Молитва к святому пророку науму

Молитва к святому пророку науму

Молитвы к святому пророку Науму. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не спле

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Посещение православного монастыря Святого Наума в – не просто экскурсия, это истинное торжество души. Старинное сооружение располагается на берегу, на юго-востоке от жемчужины – . Тихое, приятное место, в котором можно увидеть дефилирующих перед туристами павлинов и красивейшие источники, питающие озеро. На сегодняшний день монастырь является частью неканонической Македонской православной церкви.

Основание монастыря приходится на 893-900 гг., благодаря ученику Кирилла и Мефодия, преподобному Науму Охридскому. Когда святой умер, его мощи поместили в храм монастыря.

Свети-Наум пережил множество событий. В средневековье он был весьма популярным культурным центром, и мог похвастаться значительными земельными владениями. Были и набеги чужеземцев, после которых монастырь приходилось отстраивать вновь. Особенный ущерб принесли сооружению турки, хотя именно они и восстановили монастырь после, превратив его в объект почитания мусульман. Верующие считали, что мощи святого могут излечивать от недугов, причем как физических, так и душевных. Отсюда появилась пословица «Или ум, или Свети Наум».

Еще одним важным губительным событием в жизни монастыря считается пожар 1875 г. Целых два дня монастырь пылал синим пламенем, а после несколько лет восстанавливался.

Во времена Второй мировой войны над монастырем доминирует Албанская православная церковь. В послевоенный период проводится ряд археологических раскопок, благодаря которым местами был выявлен оригинальные фасады и часть храма монастыря.

Пестрое здание монастыря и однотонная площадь, на которой оно стоит, создают сильный контраст. Тем не менее, выглядит это всё достаточно гармонично. Вместо привычных православное архитектуре куполов, вы обнаружите пирамидальные своды, а у парадного входа – просторные портики.

Монастырь внутри впечатляет не меньше, чем снаружи. Прежде всего, хочется отметить шикарные работы македонского живописца, который рассказал в них в жизни и подвигах основателя монастыря – Святого Наума. В глаза бросается большая коллекция икон, самыми ценными из которых являются «Вход в Иерусалим» и «Распятие Христа».

В монастыре Святого Наума существует поверье, из-за которого паломники со всего света стремятся попасть в святую обитель. Приложив ухо к саркофагу с мощами преподобного Наума, можно услышать биение сердца святого. Редкие, но четкие удары были проанализированы учеными, которые сделали вывод: звуки соответствуют спектрограмме тонов сердца.

Как найти монастырь Святого Наума?

Монастырь скрыт от посторонних глаз, поэтому найти его не так уж и просто. Сооружение расположено в южной части города, на горе Галичице, на территории , носящего аналогичное название.

Есть несколько способов добраться до монастыря. Первый – арендовать автомобиль или воспользоваться услугами туристического автобуса. Это достаточно дорого, но удобно. В случае выбора первого варианта, ваш путь будет лежать по трассе №501, а по времени отнимет примерно 40 минут жизни.

В качестве второго способа вам предлагается сесть на баржу и совершить маленький круиз. Охридское озеро очень красивое, поэтому, несмотря на кратковременность, такое путешествие вам запомнится на всю жизнь.

В монастыре для посетителей накрывают стол с угощениями. Не отказывайтесь от трапезы ни в коем случае. Во-первых, вы можете обидеть монахов, а во-вторых, вы лишите себя замечательной возможности испробовать настоящее монастырское вино и некоторые национальные македонские блюда.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Наум Грамотник. День святого пророка Наума.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум».

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом «учителя » . А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя» с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями , усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» – первую букву алфавита,- матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям – на счастье и удачу.
Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому – счастье и успех в его предприятиях.

Читать еще:  Молитва по имаму шафии

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Молитвы о развитии ума у детей и просвещении разума к учению

Молитва о плохо обучающемся отроке

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пророку Науму:

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы о детях

Молитва родителей на благословение детей

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, благослови́, освяти́, сохрани́ ча́до мое́ си́лою Животворя́щаго Креста́ Твоего́.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)

Г о́споди, Ты Еди́н вся ве́си, вся мо́жеши и всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум Истины прийти. Вразуми́ сына моего́ (имя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я и укре́пи его ходи́ти по за́поведям Твои́м и меня́, гре́шного, поми́луй.

Молитва родителей о детях

Г о́споди Иису́се Христе́, бу́ди ми́лость Твоя́ на сы́не мое́м (имя) , сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м, покры́й от вся́каго лука́ваго похоте́ния, отжени́ от него́ вся́каго врага́ и супоста́та, отве́рзи ему́ у́ши и о́чи серде́чныя, да́руй умиле́ние и смире́ние се́рдцу его́, обрати́ его́ на покая́ние, просвети́ ум его́ све́том ра́зума Ева́нгелия Твоего́, наста́ви его́ на стезю́ за́поведей Твои́х и научи́ его́, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты есть Бог наш. A ми́нь.

Молитвы о детях к Божией Матери

(Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области)

О , Пресвята́я Влады́чице Де́во Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ под кро́вом Твои́м моего сына (имя) . Укро́й его́ ри́зою Твоего́ матери́нства, соблюди́ его в стра́хе Бо́жием и в послуша́нии роди́телям, умоли́ Го́спода моего́ и Сы́на Твоего́, да да́рует им поле́зное ко спасе́нию их. Вруча́ю их Матери́нскому смотре́нию Твоему́, я́ко Ты еси́ Боже́ственный Покро́в раба́м Твои́м.

Ма́терь Бо́жия, введи́ меня́ во о́браз Твоего́ небе́снаго матери́нства. Уврачу́й душе́вные и теле́сные ра́ны сына моего́ (имя) , мои́ми греха́ми нанесе́нные. Вруча́ю дитя́ мое́ всеце́ло Го́споду моему́ Иису́су Христу́ и Твоему́, Пречи́стая, небе́сному покрови́тельству. А ми́нь.

Молитвы к Святому пророку Науму

(для успехов в учебе)

Молитва 1

П роро́к Нау́м, наведи́ меня́ (моего сына, дочь) на ум.

Молитва 2

В о и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Свято́й о́тче Нау́м, напра́вь о́трока моего́ на ум, дай ему благослове́ние на я́рое уче́ние, па́мять его укрепи́, стара́нья пробуди́. Возьми́ его́ ру́ку, отгони́ лень и ску́ку. Пусть будет сей о́трок на умо́к скор, в уче́нье спор. Ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Молитва об отроке неудобоучащемся

Г о́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, всели́выйся в сердца́ двуна́десятых Апо́столов нелицеме́рно, благода́тию Всесвята́го Ду́ха, сошедшаго в виде о́гненных язы́к, и сих устне́ отве́рзый, и нача́ша глаго́лати иными языки́. Сам Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, ниспосли́ Того́ Ду́ха Твоего́ Свята́го на отроча́ сие́ (имя) и насади́ во ушеса́ се́рдца его́ Свяще́нныя Писа́ния, я́же рука́ Твоя́ пречи́стая на скрижа́лех начерта́ законополо́жнику Моисе́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Благословение матери

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши меня́, гре́шную и недосто́йную рабу́ Твою́.

Г о́споди, в ми́лости Твое́й вла́сти ча́до мое́, поми́луй и спаси́ его́ и́мени Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, прости́ ему́ вся согреше́ния, во́льныя и нево́льныя, соверше́нные им пред Тобо́ю.

Г о́споди, наста́ви его́ на и́стинный путь за́поведей Твои́х и вразуми́ его́ и просвети́ све́том Твои́м Христо́вым, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла.

Г о́споди, благослови́ его́ в до́ме, о́коло до́ма, в шко́ле, в по́ле, в рабо́те и в доро́ге, и на ка́ждом ме́сте Твоего́ владе́ния.

Г о́споди, сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м Святы́м от летя́щей пу́ли, стрелы́, ножа́, меча́, я́да, огня́, пото́па, от смертоно́сной я́звы и от напра́сныя сме́рти.

Г о́споди, огради́ его́ от ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́ких бед, зол и несча́стий.

Г о́споди, исцели́ его́ от вся́ких боле́зней, очи́сти от вся́кия скве́рны (вина́, табака́, нарко́тиков) и облегчи́ его́ душе́вные страда́ния и ско́рби.

Г о́споди, да́руй ему́ благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие ле́та жи́зни, здра́вия и целому́дрия.

Г о́споди, умно́жь и укрепи́ его́ у́мственные спосо́бности и теле́сные си́лы.

Г о́споди, дай ему́ Твое благослове́ние на благочести́вую семе́йную жизнь и благочести́вое деторожде́ние.

Г о́споди, да́руй и мне, недосто́йной и гре́шной рабе́ Твое́й, роди́тельское благослове́ние на ча́до мое́ в настоя́щее вре́мя утра́, дня, ве́чера и но́чи и́мени Твоего́ ра́ди, и́бо Ца́рствие Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогу́ще. А ми́нь.

Канон святому пророку Науму

Припев: С вяты́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 14 декабря (01 декабря ст. ст.)

Глас 5.

Ирмо́с: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.

Нау́ме, Бо́жиим пома́зався, богоприя́тне, Ду́хом и Сего́ благода́тию просве́щся, те́м, Боже́ственное прозре́ние ума́ твоего́ чту́ще, ублажа́ем тя́, всеизря́дне.

Свы́ше огласи́вши, проро́че, твою́ ду́шу, Ду́ха благода́ть проро́ческое де́йство досто́йно вдохне́ и богодохнове́нен язы́к тво́й устро́и, досточу́дне.

Орга́н яви́лся еси́, ударя́емь Ду́ха бряца́лом, ревни́теля Бо́га воспева́я и все́м веща́я Боже́ственнаго суда́ нелицеме́рие, достосла́вне.

Богоро́дичен: Преблагослове́нная Де́во Всечи́стая, ве́рою Тя́ и любо́вию, я́ко Бо́жию Ма́терь Честну́ю, пою́щия спаса́й от бе́д, реша́щи неукроти́мое свире́пство.

Ирмо́с: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивый неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Прича́стием Животворя́щаго и Боже́ственнаго Ду́ха душе́ю бы́л еси́ богови́днейший: те́мже и да́льная я́ве все́м предвозвеща́ти Боже́ственным манове́нием ты́ предочи́стился еси́, богодохнове́нне.

Су́д на враги́ отмще́ния предзре́л еси́, блаже́нне богови́днейше, преоби́дящих нечести́вых Бо́жие долготерпе́ние, и ми́лость, и благосты́ню от неисце́льныя зло́бы.

Богоро́дичен: И́же дре́вле от небытия́ сотвори́вый вся́ческая, из Твоея́ святы́я утро́бы прохо́дит, Челове́к бы́в, Чи́стая, за человеколю́бие превели́кое Человеколю́бец, да челове́ки изба́вит.

Седа́лен, гла́с 5.

Несме́сен начерта́нием до́льным, сла́вне, ты́, у́м стяжа́в, Боже́ственнаго Ду́ха чисте́йшее, Нау́ме, прия́телище бы́л еси́, осия́ние Его́ прие́мля све́тло и все́м облиста́я; те́м тя́ мо́лим: о ми́ре ми́ра моли́ся.

Богоро́дичен: Из Тебе́ вопло́щшагося Бо́га и Го́спода на́с ра́ди, истле́вших прегреше́ньми, моли́ приле́жно уще́дрити ны́ и отврати́ти я́рость и гне́в Сво́й, Чи́стая, от и́же ве́рою чту́щих и хва́лящих непреста́нно си́лу и держа́ву Его́.

Крестобогоро́дичен: На Кресте́ зря́щи Тя́, Христе́, Ма́ти Твоя́, во́лею посреде́ разбо́йников ви́сяща, растерза́ющися утро́бою, ма́терски глаго́лаше: безгре́шный Сы́не, ка́ко непра́ведно на Кресте́, я́коже злоде́й, пригвожде́н еси́, челове́ческий ро́д хотя́ оживи́ти, я́ко Благоутро́бен.

Ирмо́с: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Сия́я заре́ю Ду́ха, ниневи́тяном преще́ние запусте́ния предвозвести́л еси́, Бо́жия си́лы проявля́я, богоявле́нне, неизбе́жное.

Су́д пра́ведный Зижди́теля пове́даеши, лю́тое всегуби́тельство лю́дем вражде́бным, я́ко проро́чествуя, провеща́л еси́, Нау́ме, Бо́жий проро́че всеблаже́нне.

Смиренному́дрием украша́ема, проро́ка Твоего́ душа́ к боговиде́нию Твоему́, Бла́же, преесте́ственно взя́ся и Боже́ственнаго виде́ния све́тлости.

Богоро́дичен: Мари́е, Госпоже́ тва́ри, Царя́ все́х ро́ждши, еди́на Всепе́тая, страсте́й мучи́тельства свобо́дна мя́ покажи́ моли́твами Твои́ми.

Ирмо́с: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.

Непоро́чно и чи́сто житие́ стяжа́ти де́йством и просвеще́нием Свята́го Ду́ха, Нау́ме, сподо́бился еси́, проро́че чу́дный.

Пло́ть покори́л еси́ самоде́ржцу уму́, усе́рдно восхожде́ния в се́рдце положи́в: те́мже явле́ния боголе́пнаго получи́л еси́.

Па́че ви́димых по́честей су́ть, и́же проро́чеством почествова́нных, те́ми бо веща́ет Святы́й Ду́х — Преблаги́й Госпо́дь.

Богоро́дичен: Ниже́ у́м небе́сный и́стинно возмо́жет Тя́, Богома́ти, пе́ти досто́йно: Зижди́теля бо родила́ еси́, небе́сными пева́емаго си́лами.

Ирмо́с: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.

Боже́ственныя благода́ти я́вльшася хра́м, ве́рнии, и прия́телище пречи́стое бы́вша, па́че ума́ богоявле́ния воспои́м.

Боже́ственнаго Ду́ха прие́м незаходи́мую зарю́ и у́м боже́ствен стяжа́в, благочести́выя к песнопе́нию наказу́ет.

Читать еще:  Вышивка молитва для дома со схемой

Богоро́дичен: Мы́сленныя си́лы Тя́ и челове́честии вси́ ро́ди, я́ко Бо́га ро́ждшую, сла́вят всегда́, Благослове́нная Всенепоро́чная.

Конда́к, гла́с 4.

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце проро́чества бы́сть светле́йшаго прия́телище: зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая; сего́ ра́ди тя́ почита́ем, проро́че блаже́нне Нау́ме сла́вне.

Ирмо́с: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.

Я́ко богови́днейша проро́ка иму́ще, лико́в нача́льника, че́стно пра́зднуем, боже́ственне, песнопою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.

Тя́, духодви́жимаго позна́вше орга́на и цевни́цу богодохнове́нну, призыва́ем засту́пника, пе́сньми пою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.

Венча́ тя Госпо́дь проро́ка, чу́дне, и благода́ть тебе́ даде́ предглаго́лати бу́дущая, Ему́же вси́ песнопои́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Две́рь непроходи́мую проро́к ви́де Тя́, Де́во Пречи́стая, ю́же Еди́н про́йде; Ему́же вси́ песнопое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Ирмо́с: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Невеще́ственною заре́ю Нача́льныя Тро́ицы, проро́че, обожа́емь, пое́ши, ра́дуяся: вся́ дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Священноле́пно свяще́нную твою́ па́мять, проро́че чу́дный, чту́ще, пое́м: вся́ дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Укрепи́, Чи́стая, ду́шу мою́, разсла́бленную прегреше́ньми и страстьми́, я́ко да воспою́, Де́во, Твое́ Рождество́, препросла́вленное во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

На земли́ равноа́нгельное житие́ име́л еси́ вои́стинну и ны́не на небесе́х со а́нгельскими ли́ки всели́лся еси́ бли́з Све́та Трисия́ннаго, Его́же насыща́яся, назира́й пою́щия тя́.

Тя́ Бо́гу приво́дим о ми́ре, блаже́нне, моли́твенника, моли́ приле́жно, проро́че, я́ко дерзнове́ние име́я, да́ти ве́рным благоле́пно пребыва́ющее ве́чное избавле́ние.

Богоро́дичен: Я́ко Бо́га ро́ждшую, сугу́ба же и соесте́ственна, имену́ем Тя́, ве́рнии, богоглаго́ливо Богоро́дицу Пречи́стую всеи́стинным зва́нием, честно́е Рождество́ пропове́дающе, Всесвята́я Богоневе́сто.

І҆рмо́съ: Конѧ̀ и҆ вса́дника въ мо́ре чермно́е, сокрꙋша́ѧй бра̑ни мы́шцею высо́кою, хрⷭ҇то́съ и҆стрѧсѐ, і҆и҃лѧ же спасѐ, побѣ́днꙋю пѣ́снь пою́ща.

Наꙋ́ме, бж҃їимъ пома́завсѧ, бг҃опрїѧ́тне, дх҃омъ, и҆ сегѡ̀ бл҃года́тїю просвѣ́щсѧ: тѣ́мъ бжⷭ҇твенное прозрѣ́нїе ᲂу҆ма̀ твоегѡ̀ чтꙋ́ще, ᲂу҆блажа́емъ тѧ̀, всеизрѧ́дне.

Свы́ше ѡ҆гласи́вши, прⷪ҇ро́че, твою̀ дꙋ́шꙋ, дх҃а бл҃года́ть прⷪ҇ро́ческое дѣ́йство досто́йнѡ вдохнѐ, и҆ бг҃одохнове́ненъ ѧ҆зы́къ тво́й ᲂу҆стро́и, досточꙋ́дне.

Ѻ҆рга́нъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ᲂу҆дарѧ́емь дх҃а брѧца́ломъ, ревни́телѧ бг҃а воспѣва́ѧ, и҆ всѣ̑мъ вѣща́ѧ бжⷭ҇твеннагѡ сꙋда̀ нелицемѣ́рїе, достосла́вне.

Бг҃оро́диченъ: Пребл҃гослове́ннаѧ дв҃о всечⷭ҇таѧ, вѣ́рою тѧ̀ и҆ любо́вїю, ꙗ҆́кѡ бж҃їю мт҃рь чⷭ҇тнꙋ́ю, пою́щыѧ спаса́й ѿ бѣ́дъ, рѣша́щи неꙋкроти́мое свирѣ́пство.

І҆рмо́съ: Водрꙋзи́вый на ничесо́мже зе́млю повелѣ́нїемъ твои́мъ, и҆ повѣ́сивый неѡдержи́мѡ тѧготѣ́ющꙋю, на недви́жимѣмъ, хрⷭ҇тѐ, ка́мени за́повѣдей твои́хъ цр҃ковь твою̀ ᲂу҆твердѝ, є҆ди́не бла́же и҆ чл҃вѣколю́бче.

Прича́стїемъ животворѧ́щагѡ и҆ бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а, дꙋше́ю бы́лъ є҆сѝ бг҃ови́днѣйшїй: тѣ́мже и҆ да̑льнаѧ ꙗ҆́вѣ всѣ̑мъ предвозвѣща́ти бжⷭ҇твеннымъ манове́нїемъ ты̀ пред̾ѡчи́стилсѧ є҆сѝ, бг҃одохнове́нне.

Сꙋ́дъ на врагѝ ѿмще́нїѧ предзрѣ́лъ є҆сѝ, бл҃же́нне бг҃ови́днѣйше, преѡби́дѧщихъ нечести́выхъ бж҃їе долготерпѣ́нїе, и҆ ми́лость, и҆ благосты́ню, ѿ неисцѣ́льныѧ ѕло́бы.

Бг҃оро́диченъ: И҆́же дре́вле ѿ небытїѧ̀ сотвори́вый всѧ́чєскаѧ, и҆зъ твоеѧ̀ ст҃ы́ѧ ᲂу҆тро́бы прохо́дитъ, чл҃вѣ́къ бы́въ, чⷭ҇таѧ, за чл҃вѣколю́бїе превели́кое, чл҃вѣколю́бецъ, да человѣ́ки и҆зба́витъ.

Сѣда́ленъ, гла́съ є҃.

Несмѣ́сенъ начерта́нїемъ до́льнымъ, сла́вне, ты̀ ᲂу҆́мъ стѧжа́въ, бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а чистѣ́йшее, наꙋ́ме, прїѧ́телище бы́лъ є҆сѝ, ѡ҆сїѧ́нїе є҆гѡ̀ прїе́млѧ свѣ́тлѡ, и҆ всѣ̑мъ ѡ҆блиста́ѧ: тѣ́мъ тѧ̀ мо́лимъ, ѡ҆ ми́рѣ мі́ра моли́сѧ.

Бг҃оро́диченъ: И҆зъ тебє̀ вопло́щшагосѧ бг҃а и҆ гдⷭ҇а на́съ ра́ди, и҆стлѣ́вшихъ прегрѣше́ньми, молѝ прилѣ́жнѡ ᲂу҆ще́дрити ны̀, и҆ ѿврати́ти ꙗ҆́рость и҆ гнѣ́въ сво́й, чⷭ҇таѧ, ѡ҆ и҆̀же вѣ́рою чтꙋ́щихъ и҆ хва́лѧщихъ непреста́ннѡ си́лꙋ и҆ держа́вꙋ є҆гѡ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: На крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи тѧ̀, хрⷭ҇тѐ, мт҃и твоѧ̀, во́лею посредѣ̀ разбо́йникѡвъ ви́сѧща, растерза́ющисѧ ᲂу҆тро́бою, мт҃рски глаго́лаше: безгрѣ́шный сн҃е, ка́кѡ непра́веднѡ на крⷭ҇тѣ̀, ꙗ҆́коже ѕлодѣ́й пригвожде́нъ є҆сѝ, человѣ́ческїй ро́дъ хотѧ̀ ѡ҆живи́ти, ꙗ҆́кѡ бл҃гоꙋтро́бенъ;

І҆рмо́съ: Бжⷭ҇твенное твоѐ разꙋмѣ́въ и҆стоща́нїе прозорли́вѡ а҆ввакꙋ́мъ, хрⷭ҇тѐ, со тре́петомъ вопїѧ́ше тебѣ̀: во спасе́нїе люде́й твои́хъ, спастѝ помаза̑нныѧ твоѧ̑ прише́лъ є҆сѝ.

Сїѧ́ѧ заре́ю дх҃а, нїнеѵі́тѧнѡмъ преще́нїе запꙋстѣ́нїѧ предвозвѣсти́лъ є҆сѝ, бж҃їѧ си́лы проѧвлѧ́ѧ, бг҃оѧвле́нне, неизбѣ́жное.

Сꙋ́дъ пра́ведный зижди́телѧ повѣ́даеши, лю́тое всегꙋби́тельство лю́демъ враждє́бнымъ, ꙗ҆́кѡ прⷪ҇ро́чествꙋѧ провѣща́лъ є҆сѝ, наꙋ́ме, бж҃їй прⷪ҇ро́че всебл҃же́нне.

Смиренномꙋ́дрїемъ ᲂу҆краша́ема прⷪ҇ро́ка твоегѡ̀ дꙋша̀, къ бг҃овидѣ́нїю твоемꙋ̀, бл҃же, преесте́ственнѡ взѧ́сѧ, и҆ бжⷭ҇твеннагѡ видѣ́нїѧ свѣ́тлости.

Бг҃оро́диченъ: Марі́е, гпⷭ҇жѐ тва́ри, цр҃ѧ̀ всѣ́хъ ро́ждши, є҆ди́на всепѣ́таѧ, страсте́й мꙋчи́тельства свобо́дна мѧ̀ покажѝ, моли́твами твои́ми.

І҆рмо́съ: Ѡ҆дѣѧ́йсѧ свѣ́томъ ꙗ҆́кѡ ри́зою, къ тебѣ̀ ᲂу҆́тренюю, и҆ тебѣ̀ зовꙋ̀: дꙋ́шꙋ мою̀ просвѣтѝ ѡ҆мраче́ннꙋю, хрⷭ҇тѐ, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ благоꙋтро́бенъ.

Непоро́чно и҆ чи́сто житїѐ стѧжа́ти, дѣ́йствомъ и҆ просвѣще́нїемъ ст҃а́гѡ дх҃а, наꙋ́ме, сподо́билсѧ є҆сѝ, проро́че чꙋ́дный.

Пло́ть покори́лъ є҆сѝ самоде́ржцꙋ ᲂу҆мꙋ̀, ᲂу҆се́рднѡ восхождє́нїѧ въ се́рдцѣ положи́въ: тѣ́мже ꙗ҆вле́нїѧ бг҃олѣ́пнагѡ полꙋчи́лъ є҆сѝ.

Па́че ви́димыхъ по́честей сꙋ́ть, и҆̀же прⷪ҇ро́чествомъ почествова́нныхъ: тѣ́ми бо вѣща́етъ ст҃ы́й дх҃ъ, пребл҃гі́й гдⷭ҇ь.

Бг҃оро́диченъ: Нижѐ ᲂу҆́мъ нбⷭ҇ный и҆́стиннѡ возмо́жетъ тѧ̀, бг҃ома́ти, пѣ́ти досто́йнѡ: зижди́телѧ бо родила̀ є҆сѝ, нбⷭ҇ными пѣва́емаго си́лами.

І҆рмо́съ: Неи́стовствꙋющеесѧ бꙋ́рею дꙋшетлѣ́нною, влⷣко хрⷭ҇тѐ, страсте́й мо́ре ᲂу҆кротѝ, и҆ ѿ тлѝ возведи́ мѧ, ꙗ҆́кѡ бл҃гоꙋтро́бенъ.

Бжⷭ҇твенныѧ бл҃года́ти ꙗ҆́вльшасѧ хра́мъ, вѣ́рнїи, и҆ прїѧ́телище пречи́стое бы́вша, па́че ᲂу҆ма̀, бг҃оѧвле́нїѧ воспои́мъ.

Бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а прїе́мъ незаходи́мꙋю зарю̀, и҆ ᲂу҆́мъ бжⷭ҇твенъ стѧжа́въ, благочести̑выѧ къ пѣснопѣ́нїю наказꙋ́етъ.

Бг҃оро́диченъ: Мы́слєнныѧ си̑лы тѧ̀ и҆ человѣ́честїи всѝ ро́ди, ꙗ҆́кѡ бг҃а ро́ждшꙋю, сла́вѧтъ всегда̀, бл҃гослове́ннаѧ всенепоро́чнаѧ.

Конда́къ, гла́съ д҃.

Просвѣти́вшеесѧ дх҃омъ чи́стое твоѐ се́рдце, прⷪ҇ро́чества бы́сть свѣтлѣ́йшагѡ прїѧ́телище: зри́ши бо ꙗ҆́кѡ настоѧ̑щаѧ дале́че сꙋ̑щаѧ. сегѡ̀ ра́ди тѧ̀ почита́емъ, прⷪ҇ро́че бл҃же́нне наꙋ́ме сла́вне.

І҆рмо́съ: Превозноси́мый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь пла́мень ᲂу҆гасѝ, ѻ҆́троки ѡ҆росѝ, согла́снѡ пою́щыѧ: бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

Ꙗ҆́кѡ бг҃ови́днѣйша прⷪ҇ро́ка и҆мꙋ́ще ликѡ́въ нача́льника, че́стнѡ пра́зднꙋемъ бжⷭ҇твеннѣ, пѣснопою́ще: бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

Тѧ̀ дх҃одви́жимаго позна́вше ѻ҆рга́на, и҆ цѣвни́цꙋ бг҃одохнове́ннꙋ, призыва́емъ застꙋ́пника, пѣ́сньми пою́ще: бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

Вѣнча́ тѧ гдⷭ҇ь прⷪ҇ро́ка, чꙋ́дне, и҆ бл҃года́ть тебѣ̀ дадѐ предглаго́лати бꙋ̑дꙋщаѧ, є҆мꙋ́же всѝ пѣснопое́мъ: бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Две́рь непроходи́мꙋю прⷪ҇ро́къ ви́дѣ тѧ̀, дв҃о пречⷭ҇таѧ, ю҆́же є҆ди́нъ про́йде. є҆мꙋ́же всѝ пѣснопое́мъ: бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.

І҆рмо́съ: Тебѣ̀ вседѣ́телю въ пещѝ ѻ҆́троцы, всемі́рный ли́къ спле́тше, поѧ́хꙋ: дѣла̀ всѧ̑каѧ гдⷭ҇а по́йте и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Невеще́ственною заре́ю нача́льныѧ трⷪ҇цы, прⷪ҇ро́че, ѡ҆божа́емь, пое́ши, ра́дꙋѧсѧ: всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇а по́йте, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Свѧщеннолѣ́пнѡ свѧще́ннꙋю твою̀ па́мѧть, прⷪ҇ро́че чꙋ́дный, чтꙋ́ще пое́мъ: всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇а по́йте и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Оу҆крѣпѝ, чⷭ҇таѧ, дꙋ́шꙋ мою̀, разсла́бленнꙋю прегрѣше́ньми и҆ страстьмѝ, ꙗ҆́кѡ да воспою̀, дв҃о, твоѐ ржⷭ҇тво̀, препросла́вленное во всѧ̑ вѣ́ки.

І҆рмо́съ: И҆са́їе, ликꙋ́й, дв҃а и҆мѣ̀ во чре́вѣ, и҆ родѝ сн҃а є҆мманꙋ́ила, бг҃а же и҆ чл҃вѣ́ка, восто́къ и҆́мѧ є҆мꙋ̀: є҆го́же велича́юще, дв҃ꙋ ᲂу҆блажа́емъ.

На землѝ равноа́гг҃льное житїѐ и҆мѣ́лъ є҆сѝ вои́стиннꙋ: и҆ ны́нѣ на нб҃сѣ́хъ со а҆́гг҃льскими ли́ки всели́лсѧ є҆сѝ бли́зъ свѣ́та трисїѧ́ннагѡ, є҆гѡ́же насыща́ѧсѧ, назира́й пою́щыѧ тѧ̀.

Тѧ̀ бг҃ꙋ приво́димъ ѡ҆ мі́рѣ, бл҃же́нне, моли́твенника, молѝ прилѣ́жнѡ, прⷪ҇ро́че, ꙗ҆́кѡ дерзнове́нїе и҆мѣ́ѧ, да́ти вѣ̑рнымъ благолѣ́пнѡ пребыва́ющее вѣ́чное и҆збавле́нїе.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ бг҃а ро́ждшꙋю, сꙋгꙋ́ба же и҆ соесте́ственна, и҆менꙋ́емъ тѧ̀ вѣ́рнїи бг҃оглаго́ливѡ бцⷣꙋ пречⷭ҇тꙋю всеи́стиннымъ зва́нїемъ, честно́е ржⷭ҇тво̀ проповѣ́дающе, всест҃а́ѧ бг҃оневѣ́сто.

Свя­той про­рок На­ум – один из 12 ма­лых про­ро­ков, ро­дом из се­ле­ния Ел­ко­ша (Га­ли­лея). Вре­мя его жиз­ни от­но­сит­ся к VII в до Р. X. Вет­хо­за­вет­ная кни­га про­ро­ка На­у­ма со­дер­жит пред­ска­за­ние ги­бе­ли ас­си­рий­ско­го го­ро­да Ни­не­вии за без­за­ко­ния, раз­ру­ше­ние Из­ра­иль­ско­го цар­ства и за ху­лу ас­си­рий­ско­го ца­ря Сен­на­хи­ри­ма на Иего­ву. Об­сто­я­тель­ства жиз­ни про­ро­ка неиз­вест­ны. Умер он на 45-м го­ду жиз­ни и по­гре­бен в сво­ей род­ной зем­ле.

См. так­же: “Па­мять свя­то­го про­ро­ка На­у­ма” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитва к святому пророку науму

День памяти:

Декабрь 01 (по ст.стилю)

Декабрь 14 (по нов.стилю)

Святой пророк Наум, – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша.

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима на Иегову. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион.2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.

Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745–714 годам до Р. Х. (после разрушения царства Израильского).

О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

1 декабря (по старому стилю) в РПЦ празднуется день памяти пророка Наума. «Пророк Наум наставит на ум» – говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. С этого дня на Руси начинался учебный год, что сегодня кажется странным, т. к. к этому времени пройден уже целый семестр и студенты готовятся к экзаменам. Но ведь пророку молятся не только о начале учения, но и о помощи в постижении науки вообще. Так что у учащихся есть еще один небесный покровитель. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем.

Тропарь пророка Наума

глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,
тем Тя молим:
спаси души наша.

Кондак пророка Наума

глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце
пророчества бысть светлейшаго приятелище:
зриши бо, яко настоящая, далече сущая,
сего ради тя почитаем,
пророче блаженне, Науме славне.

Молитва святому пророку Науму

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Бог, хотя долготерпелив, но и правосуден.

I. Святая церковь ныне воспоминает о св. пророке Божием Науме, который жил лет за 700 до рождества Спасителя. За двести лет до Наума пророк Иона, по повелению Божию, грозил ниневитянам разрушением Ниневии за великия беззакония жителей ея. Ниневитяне покаялись и всеблагий Господь отменил строгий приговор. Но, по некотором времени, ниневитяне опять развратились; и тогда Господь, устами пророка Наума, открыл им страшныя бедствия, которыя постигнут их. Пророчество сбылось в точности. Ниневия, один из самых значительных и богатых городов древняго мира, была до тла разрушена и разграблена врагами; разлитие реки Тигра довершило опустошение; и теперь едва можно узнать даже место, где стоял этот огромный город.

II. Какой урок можно извлечь отсюда? Тот, братие, что Бог, хотя и долготерпелив к грешникам, но вместе с тем правосуден и грозно карает закосневших в беззакониях.

Примеров, показывающих, как Бог воздает людям по делам их, мы могли бы привесть целыя тысячи из одной священной истории. Воздаяние Божие начинается от начала мира и простирается до конца дней, в самую вечность.

а) Так «Адаму» Бог дал заповедь не вкушать плодов от дерева познания добра и зла и за нарушение ея угрожал смертию. Между тем Адам преступил заповедь Божию и согрешил. И что же? За это Бог наказал его и изгнал из рая. На Адаме, таким образом, мы видим первый пример того, как Бог, по правосудию Своему, наказывает нарушителей заповедей Своих.

б) О «Ное» затем в священном писании говорится, что Бог нашел его праведным и непорочным в роде своем, ибо он поступал благочестиво пред Богом, между тем как остальные люди, современные ему, поступали нечестиво и были великими грешниками. И что же? Правосудие Божие проявилось и по отношению к Ною и современникам его. Ноя Бог помиловал, а всех современников его истребил всемирным потопом.

По правосудию Своему Бог помиловал также благочестиваго «Лота», а нечестивых жителей Содома и Гоморры истребил.

в) Самым неправедным во всей мировой истории судом, допущенным людьми, было осуждение всеправеднаго Сына Божия. Даже язычник Пилат чувствовал всю тяжесть этого преступления и отказался принять участие в страшном злодеянии старейшин израильских. Свой отказ Пилат выразил публичным действием: он умыл руки пред народом и сказал: «неповинен я в крови Праведника сего». Народ, как известно, отвечал на это: «кровь Его на нас и на детях наших». Евреи, следовательно, пожелали взять всю вину этого преступления на себя: Бог должен был отомстить за Него им и детям их. Это было презрением божественнаго правосудия, против какого преступления слово Божие говорит: «не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает». Между тем милосердый Бог и теперь все еще был терпелив к евреям и ожидал их обращения. Но так как они не исправлялись и пребываля в своем ожесточении, то Бог посетил их наконец Своим правосудием за убийство Сына Своего. Ужасная участь постигла их и Иерусалим спустя 70 лет по Рождестве Иисуса Христа. Евреи возмутились против римлян, и римский полководец Тит с огромным войском осадил Иерусалим. Не видя покорности со стороны евреев, он стал поступать с ними с страшною жестокостию. По его повелению ежедневно вокруг Иерусалима было распинаемо на крестах по 500 пленных евреев. Не должны ли были кресты эти напоминать тогда евреям о невинно распятом ими Иисусе Христе? Наконец Тит совершенно разрушил Иерусалим и разсеял евреев по всей земле. Теперь невинная кровь Иисуса Христа пришла на них, но только не для оправдания, а для осуждения. И если мы кроме этого раскроем страницы истории, то найдем безчисленное множество примеров дивнаго проявления божественнаго провосудия, часто весьма заметнаго. Еще раз повторяем: погибель евреев громко вопиет ко всему миру: «не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает»!

г) Хотя и не всегда бывает заметно это, однако суд Божий постигает всякаго грешника, иногда, правда, поздно, даже в самый час смерти, как это было с упоминаемым в евангелии неразумным богачем. Но некогда наступит также день всеобщаго суда, в который Бог будет судить всю вселенную по правде Своей и всех людей по истине Своей. Этот день имеет в виду Соломон, когда говорит: «ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». Он будет днем воздаяния: для людей грешных – днем гнева и наказания, а для подвизавшихся в вере и добрых делах – днем радости и блаженства. Этот всеобщий суд Божий и указанные выше примеры ясно позывают нам существо и проявление божественнаго правосудия.

III. Братие, велик Бог в Своем могуществе, велик также Он и «в делах Своего правосудия!». Аминь

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О том, кому «предал Себя» Христос

Когда Господь с тремя учениками сошел с горы после Преображения, «встретило Его много народа». И подошел некий человек с просьбой изгнать беса из его сына. «Я просил учеников Твоих изгнать его; и они не могли», – добавил он. И тогда Господь воскликнул: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, и буду терпеть вас»?

О ком это? О тех ли, кто своим неверием и своими грехами дают власть бесам над собою? Или о тех, кто, имея лишь вид благочестия, не имеют его силы, и поэтому не могут помочь страждущим? Скорее всего, и о тех, и о других. Но все же и тем, и другим Он помогает. Он возбуждает веру в отце бесноватого отрока, Он освобождает самого отрока. И Он объясняет ученикам, как обрести должную силу.

Ну а воскликнул так Господь, наверное, потому, что только что сошел с Фаворской высоты. Там было Преображение. А здесь – глубокое падения тех, кто сотворен для участия в славе и блаженстве.

В конце Своей земной жизни Господь именно за этот «род неверный и развращенный» «отдал Себя Самого», и тем самым положил твердое начало избавлению «от настоящего лукавого века». Но если мы не пережили, подобно, например, исцеленному отроку и его отцу, что такое настоящее пленение, то и слово о избавлении не прозвучит с должной силой. Не испытаем мы непосредственного, живого чувства освобождения, а будем любопытствовать: а у кого именно выкупил нас Господь? Кому именно принес Себя в жертву?

И нам будут предлагаться разные ответы. Одни скажут что Он принес Себя в жертву сатане, а другие, что – Отцу, удовлетворив тем самым Его оскорбленное человеческим грехом достоинство. Но странно подумать, что Господь приносит Себя в жертву сатане, когда Он Сам изгонял легионы бесов. И не менее странно представить себе разгневанного Бога Отца, жаждущего крови и требующего отмщения.

Но не надо здесь ничего придумывать и ничего представлять себе. Слово Божие само отвечает и на этот вопрос; и отвечает не так, чтобы просто удовлетворить любопытство, но чтобы, как всегда, побудить к соответствующим делам: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». Но не в удовлетворение Его «оскорбленного достоинства», а – «в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). Потому что нет любви без жертвы, а «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). И в то же время сказано, что Он именно предал Себя «за нас», «за грехи наши», «за людей» (Ин.11:50), «за нечестивых» (Рим.5:6), «за всех нас» (Рим.8:32). Сказано, что мы искуплены «драгоценною Кровию Христа» (1 Пет.1:18-20).

Я как бы сидел в камере смертников и ждал неотвратимой казни. А Он пришел и сказал: «Иди. Я буду страдать и умру вместо тебя». Что же я сделаю? Неужели тут же радостно выскочу, и поспешу вернуться в ряды «лукавого и развращенного рода»? Неужели не останусь разделить с Ним временные страдания, чтобы вместе войти в вечную жизнь?

Притча дня

Одна дворянка пришла к преподобному Серафиму Саровскому, пожаловалась, что учителя плохо учат ее детей французскому языку, и спросила его, что ей делать.
– Ты, матушка, лучше научи своих детей Богу молиться, а французскому они потом легко научатся, – сказал ей святой старец.

Ссылка на основную публикацию