Молитва мусульманина по усопшим

Молитва мусульманина по усопшим

Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа

Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.

Почему важно читать дуа за умерших

Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.

Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.

Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.

Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину

Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.

Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.

Перед смертью

Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:

«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».

В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.

Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:

«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».

При соболезновании

Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.

При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:

«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».

В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:

«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».

Усопшим родителям до 40 дней

Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.

Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:

«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».

«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».

«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».

За упокой

Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:

«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».

При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:

«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».

Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.

Еще один текст за упокой произносится так:

«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».

Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.

За умершего родственника после похорон

Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:

  1. Ритуальное омовение.
  2. Произнесение мольбы:

«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».

Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:

«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».

«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».

На поминках

Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:

Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.

На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:

«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».

Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.

Можно ли с помощью дуа помочь умершему

Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.

Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:

  • мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
  • умершие получают только те награды, которых достигли сами;
  • согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.

Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.

Дуа за умершего

Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?

Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):

По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

Транскрипция вышеприведенного дуа

По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.

Дуа за умершего мусульманина

За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.

Перевод текста с арабского и транскрипция: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере. О Аллах! Не лишай нас награды за него (то есть не лишай нас награды за проявление должного терпения после его кончины) и не сбивай нас с пути после его смерти.» Хадис от Ибн_Маджа

Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.

Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):

Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.

Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.

Дела приносящие награду после смерти

Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни – его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.

«О Аллах! Поистине, (такой-то, сын такого-то) находится под Твоей защитой и покровительством, упаси же его от испытания могилы и мук Огня, ведь Ты верен обещанию и правдив. Прости и помилуй его, ведь Ты – Прощающий, Милосердный.» Хадис Ибн-Маджа.

Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.

Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:

Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.

За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.

Какие дуа читают?

«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):

Дуа за умершего ребенка, Ахмад бин Али бин Хаджар аль-Аскаляни. Хидайат ар-руват иля тахридж ахадис аль масабих ва-ль-мишакт, 1-6, Тахкик Мухаммад Насыр ад-дин аль-Албани, Каир, 1422/2001 – 1631

Кроме того будет хорошо, если человек скажет: «О Аллах! Сделай (так, чтобы смерть этого ребенка явилась) причиной воздаяния, которое будет ждать (в Раю) его родителей (то есть: помоги им терпеливо перенести эту утрату в надежде на Твою награду в мире вечном), а сам он стал бы для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято. О Аллах! Утяжели им весы их, и увеличь за него их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук Ада, и даруй ему (в Раю) дом лучше его дома и семью лучше его семьи. О Аллах! Прости наших предков, наших детей и тех, кто уверовал раньше нас».

Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:

Текст пожелания на арабском за умершего ребенка Транскрипция пожелания на арабском за умершего ребенка

Какие молитвы читать по усопшему мусульманину

Вопрос: Каждый раз, когда я посещаю кладбище, становится неудобно из-за того, что не знаю дуа, которое там читают. И каждый раз делаю намерение выучить такую молитву, но потом забываю. Напишите, пожалуйста, дуа, которое читают при посещении кладбища.

Из сунны Пророка ﷺ до нас дошли ряд дуа, читаемые при посещении кладбиша. Приведём некоторые из них:

السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ يَا أَهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنَا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنَا وَنَحْنُ بِالْأَثَرِ

Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Господа, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.

Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу.

Да примет Всевышний все наши дуа, и да простит прегрешения ушедшим в мир иной! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Как помочь умершим родственникам?

Что мы можем сделать хорошего для наших умерших родственников, кроме как возносить за них дуа?

1) Человек получает награду за деяния, совершенные при жизни

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:

«Когда человек умирает, (все) его добрые дела прекращаются, за исключением трёх:

— Садака-джарийа, т.е. доброе дело, которое человек сделал при жизни, и которое продолжает приносить пользу другим людям даже после его смерти. Например, строительство мечетей, мостов, дорог, пожертвования нуждающимся и т.д.

— Полезные знания, переданные другим людям. Например, путем обучения или написания книг.

— Благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.

В хадисе от Абу Хурайры (мир ему) передаются следующие слова Пророка Мухаммада (мир ему):

2) Дуа и истигфар за умершего

В аяте говорится о важности истигфара за умерших. Если бы в этом не было пользы для них, то Всевышний не превозносил бы важность истигфара. Рассмотрим истории из жизни сподвижников:

На что Мухаммад (мир ему) ответил:

«Да, есть. Нужно совершать за них дуа, просить Аллаха об их прощении, исполнять свои долги должным образом, почитать родственников и их близких». (Абу Давуд, Сунан, Адаб, 12; Ибн Маджа, Сунан, Адаб, 2).

Даже сам Пророк (мир ему) совершал намаз за усопших и возносил за них дуа:

К тому же, Пророк (мир ему), совершая намаз за одного человека, просил:

Поэтому, если человек умер и у него остались долги, то, в первую очередь, наследникам необходимо расплатиться с долгами.

Исламские ученые единогласны во мнении, что за умерших нужно раздавать садака. Об этом свидетельствуют и хадисы Пророка (мир ему).

1. В риваяте от Ибн Аббаса сказано: «Один человек подошёл к Пророку (мир ему) и спросил:

— О, Посланник Аллаха (мир ему)! Моя мать погибла. Если я буду раздавать от её имени садака, будет ли ей от этого польза?

Пророк (мир ему) ответил:

Мужчина тогда сказал:

— У меня есть участок на котором растут фрукты. Я свидетельствую перед Вами, что этот сад я отдаю в качестве садака за свою мать» (Бухари, Сахих, 15,20, 26).

2. «Однажды другой человек поинтересовался у Пророка (мир ему):

— О, Посланник Аллаха! У меня умерла мать, какое из всевозможных видов благих дел (садака) предпочтительнее для совершения ради неё?

— Вода, — сказал Пророк (мир ему).

В связи с чем Сa’д ибн Убада соорудил колодец и сказал:

— Этот колодец для матери Сa’д ибн Убада». (Абу Давуд, Сунан, Закят, 42)

Самым благородным и добродетельным действием является намерение на раздачу нафиль-садака. Поскольку награда за это достигнет души умершего, а у совершившего это благое дело ничего не убудет.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, человек может посвятить кому-то награду за свои благие деяния. Отдельно можно произвести жертвоприношение за умершего, совершить Хадж, продержать за него пост. При этом тот, кто совершает это, не теряет собственной награды, даже если делает благое с целью пожертвования саваба за покинувшего этот мир.

Что такое зийарат?

Слово «зийарат» употребляется в нескольких значениях. В большинстве случаев это понимается как посещение усыпальниц, построенных на могилах святых личностей, для проявления уважения и почтения, и совершение там некоторых деяний. Вместе с тем, зийаратом считается также посещение могил обычных людей, мусульман, родителей и близких родственников. Даже посещение живых людей и общение с ними считается зийаратом.

Посещайте родных при жизни

В исламской религии одним из самых богоугодных деяний считается постоянные встречи мусульманина со своими братьями по вере, проявление интереса к их проблемам, прилагаемые усилия для решения этих проблем. Если кто-то хоть один день не посещал коллективную молитву, Его Светлость Мухаммад (с) и имамы интересовались причиной, навещали его, если возникали проблемы, старались решить их сообща. В одном хадисе, повествуемом от Имама Багира (а) и Имама Садыка (а), говорится: «Если мумин навестит своего брата по вере с намерением исполнения своего долга, за каждый его шаг Аллах одарит его одной благостью, простит один грех и повысит на ступень его положение. Когда он постучится к брату по вере, двери Рая раскроются пред ним. Когда эти мумины встретятся и обнимут друг друга, Аллах укажет на них ангелам на небесах и скажет: «Посмотрите на двух моих рабов, они встречаются, чтобы исполнить долг, которыми я их наделил. А Я считаю своим долгом не бросить их в адское пламя». Когда тот мумин будет возвращаться от своего брата по вере, ангелы будут сопровождать его на каждом шагу и при каждом вздохе. В течение года он будет защищен от мирских бед и загробных мучений» («Бихаруль-анвар», LXXVI, 34).

В Исламе настойчиво рекомендуется поддерживать добрые отношения с родственниками; В 22 аяте суры «Мухаммад» наряду с сеянием козней, прерывание связей с родственниками также указывается в качестве греха, навлекающего проклятие Аллаха. Имам Мухаммад Багир (а) сказал: «Посещение родственников способствует улучшению деяний, увеличивает имущество, устраняет беды, облегчает спрос в Судный день и откладывает кончину» (Шейх Кулейни. «Аль-Кафи», II, 150).

Одаривайте своих усопших

Посещение могил усопших занимает в мусульманской традиции одно из основных мест. Согласно национальным традициям нашего народа, кладбища посещаются хотя бы в праздничные и знаменательные дни, поминают умерших, молят об их прощении. Могилы также посещаются в дни рождения и смерти умершего человека. Его Светлость Мухаммад (с) велел совершать зийарат могилы усопших близких людей, приветствовать их души: «Они (мертвые) являются для вас назиданием и уроком» («Бихаруль-анвар», LXXXII, 64).

Его Светлость Али (а) рекомендовал мусульманам посещать могилы своих родителей: «Посещайте своих усопших, ибо они возрадуются этому. После того как помолитесь на могилах своих родителей, просите у Аллаха исполнения своих нужд» (Шейх Кулейни. «Аль-Кафи», III, 229-230).
Пророк Мухаммад (с) также высказывался по поводу посещения могил родителей: «Тому, кто в пятницу посетит могилу своих родителей и прочитает «Йа-Син» за упокой их души, за каждую букву Аллах простит один его грех» (Муттаги Хинди. «Канзуль-уммаль», XVI, 479, хадис 45543).
Просить над могилой усопшего о прощении его грехов, читать Коран – это может быть в определенной степени полезно его душе. В преданиях говорится, что при этом, возможно облегчение мучений покойного в могиле, предоставление его душе некоторых льгот и уступок, возвышение души до Судного дня с точки зрения положения. У Имама Джафара Садыка (а) спросили о том, могут ли быть полезны для усопшего молитвы и благие деяния во время посещения могилы? Имам ответил: «Да, благость этих дел относится к усопшему, и он радуется. Так же, как вы радуетесь в этой жизни, когда вам дарят подарок» («Бихаруль-анвар», LXXXII, 64).

Имам Мусейи Кязим (а) придавал зийарату могил муминов такое важное значение, что приравнивал это даже посещению могил непорочных имамов: «Тот, кто не может посетить наши (Ахли-бейт) могилы, пусть совершит зийарат могил праведных братьев» («Бихаруль-анвар», LXXIV, 311).
Во время посещения могил, рекомендуется остановиться у ворот кладбища и приветствовать души всех умерших. Богоугодным деянием является также прочесть для душ усопших суру «Ихлас» 11 раз.

В книге «Бихаруль-анвар», со ссылкой на некоторых святых, написано, что мертвые узнают тех, кто посещает их могилы в пятницу, а также на день раньше и на день позже (LXXXIX, 359). То есть душам муминов разрешают в те дни посещать могилу, где покоится их прах, и видеть посетителей. Согласно некоторым источникам, рекомендуется совершать зийарат могил в четверг. Посещать могилы ночью является нежелательным деянием, потому что Пророк Ислама запретил это в своем завещании Абузару.

Во время зийарата могил муминов, рекомендуется встать лицом к кыбле, и, наклонившись, положить руку на могилу, а затем 7 раз прочитать суру «Гадр». Согласно традициям, богоугодным деянием считается чтение над могилами сур «Фатиха», «Ихлас» и «Йа-Син». Это словно подарки, преподнесенные душе покойного. Пророк настойчиво рекомендовал: «Одаривайте своих усопших». Он говорил, что души умерших людей в пятницу спускаются на небеса мира сего и подходят к дверям дома, где прежде жили. Скорбным голосом, который живые не в состоянии услышать, они умоляют своих родственников, потомков и просят дары. А самыми лучшими дарами для усопших являются просить Аллаха об их прощении, давать милостыню, благостью одаривать их, посещать могилы и читать там Коран, а наградой одаривать их души («Мафатихуль-джинан», стр. 569-570).
Также рекомендуется у могилы трижды прочесть следующую молитву: «Аллахумма инни асалука бихагги Мухаммадин ва Али-Мухаммад ан ла туаззиба хазал-меййит». Перевод: «Господи, прошу Тебя, ради Мухаммада и Али-Мухаммада, не причиняй страданий этому умершему» («Мафатихуль-джинан», стр. 569).

Отметим, что во время зийарата близких людей не обязательно просить находящегося на кладбище муллу и кого-то другого прочесть Коран и подарить благость этого деяния душе покойного. Знающий арабский алфавит, может и сам прочесть суру «Йа-Син». Даже те, кто не знает арабский алфавит, могут прочесть текст, написанный кириллицей или латиницей, и одарить им умершего. Но при этом рекомендуется, чтобы читающий понимал смысл этого. Для этого необходимо прежде прочесть перевод суры «Йа-Син» и ознакомиться с его содержанием. В таком случае, читая «Йа-Син» над могилой, человек будет знать, о чем идет речь. По нашему мнению, каждому умершему приятно будет услышать над своей могилой суры Корана из уст близких ему людей, а душа возрадуется еще больше. Как говорилось в начале статьи, так как зийарат обычно ассоциируется с посещением святых мест и могил святых личностей, в следующей части будет предоставлена более подробная информация именно в этом направлении.

Молитва за упокой

Молитва за упокой души усопшего в православии

Когда из жизни уходит близкий человек, то это непоправимое горе. Но потерю родного нужно пережить, как бы тяжела она не была, и двигаться дальше. Считается, что самое ужасное, когда родителям приходится хоронить своих детей. Но вряд ли можно утверждать, что детям прощаться с любимыми родителями навсегда менее тяжело. Невыносимой бывает душевная боль и от потери других родственников.

Когда говорят, что время лечат, то это ложное утверждение. Боль от потери близкого человека остается в душе человека на всю оставшуюся жизнь. Но она притупляется не от того, что проходит время, а из-за того, что пустота в душе постепенно начинает заполняться различными бытовыми заботами. Но при этом близкого человека всегда будет не хватать и периодически каждый из нас пытается мысленно общаться с родными людьми.

Как молится за новопреставленного, чтобы душа попала в рай

Безусловно, когда родной человек уходит из жизни, то не хочется принимать этот факт. Но следует помнить, что наши эмоции, чувства и страдания не дают умершему спокойно отойти в мир иной. Мы не отпускаем его душу от себя и этим очень вредим ему. Это связано с тем, что душа умершего мечется и не может найти свое место. В первые дни после смерти человека она просто витает в пространстве. Поэтому, задача родственников состоит в том, чтобы отпустить душу покойника от себя и помочь занять ей место на Небесах.

Для этого нужно:

  • Сразу после смерти в течение 40 дней заказывать литургии и панихиды в храме.
  • Обязательно устроить поминки на 9-ый и 40-ый день. Это связано с тем, что в эти дни душа усопшего предстает перед Господом. Чем больше вспомнить о покойнике в эти дни живущих людей, тем лучше.
  • Каждый день дома в течение 40 дней нужно молиться дома за упокой души усопшего. От этого зависит то, попадет ли ваш родной человек в рай.



Помните, что молиться за упокой новопреставленного очень важно в течение 40 дней после его смерти. Но также нужно не забывать возносить молитвы за упокой и впоследствии. Для этого имеются специальные дни. Это поможет не только душе усопшего обрести покой, но также позволит вам успокоиться от непоправимой потери и справится с горем.

Действенная молитва звучит следующим образом:

Как заказать сорокоуст и панихиду за умершего в храме

Потеря близкого человека – очень тяжелое событие. Но нужно понимать, что ничего уже изменить нельзя. В трудные жизненные мгновения нужно помнить о том, что некоторыми своими действиями можно помочь душе усопшего быстрее обрести покой на Небесах. Для этого, прежде всего, в основные даты, связанные с уходом в мир иной, заказывается церковная панихида. И для верующего значения она имеет огромное значение, так позволяет пережить горе. Панихида – это богослужение, которое проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти человека.

Чтобы заказать её, нужно:

  • Посетить храм заранее.
  • Оставить подношение на панихидном столе.
  • Написать записку с именем того, кого вы хотите помянуть и передать священнику.
  • Сообщить священнику на какой день вы хотите заказать панихиду.

Считается, что на девятый день душа умершего человека предстанет перед Господом и будет ждать прихода девяти ангельских чинов. В этот день целью панихиды в церкви является прошение Всевышнего помочь душе усопшего приблизиться к святым ангелам. Во время панихиды все верующие в храме должны держать в руках зажженные свечи. Таким образом, выражается искренняя любовь к усопшему, что обязательно зачитывается Господом на Справедливом Суде. Панихиду на 9 дней можно проводить в разных храмах.

На сороковой день душа усопшего человека после хождений по аду возносится к Богу третий раз. В этот момент будет решаться ее участь. Это решение во многом зависит от земных деяний усопшего человека, но немаловажную роль играют и молитвы за упокой души, которые возносили родственники в течение всего времени после смерти.

Также панихиду можно заказать на годовщину смерти. Но это поминальное мероприятие не является обязательным.

Очень часто для успокоения собственной души люди заказывают сорокоуст по усопшему. Этот обряд является особым видом поминания. Об упокоении сорокоуст заказывается на 40 дней, полгода и год. В течение 40 дней в церкви читается молитва за упокой усопшего и именно в этот период происходит отпущение грехов усопшему.

Кому ставить свечку за упокой отца и матери

Свечи за упокой ставятся на специальном канунном столе. Эта конструкция обычно устанавливается слева от входа. Столик покрывается металлической или мраморной доской. Его легко узнать, так как на нем стоит прямоугольный подсвечник, на котором установлено Распятие Господнее. Если по какой-либо причине в храме не имеется такого столика, то ставить свечу за упокой отца или матери можно возле любой иконы. Но очень важно, не делать это бездумно. Необходимо вспомнить усопшего некоторое время постоять в молчании возле зажженной свечи.

Когда вы ставите свечу за упокой, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Два раза перекрестится на Распятие Спасителя.
  • Зажечь свечу от других горящих свечей или от лампадки.
  • Поставить зажженную свечу в свободную ячейку и зафиксировать ее, чтобы она не наклонялась и не соприкасалась с другими свечами.
  • После установки свечи нужно прошептать такие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего Раба Твоего (имя)».
  • Перекреститься и поклониться.

Поминальная молитва за упокой

Поминальная молитва за упокой – это специальные слова, направленные на успокоение души усопшего. Молясь о упокоении, мы не только незримо помогаем усопшему, но и сами утешаются в своем горе. Все это связано с христианскими канонами, в которых смерть не наделяется трагическим смыслом.

Полный текст молитвы

Полный текст молитвы за упокой звучит следующим образом:

Умершего человека нужно обязательно поминать в специальные дни, предусмотренные церковью. Но кроме этого, его нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на день ангела. В эти дни по возможности необходимо посетить церковь и отнести пожертвования. Также рекомендуется в поминальные дни раздать милостыню бедным, при этом следует попросить их вспомнить имя усопшего родственника, когда они будут молиться.

Короткий вариант

Очень часто используется короткий вариант молитвы за упокой. Ее часто произносят на кладбище возле могилы усопшего в поминальные дни. Но более важно их произносить в период после сорока дней после смерти близкого человека.

Считается, что первые 3 дня душа усопшего человека находится возле тела. Она видит все происходящее и может реагировать на поступки людей, подавая определенные знаки. Именно поэтому нельзя сильно горевать об усопшем, так как душе сложно будет оставить землю. Помогут справиться с горем короткие молитвы за упокой. Также они позволят душе умершего человека без терзаний отойти в мир духов.

Через три дня душа покойника отходит в духовный мир, где будет находиться 40 дней. И для этого периода очень важны короткие молитвы за упокой, они помогут душе держать ответ за все содеянные деяния человека в земной жизни. На 40 день происходит Страшный Суд и Богом принимается решение, куда переместится душа в ад или рай. Каждая произнесенная короткая молитва за упокой увеличивает шансы души усопшего попасть в рай.

Короткая молитва звучит следующим образом:

Слушать молитвы за упокой:

Мусульманская молитва за душу усопшего

Мусульманская молитва в честь мусульманина или мусульманки называется джаназа намаз. Это коллективная погребальная молитва, которая является обязанностью для правоверных. Если такое моление не будет организовано, то весь джамаат впадает в грех. Считается, что чем больше людей участвует в заупокойном намазе, тем лучше для усопшего.

В Коране говорится, что если молитва за упокой будет читаться большим количеством верующих, то она обязательно будет услышана. Кроме этого пророк сказал, что если сорок человек будет читать погребальную молитву, то Аллах обязательно заступится за умершего, а если молитвенный текст будут читать три ряда мусульман, то усопшему обязательно уготован Рай. Причем очень важно, чтобы близкие люди участвовали в погребальном намазе.

Следует понимать, что погребальный намаз может быть проведен только для усопшего мусульманина. Если не доказана принадлежность умершего к исламу, то джаназа намаз не совершается. Подтвердить то, что человек был мусульманином может, заслуживающий доверия свидетель.

Совершать джаназа намаз можно, как возле тела усопшего, если обряд погребения не был свершен, так и у могилы человека по прошествии определенного времени. Погребальная молитва может читаться, если тело усопшего, если оно не было значительно повреждено. Если случилось так, что смерть наступила вследствие страшных повреждений, и при этом отсутствуют какие-либо части тела, то тело не омывается и джамаз намаз не проводится. Тело покойника просто заворачивается в лоскут материи и хоронят.

Читать еще:  Татарская молитва агузе
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector