Молитва пророка иона

Молитва пророка иона

Одесса UBF

Изучение Библии для студентов

МОЛИТВА ИОНЫ (Иона 2:1-11)

Иона 2:1-11
Ключевой стих 2:8

«Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего».

Иона шёл по пути неповиновения и встретил гибельный конец. Это он по дороге попал в руки Бога. Сегодняшнее слово молитва Ионы. Мы не знаем, как он мог молиться в таком положении. Но через его молитву мы можем найти ответ. Иона встретил Бога по-новому через молитву. Я молюсь, чтобы мы также могли встретить Бога по-новому. Особенно я молюсь, чтобы мы видели любовь Бога в трудностях. Пусть это слово исправит наше неправильное понимание или сомнение в любви Бога, и сделать каждого из нас человеком веры. Аминь.

I. Молитва в отчаянии (1-5)

Взгляните на стих 1. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». Что случилось Ионой? Он был брошен в море, это беда. И его проглотил большой кит, это вторая беда. Иона опустился в глубину Средиземного моря, будучи съеденным китом. Он не мог ни шевелиться, ни дышать, но был ещё живым. У него нет шансов выжить. Для того чтобы Иона остался жив, этот кит должен попасть в сети или рыбаки должны ловить именно этого кита и быстро разрезать его желудок и вытащить Иону оттуда. Но такая вероятность почти ноль. Никто его не видит, и не знает где он. Кислород постепенно исчезает, и никто не знает, сколько ещё он будет жив. Что делают люди в таком положении? Конечно, бьются в истерике или просто опускают руки и умирают. Но что делает Иона? Посмотрите на стих 2. «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита». Иона вместо того, чтобы биться в истерике, настраивает свою волну на Бога из чрева кита. Он быстро ищет Бога, пока он жив, и молится.

У нас нет возможности находиться в желудке кита. Но в один прекрасный день любой человек может попасть в похожее положение. Например, врач нашёл у вас рак последней стадии, и говорит, что вам осталось жить 2 месяца. Никто не может помочь вам, и вы перед приближающимся концом. Или вдруг кто-то из детей заболел, но ни врач, ни лекарства, ничего не помогает. Бывает ситуация, в которой мы даже дышать не можем. Что верующие должны сделать в такой ситуации? Что нам делать в глубине отчаяния, в которой никто не может нас спасти? Иона не думал, сможет ли он оттуда выйти или нет. Но в отчаянии он начал настраивать антенну к Богу.

Чему мы учимся в молитве Ионы? Вместе прочтём стихи 3-5. «и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». То, что Иона сделал в желудке кита, не было истерика или жалоба на Бога. Он думал о том, какое он существо перед Богом. Когда неверующие сталкиваются с безвыходным положением, они не могут удержать свой гнев, и взрываются. Они кричат, бьются в животе кита или кусают его зубами, хотя знают, что это бесполезно. Потом, когда сил уже нет, разочаровываются или умоляют любого бога о помощи. Дети Бога также боятся и в первое время не знают, что делать. Но потом они думают, о том, как они жили перед Богом, тогда начинают видеть, как они были гордыми, и эгоцентричными, и как они были в своём узком мире, и противились Богу. В этот момент у них ломается своё я. Обычно мы не знаем себя, до тех пор, пока не опустимся до дна. Всё равно, то, что верующие умеют думать о себе перед Богом, это большая милость от Бога.

Что Иона говорит о своём положении? «И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Иона говорит, что он попал в такое положение, потому что он был отринут от очей Бога из-за своего греха. Положение Ионы очень отчаянное. Он находится в глубине моря. Потоки окружают его, и он умирает. Но у него есть ещё серьёзнее проблема. Что это? Это то, что он оставлен Богом. Сейчас Иона видит у себя два положения. Одно – его физическое положение. Он закрыт в желудке кита, и умирает. Второе — его духовное положение. Он не повиновался слову Бога, и думал, что может убегать от Бога. Из-за этого, хотя он был пророком Бога, он был выгнан от очей Бога. Что серьёзнее из этих двух проблем?

У одного верующего бизнес прогорел. Все говорят, что у него нет шансов. Это его физическое состояние. Тогда каково его духовное состояние? Он жил без слова Бога и без молитвы, иногда обманывал других, грешил, когда люди не видели его. Он знал, что Бог не радуется ему. Это его духовное состояние. Подумайте, какое из них серьёзнее? Иона сразу сделал вывод, что серьёзнее проблема это отношение с Богом. Поэтому Иона искал Бога прямо в желудке кита, и верою решил прославить Бога. Он не знал, сколько у него осталось времени, но в том же положении сказал: «Я превознесу Твоё имя, я гласом хвалы принесу Тебе жертву».

Физическое мучение скоро заканчивается, но духовная проблема ведёт его в вечную смерть. Мы можем умолять Бога решить нашу проблему, или вытащить нас от бедствия, и так продолжать год, 2 года, пять лет. Но верующий должен обратить своё внимание на своё другое положение. Как до сих пор я жил перед Богом? Могу ли я предстать перед Богом? Если человек осознал свою духовную проблему, то можно сказать, что проблема уже разрешена.

Тогда откуда у него появилась такая смелость молиться Богу? Он верил, что Бог есть и на дне моря. Он знал, что Бог начал всё это, и что Бог видит его и слышит его. Тогда он вспомнил слово Бога из Псалтыря, и на основании слова он молился. И здесь мы можем учиться его искренней молитве. Иона искренне исповедует, что он оставлен Богом из-за своих грехов. Пророку это ни легко. Но он не вёл себя, как будто он в Царстве Небесном. Он не скрывал, что его положение очень плохо. И он признался, что он грешный и немощный человек. Многие слуги Бога не признают свои слабости и немощи, и стараются показать себя как особенного человека. Из-за этого проблемы осложняются. Мы должны открыть свою немощь и свои трудности как они есть. Если больно — скажите, что больно. Если горе, так и скажите. Если боитесь жить верой, так и скажите, не скрывайте перед Богом и перед людьми. Тогда они решаются. Иона искал Бога, молился в критическом положении. Однако его молитва была началом новой встречи с Богом.

II. «Когда изнемогла во мне душа моя» (6-11)

Как Иона осознал о своей слабости? Взгляните на стихи 6-8. «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего». Воды объяли Иону до его души. Иона говорит, что он нисшёл до основания земли, и земля своими запорами навек заградила его. Великого пророка Ионы уже не стало. Он никогда не испытывал такое бессилие. Когда он был среди людей, он не знал свою слабость. Он вёл себя гордо, как будто он может сделать много. Но когда он был пойман Богом, он осознал, что он никто, и сам ничего не может сделать. Всё, что он делал, это не он, а Бог делал через него. То, что он жил до сих пор, также по милости Бога. Иона понял, что он никто, и когда он был на земле, и сейчас, когда он в воде. Тогда мы можем понимать, какая огромная милость Бога окружала нас всегда и везде. И этой огромной любовью и милостью Бог ждёт все народы, чтобы они покаялись. Милость Бога полна на земле. Как мы можем не благодарить Бога и не прославить Его? Когда человек осознаёт свою слабость, он может по-новому встретить Бога. И человек может покаяться в своих грехах, только тогда, когда он встречает Бога по-новому. Во 2-й главе Иона не сказал: «Господи! Я каюсь перед Тобой». Однако со стихов 8-10 мы видим, что он пришёл к покаянию.

Прочтём ещё раз стих 8. «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего». Здесь слово «я вспомнил о Господе» значит, что когда Иона полностью изнемог, он по-новому встретил Бога. Он осознал величие Бога и Его великую любовь. Что Иона понял о Боге через всё происходившее? Первое — Иона увидел чудесная любовь Господа Бога. Если Бог решил оставить Иону, то Богу не надо было ему давать такие бедствия или трудность. Ему не нужны были бы все эти процессы. Надо было просто оставить его в своей гордости, тогда он автоматически погибнет. Но Бог поднял для него крепкий ветер, разбудил его через капитана, и поставил его перед всеми язычниками, открыл его грехи, и бросил его в море, послал к нему большого кита. Бог через всё это вёл Иону туда, где может встретиться с ним лицом к лицу. Бог не оставил Иону. Наоборот, Бог имеет добрый план на него. Бог хотел встретиться с ним, и вести его к спасению. Кто уже осуждён идти в ад, у того нет трудности. Они живут без всяких конфликтов или сложностей. Бог не борется с ним. Слуги Бога также не борются с ним. Если у вас много трудностей или бедствий, то это значит, что Бог любит вас. Кто такой Иона? И Кто такие мы, чтобы Бог так трудился за нас? Почему Бог так любить ничтожного, недостойного грешника, и для него поднимает бурю, и использует всю природу, людей и даже кита? Какая это непонятная любовь! Иона видит любовь Господа в бедствии, и благодарит Его: «я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего».

И второе, что Иона понял, это то, что кому он служил до сих пор, не был истинным Богом. А это было всего лишь своё желание. Взгляните на стих 9. «Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего». Не только сделанные из дерев и из камней идолы, все выражения человеческих желаний идолы. Что Бог хотел дать Ионе через это испытание? У Ионы было одно, что он никак не мог уступать, и, из-за чего, всё это бедствие произошло. Это был его национализм. Иона думал, что если даже все язычники идут в ад, Израиль должен получить слово Бога и Бог должен спасти и благословить Израиль. Он трудился за свою родину, и готов делать всё для своего народа. Но теперь он понял, что это идол. Национализм перед Богом идол. Амбиция человека или одной нации или одной церкви это ложные боги. Если человек живёт ради чего-то кроме Бога, то это его идол. Иона понял, что многие люди оставили милосердие Бога, служа ложным богам, в том числе израильтяне и он сам. Бог открывает нам Себя через книгу Ионы, чтобы мы познали истинного Бога Господа. Это особая благодать. То, что мы знаем истинного живого Бога и служим Ему самый важный вопрос в нашей жизни. Я служу истинному живому Богу? Или служу суетным и ложным богам? Этот вопрос важнее, чем вопрос — я нахожусь на земле или в воде. Иона потерял много, и пришлось много страдать, но он встретил Бога по-новому. Встретить истинного Бога и служить Ему – самое большое счастье для человека. Иона исповедует о своём покаянии и решении: «а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» Молитва Ионы дошла из желудка кита до престола Бога. Но он не видит никакого изменения своего положения. Никто не видит пути. Да, у людей нет пути, в мире нет пути. Ничто в мире не может помочь нам. Однако у Бога есть путь, Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Бог очень легко разрешил всю сложность. Посмотрите на стих 11. «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу».

В каком положении мы находимся, это не самый важный вопрос. Самый важный вопрос, это то, что я встретил Бога по-новому или нет. Верующие падают не из-за физических трудностей, а из-за духовного заблуждения. Есть у вас проблема, которая даёт вам отчаяние? Есть у вас сомнение в любви Бога? Молитесь, чтобы мы сами встретили Бога по-новому. Пусть Господь исцелит все наши немощи и духовную усталость, чтобы каждый из нас познал истинного живого Бога. Аминь.

Читать еще:  Молитва женщин на каждый день

5 октября — Память святого пророка Ионы (VIII до Р.Х.)

День памяти: 22 сентября по ст.ст. / 5 октября по н.ст.

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41). Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа.

Святой пророк Иона

Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова. Матерью святого пророка Ионы была, по преданию, та самая вдова Сарептская, которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало по его молитве. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер. Взяв отрока, Илия положил его на свою постель и воззвал он ко Господу. Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.
Иона проводил добродетельную жизнь и сподобился пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.
Предание называет святого пророка Иону учеником Елисея, последователя пророка Илии. По смерти Елисея, Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.

В царствование того же Иеровоама, Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам — ниневитянам.

Ниневия — столица Ассирийской империи. Ниневитяне — это не просто язычники. Это смертельные, заклятые враги народа Божия. Ниневия была в продолжение столетий предметом удивления и страха для многих народов. Из ее ворот выступали во все страны света посланцы для взимания дани, она была центром торговли. Вся ненависть и весь гнев порабощенных Ассирией народов направлялись на Ниневию, она считалась «кровавым городом, разбойничьим гнездом» в буквальном смысле слова. Глиняные таблицы того времени рассказывают, каким ужасным мучениям подвергались пленные цари и князья. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии — пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами, женщины и дети, угоняемые в рабство под бичами завоевателей. Ассирийцы правили, внушая ужас — а внушать ужас они умели.

Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии.

– Встань, – повелел ему Господь, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
Но пророк не исполнил повеления Божия. Он думал, что Бог, как благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Не хотел он в душе своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для израильтян. Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо «Господня – земля и что наполняет ее» (Пс.23:2): кто может бежать от Того, «иже везде сый и вся исполняяй»?
Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный Фарсис; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем. В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул.

Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему:
– Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем.
Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:
– Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас сие бедствие.
Они бросили жребий , и пал жребий на Иону. Тогда спросили его:
– Скажи нам, за что постигло нас сие бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?
Иона сказал:
– Я – евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от лица Божия. Буря же не прекращалась, и волнение становилось всё сильнее. Тогда Иона сказал им:
– Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас сия великая буря.
И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение.
По повелению Божию, проглотил его кит, и пробыл Иона во чреве сего кита три дня и три ночи. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона воззвал ко Господу из чрева китова.

Молитва Ионы была услышана: милосердный Господь наказал раба Своего за преслушание Божественной воли, но не желая его смерти, повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти.

После сего вторично было слово Господне ко Ионе.
– Встань, иди в великий город Ниневию, и проповедуй в ней то, что Я уже повелел тебе.
Тогда Иона встал и пошел в Ниневию. Ниневия же была городом великим, на три дня пути в окружности. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал:
– Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена.

Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии (располагался близ нынешнего г. Мосула, Ирак). Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пр. Ионы мерою трехдневного пути (3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам. Число жителей Ниневии, включая женщин и детей, составляло более 600 тыс. человек.

Кратки и грозны были слова пророка Ионы, по-видимому решительно предсказывавшего скорую гибель Ниневии. Но жители города уразумели, что Бог, определяя их погибель, не без причины отлагает на некоторое время исполнение сего определения, что сорок дней даются им, без всякого сомнения, для покаяния, – и поверили слову, возвещенному им от Бога чрез пророка Иону. Они объявили пост и оделись во вретище, все – от большего из них до малого. Проповедь Ионы дошла и до самого царя могущественной Ниневии; – он встал с престола своего, снял свое царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле. Потом он повелел провозгласить по всей Ниневии от имени его, царя, и вельмож, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты был вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
– Кто знает, – говорили ниневитяне, – может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.
Надежда не обманула раскаявшихся ниневитян: Бог, видя их сокрушение и подвиг покаяния, отменил Свое определение, помиловал их, и не навел на них бедствия.
Но если Богу приятно было видеть покаяние ниневитян и помиловать их, то Иона сильно огорчился скорым объявлением помилования покаявшимся грешникам. По прошествии сорокадневной проповеди, он вышел из города и, поднявшись на гору, с восточной стороны города, сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы посмотреть, что будет с городом. Но увидев, что с городом ничего не случилось, он в сильной печали, в молитве своей воззвал к Богу:
– О, Господи! не сие ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал я, что Ты – Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.
И произрастил Господь Бог ночью вьющееся растение над головой Ионы, чтобы избавить его от солнечного зноя и вместе с тем от огорчения, ибо пророк находил в этом успокоение и своему огорченному духу. Иона мог видеть в этом указание воли Божией на то, чтобы он оставался на сем месте и ждал, что последует с городом; это могло еще питать в нем надежду, что Бог каким-нибудь чудесным образом оправдает Свой приговор о Ниневии. Вместе с тем, в явно чудесном появлении тенистого растения Иона уразумел особое о нем попечение Божие. Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая от мысли, что Бог оставил его, – превратилась в радование, и Иона пребывал под произросшим растением весь тот день, укрываясь от солнечного зноя.
Но радость Ионы о тенистом растении была непродолжительна. На следующий день, при появлении зари, червь, по повелению Божию, подточил растение, и оно засохло.
Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти.
– Лучше мне умереть, – говорил он, – нежели жить.
И сказал Бог Ионе:
– Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло?
Иона отвечал:
– Очень огорчился, даже до смерти.
Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал:
– Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.» (Мф.12:38-41)

После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен.

Читать еще:  Заговор и молитва на работу

Ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки. Аминь.

Составлено по изложению святителя Димитрия Ростовского

Иона и кит. Пророк иона во чреве кита

В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.

Пророк Иона, проглоченный китом.

Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.

Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.

Как кит проглотил Иону?

Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.

Иона во чреве кита.

Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.

Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.

Толкование и смысл истории об Ионе и ките.

Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.

…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)

История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.

Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.

Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.

Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.

  • Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
  • Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
  • Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.

Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».

Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.

Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.

Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.

Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.

Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:

  • имена героев,
  • присутствие голубя,
  • идея «бегства»,
  • описание бури,
  • наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.

Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.

Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.

Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.

5 октября — Память святого пророка Ионы (VIII до Р.Х.)

День памяти: 22 сентября по ст.ст. / 5 октября по н.ст.

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41). Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа.

Святой пророк Иона

Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова. Матерью святого пророка Ионы была, по преданию, та самая вдова Сарептская, которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало по его молитве. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер. Взяв отрока, Илия положил его на свою постель и воззвал он ко Господу. Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.
Иона проводил добродетельную жизнь и сподобился пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.
Предание называет святого пророка Иону учеником Елисея, последователя пророка Илии. По смерти Елисея, Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.

Читать еще:  Сильная молитва о благополучии и достатке

В царствование того же Иеровоама, Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам — ниневитянам.

Ниневия — столица Ассирийской империи. Ниневитяне — это не просто язычники. Это смертельные, заклятые враги народа Божия. Ниневия была в продолжение столетий предметом удивления и страха для многих народов. Из ее ворот выступали во все страны света посланцы для взимания дани, она была центром торговли. Вся ненависть и весь гнев порабощенных Ассирией народов направлялись на Ниневию, она считалась «кровавым городом, разбойничьим гнездом» в буквальном смысле слова. Глиняные таблицы того времени рассказывают, каким ужасным мучениям подвергались пленные цари и князья. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии — пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами, женщины и дети, угоняемые в рабство под бичами завоевателей. Ассирийцы правили, внушая ужас — а внушать ужас они умели.

Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии.

– Встань, – повелел ему Господь, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
Но пророк не исполнил повеления Божия. Он думал, что Бог, как благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Не хотел он в душе своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для израильтян. Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо «Господня – земля и что наполняет ее» (Пс.23:2): кто может бежать от Того, «иже везде сый и вся исполняяй»?
Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный Фарсис; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем. В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул.

Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему:
– Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем.
Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:
– Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас сие бедствие.
Они бросили жребий , и пал жребий на Иону. Тогда спросили его:
– Скажи нам, за что постигло нас сие бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?
Иона сказал:
– Я – евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от лица Божия. Буря же не прекращалась, и волнение становилось всё сильнее. Тогда Иона сказал им:
– Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас сия великая буря.
И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение.
По повелению Божию, проглотил его кит, и пробыл Иона во чреве сего кита три дня и три ночи. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона воззвал ко Господу из чрева китова.

Молитва Ионы была услышана: милосердный Господь наказал раба Своего за преслушание Божественной воли, но не желая его смерти, повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти.

После сего вторично было слово Господне ко Ионе.
– Встань, иди в великий город Ниневию, и проповедуй в ней то, что Я уже повелел тебе.
Тогда Иона встал и пошел в Ниневию. Ниневия же была городом великим, на три дня пути в окружности. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал:
– Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена.

Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии (располагался близ нынешнего г. Мосула, Ирак). Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пр. Ионы мерою трехдневного пути (3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам. Число жителей Ниневии, включая женщин и детей, составляло более 600 тыс. человек.

Кратки и грозны были слова пророка Ионы, по-видимому решительно предсказывавшего скорую гибель Ниневии. Но жители города уразумели, что Бог, определяя их погибель, не без причины отлагает на некоторое время исполнение сего определения, что сорок дней даются им, без всякого сомнения, для покаяния, – и поверили слову, возвещенному им от Бога чрез пророка Иону. Они объявили пост и оделись во вретище, все – от большего из них до малого. Проповедь Ионы дошла и до самого царя могущественной Ниневии; – он встал с престола своего, снял свое царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле. Потом он повелел провозгласить по всей Ниневии от имени его, царя, и вельмож, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты был вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
– Кто знает, – говорили ниневитяне, – может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.
Надежда не обманула раскаявшихся ниневитян: Бог, видя их сокрушение и подвиг покаяния, отменил Свое определение, помиловал их, и не навел на них бедствия.
Но если Богу приятно было видеть покаяние ниневитян и помиловать их, то Иона сильно огорчился скорым объявлением помилования покаявшимся грешникам. По прошествии сорокадневной проповеди, он вышел из города и, поднявшись на гору, с восточной стороны города, сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы посмотреть, что будет с городом. Но увидев, что с городом ничего не случилось, он в сильной печали, в молитве своей воззвал к Богу:
– О, Господи! не сие ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал я, что Ты – Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.
И произрастил Господь Бог ночью вьющееся растение над головой Ионы, чтобы избавить его от солнечного зноя и вместе с тем от огорчения, ибо пророк находил в этом успокоение и своему огорченному духу. Иона мог видеть в этом указание воли Божией на то, чтобы он оставался на сем месте и ждал, что последует с городом; это могло еще питать в нем надежду, что Бог каким-нибудь чудесным образом оправдает Свой приговор о Ниневии. Вместе с тем, в явно чудесном появлении тенистого растения Иона уразумел особое о нем попечение Божие. Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая от мысли, что Бог оставил его, – превратилась в радование, и Иона пребывал под произросшим растением весь тот день, укрываясь от солнечного зноя.
Но радость Ионы о тенистом растении была непродолжительна. На следующий день, при появлении зари, червь, по повелению Божию, подточил растение, и оно засохло.
Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти.
– Лучше мне умереть, – говорил он, – нежели жить.
И сказал Бог Ионе:
– Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло?
Иона отвечал:
– Очень огорчился, даже до смерти.
Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал:
– Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.» (Мф.12:38-41)

После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен.

Ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки. Аминь.

Составлено по изложению святителя Димитрия Ростовского

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector