Молитва ефросиньи полоцкой икона

Молитва ефросиньи полоцкой икона

Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Тропарь, глас 4 *

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех — Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.

Кондак, глас 8 *

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».

Молитва 1-я *

О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во пло́ти, Богоизбра́нный сосу́де Святого Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха украше́нная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ се́рдца на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных ча́сть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я **

О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Видео

Цитатник

губами губ твоих коснусь

Народные промыслы России Друзья, предлагаю посмотреть несколько видео-сборников, объединенных .

Хиты 2017 Ричард Клайдерман

«Тётка» – это токсичный образ мыслей «Тётка» – это токсичный образ .

Эта лисичка хочет занять место котиков в Интернете Фотограф Иза Лисон (Iza Łyso&#32.

Рубрики

  • Понравилось в социальных сетях (22)
  • Социокультурные информационные источники Беларуси (17)
  • Полезные советы (11)
  • Фильмы (1)
  • Рукоделие (1)
  • Электронные библиотеки (1)
  • 70-летию Великой Победы посвящается (4)
  • Авторские дневники (4)
  • Белорусская кухня (1)
  • Дизайн интерьера (5)
  • Для нас (10)
  • Шансон (3)
  • Жемчужины мысли (1076)
  • Здоровье (11)
  • Игры (1)
  • Имидж современной женщины (2)
  • Искусство (1898)
  • Аудиокниги (12)
  • Достижения мирового искусства (454)
  • Достижения мировой литературы (200)
  • Живопись (130)
  • Интерьеры (68)
  • История мировой культуры (26)
  • Ландшафтный дизайн (5)
  • Любимое видео (332)
  • Музыка (1126)
  • Мультфильмы (34)
  • Социокультурные ресурсы Беларуси (137)
  • Использование информационных технологий (5)
  • Исследования (38)
  • Красота спасет мир! (1795)
  • Кулинария (39)
  • Торты (2)
  • Запеканки (2)
  • Рулеты (1)
  • Шашлыки (1)
  • Сыры (1)
  • Заготовки из огурцов (1)
  • Первые блюда (1)
  • Блюда из кабачков (1)
  • Блюда из картофеля (5)
  • Блюда из курицы (3)
  • Выпечка (7)
  • Драники (1)
  • Заготовки (4)
  • Заготовки из перца (2)
  • Заготовки из помидоров (1)
  • Закуски (4)
  • Канапе (1)
  • Каши (1)
  • Компоты (2)
  • Пирожки, пироги (3)
  • Салаты (4)
  • Между нами, девочками (105)
  • Педагогика (336)
  • Православие (113)
  • Песнопение (2)
  • СЛОВО БОЖИЕ (7)
  • Притчи (1)
  • Психология (446)
  • С улыбкой (1018)
  • Сад и огород (4)
  • Огород (3)
  • Самые красивые и удивительные места на планете (11)
  • Социология (13)
  • Стихи (546)
  • Олег Митяев (1)
  • Юрий Егоров /Сказоч-Ник/ (1)
  • Протоиерей Андрей Логвинов (1)
  • Айрин Зэд (1)
  • Анна Сущенко (1)
  • Ирина Самарина-Лабиринт (2)
  • Лидия Романова -Жуковец (1)
  • Наталья Головатюк (1)
  • Наталья Шевченко (1)
  • Ольга Козловская (1)
  • Степанова Валерия (1)
  • Сяргей Рыбкоў (1)
  • Юлия Олефир (1)
  • Туристические маршруты (3)
  • Философия (394)
  • Энциклопедии (1)
  • Я ЖЕЛАЮ ВАМ СЧАСТЬЯ! (290)

Ссылки

Резюме

Светлана

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Статистика

Молитва преподобной Евфросинии, игумении и княжне Полоцкой

Вторник, 17 Января 2012 г. 15:10 + в цитатник

Молитва

преподобной Евфросинии,

игумении и княжне Полоцкой

О, преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая, услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое: имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою, и любовию, и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших, и якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас благопоспешити нам во всем; и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея. Испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно проити истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно Страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Егоже и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Икона молитва от рака в москве

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав. Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители. Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте. Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской. Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа. За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы. В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Читать еще:  Молитва всевышнему благодарность

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню. Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига. Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю. Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер. В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город. После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой. Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев. На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся Евфросинии Полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа. И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Преподобная Евфросиния Полоцкая: подвиг мужества

«Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедниче­ства», — прочла вслух молодая княжна-игуменья, обращаясь к собравшимся вокруг нее девушкам из знатнейших княжеских семей. – «Так пишет святой Иоанн Златоуст. Неужели те апостольские времена миновали, сестры мои?»

«Я думаю, что Дух Святой в Церкви присутствует так же, как и во времена апостолов», — ответила задумчивая Градислава, отрываясь от переписываемой книги Златоуста.

Девушки-инокини занимаются не рукодельем – они переписывают книги. Это тяжелый труд, за который до этого брались только мужчины. Но теперь в монастыре Святой Троицы, в Полоцком княжестве, началось доселе неслыханное дело – девицы под руководством Предславы, дочери князя Георгия Всеславича, ставшей игуменьей Евфросинией, переписывают книги, для того, чтобы Евангельское слово могли услышать люди по всей Западной Руси.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

…Предислава, двенадцатилетняя дочь Полоцкого князя, с детства полюбила читать книги. Хотя в Древней Руси книга была роскошью, князь Георгий мог позволить себе иметь не одну-две, а целую библиотеку. Глядя на склонившуюся над очередным кодексом юную дочь, князь грустно улыбался и говаривал: «Выйдешь замуж, дам тебе в приданое сундук книг!»

«А я не выйду замуж!» — отвечала Предслава.

«Как так?!» — смеялся князь. – «Так с книжкой и обручишься навек?»

И тогда девочка подняла на отца большие серьезные глаза, синие, как небо над рекой Полотой, и ответила:

«Не с книжкой. Со Христом».

Знал ли отец, что в одну из ночей его дочь убежит из дома – не с князем-красавцем или заезжим рыцарем в неприступный замок, а одна, в дальний монастырь?

…И в иночестве ей было наречено имя «Евфросиния», в честь святой преподобной Евфросинии Александрийской, совершившей многие подвиги в мужском образе.

Радость, о радость! Бьющий источник,
Радуга в пении ранних птиц.
Не умолкает ни днем, ни ночью
Призывный звон Его колесниц.

Радость – вовек! И неукротимо
Он привлекает сердце твоё –
Он, садами идущий мимо,
Он, чья свирель бессмертно поёт.

Радость – вовек! И что нам – до неба?
Ведь Он, склоняясь к земле, сошёл
Тайной воды и тайною хлеба,
Он, творящий всё – хорошо.

…Житие говорит, что Предслава решила посвятить свою жизнь Христу, когда ей было двенадцать лет. Этот возраст глубоко символичен – к двенадцати годам достигали совершеннолетия мальчики в Ветхом Завете, в двенадцать лет достиг его и Богочеловек, Сын Божий и Сын Марии, Иисус. Он беседовал в Храме Иерусалимском с учителями Закона, и они удивлялись Его разуму (Лк. 2:46-47).

И когда с плачем, ища ее, приехали за ней ее родители, князь с княгиней, Дух Христа научил Предславу-Евфросинию, что им сказать в утешение (Лк.12:12). И родители, неожиданно обрадованные, отправились домой. Не напрасно зовется их дочь теперь Евфросинией, что по-гречески означает: «радость».

Читать еще:  Молитва чтобы покупатель не ушел без покупок

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу…

Да, она пошла вслед за Ним, Отроком, читающим Писание, Отроком, который стал Мужем скорбей… В руке она держала Его Евангелие, другой рукой сжимала Крест. Неслучайно прекрасной работы Крест был завещан ею своей обители – той самой, которая начиналась с маленькой церковки, куда она переехала из монастыря своей тетки, княгини Романы (вдовы князя Романа Всеславича).

Икона преп. Евфросинии, сделанную, возможно, при ее жизни в Полоцком монастыре

«Что у тебя за вещи?» — строго спросил епископ Илия. – «Не достоит инокине украшаться одеждами, а у тебя их целый сундук, как я вижу!»

«У меня нет иных одежд, которые на мне», — спокойно ответила Евфросиния.

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» — нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью.

«То, что дороже золота», — ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках.

«Дитя мое», — проговорил митрополит Илия, — «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!»

Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии.

«Вот сюда», — сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги».

«Дитя мое», — епископ покачал головой, — «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!»

«Владыко, я взяла с собою только книги», — ответила Евфросиния и добавила: — «И еще три хлеба».

Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния.

Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу,

учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние…

Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

В то давнее время, в четвертом веке — за восемь веков до Евфросинии Полоцкой — жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем». Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия. Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей.

Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»?

Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского. Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь. Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом.

В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца. Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое.

Преподобная Евфросиния Полоцкая . Памятник в Полоцке

Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы.

Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.

Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский.

Евфросиния смотрит на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве. Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим. Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть.

«Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», — говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца. Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов. Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк.

Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп. Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г.

Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…

Что ты пришла – по земле и по морю,
с книгою в путь отправившись свой?
Что ты пришла, назвавшись сестрою –
Макрины и Феклы младшей сестрой?

Александрия – далёко на юге,
севера солнце кожу не жжет.
Путь твой узнали девы-подруги –
Путь среди ночи и путь среди вод.

Двенадцати лет, открываясь взору,
тебя нарек Он невестой-сестрой –
Отрок, толкующий в Храме Тору,
Новый Иона и Новый Ной.

Слышите? Бросьте направо сети,
сети закиньте в пучину вод!
Мачта и якорь – смотрите, дети, –
летучие рыбы ведут хоровод.

Будет путь твой стремительный длиться
так, как мчится из лука стрела.
Крылья голубки, крылья орлицы,
Крепкие крылья большого орла.

И ни к чему отныне рассказы –
Покрытый в Субботу морской волной
Унес на рассвете ворота Газы,
Ворота смерти унес с Собой.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector