Молитва кунут в намазе

Молитва кунут в намазе

Доказательства желательности чтения дуа-кунут в утреннем намазе

Имам Навави пишет в «Минхадже»:

«Дуа-кунут является сунной, когда поднимаешься из руку во втором ракаате утренней молитвы (субх).

Нужно прочитать дуа: «Аллахумма Ахдини фиман хадайт…» Имам должен читать дуа во множественном числе. Правильно и соответствует Сунне сказать салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в конце дуа, и [правильно,] чтобы руки были подняты. Не нужно протирать лицо, и имам должен произносить дуа вслух, а те, кто следует за имамом, говорят: «Амин»».

Имам Ахмад ибн Накиб аль-Мисри пишет в «Умдату-с-салик»:
«Когда произносится дуа-кунут в утреннем намазе, то желательно (суннат) поднять руки после вставания из руку во втором ракаате.

Также желательно добавить: «И нет величия в том, с кем Ты враждуешь (ля иззу ман адайта)». Если человек является имамом, то ему желательно произносить всё во множественном числе, например, вместо «ихдини» (т. е. «наставь меня»), произносить «ихдина» («наставь нас») и т. д. К основному дуа можно добавлять различные дополнительные молитвы, аяты из Корана, например, последние аяты из суры Аль-Бакара. После всего этого нужно произнести салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также желательно на протяжении всего дуа стоять подняв руки. После дуа не нужно протирать лицо или класть руки на грудь. Имам произносит дуа вслух. А те, кто следует за ним, говорят: «Амин». Если имам не читает вслух, то нужно произносить дуа самостоятельно. Когда молящийся произносит дуа самостоятельно, то он делает его для себя (т. е. в единственном числе)».

Это является сильным мнением шафиитского мазхаба. Далее мы приведём доказательства этой точки зрения, которые могут быть полезными студентам, изучающим этот мазхаб.


Доказательство первое:

Имам ад-Даракутни сообщает в «Сунан» следующий хадис:
«Абу Джафар ар-Рази [передаёт] от ар-Рабиа ибн Анаса [а тот – ] от Анаса ибн Малика что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не переставал совершать дуа-кунут в фаджре, пока не покинул мир».

В другом риваяте, который доходит до Абу Джафара ар-Рази, сказано:
«От Анаса ибн Малика, который сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в течение месяца против врагов, а затем оставил это, но что касается утренней молитвы, то он не оставлял дуа-кунут вплоть до своей смерти» [имам ад-Даракутни комментирует: «Это слова Абу Бакра ан-Нейсабури»].

В другом сообщении от ар-Рабиа ибн Анаса сказано:
«Мы сидели рядом с Анасом [ибн Маликом], и при нём сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут только месяц. Тогда он ответил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прекращал совершать дуа-кунут в утренней молитве, пока не ушёл из мира».

Это сообщение приводит имам Ахмад в своем «Муснаде», и аль-Хайтами прокомментировал его: «Все передатчики достойны доверия». Также [пишут] Абдурразак в своем «Муснаде», «Хильят аль-Авлиях» (9:57), аль-Байхаки в «Аль-Кубра», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», который добавил после этого хадиса: «Достоверный – согласно мнению аль-Бухари», – и аз-Захаби согласился с ним.

Есть разночтения в этой цепочке касательно Абу Джафара ар-Рази, который передавал от ар-Рабиа ибн Анаса, поскольку некоторые учёные считают слабым передатчика Абу Джафара ар-Рази. Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Талхис аль-Хабир» пишет:
«Абдулла ибн Ахмад передает от своего отца: «Он не силён». Ибн Аби Марьям передает от Ибн Маина: «Он достойный доверия (сика), хотя и допускал ошибки». Ад-Даври сказал: «Достойный доверия, кроме того, что передавал от аль-Мугирах». Ас-Саджи сказал: «Честный, но нет согласия о его достоверности». Абдулла ибн Али ибн аль-Мадани передаёт от своего отца, что тот сказал про него, что он был похож на Мусу ибн Абайдах, который подтасовывал то, что передаёт от аль-Мугирах. Мухаммад ибн Усман ибн Аби Шейбах передаёт от Али ибн Аль-Мадани, который сказал: «Достойный доверия (сика)». Я говорю: «Мухаммад ибн Усман слаб, и риваят от Абдуллы сильнее, чем от его отца». Абу Зура`а сказал: «Много ошибок». Амру ибн Али сказал: «Садук (честный), есть ошибки в памяти, и многие считали его достойным доверия (сика)»».

Хафиз Ибн Хаджар продолжает:
«И мы нашли в подтверждение этому риваят:
Передают от аль-Хасана ибн Суфьяна от Джафара ибн Михрана от Абдуль-Вариса от Амру от аль-Хасана от Анаса, который сказал: «Я молился вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не переставал читать дуа-кунут в утреннем намазе вплоть до того, как покинул этот мир. Я также молился за Абу Бакром, и он поступал так же, и за Умаром, и он поступал так же».

Ибн Хаджар продолжает, что некоторые считают, что это достоверный хадис, но сам он так не считает, ибо Амру – из лидеров кадаритов, т. е. это Амру ибн Убайд, и этот хадис не является доводом»
[Конец слов Ибн Хаджара].

Перед тем, как перейдём к сообщению, которое подтверждает этот риваят, мы должны исследовать изначальный риваят от Абу Джафара ар-Рази от Ар-Рабиа ибн Анаса. В «Тахзиб ат-Тахзиб» можно найти много похвалы в адрес Абу Джафара ар-Рази.

Вот, например, другие слова Ахмада в его адрес: «Хорош в хадисе». Исхак ибн Мансур передает от Ибн Маина, что тот сказал: «Он был достойным доверия (сика), и он умер, когда шёл из Хорасана через ар-Ра`и». Ибн Аммар аль-Мавсули оценил его как «достойного доверия» (сика) безо всякой критики. Абу Хатим сказал: «Достойный доверия (сика), честный (судук), хорош в хадисе». Ибн Аби сказал о нём: «От него существуют хорошие сообщения. Учёные передают от него. Большая часть его сообщений доказана (мустакима), надеюсь, с ним нет ничего плохого». Ибн Саад посчитал его достойным доверия. Аль-Хаким имел такое же мнение. Ибн Абдуль-Барр сказал о нём: «Согласно мнению учёных, он достойный доверия (сика) и знаток толкования Корана»
[Конец цитаты из «Тахзиб ат-Тахзиб»].

Ибн Хаджар сказал о нем в «Такриб»: «Честен (судук), есть ошибки в памяти, особенно от аль-Мугирах».
Аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Хайтами посчитали, что этот хадис достоверный. Ясно, что поздние учёные посчитали, что у него не было много ошибок. Те ошибки, которые он всё-таки допускал, были только в передачах от аль-Мугирах, а не от Анаса.

Что касается сообщения, которое подтверждает этот хадис, то ученые не берут от Амру ибн Абида, поскольку он замечен в «новшестве», ведь он был мутазилитом-кадаритом. И есть единство в том, что ему нельзя верить, как это подтвердил аль-Арнаут в примечаниях к «Такриб».

Есть также ещё одна цепочка этого сообщения, которую приводит аль-Байхаки в «Сунан». В этом иснаде есть Исмаил ибн Муслим аль-Макки. Имам аль-Байхаки сказал: «Этот риваят также передают через Исмаила ибн Муслима аль-Макки и Амру ибн Абида от аль-Хасана от Асана, но мы не берем от Исмаила и Амру ибн Абида». Но надо знать, что Исмаил не так слаб, как Амру ибн Абид, согласно Абу Хатиму. Ибн Хаджар приводит Тахзию: «Абу Хатим сказал: «Я спросил своего отца, похож ли он на Амру ибн Абида». Он ответил: «Они оба слабые, однако Исмаил слаб в хадисе, но его сообщения не отвергаются, записывай их».


Доказательство второе:

Бухари передаёт в «Сахих» (а также ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Байхаки и другие от Ибн Умара), что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа после вставания из руку против лицемеров. Затем был ниспослан аят:

«И не тебе принадлежит это дело, Аллах решает наказывать их или проявлять милость, поистине, они несправедливы».

Те, кто считает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дуа-кунут, считают, что это доказательство того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал совершать дуа-кунут. Но шафииты считают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дуа против лицемеров и мушриков, но не само дуа-кунут. Следовательно, это сообщение доказывает желательность дуа-кунут в утреннем намазе.


Доказательство третье:

Похожий риваят передаёт сподвижник Хуфаф ибн Аяма. Ахмад, ат-Тахави, аль-Бухаки и другие приводят этот хадис.


Доказательство четвертое:

Мухаммад ибн Наср в «Мухтасар Киям ал-Лейл ва ар-Рамадан» (1135) передаёт следующее сообщение:
«Мухаммад ибн Рафии [передаёт] от Абдур-Разака от Ибн Джурая от Мухаммада ибн Али, который слышал от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал дуа-кунут в утреннем намазе и в витре».

Имам аль-Байхаки передает в «Сунан» от Ибн Аббаса и Мухаммада ибн Ади аль-Ханафия (сын Али ибн Аби Талиба) через Ибн Джурая через Абдуррахмана ибн Хурмуза через Барида ибн Марьям, что он слышал, как Ибн Аббас и Мухаммад ибн Ади ибн аль-Ханафия Хауф сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в утренней молитве и в витре». Аль-Байхаки сказал, что хадис достоверный.

Этот хадис также приводится в «Мусаннаф» Абдур-Раззака. Ещё его приводит Ибн Хаджар в своем «Талхысе».


Доказательство пятое:

Бара ибн Азиб передаёт следующее:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в утренней молитве и в аль-магриб».

Также имам аль-Хазими аль-Хамдани аш-Шафии передаёт в «Аль-Итибар фи насих валь мансух» (это работа, в которой рассматриваются отменённые и отменяющие хадисы) следующий иснад:
«Сулейман ибн Ахмад от Якуба ибн Исхака аль-Махрами от Али ибн Бахра ибн Барии от Мухаммада ибн Анаса от Мутаррифа ибн Тарифа от Абиль Джахма от аль-Бара`а ибн Азиба, который сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал намаз, не читая в нём дуа-кунут».

Хазими сообщает, что Сулейман, т. е. ат-Табари, сказал: «Только Мухаммад ибн Анас передавал от Мутаррифа». Издатель, шейх Ахмад Тантави Джавхари Мусадда, пишет, что эта цепочка – «хасан», в примечаниях к работе Хазими. Шейх также приводит ещё один риваят от ад-Даракутни в главе «Описание кунут» в «Сунане» и приводит слова Хайсами: «Передают ат-Табари и аль-Асват, и все передатчики достойны доверия».


Сообщения от праведных халифов

Хафиз ибн Хаджар в «Талхыс аль-Хабир» передаёт следующее сообщение: «От аль-Аввам ибн Хамза, который сказал: «Я спросил Абу Усмана про дуа-кунут в утреннем намазе. Он сказал: «[Делай] после руку». Я спросил: «А кто так делал?» Он ответил: «Абу Бакр, Умар и Усман» (Передаёт аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», 2202).
Передают от Катада от аль-Хасана от Аби Рафии, что Умар совершал дуа-кунут в утренней молитве (там же, 2208).

Передают от Хаммада от Ибрахима аль-Асвада, который сказал: «Я совершал за Умаром намаз и в пути, и не в пути, и дуа-кунут он читал только в фаджре» (там же).

Также передают достоверное сообщение от Абдуллы ибн Мукила ибн Мукрина, который сказал: «Али читал дуа-кунут в фаджре». Это также приводит имам Шафии (см. «Марифату ссунан ва аль-асар», 968-969).

Читать еще:  Молитва против злобы в сердце

Как мы видим, основное доказательство на чтение дуа-кунут в фаджре, которое приводят имамы шафиитов, – это Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Молитва кунут в намазе

СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

Намаз Витр и Дуа Кунут: взгляд с позиции 4 мазхабов

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут. Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (Да будет доволен ею Аллах): «Пророк (Мир ему и благословение Аллаха) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому посланник Всевышнего Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны посланника Всевышнего (Мир ему и благословение Аллаха). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются. В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха), молящемуся надлежит использовать суру «А’ля» (87:1-19). Во втором ракаате читается в качестве дополнительной сура «Кафирун» (109:1-6). В третьем ракаате молящемуся следует читать суру «Ихлас» (112:1-4).

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут. Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке. В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамадан. В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву. В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Сообщается что Аль-Хасан сын Али, да будет доволен ими Аллах, cказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, научил меня мольбе кунут:

اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ

Аллаhумма-hдини фи ман hадайт, уа ’афини фиман ’афайт, уатауалляни фиман тавалляйт, уабарикли фима а’тайт, уакыни шарра ма кадайт, фаиннака такды уаля юкда ’аляйк, иннаhу ля йазиллю ман уаляйт, уаля я’иззу ман ’адайт, табаракта Раббана уата’аляйт.

«О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»» (Хадис приводят Абу Дауд, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Навави, Ахмад Шакир и аль-Альбани)

Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время витра в дуа-кунут говорил:

اللَّهُمَّ إيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ، وَنَخْْشَى عَذَابَكَ، إنَّ عذَابَكَ بِالْكَافِرِينَ مُلْحَقُ. اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَعِينُكَ، وَ نَسْتَغْفِرُكَ، وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْجَيْرَ، وَلاَ نَكْفُرُكَ، وَنُؤْمِنُ بِكَ، وَنَخْضَعُ لَكَ، وَنَخْلَعُ مَنْ يَكْفُرُكَ

Аллаhумма, иййакя на’буд, уалякя нусалли уа насджуд, уа иляйка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ’азабак, инна ’азабака биль-кяфирина мульхак. Аллаhумма, инна наста’инука, уа настагъфирук, уанусни ’аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бикя, уанахда’у ляк, уанахля’у ман йакфурук.

«О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». (Приводит аль-Байхакы. Иснад достоверный)

Также факт использования сподвижниками других формулировок мольб указывает на то, что во время кунута можно обращаться к Аллаху с любой мольбой, а не только той, которой обучил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своего внука аль-Хасана.

Хукм дуа кунут в молитве фаджр

Более верно, что кунут в молитве фаджр не делается, кроме как случится какое то событие у мусульман, и тогда делается кунут по приказу правителя мусульман.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси: “Не является желательным кунут в молитве фаджр, и ни в какой другой из молитв помимо витра. И это слово (помимо Ахмада) – слово ас-Саури, и Абу Ханифы.

И передано это от Ибн Аббаса, и Ибн Умара, и Ибн Мас’уда, и Абу Дарды. И сказали Малик, и Ибн Аби Лейла, и аль-Хасан Ибн Солих, и аш-Шафии, что желательно делать кунут в утренней молитве во все времена, поскольку Анас сказал: “Не прекращал Посланник Аллаха делать кунут в молитве фаджр, до тех пор пока не умер” . Передал его имам Ахмад, в “Муснаде”.

И Умар делал кунут в утренней молитве, в присутствии сподвижников, и других саляфов.

Мы же опираемся на то, что передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал кунут месяц, делая дуа против племен арабов, а затем оставил его – передал это Муслим.

И передали Абу Хурейра, и Ибн Мас’уд, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подобное.

И от Абу Малика, что он сказал: “Я спросил своего отца: о отец, ты молился за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, и Умаром, и Усманом, и Али, здесь, в Куфре, около пяти лет, так делали ли они кунут? Он сказал: о сынок, это новшество!”

Сказал ат-Тирмизи: “Этот хадис – хороший, достоверный, и работа по нему у большинства людей знания”

Сказал Ибрахим ан-Нахаи: “Первым кто сделал кунут в утренней молитве, был Али, и это потому, что он был воюющим человеком, делавшим дуа против своих врагов”

И передал Саид Ибн Мансур в своем “Сунане”, от Хушейма, от Урвы аль-Хамзани, от аш-Шаби, что он сказал: “Когда сделал Али кунут в утренней молитве, выразили люди ему порицание, и он сказал: “Я только попросил помощи над этим нашим врагом”.

И от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Истинно, Посланник Аллаха, да благолословит его Аллах и приветствует, не делал кунут в молитве фаджр, кроме как когда делал дуа о помощи каким-то людям, или против каких-то людей” Передал его Саид.

И хадис Анаса несет в себе вероятность того, что он имел ввиду длительное стояние, ведь оно зовется “кунутом” в арабском языке. А кунут Умара несет в себе вероятность того, что это было во времена ан-науазиль (серьезных событий), ведь поистине, большинство передач от него свидетельствуют, что он не делал кунут, передали это от него большая группа, и это доказывает, что его кунут был во время какого то события” См. “Аль-Мугни”, 3/368-369

Читать еще:  Молитва иисуса христа отче

Однако разногласие в этом вопросе допустимо.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: “Если имам делает то, в чем допустим иджтихад, то следуем за ним ма’мум, даже если не согласен с этим – как например кунут в молитве фаджр.. а когла стоит тот, кто считает кунут законным, за тем, кто его не считает таковым – он следует за имамом в его оставлении” “Аль-Фатауа аль-кубра”, 4-324

Аллах знает лучше.

Дуа-кунут как в утреннем, так и в других намазах читается во время чрезвычайных происшествий выпадающих на долю мусульманской уммы (землятресение, война, голод, цунами и т.д). Такой кунут называют “кунут ан-навазиль” в отличии от “кунут аль-витр”.

В том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, читал дуа-кунут в утренних намазах, равно как и в других намазах, именно в таких ситуациях, нет сомнений. А для того чтобы считать правомерным постоянное чтения Кунут в утреннем намазе и включении его в один из элементов утренней молитвы нет достаточных оснований. Однако такое мнение известно в шафиитском мазхабе, при том что положение “кунута” может там разнится между просто желательным действием или же более того, когда пропустившему предписывается совершить суджуд-сахву. Поводом для этого мнения послужил ряд недостоверных хадисов, основным из которых является передаваемый со слов ِАнаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что ما زال رسول الله صلى الله عليه وسلم يقنت في صلاة الغداة حتى فارق الدنيا

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не переставал делать кунут в утреннем намазе, пока не покинул этот мир. (хадис приводят абдур-Раззак и др.). В цепочке передатчиков этого хадиса присутствует Абу Джафар ар-Рази, которого многие из хадисоведов охарактеризовали как “слабого” передатчика.

К примеру о нем сказали:

– Ахмад ибн Ханбаль: не является сильным в передаче хадисов.

– Амр ибн Али: в нём “слабость”, из-за плохой памяти, хотя он и правдив

– Абу Зар’а: преклонного возраста, много теряется

– Ан-Насаи: не является “сильным”

– ибн Хиббан: передает “отвергаемое” от “признанных”

– Аль-Фалляс: с плохой памятью

– ибн аль-Мадини: он путает

шейх аль-Альбани в книге “Ас-сильсиляту Ад-Да’ифату валь-Мавду’ату” (3/284) назвал это хадис “мункар”, (отвергаемый).

Вообщем признание дуа-кунута одним из элементов утреннего намаза не имеет надежного обоснования, и большинство ученых не считают его таковым. Среди них также есть и ученые шафиитского мазхаба, к примеру Абуль-Хасан аль-Карджи аш-Шафии (умер в 532 году по хиджре) не совершал кунут в утреннем намазе и говорил: “На это нет достоверного хадиса”. Причём их суждения по поводу постоянного чтения кунута в утреннем намазе расходятся между признанием этого действия нежелательным или даже нововведением. Одним из доводов того что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не читал дуа-кунут в утреннем намазе всегда, является достоверный хадис передаваемый со слов Абу Малика аль-Ашджа’и, который сказал:

عن أبي مالك الأشجعي قال : قلت لأبي : يا أبت قد صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان وعلي رضي الله عنهم أفكانوا يقنتون في الفجر ؟ فقال : (أي بنيّ مُحدَث) رواه الخمسة إلا أبا داود

Я спросил своего отца: “О отец, поистине ты совершал молитвы за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и за Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, да будет доволен ими Аллах. Читали ли они “кунут” в утренней молитве? На что он ответил: О, сынок мой, это новое” (Хадис приводят пятеро авторов шести известных хадисо-сборников кроме Абу Дауда).

Таким образом, чтение дуа-кунут в утреннем намазе каждый раз не является Сунной, и совершать два суджуда при его невыполнении не следует. Однако является Сунной совершать кунут по случаю бедствий как в утреннем так и в других намазах.

В каких случаях читают дуа Кунут: транскрипция текста

Текст дуа Кунут – это молитва священного Корана, которая произносится во время обязательных ежедневных намазов. В словах кроется уверование во Всевышнего с надеждой на помощь в решении проблем.

Что такое Кунут и его значение

Дуа является спорным вопросом для многих праведных мусульман. По мнению разных направлений ислама, Кунут произносится по-особому. Молитва читается во время обязательных ежедневных намазов в тяжелое, смутное время:

  • утренняя двукратная дуа (фаджр);
  • полуденная четырехкратная (зухр);
  • предвечерняя четырехкратная (аср);
  • вечерняя трехкратная молитва (магриб);
  • ночная четырехкратная (иша).

Кунут дуа َللَّهُمَّ اهْدِنَا в переводе с арабского языка дословно обозначает «О, Всевышний Аллах, веди нас». Махдина должна произноситься после поясного до земли поклонения. Праведный мусульманин наклоняется, подносит руки к своему лицу, открывает ладони.

В некоторых направлениях ислама дуа читается ежедневно только в утреннем намазе. Кунут произносят, когда пытаются найти проведение Всевышнего, одобрение на предстоящие поступки. Молитва помогает увидеть выход из тяжелого положения.

Кунут (ханафитский мазхаб) لقنوت (ал-кнут) – молитва, включенная в третий раакат намаза. Витр وتر‎ в переводе с арабского языка означает нечетный, он необязательный и относится к желательным молитвам. Текст читается после ночной Иша и включает в себя нечетное количество раакатов (частей).

Дуа читается в последнем раакате. Витр и Кунут делается только по велению сердца. В священный месяц Рамадан он произносится после Таравих-намаза. Многие исламские ученые, ханафиты, считают витр обязательными ваджаб и греховным оставлять священные слова. В желательном прошении праведник просит Всевышнего направить его на путь истинный, дать силу и просит прощение за совершенные грехи кается в проступках.

Текст и транскрипция на арабском

Дуа Кунут на арабском языке:

اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَنَشْكُرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ

Дуа Кунут в русской транскрипции для чтения:

«Аллаах-умма, инна наста ии’нукя у нстагфирук’ у настахдиикя у ну’мину бикя у натуубу ил’яйк, у натаваккялю ‘аляйк, у нуснии ‘аля-йкя-ль-хайра кул-ляхуу наш-курук, у ляя нак-фурук у нахля’у у на’труку маййа-фджурук. Аллах-умма, ийа-кя на’буду, у ля-кя н’солли у насджуд, у иляй-кя нас’а у нахфид, нарджу рахматакя, у нахша ‘азаба-кя, инна ‘азаба-кял жидда би-ль-куффри мул’хик».

Произношение слов дуа должно быть негромким голосом.

Правила чтения священного текста

Дуа Кунут Махдина не считается обязательной и читается в любом намазе и не ограничивается количеством. В мусульманском мире считается, что Аллах слышит праведников лишь в тяжелых моментах жизни и помогает просящим:

  • ночь предопределения Всевышнего;
  • период времени крайней трети ночи. Когда мусульманин внезапно просыпается посреди ночи, нужно начать молиться, Аллах услышит просьбу и поможет;
  • обязательные ежедневные намазы;
  • дуа во время непогоды. Дождь считается благодатным для прошения защиты у Аллаха и чтения Кунут;
  • судж – поклонение. Если умирает праведный мусульманин, Аллах услышит всех молящихся за близких и родственников;
  • молитва в священный праздник Рамадан;
  • время Зикр – совершение коллективной мольбы к Аллаху;
  • прошение милости детей за своих родителей и наоборот;
  • дуа для человека, находящегося в пути;
  • Кунут время поста или разговения;
  • проблемная ситуация, когда мусульманин может положиться только на помощь Всевышнего;
  • после обряда омовения перед каждым намазом;
  • в период совершения ежегодного паломничества хаджа;
  • дуа в святых местах для верующих (Мекка).

В мусульманской религии нельзя проделывать обряд в период менструации, в измененном сознании (алкоголь, наркотики).

В мусульманской религии хукм (местоположение) Витр намаза располагается на уровне сунны-муаккада. Время для проведения с последним раакатом дуа великий Кунут определено ночью после совершения последней обязательной молитвы Иша до восхода солнца, соответственно до утреннего двукратного Фаджр.

По мнению других религиозных исламских школ, необходимости восполнять пропуск дуа нет. Согласно записям хадисоведов, каждому праведному следует придерживаться четких правил совершения обряда прошения Кунут. В писаниях пророка Мухаммада сказано о важности правильного исполнения сунн Корана.

Священный хадис гласит: «Витр – необходимость каждого праведного мусульманина. Тот человек, кто считает неважным чтения молитвы, будет исключен из милости Всевышнего Аллаха» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад). В отношении порядка проведения ритуала среди исламских ученых множество разногласий.

В ханафитском и маликитском направлении ислама считается что перед дуа Кунут для витр намаза должно быть 2 рааката. Сначала совершается обязательная молитва магриб, то есть вечерняя. Особенность – чтение священных слов происходит в трех частях и в каждом произносится сура Корана.

Для шафиитского и ханбалитского мазхабов характерно 3 рааката, сидение кууд во средней части не совершается. Когда мусульманин заканчивает прочтение второго, он встает и продолжает сурой «Фатиха», которая считается дополнительной в Коране. Затем нужно сделать такбир, прочесть дуа. Порядок Кунут характерен для казахских, узбекских, таджикских мусульман и кыргызча. Ан-Насаи и Рашид Хаким упоминают для доказательства хадис, в нем сказано, что Заключительный посланник Аллаха произносил молитвенные слова без посадки на коврик в середине второго и третьего ракаата.

В богословско-правовых школах маликитского мазхаба ритуал витр-намаза условно делится на две части. Первая включает совершение двух раакатов – произносятся приветствие и хвала Аллаху (саляма). Потом делается перерыв в минуту и выполняется следующий обряд с Кунут. В подтверждение есть хадис Ибн Умара, в нем Пророк Мухаммад разделил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один с дуа.

В хадисе, написанном Айшой, утверждается: «Пророк Мухаммед делал витр в три ракаата, восхвалял и приветствовал Аллаха (салям) в окончании намаза». Дуа аль кунут – хвала Всевышнему в последнем раакате.

За один раз можно произнести более 3 частей. Их может быть 5-7-11, допустимо только нечетное количество раз. Возможно сделать обряд за 1 часть, в пример приводится сунна последнего посланника Аллаха. Хадис Аль-Бухари и Муслима говорит, что пророк Мухаммад допускает делать намаз и дуа в один раакат в случае недостатка времени до утра и перехода к обязательному утреннему двукратному обряду. Имам Абу Ханифа считал витр обязательным (ваджиб), его ученики Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шайбани, основоположники трех других мазхабов — имам Малик, аш-Шафи и Ахмад считали совершение намаза с Кунут желательным (сунна-муккада), но не обязательным.

В какой суре находится текс дуа

В Коране дуа священный Кунут находится в Витр-намазе и относится к категории «сунна-муаккада».

Каждый последователь мусульманской религии выбирает свой путь и направление. После прочтения дуа, не нужно ждать сверхъестественное ответа Всевышнего. Нужно с чистым сердцем благодарить Бога. Говорите о помощи в поступках незапретных в Коране. Аллах услышит молитвы Кунут, направленные лишь с благими намерениями и с великой верой.

Витр намаз

На то, насколько важно совершать эту молитву указывают многие хадисы. Название витр намаз в переводе с арабского означает «нечетный», то есть данный намаз включает в себя нечетное число ракаатов: от одного до одиннадцати, но наиболее распространено, когда он совершается в три ракаата – является дополнительной молитвой в исламе, не входящих в число обязательных (фард), но относящаяся к важным молитвам, которые Пророк Мухаммад ﷺ никогда не оставлял. Читается после 5-го обязательного намаза Иша до утренней молитвы Фаджр.

Читать еще:  Вечерня молитва на канале союз

Время совершения витр-намаза

Время, когда следует совершать его, по сунне приходится на момент после совершения молитвы Иша (последней пятой обязательной молитвы) и продолжается до зари.

Если верующий мусульманин ночью просыпается для того, чтобы совершить тахаджуд, то после него желательно совершить витр намаз. Если же нет уверенности в том, что мусульманин сможет встать ночью для этого, то лучше совершить его перед сном. Абу Бусра приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что тем верующим, кто уверен, что сможет проснуться в последней трети ночи, должен совершать витр намаз в конце ночи, поскольку это самое лучшее время, ведь «намаз в конце ночи имеет свидетелей ангелов». Тем же, кто не уверен, что проснется, лучше совершать его в самом начале ночи.

Сунна или ваджиб?

Само совершение намаза витр – это узаконенная в Шариату сунна, то есть сунна муаккада. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что этот вид молитвы – ваджиб.

Как пять обязательных молитв, витр намаз не обязателен, но имеет более высокую степен важности, чем нафиль-молитва и сунна-молитва, так что оставление этой молитвы нежелательно.

По мнению шейхуль Ислама ибн Таймии, витр, который является сунной, нельзя пропускать, и если кто-то постоянно пренебрегает совершением витр намаза, то его свидетельство не будет браться в расчет. Он называл витр намаз самой лучшей молитвой из всех желательных молитв, более настоятельной, чем ратибат-молитва, добровольно совершаемая при молитве обеденной, ночной и вечерней, а также витр намаз является самой настоятельно рекомендуемой наряду с ратибатом до утренней молитвы.

Как совершить витр-намаз?

В составе молитвы витр определенное число намазов по два ракаата, а завершается нечетным намазом, который состоит из 1 ракаата.

Витр намаз, при котором совершают одиннадцать ракаатов, считают самым ценным, а ограничиваться только одним ракаатом нежелательно. Если совершается больше, чем три ракаата вместе с одним салямом, то в последнем ракаате читают один ташаххуд или в последних двух ракаатах читают два ташаххуда, но более двух нельзя читать. Самым предпочтительным будет совершить намаз витр по два ракаата, затем произносить салям, а в завершении прочитать один ракаат.

Нежелательно совершать витр намаз из трех ракаатов и одного саляма, поскольку этим мы уподобляем его вечернему, а его Пророк Мухаммад ﷺ запретил нам.

Есть вариант, когда он состоит из одного намаза, состоящего из четного числа ракаатов, которые выполняются непрерывно, их может быть от двух до десяти, а потом завершается намазом, в котором один ракаат. Нет обязательного предписания, что придерживаться следует одного из этих способов, можно чередовать методы совершения этой молитвы. Пророк Мухаммад ﷺ , как следует из некоторых хадисов, совершал эту молитву и тем способом, и другим.

Витр намаз из трех ракаатов может быть исполнен двумя разными вариантами:

  1. В первом варианте следует выполнить 2 ракаата, как это делают в обычной молитве двухракаатной, а затем совершают один ракаат, читая дуа «Кунут» перед совершением поясного поклона.
  2. Во втором варианте выполняют три ракаата подобно тому, как это делают в молитве Магриб, но есть отличие. Если в намазе Магриб, когда совершают земной поклон после совершения второго ракаата, читается молящимися ташаххуд, то при совершении витр намаза не читается, а следует сразу же встать на третий ракаат.

В данном видео приводится хадис о дуа, читаемом в намазе-витр:

По мнению ряда ученых, первый способ совершать витр намаз более предпочтителен. Его могут рассматривать в качестве части ночной молитвы, являющейся сунной, а завершать ее рекомендуют отдельным одним ракаатом. Читать его разрешается и после Иша-намаза сразу, и перед тем, как отойти ко сну, а также можно читать его во время последней трети ночи, и особая благодать содержится в это время. Если же у мусульманина есть опасения, что в период последней трети ночи он может не проснуться для того, чтобы совершить молитву, то лучше ему совершать его перед сном.

Какие суры читаются?

Когда совершают трехракаатный витр намаз, читать следует после того, как читается “Аль-Фатиха”, дополнительные суры – в первом ракаате “Аль-А ‘ ля”, во втором – “Аль-Кафирун”, а в третьем – “Аль-Ихляс”.

Дуа кунут

Дуа «Кунут» – мольба, которую читают в третьем ракаате: или до поясного поклона, или после в намазе витр.

Согласно одному из мнений, в есь год следует ежедневно читать дуа “Кунут”, как того требует Ханафитский мазхаб, по Шафиитскому мазхабу оно читается в течение второй половины священного месяца Рамазан.

По мнению некоторых ученых, это дуа всякий раз читать необязательно, когда совершаешь витр намаз, поскольку нет какого-либо указания, что каждый раз это дуа читал Пророк Мухаммад ﷺ .

Текст кунута

Дуа «Кунут» содержит такой текст: «О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты Господь наш, и Возвышенный!»” Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248.

Дуа кунут на арабском читаемое в последнем ракаате молитвы витр

Транскрипция: Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа ‘ афини фиман ‘ афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а ‘ тайт, уакъини шарра ма кадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ‘ аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я ‘ иззу ман ‘ адайт, табаракта Раббана уата ‘ аляйт.

Пророком ﷺ достоверно установлена только эта единственная мольба къунут.

После произнесения этой мольбы можно обратиться к Всевышнему с мольбой за посланника Аллаха ﷺ , сподвижники поступали так, а среди них был и Убай ибн Ка ‘ б, и Абу Халима Му ‘ аз аль-Ансари – эти сподвижники делали так во время Рамадана в витре.

Передается также, что во время в итра ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил в дуа кунут следующее: «О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». аль-Байхакый 2/211.

Транскрипция: Аллахумма, ийака на ‘ буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ‘ азабак, инна ‘ азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста ‘ инука, уа настагъфирук, уанусни ‘ аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда ‘ у ляк, уанахля ‘ у ман йакфурук.

То, что сподвижники поступали так, указывает, что к Аллаху можно во время кунута обращаться с любой мольбой помимо той, которой своего внука обучил Пророк Мухаммад ﷺ .

Если дуа «Кунут» совершающий молитву мусульманин не знает, он может вместо него произносить текст: “Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа азаабан-наар“, который переводится как просьба к Господу дать верующему благое в настоящей земной жизни и будущей, а также защитить от мучений Ада.

Обязательность дуа-кунут

В связи с витр намазом часто задают вопросы относительно совершения мольбы Кунут. Ее произносят в последнем ракате витр намаза и, по мнению некоторых ученых, эта мольба является обязательной, и если ее оставляешь, то после должен искупить это совершением саджда сахуа, то есть искупительных земных поклонов. Читать эту молитву можно как до совершения поясного поклона, так и после него, но читать до поясного поклона предпочтительнее, поскольку именно так делал Пророк Мухаммад ﷺ , как о том свидетельствуют шейх аль-Альбани и хафиз аль-Иракый.

Зикр после намаза-витр

Пророк Мухаммад ﷺ , когда завершал витр намаз, произносил три раза вслух слова “Субхааналь-маликиль-куддуус” , перевод на русский: ” Слава Святому Владыке (Аллаху)”.

Совершение витра путешественником

Витр намаз относится к сунна-намазам, то есть желательным, и его время – после ночной молитвы до утренней. Мусафир, то есть тот, кто находится в пути, может перенести ночную молитву, совершая ее после вместе с вечерней, и витр намаз он может совершить после этого, не дожидаясь времени, когда следует совершать ночную молитву.

Читается одним молящимся или джамаатом?

Совершается витр намаз без джамаата, то есть индивидуально, и только в период Рамазана рекомендуется совершать его коллективно, то есть джамаатом. Во вторую половину Рамазана в стоянии после совершения поясного поклона в последнем ракаате рекомендуется произносить молитву «аль-Кунут».

Из всех намазов-сунна витр намаз – самый ценный из тех, что совершаются без джамаата, то есть индивидуально. Также он ценнее, чем ратибаты, который относятся к сунна-намазам и совершают их вместе с молитвами фарз, то есть обязательными.

Ценность витр-намаза

Мазхаб имама Абу-Ханифы обозначает совершение этой молитвы ваджибом, то есть необходимым, поэтому не следует пропускать ее.

В ряде хадисах говорится о том, какой ценностью обладает витр намаз: в приведенном ат-Тимирзи хадисе, который также привели Абу-Дауд, ибну Маджах и ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах – витр (то есть Один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витр».

Эта молитва обладает рядом достоинств. На это особенно указывает тот факт, что Пророк Мухаммад ﷺ постоянно совершал эту молитву, даже если находился не дома, а в путешествии, и одно это уже указывает на его важность. По постановлению Шариата, витр намаз является сунна муаккада, то есть сунной усиленной.

Если пропустил, можно ли восполнить?

В случае пропуска этой и ночной молитвы, нужно сначала возместить ночную молитву, а потом возместить витр намаз.

Возмещение витр намаза, если верующий пропустил ее, считают дозволенным многие ученые, и на это указывал сам Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Абу Саидом Худри. Сунна – его возмещение в процессе молитвы «духа» до восхода солнца. Возмещая витр намаз, следует его совершать не нечетным, а парным числом ракаатов.

Ссылка на основную публикацию