Пророк иоиль молитва

Пророк иоиль молитва

Память 19 октября

Пророк Иоиль – один из двенадцати малых пророков – был сын Вафуила 6782 . По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области 6783 , и жил в городе Вефороне или Вефаре 6784 .

Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское 6785 . Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове 6786 с молитвою о помощи, ибо «близок день Господень» (Иоил.2:1). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). Пред наступлением того дня поколеблются небо и земля, померкнут все светила небесные, и тогда явится Иегова со Своим великим воинством. Но еще и теперь, – вразумлял Иоиль, – есть средство избавиться от столь великих бедствий: как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове всем сердцем, и Господь избавит тогда Свой народ от великих бедствий. Пусть же будет назначен, – говорит пророк, – всеобщий пост и все, без исключения, соберутся в храм. Пусть тогда священники воззовут к Господу от лица всего народа: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» (Иоил. 2:17)

Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Иегове с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ. Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила – виноградным соком. Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления (Иоил. 2:19–27).

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. “Излию”, – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» 6787 (Иоил.2:28–29).

Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда («день Господень»), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне 6788 . Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил.3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: «Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» (Иоил.3:20–21). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился.

Тропарь Иоилю:

Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей.

6782 Так называет себя сам пророк Иоиль (Иоил.1:1).

6783 Из колена Гадова или Рувимова.

6784 Вефорон (Беф-Орон) – город на границе колена Ефремова и Вениаминова

6785 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868–843 годам до Рождества Христова.

6786 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.

6787 Как на существенный и главный момент исполнения сего пророчества, апостол Петр указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:14). Когда народ, – в день сошествия Св. Духа, слыша апостолов, говорящих иными языками, с недоумением спрашивал: «что это значит»? – св. апостол Петр обратился к окружающим с речью, в которой сказал, что это чудесное явление был предсказано еще Иоилем, и буквально привел все пророчество последнего. Указав затем на исполнение пророчества Иоиля, апостол Петр продолжал: (после того, как слушающий его народ обратился к апостолам с вопросом: «что же нам делать, мужи, братия»?) –«покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (т.е. и язычников) (Деян.2:37–39). Итак, исполнение предсказания об излиянии Св. Духа, т. е. о богатом подаянии Его даров, началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников («исполнение языков» – Рим.11:25). – Глава 2-я из кн. прор. Иоиля читается в церкви на паремии в день Пятидесятницы.

6788 «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32). Апостол Павел сии слова прор. Иоиля прилагает к язычникам. «Здесь (т.е. в христианстве), – говорит он, – нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех богатый для всех призывающих Его, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:12–13).

1 ноября. Пророка Иоиля. Мученика Уара и с ним семи учителей христианских.

19 октября по старому стилю / 1 ноября по новому стилю
четверг
Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.

Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342).
Сщмч. Сергия Покровского пресвитера (1937).

1 Сол., 265 зач., II, 9–14. Лк., 48 зач., IX, 49–56.

Тропарь пророка Иоиля, глас 2:
Предве́дый Бо́жие прише́ствие во пло́ти/ и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,/ проро́че Ио́иле,/ спаса́й моли́твами твои́ми// чту́щия тя от всех скорбе́й.

Кондак пророка Иоиля, глас 4:
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, яко настоя́щая, дале́че су́щая,/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че, блаже́нне Ио́иле, сла́вне.

Тропарь мученика Уара, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Уа́р. (см. приложение 2)

Кондак мученика Уара, глас 4:
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Кол.4:2–9; Лк.9:49–56)
Как относиться к неверам, не исповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к не принявшей Его веси (весь – селение). Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа». (Лк.9:55) Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал не принявшим Его, но, минуя их, «пошел в другую весь» (Лк.9:55–56), предоставив их самим себе.

Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный – и довольно.

Святой пророк Иоиль

Пророк Иоиль был сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, а также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, и жил в городе Вефороне или Вефаре. Происходил из колена Гадова или Рувимова.

Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее Иудейское царство. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо “близок день Господень” (Иоил. 2:1).

Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Богу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ.

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния.

Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда (“день Господень”), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: “Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе” (Иоил. 3:20-21).
Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Иоиля.

Святой мученик Уар

Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христан (конец III-начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.

Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 г.

Прп. Иоанн Рыльский

Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из города Средца (Софии) в тогдашнюю столицу Болгарского государства город Тырнов состоялось в 1238 году.
Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Святая блаженная Клеопатра

Блаженная Клеопатра происходила из селения Едра близ горы Фавор в Палестине. Она была современницей святого мученика Уара и видела его добровольные мучения. После казни блаженная перевезла тело святого мученика на свою родину и с почестями похоронила его. У Клеопатры был единственный любимый сын Иоанн, получивший почетную офицерскую должность. К великой скорби матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына. Когда Клеопатре во сне предстали Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра стала жить при храме, воздвигнутом ею над мощами святого мученика Уара и ее сына Иоанна, стараясь снискать благодать Божию добрыми делами. Она раздала имение нищим и проводила время в молитве и посте. Через семь лет праведной жизни блаженная преставилась (ок. 327).

Канон святому пророку Иоилю

Припев: Святы́й прорóче Бóжий Иóиле, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 01 ноября (19 октября ст. ст.)

Глас 2.

Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Ли́к на́м проро́ческий свесели́тся, похваля́ему тебе́ небому́дренну, Ио́иле богогла́се, с ни́миже спасти́ся на́м моли́, блаже́нне.

Глаго́лы Бо́жия предвозвеща́я, богодухнове́нне, лю́тый проре́кл еси́ гне́в и пра́ведный, и́же от нече́стия прибы́вший лю́дем твои́м суему́дренным.

Чу́дное, и светоно́сное Ду́ха, и животворя́щее вдохнове́ние тебе́ присени́ и бу́дущих зна́ние вдохне́, проро́че блаже́ннейше.

Богоро́дичен: Тя́ ски́ния свиде́тельства прописа́, многови́дно образу́ема, явля́ющи от Тебе́ вопло́щшагося неизме́нно, Богома́ти, пречи́стая Влады́чице.

Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

Учи́ми твои́ми му́дрыми догма́ты, по́ст, проро́че, и служе́ние благоче́стно пропове́дуем, в до́м Госпо́день ходя́ще.

Твои́м уче́нием после́дующе от всего́ се́рдца и помышле́ния, пла́чем же и моли́твами Бо́га взыску́ем, достохва́льне.

Изъяви́в на́м Всеще́драго Влады́ки, проро́че, долготерпе́ние, и Боже́ственную же благосты́ню изъясни́л еси́ Того́, и благода́ть.

Богоро́дичен: Зачала́ еси́, Пречи́стая, Бо́га и родила́ еси́ Сло́во, неизрече́нно вопло́щшееся, во проро́цех глаго́лавшее и испо́лнившее те́х пропове́дания.

Седа́лен, гла́с 2.

Богоглаго́ливе проро́че, вдохнове́нием испо́лнився Уте́шителевым, изъясни́л еси́ в после́дняя времена́ бы́вшее язы́ком осия́ние. Сего́ ра́ди ны́не благоче́стно тя́ похваля́ем, и твою́ па́мять соверша́юще, вопие́м ти́: Христа́ Бо́га моли́ о душа́х на́ших.

Богоро́дичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га, па́че ума́ и сло́ва, непреста́нно моли́ о воспева́ющих Тя́, пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших все́х и исправле́ние жития́, ве́рою и любо́вию при́сно сла́вящим Тя́.

Крестобогоро́дичен: Зря́щи Тя́, Христе́, Всенепоро́чная Ма́ти, ме́ртва на Кресте́ просте́рта, вопия́ше: Сы́не Мо́й, Собезнача́льне Отцу́ и Ду́ху, что́ неизрече́нное Твое́ сие́ смотре́ние, и́мже спа́сл еси́ пречи́стых ру́к Твои́х, Ще́дре, созда́ние?

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.

Ми́лостив бу́ди, Го́споди, чи́сто к Тебе́ ка́ющимся, я́ко еди́н Ще́др и Многоми́лостив.

Я́коже провозвести́л еси́, сла́вне, от Бо́га излия́ся Ду́х на вся́ку пло́ть ве́ровавших.

Сни́тие Ду́ха, ученики́ Госпо́дни умудри́вшее, Твоя́ Богоглаго́ливая словеса́ испо́лни.

Богоро́дичен: Изба́вльшеся, Пречи́стая, из мра́чных а́довых боко́в, Боже́ственным Твои́м Рождество́м, Тя́ ублажа́ем.

Ирмо́с: Но́щи преше́дшей, прибли́жися де́нь, и Све́т ми́ру возсия́, сего́ ра́ди хва́лят Тя́ а́нгельстии чи́ни и славосло́вят Тя́ вся́ческая.

Христо́во прише́ствие Ио́иль боже́ственный я́вственно все́м прорече́, я́ко прии́дет и спасе́т ро́д челове́ческий от и́дольскаго льще́ния.

Ве́сь ты́ возни́кнув, проро́че сла́вне, на преу́мный же и вы́ше по́мысла Све́т, проро́чествия благода́ть извле́кл еси́ отту́ду и пра́вду пропове́дал еси́.

О пою́щих тя́ моли́ся спасти́ от вся́каго озлобле́ния, пребога́те Ио́иле, и Боже́ственныя благода́ти и зари́ сподо́битися, умоли́.

Богоро́дичен: Пресвята́я Де́во, Влады́чице ми́ра, Тя́, Богоро́дицу, испове́дающим от безчи́сленных грехо́в моли́ спасти́ся, и жите́йских обстоя́ний.

Ирмо́с: Бе́здна мя́ мно́га грехо́вная окружа́ет, и вопию́ Ти, проро́ка подража́яй: от тли́ мя, Го́споди, возведи́.

Ка́плют твои́х глаго́л исто́чницы, боговеща́ния и душепи́щную сла́дость точа́ще, сла́вне, напая́ющую ве́рно приходя́щия.

Го́ру тя́ проро́чества, сла́дость источа́ющую, и богоче́стия, Ио́иле, пропове́дника всему́дра зна́ем, богоглаго́ливе проро́че.

Богоро́дичен: Просвети́, Све́т Ро́ждшая незаходя́щий, сердца́ славосло́вящих Тя́ ве́рно, Пречи́стая Влады́чице, и из Тебе́ Ро́ждшагося неизрече́нно.

Ирмо́с: Пе́щь дре́вле всегремя́щую угаси́вый и о́троки ту́чею духо́вною ороси́вый, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Исходя́щий от до́му Госпо́дня и напая́ющий исто́чник, я́коже проре́кл еси́, произы́де, проро́че всече́стне.

Пото́к сито́вный пшеницено́сен соде́лал еси́ пи́щный исто́чник, я́коже Ио́иль прорече́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: И́же вся́ Сотвори́вый ро́ждся от Де́вы, спасе́ ми́р, благоче́стно пою́щий: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ирмо́с: Дре́вле ороси́вшаго евре́йския о́троки в пла́мени, и опали́вшаго, Го́спода, халде́и пресла́вно в не́м, воспое́м, глаго́люще: благослови́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Показа́л еси́, сла́вне, покая́ния о́бразы я́ве благоутро́бнаго Го́спода, прие́млюща ве́рою к Нему́ приходя́щия и пою́щия: благослови́те дела́ Госпо́дня Го́спода.

Служи́тель бы́в ты́ Госпо́день, проро́че Ио́иле, Того́ та́йны вручи́лся еси́ прорица́ти лю́дем, хва́лящим и пою́щим: благослови́те дела́ Госпо́дня Го́спода.

Оставле́ние источа́ют Иу́дови чуде́с ре́ки, я́же су́ть апо́столи пресла́внии Госпо́дни, я́коже проро́чествова Ио́иль, вопию́щих напая́юще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Богоро́дичен: Ипоста́сь, сло́жну во двою́ существу́, Христа́, Всенепоро́чная, родила́ еси́, пребы́вши Де́ва Чи́стая, Ему́же пою́ще, зове́м: благослови́те дела́ Госпо́дня Го́спода.

Ирмо́с: На небесе́х благослове́нная и на земли́ славосло́вимая, ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Со проро́ки, я́ко проро́к, ра́достно ны́не в небе́сных весели́шися оби́телех.

Свы́ше ны́ назира́еши ны́не, благогове́йно тя́ славосло́вящия, богоглаго́ливе всебога́те.

Сокраще́н пу́ть спасе́ния Ио́иль покая́нием богому́дренно показа́.

Богоро́дичен: Возвела́ еси́ ны́, па́дшия, Ма́ти Бо́жия, благоутро́бнаго Влады́ку и Спа́са ро́ждши.

І҆рмо́съ: Грѧди́те, лю́дїе, пои́мъ пѣ́снь хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ, раздѣ́льшемꙋ мо́ре, и҆ наста́вльшемꙋ лю́ди, ꙗ҆̀же и҆зведѐ и҆з̾ рабо́ты є҆гѵ́петскїѧ, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Ли́къ на́мъ прⷪ҇ро́ческїй свесели́тсѧ, похвалѧ́емꙋ тебѣ̀ небомꙋ́дреннꙋ, і҆ѡ́иле бг҃огла́се: съ ни́миже спасти́сѧ на́мъ молѝ, блаже́нне.

Глаго́лы бж҃їѧ предвозвѣща́ѧ, бг҃одохнове́нне, лю́тый проре́клъ є҆сѝ гнѣ́въ и҆ пра́ведный, и҆́же ѿ нече́стїѧ прибы́вшїй лю́демъ твои́мъ сꙋемꙋ́дрєннымъ.

Чꙋ́дное и҆ свѣтоно́сное дх҃а, и҆ животворѧ́щее вдохнове́нїе тебѐ присѣнѝ, и҆ бꙋ́дꙋщихъ зна́нїе вдохнѐ, прⷪ҇ро́че блаже́ннѣйше.

Бг҃оро́диченъ: Тѧ̀ ски́нїѧ свидѣ́тельства прописа̀, многови́днѡ ѡ҆бразꙋ́ема, ꙗ҆влѧ́ющи ѿ тебє̀ вопло́щшагосѧ неизмѣ́ннѡ, бг҃ома́ти пречⷭ҇таѧ влⷣчце.

І҆рмо́съ: Оу҆твердѝ на́съ въ тебѣ̀, гдⷭ҇и, дре́вомъ ᲂу҆мерщвле́й грѣ́хъ, и҆ стра́хъ тво́й всадѝ въ сердца̀ на́съ пою́щихъ тѧ̀.

Оу҆чи́ми твои́ми мꙋ́дрыми догма́ты, по́стъ, прⷪ҇ро́че, и҆ слꙋже́нїе благоче́стнѡ проповѣ́дꙋемъ, въ до́мъ гдⷭ҇ень ходѧ́ще.

Твои̑мъ ᲂу҆че́нїємъ послѣ́дꙋюще, ѿ всегѡ̀ се́рдца и҆ помышле́нїѧ, пла́чемъ же, и҆ моли́твами бг҃а взыскꙋ́емъ, достохва́льне.

И҆з̾ѧви́въ на́мъ всеще́драгѡ влⷣки, прⷪ҇ро́че, долготерпѣ́нїе, и҆ бжⷭ҇твеннꙋю же благосты́ню и҆з̾ѧсни́лъ є҆сѝ тогѡ̀, и҆ благода́ть.

Бг҃оро́диченъ: Зачала̀ є҆сѝ пречⷭ҇таѧ, бг҃а, и҆ родила̀ є҆сѝ сло́во неизрече́ннѡ вопло́щшеесѧ, во прⷪ҇ро́цѣхъ глаго́лавшее, и҆ и҆спо́лнившее тѣ́хъ проповѣ̑данїѧ.

Сѣда́ленъ, гла́съ в҃.

Бг҃оглаго́ливе прⷪ҇ро́че, вдохнове́нїемъ и҆спо́лнивсѧ ᲂу҆тѣ́шителевымъ, и҆з̾ѧсни́лъ є҆сѝ въ послѣ̑днѧѧ времена̀ бы́вшее ꙗ҆зы́кѡмъ ѡ҆сїѧ́нїе. сегѡ̀ ра́ди ны́нѣ благоче́стнѡ тѧ̀ похвалѧ́емъ, и҆ твою̀ па́мѧть соверша́юще вопїе́мъ тѝ: хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ ѡ҆ дꙋша́хъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Оу҆пова́нїе хрⷭ҇тїа́нъ, прест҃а́ѧ дв҃о, є҆го́же родила̀ є҆сѝ бг҃а, па́че ᲂу҆ма̀ и҆ сло́ва, непреста́ннѡ молѝ ѡ҆ воспѣва́ющихъ тѧ̀, пода́ти ѡ҆ставле́нїе грѣхѡ́въ на́шихъ всѣ́хъ, и҆ и҆справле́нїе житїѧ̀, вѣ́рою и҆ любо́вїю при́снѡ сла́вѧщымъ тѧ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Зрѧ́щи тѧ̀, хрⷭ҇тѐ, всенепоро́чнаѧ мт҃и, ме́ртва на крⷭ҇тѣ̀ просте́рта, вопїѧ́ше: сн҃е мо́й, собезнача́льне ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ дх҃ꙋ, что̀ неизрече́нное твоѐ сїѐ смотре́нїе, и҆́мже спа́слъ є҆сѝ пречⷭ҇тыхъ рꙋ́къ твои́хъ, ще́дре, созда́нїе;

І҆рмо́съ: Оу҆слы́шахъ, гдⷭ҇и, слꙋ́хъ твоегѡ̀ смотре́нїѧ, и҆ просла́вихъ тѧ̀, є҆ди́не чл҃вѣколю́бче.

Ми́лостивъ бꙋ́ди, гдⷭ҇и, чи́стѡ къ тебѣ̀ ка́ющымсѧ, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ ще́дръ и҆ многоми́лостивъ.

Ꙗ҆́коже провозвѣсти́лъ є҆сѝ, сла́вне, ѿ бг҃а и҆злїѧ́сѧ дх҃ъ на всѧ́кꙋ пло́ть вѣ́ровавшихъ.

Сни́тїе дх҃а ᲂу҆ч҃никѝ гдⷭ҇ни ᲂу҆мꙋдри́вшее, твоѧ̑ бг҃оглагѡ́ливаѧ словеса̀ и҆спо́лни.

Бг҃оро́диченъ: И҆зба́вльшесѧ пречⷭ҇таѧ, и҆зъ мра́чныхъ а҆́довыхъ бокѡ́въ, бжⷭ҇твеннымъ твои́мъ ржⷭ҇тво́мъ, тѧ̀ ᲂу҆блажа́емъ.

І҆рмо́съ: Но́щи преше́дшей, прибли́жисѧ де́нь, и҆ свѣ́тъ мі́рꙋ возсїѧ̀: сегѡ̀ ра́ди хва́лѧтъ тѧ̀ а҆́гг҃льстїи чи́ни, и҆ славосло́вѧтъ тѧ̀ всѧ́чєскаѧ.

Хрⷭ҇то́во прише́ствїе і҆ѡ́иль бжⷭ҇твенный ꙗ҆́вственнѡ всѣ̑мъ проречѐ, ꙗ҆́кѡ прїи́детъ и҆ спасе́тъ ро́дъ человѣ́ческїй ѿ і҆́дѡльскагѡ льще́нїѧ.

Ве́сь ты̀ возни́кнꙋвъ, прⷪ҇ро́че сла́вне, на преꙋ́мный же и҆ вы́ше по́мысла свѣ́тъ, прⷪ҇ро́чествїѧ благода́ть и҆звле́клъ є҆сѝ ѿтꙋ́дꙋ, и҆ пра́вдꙋ проповѣ́далъ є҆сѝ.

Ѡ҆ пою́щихъ тѧ̀ моли́сѧ, спастѝ ѿ всѧ́кагѡ ѡ҆ѕлобле́нїѧ, пребога́те і҆ѡ́иле, и҆ бжⷭ҇твенныѧ благода́ти и҆ зарѝ сподо́битисѧ ᲂу҆молѝ.

Бг҃оро́диченъ: Прест҃а́ѧ дв҃о, влⷣчце мі́ра, тѧ̀ бцⷣꙋ и҆сповѣ́дающымъ, ѿ безчи́сленныхъ грѣхѡ́въ молѝ спасти́сѧ, и҆ жите́йскихъ ѡ҆бстоѧ́нїй.

І҆рмо́съ: Бе́здна мѧ̀ мно́га грѣхо́внаѧ ѡ҆крꙋжа́етъ, и҆ вопїю́ ти, проро́ка подража́ѧй: ѿ тли́ мѧ, гдⷭ҇и, возведѝ.

Ка́плютъ твои́хъ глагѡ́лъ и҆сто́чницы, бг҃овѣща́нїѧ и҆ дꙋшепи́щнꙋю сла́дость точа́ще, сла́вне, напаѧ́ющꙋю вѣ́рнѡ приходѧ́щыѧ.

Го́рꙋ тѧ̀ прⷪ҇ро́чества, сла́дость и҆сточа́ющꙋю, и҆ бг҃оче́стїѧ, і҆ѡ́иле, проповѣ́дника всемꙋ́дра зна́емъ, бг҃оглаго́ливе прⷪ҇ро́че.

Бг҃оро́диченъ: Просвѣтѝ, свѣ́тъ ро́ждшаѧ незаходѧ́щїй, сердца̀ славосло́вѧщихъ тѧ̀ вѣ́рнѡ, пречⷭ҇таѧ влⷣчце, и҆ и҆зъ тебє̀ ро́ждшагосѧ неизрече́ннѡ.

І҆рмо́съ: Пе́щь дре́вле всегремѧ́щꙋю ᲂу҆гаси́вый, и҆ ѻ҆́троки тꙋ́чею дꙋхо́вною ѡ҆роси́вый, бл҃гослове́нъ є҆сѝ бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

И҆сходѧ́щїй ѿ до́мꙋ гдⷭ҇нѧ, и҆ напаѧ́ющїй и҆сто́чникъ, ꙗ҆́коже проре́клъ є҆сѝ, произы́де, прⷪ҇ро́че всече́стне.

Пото́къ сито́вный, пшеницено́сенъ содѣ́лалъ є҆сѝ пи́щный и҆сто́чникъ, ꙗ҆́коже і҆ѡ́иль проречѐ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: И҆́же всѧ̑ сотвори́вый ро́ждсѧ ѿ дв҃ы, спасѐ мі́ръ благоче́стнѡ пою́щїй: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

І҆рмо́съ: Дре́вле ѡ҆роси́вшаго є҆врє́йскїѧ ѻ҆́троки въ пла́мени, и҆ ѡ҆пали́вшаго гдⷭ҇а халдє́и пресла́внѡ въ не́мъ, воспое́мъ глаго́люще: благослови́те и҆ превозноси́те є҆го̀ во вѣ́ки.

Показа́лъ є҆сѝ, сла́вне, покаѧ́нїѧ ѻ҆́бразы ꙗ҆́вѣ, бл҃гоꙋтро́бнагѡ гдⷭ҇а, прїе́млюща вѣ́рою къ немꙋ̀ приходѧ́щыѧ, и҆ пою́щыѧ: благослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Слꙋжи́тель бы́въ ты̀ гдⷭ҇ень, прⷪ҇ро́че і҆ѡ́иле, тогѡ̀ та̑йны врꙋчи́лсѧ є҆сѝ прорица́ти лю́демъ, хва́лѧщымъ и҆ пою́щымъ: благослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Ѡ҆ставле́нїе и҆сточа́ютъ і҆ꙋ́дови чꙋде́съ рѣ́ки, ꙗ҆̀же сꙋ́ть а҆пⷭ҇ли пресла́внїи гдⷭ҇ни, ꙗ҆́коже прⷪ҇ро́чествова і҆ѡ́иль, вопїю́щихъ напаѧ́юще: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Бг҃оро́диченъ: Ѵ҆поста́сь сло́жнꙋ во двою̀ сꙋщєствꙋ̀ хрⷭ҇та̀, всенепоро́чнаѧ, родила̀ є҆сѝ, пребы́вши дв҃а чⷭ҇таѧ, є҆мꙋ́же пою́ще зове́мъ: благослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

І҆рмо́съ: На нб҃сѣ́хъ бл҃гослове́ннаѧ, и҆ на землѝ славосло́вимаѧ, ра́дꙋйсѧ, невѣ́сто неневѣ́стнаѧ.

Со прⷪ҇рѡ́ки ꙗ҆́кѡ прⷪ҇ро́къ, ра́достнѡ ны́нѣ въ нбⷭ҇ныхъ весели́шисѧ ѻ҆би́телехъ.

Свы́ше ны̀ назира́еши ны́нѣ, благоговѣ́йнѡ тѧ̀ славосло́вѧщыѧ, бг҃оглаго́ливе всебога́те.

Сокраще́нъ пꙋ́ть спасе́нїѧ, і҆ѡ́иль покаѧ́нїемъ бг҃омꙋ́дреннѡ показа̀.

Бг҃оро́диченъ: Возвела̀ є҆сѝ ны̀ па́дшыѧ, мт҃и бж҃їѧ, бл҃гоꙋтро́бнаго влⷣкꙋ и҆ сп҃са ро́ждши.

Про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ру­ви­мо­ва. Пред­ска­зал за­пу­сте­ния Иеру­са­ли­ма и пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жерт­во­при­но­ше­ний. Он же про­ро­че­ство­вал, что при­дет вре­мя, ко­гда на вся­кую плоть бу­дет из­ли­вать­ся Свя­той Дух по ве­ре в Иису­са Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра. На­пи­сал кни­гу про­ро­честв.

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

no copi

Pages

понедельник, 1 ноября 2010 г.

* Святой пророк Иоиль *

Святой пророк Иоиль
Россия. Конец XVI в. 110 х 64 см.
Архангельская область, Холмогорский района, д. Быстрокурье, церковь Василия Великого
С 1966 г. в Архангельском музее изобразительных искусств.
Святой пророк Иоиль

Память святого пророка Иоиля

ПРОРОК ИОИЛЬ
Из пророческого ряда
Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста
Первая четверть ХVIII в.
Дерево, левкас, темпера.
88 х 70 см.
Государственный историко-архитектурный и этнографический
музей-заповедник “Кижи”

Дни памяти: 19 октября

Святой пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира (Иоил. 2, 28-32).

Ὁ Προφήτης Ἰωήλ

Εἶναι ἕνας ἀπὸ τοὺς δώδεκα μικροὺς λεγόμενους προφῆτες. Ἦταν γιὸς τοῦ Βαθουήλ, ἀπὸ τὴ φυλὴ Ρουβὴμ (αὐτὸ ὅμως δὲν εἶναι σαφές, διότι ἄλλοι τὸν θέλουν καταγόμενο ἀπὸ τὴν φυλὴ Γάδ), καὶ προφήτευσε ὅταν βασιλιὰς στὴν φυλὴ τοῦ Ἰούδα ἦταν ὁ Ἰωᾶς (878 – 838 π.Χ).

Τὸ προφητικό του βιβλίο, ἔχει λεχθεῖ ὅτι τὸ διακρίνει ὕφος ποιητικότατο, περίκομψο, ζωηρὸ καὶ ἀποτελεῖ κόσμημα τῆς ἑβραϊκῆς φιλολογίας. Νὰ τί λέει περὶ μετανοίας: «Καὶ νῦν λέγει Κύριος ὁ Θεὸς ὑμῶν ἐπιστράφητε πρὸς μὲ ἐξ ὅλης τῆς καρδίας ὑμῶν καὶ ἐν νηστείᾳ καὶ ἐν κλαυθμῷ καὶ ἐν κοπετῷ καὶ διαρρήξατε τὰς καρδίας ὑμῶν καὶ μὴ τὰ ἱμάτια ὑμῶν καὶ ἐπιστράφητε πρὸς Κύριον τὸν Θεὸν ὑμῶν , ὅτι ἐλεήμων καὶ οἰκτίρμων ἐστι, μακρόθυμος καὶ πολυέλεος». Καὶ τώρα, λέει ὁ Κύριος καὶ Θεός σας: Ἐπιστρέψτε μὲ μετάνοια σ’ ἐμένα μὲ ὅλη σας τὴν καρδιά, μὲ νηστεία καὶ μὲ δάκρυα μετανοίας. Σχίστε τὶς καρδιές σας ἀπὸ πόνο μετανοίας καὶ συναίσθηση τῆς ἐνοχῆς σας, καὶ ὄχι τὰ ἐνδύματά σας. Ἐπιστρέψτε στὸν Κύριο καὶ Θεό σας, διότι αὐτὸς εἶναι ἐλεήμων καὶ οἰκτίρμων, μακρόθυμος καὶ πολυέλεος.

Μποροῦμε νὰ ποῦμε ὅτι τὸ προφητικὸ βιβλίο τοῦ Ἰωήλ, ἀποτελεῖται ἀπὸ τρία κεφάλαια, ποὺ ἐκεῖ μέσα προφητεύει τὴν ἔκχυση τῶν δωρεῶν τοῦ Ἁγίου Πνεύματος (Πράξ. στ’ 17) στὴν χριστιανικὴ ἐκκλησία, καθὼς ἐπίσης καὶ τὰ σημεῖα, ποὺ θὰ προηγηθοῦν τῆς δευτέρας παρουσίας τοῦ Κυρίου.

Ὁ προφήτης Ἰωὴλ ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
(Ὁρισμένοι Συναξαριστές, περιττῶς ἐπαναλαμβάνουν τὴν μνήμη του καὶ τὴν 31η Μαρτίου).

Святой пророк Иоиль
Византия. Конец X – начало XI века.
Миниатюра из Толкований на Книги 12 Великих пророков
Италия. Национальная библиотека. Турин

Тропарь, глас 2:
Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле, спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей.
Кондак, глас 4:
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище; зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне Иоиле, славне.
Величание
Величаем тя, пророче Божий Иоиле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*

ПРОРОК ИОИЛЬ
1985. Архимандрит Зинон.
Из иконостаса Никольской церкви
Псково-Печерского Успенского монастыря

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε.

Ὡς ἔμπνουν κειμήλιον, τῶν ἱερῶν ἀρετῶν, Προφήτης θεόληπτος, ὤφθης σοφέ, Ἰωήλ, ἑλλάμψει τοῦ Πνεύματος· ὅθεν τῆς εὐσεβείας, ἡ πηγὴ ὡς προέφης, ἔβλυσε τοῖς ἐν κόσμῳ, ἐκ τοῦ οἴκου Κυρίου· ἧς νῦν καταπολαύοντες, πόθῳ τιμῶμέν σε.

Κοντάκιον. Ἦχος α’. Τὸν τάφον σου Σωτήρ.
Τὴν δόξαν τοῦ Θεοῦ, νοητῶς θεώρησας, ἐδέξω Ἰωήλ, τῶν μελλόντων τὴν γνῶσιν· τὸ Πνεῦμα γὰρ τὸ Ἅγιον, ὥσπερ ἔφης ἐκκέχυται, κατ’ ἐνέργειαν, εἰς πᾶσαν σάρκα Προφῆτα, τὴν πιστεύσασαν, τῷ ἐπὶ γῆς κενωθέντι, καὶ σὲ θαυμαστώσαντι.

Μεγαλυνάριον.
Ὤφθη ἀποστάζουσα γλυκασμόν, Ἰωὴλ Προφῆτα, σοῦ ἡ γλῶσσα προφητικόν· τὴν γὰρ ἐν τῷ Λόγῳ, ἀνάπλασιν τοῦ κόσμου, συμβολικῶς κηρύττει, δι’ ἧς ἐσώθημεν.
*
====================

Читать еще:  Молитва от любовнице
Ссылка на основную публикацию