Молитва нилу постнику
Житие преподобного Нила Синайского
Христианский святитель высоко чтим как отшельник и автор произведений о пользе аскетизма. Церковь вспоминает его имя 12 ноября. Родным домом преподобного был Константинополь, здесь же он получил хорошее воспитание и образование. Будучи отцом двух детей, Нил удалился в монастырь, где подражал житию великих христианских праведников. Преподобный толковал Священные Писания, изъяснял догматы вероисповедания. Его сочинения отличаются достоинством, чистотой изложения мысли и неподдельной искренностью. Мощи преподобного аскета хранятся в Петропавловском соборе Царьграда (ныне Стамбул).
Житие святителя
Родился в городе Константинополе в середине IV столетия, его мать и отец имели знатное положение и богатство. В этом же городе Нил получил превосходное воспитание, он вел благопристойную жизнь. В совершеннолетии будущий святитель вступил в брак с порядочной девицей, отличавшейся умом и лучшими нравственными качествами. У супругов родились сын и дочь.
-
Представлялось, что знатный юноша сделает блестящую карьеру в мирском обществе, так оно сперва и произошло. Благородный молодой человек, отличавшийся способностями к госслужбе, получил высокую должность префекта в родном городе. Нил со своей женой обладали большим авторитетом при дворе императора, с которым им нередко приходилось вести диалог. Однако подобное житие не устраивало супругов, их влекла духовная жизнь, ведь они осознали суету материального мира.
Преподобный Нил четко и ясно изложил понимание семи смертных грехов. Он говорил, что:
- чревоугодие есть начало всех страстей и матерь похоти;
- воздержание — начало добродетельного жития, порождающее целомудрие;
- блуд приучает к пресыщению, становится большим противником ума;
- жадность — корень всяческого зла, питающий другие грехи и не дающий им сгореть в огне воздержания;
- гнев, по слова Нила, делает душу зверской и отклоняет от дружественного собеседования с любым человеком;
- уныние — душевное изнеможение, которое забирает силы, нужные для борьбы с неприятностями;
- гордость и тщеславие — это мнимое возвеличивание эго, сопровождаемое наполненностью испорченной кровью.
Аскетическая жизнь
Святитель Нил вместе со своим любимым сыном поселился в самостоятельно вырытой пещере на Синайской горе. Пищей отшельников были дикие травы, имеющие горький вкус. Преподобный стремился вести аскетическую жизнь, подражая строжайшим советам первых отшельников. Отец и сын соблюдали пост, безустанно молились о спасении, изучали Священные Письмена, а также мысленно возносились в Небесные обители Господа.
Однако святитель не оставил простого общения с людьми, к нему обращались христиане из разных уголков земли, желая получить праведные наставление, — никто не ушел от него без разумного ответа и назидания.
- Нил большое количество времени уделял литературному труду, писал сочинения, прославляющие Господа и праведную жизнь. Он также отправлял письмена своим друзьям. Когда император Аркадий изгнал И. Златоуста из Константинополя, преподобный Нил гневно отозвался об этом поступке, обличая монарха в суровой несправедливости.
- Святитель претерпел немало печалей в пещерном уединении. Нилу было известно, что преподобные отцы, проживающие на Синайской горе, были мучимы и убиты сарацинами и влеммианами (кочевыми народами) в 312 г. Этот эпизод описал египетский монах по имени Аммоний. Вторичное убиение произошло в 412 г., о нем писал сам Нил, чудом избежавший смерти.
- Когда разбойники пришли осуществить свой кровавый замысел, святитель пребывал на вершине Сиона, куда трудно добраться. Однако сын преподобного попал в плен к жестоким сарацинам, что вызвало огромную печаль его отца. Есть предположение, что Феодула не убили, потому что он был красив, и его хотели принести в жертву языческому идолу. Нил Постник видел трагедию своими глазами, стоя на вершине, и безутешно проливал слезы.
- Вскоре преподобный услышал известие о том, что сын его чудесным образом остался жив и продан в сирийской город Емеса (Хомс). Епископ этого града выкупил Феодула и сделал его священнослужителем местной церкви. Нил Постник навестил храм и нашел своего сына в целости и сохранности, он не уставал благодарить Господа о подобной удаче видеть родную кровь. Епископ Емесы с благоговением принял святого аскета, одарил его саном пресвитера, а после отпустил отца и сына домой. На Синае они пробыли до конца дней, верно служа Господу постом и молитвой.
Миряне зачастую думают, что пустынножительство предстает как своеобразный покой, отхождение от дел. Однако жизнь отшельника создает уникальное состояние, которое непрерывно соединяет молитву и телесное бодрствование. В уединении монах испытывает постоянные искушения и ведет борьбу с ложными чувствами и неверными помыслами.
Важно! Пустынножительство — стремление к праведности и нескончаемая работа ради всего мира. Нил Постник отмечал: к отшельничеству должно приступать только тому, кто усовершенствовался в добродетельных поступках, жительствуя в монастырях.
Анализ литературных произведений
Нил Постник работал над толкованием Писаний, изъяснял христианские догматы. Его сочинения пропитаны искренностью и ясной мыслью, в них он подражал художественному стилю Иоанна Златоуста.
В большой сборник подвижнических писаний под названием «Добротолюбие» вошли божественные наставления Постника, которые подразделены на шесть частей. Редактированием занимался святитель Феофан Затворник.
- Христианские наставления Нила отвечают главной цели подобных высказываний: они умеют дать духовное руководство человеку, искренне ищущему праведный путь жития, а также помогают побороть низменные склонности человеческого естества. Эти литературные разделы, мысли и увещания приводят к осознанию того, что необходимо стремиться к добродетельности и свершению полезных поступков, что приведет к постепенному и полному очищению сердца от скверны.
- Говоря о тщеславных поступках, святитель утверждает, что подобное поведение присуще невежественным людям, стремящимся продемонстрировать окружению свое возвеличенное эго. Сердце же Божьего угодника никогда не обращает внимание на обретение мирской славы, оно хочет остаться в неизвестности и незаметности. Сознание праведников сияет собственным светом добродетели и постепенно приобретает вечную божественную награду.
В «Седьмом сказании» преподобный повествует об эмоциональном состоянии своем и своего сына, когда на Синайской горе сарацины убивали Отцов и уводили Феодула на казнь. Сочинение построено в форме диалога и переполнено колоссальной любовью к милосердному Творцу. Нил Постник подчеркнул здесь: Феодул претерпел тысячу опасностей в ожидании физической смерти, что в корне отличается от самой кончины. Нил отметил, что при усечении главы чувствуешь меньше боли, чем во время ожидания самой казни, которое усиливается страхом и мучительной тоской.
Отец молился Господу и давал обет сурового воздержания и поста, если Бог вызволит благодарного Феодула из страшной беды.
Духовное наследие
Имя Нила Синайского почитается в ряду преподобных святителей христианской Церкви всех времен. Его литературные труды, пронизанные духом аскетизма и нравственным увещеванием, справедливо входят в священное предание богомудрых отцов религии.
Преподобный скончался в середине V столетия, прожив в пещере более 60 лет. Тела Постника и Феодула перенес император Юстин Младший в константинопольский собор Святых Апостолов. Память святителя вспоминают 12 ноября, а 13 числа этого месяца христиане торжествуют во славу И. Златоуста. Даже в православном месяцеслове эти две великие фигуры стоят настолько близко.
Святитель Нил удостоен больших похвал Церкви. В службе, которая составлена ему, Постника называют «чашей мудрости», «несокрушимым молебником», «ведателем божественных догматов веры», «сопричастником праведников и собеседником небесных посланников».
На заметку! Подвижнические произведения преподобного Постника предназначены в первую очередь тем, кто пришел в иноческую обитель и намерился вступить на путь смиренного монашества. Однако к сему духовному учителю может обратиться каждый православный верующий, ищущий полноты божественного Единства.
Святитель Нил именовал делом прекрасным молитву и чтение Писаний, он называл их тем, что способствует добродетельному житию, насыщает духовный разум Божьими словами и рождает бесконечную пользу. Сознание человека, изучающего Библию и поющего акафисты, отрешается от земного и переходит к Небесному блаженству, вкушая сладостное состояние умиротворения.
Важно! Молитва, по словам святителя, подготавливает душу к личной беседе с Господом и создает с Ним великую дружбу, ведь Бог милосерден и не стыдится любви даже самых невежественных людей.
Нил постник является великим христианским святителем и отшельником, автором полезных аскетических наставлений. Родился в Константинополе, где получил хорошее воспитание и отличное образование. Женился на благочестивой девушке, которая родила ему двух детей. Осознав суетность мирского бытия, святой удалился вместе с сыном на Синайскую гору, где смиренно служил Господу и писал нравоучительные тексты до конца дней.
Преподобному Нилу Постнику.
Тропа́рь, гла́с 8:
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто́ трудо́в уплодоноси́л еси́, и бы́л еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ни́ле, о́тче на́ш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кано́н преподо́бнаго. Гла́с 8.
Пе́снь 1.
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Напое́ньми твои́ми, блаже́нне, та́инственными, напая́я бога́тно прозя́бший мо́й по́мысл, я́ко кла́с, пе́ния тебе́ принести́ твои́ми моли́твами сподо́би.
Глаго́л тече́ния твои́х, я́ко из Еде́ма, всебога́те Ни́ле, происходя́щая я́вственно, лице́ все́ приснотеку́щее церко́вное напая́ют.
Догма́тов и слове́с река́ твои́х, богоглаго́ливе, сердца́ благочести́вых, наводня́ющи, напая́ет, злочести́вых же потопля́ет собра́ния.
Богородичен: Изблева́ в слу́хи Евы я́д душетле́нный губи́тель и вра́г; Христа́ же ро́ждши, Богома́ти, того́ вре́да исцели́ла еси́.
Пе́снь 3.
Ирмос: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Дарова́ния, о́тче, Ду́ха но́сит твое́ помышле́ние, лука́вая помышле́ния отгоня́.
Мѵ́ро благово́ннейшее твоя́ моли́твы на́м вдохну́в, священноде́лателю, виде́нием де́тельным пожи́в.
Источи́л еси́ уче́ния ты́ небе́сная, всему́дре, я́ко от исто́чника, и церко́вныя пито́мцы обогати́л еси́.
Богородичен: Умертви́ мудрова́ние пло́ти на́шея, Пречи́стая, Исто́чник безсме́ртия челове́ком источи́вшая.
Седа́лен, гла́с 8.
Украси́в тво́й у́м виде́нии, богосло́вия ре́ки отры́гнул еси́, напая́я сердца́, Ни́ле богоно́се, ве́рою почерпа́ющих твои́х уче́ний пи́во, проза́рное же и чи́стое, и чту́щих па́мять твою́ светоза́рную же и честну́ю, преподо́бных удобре́ние и отце́в хвало́.
Пе́снь 4.
Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Возведи́, всему́дре, от страсте́й мя́ плене́ния, я́ко избавле́ние и це́ну Бо́гу принося́ моли́твы твоя́.
Свяще́нно вчини́ти е́же о Христе́ му́дрости догма́ты, искуси́в поще́нием, себе́, всеблаже́нне, предочи́стил еси́.
Помышле́ний вся́кое возвыше́ние, о́тче, взима́ющееся смири́л еси́, мно́жеством му́дрости твоея́ погуби́в си́х па́мять.
Богородичен: Отцу́ Соприсносу́щный и я́ко Бо́г, Сло́во, пре́жде безпло́тное, в после́дняя воплоти́ся от чи́стых крове́й Твои́х, Всепе́тая.
Пе́снь 5.
Ирмос: Утренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.
Целому́дренно жела́я, всему́дре, боже́ственныя чистоты́, оста́вил еси́ все́ жития́ пристра́стие.
Разу́мная ты́ вы́ше зна́ния, богоявле́нне, мы́сленно пости́гл еси́, едине́нием Боже́ственным науча́емь.
Облак тя́, ту́чами зна́ния, богоно́сне, все́ потопля́ющий неразу́мие, ве́мы.
Богородичен: Яко кри́н, сия́ющий посреде́ те́рния, обре́т, Жени́х Тя́, Де́во Ма́ти, возлюби́.
Пе́снь 6.
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.
Му́дрости да́ром украша́емь и жития́ све́тлостию удобря́емь, священноде́латель боже́ственный бы́л еси́, Зижди́телю хода́тайствуя, и зда́нию, и бы́л еси́ пресве́тел и обзо́рный, о́тче, учи́тель.
К горе́ доброде́телей прибли́жився и Боже́ственным покры́вся, о́тче, мра́ком, от Бо́га догма́тов скрижа́ли богопи́санныя прия́л еси́, всебога́те, и вторы́й на́м Моисе́й законополо́жник показа́лся еси́ благода́ти.
Освяти́в себе́ во́лею та́инственно, я́ко вольноже́ртвенную же́ртву предстоя́нием Зижди́телю, Ни́ле, и виде́нии и дея́нии украша́емь, помина́й о на́с, ве́рно соверша́ющих па́мять твою́.
Богородичен: Ви́девше обра́зными явле́нии стра́шных Твои́х та́ин глубину́, я́ко Бо́гу во чре́во Твое́ всели́тися, богоглаго́ливии проро́цы провозвести́ша, Всенепоро́чная, и ны́не мы́, сбы́тие ви́дяще, сла́вим.
Конда́к преподо́бнаго, гла́с 8.
Хвра́стная страсте́й, я́же от телесе́, воста́ния сечи́тельно, Ни́ле блаже́нне, во бде́нной твое́й ссе́кл еси́ моли́тве, но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, да зову́ ти: ра́дуйся, о́тче всеми́рный.
Кто́ земноро́дных изрещи́ возмо́жет, Ни́ле, жи́тельства твоего́ страда́ния, и жития́ твоего́ безме́рныя труды́, и мно́гая тща́ния твоя́, я́же на земли́, я́ко безпло́тный, соверши́л еси́? Но оба́че зову́: ра́дуйся, реко́ Боже́ственных благода́тей; ра́дуйся, цевни́це Христо́вых уче́ний; ра́дуйся, ча́ше му́дрости и зна́ния; ра́дуйся, возде́лание безсме́ртных насажде́ний; ра́дуйся, догма́те де́тельнейший богодухнове́нных слове́с; ра́дуйся, зако́на богода́ннаго иску́снейший толко́вниче; радуйся, садоде́лателю рая́ мы́сленнаго; ра́дуйся, де́вства храни́лище ве́лие; ра́дуйся, кра́сная гу́сль Ду́ха; ра́дуйся, страсте́й кореносе́чный мечу́; ра́дуйся, пра́ведных муже́й высото́; ра́дуйся, ве́рных земноро́дных предста́телю. Ра́дуйся, о́тче всеми́рный.
Пе́снь 7.
Ирмос: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Напая́емь, о́тче, ту́чами небе́сными, яви́лся еси́ многопло́ден, плоды́ красне́йшия принося́ Влады́це, ве́рою зову́щия: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Тво́й, всеблаже́нне, язы́к, хля́би догма́тов разве́рз, ерети́ческую ле́сть кре́пко потопля́ет, ве́рныя же науча́ет пе́ти: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Жи́тельство Ангельское в телеси́, о́тче, на земли́ пожи́л еси́, и Боже́ственных виде́ний го́рних позо́рищ наслажда́яся, и пое́ши: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: От утро́бы де́вственныя вопло́щся, яви́лся еси́ в на́ше спасе́ние. Те́м Тя́, Ма́терь, ве́дуще Богоро́дицу, благода́рственно зове́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмос: Мусики́йским орга́ном согласу́ющим и лю́дем безчи́сленным, покланя́ющимся о́бразу в Деи́ре, три́ о́троцы не повину́вшеся, Го́спода воспева́ху и славосло́вяху во вся́ ве́ки.
Доброде́тель восприи́м соверше́нну, благи́х пе́рвое возлюби́в, и Того́ ны́не блиста́ньми просвеща́емь, зове́ши: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Ве́детельным обогати́вся иску́сством, де́тельное пости́гл еси́ благосла́вие, благода́ти зари́ посыла́я вопию́щим: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Мирски́х мо́лв отбежа́в, молча́ния приста́нище дости́гл еси́ и страсте́й прило́ги умертви́л еси́, зовы́й: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богородичен: Изве́стно ве́дяще, Де́во, ро́ждшагося из Тебе́ Бо́га Сло́ва, пое́м Тя́ всеблагоче́стно, ве́рою песнопою́ще: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмос: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Расто́ргша пристра́стия мирска́го у́зы и Бо́гу приближа́ющася тя́ зря́, о́тче, губи́тель ва́рварская треволне́ния тебе́ воздви́же, разсла́бити твою́ мне́в кре́пость. Боже́ственным же про́мыслом того́ отрази́л еси́ козноде́йства, всеблаже́нне.
Бога́тными сия́я заря́ми уче́ний многообра́зными, освети́л еси́ благоче́стия ве́рою приходя́щих тебе́ ду́ши, и́бо ча́ши, всему́дре Ни́ле, му́дрости чи́стей устне́ прикосну́в, поче́рпл еси́ оби́льно и лю́бящим препода́л еси́.
Освяти́л еси́ усе́рдно себе́, о́тче, та́инственно, я́ко непоро́чное заколе́ние Зижди́телю, Того́ возлюби́в и́скренно: Его́же ны́не престо́лу, всеблаже́нне Ни́ле, предстоя́, приле́жно моли́ся ве́рою соверша́ющим твою́ па́мять получи́ти твоея́ све́тлости.
Богородичен: Испра́вила еси́, Де́во, же́нское поползнове́ние, Сло́ва ро́ждши, исправля́юща низве́рженныя, я́ко бла́га и держа́вна си́лою, за благоутро́бие превозмо́г, из Тебе́ вопло́щшася, и спа́сша ми́р страстоуби́йственными Свои́ми Страстьми́.
Свети́лен.
Ангельское житие́ жела́я, удали́л еси́ себе́ в пусты́ню и, стра́сти покори́в плотски́я, равноа́нгелен яви́лся еси́, о́тче на́ш богоно́се.
Преподобный Нил, постник Синайский, и его творения
Часть 2
“Сказание седьмое”, последнее из всех семи “Сказаний об избиении. “, – это, по существу, диалог отца – преподобного Нила – и его сына – Феодула, это трогательное, волнующее повествование обо всем ими пережитом во время Феодулова пленения, об их страхах и надеждах, о твердом уповании на Господа, Который являет верным рабам Своим дивную милость Свою (ср.: Пс. 16, 7). «”Ты, сын мой, – говорит святой Нил, – в своем злострадании перенес тысячи опасностей и в ожидании претерпел не одну смерть, хотя, по милости Божией, и не изведал ее на опыте. А чаять себе верной смерти и сознать ее на опыте – одно и то же. Можно же сказать, что первое тяжелее последнего, потому что не столько боли причиняет усечение, сколько предшествующее ему ожидание, которое продолжительным страхом усиливает мучительность печали и делает , что чаемая боль длится более действительной. А я во время этой скорби отверз уста мои ко Владыке и дал Ему обет работать в строгом воздержании и всяком злострадании, если только возвращен мне будешь живой”. “И я, родитель мой, – сказал он (Феодул. – В. О.), – охотно прииму долю в труде с тобою, буду соучастником в обете, потому что был соучастником в милости и еще больше облагодетельствован. Ты избавился от плача, а я от вкушения смерти. Если бы и тебе одному в пользу служил дар Божий, то мне, принося благодарение Богу за отца, дОлжно было бы и благодеяние, и воздаяние за него принять на себя, хотя бы за милость сию надлежало потерпеть и что-либо горестное”» [1].
После возвращения на гору Синайскую преподобный Нил продолжил свои подвиги и труды, в том числе и письменные, каковые он неутомимо совершал в своем уединении и до Феодулова пленения, и после него.
“Преподобный Нил, подобно великому учителю своему, святителю Иоанну Златоусту, много занимался толкованием Священного Писания, также изъяснением дОгматов веры и особенно известен аскетическими творениями. Все сочинения преподобного Нила, при высоком достоинстве содержания их, отличаются чистотой и изяществом языка, дышат искренностью чувства и исполнены силы мысли, всегда ясной, как свет Божий” [2].
Творения преподобного Нила в переводах с греческого языка на русский были опубликованы в 1858 году в известной патристической серии, имеющей следующее название: “Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии”. Из этого издания и взяты труды святого Нила, вошедшие в настоящий сборник. Довольно значительная часть подвижнических писаний святого Нила помещена во втором томе также весьма известного собрания отеческих творений на русском языке – многотомного “Добротолюбия”.
Во второй том “Добротолюбия” (наряду с творениями других святых Отцов) вошли “Аскетические наставления преподобного Нила”: 1. Слово о молитве. 2. Об осьми духах зла. 3. Увещательные главы. 4. Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному. 5. Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний преподобного Нила. 6. Увещание к монахам. Глава 4-я помещена и в настоящем издании, но в несколько иной редакции: объясняется это и разными по времени (очевидно, и по месту) переводами творений святого Нила Постника, и тем, что все тексты святого Нила, помещенные в “Добротолюбии”, переработаны святителем Феофаном Затворником.
В предисловии ко второму тому “Добротолюбия” сказано, что этот том является собранием “богомудрых отеческих наставлений преимущественно о борьбе со страстями для очищения сердца – последней цели подвижничества”.
Если же мы просмотрим содержание данной книги, то увидим, что собранные и здесь наставления святого Нила Постника отвечают той же цели – дать духовное руководство всякому ищущему пути к преодолению и самих страстей, и склонности к ним человеческой природы. Действительно, все разделы (основные здесь названы “отделениями”), словА, мысли, увещания, сказания, – все они приводят человека к осознанию необходимости иметь во главе угла стремление к доброделанию и совершение самых дел добра, так же как и к постоянному очищению души и сердца от всяческой скверны.
Так, если святой Нил говорит о воздержании, то он называет его началом и основанием “всех прочих добродетелей, потому что тело, как молодого резвого коня, укрощает и приучает. к благочинию, постепенно усмиряя, сокращая игривость скудостию, обуздывая и делая скромными те страсти, которые роскошь доводит до упрямства и необузданности. ” [3] “. И чрево, и море – одно и то же; и то и другое ненасытно зияют поглотить вливающиеся потоки, и входящее в них истребляют, одно – перевариванием, а другое – осолением, и снова алчут иной пищи, никогда не замыкают зева, не утоляют алчности непрестанным и непрерывным влиянием” [4].
Если святой Нил ведет речь о тщеславии, то он называет какой-либо поступок тщеславным в том случае, “когда сердце имеет в виду сделать это напоказ. А пока не обращает оно взоров на уловление человеческой славы, хотя добродетель сияет яснее света (ей, как свету, и дОлжно блистать собственными своими лучами), дотоле в произволении остается желание быть неизвестным и незаметным, оно делает угодное только одному Богу, не обращает внимания на смотрящих, видят ли, хвалят ли они, почитает суетным и напрасным все, что не споспешествует к приобретению вечной награды. ” [5]
Чтение и молитву (имеется в виду чтение Священного Писания и книг духовно-нравственного содержания. – В. О.) преподобный Нил называет делом “прекрасным”, ибо и то и другое “значительно и весьма много содействует жизни целомудренной”. Чтение и молитва насыщают “разум словесами Божиими”, услаждают “его созерцаниями, заключающими в себе беспримесную приятность и навсегда остающуюся пользу, когда сказаниями о мужах древних путеводится ум к соревнованию (к “соревнованию”, то есть к подражанию. – В. О.) их добродетели, с них напечатлевает в себе спасительный образ благочестного жития, и, окрыляемый созерцаниями, воспаряет до Божественного веселия, и, отрешаемый от сопребывания в дольнем , возводит взор горЕ, к Небесному, восходит к самому блаженному естеству, и, сколько может пребывать в сем состоянии, вкушает то наслаждение, какое вкушают Серафимы, непрестанно окружающие Престол . Но молитва, может быть, в отношении к пользе имеет в себе и нечто большее; она приуготовляет к собеседованию с Богом и долговременным навыком вводит с Ним в содружество, потому что некоторым образом производит и соблюдает в нас добрые расположения к Богу, Который и ничтожных людей приемлет в любовь и не стыдится дружественного сближения с ними, пока пребывающая в них любовь дает им дерзновение” [6].
Из всего преподобным Нилом Постником “написанного видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле” [7].
Глубина мысли этого дивного святого Отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних Пророков и мудрецов, святых Отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости – словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно – в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника.
Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных Отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове (см. “Православный церковный календарь” издания Московской Патриархии) содержатся не только имена преподобного Нила Постника и “преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных”, но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7 (20) июля и 29 ноября [12 декабря]); святителей Григория (†593) и Анастасия Синаита (†599), Патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (†685) (их память – 20 апреля [3 мая]); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8 (21) августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5 (18) января); преподобного Иоанна Лествичника (†649) (память 30 марта (12 апреля) и в Неделю 4-ю Великого поста).
Имя преподобного Нила Постника – в ряду достославных и святых имен Отцов и учителей Церкви как “золотой эпохи” Вселенских Соборов (IV–VIII векА), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное священное предание – в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.
Преподобный Нил Постник подвизался в пустыне почти 60 лет и скончался около 450 года. После кончины его сподвижника, сомолитвенника и сына – достославного пресвитера Феодула – честнЫе тела обоих подвижников были перенесены императором Иустином (Юстином) Младшим (2-я половина VI века. – В. О.) в Константинополь – в храм Святых Апостолов в Орфанотрофии, то есть в Странноприимном доме [8]. Память преподобного Нила Постника совершается 12 (25) ноября. А на следующий день Церковь творит память святителя Иоанна Златоуста. Столь удивительно оказались рядом две памяти – учителя и наставника и ученика и верного последователя.
Святитель Иоанн Златоуст именуется в церковных песнопениях “Церкве утверждением”, “добродетелей сокровищем”, “мудрости глубиной”, “лжи обличителем”, “учителем покаяния”. Преподобный Нил Постник также удостоен Церковью великих похвал. В Службе, ему составленной, он назван “чашей мудрости и знания”, “молебником крепчайшим”, “законов богоданных искуснейшим толковником”, “догмАтов богодуховных вЕдателем”, “Ангелов собеседником, преподобных сопричастником и праведных” [9].
Святая Церковь именует преподобного Нила “монахов множества наставником”. Действительно, подвижнические творения сего Отца Церкви предназначены по преимуществу тем, кто переступил порог монашеской обители и принял или намерен принять иноческий образ. Однако каждый православный человек, и не монах, в той или иной мере сведущий “в церковных писаниях” и ищущий большей полноты духовного вразумления, может и должен черпать боговдохновенную мудрость из сего светлого и чистого источника. По слову святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского (†1867), если “Церковь дает нам молитвы, взяв из уст святых, чтобы молитвы были хороши и чувством, и примером, и разумом”, то и творения Отцов Церкви, исшедшие из сердец чистых и из рук благоговейных и непорочных, точно так же приносят читающим несомненную пользу – и их уму, и душе, и сердцу.
Вячеслав Овсянников, кандидат богословия
- Настоящее издание. С. 232. ^
- Жития святых. Кн. 3: Ноябрь. С. 306–307. ^
- Настоящее издание. С. 17. ^
- Там же. С. 19. ^
- Настоящее издание. С. 20. ^
- Там же. С. 22–23. ^
- Добротолюбие. Т. 2. С. 203. ^
- См.: Жития святых. Кн. 5: Январь. С. 452. ^
- Минея. М.: Издательство Московской Патриархии, 1980. Кн. 3: Ноябрь. Ч. 1. С. 365–367. ^
Преподобный Нил Постник
П реподобный Нил был родом из Константинополя, где он получил прекрасное воспитание, изучил всю книжную премудрость и был прекраснейшим оратором [1] . Достигнув совершеннолетнего возраста, он женился на одной добродетельной женщине, от которой имел двух детей — сына и дочь. Вследствие своего знатного происхождения и личных достоинств, Нил был назначен префектом столицы [2] . Он проводил богоугодную и добродетельную жизнь; но пороки, господствовавшие при царском дворе, заставили его опасаться за свое спасение и покинуть свет. Познав всю суету сего мира, который весь во зле лежит (1 Ин. 5:19), проникшись убеждением, что в нем нет ничего постоянного, ничего вечного и справедливого, но всё извращено, исполнено неправды, Нил стал стремиться к узкому, но спасительному пути, ведущему к жизни вечной, исполненной истинного и неизменного веселия и бесконечного блаженства. Он убедил супругу свою, дабы она дала свое согласие на его удаление из мира. Раздав всё свое имущество нищим, они отпустили на свободу рабов и рабынь; затем разделили между собою попечение о своих детях. Супруга Нила взяла себе дочь, а он — сына, Феодула, с которым и удалился из Константинополя, оставив мир и все мирские пристрастия [3] . Супруга Нила с дочерью удалилась в Египет и там, в одном из женских монастырей восприяла иноческий образ, и стала ревностно служить Господу в подвигах благочестия. А блаженный Нил с сыном своим Феодулом удалился на Синайскую гору [4] и, поселившись в пустыне, подражал жизни преподобных пустынных отцов, проводя время в посте, подвигах, прилежа молитве и бдению, умерщвляя плоть многоразличными иноческими трудами.
Здесь преподобный поселился в пещере, выкопанной собственными руками, где и подвизался в продолжение сорока лет. Молва о нем скоро распространилась повсюду, и многие лица всякого звания и состояния стали обращаться к нему за наставлениями и молитвою.
Когда преподобный услышал о ссылке св. Иоанна Златоуста в заточение [5] , то смело и безбоязненно возвысил из глубокого безмолвия свой голос и немедленно обличил императора Аркадия, написав ему послание с строгим обличением неправд его против великого святителя.
Когда он таким образом проводил отшельническую жизнь в подвигах иночества, для испытания его любви к Господу ему было послано еще особенное искушение. На пустыню ту сделали набег варвары [6] , кои, подобно диким зверям, внезапно напав, многих святых отцов убили, а иных взяли в плен. Вместе с другими они отвели в плен и Нилова сына Феодула. Нил горько рыдал о сыне, в особенности же, когда услыхал, что он обречен был варварами на принесение в жертву языческим богам. Но Бог сохранил Феодула целым и невредимым, потому что его выкупил у варваров епископ города Емеса [7] , назначивший его впоследствии церковным клириком. Узнав о сем, Нил сам отправился в город Емес и с честью был там принят епископом, который, против его желания, — рукоположил его в сан пресвитера и упрашивал его жить при нем. Когда же блаженный Нил не пожелал оставаться там, но решился снова удалиться в Синай, епископ возвратил ему его сына и с миром отпустил их. Блаженный Нил, вторично придя вместе с сыном к месту своего первоначального пребывания в Синае, прожив здесь много лет, с миром преставился ко Господу [8] . От преподобного Нила осталось много душеполезных постнических слов, исполненных премудрости, и писем к различным лицам о разных предметах веры и благочестия христианского [9] .
[1] Преп. Нил родился во второй половине IV века и был учеником св. Иоанна Златоустого
[2] Одно из самых высших должностных лиц, заведывавшее высшим полицейским управлением города.
[3] Это было около 390 г.
[4] Синайская гора в северо-западной части Аравии, на восточном прибрежье Красного моря. Синай — почти с самого начала происхождения христианского монашества был излюбленным местом восточного подвижничества и славился подвигами своих иноков.
[5] Это было в 405 г.
[6] Здесь разумеется племя влеммидов, принадлежавших к арабскому племени и обитавших в Аравии.
[7] Емес — город в Сирии, на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море.
[8] Кончина преп. Нила Постника последовала около 450 г. В пустыне провел он всего 60 лет.
[9] Преп. Нил, подобно великому учителю своему, св. Иоанну Златоусту, много занимался толкованием Св. Писания, также изъяснением догматов веры и особенно известен аскетическими творениями. Лучшее подвижническое сочинение его — книга о молитве. Далее следуют: сочинение об Аскетах, о самовольной бедности, о преимуществах уединенной жизни, наставления для Евлогия с прекрасными размышлениями об уклонении от мира, о твердости в борьбе, о терпении в скорбях и борьбе со страстями и т. д., «Ручная книжка Эпиктета» с изложением правил практической мудрости, извлеченных из сочинений этого языческого писателя, измененных в некоторых местах христианскими мыслями; письма преп. Нила, посланные к разным лицам и по разным поводам, — нравственного содержания. Все сочинения преп. Нила, при высоком достоинстве содержания их, отличаются чистотою и изяществом языка, дышат искренностью чувства и исполнены силы мысли, всегда ясной, как свет Божий.