Молитва отче наш на марийском языке
Молитва отче наш на марийском языке
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
К вопросу об истории перевода молитвы «Отче наш» на марийский язык, Федосеева Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ
Федосеева Надежда Александровна,
кандидат филологических наук,
зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ
К вопросу об истории перевода молитвы «Отче наш» на марийский язык
Молитва Отче наш по-другому называется молитвой Господней, потому что Сам Господь Иисус Христос заповедал ее Своим ученикам, когда они попросили Его научить их молиться (См.: Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4).
История перевода этой молитвы на марийский язык своими корнями уходит в глубину веков. Впервые ее текст на марийском языке встречается в книге голландского географа и юриста Николаса Витсена «Северная и Восточная Татария» (1705) во втором издании. В этой книге также помещена молитва Отче наш на мансийском, ненецком, селькупском (остяцко-самоедском) и древнепермском языках 1 . Книга была написана на голландском языке в 1692 году после посещения Витсеном России в 1664-1667 гг., когда он был в составе голландского посольства в Москве 2 . Таким образом, переводы христианских молитв на марийский язык были начаты еще в XVII веке. Текст молитвы Господней в XVII-XVIII веках встречается в основном в трудах иностранных путешественников и российских ученых, и установить, кто был переводчиком, трудно.
В XVIII веке молитва Отче наш приведена в книге Герарда Фридриха Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков», которая была написана в 1743 году после возвращения его из экспедиции в Сибирь и опубликована на русском языке в 1791 году. Г.Ф. Миллер – российский историк, профессор Императорской Петербургской Академии наук (18[29] сентября 1705, Герфорд, Вестфалия – 11 [22] октября 1783, Москва) 3 . Родился он в пасторско-ученой семье: его отец был ректором гимназии, а мать – из семьи профессора теологии Бодинуса. После окончания гимназии Миллер поступил в университет Ринтельна, затем обучался в Лейпцигском университете, где получил ученую степень бакалавра. В ноябре 1725 г. он прибыл в Россию, в Петербургскую Академию наук, куда был приглашен работать.
Молитва Отче наш была записана Миллером 29 ноября (ст. ст.) 1733 года 4 – «способием двух толмачей, черемисца и чуваша, которые больше других разумеют (понеже татары и вотяки весьма глупее себя быть оказали) переводы молитвы Отче наш» 5 . В записи путешественников в Академию в декабре 1733 года также говорится «Пришли к нам четыре толмача татарского, черемисского, чувашского и вотского языка, которых помощью проф. Миллер, за неимением случая к иным исследованиям, на сих 4 языках знатнейшия слова написал и Отче наш на черемисский и чувашский языки перевел, понеже в данных от академии инструкциях всех чужих языков пробы собирать велено» 6 .
Текст молитвы Отче наш на марийском языке записан в некоторых рукописных словарях XVIII–XIX веков, которые хранятся в рукописном отделе Российской национальной библиотеки. Это материалы Федора Павловича Аделунга (1768-1843), российского историка, библиографа, член-корреспондента и почетного члена Петербургской Академии наук. Перевод молитвы сделан студентом философии Иваном Ардацким в конце XVIII века 7 .
Начиная с XIX века, российское правительство уделяет больше внимания переводам и сочинениям христианских текстов на марийском языке. Так «20 января 1818 года в Казани было открыто отделение Российского библейского общества с 15 сотоварищами. Изготовление перевода Нового Завета на марийский язык приняло на себя товарищество Козьмодемьянское; на язык мари был переведен весь Новый Завет, священниками Козьмодемьянского уезда села Малого Сундыря Димитрием Пернягашевским, Иваном Померанцевым, села Шапкилей-Пертнуры тоже – Андреем и Игнатием Альбинскими, села Арды – Иваном Ардатским 8 . Следовательно, большинство книг религиозного содержания, изданных в первой половине XIX века, было переведено этими священниками, и их опыт, естественно, учитывался теми, кто продолжил начатое ими дело. Следует заметить, что А. Альбинским был сделан перевод Божественной литургии: «Когда в некоторых селах была прочитываема литургия в переводе Альбинского, тогда они с удивлением признавались, что они не только в сие время понимают силу и содержание оной, а прежде сего думали, что их принуждают в церковь ходить только для того, чтобы молиться за русских; теперь же видят, что в церкви молятся за весь мир и за них самих» 9 . Следовательно, можно предположить, что молитва Отче наш уже в то время пелась во время Литургии на марийском языке, о чем свидетельствуют этнографические очерки. Так С.А. Нурминский отмечает: «Его [Альбинского] богослужение на черемисском языке сильно действовало на сердца черемис. Со всех сторон люди собирались на его служение» 10 . В очерке И. Яблонского эта мысль также подтверждается: «Говоря о религиозности и грамотности черемис, кстати упомянуть и о лицах, наиболее способствовавших тому. Между ними первое место занимает живший в 20-х годах настоящего столетия (XIX), священник села Пертнур (Шапкиля тож), Козьмодемьянского уезда, о. Альбинский, который неутомимо день и ночь проводил в научении своих прихожан правилам веры. Для яснейшего уразумения ими церковного богослужения он перевел на черемисский язык литургию и вместе с другими участвовал в переводе Евангелия (см. статью «Инородческие школы» в Прав. Обзоре за август 1864 г.). Пример доброго пастыря не остался без подражания и для других священников. Таковы были: Козьмодемьянского уезда села Пернянгаш (Пайгусово тож) священник Урусов, живший в 1820-40 годах, и села Чермышева благочинный Кроковский, умерший в 1864 году, который сверх неутомимых забот о пастве своей, перевел, вместе со священником Козьмодемьянского уезда села Пайгусова (Пернянгаши тож) о. Михаилом Ястребовым на черемисский язык книгу под названием «День святой жизни», которую можно найти в руках едва ли не у каждого грамотного черемисина. По долгу совести нельзя не упомянуть без благодарности и о настоящих священниках сел Пертнур, Пайгусова, Чермышева и Владимирского Казанской епархии и слободы Хмелевки и села Сумок Нижегородской, которые и доныне прилежно насаждают в сердцах духовных чад своих истины христианской религии» 11 .
Во второй половине XIX века процесс перевода богослужебных книг на марийский язык стал более успешным по причине создания в 1867 году в городе Казани Братства святителя Гурия и при нем – переводческой комиссии. Параллельно переводам эта комиссия делала переложение на ноты текстов молитв и Литургии на марийском языке. В самом начале работы в переводческой комиссии были: из горных мари – Андрей Минеев-Григорьев (дед известного художника Александра Григорьева 12 ), Тимофей Федоров, Гавриил Яковлев, Василий Степанов, Петр Дмитриев, Владимир Афанасьев, Иван Петров, Федор Семенов, Федор Тимофеев; из луговых мари – Павел Ефимов, Эпанай Пектубаев, Мартын Ямбердин, Васюк Алхеев, крестьянин Тиханов 13 . Кроме этой группы в составе комиссии также были: Т. Удюрминский, С. Нурминский, И. Кедров, И. Удюрминский, Н. Смирнов, Т. Семенов, А. Кидалашев, П. Ерусланов, А. Смирнов 14 , позже включились в работу В. Васильев, Ф. Васильев, С. Чавайн и другие.
Посмотрим переводы молитвы Господней на марийский язык. В книге Миллера она звучит так: «Атъé минúнъ кýда кюшнаюма волгáлтешъ люмéтъ тúннин этлеешъ эрекъ тúнинъ кýзе кюшнеюма тюгокъ, мелéнтеста, кúндемъ мемнанъ чúллакéчинъ пу малáнна тáча утáра малáнна парáнгечъ мемнáнъ кýзе ми утáрешна налшашкечъ мемнáнъ, игъ вгóде мемнáнъ нћтъ сирлáга мемнáнъ шайтангечъ» 15 . В более поздних изданиях перевод молитвы усовершенствован и наблюдаются некоторые изменения в лексическом отношении: «Пыльпо-машта улша мемнан Ачи, Тыйн люмет мокталтша, Тыйн ончомашет толша, Тыйн эрекет мланда ÿмбалнат пыльпомашта улша гаяк лиже. Мемнан илишашлык киндам тачалыкам меланна пу. Кудалтэ меланна язык-шамычнам, веся-шамычлан меланна иштэма языкаштом кудал-тэмана гаяк. Языкашка мемнам ит пурта, осал гычен мемнам утары» 16 . Если в первом варианте автор, например, избави нас от лукаваго переводит как сирлáга мемнáнъ шайтангечъ, то во втором случае осал гычен мемнам утары. В принципе, здесь нет существенной ошибки. В переводе на русский язык шайтан обозначает дьявол, черт, нечистая сила, а осал – в данном случае злой дух.
В горномарийских переводах встречаются такие же моменты. Например, в Новом Завете 1827 года: «Мямнанъ Атя пiюльвильнша! Тынинъ люмэтъ святой лиже, толже тынинъ кугижанышъ: лиже тынинъ воля куце пiюльвильна теньге сандаликашта. Сукурамъ мямнанамъ кажна-кечалшамъ пуемя мяляна кеча гидэокъ. И простемя мяляна су-луквлямъ мямнанамъ: мятъ шкевля вЪт отказэна кажнай мя-гыцна кю-синъ нальшаланъ, итпурта мямнамъ ясашка, атара мямнам кельтэ-мяшъ-гыценъ» (Лк. 11, 2-4). В более поздних изданиях произошли существенные изменения: «П¿лгомышты ылшы мäмнäн Äти! Т¿нь¿н л¿мет л¿млештäрäлтш¿, Т¿нь¿н кугижäн¿шет толжы; Т¿нь¿н иры-кет мÿлäнд¿ в¿лнäт п¿лгомыштышы ганьок лиж¿. Мäмнäн ¿л¿шäшлык киндым тагачешлыкым мäлäннä пу. Простьы мäлäннä сулыквлäнäм вес¿ влäн сулыкыштым мäлäннä ¿шт¿м¿м простьымына ганьок. Сулыкышкы мäмнäм ит пырты, мäмнäм худа г¿ц¿н ытары» 17 . Но как в первоначальном варианте, так и в поздних редакциях замененные слова не являются ошибкой. Когда происходят споры, какое слово использовать в том или ином случае, хочется сказать словами священника Олега Стеняева, который говорил, что Церковь всегда должна учитывать национальный фактор и ставил в пример известного проповедника, митрополита Иннокентия (Вениаминова), который трудился в дальних землях – на Камчатке, Аляске, Дальнем Востоке. Как перевести слова хлеб наш насущный (Курсив наш. – Н.Ф.) в молитве Отче наш, если местные жители – алеуты, коряки и другие племена не знали, что такое хлеб? И он перевел их как рыбу насущную подавай нам на каждый день, потому что для этих людей их «хлеб» – это рыба. Очень важно помнить завет апостола Павла, что миссионер должен быть для всех всем, чтобы привлечь ко Христу 18 .
Примечания
1 Коми язык. Энциклопедия. М., 1998. С. 56.
2 Иванов И.Г. История марийского литературного языка. Йошкар-Ола, 1975. С. 9.
3 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия, 2003.
4 Архив Санкт-Петербургского отделения РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 168. Фонд Миллера. Л. 171. Цит. по: Сергеев О.А. Истоки марийской письменности. Йошкар-Ола, 2002. С. 23.
5 Материалы для истории Императорской академии наук. Т. 2 (1731-1735). СПб., 1886. Л. 407. Цит. по: Сергеев О.А. Указ. соч. С. 23, 27.
6 Там же. С. 23.
7 Там же. С. 39.
8 Известия о библейских обществах. ¹ 3, отд. III. С. 119, 120; Архив Казанской духовной консистории. 1818 г. 17 марта. ¹ 5895. Л. 2, 52, 57-58. Цит. по: Никольский Н.В. История мари (черемис). Казань, 1920. С. 162-163.
9 Православный собеседник. 1958, ч. III. С. 480. Цит. по: Никольский Н.В. Указ. соч. С. 163-164.
10 Нурминский С.А. Очерки религиозных верований черемис // Православный собеседник. Казань, 1862. Ч. III. ¹ 12. С. 287. Цит. по: Степанов А.Ф. Автор марийской грамматики // Марийский археографический вестник. 1993. ¹ 3. С. 126.
11 Яблонский И. Исторические и этнографические сведения о нагорных черемисах уездов Васильского Нижегородской и Козьмодемьянского Казанской губернии // Марийский археографический вестник. 1997. ¹ 7. С. 184-185.
12 Иванов А.Е. Марий литератур. Йошкар-Ола, 1993. С. 16.
13 НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 5. Д. 28. Л. 6 об.
14 КГА. Ф. 811. Оп. 1. Д. 134. Л. 11; ЦГА РТ. Ф. 93. Оп. 128а. Л. 142; Д. 417. Л. 19. Цит. по: Иванов И.Г. История марийского литературного языка. Йошкар-Ола, 1975. С. 27.
15 Миллер Г.Ф. Описанiе живущихъ в Казанской губернiи языческихъ народовъ, яко то черемисъ, чувашъ и вотяковъ. СПб., 1791. С. 100.
16 Краткий катехизис на луговом черемисском наречии. Казань, 1873. С. 34.
17 Молитвослов на черемисском языке (на горном наречии). Казань, 1910. С. 4-5.
18 Стеняев Олег, иерей. Глобализация или домострой / Аудиокассета.
Молитва отче наш на марийском языке
Молитва «Отче наш»
Молитва «Отче наш» на русском языке
Отче наш! Сущий на небесах!
Да святится имя Твоё, да придет Царствие Твоё,
Да будет воля Твоя на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки!
Аминь.
Молитва “Отче наш” русском языке
Православная молитва Отче наш (Отче наш иже еси)
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должникам нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого,
яко Твое есть Царствие и сила, и слава
во веки веков.
Аминь.
(“Отче наш” на старославянском )
Молитва “Отче наш” на украинском языке
Отче наш, Ти що єси на небесах,
нехай святится ім’я Твоє,
нехай прийде царство Твоє,
нехай буде воля Твоя,
як на небі, так і на землі.
Хліб наш насущний, дай нам, сьогодні;
і прости нам провини наші,
як і ми прощаємо винуватцям нашим;
і не введи нас у спокусу,
але визволи нас від лукавого.
Бо Твоє є царство, і силa і слава, на віки вічні.
Отче наш на белорусском языке
Ойча наш, які ёсьць на небе!
Сьвяціся Імя Тваё.
Прыйдзі Валадарства Тваё.
Будзь воля Твая
Як на небе, так і на зямлі.
Хлеб наш штодзённы
дай нам сёньня.
І адпусьці нам грахі нашы,
як і мы адпускаем
вінаватым нашым.
І ня ўводзь нас у спакусу,
але збаў нас ад злога.
Амiнь
Молитва Отче наш на румынском языке
Tatal nostru care esti in ceruri!
Sfinteasca-se Numele Tau;
Vie imparatia ta; faca-se voia ta, precum in cer si pe pamint.
Pinea noastra cea de toate zilele da-ne-o noua astazi
si ne iarta noua greselile noastre,
precum si noi iertam gresitilor nostri;
si nu ne duce in ispita, ci izbaveste-ne de cel rau.
Caci a Ta este imparatia si puterea si slava in veci.
Amin!
Отче наш молитва на узбекском языке
Бизнинг осмондаги Отамиз!
Сенинг Муккадас исминг улуглансин.
Сенинг Шохлигинг келсин.
Османда булгани каби,
Ерда хам Сенинг ироданг бажо келсин.
Бугунги риск-рузимизни бергин.
Бизга гунох килганларни биз кечиргандек,
Сен хам бизнинг гунохларимизни кечиргин.
Бизни васвасага дучор килмагин,
Аммо явуз шайтондан халос килгин.
Салтонат, куч-кудрат ва шон-шухрат то абад
Сеникидир. Омин
Отче наш текст на казахском языке
Коктеги Экемiз!
Сенiн киелi есiмiн кастерлене берсiн,
Патшалыгын осында орнасын!
Сенiн еркiн, орындалгандай,
Жер бетiнде де орындала берсiн,
Кунделiктi нанымазды бiргiн де бере гор.
Бiзге кунэ жасагандарды кешiргенiмiздей,
Сен де кунэларымызды кешiре гор,
Азыруымызга жол бермей,
Жамандыктан сактай гор,
Патшалык, кудiрет пен улылык
Мэнги-баки Сенiнi
Аумин!
Молитва Отче наш текст на эстонском языке
Teie palvetage
Teie palvetage siis nõnda:
Meie Isa, kes sa oled taevas!
Pühitsetud olgu sinu nimi!
Sinu riik tulgu,
Sinu tahtmine sündigu
nagu taevas, nõnda ka maa peal!
Meie igapäevast leiba anna meile tänapäev!
Ja anna meile andeks meie võlad,
nagu meiegi andeks anname oma võlglastele!
Ja ära saada me /> va /> [Sest sinu päralt on riik ja vägi ja au igavesti.] Aamen.
Молитва Отче наш на латыни
Pater noster qui est in caelis:
sanctificetur nomen tuum;
adveniat regnum tuum;
fiat voluntas tua;
sicut in caelo, et in terra
Panem nostrum cot /> et dimitte nobis debita nostra
sicut et nos dimittimus
debitoribus nostri;
et ne nos inducas in teutationem;
sed libera nos a malo.
Quia tuum est regnum, et potestas,
et gloria in saecula.
Amen
Текст молитвы Отче наш на испанском языке
PADRE NUESTRO (ESPAÑOL)
Padre nuestro que estás en los cielos.
Santificado sea tu nombre.
Venga tu reino.
Hágase tu voluntad, como en el cielo,
asi también en la tierra.
El pan nuestro de cada dia, dánoslo hoy.
Y perdónanos nuestras deudas, como
también nosotros perdonamos a
nuestros deudores.
Y no nos metas en tentación, mas
líbranos del mal; porque tuyo es el
reino, y el poder, y la gloria, por
todos los siglos.
Amén.
Отче наш молитва текст на итальянском языке
Padre nostro, che sei nei cieli,
sia santificato il tuo nome, venga il tuo regno,
sia fatta la tua volontà, come in cielo così in terra.
Dacci oggi il nostro pane quot /> e rimetti a noi i nostri debiti come noi li rimettiamo ai nostri debitori,
e non ci indurre in tentazione, ma liberaci dal maligno.
Скачать Отче наш на немецком языке (Deutsch)
Unser Vater in dem Himmel!
Dein Name werde geheiligt. Dein Reich komme.
Deine Wille geschehe auf Erde wie im Himmel.
Unser täglich Brot gib uns heute.
Und vergib uns unsere Schulden, wie wir unsern Schuldigern vergeben.
Und führe uns nicht in Versuchung, sondern erlöse uns von dem Übel.
Denn dein ist das Reich und die Kraft und die Herrlichkeit in Ewigkeit.
Amen.
Текст Отче наш на французском языке
Notre Père, qui es aux cieux,
que ton nom soit sanctifié,
que ton règne vienne,
que ta volonté soit faite
sur la terre comme au ciel.
Donne-nous aujourd’hui
notre pain de ce jour.
Pardonne-nous nos offenses,
Comme nous pardonnons aussi
à ceux qui nous ont offensés.
Et ne nous soumets pas à la tentation,
mais délivre-nous du Mal.
Car c’est à toi qu’appartiennent
le règne, la puissance et la gloire,
pour les siècles des siècles! Amen.
“Отче наш” на английском языке (English)
Our Father, who art in Heaven,
hallowed be Thy Name.
Thy Kingdom come, Thy Will be done,
on Earth, as it is in Heaven.
Give us this day our daily bread,
and forgive us our trespasses,
as we forgive those who trespass against us.
And lead us not into temptation,
but deliver us from evil.
For thine is the kingdom, and the power, and the glory,
for ever and ever.
Amen
Отче наш на иврите
Авину, шэбашамаим – Отец наш, на небесах
Йиткадэш шимха – да святится Имя Твое
Таво малькутэха – да придет Царствие Твое
Йеасэ рцонха – да исполнится воля Твоя
Кэбашамаим кэн баарэц – как на небе, также и на земле
Эт лэхэм хукэйну – хлеб наш насущный
Тэн ляну hайом – дай нам сегодня
Услях ляну аль хатаэйну – и прости нам долги наши
Кмо шэсольхим гам анахну – как и мы прощаем
Ле хотъим ляну – согрешающим против нас
Вэаль твиэйну лиядэй нисайон – не дай нам впасть во власть искушения
Ки им хальцэну мин hара – но сохрани нас от зла
Ки леха hамамлаха – потому что Твое Царство
Вэhагвура – и сила
Вэhатифъэрэт – и слава
Леольмэй – на веки веков
Амэн – Аминь
Отче наш сущий (иврит)
Слова молитвы Отче наш на греческом языке
ПАтер имОн – Отец наш
О ен тис Уранис – в небесах
АгиастИто то Онома су – пусть будет освящено Имя Твое
ЭльтАто и васИлиа су – пусть придет Царство Твое
ГеннетИто то тЕлима су – пусть сбудется воля Твоя
Ос ен урАно ке Эпи гис – как в небе и на земле
Тон Артон имОн тон эпИусион – хлеб наш насущный
Дос имИн сИмерон – дай нам сегодня
Ке Афес имИн та офейлиматА имОн – и оставь нам долги наши
Ос ке имИс афикамЕн – как и мы оставили
Тис офИлетес имОн – должникам нашим
ке ми исенЕнкис имАс ис пирасмОн – и не введи нас в искушение
Алля ррИсе имАс апО ту пОниру – но избавь нас от злого
Отче наш текст молитвы (на греческом)
Π?τερ
Π?τερ ?µ?ν ? ?ν το?ς ο?ρανο?ς, ?γιασθ?τω τ? ?νοµ? σου,
?λθ?τω ? βασιλε?α σου,
γενηθ?τω τ? θ?ληµ? σου, ?ς ?ν ο?ραν? κα? ?π? γ?ς.
Τ?ν ?ρτον ?µ?ν τ?ν ?πιο?σιον δ?ς ?µ?ν σ?µερον·
κα? ?φες ?µ?ν τ? ?φειλ?µατα ?µ?ν,
?ς κα? ?µε?ς ?φ?καµεν το?ς ?φειλ?ταις
?µ?ν· κα? µ? ε?σεν?γκ?ς ?µ?ς ε?ς πειρασµ?ν,
?λλ? ??σαι ?µ?ς
?π? το? πονηρο?.
Молитва Отче наш на азербайджанском языке
Ey göyl?rd? olan Atam?z! ?smin müq?dd?s tutulsun.
Pad?ahl. n g?lsin.
Göyd? oldu?u kimi, yerd? d? S?nin irad?n olsun.
Günd?lik çör?yimizi biz? bu gün ver;
V? biz? borclu olanlar? ba. lad. m?z kimi,
bizim borclar?m?z? da biz? ba. la;
V? bizi imtahana ç?km?,
f?q?t bizi hiyl?g?rd?n xilas et.
Çünki pad?ahl?q, qüdr?t v? izz?t ?b?di olaraq S?nindir.
Amin.
Молитва ОТЧЕ НАШ
на бенгальском языке индуистский диалект
(язык страны БАНГЛАДЕШ
и индийского штата ЗАПАДНАЯ БЕНГАЛИЯ)
Хе амадер Сваргер Пита!
Томар нам повитро боле манно хок.
Томар Раджо асук.
Томар иччха жемон сварге темни притхивитео пурно хок.
Же кхаддо амадер пройоджон та адж амадер дао.
Амадер каче джара апорадхи,
амра джемон тадер кхома коречи,
темни Тумио амадер шоб апорадх кхома коро.
Амадер пролобхоне порте дио на,
кинту мондер хат тхеке уддхар коро.
Раджа, поракром о махима джуге джуге Томар.
Амен.
Молитва на бенгальском языке
(индусский диалект)
То же самое на мусульманском диалекте:
Хе амадер Бехешта Пита!
Томар нам повитро боле манно хок.
Томар Раджо асук.
Томар иччха джемон бехеште темни дуниятео пурно хок.
Же кхаддо амадер доркар та адж амадер дао.
Джара амадер упор онной коре,
амра джемон тадер маф коречи темни
Тумио амадер сомосто онной маф коро.
Амадер туми порикхай порте дийо на,
боронг шойтанер хат тхеке рокха коро.
Раджа, поракром о махима джуге джуге Томар.
Амен.
Отче наш на Хинди
официальный язык большинства индийских штатов
He hamare svargbasi pita
tera nam pavitra kiya jae.
Tera rajya ae.
Teri iccha jaise svarg men vaise prithvi par puri ho.
Hamari dinbhar ki roti aj hamen de.
Aur jaise ham apne riniyon ko ksama karte hain
taise hamari rinon ko ksama kar.
Aur hamen pariksa men mat dal,
parantu dust se baca.
Kyonki rajya aur parakram aur mahima sada tere hain.
Amen.
Отче наш на урду
(язык Пакистана и мусульман Индии)
Ai hamare bap, tu jo asman par hai
tera nam pak mana jae.
Teri badshahat ae.
Teri marzi jaise asman par puri hoti hai, zamin par bhi ho.
Hamari roz ki roti aj hamen de.
Aur jis tarah ham apne qarzdaron ko muaf kiya hai,
tu bhi hamare qarz hamen muaf kar.
Aur hamen azmais men na
Молитва «Отче наш»
В православной культуре существует множество различных канонов и обычаев, которые для многих некрещенных людей могут показаться весьма необычными. Однако молитва «Отче наш» — это то самое религиозное обращение, слова в котором знакомы всем и каждому не понаслышке.
«Отче наш» на церковнославянском языке с ударениями
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
Молитва «Отче наш» на русском языке полностью
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Толкование молитвы «Отче наш»
Происхождение «Иже еси на небесех» имеет давнюю многовековую историю. В Библии упоминается о том, что автором молитвы Господня является сам Иисус Христос. Она была дана им тогда, когда он находился еще при жизни.
За время существования Отче наш, многие священнослужители выражали и продолжают выражать своё мнение о главном смысле, который изложен в данной молитве. Их толкования при этом сравнительно отличаются друг от друга. И в первую очередь это связано с тем, что в содержании этого священного и глубокомысленного текста заложен очень тонкий, но при этом важный философский посыл, который может быть воспринят каждым человеком абсолютно по-разному. При этом сама молитва по сравнению с другими является достаточно короткой. Поэтому выучить её может каждый!
Молитва «Отче наш» составлена таким образом, что весь ее текст имеет особую структуру, в которой предложения разделяются на несколько смысловых частей.
- В первой части говорится о прославлении Бога. Во время её произнесения, люди обращаются к Всевышнему со всем признанием и уважением, думая о том, что это главный спаситель всего рода человеческого.
- Вторая часть подразумевает индивидуальные просьбы и пожелания людей направленные Богу.
- Заключение, которое завершает молитву и обращение верующих.
Проанализировав полностью весь текст молитвы, интересной особенностью окажется тот факт, что за время произнесения всех её частей, людям предстоит семь раз обратиться со своими просьбами и пожеланиями к Богу.
А для того, чтобы Бог услышал просьбы о помощи и смог помочь, каждому человеку не помешало бы изучить подробную информацию с детальным разбором всех трех частей молитвы.
«Отче Наш»
Данная фраза дает понять православным, что Бог, это главный правитель Царства Небесного, к которому душой нужно относиться точно также, как и к родному отцу. То есть со всей теплотой и любовью.
Иисус Христос, когда учил своих учеников правильно молиться, говорил о том, что нужно полюбить Отца Бога.
«Сущий на небесах»
В толковании многих священнослужителей, фраза «Сущий на небесах» понимается в переносном смысле. Так, например, Иоанну Златоусту в своих размышлениях она представлялась в качестве сравнительного оборота.
В других толкованиях говорится, что «Сущий на небесах» имеет образное выражение, где небо является олицетворением любой человеческой души. Иными словами Божья сила присутствует в каждом, кто в нее искренне верит. И поскольку душой принято называть человеческое сознание, которое не имеет материальной формы, но при этом оно (сознание) есть, то соответственно весь внутренний мир верующего в данном толковании предстает в качестве небесного облика, где существует и Божья благодать.
«Да святится имя твое»
Оно означает, что люди должны славить имя Господа Бога, посредством совершения добрых и благородных поступков, не нарушая при этом всех заповедей Ветхого завета. Фраза «Да святится имя твое» является оригинальной и при переводе молитвы не была заменена.
«Да придет царствие твое»
В библейских сказаниях говорится, что при жизни Иисуса Христа, царство Божие помогало людям преодолевать страдания, изгонять нечистую силу, в том силе бесов, исцелять больной организм от всевозможных болезней, создавая условия для прекрасной и счастливой жизни на земле.
Но со временем огромное количество людей всё-таки оказалось не способными уберечь себя от грязных искушений, порочащие и очерняющие их слабовольные души искусственными соблазнами. В конечном итоге отсутствие смирения и безукоризненное следование своим собственным природным инстинктом превратило большую часть общества в диких зверей. Надо сказать, что данные слова вплоть и до настоящего времени не утратили своей оригинальности.
«Да будет воля твоя»
Речь о том, что не нужно бояться власти Божией, поскольку ему виднее каким образом должна сложиться судьба каждого человека: сквозь труд или боль, радость или печаль. Какими бы неприятными обстоятельствами не был наполнен наш путь, важно, что с Божией помощью он всегда обретает смысл. Это, пожалуй, самые сильные слова.
«Хлеб наш»
Эти слова полны загадочности и сложности. Мнения многих священнослужителей сошлось в том, что смысл данной фразы обусловлен постоянством Бога. То есть он должен оберегать людей не только в самые трудные минуты, но и в другие случаи, оставаясь с ними всегда. Очень важно выучить данные слова наизусть.
«И остави нам долги»
Нужно научиться прощать грехи близких и посторонних людей. Потому что только тогда все собственные пороки будут прощены.
«И не веди нас во искушение»
Это значит, что люди просят Бога о создании на жизненном пути тех трудностей и преград, которые нам по силам пройти. Ибо все неподвластное способно сломить человеческую душу и утратить его веру, подвергнув всякого человека к искушению.
«Но избави нас от лукавого»
Здесь все понятно. Мы просим у Бога помощи в борьбе со злом.
Молитву Отче наш можно распечатать себе на бумагу перед походом в церковь.
Важно отметить, что все представленные выше слова изложены на современном русском языке, которые являются переводом с древнецерковного.
Дома молитва «Отче наш» читается утром и на ночь перед сном. А в храме обращаться к Богу можно в любое время.
LiveInternetLiveInternet
–Метки
–Рубрики
- Прикольные (24)
- Притчи (14)
- Музыка, видео (12)
- Ценности жизни (12)
- М & Ж (11)
- Искусство (11)
- Религия (10)
- Красиво (10)
- Стихи (8)
- Развлекушки (7)
- Интересно (7)
- Сила слова (6)
- Весело о важном (6)
- Животные (3)
- Фото (3)
- Креатив (1)
–Музыка
–Подписка по e-mail
–Поиск по дневнику
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Трансляции
–Статистика
Молитва Отче наш на арамейском, греческом, латинском и иврите
Воскресенье, 03 Января 2010 г. 17:51 + в цитатник
Молитва “Отче наш. ” на арамейском (Аудио,wav 201 kb)
Транскрипция и перевод
Аввун дбишмайя / Отче наш, иже еси на небесех!
ниткаддах шиммух / Да святится имя Твое!
тете мальчутух / Да приидет Царствие Твое;
неве совьянух / да будет воля Твоя
эйчана дбишмайя аб пара / яко на небеси и на земли.
Ха ла лахма дсунканан / Хлеб наш насущный даждь
юмана / нам днесь.
Вушюх лан хобэйн / И остави нам долги наша,
эйчана дап ахнан / якоже и мы
Шуклан хайявин / оставляем должником нашим.
вула таалан лнисьюна / И не введи нас во искушение,
элла пасан мин бишя. / но избави нас от лукавого:
мудтуль дилух хай / Яко твое есть
мальчута / царствие
ухэйла / и сила
утишбухта / и слава
л’алам алльмин. / во веки веков
Амин. / Аминь
Πάτερ
Πάτερ ἡµῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς, ἁγιασθήτω τὸ ὄνοµά σου,
ἐλθέτω ἡ βασιλεία σου,
γενηθήτω τὸ θέληµά σου, ὡς ἐν οὐρανῷ καὶ ἐπὶ γῆς.
Τὸν ἄρτον ἡµῶν τὸν ἐπιούσιον δὸς ἡµῖν σήµερον·
καὶ ἄφες ἡµῖν τὰ ὀφειλήµατα ἡµῶν,
ὡς καὶ ἡµεῖς ἀφήκαµεν τοῖς ὀφειλέταις
ἡµῶν· καὶ µὴ εἰσενέγκῃς ἡµᾶς εἰς πειρασµόν,
ἀλλὰ ῥῦσαι ἡµᾶς
ἀπὸ τοῦ πονηροῦ.
Транскрипция и перевод
ПАтер имОн —- Отец наш
О ен тис Уранис —- В небесах
АгиастИто то Онома су —- Пусть будет освящено Имя Твое
ЭльтАто и васИлиа су —- Пусть придет Царство Твое
ГеннетИто то тЕлима су —- Пусть сбудется воля Твоя
Ос ен урАно ке Эпи гис —- Как в небе и на земле
Тон Артон имОн тон эпИусион —- Хлеб наш насущный
Дос имИн сИмерон —- Дай нам сегодня
Ке Афес имИн та офейлиматА имОн —- И оставь нам долги наши
Ос ке имИс афикамЕн —- Как и мы оставили
Тис офИлетес имОн —- Должникам нашим
ке ми исенЕнкис имАс ис пИрасмон —- И не введи нас в искушение
Алля ррИсе имАс апО ту пОниру —- Но избавь нас от злого
(Мф. 6:9-13)
Pater
Pater noster,
qui es in caelis,
sanctificetur nomen tuum.
Adveniat regnum tuum.
Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie.
Et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.
Et ne nos inducas in tentationem,
sed libera nos a malo.
Amen.
Транскрипция и перевод
пАтер нОстер, кви эс ин чЕлис, – Отец наш, пребывающий на небесах.
санктифичЕтур нОмен тУум. – да святится имя Твое
адвЕниат рЕньум тУум. – да придет царствие Твое
фИат волЮнтас тУа – да будет воля Твоя
сИкут ин чЕло ет ин тЕрра. – как на небесах, так и на земле
пАнем нОструм котидиАнум – хлеб наш насущный
да нОбис Одие. – дай нам сегодня
ет демИтте нОбис дЕбита нОстра – и оставь нам долги наши
сИкут ет нос демИттимус – как и мы оставляем
дебитОрибус нОстрис. – должникам нашим
ет не нос индУкас – и не введи нас
ин тентациОнем, – в искушение
сед лИбера нос а мАло. – но избавь нас от злого
Амен – Аминь
תבוא מלכותך, יעשה רצונך כבשמים כן בארץ.
את לחם חקנו תן לנו הים, וסלח לנו על חטאינו
כפי שסולחימ גם אנחנו לחוטאים לנו.
ואל תביאנו לידי נסיון, כי אם חלצנו מן הרע.
Транскрипция и перевод
Авину, шэбашамаим – Отец наш, на небесах
Йиткадэш шимха – освятится Имя Твое
Таво малькутэха – придет Царствие Твое
Йеасэ рцонха – исполнится воля Твоя
Кэбашамаим кэн баарэц – как на небе, также и на земле
Эт лэхэм хукэйну – хлеб наш постоянный
Тэн ляну hайом – дай нам сегодня
Услях ляну аль хатаэйну – и прости нам долги наши
Кмо шэсольхим гам анахну – как и мы прощаем
Ле хотъим ляну – согрешающим против нас
Вэаль твиэйну лиядэй нисайон – не дай нам впасть во власть искушения
Ки им хальцэну мин hара – но сохрани нас от зла
Ки леха hамамлаха- потому что Твое Царство
Вэhагвура – и сила
Вэhатифъэрэт – и слава
Леольмэй – олямим.