Молитва в мечети для женщин

Молитва в мечети для женщин

Правила посещения мечети для женщин

В достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть. Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома. Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.

Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.

Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.

Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.

Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным. Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть. Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.

Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.

  • Мусульманка может молиться в мечети, как это сказано в фетве Постоянного Комитета (аль-Ладжна ад-Даима), только будучи надлежащим образом покрыта, если все ее части тела скрыты достаточно.
  • Муж не должен отказывать жене, если она захотела пойти в масджид, но женщина не может пойти туда, если не соблюдает данных условий: если видны какие-то части тела, которые немахрамам показывать запрещено, а также если от нее исходит запах парфюмерии – в этом случае покидать дом женщине запрещено, ведь это может спровоцировать фитну или искушение.

Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.

Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить. Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо. При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.

В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.

Женщина в коллективном намазе

Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».

Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.

Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.

Правила входа в мечеть

Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.

  • Первое правило: при входе в мечеть следует совершить дуа Посланника Аллаха ﷺ, которое просит Всевышнего ниспослать свет на верующего.
  • Второе: в мечеть следует входить с правой ноги, произнося «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика» – таким образом верующий приветствует Аллаха и просит Всевышнего открыть ему врата своей милости.
  • Третье: мусульманин должен обязательно, входя в месджид, прежде, чем сесть, прочитать два рака‘ата – “приветственную молитву мечети”.
  • В случае опоздания на намаз не следует вбегать в мечеть – следует идти спокойно и медленно и присоединиться к той его части, на какую успеете – то, что пропустили, следует дочитать самостоятельно.

Что можно или нельзя в мечети

  • В храме запрещено повышать голос. Ни в коем случае не позволяйте себе смеяться, ругаться в мечети, говорить громко и на повышенных тонах.
  • В пределах места поклонения запрещено заниматься торговлей и обнажать мечи и прочее оружие. Помещения мечети не окуривают благовониями. В них не приводят в исполнение наказание. У дверей в мечеть обязательно должна стоять вода для очищения.
  • По окончании молитвы положено выходить из храма с левой ноги и в это время необходимо произнести: Бисмиллях. Вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя расуулил-ляяхь. Аллаахумма и‘сымнии минаш-шайтаани рраджиим, что содержит просьбу к Аллаху о защите от нечистых сил.
  • Собираясь пойти в месджид, воздержитесь от употребления лука и чеснока в пищу, поскольку, по словам Пророка ﷺ запах лука и чеснока раздражает ангелов точно так же, как и «сынов Адама».
  • Что же касается женщин, то в дни менструального цикла посещать мечеть им запрещено.
  • Сидеть в мечети, если ваши ноги направлены в сторону Каабы, крайне нежелательно. Если азан, то есть призыв к обязательной молитве, прозвучал, уходить нельзя – следует прочитать намаз, даже если вы уже сделали это.
  • Правилами исламского этикета строго воспрещается посещать месджид в нетрезвом состоянии, а также в таком виде, который может оскорбить взгляд присутствующих. Появиться в мечети в нетрезвом состоянии будет большой ошибкой и грехом. Туда следует приходить в чистой опрятной одежде, достаточно закрытой и скромной. Особенно это касается женщин – у них одежда должна максимально закрывать тело, оставляя открытыми только лицо, ступни ног и кисти рук. Особое внимание следует обратить на то, что одежда не должна быть яркой и облегающей, а волосы должны быть полностью убраны под платок.
  • Поскольку в мечети, будь то в Москве, Казани или любом другом городе, полы устланы коврами, то при входе в мечеть принято разуваться, у входа некоторых мечетей поставлены специальные служащие, которые принимают обувь и выдают прихожанам жетон.
  • По наступлении времени намаза верующие должны совершить вуду, то есть омовение, затем выстроиться рядами за имамом. Покидать мечеть после начала молитвы не обязательно тем, кто не участвует в намазе по каким-либо причинам – это может быть посетитель, турист, случайное лицо.
  • Немусульманке в знак уважения к мусульманским обычаям следует надеть для посещения мусульманского храма длинную одежду и покрыть волосы платком или косынкой, чтобы ее одежда была максимально приближена к одежде мусульманки. Для любой женщины, даже посещающей такое место в туристических целях, неуместно быть облаченной в прозрачную одежду, короткую или слишком обтягивающую. То же самое касается излишков косметики и парфюмерии.

Посещение мужчины

К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме. Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха. Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.

Читать еще:  Марфы и марии молитва

Мечети для женщин

Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.

Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.

В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.

В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.

Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.

Молитва женщины: дома или в мечети?

Автор: Устаза Зейнаб Ансари
Шейх Фараз Раббани

За какую молитву женщина получает большее вознаграждение — за молитву дома или в джамаате (в мечети и т. п.)?
Ответ:

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим — на том.

Из ответа шейха Фараза Раббани:

Наш любимый Пророк сказал, что мужчина получает награду за молитву в полной мере только тогда, когда молится с джамаатом в мечети. По поводу молитвы женщины он сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети» («лучше» означает, что за неё будет больше награды, а «моя мечеть» — это мечеть Пророка в Медине).

Если бы женщина могла получить вознаграждение за молитву в полной мере только в том случае, если она молится в мечети или с джамаатом, это было бы причиной больших трудностей и духовного упадка для матерей и других категорий женщин, которые обычно находятся в своих домах. Вместо этого Всевышний Аллах Своей безграничной Мудростью и Милостью сделал религиозные обязанности мужчин и женщин соответствующими их роли в обществе.

В молитве в джамаате с мужчинами нет ничего запретного. Более того, если мужчина по какой-то причине не может пойти на молитву в мечеть, ему следует совершить молитву в джамаате со своей семьёй, чтобы получить награду за совместную молитву.

Тем не менее, в целом для женщины нежелательно идти в мечеть для совершения молитвы в джамаате, потому что это идёт вразрез с религиозными обязанностями, возложенными на женщину, как мы увидели выше. НО, если женщина приходит в мечеть с иной целью, например, для получения религиозных знаний, чтобы задать вопрос, встретиться с благочестивыми мусульманками (потому что в наше время далеко не всегда можно встретить верующих людей дома или в месте учёбы, а человеку необходимо духовное общение), в таком случае в том, что она пришла в мечеть и совершает там молитву в джамаате, нет ничего предосудительного.

Ассаламу алейкум! Мне всегда говорили, что женщине лучше молиться дома. Раньше я не задумывалась, почему это так. Но недавно прочла на вашем сайте, что причина в том, что молящаяся дома женщина скрыта от посторонних и защищена от того, чтобы украшать себя для похода в мечеть.

Хотя эти причины мне понятны, хотелось бы узнать, есть ли ещё какое-то обоснование данному правилу. Правда ли, что женщина получит бóльшую награду, если будет молиться дома? Хотелось бы узнать, почему это так.

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете, и только к верующим — на том.

Дорогая сестра, молю Аллаха, чтобы мой ответ застал вас в добром здравии и имане.

Спасибо за вопрос.

Почему женщинам лучше молиться дома?

Причины, которые Вы перечислили в своём вопросе, верны. Однако первым и самым важным основанием данного положения служат достоверные хадисы, в которых сказано, что женщине следует молиться дома.

Например, Пророк сказал: «Молитва женщины в дальней комнате её дома лучше, чем молитва в моей мечети».

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если бы Пророк увидел, что делают сегодня женщины, он запретил бы им посещать мечеть так же, как запретил это иудейкам».

Женщины получают за молитву дома такое же вознаграждение, какое мужчины получают за молитву в мечети.

Традиционно мусульманки оставались в своих домах, чтобы создавать для своей семьи атмосферу спокойствия и любви. Кроме того, необходимо защитить женщину от вредного воздействия и оскорблений, которым она может подвергнуться вне дома.

С практической точки зрения, женщине было бы трудно всегда посещать мечеть для молитвы. И этот момент учитывается Исламом. Если женщина занимается домашними делами и заботится о детях, ходить пять раз в день в мечеть будет для неё слишком тяжело.

Речь не идёт о том, что женщине в принципе запрещено бывать в мечети. Пророк сказал: «Не запрещайте верующим женщинам посещать мечети Аллаха. Если жена одного из вас просит разрешения пойти в мечеть, не следует отказывать ей»1.

Шейх Фараз Раббани, отвечая на данный вопрос, особо отметил, что женщине можно пойти в мечеть в том случае, если она идёт туда получать религиозные знания либо ради духовного общения со своими сёстрами. Это может быть особенно важно для сестёр, живущих на Западе, потому что часто единственным местом, где можно встретить мусульманок, там является мечеть.

А Аллах знает лучше.
Вопрос:

Правда ли, что женщинам запрещено приходить на молитву таравих2 в мечети? В чём мудрость этого запрета?

Что касается молитвы в целом, то женщина получает за молитву в глубине своего жилища большую награду, чем за молитву в мечети, а согласно одной из передач, большую награду, чем за молитву в мечети Пророка в Медине3. Некоторые учёные указывали на то, что женщина получает за молитву дома такую же награду, как мужчина за молитву в джамаате.

Тем не менее, многие учёные, в том числе шейх Хасан аль-Хинди из Дамаска и муфтий Таки Усмани, подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания (или другую пользу для своей религии), которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё не только дозволенным, но и вознаграждаемым при условии, что там не будет смешения полов и, в связи с этим, фитны, а её поход в мечеть не помешает ей исполнять её основные обязанности (например, в случае замужней женщины).

Естественно, посещение мечети должно соответствовать всем нормам Ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

А Аллах знает лучше.

Вассалам.
1.
Бухари, Муслим.
2.
В месяц Рамадан.
3.
Имеется в виду, что достоинство этого места очень велико.

15 правил посещения мечети

Мечеть – это дом Всевышнего ﷻ , и тот, кто вошёл в неё, подобен тому, кто пришёл в гости к своему Создателю ﷻ . Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он (делает это)» (имамы аль-Бухари и Муслим). Какие же правила следует соблюдать при посещении мечети?

Правило посещения мечети №1: омовение и купание

Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.

Читать еще:  Молитва о замужестве во второй раз

В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).

Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).

Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)

Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха

Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.

Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №3: дуа по дороге

Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً

«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»

«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз

Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).

Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.

Правило посещения мечети №5: дуа при входе

Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:

أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ

«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-адими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фта ли абваба раматика».

«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».

Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф

При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.

Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:

لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد

« и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).

Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети

Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.

Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».

Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей

Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).

Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися

Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».

Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.

Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия

Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.

Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».

Правило посещения мечети №11: не повышать голос

Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).

Правило посещения мечети №12: отказ от торговли

Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: “Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!”» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: “Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!” – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети

Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).

Правило посещения мечети №14: не выходить после азана

Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.

Читать еще:  Молитва серафиму саровскому о помощи на работе

Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).

Правило посещения мечети №15: дуа при выходе

Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:

بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم

«Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму ‘аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас’алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-‘ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».

«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Особенности намаза у женщин

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнеев видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах России.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Одни говорят одно, другие говорят другое. Я год назад приняла ислам, читаю намаз как могу. Но точно ли совершаю движения не знаю. Спросить не у кого, поэтому за ответами прибегают к интернету, но и здесь точного ответа не найти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector