Молитва об умерших без покаяния
Как молиться за умерших без покаяния. Схемы чтения канонов Паисию Великому, мученику Уару и во Вселенские субботы
Как молиться за умерших без покаяния. Схемы чтения канонов Паисию Великому, мученику Уару и во Вселенские субботы
Многие христиане хоть раз задавались вопросом: как и кому молиться за умерших без покаяния родственников, друзей, знакомых. Настоящий материал содержит в себе схемы чтения канонов за умерших без покаяния, которые может молиться православный христианин. Древлеправославная, старообрядческая традиция знает несколько имен святых, которым Господь даровал особое право ходатайствовать за умерших без покаяния и нераскаянных грешников. Среди таковых святых угодников Божиих наибольшую известность имеют преподобный Паисий Великий и мученик Уар.
Канон преподобному Паисию Великому
Преподобный Паисий Великий. Фреска, 1547 г.
Преподобный Паисий Великий имеет нарочитую благодать избавлять от вечной муки умерших без покаяния. Память совершается 2 июля (н.ст.).
Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).
Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою …»
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.
«Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне».
«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».
«Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им».
«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».
«Камень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей и есть дивна во очию нашею» (и после каждого стиха глаголем:«Бог Господь…».).
Далее читается тропарь преподобному Паисию Великому дважды: «Божественною любовию…».
Слава, и ныне (богородичен): «Вся паче смысла…»
Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Далее читается сам канон преподобному Паисию Великому. Канон состоит из 9-ти песен, 2-ая песнь отсутствует. По 1-й песни читается запев: «Преподобне отче Паисие Великии, моли Бога о нас» (поклон). По 3-й песни канона читается седален, глас 2-й: «Душу связав любовию Христовою…». Слава, и ныне, богородичен: «Скорыи покров…». По 6-й пенсии канона читается кондак, глас 2-й: «Житейских молв оставль…». Икос: «Христов глас услышав…». По 9-й песни читается задостойник, на глас 8: «Владычице, приими молитву раб Своих…»(поклон земной).
Затем читается Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Тропарь преподобному Паисию Великому дважды: «Божественною любовию…».
Слава, кондак: «Житейских молв оставль…». И ныне, богородичен: «Вся паче смысла…».
«Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне. «Честнейшую херувим…». Слава, и ныне. Господи, помилуй(дважды), Господи, благослови (с поклонами в пояс). Отпуст: «Господи Исусе Христе Сыне Божии….»
«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.
Канон мученику Уару
Также о людях, умерших в неверии или еретичестве, читается канон мученику Уару. Существует два канона ему, второй канон — великий. Память мученику Уару совершается 1 ноября (н.ст.). Надо отметить, что молитва о людях, умерших в ереси или неверии, совершается келейно, дома, вне церкви, поскольку во время своей жизни эти люди не посещали храм Божий. Бывают случаи, когда люди при жизни открыто богоборствовали или кощунствовали. В таких случаях о возможности поминовения усопшего следует советоваться со своим духовным отцом или другим опытным священником.
Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…»(3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).
Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою …»
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.
«Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне».
«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».
«Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им».
«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».
«Камень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей и есть дивна во очию нашею» (и после каждого стиха глаголем: «Бог Господь…».).
Далее читается два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»
Слава, и ныне (богородичен): «Иже от века утаенное …»
Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Далее читается сам канон мученику Уару. Канон состоит из 9-ти песен, 2-ая песня отсутствует. По 1-й песни читается запев: «Святыи мучениче Уаре, моли Бога о нас» (поклон). По 3-й песни канона читается седален, глас 1-й: «Страсти честных видев мученик…». Слава, и ныне, богородичен: «Надежде християном Пресвятая Дево…». По 6-й пенсии канона читается кондак, глас 4-й: «Христу последуя мучениче Уаре…». Икос: «Пение ми даруй Боже мой…». По 9-й песни читается «Достойно есть…»(поклон земной).
Затем читается Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»
Слава, кондак: «Христу последуя мучениче Уаре…». И ныне, богородичен: «Иже от века утаенное…».
«Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне. «Честнейшую херувим…». Слава, и ныне. Господи, помилуй(дважды), Господи, благослови (с поклонами в пояс). Отпуст: «Господи Исусе Христе Сыне Божии….»
«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.
Великий канон мученику Уару имеет такую же схему чтения, как предыдущий.
Канон во Вселенские Субботы
Канон за умерших, читаемый во Вселенские Субботы (Мясопустную и Троицкую), направлен на поминовение очень многих преставившихся душ, в частности, и за таковых, кто скончался при неизвестных обстоятельствах, пропал без вести, умер при массовых бедствиях и т. д. Разумеется, что многие из таких людей умерли без покаяния. Данный канон, поскольку он обращен к Самому Господу Богу, если его читать с усердием, окажет большую пользу душам усопших, скончавшихся без покаяния.
Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).
Запев Исусу «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (трижды).
Затем читается тропарь, глас, 8 – й: «Иже глубинами мудрости…»
Слава, и ныне. Богородичен: «Тебе град и пристанище имамы…»
Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»
«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)
Канон состоит из 9-ти песен. По 1-й песни читается запев: «Покой Господи, душа усопших раб Своих»(поклон). По 3 –й песни читается седален, глас 6-й «Воистину суета всяческая…». По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…». По 9-й песни канона читается: «Достойно есть…» (поклон земной).
Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова. Глас 4-й: «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.
«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). «Именем Господним благослови Отче».
Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)
И далее молитва «Помяни Господи Боже…»
«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)
Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»
«Рабом Божиим иже от века преставльшимся всем православным християном, о них же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».
Потом молятся за умерших тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душа усопших раб Своих, иже от века преставльшихся всех православных християн (поклон). И елика в житии сем яко человецы согрешиша. Ты же яко человеколюбец Бог прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царствию причастники учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».
«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.
Молитва об умерших без покаяния
Дорогая о Господе N!
Сын прожил 30 лет, а сколько раз в своей жизни он обращался к Богу в Таинствах?
Идите в церковь! Исповедуйтесь, соборуйтесь, причаститесь.
Ведь то, что происходит с М., – бесовское обдержание, и человек может только молиться, а помощь – только от Господа. Молитесь и Вы о сыне своей материнской молитвой. Подавайте за него на литургию.
Идите в церковь!
Дорогая о Господе Е!
Письмо Ваше получил. О Вас и болящих, страждущих сыновьях Ваших молимся, но очень трудно помочь Вам, ведь ни тот, ни другой не признают единственного источника здравия – Бога. Молитесь о них усердно Вашей материнской молитвой, но, конечно же, насильно в церковь не тащите – без веры все Таинства для человека не действенны. Почитайте о Саше канон о болящем хоть раз в неделю, и молитесь такой молитвой: “Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь моих болящих, страждущих чад А. и В. в Свою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу. Аминь”. И мы помолимся, но наша молитва только в помощь Вашей, материнской.
Укрепи Вас Господь в терпении.
Простите великодушно за такую невозможную задержку с ответом. Оправдание одно, что я стар, а писем тьма. Утешу Вас лишь тем, что молюсь об обращающихся ко мне, начиная с момента получения письма, – ну, а ответ уж, когда получится по возможности. Молитесь о чадах своих, и А. ни к чему не подталкивайте. Господь по материнской молитве все сделает надежно и верно.
Нет людей на одно лицо, и путей в жизни тьма, и к Богу пути различны. И хорошо, когда человек не действует по стереотипу. Он не сразу определится на свою стезю, но зато верно.
Божие благословение Вам и сыну.
Дорогая о Господе Е.!
Письмо Ваше получил я. Просьбу о молитве выполню. Вам же надо хорошо подумать и начать молиться материнской молитвой, вымаливая сыну дар веры. Ведь можно знать все, но не знать Бога, и тогда жизнь будет не в радость, и враг, действительно, возьмет власть над человеком.
Причащаетесь ли Вы и Ваши дети? – вот об этом главном Вы не пишете. Воцерковлены ли дети Ваши, причащаются ли? Нет, ведь ничего этого нет. Вот и беда. А помочь может только молитва. Надо жить в единении с Богом.
Умудри Вас Господь!
Дорогая о Господе Н.!
Все для сына Вы сделали правильно: и молиться, и подавать на поминовение надо сразу со дня смерти. Это очень важно для усопшего, ведь все первые сорок дней нужна сугубая помощь, ибо в неведомой стране оказался человек. А материнская молитва имеет особую силу, но еще важнее – это подавать на литургию, когда об усопшем вынимают частичку на проскомидии.
Просьбу Вашу о молитве за Вас и внука, да и за сына выполняю. Не будем вдаваться в размышления, отчего и как все происходит, ибо придем к неутешительному для себя выводу – мир забыл Бога, и правит в нем свой бал сатана.
Но Господь близ, а к Вам сейчас особенно близок, ибо скорбь и молитвенный вопль исстрадавшегося сердца привлекают милость Божию к нам. Не забывайте, что, пока Вы живы, Ваш К. материнской молитвой получит ту помощь, в которой нуждается. Теперь позаботьтесь о Е., чтобы дать ему то, чего не смогли дать сыну, – веру в Бога и надежду на Него.
Дорогая о Господе Т.!
В молитве не могу отказать никому, ну а от советов воздержусь. Молитесь и Вы за сына, ибо чувство вины своей не гасите в сердце. Моя же молитва только в помощь Вашей материнской. Милость Божия уже не раз покрывала Вас и сына. И пока он не научится ценить ее, придется ему нести тяготы наказания за бесчувствие.
Укрепи Вас Господь!
Просьбу о молитве за всех скорбящих Ваших родных я выполняю. А сейчас только молитва, да ещё время могут смягчить боль безвременной утраты. Хорошо бы сейчас почаще подавать поминовение на литургию. Вот и дожили мы уже до исполнения апостольских обещаний, что настанут времена тяжкие. Они настали, а всё потому, что совсем мало осталось людей, живущих в Боге, чистым сердцем и верой молящихся ему. Вот и 3. с А. теперь своей материнской молитвой призваны смягчить боль и недоумение младших.
Укрепи их Господь!
Дорогая о Господе А.!
Молись за своего погибшего сына и не испытывай судеб Божиих. Ты вот спрашиваешь, где погибший сынок твой? А я тебе отвечу, что сама подумай! Если он жил по закону Божию, молился Богу и причащался Святых Христовых Тайн, то надежда на лучшее пусть тебя не оставляет. А если он не причащался, то по слову св. прп. Серафима Саровского: “Не мню, чтобы кто спасся в таком душевном состоянии”.
Но знай еще, что пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него на литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у Него все живы.
Пишет Вам одна из верующих. Обращаюсь к Вам с вопросом, который я задавала двум священникам, и каждый из них дал противоположный ответ.
Однажды я услышала проповедь, в которой священник сказал, что надо молиться только за верных членов Православной Церкви. А люди, мол, подают записки об упокоении тех, которые в церковь не ходили и не приобщались Таинств. После проповеди я спросила у него: “Значит, подавать записки на литургию и панихиду об упокоении души моего покойного отца мне нельзя? Он в церковь не ходил, и я не знаю, верил он в Бога или нет, но я не припоминаю с его стороны богохульства. И он крещен в Православной вере. Он – крещеный! Я знаю, что грех подавать записки о некрещеных людях, но отец мой крещеный”. Ответ священника был: “Нельзя. Если при жизни Христос был не нужен, а ты ему после смерти. ” В недоумении я решила обратиться с таким же вопросом к священнику из другого храма. Он ответил, что не согласен с тем утверждением, сказав: “А кто же тогда за него будет молиться?!”
Этот ответ ближе моему сердцу, и я продолжаю подавать записки на литургию и панихиду. Мой отец скончался без покаяния и причастия не потому, что не хотел, а потому, что тогда, почти пять лет назад, наша семья не имела никакого представления о духовной жизни, о жизни Церкви, я сама стала ходить в храм на богослужения лишь два года назад. Я не оправдываюсь, а пытаюсь объяснить, как все было. Хорошо еще, что отца отпевали, благодаря инициативе его родной сестры, а я даже и не думала об этом (отпевали дома, приглашали священника).
Отец Иоанн! Ответьте, пожалуйста, неужели мне нельзя подавать записки об упокоении души моего покойного отца, не являющегося верным членом Церкви, но крещеного? Этот вопрос я задаю и по отношению к некоторым моим усопшим родственникам, которые были крещены, но не воцерковлены.
И как быть в случаях, когда я желаю подавать записки на литургию и молебны о здравии тех родных и знакомых, которые крещены в Православной вере, но не воцерковлены, а некоторые, может быть, даже и не верят в Бога? А может, благодаря церковным молитвам, они откроют свое сердце Христу?
Пожалуйста, отец Иоанн, не оставьте меня без ответа!
Заранее благодарю Вас!
Непременно, пока Вы живы, молитесь за своих родных, которые были крещены. Мы не будем предвосхищать суд Божий. Господь один знает обстоятельства жизни каждого, а самое главное – зрит сердце каждого. Он и суд изречет в свое время.
А пока отдавайте свой дочерний долг родителям и долг любви своим близким в молитвенной памяти о них. Молитва Ваша не останется без ответа. Подавать на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу.
О своем супруге молитесь особенно преподобному Паисию Великому, память которого 2 июля по новому стилю.
Этот святой имеет власть молиться за освобождение от вечных мук умерших без покаяния. Муж Ваш всем был хорош, но то, что за 71 год не возникло у него в душе потребности обратиться к Богу, прискорбно. И теперь молитесь за него, предавая дорогого человека воле Божией. Ведь и Вы не без вины в том, что муж не нашел дороги в Церковь.
Божие благословение Вам!
Поминать крещеных людей мы должны, ибо они получили в крещении печать дара Духа Святаго. Мы не можем выносить о таких людях суд ранее суда Божия, а внутреннее зрит один Господь. – Как они жили, чем жили, чьи молитвы держали их в этом мире? Церковь молится обо всех, и если за гробом нет покаяния, то еще до Страшного второго пришествия Господня есть для таковых помощь в молитве Церкви по предстательству близких. Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?!
Прошу Ваших Святых молитв о немощи моей.
Дорогие о Господе Н. и Е.!
Горе ваше велико, и есть доля вины в случившемся и ваша – родительская.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что крещены-то вы все, но вот жить жизнью по вере не жили и Церковь не знали. Но, слава Богу, и в этом ваше большое утешение теперь, что сын был крещен и что есть медицинское заключение о его болезни, ведь о нем можно молиться и подавать поминание в церкви. Сейчас до года почаще подавайте о нем на литургию о упокоении и на панихиду, а также милостынею нуждающимся облегчите и свои переживания, и загробную участь сына. Не скорбите паче меры, но обращением к Богу в молитве покаяния и жизнью своей в Церкви обрящете покой душам вашим.
Очень хорошо, что Вы так болезнуете сердцем о своей маме. Молитесь о ней, ни один вздох не пропадет, но молитесь так, как повелевает Церковь, – подавать в церкви за нее нельзя, а канон и молитву, данную нам Богодухновенными Отцами, читайте постоянно. Да еще подавайте о ней милостыню нуждающимся. И предайте загробную участь ее воле Божией. Если Вы, человек, видите меру ее болезней и трудов, то думаю, что Господь видит больше и глубже. Но окончательное решение все же принадлежит Господу. В церкви подавать о маме не дерзайте, чтобы преслушанием не навлечь на себя беду. Храни Вас Господь!
(Помогите мне, пожалуйста. Мой сын вышел из дома на телефонный звонок товарища и не вернулся. Где он, что с ним?)
Отцу М. необходимо отслужить молебен преподобным Ксенофонту и Марии при вашем обязательном присутствии. А Вам нужно молиться постоянно, прося их ходатайства как матери о без вести сущем сыне В. Особенно на проскомидии и после пресуществления Святых Даров.
Мы будем также молиться в монастыре о Вас и о Вашем сыне.
Р. S. На молебне прп. Ксенофонту и Марии можно читать Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) или же о погибшей овце (ст. 3-7) и потерянной драхме (ст. 8-10).
Дорогая о Господе В. Я.!
У Бога нет мертвых, у Него все живы. Но прошло уже много лет, а по правилам Церкви 15 лет молятся, как о без вести сущих, по истечении этого срока начинают поминать о упокоении. Вот и Вы успокойтесь душой, предав сию тайну воле Божией.
Укрепи Вас Господь!
Дорогая о Господе Т.!
Сколько людей сейчас как дети: ищут дорогу к Истине и милостью Божией приходят в Храм – дом Божий. Т., это самое настоящее и реальное чудо. Чаще к Богу приводит сейчас беда, когда сердце будто умирает от горя; приходят и такие, которые начали познание духовного мира с близкого касания к темной, все убивающей силе.
Так случилось и с Вашим сыном, он познал врага – тьму, но не успел через этот ужас обратиться на поиски Света. Искать виновных бессмысленно, но ведь в то время, когда Вы жили без Бога, рядом с Вами жили же и люди, верующие в Него и живущие Им. Бог-то был, и есть, и будет всегда, ибо Он – Бог, творец создания, творец миров. И со времени падения прародителей, благодаря богодарованной свободе, люди сами делают выбор. А Бог только всегда ждет, помогает, оставляет в жизни общества и в жизни каждого свои следы. Людям только увидеть и сделать выбор: или света, тепла, добра, – а значит путь за Богом, или упоиться самостью во грехе. Это о главном. Свободу человека никто отнять не может, даже и Творец его.
А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя – таково определение Священных Соборов св. Отцов, такова каноника. Молиться же дома, всей душой скорбящей и израненной предстоя Богу, надо непременно. А ответ – дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве.
Читайте канон за самовольно жизнь свою прервавшего по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она же поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. Надежда с верой – светильники в жизни нашей. А Господь – милость и любовь. На это и надеемся.
Только не забывайте, что первая заповедь, данная людям от Бога в раю, была – послушание.
И именно поэтому Вы и в данной ситуации не можете преступить эту спасительную заповедь. И обретете милость Божию к себе и к чаду за скорбь свою, и за послушание слову Божию – в церкви не поминать, но только дома.
Милость Божия буди с Вами!
Дорогая о Господе А.!
Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя.
Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно – об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву старца Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь.
Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме, и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменить не может.
А послушание им преклонит Господа па милость к Вам и к маме.
Храни Вас Господь!
Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете.
Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете за непослушание.
Чтобы не погрешить нам пред Богом и не стать самочинниками, надо молиться Вам о Е, только дома, постоянно читая молитву о ней старца оптинского Льва, а также канон за самовольно ушедших из жизни.
У Господа нет мертвых, и тайну смерти Е. знает Господь.
Если она стала жертвой злоумышленников, то Церковь о таких молится, и Господь вменяет им их кончину в мученичество.
У Господа неправды и несправедливости не будет, нам же надо оставаться пред завесой тайны и исполнить волю Божию в тех пределах тайны, что доступна нам. Подавайте за Е. милостыню и читайте канон, преклонив главу пред Божиим велением.
Божие благословение Вам!
Дорогая о Господе С.!
Ин суд человеческий, и ин Суд Божий.
Закон Божий требует от всякого человека исполнения воли Божией, и только это спасительно для человека. Не будем брать на себя миссию судей над другими, в частности над Вашим братом, но судить о своих поступках мы обязаны еще до суда Божия. Оставьте брата воле Божией о нем, сами же исполните то, что повелено нам.
О самовольно ушедших из жизни в церкви молиться нельзя, и это однозначно. Только психическое заболевание, засвидетельствованное врачами, позволяет нам поминать самоубийц.
У Вас о брате этого свидетельства нет. А потому покоритесь беде и не преступайте канонов Церкви.
Молитесь о нем только в домашней молитве и подавайте милостыню.
Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно.
Молитва за упокой души всякого усопшего христианина
По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.
Зачем нужно молиться об умерших
Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.
Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.
По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.
Тексты молитв
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!
Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;
За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.
Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина
Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.
Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.
Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:
- творить милосердные дела и поступки;
- прощать недоброжелателей;
- усмирять личное лицемерие;
- регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
- утешать скорбящих;
- раздавать милостыню нуждающимся.
День третий
Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.
Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.
С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.
День девятый
В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.
Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.
День сороковой
На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.
Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:
- пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
- израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
- Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.
Годовщина поминания
Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.
Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.
Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.
Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.
Молитвы об усопших
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва детей об усопших родителях
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.