Молитва м ю лермонтова
Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова
Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в храме и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты молитвы православной. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич Лермонтов не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.
Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к всесильному Богу с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне просьб оказывается любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Именно творчество заставляет забывать его о Боге. Поэт отождествляется с вулканом, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из его жерла, возможно, даже помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах.
Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой.
Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может при желании отобрать.
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
По всей видимости, посвящено это стихотворение В.А.Лопухиной (1815—1851). Введено оно в текст письма к М.А.Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».
«Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. »
Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины. Несомненно – это шедевр любовной лирики Лермонтова. Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
По свидетельству А.О.Смирновой, написано оно для княгини Марии Александровны Щербатовой (урожденной Штерич) которой Лермонтов был увлечен в 1839-1841 годах: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Щербатова Мария Алексеевна (ок. 1820 – 1879гг.), княгиня; в первом браке была за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1840 годы. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.
Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.
Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и. одиноким. И все потому, что мои дети теперь старше поэта.
***
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.
Молитва (М. Ю. Лермонтов)
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко….
* * *
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
И СКУЧНО И ГРУСТНО
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!… что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и вс° там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!…
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?…
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднице чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степи холодное молчанье,
Её лесов безбережных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубы,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Конспект урока по литературе «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»; 7 класс
Тема урока: Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».
1. Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва». Развивать навыки анализа; анализировать лирическое произведение.
2. Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.
3. Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.
Оснащение урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.
Приветствие, психологический настрой.
Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.
Педагог: послушайте произведение:
« Господи и владыко живота моего!
Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.
Педагог: Что я сейчас прочитала?
(Вы прочитали молитву)
– Давайте подумаем все вместе: о чем просит человек в молитве?
(Человек просит у Бога помощи.)
– Я только что прочитала вам молитву Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его Сирин (от слова Сирия), соловей. Как бы вы описали, что такое молитва? Действительно, описать это своими словами непросто. Давайте обратимся к словарям.
(Ученики получают карточки с заданиями: определить значение слов, пользуясь Толковым словарем и Этимологическими словарями).
Педагог: Итак, молитва – обращение верующего к Богу. А почему человек молится?
(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)
Педагог: Теперь вы можете сформулировать тем нашего урока?
Педагог: Верно, мы будет говорить о молитве. Но не о религиозной, а о стихотворной. На уроке мы будем говорить с вами о чудной молитве знаменитого поэта, о той минуте, когда поэт, не находя жизненной опоры в себе, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?
В 1939 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
3. Этап выявления первоначального восприятия.
Педагог: Как вам понравилось стихотворение? Какие эмоции оно вызывает – тоску, грусть, радость?
Педагог: Какие слова нам непонятны? Как нам определить лексическое значение слова «благодатная»?
(Посмотреть в словаре)
Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:
«Благодатная – дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро».
«Благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека».
4. Создание проблемной ситуации.
Педагог: Итак, благодать – это обещание спасения души. Поэтому «Сила благодатная» – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Значит, молитва – это далеко не только просьба о помощи.
А разве могут слова быть живыми?
(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)
5. Коммуникация (поиск новых знаний).
Педагог: сейчас мы разобьемся на четыре группы. Я дам вам три минуты, подумайте: о чем это стихотворение? Через три минуты каждая группа должна прийти к общему заключению.
(Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)
– Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?
– Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.
На доске написаны слова:
светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное
(Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце поэта – грусть.)
– Что показано в первой строфе?
(В первой строфе показано описание состояния души человека)
– Прочитайте вторую строфу.
Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Эти слова связаны с верой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека». Что хочет сказать поэт?
(Лермонтов показывает, что слова молитвы действуют на человека)
– Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?
(Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)
– Скажите, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?
(Лермонтов использует антонимы: тьмы и света, печали и радости, трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится)
– Заглянем снова в словарь. Что слово «бремя» и выражение «бремя скатится»?
(Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится» означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы на душе стало легко).
– Поэт хочет обратиться к нашим чувствам. Он желает, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти тоски – к надежде и вере. В его стихотворении все живет, движется и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
– От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов – звуки. Прочитает еще раз первую строфу:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
– Давайте обратим внимание, какой гласный создает звуковой фон первой строфы?
(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у».)
– Как вы воспринимаете этот звук?
(Этот звук угрожающий, темный, ночной.)
– Прочитаем еще раз вторую строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
– Как изменяется все под действием слов молитвы? Какие гласные звучат чаще всего?
(Открытые звуки «а» и «э»)
– Почему поэт выбрал именно эти звуки? Что они выражают?
(Они символизируют открытость души человека).
– Обратим внимание на звуки третьей строфы:
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
(Открытые звуки «е» и «а»).
– Определим размер стихотворения.
Стихотворение написано ямбом. Во второй и третьей строфах строки стали «легкие» (в них по два ударения). Это позволяет понять, и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, умиротворения, ощутить почти физически это расстояние от «до» и «после» молитвы.
– Посмотрите, что даже синтаксические конструкции подчинены общему движению молитвы и передают это движение. Прочитайте предложения первой и второй строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?
(Единственный глагол в форме первого лица «я твержу» – это единственное действие героя. Он тв e рдит молитву, он обращается к Богу. Все остальное происходит с ним без его участия)
– Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?
(Поэт использует безличные глаголы: «и верится, и плачется»).
Легко – категория состояния – описание состояния души героя.
– Итак, какова идея произведения?
(Человеку после молитвы становится легко)
– Что получает человек после прочтения молитвы?
(Он обретает веру, надежду)
– О чем не просят в молитве?
(В молитве не просят о деньгах или чем-то похожем)
Педагог: давайте подведем итоги.
Тема стихотворения – рассказ о молитве.
Главные слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть».
Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.
Начало стихотворения мрачноватое: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – это описание состояния души лирического героя, причин его обращения к молитве. Глагол «теснится» подчеркивает ощущение печали, тоски, тяжести.
Вторая строфа – описание силы слов всей молитвы. Значение имеют эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.
Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.
Если в начале произведения герою тяжело на душе, печально, то после молитвы становится легко.
Звуковой фон первой строфы создает повторяющийся «у», который передает мрачное настроение. В последней строфе звучат открытые звуки: «а» и «э». Все это даёт нам трогательные моменты, вместе с поэтом мы испытываем чувство облегчения, покоя.
Стихотворение написано ямбом.
Личные предложения в начале стихотворения передают состояние души, силу слов, обращенных к богу. Единственное действие героя – «я твержу». Все остальное происходящее с ним это действие живых слов, силы благодатной.
Две последние строки: «и верится, и плачется» – безличные предложения.
Педагог: Итак, мы выполнили с вами анализ лирического произведения.
Что мы узнали нового?
Что запомнилось, какие новые понятия?
8. Объяснение домашнего задания .
Педагог: домашнее задание – найдите в творчестве М.Ю. Лермонтова или других русских поэтов стихотворения, которые близки по теме к молитве. На следующем уроке познакомьте с этими стихотворными молитвами своих одноклассников, мы сравним, кто и какие произведения нашел.
Автор: Богодухова Екатерина Евгеньевна → Ека6491 |
–> 26.09.2019 1 1655 46
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Стихотворение м ю лермонтова молитва читать
Чудотворные слова: стихотворение м ю лермонтова молитва читать в полном описании из всех найденных нами источников.
Храм святителя Василия Великого
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
©2007—2017 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты
«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М.Лермонтов
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
Adblockdetector