Молитва зухр в намазе

Молитва зухр в намазе

Зухр намаз

Зухр намаз («ойля-намаз» в переводе на тюркский), называемый также полуденным и обеденным намазом – вторая по счету обязательная молитва в Исламе из 5 обязательных молитв в день. Является вместе с суннат намазами самой длинной молитвой из всех тех ежедневных молитв которые должен каждый день совершать человек.

Сколько ракаатов: зухр намаз читается в 4 ракаата

Время совершения: полуденный намаз читается только с момента, как солнце отклонится от зенита, и до того момента, как начнется время послеобеденного или послеполуденного аср намаза.

Чтобы определить время для совершения обеденного (полуденного) зухр намаза, можно обратить внимание на такое упоминание: время начинается с того момента, как солнце переходит свою точку зенита, и до тех пор, пока тени от предметов не вытянутся настолько, что станут длиннее, чем сами предметы. Это является распространенным мнением ханафитов. Относительно окончания времени совершения обеденного (полуденного) зухр намаза ученые богословы придерживаются разных позиций. По мнению имама Абу Ханифы, нельзя читать полуденную (обеденную) молитву тогда, «когда длина тени какой-то вещи становится больше её размера в два раза».

Однако в некоторых достоверных хадисах содержится опровержение этому мнению, что обеденная (зухр) молитва длится до того времени, когда тень становится длиннее предмета в два раза. И имам-ханафит ат-Тахауи передал, что последним мнением Абу Ханифы являлось мнение большинства ученых, а именно, что время обеденного намаза длится до тех пор, пока длина тени не станет равна высоте самого предмета.

Порядок и количество ракаатов в зухр намазе: всего в обеденном намазе зухр вместе с суннатами 4 или 3 молитвы с общим количеством 10 ракаатов, которые читаются в следующем порядке:

  • 2 ракаата суннат;
  • 2 ракаата суннат;
  • 4 ракаата фард намаза зухр;
  • 2 ракаата суннат.
  • 4 ракаата суннат;
  • 4 ракаата фард намаза зухр;
  • 2 ракаата суннат.

Читается вслух или про себя: фард и сунна-намаз читают полностью про себя. Во время молитвы в мечети молящийся может читать в фарде в слух такбиры, для того, чтобы к нему присоединились другие верующие, при условии, что в мечети не читают уже коллективный намаз, в таком случае, совершать намаз в слух нельзя, а надо присоединиться к коллективному зухр намазу.

Чтение зухр намаза в пятницу: по пятницам вместо полуденного (обеденного) зухра намаза читается джума-намаз.

В каком случае молитва действительна: чтобы прочитать обеденный или полуденный намаз, нужно, чтобы человек, который его совершает, являлся мусульманином, должен быть совершеннолетним и пребывать в здравом уме. Религиозными практиками не занимаются люди, которые имеют какие-то психические отклонения. Человек, должен придерживаться времени молитвы, пребывать в состояние ритуальной чистоты, на нем должна быть чистая одежда, а место совершения должно быть чистым и спокойным. Аурат человека должен быть прикрыт, а во время молитвы человек должен быть обращен лицом в сторону Каабы.

Как читать зухр намаз

Ниже приводится порядок выполнения молитвы в соответствии ханафитского мазхаба.

  1. В положении стоя следует сделать намерение или ният к совершению полуденного (обеденного) намаза, разрешается произнести слова «Намереваюсь ради Аллаха совершить четыре ракаата фарда Зухр намаза» или, если совершается суннат-намаз разрешается произнести слова «Намереваюсь ради Аллаха совершить четыре ракаата сунна Зухр намаза», а затем обе руки следует поднять, пальцы раздвинуть, а ладони развернуть с сторону Киблы. Руки поднимают до уровня ушей, большими пальцами касаются мочек ушей. Женщинам в этом месте следует поднять свои руки на уровне груди. После этого следует произнести «Аллаху акбар».
  2. После этого кладут правую руку на левую руку ладонью так, чтобы мизинец и большой палец касались и обхватывали на левой руке запястье. Сложенные так руки следует опустить так, чтобы они были ниже пупка, а женщинам нужно поставить руки на уровне груди. В таком положении стоя следует произнести дуа Сана со словами «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь». После этого произнести «Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим» и «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», а затем произносится сура «Аль-Фатиха», которая звучит так: «Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на‘бyдy ва ийякя наста‘ийн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан ‘ амта ‘алейхим гайриль магдуби ‘алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!».
  3. По завершении чтения суры «АльФатиха» следует произнести еще какую-то короткую суру или короткий аят. В качестве такой суры может подойти для этого случая сура «Аль-Кяусар», которая звучит так: «Иннаа а‘тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар».
  4. Далее следует опустить руки и произнести «Аллаху акбар», после чего совершается поясной поклон или руку ‘ . В поясном поклоне следует произнести трижды «Субхана-Раббияль-‘азыйм». После поясного поклона рукуу’ нужно выпрямить свое тело вертикально и произнести «Сами‘аллаху-лимян-хамидах». Далее нужно произнести: «Раббана уа лякаль хамд».
  5. После этого нужно произнести вслух «Аллаху акбар», совершая земной поклон или саджда. Когда выполняется саджда, сначала следует опуститься на колени, после этого следует положить обе руки на землю и опереться на них, а затем коснуться носом и лбом саджда. Пока совершается поклон, следует трижды произнести: «Субхана-Раббияль-А‘ля», а затем поднимаются из саджда произнося слова «Аллаху акбар» в положение сидя и после произнесения «Аллаху акбар» в этом положении остаются на две-три секунды.
  6. Далее снова, произнося слова: «Аллаху акбар», следует опуститься в саджда и произнести трижды «Субхана-Раббияль-А‘ля», затем произнося «Аллаху акбар» вновь подняться из саджда для совершения второго ракаата.
  7. Второй ракаат полуденного (обеденного) зухр намаза совершается в следующем порядке.
  8. Произносят «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего следует произнести суру «Аль-Фатиха». По завершении чтения суры следует произнести еще одну короткую суру длинный или аят. Подходит к такому случают сура «Аль-Ихлас»: «Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад».
  9. Далее опускают руки, произносят «Аллаху акбар», а после произнесения «Аллаху акбар» совершают поясной поклон или руку.
  10. В поклоне-руку, следует произнести трижды слова: «Субхана-Раббияль-‘азыйм», затем нужно подняться и тело следует выпрямить до положения вертикального, во время выпрямления тела из поклона-руку произносят слова «Сами‘аллаху-лимян-хамидах». После этого нужно произнести «Раббана уа лякаль хамд». Затем произносят «Аллаху акбар», и исполняют земной поклон или саджда, сначала вставая на колени, потом опираются на обе руки, и только потом носом и лбом касаются места саджда.
  11. В земном поклоне, произносят трижды «Субхана-Раббияль-А‘ля», а затем произносят слова «Аллаху акбар» и во время произнесения «Аллаху акбар» возвращаются из саджда в положение сидя, и в этом положении остаются на несколько секунд. Далее снова произносят слова «Аллаху акбар», после произнесения «Аллаху акбар» опять опускаются в саджда и снова трижды повторяют слова «Субхана-Раббияль-А‘ля». После этого снова говорят «Аллаху акбар» и выходят из саджда в положение сидя и читают дуа «Аттахият», которое звучит как: «Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy ‘алейна ва ‘аля ‘ийбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан ‘абдyху уа расyлюх». Указательный палец правой руки во время аттахийата поднимается и остается в поднятом положении до конца аттахията. После того, как дуа будет прочитано, опять произносят «Аллаху акбар» поднимаясь на третий ракаат.
  12. Третий ракаат полуденного (обеденного) зухр намаза совершается в следующем порядке: сначала произносят «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего читают суру «Аль-Фатиха».
  13. Далее следует опустить руки и произнести: «Аллаху акбар», совершая поясной поклон-руку, в поклоне-руку, следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-‘азыйм». Далее нужно подняться и тело выпрямляют из поклона-руку так, чтобы оно находилось вертикально, и во время этого произносят «Сами‘аллаху-лимян-хамидах» и затем произносят «Раббана уа лякаль хамд». После этих слов произносится «Аллаху акбар» и снова совершается земной поклон или саджда.
  14. Когда саджда выполняется, сначала опускаются на колени, после этого опираются на обе руки сразу, а затем прикасаются носом и лбом в место саджда. Пока молящийся находится в земном поклоне, ему следует сказать трижды: «Субхана-Раббияль-А‘ля». Далее произносят слова «Аллаху акбар» выпрямляясь из саджда в положение сидя, и в таком положении остаются на две-три секунды. Затем опять говорят: «Аллаху акбар», и возвращаются в саджда с произнесением трижды слов «Субхана-Раббияль-А‘ля». Далее снова произносят «Аллаху акбар», поднимаясь из саджда в положение стоя для того, чтобы начать четвертый ракаат.
  15. Четвертый ракаат полуденного (обеденного) зухр намаза совершается в следующем порядке: сначала произносят «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», затем читают суру «Аль-Фатиха».
  16. После этого опускают руки и произносят «Аллаху акбар», совершая поясной поклон-рука, в поклоне-рукуу нужно произнести трижды «Субхана-Раббияль-‘азыйм».
  17. Когда это будет сказано, можно подняться и тело выпрямить из поклона руку до положения вертикально, во время выпрямления тела произносят «Сами‘аллаху-лимян-хамидах», а когда тело будет полностью выпрямлено, нужно сказать: «Раббана уа лякаль хамд».
  18. После всего этого выполняется земной поклон или саджда, опускаясь сначала на колени, потом на обе руки и только потом касаясь носом и лбом того места, где совершается саджда. Пока мусульманин находится в земном поклоне, он трижды произносит «Субхана-Раббияль-А‘ля». Далее произносят слова «Аллаху акбар» поднимаясь с саджда, достигают положения сидя и в таком положении остаются на две-три секунды. Затем опять говорят: «Аллаху акбар» возвращаяст в саджда, в котором произносят трижды «Субхана-Раббияль-А‘ля». Потом снова говориться «Аллаху акбар» возвращаясь в положение сидя.
  19. Далее нужно прочитать дуа «Аттахият», затем «Салават». Указательный палец правой руки во время аттахийата и салавата, а также других дуа поднимается и остается в поднятом положении до конца молитвы. После этого можно прочитать дуа «Раббана», в которой текст следующий: «Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар».
  20. После этого произносят приветствие «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах», а голову во время этого приветствия нужно повернуть сначала в правую сторону к правому плечу, а потом в левую сторону к плечу левому.
  21. Затем мусульманин может произнести следующее дуа «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам». Это служит окончанием полуденного (обеденного) намаза.
Читать еще:  Молитва для предков шафранова

Совершение полуденной молитвы (Зухр) после пятничного намаза

Выясним, заменяет ли в полной мере пятничная молитва («Джум‘а») полуденную (Зухр)?

Итак, если пятничная молитва совершается жителями города совместно в одной мечети, то молитва полна и самодостаточна. После такой молитвы совершение полуденной (Зухр) недопустимо и запрещено. Таково мнение всех богословов. Подчеркиваю – всех мусульманских ученых без исключения.

Если же в одном городе несколько мечетей, то:

1) «в той мечети, где первыми сказали начальный «такбир»[1] двух ракяатов фарда пятничной молитвы, не совершают полуденную молитву. Для всех остальных мечетей совершение ее обязательно, если в городе чрезмерно много мечетей. В противном случае (если мечетей мало) – только желательно», – утверждают богословы шафиитского мазхаба;

2) «пятничные молитвы всех мечетей города являются самодостаточными и полноценными. Для тех, кто все-таки желает совершить полуденную, строго порицаемо (макрух тахриман) совершение ее в джама‘ате, вместе с имамом», – считают богословы ханафитского мазхаба.

Уместно будет упомянуть здесь мнение богослова нашего времени Вахбы аз-Зухайли: «Пятничная молитва – это основная обязательная (фард) молитва своего времени. Те, кто говорит об обязательности совершения молитвы в одной и единственной мечети, обосновывают это фактическим положением дел во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самостоятельным аргументом (в пользу того, что после увеличения числа мечетей в одном населенном пункте принимается молитва только в одной из них) это не может быть. Конечно же, лучше, если все верующие будут вместе читать молитву в одной мечети (но на практике в сегодняшних городах и мегаполисах это невозможно).

Если прихожанин хочет перечитать полуденную[2] молитву вслед за пятничной в одиночку, то никто не вправе ему это запретить. В то же время необходимо препятствовать случаям, когда полуденная молитва вслед за пятничной совершается сообща, в джама‘ате, так как это нарушает единство мусульман. Канонически невозможно проводить аналогию (кыяс) между сегодняшними крупными городами, где число мусульман велико, с городом Мединой во времена пророка Мухаммада, когда число мусульман было незначительным. Правитель (халиф) сегодня – это проповедник мечети (хатыб). Минбар – это средство донесения до мусульман путей решения многих проблем. И то, что во времена Пророка и праведных халифов не было ни случаев, ни каких-либо причин перечитывать полуденную молитву после пятничной, явно указывает на отсутствие сегодня причин для обязательного перечитывания Зухра после пятничной молитвы. Поэтому коранический завет об обязательности совершения пятничной молитвы остается единым и единственным (на данное время недели и дня)»[3].

Другой из богословов нашего времени после подробного канонического исследования обсуждаемого вопроса сделал следующее заключение: «Пятничная молитва («Джум‘а») – это основная обязательная полуденная молитва пятницы. Зухр может совершаться (как индивидуально, так и джама‘атом) вместо нее (вместо пятничной) в пятницу только в случаях опоздания на пятничную молитву, а также теми, для кого последняя необязательна (путники, женщины, немощные или больные)»[4].

Нужно учитывать, что данное положение (совершение полуденной молитвы после пятничной) не имеет явного обоснования в Священном Коране или Сунне. Во времена Пророка и праведных халифов в одном населенном пункте не было много мечетей, а если они и были, то пятничная молитва совершалась в самой крупной мечети, где присутствовало и руководство города. Слова о «более раннем завершении молитвы в одной из мечетей» также из разряда религиозных предположений. Ученые ханафитского мазхаба дали наиболее реалистичное, со взглядом на будущее, религиозное заключение, обосновывая его, наряду со многими другими аргументами, кораническим аятом о легкости в религии[5] (о чем говорится и в хадисах) и тем, что искренне совершаемые деяния, тем более в деле поклонения Господу (‘ибада), принимаются и не отвергаются Им.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Слова «Аллаху акбар», произносимые с поднятием кистей рук в самом начале молитвы.

[2] В случаях, когда в городе несколько мечетей и молящийся не знает, какая из них завершает молитву раньше, или когда отсутствует необходимый кворум прихожан, может быть совершено четыре ракяата полуденной молитвы. В этом случае намерение будет таким: «Намереваюсь совершить четыре ракяата фарда завершающей полуденной молитвы» (или – «намереваюсь совершить полуденную молитву (Зухр) из предосторожности (اِحْتِياَطاً)». Именно не самостоятельной как шестой, а в качестве дополняющей и завершающей одну из пяти обязательных. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.]. Т. 1. С. 167, 168); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1300.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1331, 1332, 1328.

[4] См.: Аль-‘Аккязи М. Итхаф аль-анам би ахадис аль-ахкям фи аль-‘ибадат [Одаривание людей хадисами канонических положений относительно поклонений (Богу)]. Каир, 1996. С. 83.

[5] «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада). Об этом говорится также во многих других аятах и достоверных хадисах.

Полуденная молитва: когда и как правильно читать зухр-намаз

Намаз выступает в качестве одного из столпов ислама, наряду с произнесением свидетельства (шахады), держанием поста, выплатой закята и совершением паломничества в Мекку и Медину.

О важности молитвы в Священном Коране упоминается множество раз, а потому каждый мусульманин должен не только своевременно совершать намаз, но и делать это с предельной концентрацией и ощущением, что на все действия смотрит Сам Всевышний (впрочем, такое отношение у верующего должно присутствовать всегда, а не только во время поклонения).

Про обязательный характер намаза говорится в одном из аятов суры «Хадж»:

«Проявляйте усердие в том деле, которое заповедовал вам Аллах. Он оставил Свой выбор на вас и не сделал ничего затруднительного в религии ислам… Выстаивайте намаз, платите из своего имущества подаяние (закят) и яростно держитесь за Всевышнего Творца…» (22:78)

Поэтому крайне важно выполнять все обязательные для мусульманина намазы. В этой статье мы подробно разберём, как совершается полуденная молитва («зухр» по-арабски или «ойля-намаз» у тюркских народов) – самая длинная из пяти ежедневных в исламе.

Обратите внимание, что положение частей тела в ракаатах описаны для мужчин. У женщин они несколько (незначительно) отличаются.

Время, когда мусульмане совершают полуденный намаз

Зухр-намаз разрешается читать с того момента, когда солнце перестанет находиться в зените (это положение небесного светила, когда оно достигает наивысшей точки по орбите по отношению к определённой географической местности) и пока тень предмета не увеличится так, что станет длиннее самого предмета. Тем не менее, богословы придерживаются разных точек зрения по поводу того, когда именно заканчивается время молитвы зухр. Если представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ настаивали на вышеприведённой трактовке, то великий имам Абу Ханифа полагал, что полуденную молитву нельзя совершать тогда, когда длина тени какой-то вещи становится больше её размера в два раза.

Время совершения намаза ойля в различных городах России на текущий год можно посмотреть и скачать здесь.

Как читать полуденную молитву

Полуденная молитва состоит из четырёх ракаатов сунны, четырёх – фарда и двух ракаатов последующей сунны. Фактически порядок совершения всех этих частей зухр-намаза идентичен друг другу, однако имеются некоторые нюансы, о которых мы расскажем ниже. В целом, описание того, как необходимо совершать полуденную молитву мы приведём на примере 4 ракаатов сунны. О фарде и двух дополнительных ракаатах сунны будет сказано в контексте тех особенностей, которые характерны для этих частей намаза. Это видео поможет вам понять суть описанного в тексте.

Читать еще:  Молитва за возвращение блудного мужа

4 ракаата сунны

Ракаат №1

1-й шаг – ният, т.е. намерение на совершение четырёх ракаатов сунны. Оно может быть либо в форме желания человека сделать что-то, либо в словесной форме, когда высказывание служит подтверждением изначального желания человека. Последний момент применительно к намазу не выражается в какой бы то ни было молитвенной формуле. Достаточно подумать о том, что верующий будет делать сейчас четыре ракаата сунны или проговорить на родном языке: «О Всевышний! Вознамерился я совершить 4 ракаата сунны полуденной молитвы».

2-й шаг – такбир, выражение «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»). В рамках этого шага первоначально необходимо совершить поднятие рук до уровня головы так, чтобы большой палец соприкасался с мочкой уха (соприкосновение практикуется в рамках ханафитского и маликитского мазхабов, в то время как в шафиитском и ханбалитском этого можно не делать), а остальные пальцы должны быть направлены в сторону Мекки (то есть кыйблы). В момент соприкосновения произносится такбир – выражение «Аллах Велик» на арабском языке «Аллаху Акбар». Собственно, с этого момента наступает время, когда человек во время намаза не может произносить посторонние слова и совершать излишние движения. Глаза следует направить в то место, куда, предположительно, верующий будет совершать земной поклон.

3-й шаг – чтение дуа «Сана» и сур из Священного Корана. Текст дуа-сана следующий:

Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук

Переводится эта молитвенная формула так: «Слава Тебе, Всевышнему Аллаху! Имя Твоё благое, Твоё имя является самым великим, нет ничего равного Тебе. Никто не может быть достойным поклонения, только Ты этого достоин».

У шафиитов дуа-сана читается иным образом:

Ваджахту ваджхия лиллязии фатарас-самаваати валь-ард, ханиифам муслиима, ва ма анна мин аль-мушрикиин, иннас-саляяти ва нусуки, ва махъяйа, ва маммати лилЛяхи раббиль-‘алямиин, ля шариикя лях, ва би зяликя умирту ва анна мин аль-муслимиин

Перевод смысла: «Я направляю свой лик к Создателю небес и земляной тверди. Я не поклоняюсь другим богам, потому что, поистине, моя вера, молитвы, воздаяния, просьбы, благой нрав, жизнь и смерть – всё это принадлежит Всевышнему Аллаху, Господину, Который не имеет никакого сотоварища. Это то, что мне велено совершать, я являюсь мусульманином».

4-й шаг – кыям. Согласно ханафитской богословское-правовой школе, во время кыяма (стояния в намазе) руки верующего должны располагаться ниже пупка. Правая кисть выше левой, обхватывая её таким образом, что указательные, средний и безымянный пальцы располагаются вдоль левой руки. Шафииты держат руки ровно таким же образом, но они должны быть выше пупка и ниже груди. В ханбалитском мазхабе вопрос о том, как именно держать руки, оставляется на усмотрение верующего. Маликиты, в свою очередь, читают намаз, опуская руки.

После дуа-сана, произнося слова «А’узу билЛяхи минашшайтаанир-раджиим, бисмилЛяхи-р-Рахманир-Рахиим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от дьявола, который достоин побития камнями. Именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного»), верующий читает суру «Фатиха». Затем следует любая другая кораническая сура (либо её фрагмент не менее чем из трёх идущих подряд аятов). В качестве примера может выступить сура «Наср».

5-й шаг – поясной поклон (по-арабски «руку’»). Человек проговаривает такбир «Аллаху Акбар» и делает руку’. То есть кланяется так, что его руки опираются на коленные чашечки, при этом пальцы необходимо расставить друг от друга. Локти не касаются тела. Спина держится параллельно полу, голову не следует ни опускать вниз, ни поднимать. В этом положении верующий трижды проговаривает: «Субэханя Раббиаль-‘Азыйм» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Господин»). Затем нужно завершить руку’. Выходя из него, верующий произносит: «Сами’аАллаху лимян Хяямидяя» («Всевышнему слышно (известно) абсолютно все прославления, [которые поступают в Его адрес]»). Далее он занимает вертикальное положение, опустив руки и произнося про себя следующую формулу: «Раббаня, ЛяКа-л-хамдэ» («О Владыка миров! Для тебя все эти восхваления»).

6-й шаг – суджуд (земной поклон). Верующий произносит такбир – слова «Аллаху Акбар», опускает параллельно колени, опирается кистями рук на пол и располагает между ними голову, прикасаясь лбом и переносицей. Так суджуд делается в рамках ханафитской богословское-правовой школы. Шафииты совершают этот элемент практически так же, но только кисти рук находятся на уровне плеч, а не головы. Ханбалиты делают земной поклон иначе – они сначала опускают руки на пол, после чего соприкасаются с ним (полом) коленями. Пальцы при этом направлены в направлении Мекки, их нельзя отрывать от пола. В положении земного поклона глаза следует держать открытыми.

Во время суджуда три раза проговариваются слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Мой Великий Творец [всего сущего]»).

Из земного поклона верующий выходит, произнося такбир. Механика процесса проста: сначала поднимается голова, далее от пола отрываются руки, и молящийся садится на левую ногу. Правая нога остаётся в промежуточном состоянии, то есть кончики пальцев смотрят в направлении кыйблы. Верующий ставит ладони на бёдра, пальцы рук так же направлены к Каабе. Так он сидит пару мгновений, после чего вновь повторяет суджуд с той же фразой. Стоит отметить, что этот элемент намаза символизирует ключевую составляющую поклонения. Человек признаёт своё рабское по отношению к Всевышнему Творцу положение.

Земной поклон завершается словами «Аллаху Акбар» и занятием вертикального положения (кыям). После этого верующий приступает ко второму ракаату сунны намаза зухр.

Ракаат №2

В положении кыям человек снова читает «Фатиху», после которой следует другая сура из Корана или несколько коранических аятов. В качестве примера можем привести суру «Курайш». Далее следуют оба вида поклонов. Отличие второго ракаата от первого заключается в том, что после суджуда человек не встаёт сразу на кыям 3-го ракаата, а занимает сидячее положение, аналогичное тому, что характерно для промежутка между двумя частями земного поклона. Такое положение в исламском праве именуется «кууд». Далее верующий читает про себя дуа-ташаххуд:

Ат-тахияту лилЛяхи вас-салявату ваттаиибату. Ас-саляму ‘аляйка, айюханнабийю, ва рахматулЛахи вабарякятуху. Ас-саляму ‘аляйня ва ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху, ва ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху ва расулух

Перевод значения: «Наши приветственные возгласы, наши молитвы и выражения превосходства. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Творца и благословения от Него. Привожу свидетельство, что нет никого, кому можно было бы поклоняться, кроме Всевышнего Аллаха. Также привожу свидетельство, что Мухаммад является Его рабом и посланником».

Обычно верующие поднимают правый указательный палец в момент проговаривания формулы «Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху», после чего указательный палец опускается обратно в исходное положение. Так заканчивается второй ракаат сунны молитвы зухр.

Ракаат №3

Третий ракаат выполняется так же, как и первый, за исключением того, что здесь не повторяется дуа-сана. После «Фатихи» некоторые богословы рекомендуют читать суру «Фаляк». За руку’ и саджда следует заключительный ракаат.

Ракаат №4

Эта часть сунны полуденного намаза аналогична описанному выше 2-му ракаату. В кыяме за «Фатихой» можно прочитать суру «Нас». После совершения обоих видов поклонов в положении кууд (сидение) вместе с дуа-ташаххуд необходимо прочитать дуа-салават:

Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа саляята аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджиид. Аллахумма бярик аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа барактя аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджид

Перевод значения: «О Всевышний Творец! Просим благословить Мухаммада и его семью, подобно тому, как ты в своё время благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы. О Всевышний Творец! Просим послать благословения Мухаммаду и его семье, подобно тому, как ты послал это Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы и славы».

В концовке кууда необходимо прочитать 201-й аят из второй суры Корана:

«Раббаняя-аттиина фиддунья хасанатян ва фил ахираати хасаната ва кыйна газабан-нар» (2:201)

Перевод смысла: «О Всевышний Господин! Прошу Тебя подарить в этом мире и мире Вечном добро. Также просим защиты от Ада и его мучений»

Затем в обе стороны произносится салям – приветствие. На арабском языке это звучит так: «Ас-саляму галяйкум ва рахматулЛаа» («Приветствие вам и милость Всевышнего Творца»). Под «вам» в этом случае подразумеваются верующие люди, которые совершают молитву, ангелы, которые записывают наши дела, а также те джины, кто исповедует ислам.

После этого мусульманин трижды произносит слова «Астагфируллахи» («Прости меня, о Аллах») и читает дуа следующего содержания: «Аллахумма антас-саляяму ваминкя-с-саляму. Табаракта йа заль-джаляяли валь-икрам» («О Всевышний! Ты – это мир, и Ты являешься источником этого мира. Даруй нам Своё благословение»).

Эту молитву-дуа необходимо прочитать, держа ладони на уровне груди. Прочитав её, человек говорит «аминь» и проводит руками по лицу. Собственно, вот так и совершаются 4 ракаата сунны полуденного намаза.

Читать еще:  Молитва старцев об исцелении

4 ракаата фарда

Эта часть молитвы читается точно таким же образом, как и 4 ракаата сунны. Отличий лишь несколько:

  • такбиры, которые ознаменуют новые действия внутри намаза, и приветствие (салям) в конце намаза произносятся в рамках фардовой части намаза вслух;
  • в третьем и четвёртом ракаатах вслед за «Фатихой» в кыяме не читается дополнительная сура.

2 ракаата сунны

В рамках этой части полуденного намаза также отсутствуют новые элементы. Во втором ракаате после ташаххуда сразу необходимо прочитать дуа-салават, аят «Раббаняя-аттиина…» из суры «Бакара», совершить приветствия и сделать заключительное дуа.

Обычно после выполнения всех частей намаза мусульмане совершают зикр – упоминание Всевышнего, которое свидетельствует о том, что верующие постоянно думают о своём Господине. Правда, перед этим следует прочитать 255-й аят суры «Бакара», именуемый «Аят уль-Курси».

Сам зикр (или тасбих) представляет собой повторение с определённой частотой (по 33 раза) слов восхваления Всевышнего Творца. Первой формулой выступает «СубханаАллахи». Её перевод: «Пречист Аллах». Далее верующий произносит «Аль-хамду лилЛяхи», что переводится как «хвала Аллаху». Наконец третьей формулой зикра в конце молитвы служит такбир «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»). После слов тасбиха проговаривается шахада-свидетельство «Ля иляха илля-лЛахи Мухаммаду РасулулЛахи» («Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад является посланником Аллаха»).

Следует также учитывать, что в пятницу молитву зухр заменяет джума-намаз, который имеет свои отличительные особенности.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаломалейкум! У меня левая рука парализованна, а левая нога очень плохо работает, поэтому я не могу посещать жуманамаз. Каким образом или в каком порядке я должен его совершать дома?

Намаз, совершение которого равноценно принятому хаджу и умре | ВИДЕО

Достоинства зуха-намаза многочисленны и судьбоносны для тех, кто делает его своей ежедневной привычкой. Это добровольный дополнительный намаз, состоящий как минимум из двух ракаатов, совершаемый между периодом времени от восхода солнца до обеденного намаза.

Зуха-намаз является настоятельной сунной и является источником благодати и множества наград. Зуха-намаз представляет важность с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.

Время для совершения зуха-намаза (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья – приблизительно 3,5 метров над горизонтом (примерно через 15-20 минут после восхода солнца), и заканчивается в полдень, когда солнце окажется в зените до наступления времени обеденного намаза.

Лучшее время для совершения зуха-намаза наступает по истечении 1/4 части светового дня. В промежутке между рассветом и обеденным намазом период зуха-намаз занимает такое же место, как и период предзакатного намаза – между обеденным и вечерним намазами. Это время, когда солнце уже хорошо согревает землю и верблюжата ищут спасение от жары в тени взрослых верблюдов.

Самое меньшее количество ракаатов зуха-намаза – два ракаата. Можно совершать этот намаз в четыре, шесть или восемь ракаатов, а самое большее количество – двенадцать ракаатов. Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка ﷺ .

В первом ракаате после «Аль-Фатиха» читают суры «Аш-Шамс» и «Аль-Кафирун», а во втором – «Аз-Зуха» и «Аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «Аль-Кафирун», а во вторых – «Аль-Ихлас».

Зуха-намаз лучше совершать в мечети. Но лучше совершить его дома по истечении 1/4 части светового дня, чем слишком рано в мечети; то есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место. Если зуха-намаз пропущен, то его возмещение является суннатом.

После зуха-намаза рекомендуется читать следующее дуа:

اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين

«Аллахумма инна з-зухаа зухау-ка, ва-ль-бахаа бахау-ка, ва-ль-джамала джамалу-ка, ва-ль-куввата куввату-ка, ва-ль-кудрата кудрату-ка, ва-ль-‘исмата ‘исмату-ка. Аллахумма ин кана ризки фи ссамаи фа-анзил-ху, ва ин кана фи-ль-арзи фа-ахридж-ху, ва ин кана му‘ассаран фа-яссир-ху, ва ин кана хараман фатаххир-ху, ва ин кана ба‘идан фа-карриб-ху, би-хакки зухаи-ка, ва бахаи-ка, ва джамали-ка, ва куввати-ка, ва кудрати-ка, атини ма атайта ‘ибадака с-салихина».

О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану – на небесах, ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим»).

А в книге «И‘анат ат-талибин» написано, что рекомендуется ещё сорок или сто раз читать: «Рабби гфирли ва рхамни, ва туб ‘алайя иннака анта т-таввабу-р-рахим».

В хадисах много говорится о достоинствах молитвы зуха. Так, в одном из них, приводимом Табарани в сборнике «Авсат», говорится, что Пророк ﷺ сказал:

«В Раю есть врата, которые называются Зуха. В Судный день от имени Всевышнего Аллаха ангел возгласит: “О вы, рабы Аллаха, которые старательно совершали молитву зуха, где вы? Это ваши врата, войдите в них по милости Аллаха”».

В другом хадисе, приведённом Ибн Маджой и Тирмизи, говорится: «У того, кто постоянно совершает зуха, смоются все грехи, будь их даже столь много, сколько пузырьков в морской пене».

Это означает, что смываются мелкие грехи. Что касается грехов, за которые надо платить штраф (кафарат), или связанных с другими людьми, то сначала следует выплатить штраф, возместить долги, добиться прощения людей, по отношению к которым совершён грех, отдать им то, что причитается, и затем покаяться (совершить тавбу).

У человека 360 суставов, и на каждый из них каждый день возлагается милостыня. Двухракаатная молитва-зуха заменяет и эту милостыню.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:

يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى

«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько есть в его теле суставов. Каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Муслим 720, Абу Дауд 1286)

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من صلى الضحى ثنتي عشرة ركعة بنى الله له قصرا من ذهب في الجنة

«Для того, кто совершит зуха-намаз в двенадцать рак’атов, Аллах возведёт в Раю дворец из золота». (Тирмизи).

При определённых условиях награда за совершение зуха-намаза равноценна награде за совершение хаджа и умры.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَلَّى الغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ

«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рак’ата молитвы, это станет такой же наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и ‘умры». (Тирмизи 58)

Обратите внимание, какое огромное вознаграждение можно получить за зуха-намаз. Совершив всего лишь один суннат-намаз, человек исполняет Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха); восполняет милостыню каждого сустава; ему прощаются грехи и построят в Раю дворец из золота; при определённых условиях за совершение зуха-намаза он получает награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.

Стоит отметить, что получение награды, равноценной награде за совершение хаджа и умры, не означает, что этот человек совершил обязательные хадж и умру. То есть это не отменяет обязательность совершения хаджа и умры.

И да поможет нам Всевышний Аллах следовать Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во всём.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Подготовил Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector