Символ веры армянской апостольской церкви молитва

Символ веры армянской апостольской церкви молитва

СИМВОЛ ВЕРЫ

«Символ Веры» есть кратко и точно описанный предмет веры христиан.

Кто составил Символ Веры?

По преданию первый и краткий «Символ Веры» составлен Святыми Апостолами и был назван «Апостольским Символом Веры». А более расширенный был составлен в 325 году на Первом Никейском Вселенском Соборе, а на Втором Константинопольском Соборе в 381 году был отредактирован с прибавлением формулировки о Святом Духе.

Что такое Вселенский Собор?

Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей Вселенской Церкви, по возможности, со всего мира, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

Сколько было Вселенских Соборов?

Вселенских Соборов было три: 1-й – Никейский (325г.); 2-й – Константинопольский (381г.); 3-й – Ефесский (431г.)

Какова значимость «Символа Веры»?

Значимость «Символа Веры» велика, поскольку в Святом Писании, в частности в Евангелиях есть разные истории и высказывания, для правильного восприятия которых и для устранения разногласий и непониманий необходимо официально авторское толкование.

Значит знание и принятие «Символа Веры» для членов Церкви является необходимым условием?

Да, и это неоспоримо. Но, к сожалению одни из верующих «Символу Веры» не придают должного значения, а другие отклоняются от правильного его восприятия. Поэтому желательно было бы «Символ Веры» выучить наизусть!

«Веруем в Единого Бога, в Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого.
И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, рожденного от Бога Отца, Единородного, то есть из сущности Отца. Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного!
Тот же Сам от природы Отца, Которым все начало быть, что на небесах и на земле, видимое и невидимое.
Который ради нас людей, и ради нашего спасения сошел с небес; воплотился, вочеловечился, родился совершенным образом от Марии Святой Девы, Духом Святым.
От Которой взял плоть, душу и разум, и все, что есть в человеке, истинно, а не сомненно.
Страдавший, распятый, погребенный, в третий день воскресший, восшел на небеса тем же телом, воссел одесную Отца.
Грянет тем же телом и в славе Отца судить живых и мертвых, Царству Которого не существует конца!
Веруем и в Святого Духа – в несотворенного и в совершенного. Который говорил в Законе и в Пророках и в Евангелиях. Который сошел на Иордан, проповедовал через Апостолов и поселился в Святых.
Веруем и в Единую только Всеобщую и Апостольскую Святую Церковь. В одно Крещение, в Покаяние, в искупление и в оставление грехов».
В Воскресение мертвых, в Суд вечный душ и тел; в Царство Небесное и в Жизнь вечную».

Во время каких служб читается «Символ Веры»?

Во время Святых Таинств Крещения и Венчания, а так же во время Святой Литургии и Службы Девятого часа.

Существуют ли в Армянской Церкви и другие «Символы»?

Да. Это «Апостольский Символ Веры», который, как Никейский «Символ Веры», читается во время Святого Таинства Крещения:

«Веруем в Пресвятую Троицу: в Отца, в Сына и в Духа Святого. Благовестие Гавриила, Рождение Христа, Крещение, Страдания, Распятие, Трехдневное Погребение, Воскресение, Божественное Вознесение, Восседание Одесную Отца, Ужасающее и Славнейшее Второе Пришествие Его Исповедуем и Веруем».

А так же есть и еще один «Символ Веры» – «Исповедание Веры Армянской», которое читается во время хиротонии во священники рукополагаемым и каждый день в начале Ночной службы (полуночница), Св. Татеваци подготовил это исповедание в опровержение клеветы на Армянскую Церковь, будто бы армяне придерживаются ереси монофизитской. То есть являются последователями учения Евтихия, который кратко и ясно выражал свое учение так: «После воплощения Бога Слова, я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога…».
Итак:

«Исповедуем и всем сердцем веруем в Бога Отца – Несотворенный, Нерожденный, и Безначальный; а также Родитель Сына и Источатель Духа Святого.
Веруем в Бога Слово – Несотворенный, Рожденный, и Начавший от Отца (Имеющий начало от Отца) прежде вечностей – не после и не меньше (Отца); и сколько Отец есть Отец, и с Ним же Сын есть Сын.
Веруем в Бога Святого Духа – Несотворенный, Безвременный, Нерожденный, а Исходивший от Отца; Единосущен Отцу и той же Славы, что и Сын.
Веруем в Святую Троицу – Едина Природа, Едино Божество, не Трое Богов, а Един Бог, Едина Воля, Едино Царство, Едина Власть; Творец видимых и невидимых.
Веруем в Святую Церковь; в отпущение грехов, общением Святых.
Веруем в Одну из Трех Ипостасей, в Бога Слово – Рожденный от Отца прежде вечностей; во времени, сошедший в Богородицу Деву Марию, взявший от Ее крови и соединивший Своему Божеству; терпевший 9-ть месяцев в утробе Непорочной Девы. И Совершенный Бог стал Совершенным Человеком – с душою, духом и телом; Едина Ипостась, Едино Лицо, и Соединенная единая природа. Бог, вочеловеченный без изменения и без искажения; зачатие без семени и нетленное рождение; ибо нет начала Его Божеству, и нет конца Его Человечеству: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:7).
Веруем в Господа нашего Иисуса Христа – Ходивший по земле; пришедший ко крещению после 30-и лет. Отец, свыше свидетельствовавший: «Сей, есть Сын Мой Возлюбленный»; и Святой Дух голубеобразно (в образе голубя) сошедший на Него. Искушенный от сатаны и победивший его. Проповедовавший спасение людям. Труждавший плотью, уставший, голодавший, и жаждавший. После, добровольно пришедший к страданиям; распятый и умерший плотью, и жив Божеством. Тело, положенное в гроб, соединенным с Божеством; и душою, сошедший в ад, неразделенным с Божеством. Проповедовавший душам, разрушивший ад, и освободивший души. После трех дней воскресший из мертвых и представший ученикам.
Веруем в Господа нашего Иисуса Христа – Вознесшийся на небеса тем же телом и воссевший одесную Отца. А так же, грянет тем же телом и во Славе Отца, судить живых и мертвых, во время воскресения всех людей.
Веруем в воздаяние дел – праведникам жизнь вечная, грешникам муки вечные».

Символ веры Армянской Церкви

Символ веры Армянской Апостольской Церкви

Символ Веры был составлен представителями всех церквей в 325году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи, близ Константинополя. Символ торжественно поется в церкви народом, как выражение всеобщего единства веры всех участвующих в Богослужении.

Веруем во единого Бога Отца вседержителя, творца неба и земли, видимых же и невидимых.

И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от естества Отца. Бог от Бога, свет от света, истинны Бог от истинного Бога, рожденного, а не от сотворенного. Единосущего Отца, кем созданы все творения на небесах, видимые и невидимые.

Для многих наших соверующих из других Церквей оказалось не известным, что ААЦ исповедует не т.н. Никео-Цареградский Символ Веры (принятый в халкидонских Церквях), а Никейский, хотя и в расширенном варианте. Поэтому тут выложу текст Армянского Символа Веры, что мы читаем на Литургии.

  • Հաւատամք ի Մի Աստուած, ի Հայր Ամենակալ,
  • hаватамкħ i Мi Аствацħ, i hайр Амєнакал,
  • Веруем в Единого Бога, в Отца Вседержителя,
Читать еще:  Молитва святым богоотцам иоакиму и анне

յԱրարիչն երկնի եւ երկրի, երեւելեաց եւ աներեւութից: ħ/Арарiчəн еркни ев еркрi, ерєвєляц ев анєрєвутħиц. в Творца неба и земли, видимого и невидимого.

  • Եւ ի Մի Տէր Յիսուս Քրիստոս՝ յՈրդին Աստուծոյ,
  • Ев i Мi Тєр ħiсус Кħрiстос – ħ/Ордин Астуцħо,
  • И в Единого Господа Иисуса Христа – в Сына Божьего,

ծնեալն յԱստուծոյ Հօրէ՝ Միածին, այսինքն յէութենէ Հօր: цħəнялн ħ/Астуцħо hорє – Мiацħин, айсинкħəн ħ/єутħєнє hор. рожденного от Бога Отца – Единородного, то_есть из сущности Отца.

  • Աստուած յԱստուծոյ, Լոյս ի Լուսոյ, Աստուած ճշմարիտ
  • Аствацħ ħ/Астуцħо, Луйс i Лусо, Аствацħ чħəшмарiт
  • Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного

յԱստուծոյ ճշմարտէ, ծնունդ եւ ո՛չ արարած: ħ/Астуџо чħəшмартє, цħəнунд ев воч арарацħ! от Бога истинного, рожденного а не сотворенного!

  • Նոյն Ինքն ի բնութենէ Հօր, Որով ամենայն ինչ եղեւ
  • Нуйн İнкħн i бəнутħєнє hор, Воров амєнайн iнч еғєв
  • Тот_же Сам от природы Отца, Которым все что сталось

յերկինս եւ ի վերայ երկրի, երեւելիք եւ աներեւոյթք: ħ/єркiнс ев i _ вєра еркрi, ерєвєлiкħ ев ан/єрєвуйтħкħ. в небесах и на земле, видимое и не/видимое.

  • Որ յաղագս մեր՝ մարդկան, եւ վասն մերոյ փրկութեան
  • Вор ħағагəс мєр – мардкан, ев васəн мєро пħəркутħян
  • Что для нас – людей, и ради нашего спасения

իջեալ ի յերկնից՝ մարմնացաւ, մարդացաւ, ծնաւ iджял i_ ħ/єркниц; мармнацав, мардацав, цħəнав спустился с небес; воплотился, вочеловечился, родился

կատարելապէս ի Մարիամայ սրբոյ Կուսէն՝ Հոգւովն Սրբով: катарєла/пєс i Марiама сəрбо Кусєн – hогвовəн Сəрбов. совершенным_образом от Марии святой Девы – Духом Святым.

  • Որով էառ զմարմին, զհոգի եւ զմիտ, եւ զամենայն,
  • Воров єарр əз’мармiн, əз’hогi ев əз’мiт, ев з’амєнайн,
  • от_Которой принял плоть, душу и разум, и все,

որ ինչ է ի մարդ, ճշմարտապէս եւ ո՛չ կարծեօք: вор_iнч є i мард, чħəшмартапєс ев воч карцħёкħ! что есть в человеке, истинно а не иллюзорно!

  • Չարչարեալ, խաչեալ, թաղեալ, յերրորդ աւուր յարուցեալ,
  • Чарчарял, хачял, тħағял, ħ/єррорд авур ħаруцял,
  • Страдавший, распятый, погребенный, в третий день воскресший,

ելեալ ի յերկինս նովին մարմնովն՝ նստաւ ընդ աջմէ Հօր: елял i_ ħ/єркiнəс новiн мармновн – нəстав энд _ аджмє hор. восшел в небеса тем¬_же телом – воссел с/права от Отца.

  • Գալոց է նովին մարմնովն եւ փառօք Հօր ի դատել
  • Галоц є новiн мармновн ев пħаррокħ hор i датєл
  • Придет Он_[есть] тем-же телом и славе Отца [на] судить

զկենդանիս եւ զմեռեալս, Որոյ Թագաւորութեանն ո՛չ əз’кєнданис ев əз’мєррялс, Воро Тħагаворутħянəн воч живых и мертвых, Которого Царству не

գոյ վախճան: го вахчħан! существует конца!

  • Հաւատամք եւ ի Սուրբ Հոգին՝ յանեղն եւ ի կատարեալն,
  • hаватамкħ ев i Сурб hогiн – ħ/анєғн ев i катарялн,
  • Веруем и в Святого Духа – в нетварного и в совершенного,

որ խօսեցաւ յՕրէնս եւ ի Մարգարէս եւ յԱւետարանս: вор хосєцав ħ/Орєнс ев i Маргарєс ев ħ/Авєтаранс. что говорил в Законе и в Пророках и в Евангелиях.

Որ էջն ի Յորդանան, քարոզեաց յառաքեալսն եւ Вор єджн i ħорданан, кħарозяц ħ/арракħялсəн ев Что сошел на Иордан, проповедовал через апостолов и

բնակեցաւ ի սուրբսն: бəнакєцав i сурбсəн. поселился в святых.

  • Հաւատամք եւ ի Մի միայն Ընդհանրական եւ
  • Һаватамкħ ев i Мi мiайн Эндhанракан ев
  • Веруем и в Единую только Всеобщую и

Առաքելական Սուրբ Եկեղեցի: Ի մի Մկրտութիւն, Арракħєлакан Сурб Екєғєци. İ мi Мəкəртутħюн, Апостольскую Святую Церковь. В одно Крещение,

յԱպաշխարութիւն, ի քաւութիւն եւ ի թողութիւն մեղաց: ħ/Апашхарутħюн, i кħавутħюн ев i тħоғутħюн мєғац. в Покаяние, в очищение и в оставление грехов.

  • Ի Յարութիւնն մեռելոց, ի Դատաստանն յաւիտենից
  • İ ħарутħюнн мєррєлоц, i Датастанн ħавiтєниц
  • В Воскресение мертвых, в Суд вечный

հոգւոց եւ մարմնոց. յԱրքայութիւնն Երկնից եւ ի hогвоц ев мармноц; ħ/Аркħайутħюнəн Еркниц ев i душ и тел; в Царство Небесное и в

Կեանսն յաւիտենականս: Кянсəн ħавiтєнаканс. Жизнь вечную.

  • Իսկ որք ասեն՝ էր երբեմն, յորժամ ոչ էր Որդին,
  • İск воркħ асєн : єр ербємəн, ħоржам воч єр Вордин,
  • А тех_что говорят : было когда-то, когда не было Сына,

կամ էր երբեմն, յորժամ ոչ էր Սուրբ Հոգին. կամ թէ՝ кам єр ербємəн, ħоржам воч єр Сурб hогiн; кам тħє – или было когда-то, когда не было Святого Духа; или будто –

յոչէից եղեն, կամ յայլմէ էութենէ ասեն լինել զՈրդին ħ/очєiц еғєн, кам ħ/айлмє єутħєнє асєн лiнєл з’Ордин из ничего произошли, или из иной сущности, говорят бытие Сына

Աստուծոյ եւ կամ զՍուրբ Հոգին, եւ թէ՝ փոփոխելիք Астуцħо ев кам əз’Сурб hогiн, ев тħє – пħопħохєлiкħ Божьего или же Святого Духа, и будто – изменяемы

են կամ այլայլելիք, զայնպիսիսն նզովէ Կաթուղիկէ եւ єн кам айлайлєлiкħ, з’айнпiсисəн нəзовє Катħуғикє ев есть или претворяемы, таковых проклинает Кафолическая и

Առաքելական Սուրբ Եկեղեցի: Арракħєлакан Сурб Екєғєци. Апостольская Святая Церковь.

Символы Веры ААЦ

«Символ Веры» есть кратко и точно описанный предмет веры христиан. В ААЦ используются 3 древних Символа веры.

Апостольский Символ (I), читается во время Святого Таинства Крещения. Он гласит:

Հաւատամք յԱմենասուրբ Երրորդութիւնն, ի Հայր եւ յՈրդի եւ ի Սուրբ Հոգի: Զաւետումն Գաբրիէլի, զԾնունդն Քրիստոսի, զՄկրտութիւնն, զՉարչարանս, զԽաչելութիւնն, զԹաղումն երեքօրեայ, զՅարութիւնն, զաստուածապէս Համբարձումն, զնստիլն ընդ աջմէ Հօր, զահաւոր եւ զփառաւորեալ զմիւսանգամ Գալուստն՝ խոստովանիմք եւ հաւատամք:

hаватамк ħАменасурб Еррордутюнэн, и hайр ев ħОрди ев и Сурб hоги. Заветумэн Габриели, эзЦнундэн Кристоси, эзМэкэртутюнэн, эзЧарчаранэс, эзХачелутюнэн, эзТахумн ерекоря, эзhарутюнэн, заствацапес hамбарцумэн, эзнэстилн энд аджме hор, заhавор ев эзпараворял эзмюсангам Галустэн — хостованимк ев hаватамк.

Веруем в Пресвятую Троицу, в Отца и в Сына и в Святого Духа. Благовестие Гавриила, Рождество Христово, Крещение, Страдания, Распятие, Погребение трехдневное, Воскресение, божественное Вознесение, восседание справа от Отца, страшное и славное следующее Пришествие — исповедуем и веруем.

Армянская Церковь принимает Православный Символ Веры, утвержденный на Первом Вселенском Соборе в 325 году в византийском городе Никея — Никейский Символ Веры, а на Втором Константинопольском Соборе в 381 году он был отредактирован с прибавлением формулировки о Святом Духе. Отметим, что человек, не принимающий все положения Символа Веры, не может быть чадом Церкви, и вообще Христианином.

Никейский Символ Веры (II) имеет очень логичное строение. Он гласит:

«Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, именно от естества Отца. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного; Единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради спасения нашего сшедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым. От нее же принявшего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, — истинно, а, несомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца. Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сошедшего на Иордан, проповедавшего через апостолов и обитавшего в святых. Веруем и во единую Соборную Апостольскую Святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущения грехов; В воскресение мертвых; в суд навеки душам и телам*; В царство Небесное и в жизнь вечную».

Читать еще:  Молитва чтоб сын устроился на работу

* — Обращаем ваше внимание на то, что слова «в суд навеки душам и телам» означают, что не сам суд будет длиться вечно, а решение, принятое на суде Божьем будет вечно и неизменно, как и любое слово Божье.

Аудио версия Символа Веры.

(III) Символ Веры, Св. Татеваци подготовил в опровержение клеветы на Армянскую Церковь, будто бы армяне придерживаются ереси монофизитской. Его текст:

«Исповедуем и всем сердцем веруем в Бога Отца – Несотворенный, Нерожденный, и Безначальный; а также Родитель Сына и Источатель Духа Святого.

Веруем в Бога Слово – Несотворенный, Рожденный, и Начавший от Отца (Имеющий начало от Отца) прежде вечностей – не после и не меньше (Отца); и сколько Отец есть Отец, и с Ним же Сын есть Сын.

Веруем в Бога Святого Духа – Несотворенный, Безвременный, Нерожденный, а Исходивший от Отца; Единосущен Отцу и той же Славы, что и Сын.

Веруем в Святую Троицу – Едина Природа, Едино Божество, не Трое Богов, а Един Бог, Едина Воля, Едино Царство, Едина Власть; Творец видимых и невидимых.

Веруем в Святую Церковь; в отпущение грехов, общением Святых.

Веруем в Одну из Трех Личностей, в Бога Слово – Рожденный от Отца прежде вечностей; во времени, сошедший в Богородицу Деву Марию, взявший от Ее крови и соединивший Своему Божеству; терпевший 9-ть месяцев в утробе Непорочной Девы.

И Совершенный Бог стал Совершенным Человеком – с душою, духом и телом; Едина Личность, Едино Лицо, и Соединенная единая природа.

Бог, вочеловеченный без изменения и без искажения; зачатие без семени и нетленное рождение; ибо нет начала Его Божеству, и нет конца Его Человечеству: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:7).

Веруем в Господа нашего Иисуса Христа – Ходивший по земле; пришедший ко крещению после 30-и лет.

Отец, свыше свидетельствовавший: «Сей, есть Сын Мой Возлюбленный»; и Святой Дух голубеобразно (в образе голубя) сошедший на Него.

Искушенный от сатаны и победивший его. Проповедовавший спасение людям. Труждавший плотью, уставший, голодавший, и жаждавший. После, добровольно пришедший к страданиям; распятый и умерший плотью, и жив Божеством.

Тело, положенное в гроб, соединенным с Божеством; и душою, сошедший в ад, неразделенным с Божеством. Проповедовавший душам, разрушивший ад, и освободивший души. После трех дней воскресший из мертвых и представший ученикам.

Веруем в Господа нашего Иисуса Христа – Вознесшийся на небеса тем же телом и воссевший одесную Отца. А так же, грянет тем же телом и во Славе Отца, судить живых и мертвых, во время воскресения всех людей. Веруем в воздаяние дел — праведникам жизнь вечная, грешникам муки вечные».

Вероучение ААЦ

Вероучение Армянской Апостольской Святой Церкви

Во время Святой Литургии всеми непременно читается «Символ Веры» ( «Հանգանակ Հաւատոյ», «Հավատամք» ). «Символ Веры» Армянской Апостольской Церкви называется также «Никейским Символом», поскольку редактировался на первом Вселенском Соборе в городе Никее в 325 г., где участвовали 318 глав и видных представителей разных конфессий. Армянскую Апостольскую Церковь на этом Соборе представлял Святой Аристакес, сын Святого Григория Просветителя.

В «Символе Веры» Церковь объявляет основные христианские догмы о Боге, Сыне Божьем- Христе и о Святом Духе, то есть о Святой Троице. Армянская Церковь, будучи привержена традициям, сохранила неизменным Никейский «Символ Веры».

«Символ Веры» на древнеармянском языке:

« Հաւատամք ի մի Աստուած, ի Հայրն Ամենակալ՝ յարարիչն երկնի եւ երկրի, երեւելեաց եւ աներեւութից։

Եւ ի մի Տէր Յիսուս Քրիստոս Որդին Աստուծոյ՝ ծնեալն յԱստուծոյ Հօրէ, Միածին՝ այսինքն յէութենէ Հօր։ Աստուած յԱստուծոյ, Լոյս ի Լուսոյ, Աստուած ճշմարիտ յԱստուծոյ ճշմարտէ, ծնունդ եւ ոչ արարած։ Նոյն ինքն ի բնութենէ Հօր, որով ամենայն ինչ եղեւ յերկինս եւ ի վերայ երկրի, երեւելիք եւ աներեւոյթք։ Որ յաղագս մեր մարդկան եւ վասն մերոյ փրկութեան իջեալ ի յերկնից՝ մարմնացաւ, մարդացաւ, ծնաւ կատարելապէս ի Մարիամայ սրբոյ կուսէն Հոգւովն Սրբով։ Որով էառ զմարմին, զհոգի եւ զմիտ եւ զամենայն որ ինչ է ի մարդ, ճշմարտապէս եւ ոչ կարծեօք։ Չարչարեալ, խաչեալ, թաղեալ, յերրորդ աւուր յարուցեալ, ելեալ ի յերկինս նովին մարմնովն, նստաւ ընդ աջմէ Հօր։ Գալոց է նովին մարմնովն եւ փառօք Հօր ի դատել զկենդանիս եւ զմեռեալս, որոյ թագաւորութեանն ոչ գոյ վախճան։

Հաւատամք եւ ի Սուրբ Հոգին՝ յանեղն եւ ի կատարեալն, որ խօսեցաւ յօրէնս եւ ի մարգարէս եւ յաւետարանս։ Որ էջն ի Հորդանան, քարոզեաց յառաքեալսն, եւ բնակեցաւ ի սուրբսն։

Հաւատամք եւ ի մի միայն ընդհանրական եւ յառաքելական Սուրբ եկեղեցի, ի մի մկրտութիւն, յապաշխարութիւն, ի քաւութիւն եւ ի թողութիւն մեղաց։ Ի յարութիւնն մեռելոց, ի դատաստանն յաւիտենից հոգւոց եւ մարմնոց, յարքայութիւնն երկնից եւ ի կեանսն յաւիտենականս։

Իսկ որք ասեն, էր երբեմն՝ յորժամ ոչ էր Որդի, կամ էր երբեմն՝ յորժամ ոչ էր Սուրբ Հոգի, կամ թէ յոչէից եղեն, կամ յայլմէ էութենէ ասեն լինել զՈրդին Աստուծոյ եւ կամ զՍուրբ Հոգին, եւ թէ փոփոխելիք են կամ այլայլելիք, զայնպիսիսն նզովէ կաթողիկէ եւ առաքելական սուրբ եկեղեցի »:

Перевод на русский язык:

«Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, рожденного от Бога Отца единородно, именно от естества Отца. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради спасения нашего сшедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от Марии Святой Девы Духом Святым, принявшего от нее же плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, – истинно, а не сомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца.

Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сшедшего на Иордан, проповедовавшего Посланного и обитавшего во Святых.

Веруем и в единую Соборную Апостольскую Святую Церковь. В едино крещение, покаяние, очищение и отпущение грехов. В Воскресение мертвых, в Суд вечный душ и тел, Царствие небесное и в Жизнь вечную.

Читать еще:  Молитва во время крещения детей

Тех же, кто говорит, что было прежде время, когда не было Сына, либо же было время, когда не было Святого Духа, либо же из ничего созданы или из другой сущности Сын Божий или Святой Дух, либо же изменяемы и претворяемы, таковых предает анафеме Соборная и Апостольская святая Церковь».

Армянская Святая Церковь твердо следует учению Святых Отцов и Святого Кирилла Александрийского о том, что «едина природа воплощенного Слова Бога». То есть в единой природе Христа два естества – одновременно совершенный Бог и совершенный человек. То есть все существенные свойства Божественного и человеческого сохранились в соединении – Божественное не растворилось в человеческом, а человеческое не исчезло в Божественном. Божественное и человеческое соединены в Иисусе Христе в единую природу неизменяемым, несмешанным и нераздельным образом. У Христа единая богочеловеческая природа, единая ипостась, единое лицо, единая воля, единое действие.

В письме армянского католикоса святого Нерсеса Шнорали византийскому императору Мануилу Комнину в 1166 году, названному «Изложение веры Армянской Церкви», Нерсес Шнорали очень подробно объясняет ему вероучение Армянской Церкви. Он в частности пишет: «Таким образом: смешалось с плотью бесплотное Слово и соединило с Собою человеческое естество, обоготворяя оное этим самым смешением и соединением, но не испытав превращения или изменения в соединении, подобно как не смешиваются в человеке душа с телом, – хотя понятно, что образ каким Творец может состоять в соприкосновении с сотворением, выше всякого сравнения. Но в соединении нашего естества с Божьим непостижимо остались неизменны и Принявший и принятое, не в образе только, как воздух и вода в сосуде, – ибо сии стихии, упраздняя сосуд, обращаются в пустоту, – но на самом естестве соединяясь выше всякого понятия неразделенным и несмешанным соединением. »

«. Потому и исповедуем мы Иисуса Христа Богочеловеком; не для того, чтобы мы хотели разделять Его, говорим так; никак нет; Он есть един и тот же страдавший, по Божескому естеству неизменяемый и не подверженный страданию, но пострадавший и вкусивший смерть по телу».

«Посему заблуждаются те, которые полагают, что иной есть страдавший и иной не претерпевший страдания».

«С ним (Святым Афанасием) совокупно и мы исповедуем Божество Его не разделившимся от тела и души человеческой и после смерти. »

«Мы признаем Иисуса Христа Богом и человеком, – по человечеству единосущным нам, а по Божеству единосущным Отцу и Святому Духу; исповедуем Его единым Богом и нераздельным, по естеству Божескому небесным, чистым, не подверженным страданию и бессмертным, а по естеству человеческому земным, сложным, подверженным страданиям и смертным. Но не отличаем в Нем иного и иного, как хотел Несторий, который назвал тело храмом Слова. »

Армянская Апостольская Церковь предает анафеме Нестория и Евтихия с их заблуждениями и твердо следует учению учению Святых отцов и первых трех Вселенских Соборов. Предположение о том, что Армянская Апостольская Церковь исповедует монофизитизм является в корне ошибочным и ничем не обоснованным.

В Армянской Апостольской Церкви семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причастие, Венчание, Рукоположение и Помазание больных.

Крещение детей совершается через троекратное погружение в купель (в воду) с произнесением священником слов: «крестится раб Божий во имя Отца и Сына и Духа Святого». На шею крещеного надевается шнурок, свитый из красного шелка и белого хлопка, в воспоминание о крови и воде истекших из ребра распятого Спасителя.

Миропомазание совершается в одно время с крещением после погружения младенца в купель. Священник берет святое миро и делает им кресты на следующих частях тела: на лбу, глазах, ушах, ноздрях, губах, руках, пальцах, между лопатками и ногах, и во время помазания произносит: «сия печать во имя Иисуса Христа». Вслед за крещением и миропомазанием ребенок немедленно допускается к причащению.

Покаяние (исповедь) – таинство, при котором кающийся в грехах своих, при видимом изъявлении прощения от Господа через священнослужителя, по исполнении возложенной эпитимии, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом, даровавшим апостолам власть отпускать грехи.

Причастие – таинство, при котором верующий под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и истинной Крови Господа Иисуса Христа для оставления грехов и для вечной жизни. Таинство Причастия совершается в Армянской Церкви с использованием пресного хлеба и не разбавленного водою вина. Святая Литургия Армянской Церкви совершается по уставу, составленному святым Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Венчание- таинство, при котором мужчина и женщина по благословению священника объединяются с целью создания семьи, в образе духовного союза Христа с церковью. Святым Духом укрепляется их единство во все дни их совместной жизни, чтобы родили детей и воспиатли их в христианском духе.

Рукоположение (посвящение в духовный сан) производится посредством наложения рук и возложения на шею знаков, свойственных сану. Помазание миром происходит при посвящении в пресвитеры, , в епископа и католикоса.

Вот, что говорит о рукоположении католикос святой Ован Мандакуни (478-490 гг.): «Священник- ангел Вседержителя Бога. Непочтение священника – грех перед Богом, который рукоположением наделил его властью совершать таинства Церкви. Хотя они (священники) и не достойны совершать великие таинства, однако ради спасения людей Бог не препятствует передаче благодати Святого Духа, ибо если Он устами ослицы и посредством чародейства Валаама говорил слова спасения человечеству, насколько же великими будут Его дела посредством хоть и недостойного священника во имя жизни и нашего ради спасения. Если же ты со Святостью причастишься Святого таинства, греховность священника не повредит тебе. Также, если некто во грехе или нечистым приобщится Святого таинства, то Святость священника помочь не сможет. А, если сочтешь, что рукой порочного священника дары Святого Духа не нисходят в Литургии и Бог не действует через такового, то помни, что нарушаешь обряд Церкви и порочишь христианскую сущность. Если бы исполнение таинства зависело от Святости священника, то не нашлось бы ни одного человека на земле, достойного совершать спасительные таинства».

Таинство помазания больных совершается без употребления елея, ограничиваясь чтением установленных на то псалмов, Евангелия, молитвы и возложением руки священнослужителя.

При совершении обрядов Армянская Церковь, соблюдая священные предания, руководствуется практикой древней единой (до разделения) Христовой Церкви, преданиями святого Григория Просветителя и постановлениями последовавших затем Армянских поместных соборов.

Крестное знамение у армян совершается следующим образом: складываются большой, указательный и средний пальцы правой руки. Два других пальца – безымянный и мизинец- прикладывают к ладони. Правую руку со сложенными пальцами (три пальца вместе, и два- на ладони) кладут сначала на лоб, произнося: «во имя Отца», затем несколько ниже груди и произносят: «и Сына», далее на левую и правую сторону груди с произнесением: «и Духа Святого», и затем кладут руку на грудь со словами «Аминь». Три сложенных вместе пальца (большой, указательный и средний) символизируют Святую Троицу. Безымянный палец и мизинец символизируют две природы Христа – Божественную и Человеческую.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector