Молитва пресвятой богородице перед иконой спорительница хлебов
Молитва «Спорительница хлебов»
Сейчас слово «спор» для нас означает лишь конфликт между людьми, но раньше часто можно было услышать выражение «дело спорится», что означало «улучшение» и «пособничество». Вот откуда взяли своё название молитва Богородице «Спорительница хлебов» и соответствующая икона.
История молитвы и образа
Конец XIX века в России вышел неурожайным, засуха привела к голоду и отчаянию. Молитвы к Богу о помощи слышались из всех домов, церквей и храмов. Преподобный Амвросий, старец Оптинской Пустыни, в 1889 году дал благословение на написание иконы Божьей Матери, которой бы все молились об урожае. Уже через год икона была у Амвросия. Он дал ей название «Спорительница хлебов» и объявил 15 (по новому стилю 28) октября днём празднования. Перед иконой Богородицы, сидящей в облаках и держащей руки в благословляющем жесте, стали читать молитву «Спорительница хлебов».
На образе Божья Матерь взирает с небес на поле, где урожай собран в снопы. Эта задумка принадлежит самому Амвросию Оптинскому, а вот образ Богородицы взят с иконы «Всех святых». Икона находилась у старца в его последние годы, которые он посвятил созданию Шамординского монастыря. Там же в 1891 году, на всех полях в округе, собрали небывалый урожай, которого хватило и на следующий год, а вот в других районах страны голод продолжался. Списки с иконы были разосланы по храмам, чтобы и другие могли читать молитву перед иконой «Спорительница хлебов».
Мир попрощался с Преподобным Амвросием в 1891 году, в знаменательную для него дату 15 октября. И хотя икона, созданная по его благословению, не имеет многовековой истории, она стала помощницей людей. Молитву Пресвятой Богородице «Спорительница хлебов» читают для успеха в самых разных делах.
О чем молятся Божией Матери «Спорительнице хлебов»?
История появления иконы Богородицы связана с посевами, поэтому чаще всего молитву перед ее образом читают для выращивания и сбора хорошего урожая. У Богородицы просят оградить поля от стихии: заморозков, града и ливней, засухи и пожаров. Молятся о благословении на благодарный труд в поле, поддержке в начале посевных работ и при сборе урожая.
Сейчас же к иконе обращаются не только при полевых работах. Читают молитву «Спорительница хлебов» на торговлю, на достаток. Просят Богородицу о помощи в трудных финансовых положениях: бедность, долги. Божья Матерь оберегает не только душу, но помогает и в мирских делах, ведь хлеб, пища, необходим для жизни, а, следовательно, тоже важен.
Помимо прочего обращаются с молитвой к Богородице пожилые люди, чтобы найти у неё поддержку и силы, а молодые люди молятся об успехах в делах.
Текст молитвы «Спорительница хлебов»
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!
Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.
Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона «Спорительница хлебов» в чем помогает и как молиться
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В 1889 году Старец Амвросий Оптинский дал благословление Иларии, настоятельнице Белевского монастыря, создать для него образ Божьей Матери в качестве образца совершенно новой, нетрадиционной иконописи. Уже в 1890 году игуменья передала ему работу церковного живописца иеромонаха Даниила: на ней Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Значение образа Богородицы
Эта святая картина стала подарком-напутствием отца Амвросия женской обители, созданной им вблизи монастыря Оптина Пустынь в Шамординском селе Калужской области России. Неудивительно, что вид хлебного поля, которым снизу обрамлена икона Божьей Матери «Спорительница хлебов», писался именно с пейзажа возле монашеского пристанища.
Свое имя данный лик тоже получил благодаря иеромонаху Оптинскому. Само слово «спорительница» имеет два значения: «наполняться» и «помогать», — таким названием иконы преподобный желал донести до людей, что Владычица мира слышит просьбы не только о спасении души от соблазнов и грехов, но и о благополучной работе на земле.
Икона «Спорительница хлебов» — в чем помогает
С детским доверием полагаясь на защиту и божественную опеку Святой Девы, в один из последних дней перед кончиной старец Оптинский завещал покровительство своей обителью самой Богоматери.
Всем своим духовным детям он разослал литографии «Спорительницы хлебов», а шамординским монахиням дал наставление каждый день преклоняться перед этим образом. Молитвы послушниц отца Амвросия не оказались напрасны: 1891 год, ознаменовавшийся голодом во всех краях российского государства, принес на поля Калужской губернии и самого Шамордино богатый урожай.
Молва о чудесах, творимых ликом Богородицы, разлетелась по всей стране. В 1982 году из-за большой засухи голодная чума охватила Воронежскую губернию. Тогда одна из новосписанных копий иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» по просьбе настоятельниц была привезена в Пятницкую женскую общину. Перед ней отпели богослужение, и вскоре благодатные дожди возвратились на выпаленные солнцем земли и подарили местному крестьянству богатую жатву.
По сей день молитва Богородице Спорительнице хлебов о достатке и урожае читается православными земледельцами в память о былых и с верой о будущих ее чудесах.
Молитва иконе «Спорительница хлебов» поможет каждому нуждающемуся попросить и о хлебе насущном, и о духовном. Сила ее, наряду с другими славословиями к Богородице, заключена в вечной идее, что чтение молебна не даст потеряться ни одной душе и убережет каждого, кто устремится к очищению, принеся праведников к Божьему престолу, словно зерна в пшеничных колосьях.
Иконе «Спорительница хлебов» о чем молиться:
- Уберечь урожай от стихийных недуг, отогнать пожары, засуху, грады, ливни, сильные морозы
- В приготовлении пищи: еда станет как никогда вкусной, если поставить зажженную лампадку перед образом Девы Марии
- Обрести благословление на плодородный труд
- Сохранить семейное благополучие, отвести горе: пожилые люди взывают о поддержке в старости, молодые – об обретении взаимопонимания, воспитании послушного ребенка
Здесь представлен сам текст молебной речи:
Где можно найти святой лик Богородицы
В 1892 году Святейший Синод указал вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Последующие события, случившиеся с этой иконой, не фиксировались, поэтому сейчас точное ее местонахождение неизвестно. Есть предположения, что подлинник ныне храниться в Литве в селе Михнево, что под Вильнюсом. В самой Шамординской обители, возродившей свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Богоматери.
Дни совершения празднований иконе «Спорительница хлебов»
Ровно за год до своей смерти, 15 октября 1890 года, отец Амвросий Оптинский велел послушнице записать свою волю о том, чтобы каждый год 15 октября по старому стилю (28 октября — по новому) в Шамординской обители правили службу, читали акафист и пели во славу Богородицы.
Храни Вас Господь!
Смотрите еще и видео об иконе Богородицы «Спорительница хлебов»:
Икона «Спорительница хлебов» молитва перед иконой «Спорительница хлебов»
Кто-нибудь знает историю иконы «Спорительница хлебов»? А ведь она весьма интересная. Но давайте сперва выясним, что же собой представляют уральские обители? Примечательно, что те, кто изучает историю монастырей епархии Екатеринбурга, тщательно анализируют их уклад, в итоге приходят к выводу о том, что каждый объект имеет свои особенности, свою необычную историю, свою печать промысла Господнего.
Среднеуральский женский монастырь
Многих своей красотой поражает весьма молодой Среднеуральский женский монастырь. «Спорительница хлебов» – образ, в честь которого он возведён. Строение расположено на Нижнетагильском тракте, в двадцати километрах от Екатеринбурга. Данный монастырь был основан благодаря решению Святейшего Синода 20 апреля 2005 года. Интересно, что до 2002 года на его месте размещалась обыкновенная зелёная лужайка.
18 мая 2002 года для строительства объекта из Ганиной Ямы прибыли первые рабочие. Посреди густого леса они обнаружили деревянную сторожку, предназначенную для четырёх сестёр-насельниц, да две палатки, в которых планировалось размещать тружеников. Больше ничего на этой территории не было, лишь витали в воздухе силы бестелесные, жадно прислушивающиеся к мольбам.
А к 2011 году на землях обители выросли четыре величественных храма, добротные многоэтажные постройки из камня, цех молочный да странноприимный дом. Здесь же был построен четырёхэтажный келейный корпус, в котором размещались мастерские и школа для ребятишек. Также работники смогли создать внушительное садовое и подсобное хозяйство. В обители сейчас размещается около трёхсот послушниц-молитвенниц: в этом месте можно реально ощутить Божие присутствие.
Строительство монастыря
Ах, как стремительно строился Среднеуральский монастырь! «Спорительница хлебов», святая икона, видимо, была тому причиной. Ведь подобных фактов быстрой постройки невозможно припомнить за весь исторический период становления монастырей в России и Европе. В церковной истории подобные случаи малочисленны. И это не выдумка – обыкновенная сухая статистика.
Известно, что подобные деяния не могут осуществляться ни по замыслу людей, ни сами по себе. Ведь всё, что направлено на душеспасение, претерпевает бесчисленное количество препятствий и искушений. Подобное воплощение животного в бренном мире возможно лишь при поразительной воле и помощи Господа.
Но как получить поддержку Бога? Нужно уметь её правильно призывать, принося жертвенность в богослужении, молитвах, целомудрии, постничестве, самоконтроле. И, конечно же, весьма важно всегда следовать путём праведной жизни.
Некоторые миряне наивно полагают, что всё сыплется с небес тогда, когда человек составляет специальный план ведения хозяйства, утверждает «пятилетки», участвует в различных заседаниях. На любое начинание либо действие необходимо слово Божие. Если человек искренне стремится угодить Сотворителю земли и неба, нашему Небесному Отцу, то он обязательно получит щедрые плоды. Выразительные примеры подобных деяний очень часто можно наблюдать в мирской жизни. Кстати, они видны лишь тем, у кого сердце не окаменело, чисто и весьма чувствительно. В таких ситуациях люди провозглашают неопровержимую истину: «Иже везде сый и вся исполняй!» А ведь берёт и исполняет соотносительно веры каждого…
Ангелоподобные люди
При общении с людьми либо присутствии на богослужении, при углублении в суть свершающегося невольно приходит на ум фраза «кадры решают всё». Но формулировка у неё немного иная: «духовные кадры решают всё».
Интересно, что всечестную игуменью Среднеуральского монастыря матушку Варвару и духовника святой обители схиигумена Сергия называют ангелоподобными людьми. Они ведь имеют внушительный жизненный опыт, практику во многих сферах деятельности, изумительные общечеловеческие качества и дарования в домонашеской, земной жизни. Именно таких людей Всевышний приглашает к себе на службу. Он оберегает их, поддерживая и источая многочисленные милости свои.
Игуменья Варвара
Матушку игуменью Варвару в миру называют Светланой Николаевной Крыгиной. Это высокоинтеллигентная, с высшим образованием благоразумная покровительница вверенной ей паствы от Бога. Природное смирение ей не позволяет фотографироваться и рассказывать о себе, но если ей задать тематический вопрос, можно получить исчерпывающий ответ.
Она немногословна и внимательна, практически “померла” для земной жизни. Светлана Николаевна, постригаясь в монахини 31 марта 2005 года, приняла в честь Варвары великомученицы её имя. Она была назначена настоятельницей святого пристанища 20 апреля 2005 года.
Необходимо добавить, что матушка Варвара 18 мая 2009 года была удостоена сана игуменьи за старательное служение Божией Церкви Патриархом Московским и всея Руси Святейшим Кириллом по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Вершить праведные дела ей помогает монахиня Нина – её родная сестра.
Немецкий хутор
Чья ещё жизнь неразрывно связана с рассказом об этом чудесном пристанище, с иконой «Спорительница хлебов»? Отец Сергий (Романов) фигурирует в этой истории – в ней он является важнейшим персонажем. Примечательно, что архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Викентий ещё в 2002 году благословил иеромонаха Сергия на создание женского подворья социального значения во имя царственных святых Страстотерпцев при мужском монастыре, управляющим которого отец Сергий в те времена являлся.
Интересно, что территория, на которой размещалось подворье, ранее находилась во владениях подсобного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. В народе этот район прозвали Немецким хутором – именно здесь во времена войны размещался лагерь, в котором содержали военнопленных. Немецкое поселение в августе 2002 года бесплатно передали епархии Екатеринбурга. А в сентябре 2002 года иеросхимонах Рафаил (Берестов) посетил подворье. Он заверил, что возводящийся на данном месте святой кров находится под особым покровительством святой государыни Александры и Божией Матери.
Духовное попечение обители
Первую литургию в деревянном домовом храме отслужили в августе 2002 года. Далее началось строительство величавого долгожданного храмового здания из кирпича. Церковь торжественно освятили в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов» 17 сентября 2004 года. Примечательно, что в женском Среднеуральском монастыре особенно почитается последний русский государь-мученик Николай II и его семейство, отдавшее свои жизни за Россию.
Долгое время схиигумен Сергий несёт на себе груз духовных забот обители. Он неустанно заботится о прихожанах, сёстрах-молитвенницах и вверенной ему пастве. Является также весьма рачительным хозяйственником: беспокоится о строительстве, разбирается в технических вопросах, имеет дар общения и с мирскими людьми, и с благодетелями. Вообще отца Сергия называют весьма внимательным человеком. Словами объяснить данный нюанс слишком трудно – просто от него исходит приятная теплота, сердечность, желание понять каждого настоящего христианина, близкого по духу. Подобная сердобольность, любвеобильность, а иногда детская прямота и наивность считаются весьма редкими явлениями в наше время. Такие качества можно встретить лишь у монашествующих на святой Афонской земле.
Таинственным образом манило святое жилище к себе насельниц: они собрались именно здесь, несомненно стремясь познать возвышенные чувства. Каждая послушница индивидуальна и уникальна, как творение Божие, многие имеют высшее образование. Но что же их объединяет? Конечно же, лишь единственное изумительное качество – смирение. И следуют за ним тихонечко кротость, простота и безропотность. Согласитесь, совершенно неслучайно такая духовная армия удостоилась соответствующего пристанища.
Икона
А теперь познакомимся с историей чудодейственного образа. Икона, на которой изображена Богородица, «Спорительница хлебов», написана по благословению иеросхимонаха Амвросия – старца Введенской пустыни Оптиной. Он являлся величайшим русским подвижником девятнадцатого века, пламенеющим детской верой к Богоматери. Отец Амвросий почитал Богородичные праздники, отмечая их беспрестанной молитвой.
Возле Оптиной пустыни он основал Шамординскую обитель в честь Казанского образа Богоматери и благословил её иконой «Спорительница хлебов». На данном шедевре изображена Божия Матерь, возлегающая на белоснежных облаках. Её распростёртые руки благословляют мир. В нижней области картины изображено сжатое поле, на котором среди трав и цветов находятся ржаные снопы.
Старец Амвросий лично определил дату празднования иконы – 15 октября – и дал имя ей «Спорительница хлебов». Такими действиями он указал, что Божия Матерь – «помощница людям в их усилиях по снисканию насущного хлеба». Предчувствуя свою блаженную кончину, отец Амвросий заказал напечатать колоссальное количество фотографий этого образа. Он их рассылал и раздавал своим детям духовным.
Интересно, что перед святой иконой очень часто исполняется акафист. «Спорительница хлебов» весьма благосклонно относится к подобного рода песнопениям. Старец Амвросий для пения акафиста перед этим чудесным образом сочинил особенный припев: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу Твоея благодати и яви Твое милосердие!»
День похорон старца Амвросия в Шамординском монастыре был назначен на 15 октября – дату празднества образа. Кстати, святая икона «Спорительница хлебов» явила первое чудо в 1891 году. Именно тогда на всей территории России люди голодали из-за неурожая, а на полях Шамординской обители, да и во всей Калужской области, хлеб родился в изобилии.
Далее, в 1892 году, икона «Спорительница хлебов» послужила образцом для списка, созданного послушником старца Амвросия Иваном Фёдоровичем Черепановым. На тот момент старца Амвросия уже не было в живых, к сожалению. Список со святого образа был отослан в Пятницкий женский монастырь Воронежской области. В тех местах из-за засухи жителям угрожал голод, но икона Божьей матери «Спорительница хлебов» снова спасла людей: перед ней был отслужен молебен, пошёл дождь, и засуха отступила.
Образ, почитаемый верующими
Заступнице рода христианского, Пресвятой Богородице, мы молимся в печалях и радостях, с надеждой и любовью. Вообще её чудотворных икон на Руси великое множество – как звёзд на небе.
Среди них есть икона Божьей матери «Спорительница хлебов» – она благословенна старцем Амвросием, и в Оптиной пустыне ей уделяется особенное внимание. Именно отец Амвросий, как было указано выше, дал имя этому образу и установил дату его празднования – после завершения уборки урожая. Через определённый период времени в этот праздничный день тело старца было захоронено.
Перед иконой «Спорительница хлебов» молитвачитается об умножении плодов небесных и земных, многие прихожане просят благословения на труд. Образ имеет весьма необычную иконографию и исполнен глубокого духовного содержания. Кстати, замысел образа возник у тяжелобольного старца в последние годы его жизни. Тогда он долгое время находился в Шамординской обители и был весьма обеспокоен её судьбой: он усердно молился Богородице о заступничестве и покровительстве. Согласитесь, ведь монах создал завораживающее зрелище: Божья матерь «Спорительница хлебов» благословляет величественную красоту русской земли. Образ в кратчайшие сроки получил необычайное почитание верующих: этому способствовали его чудотворения, о которых упоминается в автобиографии старца.
В следующее лето, после смерти инока Амвросия, монахом Оптиной пустыни, Иваном Фёдоровичем, выходцем из дворян, была написана собственноручно икона «Спорительница хлебов». Женский монастырьПятницкий Воронежской области в то время получил её – жители его совершили молебствие перед нею и, как сообщалось выше, спаслись от голода.
Промысел Божий
Кто желает посетить посвящённый чудесному образу монастырь? «Спорительница хлебов» находится во многих храмах. Они словно рассыпаны по земле Создателем небесных жемчужин. В честь этого образа в 2000 году был освящён храм и на землях вспомогательного хозяйства Оптиной пустыни.
След той иконы, перед которой возвышал свои благодатные и святые молитвы старец Амвросий, теряется во времени: о её судьбе ничего не известно. Имеются лишь сведения о том, что по указу Святейшего Синода в 1892 году образ унесли из Шамординской обители. Но, заглянув в современные комментарии к работе отца Флоренского Павла «Иконостас», можно встретить заметку, указывающую на извещение епископа Уфимского Анатолия, созданное в Бергамо в январе 1988 года. В нём пишется, что эта икона находится под Вильнюсом, в литовском селе Михново.
В келье преподобного подвижника Амвросия промыслом Божиим пару лет назад появился прелестный список с первых икон «Спорительницы хлебов». Этот образ в 1999 году передал храму Курочкин Александр из Ростова-на-Дону. Именно у него купленный по случаю образ Царицы Небесной хранился около семи лет. Александр был профессиональным реставратором, а поэтому смог открыть надпись на изнаночной стороне изображения, скрытую под толстым слоем краски: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным Росу Твоея благодати и яви Твое милосердие. Празднование 15 октября». В самом низу картины было написано: «Образ сей иеросхимонаха Амвросия старца Оптиной пустыни».
Примечательно, что название иконки и на обороте, и на лицевой стороне написано одним и тем же почерком. А ведь в нашей жизни ничего случайного нет! Необходимо радоваться, что восстановилась утраченная связь времён с обретением именно этой иконы «Спорительница хлебов». Молитваперед благословенным образом возносится к небесам с верой, что просящие не останутся неуслышанными.
Списки иконы
Необходимо отметить, что с оригинала писалось колоссальное количество живописных списков, распространяемых по всей России. Одну из таких икон можно лицезреть в Третьяковской галерее.
Со временем иконография видоизменялась, ведь каждый иконописец на свой лад видел и небо, и хлебное поле. Что можно сказать об образе, написанном за несколько лет до революции в Шомордино? Икона изумительно рассказывает о минутах, предшествующих грозе.
На ней изображены тяжёлая, тёмная туча, зависшая над хлебным золотистым полем, тёмные деревья и храм. Строение находится далеко, его сложно рассмотреть. А над этой композицией выступает благословляющий, безмятежный образ Богоматери. Ах, с каким упоением перед этим образом читают священники акафист! «Спорительница хлебов» – икона чудотворная, с умилением взирает на молящихся и внимает их просьбам!
И напоследок хочется добавить: на многих современных иконах Богоматерь изображена сидящей на облаке с приподнятыми в молитве руками. Она парит над хлебным полем, а вокруг неё сияет овальная мандорла, расцвеченная по внешнему краю звёздами и пронизанная лучами.
Молитва пресвятой богородице перед иконой спорительница хлебов
7 января 2020 в 23:11
День празднования: 8 (21) сентября. Перед иконой Божией Матери «Хлебная» молятся: о ниспослании хлеба насущного, об избавлении от материальных трудностей, о помощи в сохранении или поиске работы, об успокоения и обретении веры в будущее.
Перед иконой Божией Матери «Хлебная» вы можете читать молитвы, традиционно произносимые перед ее образом «Спорительница хлебов»: молитвы перед ней также обещают помощь Божией Матери в нужде и голоде, избавление от бедности, успех в труде.
Молитва Божией Матери перед иконой «Спорительница хлебов»
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Ма-ти, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
История иконы Божией Матери «Хлебная»
Чудотворная икона Божьей Матери, получившая название «Хлебная», появилась в XVI веке в Соловецком монастыре. В те годы жил там насельником святитель Филипп Московский, мирское имя которого было Феодор Колычев. Этот боярин, достигнув 30 лет, вдруг оставил службу государеву, покинул Москву и удалился в Соловецкую обитель. Скрыв свое имя, Феодор благоговейно нес послушание наравне со всей братией.
Игумен вскоре отметил усердие нового послушника, счел его достойным принять постриг и, дав ему новое имя – Филипп, отправил его трудиться в пекарню. Каждый день в обители выпекалось огромное количество просфор и хлеба, предназначенного для монастырских трапез, работа эта была тяжела для знатного человека, однако он с молитвой терпеливо сносил все тяготы и никогда не жаловался на усталость. С особым трепетом молился Филипп Пречистой Матери Божьей.
И однажды Царица Небесная явила ему свое расположение, ниспослав в 1540г. чудотворный Свой образ. Филипп не хотел расставаться с чудесной иконой и поэтому поставил ее там же, где и трудился – в пекарне, рядом с печью.
С этого дня все свежевыпеченные хлеба и просфоры послушник с молитвой ставил перед иконой Богородицы, прося ее благословить священный хлеб. И тот, кто приходил забирать хлеба и просфоры, как бы получал их из рук Самой Матери Божьей. Очень скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной». Из послушника Филипп превратился в монаха, а позже и в игумена обители. В течение 18 лет был он настоятелем Соловецкого монастыря, после чего Иоанн Грозный призвал его на Всероссийскую митрополию. Мученическая кончина была уготована митрополиту, но он принял смерть с верой и молитвой.
После его кончины в 1569г. икона Божьей Матери «Хлебная» стала одной из главных святынь Соловецкого монастыря, прославившейся на всю Россию. Ее поместили в Спасо-Преображенском соборе, где чудесный образ и пребывал до закрытия обители.
Сама икона была безвозвратно утрачена, однако на протяжении веков с нее были сделаны несколько списков. Одна из таких икон с конца XIX века хранилась в Леушинской обители. Принес ее сюда с Соловков один благочестивый паломник. Следуя обычаю соловецкой братии, насельницы монастыря поместили чудотворный образ в пекарне, и пришедшие за хлебом, положив три земных поклона, с молитвой принимали хлеб, благословленный Самой Пречистой Богородицей.
И в самые трудные времена, в самые голодные годы монахини никогда не оставались без хлеба насущного – Матерь Божья «Хлебная» заботилась о нуждах обители. Именно здесь, в Леушинском монастыре, было положено начало уникальному чину Неусыпающего акафиста.
По воле настоятельницы Леушинской обители для чудесного образа была сооружена отдельная часовня, которую в 1906г. освятил сам Иоанн Кронштадтский. День и ночь, не прерываясь ни на минуты, шло в часовне прославление Матери Божьей – все насельницы монастыря поочередно читали Каноны и Акафисты Богоматери. Обычая, подобного этому, не было ни в одной православной обители ни на Руси, ни на Афоне.
В годы правления советской власти при создании Рыбинского водохранилища монастырь был затоплен, и чудесный образ долгие годы считался утраченным. Однако Царица Небесная не оставила народ православный без своего покровительства. Как и в первый раз, образ ее «Хлебный» был чудесным образом явлен в середине XX века.
Случилось это в суровые дни блокады – в страшную зиму 1941г. Тысячи семей голодали тогда в промерзшем городе. Наталья Васильевна Федорова, когда кончился черный хлеб, замешанный на опилках и земле, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведенная до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери.
На Малой Морской улице ее застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул ее на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три святых лика. Чудо было явлено несчастной женщине – перед ней лежали три иконы: святого Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божьей увидела она надпись – «Хлебная Пресв. Богородица», и в сердце ее затеплилась надежда на спасение.
По совету своей знакомой – благочестивой старушки, женщина бережно отнесла иконы домой.
Чудеса начались на следующий же день – незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зернышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осажденный город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своем доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божьих и Пречистой Его Матери спасло всю семью – они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.
До наших дней святой список древней иконы хранился в доме дочери Натальи Васильевны – Нины Михайловны Федоровой. Насельницы же Леушинского монастыря все эти годы не оставляли надежды вновь обрести чудотворный список «Хлебной» иконы и в начале нового века возобновили регулярное чтение Неусыпающего Акафиста. И молитвы их были услышаны – Матерь Божья чудесным образом указала им дом, в котором хранился ее спасительный образ.
Владелица иконы на три дня отдала его в храм Леушинской обители, где в течение всех трех дней без перерыва шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.
После того, как в сентябре 2008г. Нина Михайловна приняла предсмертное причастие, она передала чудотворный образ протоиерею Валерию Швецову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Духовенство и прихожане храма рассказывают о том, как, попав в церковь в самом начале кризиса, чудотворный образ начал обновляться.
Новый список иконы Богородицы «Хлебная» был сделан в наши дни и помещен в Успенском соборе в Санкт-Петербурге, который был возведен в знак вечной памяти жертвам блокады. Справа и слева от фигуры Богоматери на этой иконе помещены изображения апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца – в память о святых образах угодников Божьих, чудом обретенных Натальей Васильевной зимой 1941 года.
В дни кризиса к спискам чудотворной иконы потянулись вереницы прихожан. С молитвенными просьбами помочь справиться с материальными трудностями, сохранить или найти работу, унять тревогу и обрести веру в будущее.
Например, каждый, кто подходит к иконе в храме «Взыскание погибших», получает из рук батюшки кусочек освященного хлеба. Многие относят его домой и хранят, как святыню – ведь издавна на Руси хлеб считался символом достатка и процветания, а хлеб, освященный во имя Матери Божьей, несущий на себе ее благословение и благодать, обязательно принесет человеку не только финансовое, но и духовное благополучие.
Она являет нам Христа как хлеб жизни. Это икона хлебная. Христос – это хлеб жизни и, если человек встречается с Христом, он утоляет свой главный голод – духовный.
Как молитва Божией Матери перед иконой «Хлебная» помогает людям
В одной северной деревушке сиротой остался мальчик Филя. Так и жил он один в пустом доме, доставшемся ему от родителей. Все лето он перебивался как-то – то одному соседу по хозяйству поможет, то другому в огороде, так и подкармливали его все понемногу.
А деревня та бедная была, и как зима началась, никто уж не мог мальчишку кормить – в каждой семье своих таких семеро по лавкам. Тогда священник местный его пожалел – поселил в каморке при церкви, чтобы не замерз мальчик в своей избенке нетопленной, за стол со своей семьей сажал, а по вечерам учил читать да молитвы петь.
Филипп мальчик смышленый оказался, грамоту быстро освоил и стал сам уже книги у батюшки просить, а тот и рад – жития святых да поучения отцов церкви ему все дает.
И вот читал как-то паренек о Соловецкой обители, да дошел до жития святого Филиппа, митрополита Московского, которому чудесным образом чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Хлебная» явлен был. Тут на него как озарение нашло – так он же тоже Филиппом крещен. Так вот какой у него покровитель святой! Сама Божья Матерь его отметила.
Стал он тогда у батюшки просить икону ему эту чудесную показать. А у того и не было такого образа. Расстроился мальчишка, да решил, как снег растает, на Соловки отправиться, чтобы образ этот увидеть. Но не прошло и трех дней, как икона сама мальчика нашла. В один из морозных вечеров постучали в дверь три странника. Священник впустил их – оказалось, что идут они по Русской земле, поклоняются святыням православным. Вот сейчас из Соловецкого монастыря движутся.
Стал их тогда Филиппка расспрашивать об обители, да о святынях ее, и об образе «Хлебной» Божьей Матери. Тут один из странников полез за пазуху, да маленький список с той иконы и вытащил. Мальчишка вцепился в нее обеими руками – не оторвать. Батюшка стал оправдываться:
-Филиппом паренька зовут, да как прочитал он о Филиппе Московском, так теперь только спит и видит, как бы ему образу этому святому поклониться.
Переглянулись странники, да и решили икону мальчику оставить – знать, нашла она свое место. Пусть на мальчишке благодать Матери Божьей и святого Филиппа пребывает.
Каждый вечер подолгу молился мальчик перед святым образом, просил помощи ему послать – возможности в город отправиться учиться. И не раз снилось ему, что приходит за ним сама Богородица Пречистая, берет его за руку и ведет по дивному саду, среди цветов и деревьев, в их краю северном невиданных.
А весной судьба его решилась. Помещик, который землями этими владел, собрался поохотиться в окрестностях деревеньки, да друга своего, южанина, с собой прихватил – показать ему северную природу.
Устали охотники, да завернули в домик священника – отдохнуть да воды напиться. И так им сметливый мальчишка приглянулся, что решили они – не дело такому в глуши северной прозябать, надо его в город забрать, да работе какой-нибудь обучить.
У барина в доме Филипп быстро с садовником сошелся, да удивительно легко стал науку перенимать. Заметили это помещики, и когда стал гость домой собираться, он и мальчика с собой забрал – за садом южным да оранжереями ухаживать.
Когда же впервые вошел Филипп в тот сад, сразу узнал он те цветы чудесные, среди которых Богородица его в снах водила.
По материалам фольклорной экспедиции 1897г.
В шестидесятые годы приехал я из деревни в Москву поступать в университет. Поступил, поселился в общежитии и учиться начал. Все бы хорошо, да только жить приходилось на одну стипендию. У родителей дома еще четверо моих младших братьев и сестер оставалось, да бабушка старенькая, так что помогать деньгами они мне не могли.
В течение семестра я умудрялся как-то подработать, но как экзамены начались – не до работы стало. А нет работы – нет и денег, хоть зубы на полку клади.
Лежал как-то ночью – уснуть не мог, так есть хотелось. И стал дом вспоминать, родителей, бабушку… И тут всплыл в голове ее рассказ о том, как они голодные годы в деревне переживали – всем приходом молились перед иконой Богоматери «Хлебная». И какие чудеса по молитвам этим происходили.
Думаю – мне только молиться и осталось. Только молитв не знал я никаких. И стал Богородицу просить мне помочь – не дать с голоду умереть, помочь выучиться, чтобы работать я смог, зарабатывать хорошо, отцу и матери помогать. С такими мыслями я и уснул.
А утром проснулся – на столе кусок хлеба лежит. Да такой странный – у нас в округе в магазинах такого никогда не видел. Подумал еще, что, может, кто-то из соседей посылку из дома получил да пожалел меня – занес кусок, пока я спал.
Съел этот кусочек, а он довольно небольшой был, надо сказать, но вот удивительно – наелся хорошо, весь день потом голода не чувствовал. Жаль, не знал я, кого за это благодарить.
А на следующее утро снова на столе кусок появился. Когда же неделя так прошла, понял я, что это не товарищи меня подкармливают. И стал просить Богородицу открыть мне – кто же хлеб мне посылает. И после этого во сне увидел я саму Матерь Божью, шла она ко мне навстречу и протягивала кусочки хлеба – точь-в-точь как у меня на столе каждый день появлялись. Стал я благодарить Богородицу за помощь. А утром письмо домой написал – просил бабушку ту икону старинную мне прислать, «Хлебную», чтобы она все время у меня перед глазами была.
Так я сессию сдал, и настало утро, когда я проснулся и хлеба на столе не обнаружил. Зато когда я пришел в университет, то меня ждал сюрприз – заведующий кафедрой пригласил меня к себе работать лаборантом. А это означало пусть небольшую, но стабильную зарплату. Конечно, я сразу же согласился. Вот так вот Богородица обо мне позаботилась.
Столько лет прошло с тех пор, я уже давно сам профессор. И, надо сказать, всегда стараюсь бедным студентам помочь, особенно, если они явные способности проявляют – как бы долг отдаю. А икону ту я до сих пор храню у себя.