Молитва святому питириму тамбовскому

Молитва святому питириму тамбовскому

Молитва питириму тамбовскому

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва питириму тамбовскому – в подробном и точном описании.

Молитвы святым

Память: 28 июля / 10 августа

Святитель Питирим Тамбовский — образец деятельного доброго и кроткого пастыря, который не господствовал на пасомыми: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк.10:43). Небесный покровитель монахов и церковного клира – к нему обращаются за помощью в священнических искушениях и немощах, и конечно, святитель Питирим отзывчив на молитвы простых людей в их нуждах.

Тропарь святителю Питириму Тамбовскому, глас 4

Веры и благочестия наставниче, Церкве светильниче, монашествующих образе, святителю Питириме премудре, стадо твое благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже в Вышних венцем славы украшен, с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Питириму Тамбовскому, глас 8

Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива, чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна, сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовския земли похвалу.

Молитва святителю Питириму Тамбовскому

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Питириме! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Веруем бо, яко велие дерзновение имаши ко Господу и яко много может предстательство твое пред Престолом благости Его. Сохрани молитвами твоими Церковь Святую от ересей и расколов, от суеверия и неверия. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делех преспеяние, во искушениях мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, мир и благоустроение стране нашей, здравие же и спасение людем ея. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благо исполни, и всем вся в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Православные каноны

Память: 28 июля / 10 августа

Святитель Питирим Тамбовский — образец деятельного доброго и кроткого пастыря, который не господствовал на пасомыми: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк.10:43). Небесный покровитель монахов и церковного клира – к нему обращаются за помощью в священнических искушениях и немощах, и конечно, святитель Питирим отзывчив на молитвы простых людей в их нуждах.

Святитель Питирим Тамбовский

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Во свете неприступнем лицу Божию предстоя, Богомудре святителю, просвети душ наших омрачение и даждь слово, яко да восхвалим, радующеся, твою, всеблаженне, память.

От юности, преподобне, плотская мудрования покорил еси духу и, в безстрастие одеявся, сосуд избран явился еси благодати священства и пастырь истинен стаду твоему, молися, отче, спастися нам.

Жизнь твоя непорочна, отче, и успение со святыми, память же, яко праведнаго, с похвалами. Христу о нас молися, полезное прося: много бо может молитва праведнаго поспешествуема.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Треволнения помыслов и страстей и бездна грехов окаянную мою душу обыдоша. Даждь ми руку помощи, Дево Богородице, верных прибежище.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Припев: Иоанну Милостивому подобяся, милостив к требующим в житии твоем явился еси, преподобне, и нищих воистину был еси отец, и ныне, в Вышних живый, милостив буди тя ублажающим.

Прикосновением к ризам Христовым мнози недужнии здрави быша древле, и ныне возлагающии на ся ризы святителя и тех во благоговении касающиися от всяких недугов приемлют исцеление. Темже убо, братие, евангельски прославим Бога, власть даровавшаго таковую человеком.

Кормчий добрый быв кораблю Христовы Церкве, избави, отче, стадо твое от бури грехов, бед же и скорбей, приводя ны во пристанища тихая Божественныя воли.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Еюже Небо и дворы Господни человеком отверзошася, Пречистую Матерь Деву песньми почтим: несть чистыя, якоже Ты, Пречистая, и несть непорочныя, паче Тебе, Владычице.

Седален

Аще и зайде прежде под землю тело твое, но, яко солнце из облак, возсия, лучами благодати блистаяся. Темже память твою совершающе, святителю, со страхом покланяемся и, яко общему отцу, тепле молимся: избави ны, чада твоя, от бед и нуждных обстояний.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Припев: Предстателя о нас теплейша и помощника готовнейша тя, отче, сущии в скорбех, стяжахом: не точию бо людей паствы твоея во граде Тамбове, но и далече сущия, призывающия же имя твое, соблюдаеши от всякого зла.

Христа единаго желал еси, преподобне, и весь Христов был еси: Тому в житии невозвратно последовал еси, Того тщался еси достигнути. Темже ныне Желаннаго обрет, и нас молитвами твоими стаду избранных сопричти.

Служитель верен сый Святыя Троицы, треми Божественными добродетельми, верою, надеждою и любовию, окаянную мою душу просвети и в будущем веце Триединаго Бога зрети мя сподоби.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радость миру родившая, Господа, радости Небесныя причастники нас сотвори, Дево Всепетая, да глас Тебе вопием Архангелов: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Припев: Провидев души твоея доброту, Пастыреначальник Христос пастыря тя добра и учителя изрядна стаду Своему показа, темже и прият тя в чертог Небесный со святительми, ихже житию мудре поревновал еси. С ними убо на Небеси молися о всех нас.

Телесныя немощи находят на ны, и беды отвсюду окружают ны. Изми убо ны от тех молитвами твоими, святителю: врача бо тя имамы богодарованнаго в болезнех и утешителя в скорбех.

Заповеди Христовы сотворив и тем стадо твое научив, велий по достоянию наречен еси во Царствии Небеснем. Потщися, отче, и нас ввести во дворы Господни: мы бо есмы чада твоя и овцы словеснаго твоего стада.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Небесных славо и земных веселие, Пречистая Дево, яко Царица, со всеми святыми непрестанно за ны молися Сыну Твоему: на Тя бо все упование по Бозе возложихом.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Припев: Пастырю добрый, Христовы люди Божественными учении упасый и добродетельми души твоея воспитавый, не остави и нас во гресех наших погибнути, но в нихже и сам яко человек искушаемь был еси, и нам, искушаемым, ныне помози.

О, велие чудо! Гроб святителя общая всем врачебница бывает, безмездная воистину и готовая: приидите, человецы, со страхом и верою, туне приимите здравие душам и телесем вашим, Господа славяще и угодника Того ублажающе.

Граду твоему заступник буди, святе отче, и всю страну нашу необоримым твоим предстательством огради, да вси с веселием зовем ти: Радуйся, Тамбовская похвало, Питириме приснопамятне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Под кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегаем и душами умиленными вопием Ти: всемощным ходатайством Твоим, Богомати, милостива нам сотвори, Егоже пречисто родила еси, Христа Бога нашего.

Кондак, глас 8

Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива, чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна, сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовския земли похвалу.

Воспоим днесь, вернии, святителя великаго в песнех и пениих духовных: Радуйся, отче Богоносне Питириме, Смоленския земли отрасль пречестная, во граде Вязьме благодатию Божиею напоенная и, яко крин, процветшая, Тамбовскую же страну плоды добродетелей обогатившая; Радуйся, пастырю добрый, насаждением истинныя веры и светом благочестия тьму нечестия разгнавый; Радуйся, спасительными труды твоими и подвиги многи неверныя обративый и ко Христу приведый; Радуйся, чудную икону Богоматере граду Тамбову в наследие оставивый, от неяже многоразличная исцеления источаются; Радуйся, своима рукама ископавый кладязи воды неисчерпаемыя, юже с верою пиющии приемлют недугов исцеление и от душепагубных страстей свобождение; Радуйся, посещением твоим со други твоими, святителем Митрофаном и Боголюбивым Василием, Тамбовския дебри и леса облагоухавый; Радуйся, тем начало иноческаго жития тамо положивый, в мире же живущим образ истинныя дружбы показавый; Радуйся, Тамбовския земли похвало.

Читать еще:  Молитва для удачного выигрыша

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Припев: Прилежное о стаде твоем попечение имел еси, отче, житием и словом на путь спасения вся добре наставляя. Темже заблуждшаго мя на стезях погибели, яко пастырь сострадателен, твое овча ныне взыщи, вопиюща: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Слово Господне, яко чистии сердцем Бога узрят, на тебе, святе отче, исполнися. Видел бо еси телесныма очима Спаса Христа, послушающа молитву твою, Емуже взывал еси: благословен еси, Господи Боже, во веки.

На месте молитвенных твоих подвигов ископал еси источник воды благодатный, от негоже благоговейнии людие почерпают недугов исцеления, аще воспросят твоея помощи, и не раскаются, зовуще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: От сна греховнаго воспряни, о окаянная душе моя, и ко единей Заступнице всех воззови: Мати Дево, спаси мя молитвами Твоими и избранных части сподоби, вопиюща: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Песнь 8

Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите, вся дела Господня, Господа.

Припев: Икону Богоматере во освящение, покров и ограждение граду твоему принесл еси, отче, яже источник благодатных исцелений и от всяких напастей щит державен показася вопиющим: благословите, вся дела Господня, Господа.

Скоропослушный помощник в скорбех и болезнех бываеши, преподобне, призывающим тя верою, овым убо в сониих являяся, овым яве предстоя, овым же тайно благодея, вопиющим: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святотатцу дерзновенному во храме твоем, возстав от гроба, яве предстал еси, святителю, грозным прещением призвав того к покаянию. Моли и нам датися прежде конца покаянию, зовущим: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ублажают Тя вси роди человечестии, яко родила еси без отца Сына плотию, прежде век Сына Божия без матере суща, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.

Припев: Пастырскою ревностию распаляемь, ины овцы, яже не беша от стада твоего, привел еси ко Христу, еретичествующих множества вразумляя, неверныя же светом богопознания озаряя, да будет, по глаголу Спасову, едино стадо и един пастырь.

Тя, яко Небеснаго врача, дар исцелений от Господа приимша, усердно молим, святителю: твоих молитв Небесным врачеванием исцели лютыя недуги душ и телес наших.

Благодарное сие пение чад твоих не презри, угодниче Божий, но благосердием твоим приими е и Творцу всяческих принеси, да Той милостив будет тя почитающим.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: От бед спаси и от страстей свободи, Владычице, рабы Твоя святителя Питирима молением: Тя бо необоримую стену, вси сущии, в печалех имамы, яко рождшую Спасение наше.

Светилен

Светила на небеси Утвердивый яви тя Церкви Своей новую звезду пресветлую, духа светлостьми и чудес сиянии нас озаряющую и нечестивыя посрамляющую, неусыпный предстателю наш, святителю отче Питириме.

Святитель Питирим Тамбовский

Краткое житие святителя Питирима, епископа Тамбовского.

празднование совершается 28 июля/10 августа

С вятитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, которого в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил. Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет Прокопий и его сестра, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме), читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния.

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита.

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери—Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены, совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, Новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону. Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы. Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву с тем, чтобы уготовать ему новое, высшее служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа.

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроены, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал пред жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы. Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое обращение—это было главною причиною сильного влияния архипастыря на его пасомых»,— отмечает его жизнеописатель.

В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные и праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Богоматери. Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания. Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, неселявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело—жители слободы обратились ко Христу. Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника Покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном. В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келлию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой. В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина.

Читать еще:  Молитва матроне московской о помощи в любви мужчины

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения. Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословляя преподобного Прокопия и святителя Питирима. Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божии. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией. Память и почитание его, не прекращавшееся с самой кончины, особенно распространилось в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Июль 28


вятитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

С воей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674-1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

С озданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

С вятитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи Московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

С вятой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Б удучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.

С вятитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.

С вятитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.

П одобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

П реставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.

Т ело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ — воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Читать еще:  Молитва на получение ипотеки

Т ропарь святителя П итирима, епископа Т амбовского

В еры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

К ондак святителя П итирима, епископа Т амбовского

М онахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.

М олитва святителю П итириму, епископу Т амбовскому

Б лагословен и препрославлен Господь Бог, призвавый тя, святителю отче наш Питириме, от перваго часа делателя в виноград Свой, явивый в тебе послушание воли Его неуклонное, ревность Предтечеву и любовь Павлову, таже и на свещник Церкве Тамбовския тя поставивый и архиереа велика тя показавый. Благодатию святительства укрепляем и огнем любве Христовы распаляем, не дал еси, пастырю наш добрый, сна очима твоима, наше веждома дремания, на всяк день труждаяся, моляся и благовествуя, неверныя просве­щая, заблудшия вразумляя, падшия восставляя, немощныя укреп­ляя, плачущия утешая, всем быв вся, яко же святый Павел, да всяко некия спасеши. Егда же время делания твоего в вертограде волю Владыки Христа исполнися и отшел еси от земные в селения горняя придти мзду трудов твоих, дадеся ти, угодниче Божий, Престолу Царя славы с лики святые предстояти и оттуду паству твою назирати, за ны грешныя молитися, немощи немощных носити, недуги целити, скорби утоляти. Сего ради от дне блаженнаго успения твоего вернии не престаша притекати к тебе в скорбех и болезнех, и онии прикосновеннем ризы твоя, онии от воды из кладезя твоего избавление улучаху. Темже и ныне, к цельбоносному гробу твоему сошедшеся, славим Бога, дивнаго во святых Своих, и тебе, отче священнейший, величаем и молим: не отступай от нас любовию твоею, сохраняй молитвами твоими Церковь Православную незыблему от неверия и раскола, страну же Российскую от бед и напастей защити, мир и безмятежие той даруя, от всяких врагов огради, пастырем Церкве Святыя благопоспеши, дела рук их исправи и ревностию о спасении врученнаго им словеснаго стада сердца их распали, вся же ны в послушании спасительному благовестию Хри­стову соблюди и дело спасения, яко едино на потребу вменяти помози, да купно с тобою едиными усты и единым сердцем вся на всяк день и час поем и славим Спаса Христа со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Святитель Питирим Тамбовский

Питирим Тамбовский (1645 — 1698), епископ, святитель. Память 28 июля (10 августа), в Соборах Липецких, Смоленских и Тамбовских святых.

В миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.

Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита.

15 февраля 1685 года патриарх Иоаким вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель даже сам участвовал в строительных работах.

Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу. При архиерейском доме его трудами собиралась библиотека духовной литературы. Святитель часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова он многих привел к истинной вере.

Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Святитель Питирим ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.

Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Скончался 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая.

Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии.

28 июля 1914 года святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского

Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского

Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.

Молитва святителю Питириму, епископу Тамбовскому

Благословен и препрославлен Господь Бог, призвавый тя, святителю отче наш Питириме, от перваго часа делателя в виноград Свой, явивый в тебе послушание воли Его неуклонное, ревность Предтечеву и любовь Павлову, таже и на свещник Церкве Тамбовския тя поставивый и архиереа велика тя показавый. Благодатию святительства укрепляем и огнем любве Христовы распаляем, не дал еси, пастырю наш добрый, сна очима твоима, наше веждома дремания, на всяк день труждаяся, моляся и благовествуя, неверныя просве­щая, заблудшия вразумляя, падшия восставляя, немощныя укреп­ляя, плачущия утешая, всем быв вся, яко же святый Павел, да всяко некия спасеши. Егда же время делания твоего в вертограде волю Владыки Христа исполнися и отшел еси от земные в селения горняя придти мзду трудов твоих, дадеся ти, угодниче Божий, Престолу Царя славы с лики святые предстояти и оттуду паству твою назирати, за ны грешныя молитися, немощи немощных носити, недуги целити, скорби утоляти. Сего ради от дне блаженнаго успения твоего вернии не престаша притекати к тебе в скорбех и болезнех, и онии прикосновеннем ризы твоя, онии от воды из кладезя твоего избавление улучаху. Темже и ныне, к цельбоносному гробу твоему сошедшеся, славим Бога, дивнаго во святых Своих, и тебе, отче священнейший, величаем и молим: не отступай от нас любовию твоею, сохраняй молитвами твоими Церковь Православную незыблему от неверия и раскола, страну же Российскую от бед и напастей защити, мир и безмятежие той даруя, от всяких врагов огради, пастырем Церкве Святыя благопоспеши, дела рук их исправи и ревностию о спасении врученнаго им словеснаго стада сердца их распали, вся же ны в послушании спасительному благовестию Хри­стову соблюди и дело спасения, яко едино на потребу вменяти помози, да купно с тобою едиными усты и единым сердцем вся на всяк день и час поем и славим Спаса Христа со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector