Молитва зажигания еврейских свечей

Молитва зажигания еврейских свечей

Зажигание свечей в честь субботы и праздника

И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.

Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.

Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).

Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»

1. Кто зажигает свечи?

Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.

2. Количество свечей

Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

3. Время зажигания

Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.

Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.

В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.

Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).

Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.

Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)

4. Работа и еда после зажигания свечей

С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.

Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).

После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.

В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.

В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)

5. Благословения на зажигание свечей

Благословение на зажигание субботних свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.

Благословение на зажигание праздничных свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:

ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.

К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.

6. Когда произносится благословение?

Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.

Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.

При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.

Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.

7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома

Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).

При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.

Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.

Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).

Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.

8. Зажигание свечей в больнице

Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.

Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).

Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).

* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.

Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).

Читать еще:  Материнская молитва православие ру

14 фактов о субботних свечах, которые должны знать все еврейские женщины и мужчины

Еврейские женщины и девочки (в определенных случаях это делают и мужчины) традиционно зажигают свечи перед заходом солнца каждую пятницу и в канун еврейских праздников, которые упомянуты в Торе. Обычно это делается в том же помещении, где затем будет проходить праздничная трапеза.

1. Как правило, субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца.

Самое раннее, когда в пятницу можно зажечь субботние свечи, это время плаг минха – за 15 алахических часов до конца дня. Чтобы получить точный расчет, когда в вашем регионе наступает плаг минха , загляните в раздел « зманим» вашего календаря или зайдите на сайт большой общины

Поскольку мы всегда хотим быть уверены, что не нарушаем запрет разжигать огонь в Шабат, мы зажигаем свечи еще до захода солнца. Согласно классическому обычаю, принято зажигать субботние свечи за 18 минут до того, как зайдет солнце и начнется святой для нас день (в некоторых общинах это делают еще раньше: например, летом, когда темнеет совсем поздно, или в Иерусалиме из-за особой святости этого города – за 40 минут).

В праздничные же дни, не совпадающие с Шабатом, когда разрешено переносить огонь от источника, который зажжён заранее, свечи можно зажечь даже после захода солнца (это может быть любой другой источник огня, как, например, суточная свеча или включенная газовая конфорка).

В случае, если за Шабатом сразу следует праздник, упомянутый в Торе, свечи зажигают с наступлением темноты и появления первых звезд (точное время указано в календарях).

2. Большинство женщин зажигает по две свечи.

Очень часто можно видеть, как женщины и девушки зажигают по две свечи. Однако после рождения детей многие добавляют еще по одной свече за каждого ребенка. А есть такие, кто не зажигает свечи до замужества, поскольку по обычаю, распространенному во многих сефардских общинах, за девушек это делают их мамы. Вообще есть много причин, почему некоторые зажигают больше свечей или меньше.

3. Свет субботних свечей как часть блаженства.

Тора предписывает нам «называть Шабат блаженством».( 1) Зажигание свечей и наслаждение их светом – часть этого блаженства. Дополнительный свет, помогающий нам набраться моральных и физических сил, чтобы не споткнуться в темноте будней этого физического мира, увеличивает радость от наступления Шабата.

Тора ясно говорит, что мы не можем разжигать огонь в Шабат, поэтому главное успеть зажечь свечи, вызывающие столь сильные чувства, до того, как наконец наступит долгожданный седьмой день недели.

4. Зажигание субботних и праздничных свечей имеет определенное преимущество перед остальными заповедями.

Если у кого-то недостаточно денег и он стоит перед выбором что купить, шабатние свечи или вино для Кидуша, чтобы освятить Шабат, Талмуд считает само собой разумеющимся, чтобы купили свечи. (По аналогии с этим, если есть альтернатива, приобрести свечи для Шабата или для праздника Ханука, приоритет имеет Шабат.). Почему? Потому что свет субботних свечей приносит в дом мир и радость.

5. Перед зажиганием субботних свечей принято давать цдаку.

Поскольку в Шабат благотворительностью не занимаются (ведь так был бы нарушен запрет пользоваться деньгами), принято давать цдаку заранее, накануне Шабата. Многие непосредственно перед зажиганием свечей опускают деньги в домашнюю цдочницу. Кроме того, прежде чем начать молиться Богу и просить Его проявить к нам милость, ответив на самые сокровенные молитвы, уместней всего и самим проявить заботу в отношении других людей.

6. Лучше всего свечи зажигать там, где будет трапеза.

Поскольку нам предстоит наслаждаться светом субботних свечей, принято зажигать их в помещении, где затем будет проходить трапеза, ведь именно там мы проведем достаточно времени, чтобы насладиться их светом, будем радоваться и петь субботние песни.

7. Это не только женская заповедь.

Хотя заповедь зажигания свечей обычно выполняют женщины – хранительницы еврейского дома, она касается каждого еврея. Если в доме нет ни одной женщины в возрасте старше 12 лет, после бат мицвы , чтобы зажечь свечи за членов семьи, то их должен зажечь мужчина. Жена может попросить мужа сделать это вместо нее, если сама не имеет такой возможности. Мужчина, который лишился матери, но еще не успел жениться, тоже должен сам зажигать свечи.

8. Зажигая свечи, женщина автоматически принимает на себя законы Шабата.

Общепринятая практика заключается в том, что, как только женщина зажжет свои субботние свечи (между временем плаг минха и незадолго до заката), она автоматически примет на себя Шабат и все его законы (если заранее не подумает об отсрочке), а потому не может даже погасить спичку – вместо этого она должна положить ее туда, где спичка догорит, не вызывая опасности.

Что касается мужчин, если им приходится зажигать свечи самостоятельно, вместе с этим они не принимают на себя автоматически законы Шабата, а делают это только непосредственно с началом Шабата. Однако, если мужчина хочет зажечь свечи заранее, но при этом все же не принимая на себя законы Шабата до захода солнца, он должен мысленно себе об этом сказать.( 2)

9. На зажигание свечей существует особое благословение.

После зажигания женщины закрывают глаза руками и произносят:

בָּרוּךְ אַתָּה אַדֹנָי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת קֹדֶשׁ

Транслитерация: Барух Ата Адонай Элоэйну Мелех а-олам ашер кидшану бемицвотав ве-цивану леадлик нер шель Шабат кодеш.

Перевод: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу <в честь>святой Субботы .

10. При зажигании праздничных свечей обычно произносят два благословения.

Благословение при зажигании праздничных свечей немного отличается. Слова Шабат кодеш заменяются на Йом а-Зикарон («День памяти») в Рош а-Шана, Йом а-Дин («День суда») в Йом Кипур и Йом Тов («праздник») в Песах, Шавуот и Суккот. Кроме того, во все праздничные вечера, когда зажигают свечи, кроме второго вечера Песаха, добавляют еще одно благословение – Шеехияну , в котором мы благодарим Бога за то, что он дал нам возможность дожить до этого времени.

11. Это благоприятное время для молитвы.

Первые минуты после того, как женщина зажгла свечи, произнесла благословение и открыла глаза, чтобы насладиться их теплым светом, считаются благоприятным временем для того, чтобы помолиться – за себя, свою семью, близких, друзей, за здоровье, благополучие, успех и многое другое. Некоторые произносят особые специально составленные для женщин неформальные молитвы – техинот (или техинос ), но многие молятся произвольно, своими словами, позволяя им, произнесенным тихим шепотом, а порой и слезам течь прямо из сердца.

12. Закон на тысячелетия.

Первой женщиной, которая зажгла субботние свечи, была наша прамать Сара. Согласно преданию, она зажигала свечи в шатре, в котором жила с Авраамом, и каждый раз ее свечи чудесным образом горели всю неделю, от одной пятницы до следующей. Когда это чудо повторилось уже после смерти Сары с приходом в дом ее невестки Ривки, Ицхак понял, что она готова стать следующим звеном в передаче Божественного учения людям.

13. В Талмуде есть отдельная глава, посвященная субботним свечам.

Вторая глава Трактата Шабат в первую очередь посвящена субботним свечам – там указывается, какие виды материала и фитилей могут быть использованы для их изготовления, а затем обсуждаются и некоторые другие законы подготовки к Шабату.

Что касается свечей, интересно, что в этой же главе Талмуд обсуждает историю и законы Хануки.

14. Бог вознаградит нас за исполнение этой заповеди тем, что зажжет огни Сиона.

«Если вы продолжите [зажигать] свечи Шабата, – говорит нам Мидраш, – Я [Бог] покажу вам огни Сиона».( 3) Каждая зажженная субботняя свеча, каждый еврейский дом, наполненный благостью и святостью Шабата, это еще один шаг навстречу окончательному искуплению, эпохе Машиаха, которая будет «исполнена покоя и отдохновения».( 4)

А вы зажигаете субботние свечи каждую неделю? Если пока не делали этого, попробуйте начать в ближайшую пятницу. Ну, а если вы уже с нами, то почему бы вам не призвать своих друзей сделать то же самое? Вместе мы сможем преобразить мир, наполнив его светом!

Законы Хануки — Зажигание свечей и ханукальные молитвы

Дата: 16.12.2014 | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

Материалы, используемые для ханукальных свечей

В качестве ханукальных свечей разрешено использовать стеариновые, парафиновые, восковые и любые другие свечи. Если зажигают масляные свечи, разрешено пользоваться какими угодно горючими маслами. Все же, тот, кто хочет исполнить заповедь наилучшим образом, пользуется чистым оливковым маслом, так как оно дает наиболее чистое и яркое свечение, легко впитывается в фитиль, а также потому, что для храмового служения пользовались оливковым маслом, и чудеса Хануки связанны именно с ним.

Электрический свет или газовое пламя не могут выступать в роли ханукальных свечей.

Для зажигания ханукальных свечей не пользуются маслом, которое запрещено в употребление законами Торы или постановлениями мудрецов, как, например, продукт варки мяса с молоком; масло, полученное из оливок урожая первых трех лет – орла; масло, от которого не отделили трумот и маасроттэвель. Понятно, что категорически запрещено пользоваться краденым маслом. Для ханукальных свечей изначально не используют масло, освещенное святостью седьмого года, но если ничего другого для зажигания ханукальных свечей нет, то разрешено.

Фитили могут быть изготовлены из любого пригодного для этого материала, но предпочтительно пользоваться фитилями, изготовленными из хлопка или льна.

Согласно закону не обязаны менять фитили, пока ими еще возможно пользоваться, но некоторые в знак особого почитания заповеди каждый день заменяют фитили новыми.

Для зажигания ханукальных свечей следует пользоваться красивым подсвечником и красивыми чистыми стаканчиками для масла.

Стаканчики, которые специально предназначены для ханукальных свечей, не обязательно окунать в микве.

Ханукальные свечи необходимо расставлять ровно, в один ряд. Расстояние между фитилями должно быть не меньше толщины большого пальца руки, но, с другой стороны, они не должны быть слишком отдалены друг от друга. Ханукальные свечи должны быть похожи одна на другую и внешним видом, и высотой.

Зажигание ханукальных свечей для тех, кто не находится дома

Зажигать ханукальные свечи, так же, как и исполнять любую другую заповедь желательно самостоятельно, а не с помощью других людей. Поэтому очень важно постараться находится дома во время зажигания ханукальных свечей, для того чтобы зажечь их самому. Если человек не может быть дома в установленное для зажигания свечей время, даже если он зажигает ханукальные свечи в другом месте, он должен попросить жену, мать или других членов семьи, а если он живет один, то назначить посланника, чтобы в его доме горели ханукальные свечи. Причем посланником может быть тот, кто уже успел выполнить заповедь зажигания ханукальных свечей. Однако произнести благословения посланник может только в случае, если тот, вместо кого он исполняет заповедь, присутствует при зажигании свечей.

Читать еще:  Молитва на здоровье и долголетие

Даже когда человек предполагает вернуться домой, но это будет уже после времени зажигания ханукальных свечей, он должен попросить других, чтобы они зажгли свечи у него дома вовремя. Принято, что если глава семейства обычно зажигает ханукальные свечи вовремя, а в этот раз он задерживается на некоторое время, домочадцы ждут его и не зажигают свечи без него.

Тот, кто вынужден покинуть дом за час до заката и ему некого попросить зажечь за него ханукальные свечи в его доме, зажигает их сам и произносит соответствующие благословения.

Те, кто покидают свой дом даже на одни сутки, и у них дома никого не остается из тех, кто обязан в заповеди ханукальных свечей, не должны заботиться о том, чтобы в его доме горели ханукальные свечи.

В домах отдыха, студенческих кампусах, военных базах часто бывает так, что человек спит в одном помещение, а ест в другом. В таком случае зажигание ханукальных свечей осуществляют, согласно одному мнению, в том месте, где ночуют, а согласно другому – там, где едят. Те, кто зажигает снаружи и следует мнению, что надо зажигать в месте, где едят, обязаны зажечь также в месте, где спят, но без благословений.

Те, кто живут с родителями (постоянно или приезжают на каникулы; семейные или неженатые) и находятся на их попечении, исполняют заповедь зажигания ханукальных свечей во время зажигание главы семьи. И, как это было упомянуто выше, юноша-ашкеназ, дополнительно зажигая свои личные свечи, выполняет элемент «меадрин» – более предпочтительного вида исполнения заповеди. То же самое касается любого, кто постоянно проживает у кого-нибудь в гостях и находится на попечение хозяина дома, хотя и не является членом его семьи.

Человек, который проживает в доме других людей, но не находится на их попечении (то есть питается за свой счет), должен зажигать свечи сам.

Тот, кто приехал погостить на некоторое время к другим, если за него не зажигают там, где находится его постоянное местожительство, обязан участвовать в расходах на ханукальные свечи хозяина дома, чтобы зажигание ханукальных свечей засчиталось так же и ему. (В случае, когда речь идет о госте-ашкеназе, ему предпочтительней отдельно зажечь свои ханукальные свечи.) Причем в данном случае не имеет значения, находится он на попечение хозяев или нет. Но если за него зажигают в том месте, где он живет постоянно, он не должен зажигать ханукальные свечи в гостях и не должен участвовать в расходах на свечи хозяина дома. В случае если гостю предоставили отдельную квартиру или даже комнату, но с отдельным выходом на улицу, он должен зажигать ханукальные свечи отдельно. Если за него зажигают в том месте, где он живет постоянно, то, зажигая свечи в гостях, он не благословляет.

Человек, который пришел домой позже времени зажигания ханукальных свечей и обнаружил, что без него зажгли ханукальные свечи, обязан дополнительно зажечь ханукальные свечи, так как он не предполагал, что за него зажгут свечи. Благословения при этом он не произносит.

Тот, кто ночует в гостинице, если это не противоречит правилам безопасности и уставу места, обязан зажечь ханукальные свечи у входа в номер или на окне своего номера. В случае, когда нет возможности зажечь ханукальные свечи, было бы верно включить электрические фонарики в качестве напоминания о заповеди зажигания ханукальных свечей, но поскольку заповедь как таковая не исполняется посредством электричества, на зажигание фонариков благословения не произносят. Это верно и в отношении тех, кто едет на поезде, плывет на корабле, летит на самолете, с той лишь разницей, что даже если используют свечи как таковые, благословения на зажигание ханукальных свечей в этих местах не произносят.

Жених и невеста в день хупы

Жених и невеста, которые женятся в Хануку и к месту торжества прибывают из дома после того, как наступило время зажигания ханукальных свечей, поступают как обычно: невеста исполняет заповедь тем, что ее отец зажигает ханукальные свечи. Таков же закон в отношении жениха-сефарда. Жених-ашкеназ, а также невеста и жених-сефард, которые живут отдельно от родителей, зажигают сами в том месте, из которого они выходят к месту торжества. Если в зал торжеств необходимо выехать раньше, то они зажигают ханукальные свечи несколько раньше установленного времени, но не ранее, чем за час до заката. Если хупу устраивают рано или место торжества находится далеко, и выехать из дома необходимо раньше, чем за час до заката, жених с невестой зажгут ханукальные свечи в своем новом доме. В случае если возникают ситуации, отличные от приведенных выше, следует проконсультироваться с раввином, как поступать в каждом отдельном случае.

Пользование ханукальными свечами

Запрещено пользоваться светом ханукальных свечей, даже если хотят сделать незначительное действие или даже исполнить такую великую заповедь как изучение Торы. Идти при свете ханукальных свечей разрешено.

Принято зажигать дополнительную свечу – шамаш, которую устанавливают на некотором отдалении от ханукальных свечей. Шамаш нужен для того, что, если будут совершать некие действия, для которых необходим свет, будет считаться, что пользуются светом этой дополнительной свечи, на которой нет святости ханукальных свечей. Если шамаш погас до того, как погасли ханукальные свечи, его необходимо зажечь заново. В местах, где одновременно зажигают несколько ханукальных подсвечников, следует зажечь шамаш для каждого из них. Шамаш принято зажигать, даже если ханукальные свечи установлены в очень хорошо освещенном месте. Хотя нет ограничений в том, из каких материалов будут изготовлены ханукальные свечи, шамаш (который не является ханукальной свечей), который зажигают в канун субботы, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к субботним свечам.

Зажигать ханукальные свечи следует таким образом, чтобы не брать огонь для одной свечи от другой. Другими словами, следует пользоваться длинной восковой свечой или спичкой для зажигания всех свечей и, если эта свеча или спичка погаснет, зажечь ее заново от будничного огня, а не от ханукальных свечей.

После того как прошло полчаса от выхода звезд, по букве закона разрешено пользоваться светом ханукальных свечей, но все же предпочтительнее этого не делать, тем более когда речь идет о будничных занятиях.

Маслом, оставшимся после того, как погасли ханукальные свечи, разрешено пользоваться для ханукальных свечей следующего дня, но не для прочих целей. Для зажигания ханукальных свечей будущего года это масло не оставляют.

Масло и фитили, которые остались после последнего дня Хануки, принято сжигать и не пользоваться ими ни для каких целей.

Ханукальные молитвы и общественное чтение Торы

В течение восьми дней Хануки во всех молитвах Амида, и в будние дни, и в Шаббат, произносят специальную вставку Аль аНисим в благословении Модим, в которой благодарят за чудеса, совершенные Всевышним нашим отцам в эти дни. Такую же вставку делают и в Биркат а-Мазон – благословении после трапезы с хлебом, в той его части, которая начинается словами Ноде Леха. Если в молитве или в Биркат а-Мазон забыли произнести вставку о Хануке, не обязаны молиться заново, но желательно прочесть ее в конце молитвы после слов Йию ле-Рацон и в конце Биркат а-Мазон в просьбах, начинающихся словом а-Рахаман.

Все дни Хануки мужчины читают полный Алель. Женщины не обязаны в этой заповеди, но, тем не менее, принято, что женщины читают Алель, а ашекеназки даже произносят перед чтением Алеля соответствующее благословение. Скорбящему не положено читать Алель. Поэтому когда общественную молитву в Хануку проводят в доме скорбящего, принято, что он выходит из комнаты, где проходит молитва, пока община не закончит читать Алель.

Напомним, что при чтении Алеля запрещено отвлекаться на разговоры. Ответить «Амен» на благословения, которые произносят другие люди, разрешено только между отдельными главами. Исключение составляют Кадош и Барху, которые отвечают, даже находясь в середине главы, а также «Амен» на Кель а-Кадош и на благословение Шомэа Тфила.

Во время Хануки, а также в Минху в канун Хануки не читают Таханун и лаМнацэах, в ханукальную субботу не говорят Цидкадха Цэдэк и Цидук аДин. Перед общественным чтением Торы не произносят Кель Эрэх аПаим, а после чтения не произносят Йеhи Рацон.

Каждый день Хануки во время утренней молитвы устраивают общественное чтение Торы. В будние дни к Торе поочередно вызывают трех людей и читают фрагмент главы Насо из книги Бемидбар, рассказывающей о том, как двенадцать глав колен Израилевых поочередно в течение двенадцати дней приносили жертвы в только что установленном переносном Храме. В первый день Хануки сефарды начинают общественное чтение Торы с благословения коэнов (Бемидбар, 6:22), а ашкеназы – непосредственно с жертвоприношений глав колен (Бемидбар, 7:1), и читают до слов Ба-Йом а-Шени – «В день второй» (Бемидбар, 7 до 17-ого стиха включительно). Со второго дня Хануки и до седьмого читают отрывок, соответствующий своему дню: «В день второй», «В день третий» и так далее.

В восьмой день (который по отрывку Торы, который в него читают, называется Зот Ханука и является особо возвышенным днем праздника Хануки) в Торе читают начиная с восьмого дня и до конца этой темы, а также читают первую часть главы Беалотха (то есть до стиха Бемидбар, 8:4 включительно).

В ханукальную субботу из ковчега выносят два свитка Торы. По одному читают недельную главу Микец, по второму – очередной отрывок из главы Насо. В качестве афтары читают отрывок из книги пророка Захария (2:14-4:7) Рани веСимхи, где мы встречаем фразу: «Не войском, не силой, но духом Моим», напоминающую нам о победе Маккавеев, причиной которой явилась не военная мощь, а истинное упование на Всевышнего. Если на Хануку пришлись две субботы, то в первую субботу читают недельную главу Ваешев и афтару Рани веСимхи, а во вторую – недельную главу Микец, а в качестве афтары – отрывок из Книги Царей (1;7:40-50) Ваяас Хиром, где среди прочего рассказывается о создании светильника в Первом Храме. Сефарды перед началом ханукальной субботы не читают главу Бе-ма Мадликим, а ашкеназы – читают.

Если новомесячье Тевета выпало на Шаббат, то из ковчега выносят сразу три свитка Торы. По первому шесть человек читают недельную главу, по второму – отрывок, который обычно читают в случае, когда новомесячье приходится на субботу (Бемидбар, 28:9-15), а по третьему свитку, в качестве мафтира — отрывок этого дня Хануки. После этого читают афтару Рани веСимхи. Если новомесячье пришлось на будний день, то из ковчега достают два свитка. По одному трое читают отрывок новомесячья (Бемидбар, 28:1-15), а по второму свитку четвертый член общины, которого вызвали к Торе, читает ханукальный отрывок, соответствующий этому дню.

Читать еще:  Молитва пресвятой богородице на причастие

В завершении утренней молитвы в Хануку ашкеназы (некоторые вместо, некоторые вместе с песней дня) читают тридцатую главу из Теилим, кроме субботы, когда читают песнь субботы, и кроме новомесячья, когда читают Борхи Нафши.

Молитва зажигания еврейских свечей

Привилегия зажигать свечи Шабата, несущие мир и согласие в еврейский дом, предоставлена именно женщинам. Это одна из основных Мицвот и поэтому она должна быть исполнена с величайшей тщательностью и преданностью.

Мы употребляем термин “зажигание свечей”, потому что в большинстве домов для исполнения этой Мицвы используются именно свечи. Однако могут быть использованы и многие виды масла, и во многих семьях существует обычай зажигать масляные (предпочтительно оливкового масла) светильники, а иногда и свечи вместе с ними.

Хотя минимальное количество свечей две, многие зажигают больше. Некоторые добавляют по одной свече с появлением нового ребенка. Но когда женщина начинает зажигать дополнительные свечи, желательно, чтобы она специально упомянула, что делает это Бли Недер (не давая обета), иначе их зажигание станет для нее установленной обязанностью. Так же поступают, когда переходят от маленьких свечей к большим.

Женщины, находящиеся не у себя дома, обычно зажигают только две свечи (но если они находятся в доме матери или свекрови, то зажигают обычное для них число свечей).

Женщина, которая по небрежности забыла однажды зажечь свечи перед Шабатом и Йом Товом, должна зажигать одну дополнительную свечу до конца своей жизни.

Женщина (но не мужчина) автоматически становится Meкабель Шабаш (принявшей на себя Шабат) с момента зажигания свечей — если даже еще стоит ясный день. Это означает, что она не может делать никакой Мелахи (работы, запрещенной в Шабат) с той минуты, когда зажгла свечи. И в этом причина того, что женщина вначале зажигает огонь, а только потом произносит Браху, вопреки основному правилу, согласно которому Браха предшествует исполнению Мицвы. Ибо, если она произнесет Браху, которая является началом процесса зажигания свечей, тем самым она примет на себя запреты Шабата, и ей нельзя будет зажечь огонь. Поэтому она зажигает свечи сначала, а затем немедленно закрывает глаза и произносит Браху, чтобы не видеть зажженного света до тех пор, пока она не закончит Браху. Это считается эквивалентным произнесению Брахи перед зажиганием. Многие женщины стараются не потушить спичку после зажигания, а кладут ее аккуратно, чтобы она могла догореть сама по себе.

Поскольку не разрешается есть и пить от начала Шабата до Кидуша, женщина не может есть или пить после зажигания свечей. Но если она испытывает сильную жажду, то может попить воды до захода солнца. До захода солнца также разрешается, хотя это и запрещено в сам Шабат, отделить Халу от испеченного теста, если женщина забыла отделить ее перед выпечкой.

То, что хозяйка зажгла свечи, для остальных домочадцев не является началом Шабата и они могут продолжать свои повседневные занятия до времени Кабалат Шабат или — если это событие случается раньше — до того момента, когда община становится Мекабель Шабат в Шуле (синагоге), как это объяснено ниже. Более того, она может попросить кого-нибудь из членов семьи включить или выключить свет или сделать для нее любую работу, уже являющуюся запрещенной для нее.

Но в случае необходимости (например, когда нужно еще сделать приготовления к Твиле) женщина может зажечь свечи, четко поставив условие (вслух или мысленно), что она не станет Мекабель Шабат после зажигания. Но это возможно только в случае необходимости (и при этом следует посоветоваться с компетентным раввином).

Свечи должны быть зажжены не позже чем за 18 минут (самое позднее — за 16 минут) перед Шкийей (заходом солнца). Но во многих домах и общинах обычно зажигают за 20 или 30 минут до захода солнца. (В Иерусалиме принято зажигать свечи за 40 минут до захода солнца.) В любом случае свечи должны быть зажжены перед тем, как Цибур (община) в местном Шуле закончит произнесение Лexa Додu. Если в общине более одного Шула, то женщина ориентируется на тот, который она или ее муж регулярно посещают. Причина в том, что слова “Бои Хала Бои Хала”, которыми заканчивается Лexa Доди, и последующий псалом Мизмор Шир Лейом Ашабат означают начало Шабата для всей общины, включая и тех, кто не присутствует в Шуле. Особенно важно помнить об этом в летние месяцы, когда многие общины в пятницу вечером начинают молиться рано.

Как упоминалось раньше, Мицва зажигания свечей Шабата — это одна из Мицвот, порученных в первую очередь и как правило женщинам. Тем не менее, если что-то мешает женщине зажечь свечи или задерживает ее, муж или кто-то другой из членов семьи должны немедленно сделать это за нее. Если она думает, что может не успеть зажечь свечи вовремя, она должна не колеблясь попросить занять ее место, чтобы не рисковать нарушить Шабат слишком поздним зажиганием.

Хотя эта Мицва в первую очередь адресована хозяйке дома, муж может принять участие в ее исполнении, приготовив свечи или фитили, налив масла и т.п.

Если время позволяет, женщина должна переодеться в праздничную одежду перед зажиганием. И также, поскольку для нее Шабат начинается с зажиганием свечей, она должна до зажигания помолиться Минху (если у нее в обычае молиться Минху). Однако, если уже поздно и наступает время зажигания свечей, женщина должна сначала зажечь свечи (даже в повседневной одежде), а потом воеполнить Минху, произнеся Амиду дважды. (В данном случае произносится дважды Амида Маарив Шабат). Согласно некоторым авторитетам, предпочтительнее, чтобы женщина зажгла свечи, поставив условие, что зажигание не делает ее Мекабелъ Шабат, а затем помолилась Минху. (Это условие касается только Минхи и не позволяет ей делать какую-либо Мелаху).

Женщина, зажигающая свечи впервые в жизни, должна, согласно некоторым авторитетам, произнести Шеехийану. Но очень многие не согласны с таким мнением, и Минхаг в большинстве мест соответствует последней точке зрения.

Свечи Шабата зажигают на столе или неподалеку от стола, за котором будут есть, и они должны быть достаточно длинными, чтобы их хватило до конца трапезы. Если вечернюю трапезу устраивают до наступления темноты (как, например, в летние месяцы), то лучше, чтобы свечи горели до наступления темноты.

Сейчас, когда многие дома во время трапезы Шабата освещаются ярким электрическим светом, некоторые современные авторитеты подняли вопрос, можно ли исполнить Мицву, зажигая в такой комнате свечи, поскольку они добавляют (если вообще добавляют) очень мало света. Такие Поским советуют поэтому выключить электрический свет в комнате, а затем включить его Лихвод Шабат (в честь Шабата) непосредственно перед зажиганием свечей. Произнеся Браху, женщина должна иметь в виду, что она хочет исполнить Мицву посредством и электрического света, и света свечей.

Если же в Шабат используется Шаон (реле времени), выключающий свет на ночь, можно использовать более длинные свечи, которые будут гореть и после отключения электричества (чтобы кто-нибудь смог воспользоваться их светом).

Тем, кто ест не дома (а, например, у родителей мужа или жены), следует употреблять достаточно длинные свечи или такое количество масла, чтобы они еще горели, когда хозяева вернутся домой. Или наоборот, жена не уходит из дома пока не наступит темнота, чтобы иметь возможность воспользоваться светом свечей Шабата. Если ни то, ни другое невозможно или непрактично, тогда женщина зажигает свечи там, где она собирается есть.

Несколько женщин, которые едят за одним столом, могут все зажечь свечи на этом столе. Но предпочтительней, чтобы они не использовали один и тот же подсвечник. Если у них отдельные спальни, то они могут зажечь свечи там (чтобы иметь возможность воспользоваться их светом, как объяснено выше). Одна из них, конечно же, должна зажечь свечи в той комнате, где будут есть.

Свечи зажигают на столе или в другом месте, где их намереваются оставить, поскольку их нельзя переносить после зажжения. Так, например, их не зажигают в Сукке с намерением перенести потом в дом (или наоборот). Однако, если женщина по болезни (или по другой причине) не может зажечь свечи на обеденном столе, она может зажечь их на столе или стуле около своей постели, оставить их там ненадолго, а затем их можно перенести на стол для трапезы.

Если женщина забыла сказать Браху, она может ее произнести до захода солнца. Если же она сомневается в этом, то она не должна произносить Браху:

Рекомендуется перед зажиганием дать несколько монет Цдаки. Существует старинная традиция ставить рядом с подсвечниками несколько копилок для этой цели. Время исполнения этой Мицвы особенно благоприятный момент, чтобы молить Всевышнего благословить детьми, которые станут Талмидей Хахамим (Знатоками Торы).Специальная Техина (мольба), произносимая женщинами после зажигания свечей, приведена во многих Сидурах (молитвенниках).

Женщина в больнице или родильном доме, где свечи могут стать источником опасности, может, согласно многим авторитетам, зажечь электрический свет и произнести на него Браху.

Устанавливая свечи, важно убедиться, что маленькие дети не смогут до них дотянуться. Если горящая свеча упала на стол и подожгла, или грозит поджечь скатерть, можно полить вокруг загоревшегося места какой-нибудь жидкостью (вином, соком, чаем и т.п.), но не водой; однако, если свеча упала на пол, на деревянную мебель или пластиковую скатерть, можно использовать и воду.

Также разрешается слегка толкнуть стол, чтобы свечи упали на пол, даже если при этом огонь может погаснуть.

Нет нужды говорить, что если огонь угрожает жизни или есть возможность возникновения ситуации, представляющей такую угрозу, все необходимые шаги (вызов пожарных, тушение огня и т.п.) могут и должны быть предприняты без колебаний. И это соответствует основному принципу, согласно которому даже малейшая угроза жизни — или малейшая возможность спасти жизнь — отменяют все запреты Шабата или Йом Това (так же, как и почти все другие запреты, предписанные нам).

Женщины, имеющие маленьких детей, особенно должны помнить этот принцип, в случае какой-либо болезни или раны, требующих немедленных энергичных действий.

Ссылка на основную публикацию