Молитва киево печерским преподобным

Молитва киево печерским преподобным

Молитвы всем преподобным Киево-Печерским

Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской, великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву, ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.

Кондак всем преподобным Киево-Печерским, глас 2-й

Лик постнический собрася умне, мысленныма зряще очима, приидите, людие, хвалами почтите, покланяющеся мощем их, любовныя принесите дары, тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших.

Величание всем преподобным Киево-Печерским

Величаем вас, преподобнии отцы наши Печерскии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Молитва первая всем преподобным Киево-Печерским об укреплении веры, возрождении России

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва вторая всем преподобным Киево-Печерским о покровительстве Киеву, помощи в преодолении тяжких жизненных ситуаций

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере свя­тей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва третья всем преподобным Киево-Печерским о наставлении на путь истинный

О преподобнии и богоноснии отцы наши Афонстии, светила земная пресветлая, от пустынных удолий Святыя Горы Афонския, в Церкви Православней славно просиявшии, и Святую Гору вселения вашего жития добротами онебесившии, всю же вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес Божественных блистании удивившии. Ныне смертным западом вы плотски на время во гроб зашедше, душами вашими со Христом, Солнцем правды, суще праведницы, просвещаетеся яко солнце во царствии небеснем, идеже молитвенныя ваша, к Богу, Свету истинному, лучи простирающе, не забудите и нас, чад ваших духовных, в нощи страстей и скорбей пребывающих, свыше благодатными призирати осиянии, яко да во свете добродетельнаго жития вашего право ходяще путем заповедей Христовых, сподобимся зрети свет неприступныя славы Божия, хваляще купно с вами в Троице Святей славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва четвёртая всем преподобным Киево-Печерским о том же

Преблаженнии, приснославнии, преподобнии отцы, святии первоначальницы Печерстии, Антоние и Феодосие, свыше Богом дарованнии, двоице благодатная, союзом совершенства, любовию к Богу и ближнему соединенная, не точию в жизни сей временней друголюбне трудившиися о пользе душевней иночествующих и в мире благочестно живущих, но и по отшествии своем в жизнь вечную обещавшиися пособствовати всем и молитися ко Господу Богу и Пресвятей Богородице о спасении всех, наипаче грешников, от нихже первый есмь аз. К вам, угодником Божиим и Пресвятыя Богородицы, яко истинным ходатаем спасения, притекая, смиренно молюся: предстаните мне в помощь, узами грехов связанному, и помолитеся о мне, купно же и всех наследников богоугоднаго вашего жития и наследников Царствия Небеснаго подвигните на многомогущия молитвы, всех бо вас, недостойный, призывати на заступление дерзаю, желая от всех грехов моих вами свобождение получити. Вси преподобнии отцы Печерстии, богоугодно трудившиися и нетленно в пещерах почивающии, святии иерарси, священноначальницы, священноиноцы, постницы, мученицы, девственницы, чудотворцы, вы есте род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, известителие добродетелей из тьмы тленныя сея жизни Призвавшего вас в чудный свет, вас бо не земля потаила есть, аще же киих и потаила, под спудом почивающих, но, верую, яко всех небо прияло есть, и яко славы вашея исповести, тако и имен ваших исчести ми невозможно, множеству бо звездному уподобистеся, разве Сам, исчитаяй мно­жество звезд и всем им имена нарицаяй, исповеданный от вас на земли Царь славы Христос, всех вас, преподобных Своих, по имени написанных на небесех, исчитает и совершенно исповедует пред Отцем Своим Небесным. Помозите мне, грешному, в сокрушении и смирении сердца моего припадая, молюся вам, свет суще миру и светильницы, из под спуда пещернаго поставлени душами на свещнице небесной, осиявайте мя, омраченнаго наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходящ, не преткну о камень ноги моея. Вы есте сосуди, в честь избраннии, исполненнии благодати Божия обильно, молю: сподобите мя, грешнаго, от исполнения вашего прияти. Вы есте соль земли, аз же есть земля, будите мне солию, соблюдающе всецело душу и тело мое от согнития греховнаго. Вси вы, преподобнии Печерстии, врачеве благодатнии, исцеляющии всяк недуг и всяку язю в людех, молюся вам, святии: исцелите и моя душевныя и телесныя язвы, да достойно прославлю Бога в души и телеси моем, всех вас во всем благодаря. Вы бысте алчущии и жаждущии правды, ныне же блаженнаго обеда в Царствии Божии достойно насыщаетеся. Смиренно колена сердца моего преклоняя, молю вас: подадите и мне, алчущему и жаждущему, тояжде благодати поне от крупиц, падающих от трапезы вашея, и насытите душу мою тщу и душу алчущу исполните благ. О всещедрии господие, всех вас Добрый Пастырь пасет, и ни что же вас уже лишит. Вашими благоприятными молитвами соделайте, да и мне, аще и недостойнаго, ничтоже лишит благо, можете бо, преподобнии вси, всем вся о укрепляющем всех вас Иисусе Христе. Будите, угодницы Божии, и мне, окаянному, вси вся, да с прочими всеми и мне, к вам всеусердно притекающаго, приобрящете. Аще бо много может молитва единаго праведника, поспешествуемая во благое, кольми паче вас, праведных и преподобных многих, могут молитвы вся у всемилостиваго Бога. Не два или трие во имя Христово собрани есте и не два совещастеся на земли просити во имя Христово Отца Небеснаго, но велие множество вас, о преподобнии, помолитеся о мне, едином от грешных, аз же верую, яко Бог, прославляемый в совете всех вас, преподобных Своих, услышит прошение собранных и совещанных во имя Его. Изгубих, окаянный, грехопаденьми моими благодать Божию, вы, святии Печерстии, множеством своим поищите, молю, воистину обрящете. Увы мне! Затворены предо мною, недостойным, двери милосердия, вы, преподобнии угодницы Божии, вси потолцыте, и отверзутся вас ради мне, грешному, яко да и аз к вашему множественному числу с большею вашею славою вашими святыми молитвами причтен быти сподоблюся. О достохвальнии, преподобнии отцы Печерстии! Вы есте радование Царя Небеснаго, вы благоприятная жертва Вышняго, вы граждане новаго Иерусалима, вы наследницы Царствия Божия! Тако бо вси текосте, яко и желаемое постигнусте. Молю, и моим ногам благое течение в пути заповедей Господних соделайте и желаемое постигнути грешнаго мне сподобите вашими многомощными ходатайствы, да, вшед в дом Царствия вечнаго, возрадуюся и возвеселюся, благодаря всех вас, преподобных, о таковой любви вашей ко ближнему, и купно с вами восхвалю и возвеличу во хвалении Единаго в Троице Пресвятей, от всея твари на небеси и на земли хвалимаго, благословимаго и покланяемаго Всемилостиваго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, с Пречистою и Присноблаженною Девою Богородицею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва киево печерским преподобным

Е гда́ снидо́сте во гро́бы/ и саме́х себе́ заключи́сте,/ тогда́, стра́сти умертви́вше плотски́я,/ спогребо́стеся Христу́, Богоно́снии,/ и диа́вольския в подзе́мных разруши́сте огра́ды.// Сего́ ра́ди А́нгели венцы́ с Небе́с вам подаю́т.

Тропарь преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих, глас 4:

С толп огнезра́чный и светоно́сное со́лнце,/ возсия́вшее на горе́ Пече́рстей,/ вели́каго Анто́ния со всем собо́ром Богоно́сных оте́ц/ приво́дим Тебе́, Христе́, в моли́тву,/ и́хже ра́ди мо́лим,/ пода́ждь оби́тели на́шей благода́ть// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, глас 4:

М ы́сленное со́лнце и све́тлую луну́,/ первонача́льных Пече́рских,/ со всем собо́ром преподо́бных днесь почти́м,/ ти́и бо, церко́вную твердь озаря́юще,/ просвеща́ют во тьме страсте́й бе́дствующих,/ и подаю́т от Христа́ Бо́га моли́твами свои́ми по́мощь во всех ско́рбех,// и душа́м на́шим про́сят избавле́ния.

О тцы́ всечестни́и, ли́че Богокра́сный,/ чуде́с мно́гих исто́чницы, ми́ро источа́ющии,/ сокро́вища краснобога́тная Госпо́дня, в земли́ сокрове́нная,/ не преста́йте, мо́лим вы, о нас моли́тися ко Го́споду, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, всему́ ми́ру свети́льницы.

Ин кондак, глас 2:

Читать еще:  Молитва на продажу дома чудотворцу

Л ик по́стнический собра́вшийся у́мне,/ мы́сленныма зря́ще очи́ма,/ прииди́те, лю́дие, хвала́ми почти́м,/ и, покланя́ющеся моще́м их,/ любо́вныя принесе́м да́ры,/ ти́и бо суть к Бо́гу хода́таи// и моли́твенницы о душа́х на́ших.

Кондак преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, глас 8:

И збра́ннии от всех ро́дов уго́дницы Бо́жии,/ святи́и преподо́бнии Пече́рстии,/ на сих гора́х доброде́тельми просия́вшии,/ вас земля́ не потаи́ла есть,/ но Не́бо отве́рзеся вам и ра́йское селе́ние./ Те́мже мы похва́льныя пе́сни Бо́гу, просла́вльшему вас,/ в па́мяти ва́шей прино́сим;/ вы же, я́ко иму́щии дерзнове́ние,/ ваш собо́р почита́ющих от всех бед моли́твами ва́шими заступа́йте,// я́ко засту́пницы на́ши и к Бо́гу хода́таи.

П реблаже́ннии, присносла́внии, преподо́бнии отцы́, святи́и первонача́льницы Пече́рстии, Анто́ние и Феодо́сие, свы́ше Бо́гом дарова́ннии, дво́ице благода́тная, сою́зом соверше́нства, любо́вию к Бо́гу и бли́жнему соедине́нная, не то́чию в жи́зни сей вре́менней друголю́бне труди́вшиися о по́льзе душе́вней и́ночествующих и в ми́ре благоче́стно живу́щих, но и по отше́ствии свое́м в жи́знь ве́чную обеща́вшиися посо́бствовати всем и моли́тися ко Го́споду Бо́гу и Пресвяте́й Богоро́дице о спасе́нии всех, наипа́че гре́шников, от ни́хже пе́рвый е́смь аз. К вам, уго́дником Бо́жиим и Пресвяты́я Богоро́дицы, я́ко и́стинным хода́таем спасе́ния, притека́я, смире́нно молю́ся: предста́ните мне в по́мощь, у́зами грехо́в свя́занному, и помоли́теся о мне, ку́пно же и всех насле́дников богоуго́днаго ва́шего жития́ и насле́дников Ца́рствия Небе́снаго подви́гните на многомогу́щия мо́литвы, всех бо вас, недосто́йный, призыва́ти на заступле́ние дерза́ю, жела́я от всех грехо́в мои́х ва́ми свобожде́ние получи́ти. Вси преподо́бнии отцы́ Пече́рстии, богоуго́дно труди́вшиися и нетле́нно в пеще́рах почива́ющии, святи́и иера́рси, священнонача́льницы, священнои́ноцы, по́стницы, му́ченицы, де́вственницы, чудотво́рцы, вы есте́ род избра́н, ца́рское свяще́ние, язы́к свят, лю́ди обновле́ния, извести́телие доброде́телей из тьмы тле́нныя сея́ жи́зни Призва́вшего вас в чу́дный свет, вас бо не земля́ потаи́ла есть, а́ще же ки́их и потаи́ла, под спу́дом почива́ющих, но, ве́рую, я́ко всех Не́бо прия́ло е́сть, и я́ко сла́вы ва́шея испове́сти, та́ко и име́н ва́ших исчести́ ми невозмо́жно, мно́жеству бо зве́здному уподо́бистеся, ра́зве Сам, исчита́яй мно́жество зве́зд и всем им имена́ нарица́яй, испове́данный от вас на земли́ Царь сла́вы Христо́с, всех вас, преподо́бных Свои́х, по и́мени напи́санных на Небесе́х, исчита́ет и соверше́нно испове́дует пред Отце́м Свои́м Небе́сным. Помози́те мне, гре́шному, в сокруше́нии и смире́нии се́рдца моего́ припа́дая, молю́ся вам, свет су́ще ми́ру и свети́льницы, из под спу́да пеще́рнаго поста́влени душа́ми на све́щнице Небе́сной, осиява́йте мя, омраче́ннаго наве́ты вра́жиими, све́том благода́ти свы́ше, да в нем ходя́щ, не преткну́ о ка́мень ноги́ моея́. Вы есте́ сосу́ди, в честь избра́ннии, испо́лненнии благода́ти Бо́жия оби́льно, молю́: сподо́бите мя, гре́шнаго, от исполне́ния ва́шего прия́ти. Вы есте́ соль земли́, аз же есть земля́, бу́дите мне со́лию, соблюда́юще всеце́ло ду́шу и те́ло мое́ от согни́тия грехо́внаго. Вси вы, преподо́бнии Пече́рстии, вра́чеве благода́тнии, исцеля́ющии всяк неду́г и вся́ку я́зю в лю́дех, молю́ся вам, святи́и: исцели́те и моя душе́вныя и теле́сныя я́звы, да досто́йно просла́влю Бо́га в души́ и телеси́ мое́м, всех вас во всем благодаря́. Вы бы́сте а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, ны́не же блаже́ннаго обе́да в Ца́рствии Бо́жии досто́йно насыща́етеся. Смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́я, молю́ вас: подади́те и мне, а́лчущему и жа́ждущему, тоя́жде благода́ти поне́ от крупи́ц, па́дающих от трапе́зы ва́шея, и насы́тите ду́шу мою тщу и ду́шу а́лчущу испо́лните благ. О всеще́дрии госпо́дие, всех вас До́брый Па́стырь пасе́т, и ничто́же вас уже́ лиши́т. Ва́шими благоприя́тными моли́твами соде́лайте, да и мне, а́ще и недосто́йнаго, ничто́же лиши́т бла́го, мо́жете бо, преподо́бнии вси, всем вся о укрепля́ющем всех вас Иису́се Христе́. Бу́дите, уго́дницы Бо́жии, и мне, окая́нному, вси вся, да с про́чими все́ми и мне, к вам всеусе́рдно притека́ющаго, приобря́щете. А́ще бо мно́го мо́жет мо́литва еди́наго пра́ведника, поспешеству́емая во благо́е, ко́льми па́че вас, пра́ведных и преподо́бных мно́гих, мо́гут моли́твы вся у всеми́лостиваго Бо́га. Не два или́ трие во и́мя Христо́во со́брани есте́ и не два совеща́стеся на земли́ проси́ти во и́мя Христо́во Отца́ Небе́снаго, но ве́лие мно́жество вас, о преподо́бнии, помоли́теся о мне, еди́ном от гре́шных, аз же ве́рую, я́ко Бог, прославля́емый в сове́те всех вас, преподо́бных Свои́х, услы́шит проше́ние со́бранных и совеща́нных во и́мя Его́. Изгуби́х, окая́нный, грехопаде́ньми мои́ми благода́ть Бо́жию, вы, святи́и Пече́рстии, мно́жеством свои́м поищи́те, молю́, вои́стину обря́щете. Увы́ мне! Затворе́ны предо́ мно́ю, недосто́йным, две́ри милосе́рдия, вы, преподо́бнии уго́дницы Бо́жии, вси потолцы́те, и отве́рзутся вас ра́ди мне, гре́шному, я́ко да и аз к ва́шему мно́жественному числу́ с бо́льшею ва́шею сла́вою ва́шими святы́ми моли́твами причте́н бы́ти сподо́блюся. О достохва́льнии, преподо́бнии отцы́ Пече́рстии! Вы есте́ ра́дование Царя́ Небе́снаго, вы благоприя́тная же́ртва Вы́шняго, вы гра́ждане но́ваго Иерусали́ма, вы насле́дницы Ца́рствия Бо́жия! Та́ко бо вси теко́сте, я́ко и жела́емое пости́гнусте. Молю́, и мои́м нога́м благо́е тече́ние в пути́ за́поведей Госпо́дних соде́лайте и жела́емое пости́гнути гре́шнаго мне сподо́бите ва́шими многомо́щными хода́тайствы, да, вшед в дом Ца́рствия ве́чнаго, возра́дуюся и возвеселю́ся, благодаря́ всех вас, преподо́бных, о таково́й любви́ ва́шей ко бли́жнему, и ку́пно с ва́ми восхвалю́ и возвели́чу во хвале́нии Еди́наго в Тро́ице Пресвяте́й, от всея́ тва́ри на Небеси́ и на земли́ хва́лимаго, благослови́маго и покланя́емаго Всеми́лостиваго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, с Пречи́стою и Присноблаже́нною Де́вою Богоро́дицею, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

П реподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие и вси преподо́бнии Пече́рстии, свети́ла земна́я пресве́тлая, от те́мных мест пеще́рных в земли́ Росси́йстей сла́вно просия́вший и сию́ мно́гими светоза́рными ангелонра́внаго ва́шего жития́ звезда́ми онебе́сившии, всю же вселе́нную высо́ких доброде́телей светлостьми́ и чуде́с Боже́ственных блиста́ньми удиви́вший! Се вы ны́не, сме́ртным за́падом пло́тски на вре́мя во гроб заше́дше, душа́ми со Христо́м, Со́лнцем пра́вды, пребыва́ете, и су́ще пра́ведницы, просвеща́етеся я́ко со́лнце во Ца́рствии Небе́снем. Та́мо у́бо моли́твенныя ва́ша к Бо́гу Све́ту лучи́ в оте́честве свое́м простира́юще, не забыва́йте и ны, при́сныя ва́ша моли́твенники, а́ще и в нощи́ страсте́й и скорбе́й пребыва́ющим, свы́ше благода́тными призира́ти осия́нии. Я́ко да во све́те доброде́тельнаго ва́шего жития́ правоходя́ще, сподо́бимся зре́ти свет неприкоснове́нные сла́вы Бо́жия, хваля́ще Его́ ку́пно с ва́ми в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем вас,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Пече́рстии,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите о нас// Христа́, Бо́га на́шего.

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

День памяти

15 марта (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста

Житие

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят:

  • прп. Антоний Первоначальник († 1073; память 10/23 июля и 2/15 сентября),
  • прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником († 1107; память 10/23 февраля),
  • прп. Иоанн Постник (XII в.; память 7/20 декабря),
  • прп. Иулиания дева, княжна Ольшанская († ок. 1550; память 6/19 июля),
  • прмчч. Феодор и Василий († 1098; память 11/24 августа),
  • прп. Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля/6 августа),
  • прп. Варлаам, игумен Печерский († 1065; память 19 ноября/2 декабря),
  • прп. Дамиан пресвитер, целебник († 1071; память 5/18 октября),
  • прп. Никодим просфорник (XII в.; память 31 октября),
  • прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января/11 февраля),
  • прп. Афанасий затворник († ок. 1176; память 2/15 декабря),
  • прп. Еразм черноризец (XII в.; память 24 февраля/8 марта),
  • прп. Лука, эконом Печерский (XIII в.; память 6/19 ноября),
  • прп. Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1/14 июня),
  • прпп. Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Нектарий Послушливый (XII в.; память 29 ноября/12 декабря),
  • прп. Григорий иконописец (XII в.; память 8/21 августа),
  • сщмч. Кукша, просветитель вятичей (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Алексий Затворник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Савва Богоугодник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Сергий Послушливый (XIII в.; память 7/20 октября),
  • прп. Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 7/20 августа),
  • прп. Пимен Многоболезненный († 1110; память 7/20 августа),
  • прп. Нестор Летописец († 1114; память 27 октября/9 ноября),
  • прмч. Евстратий († 1097; память 28 марта/10 апреля),
  • прп. Елладий Затворник (XII–ХIII вв.; память 4/17 октября),
  • прп. Иеремия Прозорливый († ок. 1070; память 5/18 октября),
  • прмч. Моисей Угрин († ок. 1043, память 26 июля/8 августа),
  • прп. Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля),
  • прп. Марк Гробокопатель (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Никола Святоша, князь Черниговский († 1143; память 14/27 октября),
  • прмч. Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января),
  • прп. Онисим затворник (ХII–ХIII вв.; память 4/17 октября и 21 июля/3 августа),
  • прп. Матфей Прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября),
  • прп. Исаия чудотворец († 1115; память 15/28 мая),
  • прп. Аврамий Трудолюбивый (ХII–ХIII; память 21 августа/3 сентября),
  • прп. Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля),
  • прп. Сильвестр чудотворец (XII в.; память 2/15 января),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Онуфрий Молчаливый (XII в.; память 21 июля/3 августа),
  • прп. Анатолий затворник (XII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Алипий иконописец († 1114; память 17/30 августа),
  • прп. Сисой затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Феофил затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Арефа затворник († ок. 1195; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Спиридон просфорник (XII в.; память 31 октября/13 ноября),
  • прп. Онисифор исповедник († 1148; память 9/22 ноября),
  • прп. Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10/23 мая),
  • прп. Никон, игумен Печерский († 1088; память 23 марта/5 апреля),
  • прп. Феофан постник (ХII в., память 11/24 октября),
  • прп. Макарий (XII в.; память 19 января/1 марта),
  • прмч. Анастасий диакон (XII в.; память 22 января/4 марта),
  • 12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.; память 14/27 февраля),
  • прп. Авраамий затворник (ХII–ХIII; память 29 октября/11 ноября),
  • прп. Исаакий затворник († ок. 1090; память 14/27 февраля),
  • мученик Иоанн младенец (общая память с 14 тыс. младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 29 декабря/11 января),
  • прп. Илия Муромец († ок. 1188; память 19 декабря/1 января),
  • прп. Никон Сухой (XII в.; память 11/24 декабря),
  • прп. Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января/10 февраля),
  • прп. Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля/11 марта).
Читать еще:  Молитва чтобы отец любил ребенка

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).

В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память:

  • прп. Феодосий великоименитый († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа и 2/15 сентября),
  • прп. Моисей чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 28 июля/10 августа),
  • прп. Лаврентий затворник (ХIII–XIV вв.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Иларион схимник († 1066; память 21 октября/3 ноября),
  • прп. Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля),
  • прп. Мартирий диакон (XIII–XIV вв.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Феодор, князь Острожский († ок. 1438; память 11/24 августа),
  • прп. Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря),
  • прп. Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября),
  • прп. Феофил, архиепископ Новгородский († ок. 1482; память 26 октября/8 ноября),
  • прп. Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля),
  • прп. Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января),
  • прп. Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля),
  • сщмч. Лукиан († 1243; память 15/28 октября),
  • прп. Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля),
  • прп. Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября),
  • прп. Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля),
  • прп. Нестор Некнижный (XIV в.; память 27 октября/9 ноября),
  • прп. Памва затворник († 1241; память 18/31 июля),
  • прп. Феодор Молчаливый (XIII в.; память 17 февраля/1 марта),
  • прп. Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта),
  • прп. Панкратий затворник (XIII в.; память 9/22 февраля),
  • прп. Анатолий затворник (XIII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мардарий затворник (XIII в.; память 13/27 декабря),
  • прп. Пиор затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мартирий затворник (XIII в.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля),
  • прп. Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября),
  • прп. Кассиан затворник (ХIII–ХIV; память 28 августа/10 сентября),
  • прп. Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая),
  • прп. Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта),
  • прп. Ахила диакон (ХIV в.; память 4/17 января),
  • прп. Паисий богоугодник (XIV в.; память 19 июля/1 августа),
  • прп. Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/7 декабря),
  • прп. Макарий диакон (ХIII–ХIV вв.; память 19 января/1 февраля),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая),
  • прп. Леонтий канонарх (XIV в.; память 18 июня/1 июля),
  • прп. Геронтий канонарх (XIV в.; память 1/14 апреля),
  • прп. Захарий постник (ХIII–ХIV вв.; память 24 марта/6 апреля),
  • прп. Силуан схимник (XIII–XIV вв.; память 10/23 июня),
  • прп. Агафон чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 20 февраля/4 марта),
  • прп. Игнатий архимандрит († 1435; память 20 декабря/2 января),
  • прп. Лонгин вратарь (ХIII–ХIV вв.; память 16/29 октября).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); Алексий, митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.

Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).

Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).

Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.

Читать еще:  Молитва к иконе казанской божьей матери на русском языке

Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Молитва киево печерским преподобным

Жития святых

СОБОР ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО—ПЕЧЕРСКИХ

24 марта Православная Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

Человек есть создание общественное. Как личность он реализуется лишь в общении с другими. В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что тот, кто принял монашество, полностью ориентирует свою жизнь на Бога. Инок сознательно и добровольно отказывается не только от супружеской жизни, но и от много другого, доступного обычным людям. А делается все это ради того, чтобы максимально отдать себя на служение Богу, Ему посвятить всю свою жизнь, все свои мысли и дела.

Сегодня около 5000 насельников и насельниц 170 монастырей каноничной Украинской Православной Церкви свидетельствуют о живом духе нашего Православия. Ведь именно наличие людей, готовых к самопожертвованию, говорит о действии в Церкви Святого Духа и о том, что когда есть кому жертвовать собой, то есть и Тот, ради Кого приносится эта жертва.

На Руси всегда любили святость и почитали Божиих угодников. Так и мы с вами, братия и сестры, во второе воскресенье Великого поста, будем почитать память всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Промыслом Божиим, во времена княжения благоверного князя Ярослава Мудрого, в небольшой пещере, устроенной в горе, неподалеку от тогдашнего Киева, поселился преподобный Антоний, родоначальник русского монашества. В 1051 году он вернулся на родину со Святой Горы Афон, где принял монашеское постриг. Местом своего подвижничества преподобный избрал пещеру, где когда-то уединялся в молитве митрополит Иларион. Впоследствии к пещере преподобного за благословением и духовным советом начали приходить многочисленные посетители, а те, кто желал принять монашество, оставались с ним. Иноки выкапывали себе новые келии, соединяя их длинными подземными коридорами, и там же, в пещере, обустроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, которая удостоилась особого покровительства Царицы Небесной и сделала Клев третьим, после Иерусалима и Афона, Ее уделом.

Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского преподобный Феодосий, который еще юношей пришел к нему и принял в его пещере монашеское пострижение. По благословению преподобного Феодосия в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя. Со временем он был принят во всех наших монастырях.

С тех пор определились на Руси два типа монашеской жизни по двум его образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это уединение в пещерах и затворах, подвиг особенно тяжелый и высокий. Второй — монашеское сожительство, которое воспитывает у братии такие необходимые для инока добродетели, как терпение, смиренность, послушание, братскую любовь, отречение от собственной воли и подчинение правилам монастырского устава.

Настолько великой и плодотворной была сила благодати Божией в Печерской обители, что именно здесь зародился особый подвижнический дух русского монашества и прославилось огромное количество святых угодников Божиих.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра благодаря святым и богоносным отцам, которые просияли в ней своими подвигами, известна сегодня всему, и не только православному, миру. Именно здесь, в Лавре, на киевских холмах, впервые в истории русской святости появились не один, не два или несколько, а целый собор — около ста двадцати! — чудотворцев и праведников.

В этом сонме святых можно найти все виды аскетического подвижничества: пещерничество, юродство Христа ради, молчальничество, затворничество, ношение вериг, постничество, бодрствование без сна и даже мученичество. О подвигах Киево-Печерских святых нам рассказывает патерик, в котором отображена лишь малая часть подвигов этих тружеников спасения. Многих из них, о ком не осталось письменных свидетельств, прославил Сам Бог, представив их чудотворные мощи.

Глубоко поучительными и красноречивыми являются уже сами имена этих святых монахов: Лаврентий затворник, Кукша преподобномученик, Сергий Послушливый, Иоанн Многострадальный, Пимен постник, Онуфрий Молчаливый, Онисифор исповедник.

Разнообразными были и дары святости, посланные Господом Своим угодникам Печерским, о чем также мы узнаем из их имен: Григорий Чудотворец, Матфей Прозорливый, Дамиан Целитель, Агапит врач безмездный и тому подобное. Одним из таких даров особенной милости Божией является чудо мироточения от глав неизвестных тридцати подвижников, которое происходит в обители уже в течение нескольких сотен лет.

Великой и несравненной является моральная сила подвига преподобных Киево-Печерских отцов. Она, бесспорно, оказала огромное влияние на самосознание народа, проявив наилучшие черты национального характера наших людей: веру, надежду, мудрость, милосердие, смиренность, кротость, стойкость, мужество, щедрую доброту. И, как венец всего, — святую всепобеждающую Любовь, высшим проявлением которой является самопожертвование ради ближнего.

Этические принципы Печерской обители, сформированные и воплощены в жизнь ее подвижниками, стали для Руси живым образцом осуществления Евангелия, той закваской «чистоты и истины» (1 Кор. 5, 8), той «солью земли» (Мф. 5, 13) и «светом мира» (Мф. 5, 14), которые преобразили и возвели к высотам Божественного идеала душу нашего боголюбивого украинского народа.

Лаврские пещеры, освященные молитвами преподобных, где почивают их святые и нетленные мощи, за тысячелетие посетило несметное количество паломников. В коридорах, келиях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться собственными глазами. Их коснулась смерть, и, как и все смертные, они переступили порог вечности. Однако тела Бо-жиих угодников за сотни лет не истлели, напротив, они благоухают и подают исцеление и помощь тем, кто с верой и искренней молитвой обращается к ним, они являются живыми, видимыми, а тому убедительными свидетельствами всемогущества и милости Божией. Нетлением святых мощей подтверждается истинность победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, возле мощей преподобных, сердцу каждого человека дарится надежда, что по завершению этой временной жизни наступит жизнь лучшая, будущее, которое может быть преисполнено неземной радости и покоя.

Молитвами преподобных и богоносных отцов наших Киево-Печерских пусть Милосердный Господь сподобит и каждого из нас достичь совершенства в меру своих сил и при Его всесильной помощи. Аминь.

Тропарь. Собору всех преподобных отцев Киево-Печерских.
Егда снидосте во гробы / и самех себе заключисте, / тогда, страсти умертвивше плотския, / спогребостеся Христу, Богоноснии, / и диавольския в подземных разрушисте ограды, / сего ради Ангели венцы с Небес вам подают

Молитвы всем преподобным Киево-Печерским

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам
благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Житие преподобных отцов Киево-Печерских

Кенотаф преподобного Антония Печерского в Ближних Пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector