Молитва освящение меда
Требник
![]() |
Требник. В 4 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 528 с. |
Издательством Сретенского монастыря выпущен новый Требник. В нём собраны различные чинопоследования, до этого выходившие в разных изданиях.
Требник состоит из четырёх томов. В первом томе Требника содержатся наиболее часто используемые чинопоследования. В частности, здесь можно найти порядок совершения крещения, венчания, елеосвящения, молебны о болящих, путешествующих и многое другое.
Во втором томе Требника собраны все последования о усопших.Чин Панихиды представлен в соответствии с указаниями Типикона. Также приведены чинопоследования отпевания младенцев, мирян, монахов, священников.
![]() ![]() ![]() |
В третьем томе Требника содержатся преимущественно молебные пения на разные случаи. Также здесь можно найти редкие молитвословия и чинопоследования.
![]() ![]() ![]() |
В четвертом томе Требника приведен чин освящения храма, а также различные последования освящений: церковных облачений, богослужебных сосудов, икон и другой церковной утвари.
![]() ![]() ![]() |
СОДЕРЖАНИЕ
Том I
- Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.
- Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего.
- Молитвы жене родильнице по четыредесяти днех.
- Молитва жене, егда извержет младенца.
- Молитва, во еже сотворити оглашенного.
- Последование святаго Крещения.
- Измовение во осмый день.
- Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго.
- Восполнение от иерея чина святаго Крещения, аще совершено было оное мирянином.
- Последование о исповедании.
- Молитва над разрешаемым от запрещения.
- Последование, бываемое о обручении.
- Последование венчания.
- Молитва на разрешение венцев во осмый день.
- Последование о двобрачном.
- Последование малого освящения воды.
- Поседование общего молебна.
- Прокимны.
- Апостолы и Евангелия.
- Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого доброго дела.
- Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
- Молебное пение о недужных многих, или о едином.
- Последование святаго елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви или в дому.
- Чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.
- Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного.
- Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет.
- Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
- Чин благословения в путьшествие.
- Чин благословения в воздушное путьшествие.
- Чин благословения хотящим по водам плыти.
- Чин освящения колесницы.
- Молитва на освящение всякой вещи.
- Чин благословения нового дома.
Том II
- Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
- Чин над кутиею в память усопших, на Литургии.
- Чин над кутиею в память усопших, вечера.
- Последование панихиды.
- Чин погребения младенческого.
- Последование мертвенное мирских тел.
- Последование мертвенное над скончавшимся священником.
- Последование исходное монахов.
- Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.
- Чин благословения и освящения надгробного креста.
- Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия (кладбища).
Том III
- Молебное пение в новолетие.
- Молебное пение при начатии учения отроков.
- Молитва, егда приходит отроча учитися Священным Писанием.
- Последование о неудобь учащихся.
- Молебное пение в дни праздников гражданских.
- Молебен на святую Пасху.
- Молитва о живых.
- Молитва молебная на всякую литию.
- Служба на всякое прошение.
- Служба о умножении любве и искоренении ненависти и всякия злобы.
- Молива умиревающая во вражде сущих.
- Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих.
- Молитва на брань блуда.
- Молитва на студные помыслы.
- Молитва бываемая прежде еже уснути, и о искушающемся во сне.
- Молитва о дерзостно клянущихся.
- Молитва о скверно ядших.
- Служба о в темницах и в заточении сущих, многих или едином.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице, во всякой скорби душевной и обстоянии.
- Благословение супруг, чад неимущих.
- Последование молебна жене пред порождением.
- Последование молебна за болящего.
- Молитва святых седми отроков на немощнаго и не спящего.
- Молитва на всякую немощь.
- Последование молебна больному пред хирургическим действием.
- Последование молебна о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых.
- Последование молебна ко отгнанию чародеяний и волшебных обаваний от человека.
- Последование молебного пения, певаемого во время бездождия.
- Последование молебного пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемого во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет.
- Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя заразы.
- Чин молитвенный во время губительного мора скотов.
- Чин, бываемый, аще случится чесому скверному якову-любо впасти в кладязь водный.
- Чин, бываемый, аще случится чесому скверному или нечистому ново впасти в сосуд вина, или елея, или меда, или иного чесого.
- Молитва над сосудом оскверншимся.
- Молитва над пшеницею оскверншеюся, или мукою, или видом неким.
- Чин благословения пчел.
- Благословение роев пчельных, во улия нова всажденных.
- Молитва на благословение нового меда.
- Молитва в насаждение винограда.
- Молитва на обымание винограда.
- Молитва на благословение вина.
- Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов.
- Молитва хотящему отити в путь.
- Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны.
- Последование в сыноположение.
- Молитва на Рождество Христово, сыном духовным.
- Молитва в начале поста Святыя Четыредесятницы.
- Последование в неделю Православия.
- Молитва на благословение ваий.
- Молитва на благословение артоса во святую неделю Пасхи.
- Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя седмицы.
- Молитва во еже благословити брашна мяса во святую и великую неделю Пасхи.
- Молитва еже благословити сыр и яица.
- Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа.
- Молитва о приносящих начатки овощей.
Том IV
- Последование великого освящения воды святых Богоявлений.
- Чин малого освящения воды вкратце.
- Ин чин малого освящения воды вкратце.
- Чин бываемый при основании церкви и водружении креста.
- Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданныя церкви.
- Указ о храмех, когда святити или не святити.
- Служба на обновление храма.
- Чин освящения храма, от архиерея творимого.
- Последование малого освящения храма.
- Последование освящения часовни.
- Чин благословения и освящения иконостаса.
- Чин благословения индитий, или одежд и покрывал Божественныя Трапезы и Жертвенника.
- Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть: стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони.
- Чин благословения илитона.
- Молитва еже благословити новыя покровцы, к покровению Святых Таин служащие.
- Чин благословения нового кивота или сосуда, в немже хранимы быти имут Божественные Христовы Тайны.
- Чин благословения нового кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей святых сооруженного.
- Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть: дискоса, чаши, звездицы и лжицы, с тремя их покровцы предложенных вкупе.
- Молитва над единым сосудом служебным.
- Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иные алтарные принадлежности.
- Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона.
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа.
- Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих.
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих.
- Чин благословения иконы святаго, единаго или многих.
- Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе.
- Благословение креста к нощению на персех.
- Чин благословения колива.
- Молитва на основание дому.
- Последование над пещию.
- Молитва на благословение чертога.
- Молитва о храмине, стужаемой от злых духов.
- Молитва еже освятити какое-либо благовонное зелие.
- Чин благословения свещ на Сретение Господне.
- Молитва на благословение свещ церковных.
- Чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды.
- Чин благословения нового кладезя.
- Чин благословити новый корабль или лодию.
- Чин благословения водного судна ратного, на сопротивныя отпущаемого, единаго или многих, и благословения воином, в них плыти хотящим.
- Чин освящения воинского знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань.
- Чин благословения воинских оружий.
- Молитва о еже благословити мрежи.
- Молитва над сеянием.
- Молитва во еже благословити стадо.
- Молитва над гумном
- Молитва над солию.
Александро-Невский храм п. Вербилки
Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние
Медовый Спас
Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.
В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».
В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.
Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень
В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.
Затепляются свечи перед иконами.
Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.
Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение
Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.
Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.
Проводится каждение алтаря.
Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов .
В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.
Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..
На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.
Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.
По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.
Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.
В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.
Дети постарше причащаются самостоятельно.
В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.
В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения
Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних
Венчает чин освящения меда окропление освященной водой
По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.
Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.
Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.
Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.
Православный календарь
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946).
Мчч. 1003 Никомидийских (303).
Сщмч. Александра Талызина пресвитера (1938); сщмч. Алексия Троицкого пресвитера (1942).
@1 Ин., 74 зач., IV, 20 – V, 21. Мк., 66 зач., XV, 1–15.@
Служебник (цсл) (27 стр.)
Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая
Госпо́дь наш Иису́с Христо́с, Боже́ственною Свое́ю благода́тию, да́ром же и вла́стию, да́нною святы́м Его́ ученико́м и Апо́столом, во е́же вяза́ти и реши́ти грехи́ челове́ков (рек им: приими́те Ду́ха Свята́го, и́хже отпустите́ грехи́, отпу́стятся им; и́хже удержите́, удержа́тся; и ели́ка а́ще свя́жете и разрешите́ на земли́, бу́дут свя́зана и разреше́на и на Небеси́); от о́нех же и на ны друг другоприима́тельно прише́дшею, да сотвори́т чрез мене́, смире́ннаго, проще́но и сие́ по ду́ху ча́до (имярек) от всех, ели́ка я́ко челове́к согреши́ Бо́гу сло́вом или́ де́лом, или́ мы́слию, и все́ми свои́ми чу́вствы, во́лею или́ нево́лею, ве́дением или́ неве́дением; а́ще же под кля́твою или́ отлуче́нием архиере́йским или иере́йским бысть, или а́ще кля́тву отца́ своего́ или́ ма́тере своея́ наведе́ на ся, или́ своему́ прокля́тию подпаде́, или́ кля́тву преступи́, или́ ины́ми не́киими грехи́ я́ко челове́к связа́ся, но о всех сих се́рдцем сокруше́нным пока́яся, и от тех всех вины́ и ю́зы да разреши́т его́ [или ю́]; ели́ка же за не́мощь естества́ забве́нию предаде́, и та вся да прости́т ему́ [или ей], человеколю́бия ра́ди Своего́, моли́твами Пресвяты́я и Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, и всех святы́х, ами́нь.
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Го́споди Бо́же наш, упова́ние всех призыва́ющих Тя и почита́ющих и́мя Твое́ Пресвято́е, и́же в па́мять почи́вшаго раба́ Твоего́ (имярек) во святе́й це́ркви Твое́й предложе́нное ко́ливо и приноше́ния сия́ благослови́. И его́же ра́ди сия́ принесе́нна суть, во стране́ живы́х всели́, ослабле́ние тому́ и согреше́нием проще́ние пода́ждь. Ей, Влады́ко, челове́ческую не́мощь све́дый, не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, и́же с ве́рою и наде́ждею к Тебе́ пресе́льшемуся. Даждь нам твори́ти во святы́ни за́поведи Твоя́ и помина́ти всех от ве́ка Тебе́ преста́вльшихся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя. Я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й усо́пших рабо́в Твои́х, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва во еже благословити брашна мяса, во Святую и Великую неделю Пасхи
Творит иерей: Благослове́н Бог наш: Христо́с воскре́се: трижды. Таже: Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
При́зри Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, на бра́шна мяс, и освяти́ я́, я́коже освяти́л еси́ овна́, его́же Тебе́ приведе́ ве́рный Авраа́м, и а́гнца, его́же Тебе́ А́вель во всепло́дие принесе́: подо́бне и тельца́ упита́ннаго, его́же жре́ти повеле́л еси́ сы́нови Твоему́ заблу́ждшему, и па́ки к Тебе́ возвра́щшемуся: да я́коже той сподо́бися Твоея́ бла́гости наслади́тися, си́це и освяще́нных от Тебе́, и благослове́нных наслади́мся в пи́щу всех нас.
Ты бо еси́ и́стинная пи́ща, и пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва во еже благословити сыр и яица во Святую и Великую неделю Пасхи
Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
Влады́ко Го́споди Бо́же наш, зижди́телю и соде́телю всех, благослови́ млеко́ огусте́вшее, с ни́мже и я́ица, и нас соблюди́ во бла́гости Твое́й, я́ко да причаща́ющеся их, Твои́х незави́стно пода́тельных даро́в испо́лнимся, и неизглаго́ланныя Твоея́ бла́гости.
Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи
Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:
Го́споду помо́лимся. И клиру: Го́споди, поми́луй.
Чтет над ним иерей молитву сию:
Бо́же всеси́льный и Го́споди Вседержи́телю, и́же рабо́м Твои́м Моисе́ом во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта, и в освобожде́нии люде́й Твои́х от го́рькия рабо́ты фарао́новы, а́гнца закла́ти повеле́л еси́, прообразу́я на кресте́ закла́ннаго во́лею нас де́ля А́гнца, взе́млющаго всего́ мiра грехи́, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Ты и ны́не, смире́нно мо́лим Тя, при́зри на хлеб сей, и благослови́, и освяти́ его́. И́бо и мы, раби́ Твои́, в честь и сла́ву, и в воспомина́ние сла́внаго воскресе́ния того́жде Сы́на Твоего́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, И́мже от ве́чныя рабо́ты вра́жия и от а́довых нереши́мых уз разреше́ние, свобо́ду и преведе́ние улучи́хом, пред Твои́м вели́чеством ны́не во всесве́тлый сей, пресла́вный и спаси́тельный день Па́схи, сей прино́сим: нас же сего́ принося́щих, и того́ лобза́ющих, и от него́ вкуша́ющих, Твоему́ небе́сному благослове́нию прича́стники бы́ти сотвори́ и вся́кую боле́знь и неду́г от нас Твое́ю си́лою отжени́, здра́вие всем подава́я. Ты бо еси́ исто́чник благослове́ния и цельба́м пода́тель, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословля́ется и освяща́ется а́ртос сей, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь. Трижды.
И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.
Молитва на раздроблeние артоса в субботу Светлыя недели
По Божeственной литургии, принесeну бывшу артосу обычно в трапeзу, и отпевше трижды, Христо́с воскре́се: с поклонeнием, прочeтшу, О́тче нaш: и трапeзу благословившу обычно, диaкон глаголет:
Го́споду помо́лимся. И брaтия: Го́споди поми́луй.
Иерeй глаголет молитву сию над артосом:
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же нaш, Хле́бе а́нгельский, Хле́бе живота́ ве́чнаго, сошeдый с Небесе́, напитaвый нaс во всесве́тлыя сия́ дни пи́щею духо́вною Твои́х Боже́ственных благодея́ний, триднeвнаго рaди и спаси́тельнаго воскресе́ния, при́зри и ны́не, смирeнно мо́лим Тя, на мольбы́ и благодаре́ния на́ша. И я́коже благослови́л еси́ пять хле́бов в пусты́не, и ны́не благослови́ хлеб сeй, я́ко да вси вкушaющии от него́, телeснаго и душeвнаго благословeния и здрaвия сподо́бятся благодaтию и щедро́тами Твоего́ человеколю́бия. Ты бо еси́ освящeние нaше, и Тебе́ слaву возсылaем со безначaльным Твои́м Отцо́м, и всесвяты́м, и благи́м, и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Раздробив же артос обычно, раздаeт всем прeжде обеда. Может же раздробить его и на литургии по заамвонной молитве, и раздавaть верующим вместо антидора.
Молитва на благословение новаго меда в первый день августа
Необыме́нный в ми́лости и неизрече́нный во щедро́тах, Го́споди Иису́се Христе́, ди́вен Сый во сла́ве и творя́й чудеса́. Ты, де́йством Свята́го Ду́ха иногда́ благослови́вый Изра́иля и его́ ме́дом насы́тивый от ка́мене, Сам и ны́не при́зри свы́ше на созда́ние Твое́ сие́, и благослове́нием Твои́м Небе́сным благослови́ и освяти́ со́ты пчел и от них мед, и пода́ждь ему́ де́йственну благода́ть, па́че всех соверше́нну, да всяк от него́ вкуша́яй, прие́мляй и яды́й обря́щет благополу́чное здра́вие, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́каго бла́га.
Я́ко Ты еси́ подава́яй вся́ческая блага́я и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со безнача́льным Твои́м Отце́м и пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
И кропит священною водою.
Молитва на благословение гроздия в шестый день августа
Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре раздроблену.
Глаголется же сия молитва на благословение гроздия от святителя или от иерея:
Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
Бо́же, Спаси́телю наш, благоволи́вый виногра́д нарещи́ Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Тем плод безсме́ртия нам дарова́, Сам и ны́не пло́дный сей виногра́д благослови́ и нас, рабы́ Твоя́, вкуша́ющия от него́, И́стиннаго Виногра́да прича́стники сотвори́, неврежде́нну жизнь на́шу сохрани́, и мир нам всегда́ да́руй, и ве́чными Твои́ми неотъе́млемыми дарова́нии жизнь на́шу украси́, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и всех Твои́х святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва о приносящих начатки овощей
Влады́ко Го́споди, Бо́же наш, Твоя́ от Твои́х приноси́ти Тебе́ по предложeнию комyждо повеле́вый, и ве́чных Твои́х благ воздая́ние сим дaруяй, и́же вдовы́ по си́ле приношeние благоуго́дно приeмый, приими́ и ны́не принесе́нная от раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́] имярек, и в ве́чных Твои́х сокро́вищах возложи́тися сим сподо́би. Дaруй ему́ [ей] и мирски́хъ Твои́х благ оби́льное восприя́тие, со все́ми полeзными ему́ [ей].
Я́ко благослови́ся и́мя Твое́, и просла́вися Твое́ Ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Молитва над всяким плодом
Го́споди, Бо́же наш, положи́вый ве́рующим в Тя по́льзование творе́нии Твои́ми, Сам благослови́ предлежа́щия плоды́ сия́ сло́вом Твои́м, мо́лимся Тебе́, ми́лостию и человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молебен о здравии с водоосвящением
Отличие молебна от домашней молитвы
Молебен — это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей.
Собираясь для молитвы в храме, молясь друг за друга, верующие проявляют христианскую любовь, преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать, присутствующая в храме, усиливает единодушное прошение и делает его угодным Богу. В этом состоит смысл соборной (церковной) молитвы.
Для совершения церковной молитвы человеку приходится приложить труды и понести жертвы, хоть и небольшие. А всякий труд для ближнего и собственной души угоден Господу. Домашняя молитва только подготавливает человека к молитве церковной. Она также необходима и слышима Богу, но имеет меньшую силу.
Традиционный молебен с водосвятием
Как известно, наиболее важным водосвятным богослужением считается великий праздник Крещения Господня, посвященный воспоминаниям о том, как Сын Божий был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.
Крещенское богослужение отличается еще и тем, что в этот праздник водосвятный молебен проводится по особому великому чину освящения. Вода, освященная в этот день, называется Великая агиасма, она хранится весь год до следующего праздника Крещения. Верующие говорят, что даже спустя время такая вода совершенно не портится, не меняет запах и вкус, более того, согласно исследованиям, у такой жидкости хорошие физические и химические характеристики, отличная молекулярная структура, что, как считается, наделяет ее целительными свойствами.
Помимо великого праздника Крещения, существует еще так называемое малое освящение воды. Такой водосвятный молебен может быть проведен в любой день, согласованный со священнослужителем. Такие службы можно заказать в честь святого, именем которого назван прихожанин или в честь которого был крещен храм.
В некоторых храмах существует традиция проводить такие службы в установленные дни, когда каждый прихожанин может принять участие в мероприятии, получить благословение, помолиться за здравие и благополучие своих близких, поблагодарить Господа за все ниспосланные им блага и радости, взять с собой частичку святой воды.
К тому же в некоторых случаях, когда верующий человек не имеет возможности посетить храм из-за болезни или по другим важным причинам, молебен с водосвятием могут провести и на дому.
Что такое заказной молебен
Молебны могут быть общецерковными и заказными. За первыми вся Церковь молится по поводу больших праздников или государственных событий. Вторые совершаются по просьбам отдельных прихожан об успехе их частных дел.
Порядок проведения водосвятного молебна
Богослужение, как правило, начинается с того, что на средину церкви или дома, в котором проводится обряд, выносят стол и накрывают его тканью. Затем на стол ставят специальную большую чашу с водой, а рядом с ней кладут Распятие и Священное Писание. Если служба проводится по просьбе прихожан, то они могут написать на клочках бумаги имена своих близких и родственников, которых священнослужитель обязательно упомянет в чинопоследовании.
После того, как священник произносит молитву об освящении воды, он трижды погружает распятие в чашу, вопрошая Господа освятить жидкость. Далее диакон окропляет уже святой водой прихожан и принесенные ими емкости с водой, которые они смогут отнести к себе в дом и использовать для своих нужд.
Какие бывают молебны
Молебны могут быть простые, благодарственные, водосвятные и акафистные. Любой из них может быть заказан индивидуально, но чаще они совершаются соборно, т.е. при большом стечении народа.
- Водосвятные молебны служатся в храмах ежедневно или по воскресным дням. Обязательно самому заказчику молиться за богослужением, затем взять освященную воду и с благоговением отнести домой. Все члены семьи пьют ее натощак утром и окропляют жилище. На водосвятный молебен можно подать иконы и крестики для освящения.
- Простые молебны совершаются по поводу праздников святым. На нём поют краткие песнопения в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен хорошо заказать в день именин или за болящего.
- Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, о чем можно узнать в храме или монастыре. Отправляясь на молитву, лучше взять текст акафиста, чтобы следить за чтением.
- Благодарственный молебен служится соборно в день Нового Года, Дня Победы, Рождества Христова и другие значимые дни. Получив от Господа просимое, нужно заказать благодарственную молитву в храме. На записке с именами «о здравии» добавляется название молебна. Причину, по которой он заказывается, писать не нужно. Если нет возможности отслужить требу индивидуально, то благодарственные прошения включаются в общий молебен, совершаемый по расписанию храма.
Другие церковные поминовения — обедни, сорокоусты, проскомидии — не относятся к молебнам, а совершаются во время Литургии.
Как писать записки
Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии. На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек).
Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:
- о здравии болящих
- об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
- благодарение Богу
- о начале всякого доброго дела
Каким святым заказываются молебны
Некоторые прихожане, принося домой освященную воду, не знают, как с ней быть дальше, как правильно использовать и хранить святыню. Принесенную после водосвятного молебна воду можно применять следующим образом:
- умывать и окроплять детей, чтобы избежать болезней и отвернуть дурное влияние;
- окроплять жилье (кроме отхожих и нечистых помещений);
- умывать больных или истощенных людей для очищения тела и души;
- готовить пищу с добавлением святой воды;
- пить для поддержания в себе веры и сил (воду после малого освящения можно пить ежедневно в неограниченном количестве, воду же Крещенскую рекомендуют пить исключительно натощак с небольшим кусочком просфоры).
Также есть несколько рекомендаций относительно того, как лучше хранить святую воду, чтобы она не утратила своих чудодейственных свойств:
- Хранить емкость с освященной водой лучше всего в месте, отведенном для икон и святынь. В окружении других освященных предметов ее влияние будет лишь усиливаться.
- Крещенскую воду, запас которой хранится целый год, не стоит помещать в бытовые шкафчики, на антресоли или другие места, где хранятся повседневные вещи или продукты, для нее необходимо выделить отдельное место.
В заключение повествования о таком богослужении, как водосвятный молебен, о том, что это такое и какое значение имеет для православных верующих, можно сказать, что в этом действе самое важное – это искренняя вера, идущая от чистого сердца, и только благодаря ей проявляется чудодейственная сила святой воды.
Записки о здравии чаще всего подаются на молитву Господу и Богородице, святым целителям и бессребренникам, о путешествующих — Св. Николаю Угоднику, апостолам Луке и Клеопе. Об успешной торговле молятся Св. Иоанну Сочавскому, Св. Спиридону Тримифунтскому. В день рождения или Ангела нужно вспомнить своего святого покровителя.
Еще молитвы в другие дни года:
Молебны, совершаемые вне храма
Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:
- освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
- освящение поля или огорода
- освящение автотранспорта
- закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).
Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.
Ежегодные молебны
- Новолетие — особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
- Благодарственный молебен на Рождество Христово — служится в память победы в Отечественной войне 1812г
- Великое освящение воды — праздник Крещения Господня . Главный из водосвятных молебнов.
- Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) — в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
- Освящение меда ( Медовый Спас ) — молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней — частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
- Освящение плодов ( Яблочный Спас ), 19 августа — относится к празднику Преображения Господня. В этот день служится водосвятный молебен с чтением молитв на освящение плодов. Отдельно читается молитва на освящение винограда, этот плод особо почитается в Церкви, из него делается вино для Причастия.
- Ореховый Спас — праздник в память чуда, совершенного Господом по просьбе царя Авгаря. Желая иметь у себя портрет Христа, царь послал живописца, чтобы тот нарисовал Его. Взяв у художника холст, Господь приложил его к лицу и на нем отобразился Пречистый Лик. В этот день, по случаю созревания орехов, совершается освящение первого урожая.
- Начало учения отроков — особый молебен, служащийся по поводу начала учебного года. Подаются записки с именами школьников и студентов. Такие молебны совершаются также в учебных заведениях.
На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.