Молитва княгине софии

Молитва княгине софии

Икона Софии Слуцкой

Православная церковь знает множество святых и великомучеников, которые почитаются верующими. Икона княгини Софии Слуцкой не является исключением, и христиане обращаются к ней за помощью с искренними молитвами.

Святая княжна за свои заслуги перед православной религией и народом, который она оберегала, удостоилась чина святой. К иконе Софии Слуцкой приходят с просьбами и молитвами о заступничестве. Ежегодно паломники посещают Минский собор, чтобы поклониться ее нетленным мощам.

История и описание иконы

Княгиня Слуцкая появилась на свет в семье князей в городе Слуцк 1 мая 1585 года. Рано осиротев, девочка росла под опекой своих родственников. Ее жизнь была непростой, потому что родственники задолжали крупные суммы своим соседям и хотели разрешить спор, отдав девочку вместе с ее наследством в счет догов. По мере того, как страсти накалялись, девочка молилась Господу, чтобы избежать кровопролитной междоусобной войны. Господь услышал молитвы, и опекуны сосватали ее князю-католику. София отказалась принимать иную веру, и ее будущий муж принял православие.

Спустя годы она защитила свое княжество от вторжения римской унии и добилась запрета на распространение нехристианской веры в своих владениях. София Слуцкая находила утешение в церкви, где неустанно молилась Высшим Силам. Княгиня щедро спонсировала церкви и храмы, помогала выстроить новые приходы, собственноручно вышивала ризы и облачения священнослужителей. София Слуцкая посещала и другие святые места, совершая паломничества.

Княгиня умерла в возрасте 26 лет, но оставила после себя богатое духовное наследие. Ее муж продолжал праведное дело, помогая православным храмам. Нетленные мощи святой перенесли, и сейчас они находятся в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минск. В народе София почиталась как святая сразу после кончины. Она считается заступницей женщин, готовящихся к рождению детей.

На иконе княжна Слуцкая изображается в соответствующем одеянии, держащей крест в правой руке. Левой рукой она указывает на главный символ христианства, напоминая каждому верующему о необходимости жить по заповедям Господа. На некоторых иконах встречается изображение княгини в полный рост, в синих ниспадающих одеждах и нимбом, указывающем на святость Софии.

В каких храмах и церквях есть икона святой

Списки с икон Софии Слуцкой есть во многих городах и населенных пунктах России, однако наибольшее количество икон находится в Белорусских храмах, церквях и соборах. Самые известные чудотворные иконы располагаются в городе Минск, в кафедральном соборе, а также в Саратове, в Свято-Аликсеевском женском монастыре.

В чем помогает молитва перед иконой

В православии София Слуцкая почитается как ревнительница православной веры. К ней за помощью и заступничеством обращаются в трудных жизненных ситуациях. Возносят молитвы княжне женщины, готовящиеся к рождению детей, просят защиты в сложных делах, молятся за мир во всем мире, просят покровительства в дальних странствиях. Обращаются к святой и для укрепления веры, усмирения гнева и наставления на путь истинный.

Молитва перед святым образом

«Блаженная мати София, к Тебе обращаемся с молитвами искренними. Защити нас, грешников, от врага, сохрани здравие физическое и духовное, не дай свернуть с пути истинного да помоги избавиться от зла внутри себя. Сохрани здоровье матерям, сбереги их во время деторождения, послав свое благословение. Аминь».

Дата почитания

В православной церкви Софию Слуцкую почитают 1 апреля (19 марта по старому стилю). В этот день множество паломников отправляется в собор, чтобы поклониться нетленным мощам святой и помолиться перед ее иконой.

Любая молитва, направленная от чистого сердца, несет в себе колоссальный заряд энергии. Православные верующие всегда могут обратиться к Высшим Силам, чтобы предотвратить беду и попросить помощи в трудных жизненных ситуациях. Молитесь своим ангелам-хранителям, чтобы всегда находиться под божественной защитой. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

День памяти преподобной Софии Суздальской

29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской, которая была постриженицей нашего монастыря. Жизнь святой интересна и назидательна. Все ее события говорят о том, что истинное счастье человека – в Боге, что наше человеческое рассуждение ограничено, земное счастье призрачно, а Господь Благ и Премудр, и воля Его – всегда благая и совершенная. В день памяти святой публикуем фильмы об обители и житие преподобной Софии.

Автор идеи В. Добросоцкий. Режиссеры: Т. Селихова, А. Пташников. Режиссер-постановщик Т. Селихова.

Источник: телеканал “Москва. Доверие” Ведущая Л. Акелина.

Источник: телеканал “Москва. Доверие” Ведущая Л. Акелина.

Ж итие преподобной Софии Суздальской
(память 1 / 14 августа, 16 / 29 декабря)

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Иоанна и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она много молилась о благе Отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу.

Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства «на постриганье». Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени . В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки. Богородице-Рождественская обитель была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и с великокняжеским домом.

Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты. Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших корыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. В 1523 году, вернувшись с объезда своих земель в Москву, Василий III стал советоваться с боярами. Они отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода с супругой . Великий князь долгое время не решался расстаться с Соломонией, которую искренно любил.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу от матери о дочери

Великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

Здесь, у амвона, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы принимала постриг преподобная София Суздальская.

Соломония была пострижена в монахини с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты. Спустя короткое время святая София была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам Преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 году во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.

В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Рака со св. мощами преподобной Софии Суздальской в Покровском женском монастыре г. Суздаля.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний. Но святая угодница Божия продолжала благодетельствовать людям. Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX столетия. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде.

Нынешнее прославление преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

Источники:

1. Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995.

2. Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь; Издательство «Отчий дом», 2009. С. 49-61.

Молитвы святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии

30 сентября христиане православного мира с особым трепетом встречают День Памяти святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери Софии.

Христианская семья при жизни ( Италия, 147-й год,) заслужила особое внимание преданным богослужением, благоразумием и особой красотой. Воспротивившись гнусному предательству Христианства, трое юных дочерей Софьи: Вера (12 лет), Надежда (10 лет), Любовь (9 лет) перенесли нечеловеческие мучения, но остались верны Иисусу Христу.

Мать святого семейства, Софья, была помилована с целью причинения наибольших мучений после смерти возлюбленных дочерей. Безутешная женщина скончалась от душевных страданий, спустя три дня, проведённых в слёзных молитвах на могиле своих убиенных детей.

За подвиг, перенесённые мучения, преданность Иисусу Вера, Надежда, Любовь и Софья были причислены к лику Святых Великомучеников православной церкви.

В День Памяти Великомучениц во всех православных храмах совершаются богослужения, всенощные бдения, читаются проповеди, прихожане с любовью украшают жилища и церкви в праздничное убранство и, конечно, возносят молитвы Святым девам.

О чём молят святых Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию

Прежде всего, православные христиане возносят молитвы о трёх добродетелях, выбранных для наречения дочерей Софии. Это просьбы о прощении грехов, укреплении веры, даровании надежды и любви.

Святым дочерям и Софии адресуют мольбы о семейном благоденствии, счастливом замужестве, благополучных родах. Считается, что святые девы избавляют от ссор и скандалов, приносят в семьи мир и согласие.

Великомученицам доверяют самые добрые, искренние, сокровенные желания. Святых молят о здоровье детей и родителей, братьев и сестёр.

Верующие просят святых великомучениц о продолжении рода и избавлении от болезней (заболевания суставов, костно-мышечной системы, “женские” и детские недуги).

Читать еще:  Молитва ксении петербургской об исцелении больного

К сожалению, христиане не могут преклониться и вознести молитвы пред мощами отважных православных дочерей, так как они по сей день не были обнаружены. Предположительно, мощи были захоронены в предместьях Страсбурга, на территории женского монастыря в местечке Эшо (провинция Эльзас, Франция). Но каждая искренняя молитва от чистого сердца бывает услышана из любого уголка планеты.

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобная София Суздальская

29 декабря (16 декабря ст. ст.) церковь почитает память прп. Софии Суздальской (в миру — великая княгиня Соломония Сабурова, первая жена Василия III). Преподобная подвизалась в первой половине ХVI века в Суздальском Покровском монастыре и еще при жизни прославилась своим богоугодным иноческим житием. На долю преподобной Софии выпало немало драматических событий, житие ее нетипично для классического образца: оно окружено множеством легенд и различных домыслов и может напоминать скорее художественный роман, однако вскоре по преставлении преподобная уже почиталась как местночтимая святая-чудотворица. Молитвы Софии Суздальской помогали от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств, у ее гробницы происходили многочисленные исцеления.

Содержание

Житие преподобной Софии Суздальской

Преподобная София (Соломония) родилась ок. 1490 года и происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). В 1505 году, когда Соломонии исполнилось 15 лет, будущий великий князь Василий III, достигший к тому времени 26-ти летнего возраста, по примеру византийских императоров устроил смотрины невест для предстоящей женитьбы. Из 500 русских красавиц благородных фамилий была выбрана Соломония. Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства. В том же году великий князь Иван Третий скончался и Василий Иванович стал правителем русской земли, а Соломония — великой княгиней.

Но брак оказался бесплодным: великий князь не имел наследника престола. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он даже запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. После 20-ти лет совместной жизни Василий принял беспрецедентное по тем временам решение: развестись с первой законной супругой и вступить во вторичный брак с юной Еленой Глинской, дочерью литовского князя Василия Львовича Глинского, — от этого брака родился Иван Грозный.

Клавдий Лебедев. «Василий III, Великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую». 1526 г.

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит (Псковская летопись).

Московское общество не одобряло поступок великого князя: мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла и, впер­вые в рус­ской ис­то­рии, лишен сана и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III князь-инок Вассиан Патрикеев на его вопрос о возможности развода с супругой.

Но новый митрополит Московский Даниил одобрил расторжение брака, мотивируя это тем, что «неплодную смоковницу посекают». 25 ноября 1525 г. Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:

Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом».

По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться.

«В лето 7034 благоверная великая княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняя она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» («Повесть о пострижении великия княгини Соломониды»).

Спустя пару месяцев великий князь женился вторично. Причем, вопреки московским обычаям, даже «изменил образ Божий» на лице: первый из русских государей, он решился сбрить бороду, чтобы выглядеть в глазах красавицы жены, воспитанной в других традициях, более моложавым и привлекательным.

Читать еще:  Молитва при завязывание красной нити на руке

После пострига инокиню Софию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской (1533-1538), согласно некоторым источникам, была София выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль.

Пострижение великой княгини Соломонии. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу преподобной Ефросинии Суздальской. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Через 17 лет иночества, 16 декабря 1542 года, преподобная София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Она считается покровительницей города Суздаля.

Прославление и почитание преподобной Софии Суздальской

Сте­пен­ная кни­га пишет о преставлении преподобной: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить преданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой. При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, преподобную Софию уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.

Легенды о преподобной Софии Суздальской

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:

«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» (Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988).

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А.Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г. Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница предполагаемого сына Соломонии Сабуровой и древняя легенда имеет подтверждение? Но вместо скелета он обнаружил в гробнице полуистлевшую от времени деревянную куклу, одетую в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.

Однако другие ученые нашего времени подвергают эту версию большому сомнению. Так, например, историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А.Д. Варгановым в 1934 году не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит».

Преподобная София Суздальская. Иконы

Множество икон, написанных в ХIХ–ХХ веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы. Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной ХVII века. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут — свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Преподобная София Суздальская. Икона из Покровского монастыря, Суздаль. ХVII в. София Суздальская, преподобная. Икона. Русь, XVII в. София Суздальская, преподобная. Икона София Суздальская, преподобная. Икона

Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Суздальский Покровский монастырь

Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь (основан в 1364 году), в котором подвизалась преподобная София, наиболее известен тем, что в 16-18 веках являлся мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Имена знатных обитательниц сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же были заключены вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь), инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва) и инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва).

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.

В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

Покровский собор Суздальского монастыря. Современный вид

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector