Поминальная молитва в иудаизме
Поминовение в иудаизме
Вопреки расхожему мнению, в иудаизме проводят поминовение умерших. Однако традиции поминок сильно разнятся с христианскими. Например, для евреев нехарактерно собираться роднёй за столом для почтения памяти умерших. Скорее их можно увидеть в синагоге, на кладбище или скорбящих в собственном доме.
День похорон
В день погребения умершего не поминают. Трапезу сочувствия в дом приносят соседи и друзья. Она состоит из сваренных вкрутую яиц (символ Вечности), картофеля в мундирах или отваренного целиком (символ необъятности постигшего горя), чечевичной или бобовой похлёбки (для поддержания сил) и хлеба. Таким образом, домочадцев усопшего избавляют от бытовых хлопот.
Траур
После смерти человека для его родственников начинается период «шива» – семидневный глубокий траур по ушедшему. Всё это время они не моются, не расчёсываются, не стригут ногтей, волос и бороды, не носят кожаной обуви, носят надорванную одежду в соответствии с требованиями похоронного обряда «криа» (ритуальный надрыв одежды в знак скорби по умершему) и сидят на полу или на низкой табуретке. Все помыслы направлены на переживание потери. В это время их навещают близкие семьи и выказывают свои соболезнования. Для них дверь держат открытой, чтобы входящие в дом не отвлекали скорбящих.
Следующий период траура «шлошим» длится до 30-го дня после захоронения. Допускается соблюдение минимальной гигиены, хождение на работу, совершение обязательных домашних работ. В последний день шлошима следует посетить могилу. По родителю старший мужчина в роду читает в синагоге «Кадиш» в присутствие миньяна. Если в семье остались только женщины, то молитву прославления святости Всевышнего заказывают читать постороннему иудею-мужчине.
Никаких застолий по окончании шивы или шлошима не устраивают.
Йорцайт
Поминают умершего иудея на годовщины. На иврите день именуется “йом зикарон,” а на идиш “йер цайт”. Причём первая годовщина отмечается на дату погребения, а в последующие годы – на дату смерти. Вечером накануне йорцайт зажигают масляную лампу или большую свечу. Допустимо, чтобы горела электрическая лампочка, если нельзя заменить ее естественным огнём. Светильник должен гореть всю ночь и следующий день до первой звезды.
Место захоронения посещают ровно через 12 месяцев. Заметим, что в високосный год дата не совпадает с йорцайт. После наносят визит в синагогу, где в присутствии свитков Торы читают поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим, а также Кадиш, если собрался миньян. Принято в этот день давать пожертвование (цдаку), дабы она была засчитана как заслуга покойного.
Музыке и развлечениям не место в йорцайт. Во многих еврейских общинах в годовщины по родителям постятся. Но это не значит, что нельзя пригласить близких и родственников за общий стол. Трапеза может быть непродолжительной. Перед её началом все собравшиеся называют имя поминаемого и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Как такового установленного меню не существует. Главное в этот день не еда, а слова Торы, которые помогают душе упокоенного подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.
Дни поминовения у иудеев
В иудаизме существует ещё четыре праздника, в которые поминают ушедших в мир иной:
- Йом Кипур или День искупления;
- Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле совпадает с Симхат Торой);
- Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в диаспорах);
- Шавуот или День дарования Торы.
Утром в эти дни в синагогах читают Тору и поминальные молитвы. При невозможности посетить синагогу, поминальная молитва читается в домашних условиях.
В каждый из указанных дней определён свой праздничный стол. Например, для Шавуот – только молочное. Потому поминальная трапеза не устраивается.
Посещение кладбища для поминовения
Место погребения посещают на 30-й день после похорон, через 12 месяцев и в годовщины смерти. К могиле не приносят цветов или прочей атрибутики. Поминальный визит на кладбище иудеи отмечают небольшими камешками у надгробия. К могиле следует приходить только один раз за одно посещение кладбища. На надгробие в знак поминовения принято класть левую руку.
Поминальные молитвы
В дни поминовения после произнесения слов Торы произносят поминальные молитвы:
- Изкор – для почивших родителей;
- аскара – для прочих родственников, друзей, знакомых;
- Кадиш – при полном миньяне для прославления имени Всевышнего.
При произнесении Изкор упоминают еврейские имена почившего и его отца. При чтении Изкор или Кадиш-Ятом (кадиш сироты) те, у кого оба родителя живы, покидают стены синагоги. В течение первого года те, у кого нет матери или отца, не читают поминальную молитву самостоятельно, а присутствуют при произнесении. После прочтения Изкор скорбящие обязательно совершают подаяние (цдаку), поскольку о ней говорится в тексте молитвы.
Кадиш
Особое место в иудаизме отводится молитве Кадиш. По сути, она не является поминальной, а прославляет Господа. Читают её стоя и только при полном миньяне (наличии 10 мужчин-иудеев) по завершении общей молитвы или после прочтения псалмов. Существует 4 формы Кадиша. Из них при поминовении произносится Кадиш ятом (кадиш сироты).
Главное предназначение Кадиша – поддержать человека. Испытывая невыносимое горе, близкие родственники могут усомниться в деяниях Бога. Трёхкратное ежедневное повторение молитвы на протяжении 11 месяцев до йорцайт поможет смириться с потерей. Прославление Воли Всевышнего из уст скорбящего приобретёт оправдательный характер: «Да, меня постигло несчастье, но я продолжаю прославлять Господа за его деяния».
Читает её старший сын независимо от возраста: даже не достигший религиозного совершеннолетия мальчик может читать молитву в случае смерти своих родителей. Дочь читать Кадиш не обязана, но это допускается, если в роду нет мужчин. В общем случае при отсутствии у умершего сыновей прославление имени Всевышнего доверяют произносить одному из членов общины.
Возможно, вам будет интересно:
Поминальная молитва Изкор
Объяснение; тексты; транслитерации.
Изкор (или Азкарат-Нешамот), поминальная молитва за усопших, произносится в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным поминовением является совершаемое в Йом-Кипур, поскольку этот день – день искупления как для живых, так и для мертвых.
Главная часть молитвы Изкор – даваемое про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Давая цдоку, мы физически совершаем доброе дело в этом материальном мире – то, что сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.
Согласно обычаю, во время произнесения молитвы Изкор, те, у кого живы оба родителя, должны выйти из зала синагоги. Тот, у кого кто-то из родителей умер менее года тому назад, остается в синагоге, но не произносит Изкор за этого родителя.
Текст молитвы Изкор
За отца (или другого мужчину):
Да вспомнит Бог душу отца моего, наставника моего (или же: мужа моего; сына моего; брата моего; дядю моего; деда моего) еврейское (если есть) имя покойного > сына еврейское (если есть) имя его матери>, отошедшего в мир иной, – в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради него пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа его в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат аба мори (или же: баали (за мужа); бни (за сына); ахи (за брата); доди (за дядю); зкейни (за деда)) еврейское (если есть) имя покойного > бар еврейское (если есть) имя его матери> шэ-алах лэ-оламо баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баадо. би-схар зэ тэ-эй нафшо црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
За мать ( или другую женщину):
Да вспомнит Бог душу матери моей, наставницы моей (или же: жены моей; дочери моей; сестры моей; тети моей; бабушки моей) еврейское (если есть) имя покойной > дочери еврейское (если есть) имя ее матери>, отошедшей в мир иной, – в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради нее пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа ее в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат ими морати (или же: ишти (за жену); бити (за дочь); ахоти (за сестру); додоти (за тетю); зкенти (за бабушку)) еврейское (если есть) имя покойной > бат еврейское (если есть) имя ее матери> шэ-алха лэ-олама баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баада. би-схар зэ тэ-эй нафша црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
После этого произносят:
Отец милосердия, обитающий в высотах, по великой милости Своей пусть с состраданием вспомнит Он благочестивых, прямодушных и непорочных – все общины святых, отдавших свои жизни во имя освящения Имени Его. Стремительны, как орлы, и могучи, словно львы, были они, исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя. Да вспомнит Б-г наш благосклонно и их, и всех праведников мира и отомстит за пролитую кровь рабов своих. Как записал в Торе Моше, избранник Б-га: “Ликуйте, все колена народа Его! Ибо отомстит Он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю свою и народ свой”. И написано пророками, рабами Твоими: “”И прощу я, но крови (народа моего) не прощу”, – сказал Г-сподь, обитающий в Сионе”. И в святых Писаниях сказано: “Зачем, чтобы народы говорили: “где же Б-г их?” Пусть станет известно об этом народам, и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов твоих”. И сказано: “Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев”. И сказано: “Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле”.
Ав арахамим шохэн мэромим, бэрахамав аацумим, У йифкод бэрахамим, ахасидим вэайешарим вэатмимим, кэилот акодэш шемасру нафшам аль кдушат Ашем, анээавим вэанэимим бэхайейэм, увэмотам ло нифраду. Миншарим калу, умэарайот гавэру, лаасот рэцон конам вэхэфэц цурам. Йизкэрэм Эло-эйну летова, им шъар цадикэй олам, вэйинком никмат дам авадав гашафух. Какатув бэторат Моше иш Аэлоим: арнину гойим амо, ки дам авадав йиком, вэнакам яшив лецарав, вэхипэр адмато амо. Вэаль йедэй авадэха анэвийм катув леймор: вэникэти дамам ло никэти, Вадонай шохэн бэцийон. Увэхитвэй акодэш нээмар: лама йомру агойим айе Эло-эйэм, йивада багойим леэйнэйну никмат дам авадэха гашафух. Вэомэр: ки дорэш дамим отам захар, ло шахах цаакат анавим. Вэомэр: ядин багойим мале гвийот махац рош аль эрэц раба. Минахаль бадэрэх йиштэ, аль кэн ярим рош.
Поминальная молитва
Уход из жизни человека – это очень тяжелая утрата. В такие минуты может поддержать специальная поминальная молитва. Именно с ее помощью мы поддерживаем усопшего в потустороннем мире и даем ему надежду на то, что он получит прощение грехов и будет принят в Царствие Небесное, где найдет успокоение его душа.
Молитва за упокой – это специальный текст, с помощью которого можно успокоить душу умершего. С ее помощью живые сохраняют светлую память об умерших близких людях, одновременно с этим приходят к собственному успокоению и пониманию того, что жизнь продолжается. Молитва об упокоении имеет важное значение, так как в Святом писании сказано, что молясь за умершего близкого человека, молящийся сам получает прощение Господом собственных грехов.
Что такое поминальная молитва и как ее читать
Значение молитвы за упокой души трудно переоценить. Все дело в том, что сразу после смерти душа отошедшего человека продолжает находиться на земле до 40 дней. Затем будет Страшный суд, который и решит участь души упокоившегося, она будет оправлена в рай или в ад. Все это время нужно читать поминальную молитву об упокоении новопреставленного. Если родственники усопшего относят себя к неверующим или просто не знают, как правильно молиться, то следует заказывать поминальную молитву в церкви. В таком случае она должна обязательно звучать, как минимум три раза: после похорон, на 9 дней, на 40 дней. В храме нужно обязательно ставить свечи за упокой усопшего, допускается приглашать священника домой для чтения молитвы за упокой в кругу родственников и близких людей.
Молитва об упокоении представляет собой определенный посыл Господу Богу. Молящийся человек обращается к Всевышнему о защите души умершего. Он просит поддержать в потустороннем мире душу усопшего и указать ей новый правильный путь. В молитве содержится просьба о прощении прегрешений человека, свершенных при жизни. Чтобы поминальная молитва была услышана, нужно произносить ее максимально искренне. Нельзя молиться об упокоении мимоходом, все слова должны исходить из глубины сердца, при этом у молящегося человека не должно быть злых помыслов. Такие требования связаны с тем, что молясь, человек соприкасается собственной душой с Господом, а Всевышний видит любую неискренность.
К молитве об упокоении души нужно относиться, как к долгу, который нужно отдать умершему человеку. После разговора с богом успокаивается и душа молящегося человека, утихает острая боль потери и наступает облегчение. Чем чаще будет возноситься поминальная молитва в период до 40 дней, тем быстрее можно будет исцелиться и восстановиться от необратимой потери, что снова позволит почувствовать вкус жизни.
Текст поминальной молитвы об усопшем
О новопреставленном принято молится не только Иисусу Христу, но также и Пресвятой Богородице.
Текст поминальной молитвы Пречистой Деве Марии о новопреставленном звучит следующим образом:
Данную молитву можно читать как на поминках на 9 и 40 дней, так и на кладбище. Во втором случае после молитвы следует немного помолчать, а потом убраться на могиле и уйти домой. В православии не принято оставлять на могиле рюмку водки и кусочек хлеба, так как такое ритуальное действо относится языческим традициям.
Кадиш – еврейская поминальная молитва на русском языке
Молитва «Кадиш» в переводе означает «освящение». Главное предназначение этого молитвенного обращения- использование в качестве молитвы человека, находящегося в трауре об усопшем. Чтение «Кадиша» является последним добром живущего в адрес своего умершего близкого человека.
Именно с этим связан обычай читать «Кадиш сирот» в Считается, что поминальная молитва «Кадиш» облегчает страдания души усопшего человека, которое первое время мается и не находит себе места в незнакомом мире. С помощь этого молитвенного обращения можно отвести от новопреставленного суровые испытания за его, свершенные при жизни, прегрешения. Молитва помогает душе усопшего подняться выше, а значит, приблизится к всевышнему, что увеличивает шансы душе упокоиться в Царствие Небесном.
Древнее еврейское предание, которое передается из уст рабби Акивы, объясняет, что поминальная молитва «Кадиш» способна мистически изменять к лучшему решение, принятое на Страшном Суде, если она будет часто читаться в период до 11 месяцев после смерти. Этот срок связан с тем, что в иудаизме считается, что только души отъявленных злодеев остаются в геенне после 11 месяцев. Все другие усопшие также проходят испытание в геенне, но направлены они только на очищение души. После этого все чистые души усопших переходят рай, который называется в иудейской религии «Сад Эдемский».
Поминальная молитва «Кадиш» читается только в миньяне, то есть когда в собрании имеются не менее 10 человек старше 13 лет. Люди должны стоять прямо с сомкнутыми годами и произносить молитвенный текст громко.
В переводе поминальная молитва «Кадиш» звучит следующим образом:
Смотреть видео онлайн поминальный Кадиш
Поминовение в Иудаизме
Несмотря на то, что в глубокой древности поминальные трапезы у иудеев были распространены (о чем свидетельствуют их священные тексты), до наших дней они дошли в сильно преображенном виде, так что сегодня иудейское поминовение сильно отличается от, например, любого христианского – настолько, что многие христиане даже полагают, что у иудеев поминок нет вовсе. Это, однако, неверно.
День погребения
В первую очередь носителям христианской культуры может броситься в глаза тот факт, что иудеи не поминают умершего непосредственно в день похорон (который не всегда совпадает с днём смерти). Второе важное различие заключается в том, что из иудейского поминального обряда фактически ушла коллективная поминальная трапеза, которая в большинстве христианских конфессий, напротив, является центральным элементом поминальной церемонии. Вместо этого в дом покойного друзья, родственники и соседи приносят так называемую «трапезу сочувствия», чтобы избавить семью ушедшего от бытовых хлопот и позволить им всецело сосредоточиться на скорби (в иудаизме стремление как можно сильнее скорбеть по покойному является прямым предписанием, а не просто распространенным выбором). Трапеза сочувствия предполагает, что каждый её участник съедает хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, а также кашу из бобов или варёную чечевицу. Но большую часть дня погребения скорбящие проведут в синагоге, а также, собственно, на кладбище.
В день смерти иудея начинается период под названием «шива» – он продлится семь дней. Пока длится шива, от родственников умершего требуется глубочайше скорбеть по покойному. При этом им запрещается мыться, расчесывать волосы или бороду, стричь ногти, волосы и бороды, а также надевать кожаную обувь – при этом предписывается носить одежду, порванную во время обряда «криа»: суть этого обряда заключается в том, что непосредственно во время похорон участники церемонии разрывают на себе одежду. Также членам семьи покойного предписывается сидеть на полу (в крайнем случае – на низких табуретках). В течение этого периода правоверные иудеи обязаны направить все свои силы на скорбные мысли о постигшей их потере. Также в данный период семья держит дверь в свой дом открытой, чтобы их родные и близкие могли их свободно навещать и выражать соболезнования.
Шлошим
По истечение шивы наступает «шлошим»: он длится до тридцатого дня после погребения. В этот период семье покойного разрешается соблюдать минимальную гигиену и неотложные работы по дому. Также в эти дни уже разрешается ходить на работу. В тридцатый день шлошима семья должна посетить могилу умершего, а также в синагоге в присутствие миньяна (т.е. собрания из хотя бы десяти иудеев-мужчин старше тринадцати лет и одного дня) старший из мужчин должен прочесть «Кадиш» – молитву прославления святости Всевышнего. Если же в семье покойного не осталось мужчин, то кадиш приглашают читать знакомого мужчину из числа друзей и соседей. Важно, что ни на протяжение, ни в заключение шивы и шлошима застолий не организуется.
Йорцайт
Через год после похорон наступает йорцайт, на иврите также именуемый «йом зикарон». Важно отметить, что только первую годовщину смерти привязывают к дате погребения, а все последующие – к дате смерти иудея. Накануне йорцайта дома у покойного на всю ночь зажигается масляная лампа либо большая свеча – если же у семьи нет источника открытого огня, то допускается его замена электрической лампочкой. Так или иначе, этот светильник обязан гореть всю ночь и следующий день до первой звезды. В день йорцайта семья посещает место погребения, после чего направляются в синагогу: там они в присутствии свитков Торы должны прочесть поминальную молитву (аскару или изкор), пропеть псалмы из Теилима и вновь прочесть Кадиш – при условии, что в синагоге собирается миньян. Существует обычай, согласно которому в день йорцайта раздаваются пожертвования (цдака): все пожертвования, сделанные семьей в этот день, будут считаться заслугами покойного (подобная же логика присутствует в исламской поминальной благотворительности).
В день йорцайта действует запрет на музыку и развлечения, однако устраивается трапеза – непродолжительная и предназначенная только для родственников и ближайших друзей. До начала трапезы присутствующие произносят имя покойного и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Установленного поминального меню в иудаизме нет, и в целом сам приём пищи носит второстепенный характер: на первом месте здесь повторяемые гостями и хозяевами слова Торы, которые призваны помочь душе умершего подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.
Последующее поминовение умерших
Иудаизм предусматривает ещё четыре праздника, так или иначе связанных с поминовением умерших: это Йом Кипур, Шмини Ацерет, последний день Песаха, а также Шавуот. В эти праздничные дни также не происходит коллективных трапез – в том числе потому, что в каждый из праздников потребление пищи строго регламентируется (например, в Шавуот – только молочные продукты). Утром в каждый из этих дней семья умершего отправляется в синагогу, где они читают Тору и иные поминальные молитвы. Эти обряды можно исполнить дома, но только при условии, что верующий не может посетить синагогу.
Сильно отличается от христианской и иудейской манера посещать захоронение. В любой из дней произвольного или обязательного посещения (тридцатый день, первая годовщина, последующие годовщины и т.п.) за одно посещение кладбища к могиле можно подойти лишь единожды и в знак поминовения положить на надгробие левую руку. При этом иудеи не возлагают на могилы цветы, еду или любую иную атрибутику. Вместо этого факт посещения могилы они отмечают тем, что в каждый раз оставляют у надгробия небольшой камешек.
Иудейские поминальные молитвы
В любой из вышеперечисленных праздничных дней после произнесения слов Торы также принято читать особые поминальные молитвы:
- Изкор – специальная молитва для поминовения умерших родителей;
- Аскара – молитва для поминовения иных родственников, а также друзей, знакомых;
- Кадиш – молитва для прославления имени Бога (как и всегда, читается только при наличии миньяна).
При чтении молитвы Изкор упоминаются еврейские имена умершего, а также его отца. Когда читаются Изкор или Кадиш-Ятом, все те, у кого оба родителя живы, должны временно выйти за пределы синагоги. Иудеи, оставшиеся и без матери, и без отца, в течение первого года после смерти второго из родителей, не должны сами читать эту молитву: вместо этого они просто присутствуют в помещении, когда её читают другие. Когда Изкор прочитан, присутствующие обязаны совершить подаяние (цдаку): в данном случае это является обязательным, так как текст молитвы непосредственно упоминает цдаку.
Чтение Кадиша носит характер самооправдания верующего: считается, что перед лицом потери близкого человек может усомниться в вере, и в этом случае чтение Кадиша (прославление Господа) является свидетельством того, что иудей сохраняет веру во Всевышнего вопреки свалившемуся на него несчастью.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: