Молитва на коленях стоял

Молитва на коленях стоял

Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция, но если на приходе такая традиция сложилась, то не надо ей себя противопоставлять, считает священник Иоанн МИРОЛЮБОВ, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (ОВЦС).

Подручники – коврики или, скорее, тонкие подушки, которые подстилаются, чтобы не испачкать руки во время земных (великих) поклонов

О том, как молиться в храме и дома, сколько, когда и каких клать поклонов, сказано не только в богослужебных уставах и уставах о домашней молитве, но даже в решениях Вселенских соборов. Так, 20-е правило 1 Вселенского собора повелевает в воскресные дни и во все дни Пятидесятницы не совершать коленопреклонения .

Священник, литургист Михаил Желтов считает, что эти запреты относятся к коленопреклоненным ектениям, остатком которых в нашем богослужении являются молитвы на вечерне в день Пятидесятницы (которая в современной практике совершается после литургии).

Я согласен с отцом Михаилом, ведь по старообрядной традиции эти постановления не означают абсолютного запрета на земные поклоны.

Старообрядцы. У каждого из молящихся — коврик, который перед земным поклоном стелется на пол. В поклоне молящийся касается его ладонями

Земные поклоны есть выражение усиленной молитвы или особенного благоговения, и в старообрядческой традиции их кладут при поклонении святыням , например, при пении величаний пред иконой праздника или во время важнейших моментов богослужения, при этом не имеет значение, воскресный или праздничный день, или даже Пасха.

Например, их совершают во время поклонения Плащанице в Великую субботу при пении гимна Богородице «Достойно есть» или во время чтения молитвы анафоры на литургии, когда происходит пресуществление Святых даров.

По древним русским уставам всегда полагается земной поклон на «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися».

Также по древним уставам, молитвы на вечерне Пятидесятницы, хотя и называются коленопреклоненными, но совершаются в землю, не стоя на коленях, а лежа ниц. Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция.

Когда Малороссию присоединили к России, и произошло соединение Русской и Украинской Церквей, были восприняты и некоторые обычаи, усвоенные от униатов. Но в Русской Церкви они были категорически запрещены, чтобы даже внешне подчеркнуть наше отличие от латинян. Например, в дораскольничьих служебниках во время некоторых священнических молитв ясно указывалось «руки не воздевать», потому что так делали у римо-католиков. Священники снова стали воздевать руки после реформ Никона, а у старообрядцев до сих пор такого нет.

Я сам родом из Риги, неплохо представляю, как молятся католики и могу сказать, что они часто молятся на коленях, что и в православных храмах, хоть реже, но встречается. Но такого никогда не бывает у старообрядцев. Такое противостояние началось, наверно, еще со времени вторжения римо-католических рыцарских орденов на Русь, при Александре Невском, который заключал союзы с татаро-монголами, не покушавшимися на православную веру, но воевал с римо-католиками, которые хотели привнести на Русь свое учение и обычаи.

Особенно начали подчеркивать отличие русских обычаев при Патриархе Филарете (Романове). В 1620 на Московском соборе было строго сказано – крещенных по католическому обычаю обливанием перекрещивать, поскольку католиков считали еретиками.

При этом надо заметить, что слово «ересь» тогда было очень широким понятием. На современном богословском языке ересь – это крайнее отступление от православного христианства, от самих догматов Церкви. А в то время в понятие ереси входило любое удаление от мнения Церкви.

В заключение хочу сказать, что даже если вы знаете, как кланялись и молились в какой-либо исторический период в Русской церкви, и видите, что где-то поступают по-другому, главное — хранить мир.

И если в каком-то храме уже сложилась своя традиция, лучше поступать в соответствии с этой традицией, а не противопоставлять себя ей. Если же вы хотите что-то изменить, обратитесь к священноначалию. Мне кажется главным достоинством старообрядного богослужения именно единообразное поведение молящихся, дорожащих своим единством в совместной молитве.

Ответы на вопросы

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году – во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы – стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

– вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Читать еще:  Молитва чудесная сильная

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, – это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Молитва на коленях стою господа молю

Cила молитвы

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Наверняка многие из вас задумываются над тем, что такое молитва, и как она действует.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  • Так вот, молитва — это связь с нашим Творцом или с его святыми, смотря кому вы молитесь.
  • Когда мы произносим молитвенную речь, то находимся в тесном контакте с Богом, мы соединяемся с Ним.
  • И, конечно, сила нашей молитвы может совершить многие чудеса, она не только исцеляет нас, но и помогает нам преодолевать трудности, препятствия в жизни, справляться с горем и душевной, а иногда и физической болью.

Если вы рассмотрим разные религии, то увидим в них одну закономерность, которая едина для всех, и эта закономерность — молитва. Практически все религии утверждают, что у нас есть Создатель, который заботится и любит нас. Он откликается на наши просьба и помогает нам, но наш Создатель хочет, чтобы мы общались с Ним, таким образом, у нас устанавливается двустороннее общение.

Если мы понаблюдаем за людьми, то увидим, что даже неверующие люди иногда возносят благодарственную речь небесам, и это не зависит от того, верят ли они в Бога, понимают ли кого благодарят, но это есть, и это еще один неоспоримый факт.

Молитвы могут быть разные, есть просительная мольба, есть благодарственная, а есть и такая, которая больше похожа на разговор с Богом как со своим отцом.

Какая молитва нужна

Какая молитва нужна? — это еще один распространенный вопрос, которым задаются большое количество людей. Но однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. Каждый выбирает для себя тот текст, ту речь, с которой обращаются к Богу, которая больше нравится, которая больше приходится по сердцу.

  1. Например, если вы молитесь не самому Спасителю, а каким-нибудь чудотворным святым, то можете выбрать тот молитвенный текст, который прославляет именно этого святого.
  2. Конечно, хорошо, если вы знаете «Отце наш», но если этого молитвенного текста вы не знаете, то можете просто обратиться к Отцу нашему Небесному своими словами, главное, чтобы ваши слова шли от души, от самого сердца, тогда они будут услышаны.

Есть множество историй, когда неверующие или просто далекие от церкви люди, в самые трудные времена начинали искренне молиться, они не знали никаких молитв, не знали, как правильно молиться, они просто молились и получали облегчение, исцеление, помощь.

Таких людей множество, и это говорит о том, что специально написанные молитвенные тексты совсем не обязательны, нужна только ваша искренняя вера, что Создатель услышит вас и поможет вам. Сила любой молитвы в нашей вере в нее, в Бога.

В чем отличие молитвы для исполнения желаний от заговора

Изначально кажется, что эти два понятия схожи. И молитва, и заговор построены по одному принципу. Человек читает текст и вкладывает в него энергию и веру. «Магические» слова есть в обоих случаях. Однако желание исполняют разные силы.

  • В случае молитвы человек обращается к Высшему разуму и просит осуществить свое желание. Это скорее просьба, послание Вселенной.
  • При заговоре же человек реализует мечту наперекор судьбе и воле Высших сил. Магические манипуляции могут изменить будущее (не всегда в лучшую сторону). Неизвестно, какие последствия наступят после этого и чем придется платить.

Например, человек мечтает о больших деньгах и применяет заговор. Спустя определённое время он получает то, что хочет, но вместе с этим появляются проблемы со здоровьем. «Обработка» может оказаться чем угодно ( болезнью, утратой близких и так далее).

Именно поэтому церковь негативно отзывается о таком вмешательстве. Священнослужители утверждают, что полагаться можно только на волю Бога. Молитва не окажет никакого дурного влияния на человека, который ее произносит. Желание исполнится без последствий, когда Вселенная будет к этому готова. Выбор остается за человеком.

Таким образом, с помощью молитвы можно привлечь помощь Высших сил для осуществления Ваших планов.

Читать еще:  Молитва святым гурию самону и авива

Не желайте никому зла, читайте слова искренне и визуализируйте свою мечту. Верьте, что молитва действительно поможет.

Обязательно отблагодарите Высшие силы после воплощения мечты. Вселенная постепенно будет подталкивать Вас к реализации желания.

Однако стоит помнить, что под лежачий камень вода не течет. Сделайте шаг навстречу мечте.

  1. Мечтайте переехать в Европу? Начните учить немецкий или итальянский.
  2. Хотите новый дом? Почаще просматривайте объявления, купите лотерейный билет.
  3. Грезите о том, чтобы быть здоровым? Запишитесь на йогу.

Высшие силы будут на Вашей стороне только тогда, когда Вы сами начнете делать что – то для воплощения своей мечты. Вселенная услышит любое желание и поможет перенести его в реальность. Полагайтесь на молитвы и верьте в них, но не забывайте, что главные волшебники и чародеи в нашей жизни – мы сами.

Важные правила и ритуал прочтения

Важнейшее правило любой молитвы: произнося её, обращайтесь к Господу правильными словами, проверенными временем и поколениями.

Избирая христианскую молитву с целью получить важный звонок, внимательно читайте её текст. Иногда за молитву выдаётся заговор, действие которого является в корне противоположным божьему слову. Магический заговор нарушает волю человека, заставляя его звонить, в то время как Господь лишь помогает и наставляет избранника, не ломая его волю, а усиливая уже имеющиеся чувства.

По тому, сработает ли молитва, можно понять об истинной природе чувств. Если парень не позвонил после молитвы, повторенной несколько раз, значит его чувства к вам пока ещё недостаточно сильны. Не следует наседать на него сейчас, лучше выждать какое-то время и повторить попытку завоевать его сердце.

Ритуала для прочтения молитвы, чтоб мужчина полюбил, заскучал и позвонил, в отличие от заговора, не существует. Молятся в любых условиях и независимо от времени суток. Прекрасно подходит утро после пробуждения, в особом молитвенном углу дома, где стоят иконы Иисуса Христа, Богородицы, Николая Чудотворца или других. Молиться следует на коленях, рекомендуется зажигать церковную свечу для лучшей концентрации.

Обращаются к Господу как существующей молитвой, так и своими словами. Порой последнее имеет лучший эффект, ибо молитва идёт из сердца. Наихудший, то есть нулевой эффект возымеет молитва, прочтенная с листка или экрана телефона, зазубренные слова, смысл которых вы не совсем понимаете.

В обращении к Господу важно понимать, чего вы от него хотите и как вы к нему обращаетесь, быть готовой возблагодарить его словом, молитвой, очищением, постом или походом в церковь.

Как работает молитва для получения работы?

В современном мире, где процветает жестокая конкуренция, очень сложно получить высокооплачиваемую работу без помощи и поддержки влиятельных лиц. Однако каждый соискатель может заручиться содействием сил высших, если в процессе своего трудоустройства будет пользоваться православными молитвами. Молитвы для получения работы помогают любому кандидату обойти все возможные на этом пути преграды и занять желаемую должность.

Православная молитва о помощи в поисках работы — средство, обладающее высокой эффективностью, но нельзя лишь на нее возлагать все свои надежды. Трудовая удача соискателя во многом зависит и от его личностных характеристик. Небеса не станут помогать людям ленивым. Высшие силы благоволят лишь к тем, кто всего привык добиваться своим трудолюбием, упорством и целенаправленностью, ведь и сами святые Божьи помощники при своей жизни были неустанными тружениками. Именно у трудолюбивых, активных и энергичных кандидатов больше шансов на успешное трудоустройство.

Пятидесятница? – Ура, на колени!

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.

– В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками – это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы – это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

– В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

– Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы. Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

– Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы – это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?

– Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы – а силы дает Дух Святый в таинствах – дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

Читать еще:  Обеденная молитва в пятницу

– Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему – этим самым пресловутым веточкам, – нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.

Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам – чтобы они их знали.

– Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, – чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Мы видим, что в храмах многие миряне стоят на коленях или стоя внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости – голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв, и для молитв Святой Пятидесятницы хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа.

Молитвы Святой Пятидесятницы – это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:

«…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи, и отпущаяй в силе, настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляй, смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.

– Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

– Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

– Практика показывает, что многие прихожане – как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, – с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

– Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, что он означает? Его символическое значение – это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это – путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, правило к Причастию: «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон – это ведь не только рабское поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески – «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу, – это просто понимание того, что мы без Бога – вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, Он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector