Молитва на шабат субботу

Молитва на шабат субботу

«Встреча субботы»

После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча субботы» (Кабалат шабат) и «Маарив».

Есть обычай перед «Минхой» прочитывать Шир гаширим, Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива[1]: «Все книги Танаха – святы, но эта – Святая Святых». Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом – Вс-вышним и невестой – Израилем.

После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Вс-вышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: «Увидят все это чистые сердцем – и возрадуются, а все нечестивое закроет свой рот. Кто мудр – будет помнить все это и размышлять о доброте Г-спода».

«Единственный души моей, Отец милосердный» – это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Вс-вышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся «Минху».

Шесть глав Тегилим открывают «Встречу субботы» – по числу рабочих дней недели. Первая из них – «Пойдем, воспоем Г-спода», а последняя – «Псалом Давида», который читают стоя. После этого мы поем гимн «Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте», который сочинил раби Шломо Алькабец[2], один из величайших мудрецов-кабалистов. Последний куплет, «Приди же с миром», мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно – на запад), словно ожидая входа невесты – царицы-субботы.

«Встреча субботы» заканчивается еще двумя главами из Тегилим: 92-й («Хвалебная песнь в честь субботнего дня») и 93-й («Воцарился Г-сподь, облачился в величие»), после которых говорят «Кадиш ятом» (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).

При переходе от «Встречи субботы» к молитве «Маарив» те, кто молятся по сефардскому «сидуру» (нусах сфарад), говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашкеназскому «сидуру» (нусах ашкеназ), повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить «Кадиш», произносят «Кадиш дерабанан». Затем традиционным субботним напевом хазан открывает «Маарив».

«Шма» субботнего «Маарива» отличается от будничного окончанием второго благословения после самого «Шма»: вместо слов «охраняющий народ Свой, Израиль, вечно» мы говорим, встав: «. раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом Своим, и над Иерусалимом». Те, кто молятся по сефардскому «сидуру», добавляют здесь цитаты из Торы: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля. », чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).

После того, как хазан скажет «Хаци-кадиш», молятся субботнюю «Амиду», состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три – как обычно, а среднее – особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв («Маарив», «Шаха-рит», «Мусаф» и «Минха») – разное. В «Маариве» оно говорит, главным образом, о том, что суббота – память о сотворении мира Вс-вышним. Заканчивается оно – так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!»

После «Амиды» все – и обшина, и хазан – громко произносят, стоя, отрывок из Торы: «И завершены были небо и земля. » Тем самым мы свидетельствуем о том, что Вс-вышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, -вот и мы произносим свое свидетельство так же.

Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву «Защита отцов», концентрирующую в себе содержание семи благословений «Амиды», уже произнесенных шепотом. Это – замена повторения хазаном «Амиды» вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву «Защита отцов» для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить «Амиду» и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.

После «Полного кадиша», который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из ТеГилим, «Кадиш ятом» и слышат призыв хазана: «Благословите Г-спода благословенного!» На эти слова отвечают: «Благословен Г-сподь благословенный!» и заканчивают «Маарив» чтением «Алейну». После последнего «Кадиш ятом» принято еще петь гимны «Владыка Вселенной» или «Да возвеличится Б-г». Эти гимны находятся в начале «сидура» – среди первых молитв дня.

Есть общины, в которых принято после «Маарива» совершать в синагоге «Кидуш» над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не может совершить «Кидуш» над вином, исполнить свой долг, прослушав его в синагоге.

«МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ!»

Древний еврейский обычай – на субботу и праздники приглашать гостей, которые сидят у субботнего стола вместе с хозяевами – словно одна семья.

Во многих общинах ведется, что отец благословляет детей, возлагая им на головы руки. В одних общинах отец делает это только раз в году, в канун Йом-Ки-пура, в других – каждую субботу.

Итак, все собравшиеся начинают петь «Мир вам, ангелы-служители!» Этот гимн состоит из четырех куплетов, каждый из которых повторяют три раза. Источник его – упоминание Талмуда о том, что каждого еврея, возвращающегося после наступления субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, а другой злой. Если они видят, что в доме все приготовлено в честь царицы-субботы, добрый ангел желает: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» – и злой ангел вынужден ответить «амен». Однако если в еврейском доме не чувствуется святости субботы, желает злой ангел: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!», а добрый ангел против своей воли отвечает «амен».

После этого гимна глава семьи произносит молитву, начинающуюся словами: «Владыка всех миров, Г-сподь всех душ, Г-сподь мира. » Эта прекрасная молитва во многих «силурах» помещена сразу после гимна «Мир вам. » А затем все члены семьи прочитывают 31-ю главу из книги Мишлей: «Кто найдет совершенство-жену. », прославляющую женщину, хозяйку дома. Эта глава построена как акростих – все стихи ее начинаются с букв еврейского алфавита, и воспитательное значение ее трудно переоценить. Это – благодарность и чествование матери семьи, которая тяжело трудится в течение всей недели (и особенно – в канун субботы), чтобы приготовить дом для встречи царицы-субботы.

«КИДУШ»

Наши мудрецы так комментируют слова Торы «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его»: «Вспоминай его над бокалом вина». Исполняя эту заповедь, мы отмечаем начало субботы «Кидушем», а окончание ее -«Гавдалой».

Вечерний «Кидуш» следует произносить над бокалом вина или виноградного сока. Только в том случае, если нет никакой возможности достать кашерное вино или если человеку по медицинским соображениям не следует пить вина, «Кидуш» можно совершить и над двумя субботними халами.

По крайней мере в начале «Кидуша» – когда говорят: «И были завершены. » – все должны встать, ибо эти слова являются свидетельством того, что Вс-вышний сотворил мир, и как всякое свидетельство их надо произносить стоя. У многих принято стоять во время всего «Кидуша», у других – сесть после этих первых слов. Затем глава семьи произносит еще одно благословение – о святости субботнего дня.

Все остальные члены семьи исполняют свой долг «Кидуша» тем, что внимательно слушают слова того, кто совершает «Кидуш», и отвечают «амен» после благословений. Затем совершающий «Кидуш» угощает всех, давая попробовать вина из своего бокала. В некоторых семьях для того, чтобы приучить детей к исполнению заповедей, дают им совершить «Кидуш» над вином.

«Кидуш» содержит в себе два важнейших момента: суббота – это «память о сотворении мира» и «память об исходе из Египта». «Кидуш» также содержит в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он избрал нас из всех прочих народов, поручив нам хранение субботы, означающей универсальную суть сотворения мира. Память же об исходе из Египта – это краеугольный камень нашей национальной сущности, «ибо нас Ты избрал и нас Ты освятил из всех народов, и святую субботу Свою по любви и благосклонности дал Ты нам в наследие. »

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА

На субботний стол кладут две халы и накрывают их специальной салфеткой. Эти две халы – лехем мишнэ. Они призваны напоминать нам о том, что в честь субботы Вс-вышний давал нашим предкам в пустыне двойную порцию мана – два омера на душу.

Почему мы накрываем субботние халы? Этому есть два объяснения: первое – потому что ман был словно упакован в два слоя небесной росы, сверху и снизу -так же и мы кладем халы на скатерть и накрываем их сверху салфеткой. Второе объяснение связано с тем, что говорилось выше о благословениях «Негенин»: сначала благословение следует произносить над хлебом, а уж потом – над вином (потому что в стихе Торы, перечисляющем дары Страны Израиля, виноград стоит после пшеницы). Однако поскольку до совершения «Кидуша» нельзя ничего есть, мы вынуждены сначала произнести благословение над вином. А чтобы не унижать достоинство хлеба, мы накрываем его салфеткой – словно его вообще нет на столе.

Читать еще:  Молитва о защите от шумных соседей

Лехем мишнэ должен быть на столе во всех трех субботних трапезах, и здесь следует подчеркнуть, что устраивая в субботу по меньшей мере три трапезы, мы тем самым воздаем честь субботе: первый раз – вечером, после наступления субботы, второй – после «Шахарит» и третий – под вечер. Намек на это содержится в 16-й главе книги Шмот, где говорится о даровании мана. и подготовке к субботе: «Ешьте его сегодня, ибо сегодня – суббота в честь Б-га, сегодня вы не найдете ман в поле». Троекратное повторение слова «сегодня» после того, как сказано «ешьте» – это намек на то, что во время субботы надо устраивать три трапезы.

После вечернего «Кидуша» омывают руки: глава семьи – первым, а самый младший в семье – последним.

Глава семьи снимает салфетку с хал, делает отметку ножом на хале, где потом он разрежет ее, кладет обе руки на халы и громко произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли». Затем он разрезает халу там, где сделал отметку, обмакивает отрезанный ломоть в соль и ест. Потом он разрезает халу дальше и раздает ломти всем членам семьи, которые не должны произносить благословение над хлебом -прослушав это благословение из уст главы семьи и ответив «амен», они уже исполнили свой долг произнесения благословения.

По мере возможности, субботняя трапеза должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. Желательно есть рыбу и мясо – чтобы исполнить завет «и назовешь ты субботу блаженством». Мудрецы наши придают огромное значение качеству субботней трапезы и говорят, что в Рош-Гашана на небесах определяют, сколько денег получит еврей в течение следующего года на свое пропитание – но в эту сумму не входят расходы на трапезы суббот и праздников и расходы на оплату обучения детей Торе. «Если он увеличивает эти расходы – ему прибавляют»! Расходы эти -на субботние и праздничные трапезы и на воспитание детей – сверх «бюджета».

Кроме материальной пищи, в субботу мы должны заботиться о пище духовной, состоящей из двух видов: песни и слова. В «сидурах» и специальных сборниках субботних песнопений вы находите лучшее, что создала еврейская поэзия о субботе, – согласно традициям, стилю и мелодиям разных общин. А между блюдами, подаваемыми на стол, произносят диврей Тора, «слова Торы» – обычно на тему той главы Торы, которую читают в синагоге в эту субботу. Очень важно, чтобы и дети привыкали принимать участие в этом -чтобы готовились заранее и произносили за столом то, что приготовили.

После трапезы мы поем 126-ю главу Тегилим («Песнь ступеней»): «Когда возвращал Г-сподь из плена. » Затем мы читаем «Биркат гамазон». Если за столом не меньше трех мужчин старше 13 лет, они обязаны совершить «зимун» (см. выше стр. 105). В субботу в третье благословение «Биркат гамазон» вставляют отрывок «Да будет угодно Тебе. », а в конце – «Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения для жизни вечной».

[1] Раби Акива – один из величайших мудрецов всех поколений, танай, жил в I – II вв. Лишь в возрасте 40 лет приступил к изучению Торы под руководством раби Элиэзера бен Горканоса и раби Йегошуа бен Хананьи. Благодаря своей прилежности сумел охватить все дисциплины Торы: и мидраш, и Галаху, и Ага-ду. Основоположник особой системы толкования Торы, согласно которой всё в тексте Письменной Торы – даже короны над буквами – является основой для выведения закона. Любимый и уважаемый своими современниками, он много сделал для блага всего народа Израиля. Поддержал восстание Бар-Кохбы, веря в его мессианское предназначение. В дни преследований Адриана раби Акива самоотверженно продолжал распространять знание Торы, за что был казнен римлянами.

[2] Раби Шломо Алькабец – кабалист и поэт (XV в.). Жил в Салониках, затем поселился в Цфате в то же время, когда там жил раби Йосеф Каро. Источник гимна «Выйди, возлюбленный мой. » содержится в трактате Шабат (стр. 119) Вавилонского Талмуда: «Раби Ханина. говорил: Идемте, выйдем навстречу царице субботе! Раби Янай. говорил: Приди, невеста, приди, невеста!» Кабалисты Цфата выходил встречать субботу за город, говоря: «Идемте навстречу субботе!»

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Зажигание свечей в честь субботы и праздника

И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.

Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.

Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).

Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»

1. Кто зажигает свечи?

Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.

2. Количество свечей

Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

3. Время зажигания

Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.

Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.

В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.

Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).

Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.

Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)

4. Работа и еда после зажигания свечей

С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.

Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).

После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.

В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.

В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)

Читать еще:  Молитва остробрамской божьей матери космопроводник

5. Благословения на зажигание свечей

Благословение на зажигание субботних свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.

Благословение на зажигание праздничных свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:

ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.

К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.

6. Когда произносится благословение?

Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.

Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.

При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.

Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.

7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома

Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).

При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.

Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.

Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).

Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.

8. Зажигание свечей в больнице

Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.

Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).

Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).

* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.

Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).

Помни день субботний…

1. Память о сотворении мира

Всевышний заповедал евреям соблюдать субботу, чтобы уподобиться Ему: точно так же Он шесть дней творил мир, а в седьмой день отдыхал. Суббота – это знак объединения Всевышнего и еврейского народа.

2. Память о выходе из Египта

Соблюдение субботы является также знаком памяти о великом чуде, которое Всевышний совершил ради еврейского народа – о выходе из Египта. Цель освобождения евреев из физического египетского рабства – сделать евреев рабами Всевышнего, сознательно соблюдающими Его заповеди, в том числе субботу. Суббота делает еврея свободным от материальных забот и дает ему возможность почувствовать отдых и свободу, которые он получил, уйдя из Египта.

3. Дополнительная душа

С началом субботы еврей получает от Всевышнего дополнительную душу, а после окончания субботы дополнительная душа покидает еврея. Суббота – это день, предназначенный для заботы о душе: изучение Торы, молитвы, исполнение субботних заповедей, а телесные удовольствия в субботу предназначены для того, чтобы не ущемлять в правах также и тело.

4. Уважительное отношение к субботе

Уважительное отношение к субботе проявляется в том, что в честь нее мы надеваем лучшую одежду, накрываем стол белой скатертью. Необходимо позаботиться о том, чтобы субботняя одежда была выстирана заранее. Уважение к субботе проявляется также в зажигании субботних свечей и в праздничных трапезах.

5. Субботние удовольствия

В субботу на стол подаются лучшие блюда и вина. В этот день необходимо отвлечься от забот, как будто их не существует вовсе.

6. Субботние свечи

Замужние женщины перед субботой зажигают не менее двух свечей (одна соответствует заповеди «соблюдать», а другая – «отмечать» субботу), девочки и девушки – одну. После зажигания закрывают глаза руками и произносят благословение: «…который освятил нас своими заповедями и повелел зажигать свечи в честь святой субботы». Зажигание свечей знаменует собой начало субботы, с этого момента вступают в силу все субботние законы. Любавичский Ребе призвал возобновить в наше время старый обычай, в соответствии с которым девочки, начиная с трех лет, тоже зажигают одну свечу в честь субботы и произносят благословение. Желательно, чтобы девочки зажигали свечи первыми, а мать – после них. Перед зажиганием свечей опускают монетку в копилку для благотворительности.

7. Время зажигания свечей

Свечи зажигают за 18-22 минуты до захода солнца (в Иерусалиме – 40 минут до захода солнца). Точное время для конкретного города можно найти в местном еврейском календаре или интернет-сайте. Если свечи не были зажжены до захода солнца, то в этот раз зажигать их уже нельзя.

8. Встреча субботы

Так называется молитва, которую произносят с началом субботы до вечерней субботней молитвы. Она состоит из шести глав “Теилим” – по числу будних дней недели, гимна «Леха доди» и последней, седьмой, главы “Теилим” – в честь субботы.

9. Одно благословение вместо семи

В вечерней субботней молитве после молитвы «18 благословений» (которая в субботу состоит из семи благословений), шалиах цибур, то есть ведущий молитву, произносит благословение, которое в сжатом виде содержит все семь благословений:

1) Хранящий праотцов словом своим… = благословение «Хранящий Авраама»

2) …оживляющий мертвых речью своей… = благословение «Оживляющий мертвых»

3) …Б-г святой, которому нет подобного… = благословение «Б-г святой»

4) …дающий народу своему святую субботу… = благословение «Освящающий субботу»

5) …Ему будем служить… = благословение «Служение»

6) …и благодарить Его Имя… = благословение «Благодарим»

7) …господина мира = благословение «Мир».

10. Субботние молитвы

У каждой из субботних молитв «18 благословений» среднее (четвертое) благословение отличается от остальных. В вечерней молитве оно посвящено первой субботе после сотворения мира. В утренней – субботе после дарования Торы. В дневной молитве – субботнему отдыху и праотцам. Кроме того, в утренней молитве прибавляются различные дополнительные отрывки и чтение недельной главы Торы между утренней и дополнительной молитвами. Во время дневной молитвы читают отрывок из следующей недельной главы.

Читать еще:  Молитва от проклятий родного брата

11. Кидуш

Это особая молитва над бокалом вина, открывающая вечернюю и утреннюю субботние трапезы, а также сам порядок действий. Вечерний кидуш – это отдельная молитва, а главное содержание дневного кидуша – это благословение на вино.

12. Три трапезы

В субботу каждый обязан устроить три трапезы, которые соответствуют трем праотцам нашего народа – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Первая трапеза устраивается в субботу вечером, вторая – наутро, третья – после полудня, между дневной и вечерней молитвами.

13. Двойной хлеб

Начиная субботние и праздничные трапезы, произносят благословение над двумя целыми хлебами, а затем один из них разрезают и едят. Два хлеба – это память о мане, которым евреи питались во время странствий по пустыне. В субботу с небес не спускался ман, поскольку собирать его в субботу запрещено, и поэтому в пятницу евреи получали двойную порцию, о которой нам и напоминают два хлеба.

14. Субботняя вставка в благословение после трапезы

В благословение после трапезы после отрывка «Отстраивающий Иерусалим» добавляется вставка, в которой говорится о святости субботы.

15. Отделение субботы от будней (авдала)

Содержание этой молитвы – восхваление Всевышнего за то, что Он отделил субботу от будней. Она произносится на исходе субботы над бокалом вина, благовониями и свечами. Начиная с захода солнца и до произнесения авдалы нельзя есть. В вечерней молитве на исходе субботы также есть авдала в иной формулировке. После ее произнесения можно начинать совершать будничные работы, но одной ее недостаточно, обязательно нужна авдала над бокалом вина. Тот, кто забыл произнести авдалу в вечерней молитве, должен сказать «Благословен отделяющий субботу от будней» и после этого может совершать будничные работы.

16. «Творящий светила огненные»

Это благословение произносится в авдале над свечами в память о первом огне, который появился на исходе первой субботы, когда Адам взял в руки два кремня и ударил их один об другой. Это благословение произносится и в авдале на исходе Йом Кипура (над суточной свечой, которую зажгли до наступления праздника).

17. «Сотворивший благовония»

Это благословение произносится в авдале над благовониями. Наши мудрецы постановили, что на исходе субботы нужно нюхать благовония, чтобы поддержать свою душу, которая скорбит об окончании субботы и об уходе «дополнительной души», которой Всевышний наделяет нас в субботу.

18. Если исход субботы приходится на начало праздника

В этом случае субботняя авдала совмещается с праздничным кидушем в следующем порядке: праздничный кидуш, «Творящий светила огненные», «Отделяющий субботу от будней», «Который . дал нам дожить до этого времени».

19. Проводы царицы (мелавэ малка)

Так называется трапеза, устраиваемая на исходе субботы в ее честь. Она также называется трапезой царя Давида.

20. 39 главных работ

Это виды работы, необходимые для постройки Скинии Завета. Сразу после приказа Всевышнего строить Скинию следует приказ о соблюдении субботы: «…Но субботы Мои соблюдайте…» Из этого наши мудрецы делают вывод, что соблюдение субботы заключается в запрете на совершение этих работ. Есть также производные от них виды работ, запрещенные в субботу.

21. «Отложенное в сторону» ( мукцэ)

Так называются предметы, которые запрещено использовать и даже двигать в субботу. Есть несколько видов мукцэ:

  • предметы, предназначенные для запрещенных в субботу работ (спички, карандаши, дрель и т.д.);
  • предметы, не имеющие никакого применения (камни, животные, сырая картошка и т.д.);
  • дорогостоящие предметы, которые берегут (антикварные вещи, предметы искусства и т.д.);
  • предметы, предназначенные для выполнения заповеди (например, четыре вида растений в Суккот);
  • предмет, на котором лежит любой из перечисленных видов мукцэ.

22. 4 вида территорий в субботу

Встреча Субботы в домашних условиях

Ниже мы приводим для нерелигиозных родителей с объяснениями на простом языке порядок проведения встречи Субботы, Как часто дети приходят из детского сада и с восторгом рассказывают про церемонию “кабалат шабат”. А почему бы не повторить эту праздничную церемонию дома?

Зажигание субботних свечей

Свечи всегда зажигают женщины – такое особое право дал им Всевышний. Замужняя женщина при этом обязательно покрывает голову. Принято зажигать субботние свечи там, где будет происходить вечерняя трапеза.
Свечей всегда две. Первая свеча показывает, что мы помним Субботу, а вторая – что мы соблюдаем Субботу. Есть традиция зажигать столько свечей, сколько в семье детей.
Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Женщина зажигает свечи, затем, прикрывает руками глаза и произносят следующие благословения:
Барух ата Адонай, Элоэйну
мэлэх аолам, ашэр кидшану
бэмицвотав, вэцивану
леадлик нэр шэль Шаббат
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной , освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи субботы.

Многие женщины, после зажигания свечей произносят короткую молитву о своих личных просьбах к Богу.

Субботние гимны

У мудрецов Талмуда был обычай перед началом Шаббата одевать лучшие одежды и приветствовать друг-друга словами: «Давайте пойдем встретим Царицу Субботу». Эта традиция сохранилась и сегодня, когда мы поем субботний гимн «Леха Доди» («Выйди, друг мой, навстречу невесте»)- главный гимн Субботы, который представляет собой описание встречи невесты-Субботы с женихом-Израилем. При пении последней строфы , мы встаем и поворачиваемся ко входу , в знак готовности встретить дорогую гостью-Субботу. Гимн написан поэтом раввином Шломо ха Леви Алькабецем (16 век).
Леха доди
Леха, доди,
Ликрат кала,
Пэней Шаббат нэкабела
Иди, друг мой, навстречу невесте.

Встретим Субботу

Агада рассказывает нам, что во время наступления Субботы, два ангела приходят в дом. Один- добрый, а другой- злой. Если войдя в дом добрый ангел обнаружит порядок, зажженные свечи, празднично накрытый стол, то он говорит : «Пусть будет так и на следующую Субботу!», злой ангел вынужден ответить : «Амен!». Но если в доме ничего не готово к Субботе, то злой ангел произносит : «Пусть будет так и на следующую Субботу!», и доброму ангелу приходится ответить: «Амен».
Перед началом праздничной трапезы существует обычай петь «Шалом алейхем»-«Мир Вам, ангелы»
Шалом алейхем
Шалом алейхем, Малахей ашарет
Малахей эльйон
Мимелех малахей амлахим Акадош баруху
Боахем лешалом, Малахей ашалом
Малахей эльйон
Мимелех малахей амлахим Акадош баруху МИР ВАМ
Мир вам, ангелы-служители,
Посланцы Всевышенего,
Царя царей, святого, благовловен Он
Приходите с миром, ангелы мира,
Посланцы Всевышнего, Царя царей
Святого, благовловен Он.

Благословение детей

Каждая семья отмечает Шаббат по-своему, но есть одна прекрасная традиция – общая для всех – это благословение детей. Обычно родители кладут руки на голову ребенка и обнимают его, произнося благословение.
Благословение для мальчика начинают со слов:
Йесимха элоким ке Эфраим
Ве ки Менаше
Пусть Б-г благословит тебя как Эфраима и Менаше.

Благословение для девочки начинают со слов:
Йесимха элоким ке Сара,
Ривка, Рахель ве Леа
Пусть Б-г благословит тебя как Сару, Ривку, Рахель и Лею.

И продолжают:
Йеворехха ашем веишмереха, йоер
ашем панав элеха вихунека, иса ашем
панав элеха, вейосем леха шалом
Да благословит тебя Б-г и сохранит тебя;
Озарит тебя сиянием Своего лица и помилует тебя;
Да воззрит на тебя Б-г и дарует тебе мир.

Кидуш

Кидуш – это священие Субботы над бокалом вина. Кидуш произносят стоя. Обычно, хозяин дома, или почетный гость поднимает свой бокал в правой руке и произносит блаословение.
Барух ата Адонай, Элоэйну
мэлэх аолам, борэй при
hа-гафэн
Благословен Ты, Господь Бог наш,Царь Вселенной , сотворивший плод виноградной лозы.

Вино или сок нужны для того, чтобы люди развеселились и радостно встречали Шаббат.

Омовение рук перед трапезой

После кидуша совершают омовение рук- поливают воду из сосуда на правую, а затем на левую руку, произносят благословение и вытирают руки:
Барух ата Адонай, Элоэйну
мэлэх аолам ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль нетилат-ядаим!
Благословен Ты Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук.

После омовения рук, не отвлекаясь и не разговаривая произносим благословение на хлеб.

Благословение на халу

Благословение произносится над двумя целыми халами – это является напоминанием о том, что в эпоху скитания евреев в пустыне перед субботой выпадала двойная порция манны.
Халы лежат на столе прикрытые красивой салфеткой (так как считается, что хлеб более важен чем вино, и в порядке предпочтения, человек должен сказать благословение на хлеб, а потом на вино, поэтому,чтобы «отодвинуть» хлеб и сделать Кидуш над вином, халы закрывают) .

Салфетку снимают, берут две халы, кладут одну на другую, держат их обеими руками и произносят благословение:
Халы держат двумя руками, потому что на руках 10 пальцев, а в благословении на халы 10 слов.
Барух ата Адонай, Элоэйну
мэлэх аолам, амоци лэхэм
мин ха-арэц
Благословен Ты-Господь Бог, Царь вселенной, дающий хлебу вырасти из земли.

После благословения халы разламывают на части, посыпают их
солью и раздают всем. Соль напоминает нам о слезах по разрушенному Храму.
Халу не раздают в руки, а кладут перед человеком на стол, чтобы
это не было похоже на милостыню.

Песни вечера Субботы

Во время трапезы принято петь субботние песни и рассказывать недельную главу Торы.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector