основать в этих местах католический монастырь, чтобы местная разборная паства приобщилась к вечному. Так как земли в пущах считались великокняжескими, то католическое духовенство уговорило великого князя Литовского Александра Ягеллончика подарить эту местность монахам бернардинцам, которые не побоялись основать здесь небольшую часовню и маленькие домики-кельи (буды) на десяток монахов в 1504 году.

Но соседство было беспокойное, лесное население отказывалась быть истовыми католиками, и периодически нападало на маленький монастырь. Положение было настолько серьезное, что дело дошло до главы ВКЛ Стефана Батория, который этот вопрос решил по-королевски. Он подарил земли рядом с монастырем королевскому ротмистру Иерониму Оскерко, и повелел тому содержать в имении десяток конных стражей, которые бы смогли защитить монахов.

К 1587 году число монахов стало приближаться к полусотне, малых келий стало не хватать, а часовня не могла вместить всех страждущих. При помощи нанятых в Слуцке и Новогрудке плотников был построен новый деревянный костел и двухэтажное здание монастыря. К 1589 году новый комплекс из пущанского дуба был возведен, оформлять внутреннее убранство прибыли резчики и художники из Львова и Вильно. Несмотря на то, что монастырь был построен из дерева, он производил впечатление на жителей окрестных деревень, именно тогда деревенька Буда стала Будславом.

С начала 17 века Будслав неразрывно связан со святым образом Божьей Матери итальянской работы, написанной предположительно живописцем Понтормо, который одно время считался придворным художником Папы Римского Климента VIII. Икона появилась в Будславе благодаря видному вельможе ВКЛ Яну Пацу, который получил ее в Риме из рук католического понтифика. Так Папа Римский отблагодарил Яна Паца за его переход от кальвинизма в католицизм.

Чудесные исцеления в Будславе

Образ Будславской Божьей Матери появился в монастырском соборе в 1613 году а уже через несколько лет прихожане заметили, что при молитве у этой иконе случаются разнообразные чудеса. Дети, молившиеся возле иконы, переставали болеть, купцы совершали выгодные сделки, девушки удачно выходили замуж. Перед иконой излечивалась слепота, эпилепсия, затягивались тяжелые раны полученные в бою. Такие свойства Будславской иконы начали притягивать в небольшой монастырь паломников от Праги до Смоленска.

А после того как перед иконой в Будславе ожил мертворожденный младенец, число желающих поклониться чудотворной иконе стало достигать нескольких сотен верующих в сутки. Особенно популярной Будславская икона Божьей Матери была у родственников, воевавших на Востоке шляхтичей. Считалось, что она может не только спасти воина от тяжелого ранения или смерти, но и помочь сбежать из плена. Большое количество, среди паломников, бывших военных армии Речи Посполитой, с богатыми дарами косвенно подтверждало эти слухи.

Наиболее известный случай был с лихим гусарским рубакой Антосем Мшаром. Его привезли из под Могилева с тяжелыми ранами и обездвиженным. Три дня его жена Ирина, молилась возле иконы, в ногах у впавшего в забытье, славного воина. И вот во время воскресной мессы, на глазах у сотен прихожан храбрый гусар открыл глаза, сел и спустя некоторое время, пошатываясь — встал на ноги. Монастырский лекарь зафиксировал, что все страшные раны, в один миг зарубцевались и покрылись тонкой розовой корочкой, а главное человек снова стал ходить и разговаривать внятно. Его счастливая жена сняла с себя все драгоценности и пожертвовала монастырю, а бесценные алмазные серьги повесила рядом с образом. И такие случаи были не единичными.

Чудотворная будславская икона

К 1632 году пожертвований скопилось настолько много, что руководство католического ордена бернардинцев приняло решение строить здесь крупный каменный монастырь с многочисленными службами. Монастырь с большим храмом — Костелом Вознесения Пресвятой Девы Марии, строился 10 лет, и уже в 1643 году был освящен. Немецкий архитектор Андрей Кромер кроме храма запланировал и построил целый комплекс строений, включая жилые корпуса, богадельню для бедных, начальную и музыкальную школу. Благодаря строительству монастыря и многочисленным паломникам развивался и сам Будслав. После антироссийских восстаний в 1830 и 1863 году, монастырь, как прячущий повстанцев был закрыт, а позже все постройки, кроме главного храма были разобраны на кирпич. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии тоже планировали разобрать, но побоялись бунта местных жителей.

Во времена БССР партийное руководство пыталось из костела в стиле виленского барокко сделать склад химикатов. Но ученые из Гродно и Минска смогли доказать гибельность такого решения.

Одна из самых главных католических святынь Беларуси — Будславская Божья матерь по-прежнему является чудодейственной. Сюда приезжают помолиться о здравии и удаче вполне успешные и самодостаточные люди.

Икона Божией Матери в Будславе – подарок папы римского

Величественный костел Успения Пресвятой Девы Марии поражает с первой минуты. Над входом возвышается старинный орган, а стены храма расписаны уникальными фресками. Местами на стенах зеленые подтеки. Местные жители думают, что это выступает зеленая эмаль, которой немцы во время оккупации зарисовали костел. Так он не выделялся среди лесов и был не заметен летчикам.

Тысячи паломников приезжают в костел Успения Пресвятой Девы Марии Фото: Павел МАРТИНЧИК

Стены костела расписаны фресками, которые создают иллюзию Фото: Павел МАРТИНЧИК

В прошлом году исполнилось 400 лет, как икона Божией Матери находится в Будславе Фото: Павел МАРТИНЧИК

Подходим к самой главной святыне костела – иконе Божией Матери, которая славилась своими чудесными исцелениями еще сотни лет назад. Когда-то в храме находились книги, где были записаны все исцеления от XVII века до начала Отечественной войны. Но в советское время их отобрали местные власти.

Читать еще:  Молитва слов цена книги

– Посмотрите на икону. Одним глазом Божия Матерь смотрит на людей, другим на ребенка. Дите одним боком на Марию, а другим на людей. Что это означает? Богородица просит сына о благодати, а Бог помогает, – говорит отец Иосафат.

Рядом с иконой золотые фигурки ног, рук, сердца, которые были дарованы верующими в XIX веке.

– Это была благодарность за то, что они выздоровели. Фигурки были переплавлены из ювелирных украшений.

В 19-ом веке в благодарность за исцеление верующие оставляли в костеле золотые фигурки Фото: Павел МАРТИНЧИК

“Люди обращаются к иконе с разными проблемами”

Сегодня к Будславской иконе съезжаются тысячи паломников со всех уголков Беларуси , Польши , Прибалтики, России и Украины . Правда, в холодную пору верующих приезжает гораздо меньше, чем летом. Костел зимой не отапливается.

– Люди обращаются к Будславской иконе с разными проблемами. Знаю одну историю: год назад у одного мужчины была последняя стадия рака. Его жена стала молиться копии Будславской иконы в Гродно , и этот человек исцелился, – говорит настоятель храма. – Иногда исцеления приходят к человеку внезапно. Как-то раз вместе с экскурсией наш костел посетил один мусульманин из Северной Азии . Монахиня посоветовала ему приобрести медальон с образом Божией Матери. И спустя пять лет он приезжает к нам и говорит, что медальон ему помог. И он захотел принять католическую веру.

Священник Иосафат служит в Будславском костеле четвертый год.

– Бывает такое, что здесь сидишь, и не хочется отсюда уходить. Икона к себе тянет.

“Исцеляются бездетные пары”

83-летнюю Анну Гришкевич в Будславе знают все. Уже на протяжении многих лет верующая пенсионерка каждый день приходит в костел.

Пенсионерка: “Один молодой болел раком. Но он молился и выздоровел” Фото: Павел МАРТИНЧИК

– Мне одна женщина говорит: ну а что особенного тебе Бог дал? Я же каждый день благодарю Бога за свою жизнь, – улыбается Анна Степановна, которая не понаслышке знает чудесные исцеления. – Я ведь сама встала на ноги только благодаря молитве! Шла по дороге, как вдруг по позвоночнику прошла сильная боль. Семь недель лежала в страшных муках, но молилась. И в какой-то день боль ушла. А кто-то обращается ко мне, чтобы я помолилась. Пришел ко мне наш будславский парень. Его жена родила недоношенного ребенка, который был безнадежен. Я пошла в костел и говорю людям: давайте помолимся за этого мальчика. И этот ребенок выжил. Прошел год или два, и родился в той семье еще один мальчик! А бывает так, что некоторые женщины не могут иметь потомства. У меня ночевала одна женщина, которая никак не могла забеременеть. Побывала в нашем костеле, а спустя время привезла красивого мальчика. И таких случаев много.

Пенсионерка Анна Гришкевич каждый день ходит на службу в костел и знает много чудесных исцелений Фото: Павел МАРТИНЧИК

– От каких болезней еще исцеляются паломники?

– Один молодой человек приезжал. Врачи поставили ему четвертую стадию рака. Но он молился и выздоровел. А вот вспомнила еще одну историю. Приезжает девушка и говорит: «Пани Аня, посмотрите на меня? Какая же я была страшная!» И я начинаю вспоминать, что у этой девушки все лицо было в страшных угрях, пятнах. Она была и у врачей, и у знахарей, но ничего не помогало. И ей подсказали ехать в Будслав. Она всего два раза умылась освященной водой – и все угри прошли!

ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ

– Костел Успения Пресвятой Девы Марии был построен в 1783 году на месте деревянной часовни. Существует легенда, что один из монахов ночью увидел над часовней сияние, а в нем – лик Матери Божьей. Явление повторялось несколько раз. И однажды Богородица явилась и сказала: «Это место выбрал Бог для приюта грешников». И в 1643 году здесь был построен каменный костел. Он сохранился по сей день, но был объединен с новым костелом. В 1941 году при отступлении советской армии костел хотели взорвать, чтобы тот не достался немцам. Но солдаты не успели совершить свой план.

Уникальный деревянный алтарь 17-го века выполнен в стиле раннего барокко Фото: Павел МАРТИНЧИК

– В костеле хранится уникальный деревянный алтарь, который спроектировал итальянец Джованни Баттиста Гислени. Алтарь XVII века примечателен тем, что он выполнен в стиле раннего барокко. Вырезанные в нем фигуры покрыты золотой краской. Немногие знают, что в алтаре находится чудотворная икона распятого Иисуса, принадлежавшая когда-то одному шляхтичу.

– Интересно, что в 1598 году папа римский дал приказ художникам, чтобы они нарисовали образ Богородицы в восточно-западном стиле. Один из художников нарисовал образ, который явился 10 лет назад в Будславе. Икону получил из рук папы Климента VIII минский воевода Ян Пац, а тот перед смертью завещал икону своему священнику. В 1613 году этот священник оказался в Будславе и узнал от людей, что подобный образ возникал в этом месте 25 лет назад. Мужчина решил, что он должен оставить икону в этом месте. В прошлом году исполнилось 400 лет, как икона Божией Матери находится в Будславе. Отметить этот праздник приехало 45 тысяч паломников.

Отец Иосафат служит в Будславском костеле четвертый год Фото: Павел МАРТИНЧИК

БУД В КУРСЕ!

Будслав – городской поселок в Мядельском районе Минской области. Службы в костеле проходят по будним дням с мая по август в 19.00. В сентябре, октябре, феврале, марте, апреле в 18.00. А с ноября по январь в 17.00. В субботу в 12.00. В воскресенье в 10.30 и 12.00.

Еще больше материалов по теме: «Святые места: Беларусь»

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector