Плащаница богородицы молитва

Плащаница богородицы молитва

Александро-Невский храм п. Вербилки

Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние

Успение Пресвятой Богородицы

Всенощное бдение

28 августа православная Церковь вспоминает Успение Пресвятой Богородицы. Этому празднику предшествует непродолжительный (2 недели), но строгий Успенский пост, во время которого прихожане готовят себя к встрече праздника.

Накануне вечером в храме святого Александра Невского служится всенощное бдение.

Пресвятая Богородица особо почитаема в русской православной Церкви. С Ее заступничеством связывают многие исторические события в жизни России. Вот почему во все Богородичные праздники, и в Успение особенно, бывает так много желающих причаститься. Перед началом всенощного бдения, а также по окончании его причастники исповедуются.

В начале всенощного бдения у входа в храм читаются литийные молитвы.

Затем проводится освящение хлебов, вина и елея. Священник кадит благодатные Божии дары.

Во время утрени всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится плащаница Пресвятой Богородицы.

Плащаница Пресвятой Богородицы является одной из наиболее чтимых святынь православной Церкви.
Происхождение ее таково:

В Евангелие от Иоанна читаем:
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева оставалась, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна.

День кончины Пресвятой Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее успения.
Неподалеку от Масличной горы Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руках и возвестил Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира.

В день Своего отшествия Пресвятая Богородица ободряла и укрепляла словами любви и благословения всех собравшихся. Подзывая к Себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу молитву о них.

Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Дева завещала, чтобы тело Ее было погребено в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и Ее обручника — святого Иосифа.
В час отшествия на небо необычайный свет озарил дом, и Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снизошел к одру Богоматери и принял пречистую душу Ее в Свои руки

Положив тело Богородицы, по завещанию Ее, в пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем. На третий день после погребения Богоматери по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при кончине Богородицы, апостолы открыли пещеру. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудесное благоухание.
В тот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, Которую увидели стоящей на воздухе в окружении Ангелов.

Плащаница Богородицы является символом тех риз, которые апостолы нашли в гробнице Пресвятой Богородицы.
Богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы у плащаницы проводятся с земными поклонами, а саму плащаницу, как великую святыню, крестным ходом обносят вокруг храма.

Наше земное восприятие отшествия человека в мир духовный характеризуется глубокой печалью. Эта печаль обусловлена нашим опытным знанием земной жизни и неопределенным представлением о жизни в духовном мире. Да и сам уход человека из земной жизни часто бывает мучительно тяжелым. Не случайно во время Богослужения мы повторяем вслед за священником слова ектеньи:
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы настроение многих прихожан включает и нашу земную печаль, и радость осознания помощи Господа в переходе в мир горний, помощи, на которую надеются все православные люди.

Вся внешняя обстановка крестного хода — и невысокое уже августовское солнце и первые опавшие листья под ногами и негромкие песнопения создают особое настроение у его участников. У людей, впервые участвующих в Успенском крестном ходе, это настроение светлой печали.

Во все время крестного хода хор и прихожане негромко поют Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Свтый Бессмертный, помилуй нас

Под размеренные удары колокола крестный ход, завершив обход храма, подходит к входу в храм.

Прихожане входят в храм, склоняясь под покровом плащаницы Пресвятой Богородицы.

В этом входе большой символический смысл. Прихожане как бы принимают покровительство Пресвятой Богородицы и ее заступничество перед силами небесными.

Плащаница вносится в храм и размещается на его середине.

Плащаница украшается венком из цветов. В этом также воспоминание о погребении Пресвятой Богородицы.

Заключительная часть всенощного бдения — елеопомазание.

Прихожане, совершив земные поклоны, прикладываются к плащанице

Священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным елеем.
Так завершается всенощное бдение накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Литургия

Утром 28 августа на литургию в праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда приходит много прихожан, даже если эта служба приходится на рабочий день.

Среди прихожан много детей.

На литургии проводится каждение храма, читаются книги Священного писания.

Прихожане участвуют в совместных молитвах.

На литургии отец Андрей обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о значении праздника.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин прихожане совершают земные поклоны перед плащаницей Богородицы.

Все прихожане перед причащением прикладываются к плащанице Богородицы.

Первыми перед амвоном для причащения выстраиваются дети.

Священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения

Первыми причащаются дети.

Обычно маленьких детей причащают на руках у пап или мам. В некоторых многодетных семьях старшие дети помогают в причащении младших сестренок и братишек.

После того как все дети завершают причащение, к Святой Чаше подходят взрослые прихожане.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы много причастников всех возрастов.

Завершающая часть литургии — отпуст.

На отпусте прихожане перед подходом ко кресту прикладываются к плащанице Богородицы.

Плащаница Пресвятой Богородицы.

После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или, по другим источникам, двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына – плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария часто молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо.
Однажды, когда Богородица так молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится – Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме – другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились – ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов.
В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где на смертном одре лежала Богоматерь. Сам Христос, окружённый Ангелами, явился и принял Её пречистую душу.
Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманском саду, как Она желала. Там покоились тела Её родителей – Иоакима и Анны – и праведного Иосифа, хранителя Её девства. При погребении совершилось много чудес. Множество народа следовало за пречистым телом Божией Матери. Иудейские священники и старейшины пытались разогнать это шествие. Иудейский священник Афоний подбежал и схватился за одр, чтобы опрокинуть тело Богородицы на землю. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Поражённый чудом, Афоний раскаялся, и Апостол Пётр исцелил его.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и Апостол Фома. Когда Бог переносил его в Иерусалим, Апостол Фома встретился с Божией Матерью. В утешение Мария отдала ему Свой пояс, который носила всю жизнь. (Именно этот пояс, хранящийся в афонском монастыре Ватопед, не так давно привозили в Россию для поклонения верующих. К поясу приходили тысячи людей). Фома был очень опечален тем, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и хотел поклониться Её телу. По просьбе Фомы другие Апостолы отвалили камень, закрывавший вход в гроб-пещеру. В нём нашли только погребальные пелены. Господь воскресил Пречистую Свою Матерь, взял к Себе не только душу Её, но и тело, и поставил Её выше всех Ангелов Небесных.
Вечером 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в православных храмах совершается чин Погребения Пресвятой Богородицы, плащаница (большой плат) с изображением Её Успения крестным ходом обносится вокруг храма.

Читать еще:  Молитва на здоровье семьи и себя матроне

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Читайте также:

Василий Никифоров–Волгин. Плащаница.

Великая Пятница пришла вся запечаленная. Вчера была весна, а сегодня затучило, заветрило и потяжелело. — Будут стужи и метели,— зябко уверял нищий Яков, сидя у печки,— река сегодня шу-у-мная! Ко.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Поёт иеродиакон Герман (Рябцев).

Тропарь, глас 4: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и, упра.

С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 28.08 н.ст. (15.08 ст.ст.)

Христос изображается в сиянии славы в небесной сфере или, как ее называют по-другому, в мандорле, или в глории. В мандорле, как правило, изображают Небесные Силы: Херувимов и Серафимов.
Одр Богородицы окружают апостолы, которых чудесным образом собрал Господь на Успение Богородицы. Апостолы часто представлены «в движении», они как бы восседают на облаках, которые несут Ангелы.
На иконе иногда показывают палаты с «женами иерусалимскими» по сторонам одра, около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфли, свеча – предметы, указывающие на реальное место действа – дом Богоматери на Сионской горе в Иерусалиме.
С XV века внизу иконы стали представлять и такой сюжет: Ангел мечом отсекает руки Афонию, пытающемуся опрокинуть ложе Богоматери. По преданию Афоний, иудейский священник, потрясенный чудом, уверовал в Иисуса Христа и был исцелен апостолом Петром.
Иногда на иконе изображают апостола Фому, опоздавшего на погребение. Он получает из рук Богоматери, уносимой Ангелами на небо, Ее пояс.
Около одра могут присутствовать также святители: Иаков Иерусалимский, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит – как очевидцы события.
На более поздних иконах в самом верху, в белых блистающих или в тех же одеждах, что и на одре, изображают вознесенную Богоматерь. Вознесение Богоматери “во плоти” проникает в восточную иконографию из западной в эпоху крестовых походов и затем активно разрабатывается в балканских росписях XIII – XIV веков, главным образом в сочетании с эпизодом вручения пояса апостолу Фоме.

Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

В канун 1000-летия Крещения Руси в Троице-Сергиевой Лавре произошло важное событие: группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы».
Раскрытию иконы предшествовал ряд других работ. В частности, в 1986 году этой же группой специалистов были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона. Высокохудожественная живопись этих икон, написанных во второй половине XVII века, открыла молитвенному взору величие древних образов Преподобного Сергия и его сподвижника преподобного Никона.
Предполагая по сохранившимся древним описям, поздним литературным источникам, что шесть записанных икон местного ряда Успенского собора можно отнести ко времени создания первого иконостаса, ровесника долго строившегося Успенского собора (1559—1585), реставраторы решили раскрыть самую древнюю и самую чтимую из них — «Успение Пресвятой Богородицы».
Расчищать икону начали после предварительных зональных проб, обнаруживших слои записи в XVII, XVIII и XX столетиях. С помощью рентгеноснимков, химического анализа левкаса, красок (выборочно), а также макросъемок выявлена хорошая сохранность авторского слоя.
В 1986 году началось постепенное раскрытие и удаление записей и прописей на иконе. Работа шла кропотливо и со значительными трудностями прежде всего потому, что между слоями старого письма и записями не было привычного защитного покровного слоя старой олифы, которая, как панцирь, защищает и бережет древние краски от разрушения, сырости и грязи. На ликах апостолов, предстоящих Богоматери в записи XVIII века, обнаружены перелевкаски (поверх авторской живописи и олифы положен новый грунт), сделанные для выравнивания поверхности старого левкаса. Имелись также плотные охристые прописи ликов святых, по цвету близкие авторской плави, но тонально более глухие.
При раскрытии авторского золотого фона необходимо было удалить плотный толстый слой глухой по тону охры (XVIII века). Она же двумя слоями была положена на золотые нимбы Ангелов, Божией Матери, Спаса и святителей. Особую сложность представляла работа с авторским слоем: от пожаров, сырости, холода он растрескался (особенно на ликах и одеждах), краешки краски стали приподниматься, напоминая чешуйки, наполненные спекшейся олифой, которую следовало чрезвычайно осторожно «вычерпать» с помощью микроскальпеля.

Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы , с верой и надеждой молятся Божией Матери, прося Ее небесного заступничества и покрова. Народ наш всегда особо чтит и любит свою Заступницу и Утешительницу. Сколько на великой земле Русской было монастырей, соборов, храмов, икон, посвященных Матери Божией! Большинство из них — в честь Ее Пречистого Успения. Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси, – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Богородичные Успенские соборы в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, во Владимире и в Московском Кремле, свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только российской столице и – не счесть – по всем городам и весям Русским! Дошедшие до нас, они свидетельствуют нам о величии нашей веры, истории. Россия всегда, а особенно в наше время находилась и находится под покровительством Божией Матери. Здесь ее Удел – Дивеево, здесь в Коломенском в 1918 году явлена Ее икона “Державная”. Тем самым Пресвятая Владычица показывает, что после свержения Боговенчанного Царя Она Сама является “удерживающей” Россию и мир от вселенского зла. “Уже светает, но еще ночь” – это слова про наше время, про Россию. Но как Божия Матерь после Своего Успения взята Христом на Небо и стала еще доступнее молитвам Христиан, так и Россия во образ Богоматери после тяжкого сна воспрянет и явит себя миру крепким Православным Царством! Сие же и буди, буди!
Успение Божией Матери – этим событием заканчивается церковный круг праздников и через три дня начинается новый Богослужебный год. Это глубоко символично, и недаром на Руси Новый год, Индикт – церковное новолетие отмечается 1 сентября.

Читать еще:  Молитва то отека горла

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Молитва ко Пресвятой Богородице:

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.
О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.
О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь

ПЛАЩАНИЦЫ (ГОСПОДСКИЕ, БОГОРОДИЧНЫЕ)

ПЛАЩАНИЦЫ

Плащаница — полотно большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Пресвятой Богородицы.
Плащаница с изображением Иисуса Христа используется в Православной церкви во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (Господская плащаница), а плащаница с изображением Богородицы – в богослужении Успения (Богородичная плащаница).

Фотогалерея поможет вам сделать правильный выбор.

При наведении курсора на одно из приведенных ниже изображений, вы попадете на страницу с описанием выбранной Вами плащанищы.


003S

ГОСПОДСКАЯ ПЛАЩАНИЦА – ПЛАЩАНИЦА ИИСУСА ХРИСТА – ПЛАЩАНИЦА СПАСИТЕЛЯ

Первоначально в поздневизантийский период (начиная с 14 в.) в богослужении Великой субботы использовался сравнительно небольшой литургический покров — «воздух», который в ходе предпасхальной службы не имел самостоятельной функции (им покрывали Евангелие в процессе «входа с Евангелие» на утрене). Однако со временем его роль в богослужении Страстной седмицы существенно увеличилась, и он превратился в самостоятельный богослужебный предмет. Появились специальные воздухи для богослужения Великой субботы. Термин «плащаница» в этом контексте стал применяться в русских богослужебных книгах с конца 16 в. Обряды, связанные с плащаницей постепенно развивались. В соответствии с Уставом Русской православной церкви святая плащаница выносилась из алтаря на утрене Великой субботы, но постепенно действия, связанные со святой плащаницей усложнялись, что объясняется влиянием восточных православных церквей на практику священнодействия русской православной церкви. В связи с этим святая плащаница стала играть ту же роль, какую в других случаях играет икона того или другого праздника. Господскую плащаницу (плащаницу Иисуса Христа) стали выносить из алтаря не в конце утрени Великой субботы, а ранее, и ее стали размещать посреди храма или перед царскими вратами для поклонения и целования. Еще в 19 в. в России существовали разные практики выноса святой плащаницы. В некоторых случаях вынос и возложение плащаницы спасителя на символический «гроб Господен» совершался вне богослужения, перед вечерней Великой пятницы. Однако в конце концов возобладала практика выноса святой плащаницы Иисуса Христа в конце вечерни, во время пения последней «стиховной» стихиры или тропарей «Благообразный Иосиф…». Как бы повторяя обряд помазания тела мертвого Иисуса Христа благовониями, иногда плащаницу Иисуса Христа помазывают ароматическими маслами. Перед святой плащаницей Иисуса Христа совершается молебен и поклонение верующих с целованиями ран, изображенного на святой плащанице тела мертвого Иисуса Христа. Перед плащаницей спасителя совершается пение или чтение надгробных похвал на утрене Великой субботы. Сначала во время пения Великого славословия священнослужителями совершается каждение плащаницы Иисуса Христа, затем начинается крестный ход. Плащаницу Иисуса Христа поднимают и обносят вокруг храма, а затем ее подносят к царским вратам и возвращают на ее прежнее место посреди храма, где она остается до позднего вечера Великой субботы. Во время полунощницы перед пасхальной заутреней плащаницу Христа уносят в алтарь, где полагают ее на престол. Здесь она остается до отдания Пасхи.
При изготовлении святой плащаницы Иисуса Христа обычно полностью или частично следуют иконографии «Положения во гроб». Эта иконография включает в себя изображение гроба с телом Христа, и расположенные рядом фигуры Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа – Иосифа Аримафейского и Никодима, а также жен-мироносиц.

Читать еще:  Сильная молитва на быструю продажу автомобиля

БОГОРОДИЧНАЯ ПЛАЩАНИЦА – ПЛАЩАНИЦА БОГОРОДИЦЫ

Плащаницы с изображением Пресвятой Богородицы появляются позже плащаниц с изображением Иисуса Христа. Однако уже в Чиновнике Московского Успенского собора (1630-е годы) говорится, что во время празднования Успения на вечернюю службу выносили икону Праздника и возлагали ее на аналой, а на престол полагали покров и плащаницу Богородицы с жемчугами. Сохранилась шитая пелена XV века с изображением Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря, которая подвешивалась к чтимой иконе Успения Божией Матери в местном ряду иконостаса. Однако массовое появление в храмах Богородичных плащаниц относится лишь к 19 в. Во время богослужения на праздник Успения Божией Матери священнослужители облачаются в голубые одежды. Во время праздничного богослужения совершается торжественное всенощное бдение с литией. На утрене следующего дня — в самый день Успения Пресвятой Богородицы — совершается Божественная Литургия. На третий день совершается чин погребения плащаницы Богородицы. Подобно утрени Великой Субботы перед погребением плащаницы Пресвятой Богородицы читаются “похвалы”, посвященные Богородице и Ее Успению. Под пение тропарей из алтаря через Царские врата на середину храма выносится икона Успения или плащаница Богородицы, при этом икона полагается на аналое, а плащаница Богородицы на гробницу, при этом совершается каждение плащаницы Богородицы, всего храма и богомольцев. Затем все прикладываются к иконе или плащанице Богородицы и священнослужитель совершает чин помазания освященным елеем. Перед великим славословием «Слава, и ныне и ..» отворяются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице. После великого славословия при пении «Святый Боже» духовенство поднимает плащаницу, и плащаницу торжественно обносят вокруг храма, совршая крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница занимает свое прежнее место посреди храма. Далее совершается ектений и дальнейшее следование утрени.
Песнопения праздника носят радостный характер, подчеркивается подлинное ликование победы над смертью, нет скорби по поводу Успения Богоматери.
На богородичной плащанице обычно изображается только тело усопшей Богоматери. В оформлении плащаниц Успения, как правило, преобладает голубой цвет, являющийся в русской традиции «богородичным» цветом.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Туринская плащаница является христианской реликвией, и представляет собой четырехметровое льняное полотно шириной около метра, в которое Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти завернул его тайный ученик Иосиф из Арифамеи. В настоящее время эта плащаница хранится в г. Турине в соборе св. Иоанна Крестителя.
О плащанице Иисуса Христа повествуют все четыре канонических Евангелия, однако история Туринской плащаницы очень запутана. Сначала она хранилась в Иерусалиме у учеников Христа, затем она попала в Константинополь, и после разгрома Константинополя крестоносцами она исчезла, и затем вновь появлилась в Италии у родственников казненного магистра Ордена тамплиеров.
Если развернуть Туринскую плащаницу, то на ней можно видеть два отпечатка обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг другу – голова к голове. На одной половине Туринской плащаницы отпечатался образ мужчина со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине отпечатался образ того же тела со спины, что говорит о том, что тело покоилось на одной половине Туринской плащаницы, а другой половиной оно было покрыто сверху. На Туринской плащанице видны следы крови, вытекшей из многочисленных ран. Туринская плащаница хранит следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку – след от копья.
Некоторые исследователи полагают, что Туринская плащаница несет на себе следы Воскресения Христова. По результатам судебно-медицинской экспертизы Туринской плащаницы, на теле умершего остались доказательства прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения палкой и бичами, а также от копья Лонгина, пронзившего, по мнению специалистов, плевру, легкое и сердце. Помимо этого, имеются следы от излияния крови в момент снятия с креста и положения тела на Туринскую плащаницу. Итак, на Туринской плащанице чудесным образом запечатлелись следы телесных страданий Христа. Как свидетельствует Туринская плащаница, Христа бичевали два воина разного роста. После бичевания на Иисуса Христа возложили тяжелый крест и приказали нести его на место распятия – Голгофу. На Туринской плащанице запечатлелись следы от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Во время своего крестного хода измученный истязаниями Христос неоднократно падал под тяжестью своей ноши и получал дополнительные ранения, следы от которых также запечатлелись на ткани Святой плащаницы. По мнению экспертов тело Христа покинуло Святую плащаницу не развернув ее. Иисус Христос вышел из Святой плащаницы так же, как он проходил сквозь стены. Таким образом, проведенные исследования показывают, что Туринская плащаница является доказательством факта Воскресения Христа.

Ссылка на основную публикацию