Молитва преподобным иулиании и евпраксии

Молитва преподобным иулиании и евпраксии

Святые сестры святителя Алексия

Преподобные Иулиания и Евпраксия

В мае 2001-го г. в Москве совершилось большое событие. Русской Православной Церковью в лике святых были прославлены основательницы первого в России женского монастыря (Зачатьевского) игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Родные сестры прославленного и всеми чтимого святого – митрополита Московского Алексия. Пересказывать их житие невозможно без обращения к житию их брата по плоти. Происходили они из знатного боярского рода Бяконт. Кроме самого старшего брата Симеона-Елевферия (будущего святителя), у них в семье было еще четверо братьев. Ульяна родилась в 1300 г., а Иулия – в 1302 г. О жизни их в родном доме мы знаем мало. Известно лишь, что родители их – Феодор и Мария – воспитывали их в правилах благочестия. Глядя на брата, сестры полюбили чтение Священного Писания. Уже после смерти отца они испросили благословение у матери и брата-инока на поступление в монастырь. Ульяна в постриге стала зваться Иулианией, а Иулия – Евпраксией. В Москве не было раньше женских монастырей. Обители просто делились на две половины – мужскую и женскую. В сердце своем сестры положили основать женскую обитель. Глубокое духовное почитание брата-митрополита выразилось в том, что они основали обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия. Основан был монастырь недалеко от Кремля, на луговых землях Остоженки (от слова – стог) в 1360 г. Зачатьевским монастырь стал зваться потому, что соборная церковь в монастыре была посвящена Зачатию святой праведной Анны. Когда в Москве стали возникать иные женские монастыри, Зачатьевский (по старшинству) стал зваться еще и стародевичьим.

Большую роль в установлении монастырских правил сыграл святитель Алексий, требовавший от монахов истинно монашеского жития. Он повелел отобрать из московских монастырей тридцать достойных сестер. Но уже скоро их стало девяносто. Игумения Иулиания следовала опыту древних подвижников, наставляла сестер монашескому житию прежде всего собственным примером. Все труды по устроению обители Евпраксия несла вместе с сестрой-игуменией. Преподобные сестры отличались любящими сердцами, во время бед, обрушивавшихся на русскую землю, они становились для многих людей не только молитвенницами, но и кормительницами, целительницами страждущих и болящих. Вот почему сегодня православные обращаются к ним с просьбами об исцелении и пропитании. Матушка игумения дожила до 93-х лет и почила в ночь на 3 мая 1393 г. в день Преполовения Пятидесятницы. О ее праведной кончине летописец того времени замечает: “По великом дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви”. Время честной кончины Евпраксии неизвестно. По молитвам святых совершалось после их успения такое множество исцелений, что в конце концов монахини стали вести специальные записи, которые были прекращены лишь с закрытием обители в 1925 г., а теперь возобновлены.

Одна монахиня 28 лет служила при преподобных сестрах, зажигала лампады. После своей кончины она приснилась некоторым сестрам Зачатьевской обители и просила их усердно молиться преподобным, ибо они велики у Господа. В частности, она рассказала, как они заступились за нее на воздушных мытарствах и спасли ее от беды. Другая монахиня рассказала чудесный случай заступничества преподобных. Однажды ей приснился сон, как две монахини, ей не знакомые, поспешно носят ведрами воду от колодца, что возле трапезной, к собору. Сон свой она рассказала старицам, и те признали в незнакомых монахинях игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. Стали ждать беды. Через два дня она и пришла. Огромная туча нависла над монастырем. Гремел гром и блистали молнии. От удара молнии загорелся купол собора, тушить который сестры не имели никакой возможности. Однако ж к радости и удивлению всех пожар вскоре прекратился сам по себе. Стало ясно, что помощь пришла от основательниц обители и что сон сбылся самым чудесным образом.

Преподобные являются всегда вместе. Но известны случаи, когда к их помощи советовал прибегнуть сам святитель Алексий. Одна женщина испытывала большие скорби в семье. Однажды она видела сон, что стоит перед ракой святителя Алексия и горько плачет. И вдруг она услышала голос: “Обратись в Зачатьевский монастырь к покоящимся там преподобным”. Она пошла в монастырь, заказала панихиду по Иулиании и Евпраксии. Скорби ее прошли. Она усердно благодарила святителя и преподобных за их молитвы о ней.

Преподобные матушки помогали бесчисленное множество раз и в болезнях. В 1896 г. у лютеранки, перешедшей в православие, Анны, заболело горло. Лечилась долгое время совершенно без пользы. Наконец, усердно помолилась и призвала на помощь преподобных, которых очень почитала. Взяла от их лампадки маслица и приняла несколько капель с верой. В ночь она увидела их во сне. Одна из них сказала: “Ты больна”. И маленькой палочкой провела по больному горлу. После пробуждения Анна почувствовала себя совершенно здоровой.

Таких случаев известно очень много, Помогают преподобные во многих болезнях, в том числе и онкологических. Одна женщина лежала в онкологической больнице и готовилась уже к операции. Здесь и услышала о преподобных и подаваемой ими помощи. Прочла их житие и стала ежечасно обращаться к ним, прося об исцелении. Накануне операции видит сон: две монахини стоят на высокой горе. На следующее утро состоялась операция, но когда вскрыли брюшную полость, раковой опухоли уже не было. Врачи лишь руками развели.

В последнее время помощь святых как бы еще усилилась. Поэтому многие люди приходят на их могилку, кладут на святые надгробия свои вещи, молятся. После прославления преподобных им служится ежедневный молебен (в 8 часов утра). Молитвами святых монастырь сегодня успешно восстанавливается. И не только внешне. Те, кто попадал на службу в Зачатьевском монастыре, снова и снова захочет прийти туда: так там тихо, спокойно – при всей тесноте малого храма – идет богослужение. Под сводами храма висят паникадила – настоящие, с лампадками вместо электрических свечей! Перед Божественной Литургией лампадки под самым потолком зажигают, а после службы – тушат. Но дело, конечно, не в лампадках, а в общей атмосфере монастыря, в том, как встречают там богомольцев. Помнят и сегодня сестры-монахини, что для приходящих были святые основательницы обители всем: и молитвенницами-заступницами в скорбях, и кормительницами, и врачующими. Молятся преподобные с нами в храме и сегодня, зная нужды и скорби каждого. Просто нужно сесть в вагон метро и доехать до центра Москвы, сойдя прямо у Храма Христа Спасителя. А там и рукой подать.

И еще как не сказать об иконе Божией Матери “Милостивая”, который каждый приходящий обязательно поклонится. Ведь “Милостивая” – тоже незримая хранительница монастыря на Остоженке. Все годы гонений икона провела в храме Илии Обыденного, где в 1991 г. было по благословению Святейшего Патриарха Алексия создано Сестринство во имя Милостивой иконы Божией Матери. Это Сестринство заступничеством Богородицы и святых преподобных Иулиании и Евпраксии и возродило Зачатьевский монастырь в столице. 5 мая 1995 г. возобновлена древнейшая обитель. А 25 ноября 1999 г. совершилось торжественное перенесение чудотворного образа Божией Матери “Милостивая” из храма пророка Илии в Зачатьевский монастырь. Восстановление обители продолжается. Сотни людей теперь стараются принять посильное участие в нем. Каждому хочется, чтобы в новом строящемся монастырском Соборе был и его именной кирпичик. Поток православных не иссякает. Верят люди в непреложную помощь святых молитвенниц – преподобных сестер святителя Алексия – игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

Память их совершается 16 мая по новому стилю.

Молитва ко преподобным игумении Иулиании и монахине Евпраксии

О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя молния о скорбых, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Христу Жениху уневеститеся возжелавшыя / и подвиги иноченския Того ради понесшыя, / добродетельным житием и любовию ко всем / себе украсившыя, преподобныя Иулиание и Евпраксие. / Во граде Москве первыя обители девическия / устроительницы явистеся / и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия / ревнительницы показастеся. Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, / молите граду Москве в Православии утвердитися, / обители вашей сохранитися и спастися душам нашим.

Читать еще:  Молитва преподобного аристоклия старца афонского

Что Вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие? / Немощный сосуд естеством, / но подвиги и труды мужески понесосте; / преподобныя жены, / но славы отцев воистину сподобистеся; / от земных рода благаго, / но Небесного отечества достигосте. / Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашим.

Ублажаем вас, преподобнии Иулиание и Евпраксие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов .
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва)

Преподобных Иулиании и Евпраксии Московских

Тропарь, глас 1:

Христу Жениху уневеститися возжелавшыя / и подвиги иноческия Того ради понесшыя, / добродетельным житием и любовию ко всем / себе украсившыя, преподобныя Иулиание и Евпраксие, / во граде Москве первыя обители девическия / устроительницы явистеся / и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия / ревнительницы показастеся. / Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, / молите граду Москве в Православии утвердитися, / обители вашей сохранитися / и спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:

Христу Жениху уневеститися возжелавшыя, / преподобныя Иулиание и Евпраксие, / во граде Москве обители девическия устроительницы явистеся / и брату вашему, святителю Алексию, в подвизех подражасте. / Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, / молите обители вашей сохранитися, / граду Москве в Православии утвердитися / и спастися душам нашым.

Канон, глас 8.

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив / и разделив море: / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа.

Сподоби нас, Господи, / достойно воспети постническия подвиги и преславная чудеса преподобных Иулиании и Евпраксии, / в них же имя Твое славно прославися.

Возлюбившя от юности всемилостиваго Бога, / иноческий путь избрали есте, святыя, / и, обеты монашеския даже до конца соблюдшя, / спасение обрели есте.

Ведая всеблагий Господь благое желание сердец ваших, / благослови обитель девичию во славнем граде Москве устроити, / идеже ищущии спасения Христа обретаху.

Богородичен: Тебе, Премилостивая Владычице, усердно молимся / и всю надежду на Тя возлагаем. / Избави от всякия скорби и нужды страну нашу Российскую.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Древним преподобным женам подражающя, Иулиание и Евпраксие, / на земли ангельски пожили есте, / темже и ныне с Небесными Силами во обителех райских сликовствуете.

Любовию и чистотою сердечною уневестилися есте Единому Жениху Небесному / и, верность Ему соблюдшя, / с мудрыми девами в брачный чертог вошли есте.

Яко верныя ученицы, / предали есте себе, блаженныя, в послушание святителю Алексию, / брату вашему по плоти, / с нимже ныне возносите теплыя молитвы за землю Русскую.

Богородичен: Тебе, Пречистая Владычице, / песнь хвалебную приносим, / яко Рождшимся от Тебе род человеческий спасеся.

Седален, глас 4:

Днесь людие московстии, собравшеся во обитель Зачатьевскую, / радости исполняются и со умилением взывают: / о, преподобныя жены, Иуалиание и Евпраксие, / сохраните место святое сие и не престаните молитися о нас, / недостойных чадех ваших, / честную память вашу празднующих.

Слава, и ныне, Богородичен:

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, / яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, / яко нерушимей Стене и Предстательству.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя Крепость, Господи, / Ты моя и Сила, / Ты мой Бог, Ты мое Радование, / не оставль недра Отча, / и нашу нищету посетив. / Тем со пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

Любве ради ко Христу вся земная ни во чтоже вменившя, / труды многия во обители понесли есте. / Ныне же, блаженныя, радуетеся со ангелы в чертозе Царя Небеснаго, / прославляюще Его неизреченную милость.

Не дали есте сна очима вашима, ни дремания веждома, / но бодрено в житии Христу послужившя / и любовь к людем явившя, святыя, / образ добронравнаго жития иноком показали есте.

Приемшя светильники вашя и елеем добродетелей исполнившя, преподобныя, / изыдосте в сретение Жениху Христу, / Иже и введе вас в чертог небесный.

Богородичен: Молим Тя, Дево, Мати Пречистая, / подаждь нам прощение множества прегрешений / и исцели душы нашя.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

Возлюбившя покаяние, воздержание предивное явисте / и, святым житием себе украсившя, удалистеся славы земныя. / Сего ради обретосте славу жизни небесныя и радость неизреченную.

Яко кадило благовонное, быша молитвы вашя, преблаженныя, / имиже и ныне всех, приходящих к вам с верою и любовию, / на путь спасения наставляете.

Во дни святительства брата вашего Алексия явилися есте светильницы благочестия, / дарующя сирым и убогим утешение, / страждущим же и немощным заступление.

Богородичен: Творец всех явися из Тебе, Пречистая Владычице, / милостивно нас возлюбивый / и от работы вражия избавивый.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих, и услыши мя, / Боже спасения моего.

Не прельсти вы лукавый соблазнами мира сего и сластьми житейскими, / но, мужественне его препобедившя, преподобныя, / в терпении стяжали есте душы вашя.

Сердца вашя обители Духа Святаго соделаша, святыя, / темже и нам помозите сердца очистити от всякия скверны, / наставницы премудрыя.

Огнь Божественныя любве имущя в душах вашых, молитвенницы чудныя, / светом Христовым просветите душы / верою и любовию почитающих вас.

Богородичен: Пречистая Богородице Дево, / укрепи веру Православную в стране нашей / и сохрани нас от всякаго зла.

Кондак, глас 2:

Что вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие? / Немощныя сосуды естеством, / но подвиги и труды мужески понесосте; / смиренныя жены, / но славы отцев воистинну сподобистеся; / рода честнаго от земных, / но умалением себе Небеснаго отечества достигосте. / Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашым.

Христову Церковь украсившя житием вашим, преподобныя Иулиание и Евпраксие, / дивныя наставницы в подвизех иночествующым / и утешительницы всем притекающым к вам явилися есте. / Сего ради ныне восхваляем вас песньми духовными, жены богомудрыя, / и с любовию взываем: / молите усердно Владыку Христа спастися душам нашым.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Общаго жития женскаго на Руси ревнительницы бывшя, премудрыя Иулиание и Евпраксие, / собрасте многия инокини во обитель вашу, / юже не оставите молитвами вашими.

Всем приходящым к вам были есте, яко матери и сестры любезныя: / алчущих напитавшя, жаждущих напоившя, / странных упокоившя, скорбящих утешившя.

Видя Господь веру вашу и усердие преизрядное, преблаженныя Иулиание и Евпраксие, / дарова вам благодать чудеса творити, / да прославят люди Бога, дивнаго во святых Своих.

Богородичен: Помилуй нас, Владычице, Мати Бога нашего, / чающих Твоея помощи и заступления, / Тя бо едину по Бозе Заступницу имамы.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / богочестивым неистовно разже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

Сугубую благодать восприемшя, / боголюбивых жен явилися есте наставницы прехвальныя. / С ними же Христу Богу и Церкви святей добре послужили есте.

Богобоязненна и благочестива бывши, преподобная Иулиание, / научала еси ближния твоя благоговению и страху Божию, / имиже всяк, хотяй спастися, / обрящет премудрость и любовь Божию.

Единаго Бога взыскующи, / имела еси собеседники Ангелы Божия, преподобная мати Евпраксие. / Ныне же с ними воспеваеши славу Троице Единосущней и Нераздельней.

Богородичен: Превечнаго Бога родила еси, Пресвятая Мати Дево, / Егоже поем и превозносим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски, / и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. / Тем Тя, Богородицу, / Ангелов и человек чиноначалия величают.

Яко горлицы непорочныя и голубицы чистыя, / принесли есте душы вашя в жертву живую Христу, Богу нашему, / Егоже ныне со всеми святыми величаете.

Днесь ликовствуют людие и воспевают Господеви песнь благодарственную: / слава Тебе, Боже, / даровавшему престольному граду Москве святыя заступницы.

Радуйся ныне обитель Зачатиевская, града Москвы украшение, / в тебе бо прославишася преподобныя жены Иулиания и Евпраксия, / благочестием и добронравным житием возсиявшыя.

Богородичен: Очисти нас от всякия скверны, Пресвятая Мати Дево, / и избави муки вечныя, / Ты бо еси Заступница всесильная рода христианского.

Светилен:

Пресветлую память вашу празднующе, / умиленно взываем к вам, досточудныя Иулиание и Евпраксие: / молитеся ко Господу, / да и мы сподобимся быти причастники света невечерняго.

Слава, и ныне, Богородичен:

Исповедуем Тя, Всенепорочная Дево, Владычицу Богородицу, / родила бо еси Бога неизреченно, / даровавшаго нам спасение и велию милость.

Молитва

О, преподобныя Иулиание и Евпраксие, подвижницы Христовы, инокинь московских наставницы и всех прибегающих к вам скорые помощницы! Вы от юности Бога возлюбившя, иноческаго жития возжелали есте и благословением митрополита Алексия, святаго брата вашего, обитель девичию устроили есте. В нейже, усердно потрудившяся, молитвою, постом и бдением сердца очистили есте и образ благонравнаго жития показали есте.

Читать еще:  Молитва для умывания

Темже, яко имеющя дерзновение ко Всемилостивому Спасу, не оставите места сего святаго, и инокинь, чающих вашея помощи и заступления. Сохраните град Москву от всяких бед и напастей, междоусобныя брани и нашествия иноплеменников. Нам же, почитающим вас любовию, даруйте мир и единомыслие, да, вашыми молитвами соблюдаеми и сохраняеми, исповедуем Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преподобные Иулиа ́ ния , игумения и Евпра ́ ксия , монахиня , Московские

Дни памяти

6 сентября – переходящая – Собор Московских святых

Жития

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия Московские

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.

В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.

Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла “от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на”. Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.

Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.

Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.

Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.

Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.

Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.

Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.

Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

Сказания о чудесах и явлениях преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии

Сказания о чудесах и явлениях преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии

Многие чудеса творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех призывающих их на помощь. Сестры Зачатьевской обители записывали их. Вот только некоторые из чудесных историй.

В Никитском монастыре жила девочка, которая с 13 лет начала страдать сильными припадками, с каждым днем ей становилось все хуже. Знакомая монахиня из Зачатьевского монастыря предложила отслужить панихиду по преподобным. Монахиня, жившая с девочкой, вскоре приехала в Зачатьевский монастырь, отслужила панихиду по преподобным, усердно прося их исцелить больную. Возвратясь из монастыря, сестра с верою положила на больную воздух, который лежал на гробнице, и вскоре девочка сделалась спокойнее, припадки стали реже и слабее, а впоследствии совершенно прекратились.

Одна женщина имела много скорбей в своей семье. Однажды она увидела сон, будто стоит перед ракой святителя Алексия и горько плачет; вдруг слышит голос: «Обратись в Зачатьевский монастырь к покоящимся там преподобным». Проснувшись, она в тот же день пошла в монастырь и отслужила панихиду по преподобным. Жизнь ее заметно улучшилась. Она усердно благодарила святителя и преподобных за их молитвы о ней.

В Зачатьевский монастырь часто приходила молиться пожилая женщина, по имени Анна Николаевна. Она была прежде лютеранкой, но еще в молодости приняла Православие. Как-то у нее сильно заболело горло, и она не могла глотать. Долгое время она лечилась, но пользы никакой не получала. Наконец она прибегла к помощи угодниц Божиих, которых очень почитала, – взяла от лампады масла и тут же проглотила несколько капель, молясь усердно, призывая на помощь преподобных Иулианию и Евпраксию. В следующую ночь она увидела во сне, что к ней пришли две монахини; одна из них сказала: «Ты больна», – и начала растирать ей шею, потом, взяв маленькую палочку, провела ее в горло больной. Когда она проснулась, то к великой радости своей никакой боли уже не чувствовала и смогла свободно глотать.

Послушница Зачатьевского монастыря А. С. страдала долгое время болью в груди и так сильно, что временами не могла ходить. Несколько раз обращалась к врачам, но они не только помочь, но даже определить болезнь не могли. Она обратилась к своим покровительницам и заступницам преподобным Иулиании и Евпраксии; усердно помолясь, взяла песочек с могилок, проглотила несколько песчинок и, благодарение Господу, по молитвам преподобных стала совершенно здорова.

Один человек сильно заболел: весь распух. Он и жена его любили посещать храм Божий и особенно чтили преподобных. Как-то больной, лежа за ширмами, услышал шорох, а потом увидел перед собою преподобных. Они подошли к нему, благословили и стали невидимы. Ему с этого дня стало лучше, и первый его выход был в обитель к преподобным. У гробницы он в благодарность за исцеление отслужил панихиду по игумении Иулиании и монахине Евпраксии.

Один мещанин по имени Косьма имел большую веру в преподобных и постоянно им молился. Однажды тяжко заболел. Жена, видя безнадежное состоянии мужа, очень скорбела. Однажды Косьма заснул и видит такой сон: будто к нему пришли обе преподобные и брат их, святитель Алексий. Святитель был в митре и, подойдя к изголовью больного, сказал: «Он не умрет и будет еще жить». Проснувшись, Косьма рассказал своей жене про сон, она пошла и отслужила панихиду по преподобным, а больной действительно получил большое облегчение.

Сын генерала Бельгардта Алексей пяти лет тяжко заболел. Родители его перепробовали все средства, потеряв последнюю надежду на выздоровление; в полном отчаянии они обратились с верой к преподобным, отслужили панихиду, прося со слезами возвратить к жизни их сына. Взяли масла от лампады, висящей над гробницами, помазали им мальчика, и он вскоре выздоровел.

Юная девица Екатерина Николаевна Носкова два года была так больна, что силы ее совершенно оставили. Знакомые посоветовали ее родным отслужить панихиду у преподобных, взять песочка, налить в него воды и дать больной выпить. Когда все это было исполнено, больная себя почувствовала так хорошо, что решилась идти пешком в храм к преподобным. Несмотря на слабость и немощь, она пришла к поздней обедне и с умилением благодарила святых матушек за их молитвы. После этого она рассказала всем присутствующим о своем чудесном исцелении.

Читать еще:  Как заставить человека сделать то что ты хочешь молитва

Одной особе, жившей от Москвы за 300 верст, приснилось, что преподобные пришли к ней и посоветовали, когда она будет в Москве, отыскать Зачатьевский монастырь и там отслужить по ним панихиду. Что она и исполнила, а также и нам рассказала, почему она служит панихиду по матушкам.

Одна девочка не могла ходить пять лет; родителям ее посоветовали отслужить по преподобным панихиду, и вскоре девочка начала ходить. В знак благодарности за исцеление родители пришли с девочкой вторично отслужить панихиду, о чем и сообщили сестрам.

В 1870 году одна дама по совету родных принесла сорочку своего умирающего ребенка на гробницу преподобных и после панихиды спешно возвратилась домой, надела на больного принесенную сорочку, и ребенок выздоровел.

Старушка 80-ти лет была при смерти. Дочери ее отнесли к преподобным на гробницу ее сорочку, отслужили панихиду и, возвратясь, надели сорочку на больную, которая скоро выздоровела, прожив еще потом несколько лет.

Князь Всеволод Чегодаев страдал припадками. При отъезде своем в деревню он отслужил панихиду по преподобным и клал сорочку на гробницу. Вскоре получено было от него письмо, в котором он извещал, что здоровье его улучшилось.

Прихожанка Зачатьевского монастыря 12 лет не имела детей. Когда по молитве преподобных у нее родилась дочь, она в знак благодарности начала вышивать очень большой ковер. По прошествии полугода ее дочка сильно заболела и была при смерти. Убитая горем мать вторично обратилась с просьбой к преподобным, чтобы они своим ходатайством пред Господом возвратили жизнь ребенку. Молитва ее была услышана, девочка выздоровела. Благодарная мать еще год трудилась над ковром и в 1871 году пожертвовала его в обитель.

Одна барышня приехала служить панихиду по преподобным, взяла масла из неугасимой лампады и дома дала своей няне натереть ее больные ноги. Няня на другой день почувствовала себя лучше, и ноги ее понемногу стали двигаться. Потом она смогла сама приехать и отслужить панихиду в благодарность за исцеление.

В 1900 году тринадцатилетний мальчик из села Карачарово, по имени Василий, страдал сильными припадками: часто падал, бился с пеной у рта. Мать долгое время его лечила, но ничто не помогало. Она привела его в Зачатьевский монастырь к преподобным Иулиании и Евпраксии. Находящаяся при гробнице монахиня посоветовала ей положить рубашку больного мальчика на гробницу и потом надеть на него, взять песочек с могилы, положить в воду и поить его; мать так и поступила. Через некоторое время она стала замечать, что припадки с ее сыном стали значительно слабей, наконец и совсем прекратились. Благодарная женщина не замедлила прийти поблагодарить угодниц Божиих и отслужить панихиду.

У одной госпожи была единственная дочь, которая была неспособной к учению: несмотря на все заботы и старания матери, учение бедной девочке никак не давалось. В 1902 году одна знакомая посоветовала ей сходить в Зачатьевский монастырь и отслужить панихиду по преподобным. Та к как она была очень верующая, то с радостью приняла добрый совет, отслужила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии и, помолясь у гробниц, взяла песочек. После этого вскоре она стала замечать, что ее девочка начала гораздо прилежнее учиться и затем сделалась очень способной ученицей.

В 1905 году одна женщина, проживавшая в Москве и имевшая расслабленного сына, пришла помолиться преподобным: отслужила панихиду, взяла масла из лампады и песочка с могилок. Придя домой, она вытерла больного мальчика маслом и стала поить его водой, налитой на песок. Вскоре она заметила, что у больного стали укрепляться все члены, и в самом непродолжительном времени он совершенно окреп, выздоровел и начал учиться. Мать в избытке благодарных чувств приписала выздоровление своего сына молитвам и помощи угодниц Божиих игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

Крестьянка Калужской губернии, Та – русского уезда, по имени Марфа, была долгое время гонима своим мужем, он все время сильно пил и страшно буйствовал. Совместная их жизнь стала невозможной, и бедная женщина решилась навсегда расстаться с ним. Но прежде чем уехать, она отслужила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии, к которым имела сильную веру. У гробницы угодниц Божиих она излила всю скорбь своей измученной души, прося с горькими слезами молитв и заступления святых. Мольба ее была услышана: не прошло и недели, как ее буйный муж совершенно изменился, перестал пить и сделался хорошим семьянином. Благочестивая женщина с благодарностью отнесла все свершившееся к помощи угодниц Божиих.

У Клинского мещанина, служившего машинистом на Ярославской железной дороге, заболели глаза, он обратился к глазному доктору, но пользы не было, болезнь настолько усилилась, что он должен был лишиться места. И вот убитая горем жена его пришла в Зачатьевский монастырь к знакомой монахине попросить совета, как выйти из тяжелого положения. Та посоветовала ей обратиться с молитвой к преподобным Иулиании и Евпраксии и дала ей песочка с могилы преподобных. Успокоенная монахиней, она с верой в помощь преподобных поспешила домой и положила принесенный ею песок в воду, которой тотчас умыла глаза своему мужу. На другой день больной почувствовал себя намного лучше. Как велика была радость мужа и жены, когда доктор после осмотра сказал им, что он не находит никакой болезни в глазах и они совершенно здоровы. Получив милость от Бога по молитвам преподобных, все семейство с благодарной радостью приходило служить панихиду по преподобным.

Алексий Горбылев пятнадцати лет тяжело заболел брюшным тифом; родители пригласили доктора, который после нескольких визитов предупредил их, что больной не перенесет такой сильной болезни. Тогда мать, убитая горем, обратилась за помощью к преподобным Иулиании и Евпраксии. Отслужила заупокойную обедню и панихиду по преподобным, приложила рубашку к их гробнице; возвратясь домой, сейчас же надела рубашку на сына, и тут же ему стало лучше, а вскоре он совершенно выздоровел.

В 1925 году монастырь был ликвидирован, его насельницы вынуждены были покинуть свою родную обитель. Трудно, очень трудно им было без монастыря, и некоторые из них думали перейти в другие монастыри. Так, монахиня Маргарита, последний монастырский регент, все искала для себя другую обитель. Однажды ей во сне явилась игумения Иулиания и сказала: «Ты овца из моего стада, никуда не ходи».

После закрытия монастыря большинство монастырских сестер поселились в соседних домах и проходили послушания при храме Илии Пророка, что в Обыденном переулке. Последняя насельница монастыря схимонахиня Нина скончалась 23 ноября 1984 года, и ее отпевали в день «Милостивой» иконы Божией Матери.

После Пасхальной службы старшая сестра сестринства Мария пошла на место, где ранее был храм «Неопалимой Купины», пропеть матушкам Пасху. По дороге она упала и ушибла ногу. На следующий день нога распухла, поднялась температура, Марии становилось все хуже и хуже. Начались непонятные приступы, во время которых сердце ее еле билось, она переставала дышать и ни на что не реагировала. Врачи помочь ничем не могли. В один из таких приступов, продолжавшийся около двух часов, сестры уже хотели читать отходную. Когда Мария пришла в себя, она попросила отслужить панихиду на могилке преподобных. Место храма «Неопалимой Купины» тогда не было никак обозначено, только на асфальте был нарисован крест, и здесь положили рубашку и платок больной. Отслужили панихиду, Мария надела рубашку и платок и сразу почувствовала сильное облегчение, приступы тяжелой болезни прекратились. Это произошло 6 мая 1993 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца.

В монастырь пришла молодая женщина вся в слезах заказать молебен о своем сыне. Мальчик попал в автокатастрофу и в тяжелом состоянии на аппарате искусственного дыхания находился в реанимации. Врачи готовили несчастную мать к самому худшему. Насельницы монастыря предложили кроме молебна послужить панихиду на могилках основательниц обители и стали поминать болящего отрока при чтении Неусыпаемой Псалтири. Неоднократно служили панихиды по игумении Иулиании и монахине Евпраксии, клали вещи больного, прося матушек о помощи. Около трех недель мальчик находился на аппарате искусственного дыхания, и вдруг мать перестала приходить в монастырь. Сестры уже решили, что что-то случилось, но вскоре пришла благодарная мать вместе с сыном. Мальчик поправился и теперь часто вместе с мамой и сестрой бывает в обители.

Во время искушений, скорбей и недоумений насельницы возрождающейся обители приходят на могилку основательниц монастыря, молятся там, рассказывают матушкам о своих скорбях и получают утешение, разъяснение, облегчение и силы на дальнейшее несение иноческого креста. По молитвам преподобных совершается и возрождение обители.

Ссылка на основную публикацию