Святая иулиания молитва

Святая иулиания молитва

Иулиания Лазаревская

Иулиания Лазаревская Муромская — православная праведная, причисленная к лику святых, память о ней совершается 2 января.

Жизнеописание

Среди женщин, причисленных к лику святых, немало жен и матерей, но среди благоверных единицы тех, кто заслужил святость в Небесах, имея десять детей.

Назначение женщины на земле даровать жизнь, в трудах и заботах истинные христианки остаются верными поклонению Господу. В постах и молитвах матери стоят в проломе за семью и детей, становясь фундаментом православной веры всего семейства. Господь даровал матерям земли уникальный пример праведности в лице Иулиании Лазаревской.

Христианский подвиг праведницы заключается в благочестии и милосердии, таких доступных и простых вещах, способных изменить мир, но таких закрытых для жестокосердных сердец мира сего.

Подробности о житии Иулиании Лазаревской поведал миру ее сын Каллистрат Осорьин (Дружина), описав их в классическом произведении Древнерусской литературе «Повести о Иулиании Лазаревской».

Детские года

В 1530 году в семье царского ключника Устина Недюрева родилась девочка Ульяна. Благочестивые дворяне Устин и Стефанида проживали в селе Плосне. В возрасте 6 лет после смерти матери она была отдана бабушке на воспитание, переехав в Муром. Ее бабушка, Анастасия Лукина, урожденная Дубенская, была жительницей этого города.

Проходит еще 6 лет, бабушка отходит в мир иной, девочка переселяется к тетке, в семье которой воспитывается 9 детей. 12-летняя девочка при каждой возможности старалась помочь тетке. Ей были чужды детские забавы и шалости, преследуемая насмешками детей и слуг девочка часами молилась, часто пребывала в посте.

Важно! По ночам она молилась и шила как для родственников, так и для бедных. Днем находила больных и нуждающихся, стараясь всем помочь едой, одеждой и словом Божьим.

Родственники были недовольны ее строгим воздержанием и многочасовыми молитвами, опасаясь, что этим девушка может навредить своей красоте. Молва о благочестивой красавице распространилась далеко за пределами Мурома.

Замужество

По достижении 16 лет красавица Ульяна была сосватана и выдана замуж. Ее муж Юрий Осорьин был состоятельным муромским жителем, во владении которого находилось село Лазарево. Осорьины были известны при царском дворе, слыли довольно богатыми людьми.

Кроткая и приветливая невестка нашла среди родителей мужа и его родственников любовь и принятие. Неутомимая молодая хозяйка вскоре взяла на себя ведение хозяйства, при этом у нее находилось для каждого ласковое слово и добрая улыбка. Помня завет Бога о почитании родителей, Ульяна с особой любовью относилась к родителям мужа. Они заменили ей родных отца и мать, при этом девушка нашла подход и ласковое слово для золовок, с которыми никогда не ссорилась.

Ведя образцово хозяйство, Ульяна не прерывала свой духовный подвиг, каждую ночь молодая женщина читала молитвы с многократными поклонами, а на утро снова была активна и весела. В доме богатых муромцев было принято, чтобы слуги одевали и раздевали хозяев, подавали воду для умывания и купания, но это не касалось молодой хозяйки. Ульяна обслуживала себя сама, при этом постоянно защищала прислугу, часто беря на себя их проступки.

Понимая, что имущество принадлежит всей родне, женщина по ночам шила и вышивала, многие иконы дарила в церковь, кое-что продавала и творила милостыню. Чтобы не раздражать родных, Иулиания полученные от продажи средства тайно через верную служанку посылала вдовам и сиротам. Трудами ее рук поддерживалась жизнь во многих семьях.

Дела праведности

Бесы приходили по ночам к красавице Иулиании, угрожая погубить ее и всю семью. Они требовали прекратить благотворительность, но бесовские угрозы не напугали верную дочь Божью, она знала, что Тот, Кто в ней, сильнее тех, кто в мире (1Иоанна 4:4). Помощь нищим и сиротам стала потребностью сердца благочестивой праведницы.

Когда край накрыл голод, множество люда просто вымирало от истощения, Ульяна кормила голодных, беря еду из семейных закромов.

На истощенное население пришла эпидемия, вызвавшая настоящий мор. Люди боялись выходить на улицы, принимать гостей и просто общаться, а святая женщина втайне от близких мыла больных в бане, кормила и лечила их, читала молитвы и проповедовала слово Божие, будучи неграмотной. Умерших святая Иулиания обмывала и предавала семье по православному обычаю.

Видя дела праведности благоверной жены, Юрий также познал сладость от теплой молитвы. Родители Георгия дожили до глубокой старости, приняли постриг и тихо отошли к Господу.

За долгие годы супружества Господь даровал любящей паре 13 детей, 10 сыновей и 3 дочерей, девочки и 4 сына умерли в младенчестве. Любящая мать скорбела, но не нарекала на Бога, ибо верила, что в Его власти давать и забирать.

После смерти двух сыновей на службе у царя Иулиания Лазаревская Муромская праведная стала задумываться об уходе в монастырь, но послушна была мужу, который попросил воспитать младших детей до совершеннолетия.

В последние годы жизни жили супруги подобно брату и сестре, Ульяна спала 2-3 часа, остальное ночное время молилась и занималась рукоделием, а целые дни посвящала руководству дома и семье. Ее жизнь можно расписать по пунктам:

  • молитва и служение семье и людям;
  • ночлег на полу с поленом под головой;
  • ежедневное посещение богослужений;
  • пост и строгое воздержание от мирских соблазнов.

По достижении 60 лет святая почувствовала сильную физическую усталость, будучи больной, перестала посещать богослужения, усилив домашнюю молитву.

Во время служения священнику храма святого Лазаря, прихожанкой которого была Иулиания, была явлена Богородица. Она велела передать благочестивой матери, что ее домашние молитвы приняты, но они не имеют силы церковных. Божья Матерь велела сообщить всему населению, что на благочестивой женщине пребывает Дух Святой.

Сила веры в голодные годы

Оставшись одна, вырастив детей и похоронив мужа, святая Иулиания раздает все средства бедным, в скудости и лишениях, постах и молитвах, с постоянной Иисусовой молитвой продолжает земной путь.

Бесы, гонимые Святым Писанием, которое постоянно провозглашалось в доме, на физическом уровне угрожали благочестивой хозяйке. Чувствуя свою немощность праведница, атакуемая сатаной, вскричала к Богу и попросила послать ей на помощь Николая Угодника. При появлении святителя Николая Чудотворца все нечестивые духи бросились наутек, старший из них успел предречь подвижнице, что ее саму, помогающую спасти людей от голода, ожидает голодная смерть.

В начале 17 столетия при правлении царя Бориса Годунова сильный голод накрыл край, некоторые люди не выдерживали, убивали соседей и питались человеческим мясом, теряя разум.

Поля не дали урожая, скот пал от недостатка корма. Когда не стало пищи в доме, хозяйка отпустила желающих уйти холопов, с ней остались самые верные слуги. Не имея пропитания в родном селе, блаженная Ульяна переезжает с оставшимися слугами и детьми в Вочнево. Когда и там стало нечего кушать, она посылала слуг собирать лебеду и кору деревьев, из которых пекли хлеб.

Многие помещики не могли понять, откуда у нищей хозяйки хлеб, который способен дарить сытость. В благодарении Господу Иулиания с рабами пекла лепешки, наполненные любовью и милосердием. Соседи, имеющие возможность печь чистый хлеб, удивились необычному вкусу ее лепешек, дарующих особую сытость.

Благочестивая поклонница Христа осознавала, что голод обладает властью убивать духовно. Из-за куска хлеба могли убить, обокрасть, преступления и разнузданность накрыли землю, но обошли стороной дом, в котором не прекращалась молитвенная жизнь. Три года в радостном состоянии духа, без ропота и гнева на судьбу, молилась святая Иулиания Лазаревская за каждого человека, данного Богом под ее опеку.

Интересно! Господь даровал благочестивой праведнице знание времени своей смерти. Перед тем, как отойти в жизнь вечную, Иулиания призналась, что пребывание в Ангельском образе является ее мечтой. После того, как она попросила у всех прощение, простила сама каждого, кто обидел святую, дала последние напутствия, поцеловала ближних и тихо навсегда закрыла глаза со словами: «В руки твои, Бог мой, отдаю дух».

Как только душа оставила тело, вокруг головы умершей появился золотой нимб, подобно ангельскому сиянию, который присутствующие ранее могли видеть только на иконах. Около омытого, лежащего в отдельной комнатке тела среди ночи внезапно вспыхнули сами по себе свечи, благоухание наполнило дом.

Обретение мощей

2 января 1604 года святая Иулиания Муромская праведная была принята в Царстве Небесном, подтверждением ее святости стало обретение мощей. Благочестивая служанка исполнила повеление хозяйки, явившейся ей во сне, похоронить святую в храме праведного Лазаря около мужа Георгия.

Через 10 лет умер сын Георгий, которого решили похоронить около матери. При копании могилы случайно обнаружили гроб, при поднятии которого в середине было найдены нетленные части тела и множество мира.

Посмертные чудеса

Дети, а затем и взрослые, стали мазать миром больные места и мгновенно получали исцеления.

В ночь обретения святых мощей сам по себе зазвонил колокол Лазаревского храма. Разбуженные набатом люди сбежались к церкви, но никакого пожара не обнаружили, но смогли почувствовать благовоние и исцелиться чудотворным миром.

Через некоторое время сюда начали стекаться люди с округ, тем, кому не хватили мира, обтирались песком из могилы блаженной, и наступало исцеление.

Дети гражданина Мурома Иеремии Червева более двух лет страдали от кровотечения из конечностей. После совершения молебна и панихиды у мощей Иулиании они отерли больных деток песком и отправились домой. Впервые за долгое время дети спали всю ночь, утром встали к молитве и через неделю выздоровели.

В век отсутствия стоматологов проблемы с зубами доставляли крестьянам много боли и страданий. Зубная боль выбила из жизненной колеи крестьянина села Макарово, он поехал к гробу дарующей исцеление блаженной, долго молился и натер зубы песком, по возвращении домой возблагодарил Господа за отсутствие боли.

В одну из ночей сильнейший огонь охватил избы, крытые соломой, быстро приближаясь к храму, гонимый сильным ветром. Люди и священник, находящиеся в церкви, стали хватать землю около гроба благочестивой землячки и бросать ее в огонь. Пожар медленно стал затухать, ветер утих, больше ни одна изба не пострадала.

Климент из села Коледино страдал трофической язвой, от которой многие умирали. После совершения молебна у святыни и обтирания песком крестьянин смог встать на ноги, а вскоре язва исчезла.

Боярин Матвей Черкасов привез к гробу блаженной свою слепую рабу Марию, после панихиды она начала видеть, а по возвращении в Муром пошла по ягоды.

10-летний мальчик упал и ослеп, после посещения церкви св. Михаила прямо в храме сумел рассмотреть горящую свечу, а со временем его зрение полностью восстановилось.

Агафья, жена церковного клирика, страдала болями в руке, да такими, что пошевелить нею не могла. В одну из ночей во сне к ней пришла Иулиания и сказала не только пойти помолиться у иконы, но и пожертвовать на храм монетки, указав место их нахождения в доме клирика. Исполнив все сказанное милостивой Ульяной, после испития святой воды и оттирания песком пришло исцеление.

Помогла народная целительница и московскому дворянину Иосифу Ковкову встать на ноги. Находясь при смерти, в порыве отчаяния просил боярин слугу съездить из Москвы в Лазарево за песком и святой водой. По возвращении раба, который отслужил панихиду у гроба блаженной, окропив себя святой водой и песком из-под гроба, Иосиф мгновенно выздоровев. Благодарный боярин пешком преодолел путь из своего поместья в Москве к храму архангела Михаила, чтобы пожертвовать священникам церкви ризы.

8 мая 1649 было явлено чудо освобождения от слепоты Елены Васильевны, жительницы Вязниковского края, которая ослепла в детстве, прошла по многим чудотворным местам, а освобождение получила в Лазарево.

Протоиерей Николай Стройков в 1997 году благословил людей записывать все случаи исцелений и ответов на молитвы в Книге чудес, которая пишется и поныне:

  • в ней молодая мать благодарит за дарованное счастье материнства;
  • другая мать благодарна за удачно завершившуюся беременность;
  • паломник сообщает, что по пути к месту поклонения автобус потерпел аварию, но все паломники и иконы остались невредимы;
  • жительница Беларуси свидетельствует об исцелении неизлечимо больного по словам медиков внука.

Память и почитание

Чудеса массовых исцелений свидетельствуют о том, что на земле жила милостивая Иулиания, причисленная в 1614 году к лику святых.

В 17 столетии была составлена церковная служба, текст ее приписывают Каллистрату Дружине Осорьину.

Православная церковь увековечила память о благочестивой Иулиании в иконах «Собор Муромских святых», святом изображении святой рядом с мужем и дочерью, принявшей постриг с именем Феодосия.

Подворье преподобного Сергия хранит икону с изображением благочестивой хозяйкой Лазарево.

Лазаревский храм, в котором хранилась рака с мощами, в 1930 году закрывается, а святыня передается в краеведческий музей Мурома и сберегается вместе с мощами св. Петра и Февронии.

В августе 2014 года мощи благочестивой св. Иулиании возвращены на родину, в Михайловский храм с. Лазарево.

О чем просят Лазаревскую святую Иулианию

Ежегодно тысячи паломников приезжают в село Лазарево Владимирской области, чтобы в молитве прошения принести свои проблемы.

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Секретная молитва благодарности

Чаще всего к милостивой спасительницей обращаются за помощью:

  • в решении финансовых решений;
  • исцеления;
  • дарования ребенка при выставленном враче диагнозе при бесплодии;
  • семейного благополучия.

Иулиания Лазаревская

Иулиания Лазаревская Муромская — православная праведная, причисленная к лику святых, память о ней совершается 2 января.

Жизнеописание

Среди женщин, причисленных к лику святых, немало жен и матерей, но среди благоверных единицы тех, кто заслужил святость в Небесах, имея десять детей.

Назначение женщины на земле даровать жизнь, в трудах и заботах истинные христианки остаются верными поклонению Господу. В постах и молитвах матери стоят в проломе за семью и детей, становясь фундаментом православной веры всего семейства. Господь даровал матерям земли уникальный пример праведности в лице Иулиании Лазаревской.

Христианский подвиг праведницы заключается в благочестии и милосердии, таких доступных и простых вещах, способных изменить мир, но таких закрытых для жестокосердных сердец мира сего.

Подробности о житии Иулиании Лазаревской поведал миру ее сын Каллистрат Осорьин (Дружина), описав их в классическом произведении Древнерусской литературе «Повести о Иулиании Лазаревской».

Детские года

В 1530 году в семье царского ключника Устина Недюрева родилась девочка Ульяна. Благочестивые дворяне Устин и Стефанида проживали в селе Плосне. В возрасте 6 лет после смерти матери она была отдана бабушке на воспитание, переехав в Муром. Ее бабушка, Анастасия Лукина, урожденная Дубенская, была жительницей этого города.

Проходит еще 6 лет, бабушка отходит в мир иной, девочка переселяется к тетке, в семье которой воспитывается 9 детей. 12-летняя девочка при каждой возможности старалась помочь тетке. Ей были чужды детские забавы и шалости, преследуемая насмешками детей и слуг девочка часами молилась, часто пребывала в посте.

Важно! По ночам она молилась и шила как для родственников, так и для бедных. Днем находила больных и нуждающихся, стараясь всем помочь едой, одеждой и словом Божьим.

Родственники были недовольны ее строгим воздержанием и многочасовыми молитвами, опасаясь, что этим девушка может навредить своей красоте. Молва о благочестивой красавице распространилась далеко за пределами Мурома.

Замужество

По достижении 16 лет красавица Ульяна была сосватана и выдана замуж. Ее муж Юрий Осорьин был состоятельным муромским жителем, во владении которого находилось село Лазарево. Осорьины были известны при царском дворе, слыли довольно богатыми людьми.

Кроткая и приветливая невестка нашла среди родителей мужа и его родственников любовь и принятие. Неутомимая молодая хозяйка вскоре взяла на себя ведение хозяйства, при этом у нее находилось для каждого ласковое слово и добрая улыбка. Помня завет Бога о почитании родителей, Ульяна с особой любовью относилась к родителям мужа. Они заменили ей родных отца и мать, при этом девушка нашла подход и ласковое слово для золовок, с которыми никогда не ссорилась.

Ведя образцово хозяйство, Ульяна не прерывала свой духовный подвиг, каждую ночь молодая женщина читала молитвы с многократными поклонами, а на утро снова была активна и весела. В доме богатых муромцев было принято, чтобы слуги одевали и раздевали хозяев, подавали воду для умывания и купания, но это не касалось молодой хозяйки. Ульяна обслуживала себя сама, при этом постоянно защищала прислугу, часто беря на себя их проступки.

Понимая, что имущество принадлежит всей родне, женщина по ночам шила и вышивала, многие иконы дарила в церковь, кое-что продавала и творила милостыню. Чтобы не раздражать родных, Иулиания полученные от продажи средства тайно через верную служанку посылала вдовам и сиротам. Трудами ее рук поддерживалась жизнь во многих семьях.

Дела праведности

Бесы приходили по ночам к красавице Иулиании, угрожая погубить ее и всю семью. Они требовали прекратить благотворительность, но бесовские угрозы не напугали верную дочь Божью, она знала, что Тот, Кто в ней, сильнее тех, кто в мире (1Иоанна 4:4). Помощь нищим и сиротам стала потребностью сердца благочестивой праведницы.

Когда край накрыл голод, множество люда просто вымирало от истощения, Ульяна кормила голодных, беря еду из семейных закромов.

На истощенное население пришла эпидемия, вызвавшая настоящий мор. Люди боялись выходить на улицы, принимать гостей и просто общаться, а святая женщина втайне от близких мыла больных в бане, кормила и лечила их, читала молитвы и проповедовала слово Божие, будучи неграмотной. Умерших святая Иулиания обмывала и предавала семье по православному обычаю.

Видя дела праведности благоверной жены, Юрий также познал сладость от теплой молитвы. Родители Георгия дожили до глубокой старости, приняли постриг и тихо отошли к Господу.

За долгие годы супружества Господь даровал любящей паре 13 детей, 10 сыновей и 3 дочерей, девочки и 4 сына умерли в младенчестве. Любящая мать скорбела, но не нарекала на Бога, ибо верила, что в Его власти давать и забирать.

После смерти двух сыновей на службе у царя Иулиания Лазаревская Муромская праведная стала задумываться об уходе в монастырь, но послушна была мужу, который попросил воспитать младших детей до совершеннолетия.

В последние годы жизни жили супруги подобно брату и сестре, Ульяна спала 2-3 часа, остальное ночное время молилась и занималась рукоделием, а целые дни посвящала руководству дома и семье. Ее жизнь можно расписать по пунктам:

  • молитва и служение семье и людям;
  • ночлег на полу с поленом под головой;
  • ежедневное посещение богослужений;
  • пост и строгое воздержание от мирских соблазнов.

По достижении 60 лет святая почувствовала сильную физическую усталость, будучи больной, перестала посещать богослужения, усилив домашнюю молитву.

Во время служения священнику храма святого Лазаря, прихожанкой которого была Иулиания, была явлена Богородица. Она велела передать благочестивой матери, что ее домашние молитвы приняты, но они не имеют силы церковных. Божья Матерь велела сообщить всему населению, что на благочестивой женщине пребывает Дух Святой.

Сила веры в голодные годы

Оставшись одна, вырастив детей и похоронив мужа, святая Иулиания раздает все средства бедным, в скудости и лишениях, постах и молитвах, с постоянной Иисусовой молитвой продолжает земной путь.

Бесы, гонимые Святым Писанием, которое постоянно провозглашалось в доме, на физическом уровне угрожали благочестивой хозяйке. Чувствуя свою немощность праведница, атакуемая сатаной, вскричала к Богу и попросила послать ей на помощь Николая Угодника. При появлении святителя Николая Чудотворца все нечестивые духи бросились наутек, старший из них успел предречь подвижнице, что ее саму, помогающую спасти людей от голода, ожидает голодная смерть.

В начале 17 столетия при правлении царя Бориса Годунова сильный голод накрыл край, некоторые люди не выдерживали, убивали соседей и питались человеческим мясом, теряя разум.

Поля не дали урожая, скот пал от недостатка корма. Когда не стало пищи в доме, хозяйка отпустила желающих уйти холопов, с ней остались самые верные слуги. Не имея пропитания в родном селе, блаженная Ульяна переезжает с оставшимися слугами и детьми в Вочнево. Когда и там стало нечего кушать, она посылала слуг собирать лебеду и кору деревьев, из которых пекли хлеб.

Многие помещики не могли понять, откуда у нищей хозяйки хлеб, который способен дарить сытость. В благодарении Господу Иулиания с рабами пекла лепешки, наполненные любовью и милосердием. Соседи, имеющие возможность печь чистый хлеб, удивились необычному вкусу ее лепешек, дарующих особую сытость.

Благочестивая поклонница Христа осознавала, что голод обладает властью убивать духовно. Из-за куска хлеба могли убить, обокрасть, преступления и разнузданность накрыли землю, но обошли стороной дом, в котором не прекращалась молитвенная жизнь. Три года в радостном состоянии духа, без ропота и гнева на судьбу, молилась святая Иулиания Лазаревская за каждого человека, данного Богом под ее опеку.

Интересно! Господь даровал благочестивой праведнице знание времени своей смерти. Перед тем, как отойти в жизнь вечную, Иулиания призналась, что пребывание в Ангельском образе является ее мечтой. После того, как она попросила у всех прощение, простила сама каждого, кто обидел святую, дала последние напутствия, поцеловала ближних и тихо навсегда закрыла глаза со словами: «В руки твои, Бог мой, отдаю дух».

Как только душа оставила тело, вокруг головы умершей появился золотой нимб, подобно ангельскому сиянию, который присутствующие ранее могли видеть только на иконах. Около омытого, лежащего в отдельной комнатке тела среди ночи внезапно вспыхнули сами по себе свечи, благоухание наполнило дом.

Обретение мощей

2 января 1604 года святая Иулиания Муромская праведная была принята в Царстве Небесном, подтверждением ее святости стало обретение мощей. Благочестивая служанка исполнила повеление хозяйки, явившейся ей во сне, похоронить святую в храме праведного Лазаря около мужа Георгия.

Через 10 лет умер сын Георгий, которого решили похоронить около матери. При копании могилы случайно обнаружили гроб, при поднятии которого в середине было найдены нетленные части тела и множество мира.

Посмертные чудеса

Дети, а затем и взрослые, стали мазать миром больные места и мгновенно получали исцеления.

В ночь обретения святых мощей сам по себе зазвонил колокол Лазаревского храма. Разбуженные набатом люди сбежались к церкви, но никакого пожара не обнаружили, но смогли почувствовать благовоние и исцелиться чудотворным миром.

Через некоторое время сюда начали стекаться люди с округ, тем, кому не хватили мира, обтирались песком из могилы блаженной, и наступало исцеление.

Дети гражданина Мурома Иеремии Червева более двух лет страдали от кровотечения из конечностей. После совершения молебна и панихиды у мощей Иулиании они отерли больных деток песком и отправились домой. Впервые за долгое время дети спали всю ночь, утром встали к молитве и через неделю выздоровели.

В век отсутствия стоматологов проблемы с зубами доставляли крестьянам много боли и страданий. Зубная боль выбила из жизненной колеи крестьянина села Макарово, он поехал к гробу дарующей исцеление блаженной, долго молился и натер зубы песком, по возвращении домой возблагодарил Господа за отсутствие боли.

В одну из ночей сильнейший огонь охватил избы, крытые соломой, быстро приближаясь к храму, гонимый сильным ветром. Люди и священник, находящиеся в церкви, стали хватать землю около гроба благочестивой землячки и бросать ее в огонь. Пожар медленно стал затухать, ветер утих, больше ни одна изба не пострадала.

Климент из села Коледино страдал трофической язвой, от которой многие умирали. После совершения молебна у святыни и обтирания песком крестьянин смог встать на ноги, а вскоре язва исчезла.

Боярин Матвей Черкасов привез к гробу блаженной свою слепую рабу Марию, после панихиды она начала видеть, а по возвращении в Муром пошла по ягоды.

10-летний мальчик упал и ослеп, после посещения церкви св. Михаила прямо в храме сумел рассмотреть горящую свечу, а со временем его зрение полностью восстановилось.

Агафья, жена церковного клирика, страдала болями в руке, да такими, что пошевелить нею не могла. В одну из ночей во сне к ней пришла Иулиания и сказала не только пойти помолиться у иконы, но и пожертвовать на храм монетки, указав место их нахождения в доме клирика. Исполнив все сказанное милостивой Ульяной, после испития святой воды и оттирания песком пришло исцеление.

Помогла народная целительница и московскому дворянину Иосифу Ковкову встать на ноги. Находясь при смерти, в порыве отчаяния просил боярин слугу съездить из Москвы в Лазарево за песком и святой водой. По возвращении раба, который отслужил панихиду у гроба блаженной, окропив себя святой водой и песком из-под гроба, Иосиф мгновенно выздоровев. Благодарный боярин пешком преодолел путь из своего поместья в Москве к храму архангела Михаила, чтобы пожертвовать священникам церкви ризы.

8 мая 1649 было явлено чудо освобождения от слепоты Елены Васильевны, жительницы Вязниковского края, которая ослепла в детстве, прошла по многим чудотворным местам, а освобождение получила в Лазарево.

Протоиерей Николай Стройков в 1997 году благословил людей записывать все случаи исцелений и ответов на молитвы в Книге чудес, которая пишется и поныне:

  • в ней молодая мать благодарит за дарованное счастье материнства;
  • другая мать благодарна за удачно завершившуюся беременность;
  • паломник сообщает, что по пути к месту поклонения автобус потерпел аварию, но все паломники и иконы остались невредимы;
  • жительница Беларуси свидетельствует об исцелении неизлечимо больного по словам медиков внука.

Память и почитание

Чудеса массовых исцелений свидетельствуют о том, что на земле жила милостивая Иулиания, причисленная в 1614 году к лику святых.

В 17 столетии была составлена церковная служба, текст ее приписывают Каллистрату Дружине Осорьину.

Православная церковь увековечила память о благочестивой Иулиании в иконах «Собор Муромских святых», святом изображении святой рядом с мужем и дочерью, принявшей постриг с именем Феодосия.

Подворье преподобного Сергия хранит икону с изображением благочестивой хозяйкой Лазарево.

Лазаревский храм, в котором хранилась рака с мощами, в 1930 году закрывается, а святыня передается в краеведческий музей Мурома и сберегается вместе с мощами св. Петра и Февронии.

В августе 2014 года мощи благочестивой св. Иулиании возвращены на родину, в Михайловский храм с. Лазарево.

О чем просят Лазаревскую святую Иулианию

Ежегодно тысячи паломников приезжают в село Лазарево Владимирской области, чтобы в молитве прошения принести свои проблемы.

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Молитва матери всецарица от рака

Чаще всего к милостивой спасительницей обращаются за помощью:

  • в решении финансовых решений;
  • исцеления;
  • дарования ребенка при выставленном враче диагнозе при бесплодии;
  • семейного благополучия.

прав. Иулиания Лазаревская, Муромская

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря — брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, — повествует ее сын, — Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти — Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 – 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища. не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. — A мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба. чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной — особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании — Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас — ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревского (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными.

У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании – Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.

По смерти мужа, Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения Святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.

Читать еще:  Молитва на ребенка после операции

ТРОПАРЬ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 4

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

ИН ТРОПАРЬ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 3

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою, / всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

КОНДАК ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 8

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милос¬тыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Январь 2

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря — брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, — повествует ее сын, — Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти — Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 — 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища… не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. — A мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы… Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,… чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной — особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании — Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас — ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Ин тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою, / всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милос­тыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Молитва праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и бла­годатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвив­шися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добро­детелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподо­билася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector