Святой варсонофий молитва

Святой варсонофий молитва

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Апрель 11, Октябрь 4


вятитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски.

П лен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (( 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

И стинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.

Ж изнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.

К ондак святителя В арсонофия

В оздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Т ропарь святителя В арсонофия, епископа Т верского

В озвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

И н тропарь святителя В арсонофия, епископа Т верского

Т ихостию нрава направляемый,/ святителю Варсонофие,/ в тихое пристанище достигл еси,/ смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей,/ святою душею твоею на Небеса возлетел еси,/ идеже Христу предстоя,/ моли спастися нам, почитающим память твою.

И н тропарь святителя В арсонофия, епископа Т верского

Читать еще:  Молитва наладить отношения с любимым

П о Божием законе ревнителю,/ лютый разрушителю неприязненный лести,/ яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася/ посреде Казанскаго царствия,/ обитель строя боголепнаго Преображения/ и великому своему учителю Гурию последуя,/ с нимже великий союз имея духовный,/ якоже в животе, такоже и по преставлении:/ обретением честных мощей ваших во едино время/ и многими чудесы вас Бог прослави;/ и, радостию восходя в Небесныя обители,/ твердый камене веры,/ от иноплеменник многи скорби претерпел еси,/ добрый вводниче в вечную жизнь,/ в ню же, молим тя, введи ны,/ преподобне отче наш Варсонофие,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

И н кондак святителя В арсонофия, епископа Т верского

Я коже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,/ обогатив себе молитвою, и постом,/ и тело свое веригами удручая,/ в полоне же от иноплеменник много пострадал еси./ Непоколебим верою многая лета,/ Ангелом купно соединим,/ бесовская ополчения огорчавшие./ Последуя безмездником Косме и Дамиану,/ врачебною хитростию многий исцелил еси./ Темже ныне честное и боготрудное тело твое,/ от земленых недр обретенное,/ чудесы Господь прослави,/ исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,/ но и от честных вериг/ подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

М олитва святителю В арсонофию, епископу Т верскому

П риникни, святителю Варсонофие, с Горних селений на притекаю­щих к тебе и вонми молению их, умоли Господи Бога даровати нам, еже ко спасению нашему мы просим от Него при святых мощах твоих. Умоли Господа Бога даровати стране нашей крепкий и ненару­шимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносие, пастырем — святыню, законом — правду и силу, воена­чальником — мудрость и непобедимое мужество, градо­начальником — суд, воинству — преданность отечеству и неодолимую храбрость, всем же православным христианом — здравие и благочестие. Сохраняй нас от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Варсоно ́ фий , епископ Тверской

Дни памяти

19 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

17 октября – Собор Казанских святых

Житие

Свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской, чу­до­тво­рец Ка­зан­ский, ро­дил­ся око­ло 1495 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия. При Кре­ще­нии мла­де­нец по­лу­чил имя Иоанн. От­ли­ча­ясь тру­до­лю­би­ем и по­нят­ли­во­стью, от­рок лег­ко овла­дел гра­мо­той, осво­ил чте­ние Псал­ти­ри и цер­ков­ное пе­ние на­столь­ко, что мог не толь­ко сам чи­тать и петь, но и по­мо­гать дру­гим.

В 1512 го­ду крым­ские та­та­ры под пред­во­ди­тель­ством Ах­мат Ги­рея и Бур­нат Ги­рея хо­ди­ли в по­ход на Ря­зань, но «не успев ни­что­же во взя­тии гра­да Ря­за­ни», про­шли быст­рым и неожи­дан­ным опу­сто­ши­тель­ным рей­дом по бе­ре­гам Оки. В чис­ле мно­гих и Иоанн сем­на­дца­ти­лет­ним от­ро­ком был уве­ден в плен. Мно­го при­шлось тер­петь в пле­ну юно­ше, но в су­ро­вых ис­пы­та­ни­ях ве­ра Хри­сто­ва, еще в ро­ди­тель­ском до­ме глу­бо­ко уко­ре­нив­ша­я­ся в серд­це, при­нес­ла плод сто­ри­цей. Упо­вая на Гос­по­да, бу­ду­щий свя­ти­тель мо­лил­ся и пел при­хо­див­шие на па­мять псал­мы, жил, как жи­вет по­слуш­ник в мо­на­сты­ре, непри­мет­но на­вы­кая по­слу­ша­нию, незло­бию и тер­пе­нию. Спал Иоанн со­всем ма­ло, к еде по­чти не при­тра­ги­вал­ся, от­ли­чал­ся усер­ди­ем и кро­то­стью, тру­дил­ся без пре­ко­сло­вия и по­то­му рас­по­ло­жил к се­бе да­же оже­сто­чен­ные серд­ца ино­вер­цев, ко­то­рые, неволь­но при­знав его до­сто­ин­ства, ста­ли об­ра­щать­ся с ним мяг­че и снис­хо­ди­тель­нее, неже­ли с дру­ги­ми.

По­сте­пен­но бла­го­да­ря неза­у­ряд­ным спо­соб­но­стям он овла­дел раз­го­вор­ным та­тар­ским язы­ком до та­кой сте­пе­ни, что по про­ше­ствии двух лет мог не толь­ко хо­ро­шо го­во­рить, но и пи­сать по-та­тар­ски. Плен про­дол­жал­ся три го­да. С боль­шим тру­дом со­брав необ­хо­ди­мую сум­му, свя­щен­ник Ва­си­лий вы­ку­пил сво­е­го сы­на Иоан­на из та­тар­ской нево­ли. Бла­жен­ный Иоанн воз­вра­тил­ся до­мой, од­на­ко серд­це его уже охла­де­ло на­все­гда к непо­сто­ян­ным зем­ным ра­до­стям и уте­хам. Со­глас­но неко­ле­би­мо­му ре­ше­нию, со­зрев­ше­му в ду­ше юно­ши еще в пле­ну, он по­ехал в Моск­ву, где в Спас­ском Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дав Бо­гу обе­ты дев­ства, по­слу­ша­ния и нес­тя­жа­ния. Но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка на­рек­ли Вар­со­но­фи­ем.

Стро­гой и бо­го­угод­ной жиз­нью инок Вар­со­но­фий пре­успе­вал в по­дви­гах доб­ро­де­те­ли и мо­лит­вы. В Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре бы­вал на­ез­да­ми свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Твер­ской (1522–1567), род­ной млад­ший брат пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го и по­стри­жен­ик Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­пас­тырь доб­рый и бла­го­че­сти­вый, удо­сто­ен­ный от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти. Он неод­но­крат­но пред­ска­зы­вал пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию, быв­ше­му еще в сане иеро­ди­а­ко­на, что имен­но он станет неко­гда пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ака­кия на Твер­ской ка­фед­ре. О доб­ро­де­тель­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия ста­ло из­вест­но мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му Ма­ка­рию, ко­то­рый воз­вел свя­то­го Вар­со­но­фия в сан игу­ме­на Ни­ко­ло-Пеш­нош­ской Ме­фо­ди­е­вой пу­сты­ни, ос­но­ван­ной в 1461 го­ду уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го пре­по­доб­ным Ме­фо­ди­ем (па­мять 14 июня) в 15 вер­стах от Дмит­ро­ва. В ста­ри­ну пу­стынь эта име­но­ва­лась «Ни­ко­ла на Пес­ну­ше».

В 1553 го­ду в па­лом­ни­че­стве (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от смер­ти) на пу­ти в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь Пеш­нош­скую оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный с се­мей­ством. Он об­ра­тил вни­ма­ние на опыт­но­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни, по­бы­вав­ше­го в пле­ну и све­ду­ще­го в та­тар­ском язы­ке и нра­вах. По­это­му ко­гда в 1555 го­ду в Ка­за­ни от­кры­ва­ли но­вую епар­хию, вме­сте со свя­ти­те­лем Гу­ри­ем, пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским, был на­прав­лен в Ка­зань и свя­той Вар­со­но­фий из Пеш­нош­ской оби­те­ли в сане ар­хи­манд­ри­та для ос­но­ва­ния там мо­на­сты­ря.

26 мая 1555 го­да пер­во­свя­ти­те­ли Ка­за­ни тор­же­ствен­но от­пра­ви­лись в путь. Из Моск­вы по ре­кам Москве, Оке и Вол­ге путь до Ка­за­ни длил­ся два ме­ся­ца. В вос­кре­се­нье 27 июля 1555 го­да свя­ти­тель Гу­рий с игу­ме­ном Пеш­нош­ским Вар­со­но­фнем и игу­ме­ном Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря Гер­ма­ном при­бы­ли в Ка­зань. С кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми бы­ли встре­че­ны они в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре мест­ным ду­хо­вен­ством и на­се­ле­ни­ем. Вме­сте со свя­тым Вар­со­но­фи­ем в Ка­зань при­бы­ли ино­ки, по­стри­жен­и­ки Пеш­но­ши: Ти­хон, Фе­о­до­рит, Иов, Ан­д­ро­ник, Силь­вестр, а так­же инок Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря Си­ме­он. Уже в сле­ду­ю­щем, 1556 го­ду пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ис­пол­нил воз­ло­жен­ное на него по­ру­че­ние и устро­ил Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в Ка­зан­ском крем­ле. Им был освя­щен пер­вый ка­мен­ный теп­лый храм в мо­на­сты­ре во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Рат­но­го, а впо­след­ствии – и глав­ный храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Тай­но от всех он про­дол­жал но­сить вери­ги для из­ну­ре­ния пло­ти. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни сде­лал­ся сре­до­то­чи­ем ду­хов­ной жиз­ни быв­шей та­тар­ской сто­ли­цы. Через несколь­ко лет чис­ло ино­ков в нем до­хо­ди­ло до ста че­ло­век. Свя­той Вар­со­но­фий об­ра­щал та­тар в пра­во­слав­ную ве­ру, че­му нема­ло спо­соб­ство­ва­ло пре­вос­ход­ное зна­ние им та­тар­ско­го язы­ка. Бла­го­да­ря ис­це­ле­ни­ям раз­лич­ных неду­гов имя его ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ка­за­ни. И нема­ло боль­ных, при­хо­див­ших к нему за вра­че­ва­ни­ем, скло­ня­лись к при­ня­тию хри­сти­ан­ской ве­ры. По смер­ти епи­ско­па Твер­ско­го Ака­кия (1567) свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, вы­звал свя­то­го Вар­со­но­фия в Моск­ву и воз­вел его в сан епи­ско­па Твер­ско­го.

Ис­тин­ным све­тиль­ни­ком был свя­ти­тель Вар­со­но­фий для сво­ей паст­вы, не сло­ва­ми од­ни­ми, но всем су­ще­ством сво­им ука­зуя спа­си­тель­ный путь Хри­стов. Несмот­ря на вы­со­кий свя­ти­тель­ский сан, он про­дол­жал быть сми­рен­ным по­движ­ни­ком, ка­ким был в Пеш­нош­ской оби­те­ли и в Ка­за­ни. Но­чи про­во­дил он в мо­лит­ве, дни в тру­дах и за­бо­тах, от­ды­хая, шил кло­бу­ки и да­рил ино­кам и епи­ско­пам, непре­стан­ной мо­лит­вой усерд­но вра­че­вал те­лес­ные и ду­шев­ные бо­лез­ни об­ра­щав­ших­ся к нему. В то вре­мя на­ча­лись для Рос­сии тяж­кие ис­пы­та­ния – царь Иоанн Гроз­ный, муд­ро и бла­го­че­сти­во пра­вив­ший Рос­си­ей, стал ужа­сом и би­чом для сво­их под­дан­ных, на­саж­дая так на­зы­ва­е­мую «оприч­ни­ну». Тверь не при­над­ле­жа­ла оприч­нине и по­то­му не поль­зо­ва­лась бла­го­склон­но­стью ца­ря. С ужа­сом и него­до­ва­ни­ем ви­дел свя­ти­тель Вар­со­но­фий, как его друг Гер­ман, ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский (па­мять 6 но­яб­ря), неко­гда поль­зо­вав­ший­ся ува­же­ни­ем ца­ря, был вы­зван из Ка­за­ни в Моск­ву для воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та, од­на­ко по­сле то­го, как на­пом­нил ца­рю ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми, что тот даст от­вет на су­де Бо­жи­ем за свои же­сто­ко­сти, был из­гнан и умер в за­то­че­нии. Мно­го страш­ных со­бы­тий про­шло пред оча­ми свя­ти­те­ля Вар­со­но­фия за че­ты­ре го­да его ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния. Глу­бо­ко со­кру­шал­ся о сво­ей пастве свя­ти­тель Вар­со­но­фий. Ощу­щая стар­че­скую немощь, он в 1571 го­ду уда­лил­ся на по­кой в ос­но­ван­ную им в Ка­за­ни оби­тель. Пять лет про­вел он в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре на по­кое, в мо­лит­ве и уеди­не­нии, где при­нял ве­ли­кую схи­му. Ко­гда он не мог по немо­щи сам хо­дить в цер­ковь, лю­бя­щие уче­ни­ки по­мо­га­ли ему по­се­щать храм Бо­жий, зная его лю­бовь к Бо­го­слу­же­нию.

Читать еще:  Молитва которая в контакте

Скон­чал­ся свя­ти­тель Вар­со­но­фий 11 ап­ре­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским Ти­хо­ном. В 1595 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Иова (1588–1607) по­стро­ен в этом мо­на­сты­ре но­вый храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. При стро­и­тель­стве хра­ма бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­лей Ка­зан­ских Гу­рия и Вар­со­но­фия.

Жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­лей Гу­рия и Вар­со­но­фия со­став­ле­но бы­ло свя­щен­но­му­че­ни­ком пат­ри­ар­хом Ер­мо­ге­ном.

4/17 ок­тяб­ря – Об­ре́те­ние мо­щей

Об­ре­те­ние мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия, ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го († 1576), про­изо­шло в Ка­за­ни в 1595 го­ду. При стро­и­тель­стве но­вой ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­ти­те­лем Вар­со­но­фи­ем, у ал­тар­ной сте­ны преж­не­го де­ре­вян­но­го хра­ма бы­ли вы­ко­па­ны гро­бы с те­ла­ми свя­ти­те­лей. Необыч­ность ви­да нетлен­ных гро­бов ис­пол­ни­ла свя­ти­те­ля Ер­мо­ге­на (па­мять 17 фев­ра­ля) бла­го­го­вей­ным дерз­но­ве­ни­ем от­крыть гро­бы при боль­шом сте­че­нии на­ро­да. Сам свя­ти­тель Ер­мо­ген так опи­сы­ва­ет это со­бы­тие: “Ви­де­хом ди­во, его же не на­де­я­хом­ся. Ра­ка бо свя­та­го бе пол­на бла­го­ухан­на ми­ра, как чи­стой во­ды, мо­щи же свя­та­го Гу­рия ввер­ху ми­ра яко гу­ба но­ша­ху­ся. Нетле­ни­ем бо ода­ри Бог чест­ное и мно­го­труд­ное его те­ло, яко и ныне зрит­ся все­ми. Ток­мо ма­ло верх­ния гу­бы тле­ние кос­ну­ся, про­чие же его уды це­лы бы­ша, ни­чем же невре­ди­мы. Ося­за­хом же и по­гре­баль­ные ри­зы его и бя­ху креп­ки зе­ло. По­том же от­крых­ом ра­ку пре­по­доб­на­го Вар­со­но­фия и ви­де­хом: мно­гим нетле­ни­ем по­чте­ни от Бо­га мо­щи свя­та­го Вар­со­но­фия. К но­гам пре­по­доб­на­го тле­ние кос­ну­ся, но оба­че не ток­мо ко­сти не раз­ру­ше­ны, но креп­ки бя­ху зе­ло и ни­ка­ко­же сла­бо­сти в со­ста­ве иму­ще, яко же и Гу­рию свя­ти­те­лю. И по­гре­баль­ныя ри­зы та­кож­де, яко и Гу­рию пре­по­доб­но­му, но­вых креп­чае”. Мно­гие боль­ные ис­це­ли­лись, по­ма­зав­шись свя­тым ми­ром, ис­те­кав­шим от мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия.

В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 4 ок­тяб­ря ска­за­но: “Гу­рий по­до­би­ем сед, бра­да, аки Ва­си­лия Ке­са­рий­ско­го, в шап­ке, в омо­фо­ре, в ру­ках Еван­ге­лие, ри­за свя­ти­тель­ская. Вар­со­но­фий по­до­би­ем над­сед, бра­да, аки Гу­ри­е­ва, на ко­нец раз­дво­и­лась, в шап­ке, ри­за свя­ти­тель­ская, омо­фор и Еван­ге­лие”.

В со­от­вет­ствии с до­кла­дом ар­хи­епи­ско­па Че­бок­сар­ско­го и Чу­ваш­ско­го Ве­ни­а­ми­на (Но­виц­ко­го; † 14 ок­тяб­ря 1976) свя­тей­ший пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен бла­го­сло­вил тво­рить в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 4 ок­тяб­ря со­бор­ную па­мять всем Ка­зан­ским свя­ти­те­лям.

Житие Варсонофия Великого

Святитель являлся христианским монахом и великим подвижником, родился в землях Египта. Некоторые источники утверждают, что юные годы он проводил в большом городе, получил хорошее образование и прославился знанием нескольких языков. Почувствовав стремление к подвижничеству, удалился в обитель Серида, находящуюся в Палестине.

Более полувека Варсонофий жил один и в безмолвии, соблюдал строгий пост, творил чудеса и воскрешал мертвых. Наставления святителя отличаются высокой нравственностью и пропитаны бесконечной любовью к человечеству.

Путь к служению

О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.

Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.

  • В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
  • Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
  • Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
  • Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.

Интересно! В латинской версии жития говорится: преподобный Варсонофий единожды нарушил обет уединения и отправился в Константинополь, чтобы ходатайствовать об иноках своей области, которые проявили несогласие с богословским учением Оригена.

Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.

Последние годы

Когда авва Серид покинул этот мир, великий отшельник полностью отгородился от света, совершенно отказавшись принимать у себя людей, даже нового игумена монастыря по имени Елиан. Он не принимал пищи, не отвечал на вопросы, и вскоре Варсонофий скончался, будучи глубоким старцем.

Существует несколько предположений о дате его смерти.

  • Евагрий Схоластик пишет: люди продолжали верить в то, что старец все еще жив, несмотря на то, что он практически не выходил из кельи на протяжении 50 лет. Патриарх Евстохий усомнился в этом предположении и настоял на раскопке жилища старого затворника-аскета. Во время этих работ из кельи вырвался сильный огонь и чуть было не погубил всех присутствовавших на этом месте. Есть предположение, что старец Варсонофий скончался от истощения незадолго до раскопки.
  • Латинская версия его жития повествует: Великий подвижник умер вскоре после возвращения из Константинополя, где он решал сложный вопрос веры с императором Юстинианом (563 г.).

В IX столетии останки преподобного Варсонофия перевезли из города Газа в Орию (Южная Италия). Здесь их торжественно встретил епископ Феодосий. Чудотворные останки положили в старинной базилике, находящейся рядом с главными вратами церкви.

Константинопольская Церковь стала отмечать память великого подвижника в конце X столетия (6 февраля). Имя Варсонофия внесли в праздничный сборник под названием Синаксарь, который составили при императоре Константине VII. В середине XIX на горе Афон была составлена служба авторам «Вопросоответов». Однако рукопись сгорела во время пожара.

На заметку! Об ученике, сподвижнике и соавторе Варсонофия авве Иоанне известно меньше. Последний писал о духовном единении с первым: «Мы в Боге и составляем одно целое». Преподобного Иоанна в сочинении «Вопросоответы» называют «другим старцем».

Читать еще:  Молитва на избавление от порчи ребенка

Он 18 лет находился в монастыре аввы Серида, в той уединенной келье, где раньше жил Варсонофий. Иоанн принимал у себя только настоятеля Серида и преподобного Дорофея, который служил у него послушником 9 лет. Ученик Варсонофия, подражая своему наставнику, совершал духовное руководство при помощи письменных ответов, прямых и практичных. Иоанн также обладал великим даром прозорливости и пророчества, он скончался в 540 г.

Рукопись подвижников

Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.

  • Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
  • Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
  • Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
  • Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
  • Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.

Духовное наследие

Единственным сочинением преподобного Варсонофия является книга «Вопросоответы», которую он создал вместе со своим учеником и другом святителем Иоанном. В этой душеполезной рукописи содержатся мудрые наставления на различную житейскую и духовную тематику.

Русский перевод избранных мест книги осуществлен в середине XIX столетия, а полная отечественная версия была опубликована через 20 лет.

Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому

Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому

Перед образом святителя Варсонофия возносят молитвы об исцелении самых разных болезней.

День памяти 11/24 апреля, 4/17 октября

Святитель Варсонофий (в миру Иоанн), живший в XV–XVI вв., был сыном священника Василия и в раннем возрасте обучен был грамоте и Божественному Писанию.

Семнадцатилетним юношей святитель оказался в плену у татар, где провел три года, ведя жизнь в посте и трудах, утешаясь молитвой и мыслями о Боге. После того как отец выкупил Иоанна из плена, святитель принял постриг, посвятив свою жизнь служению Господу и обращению магометан в истинную веру.

Еще при жизни святого по его молитвам происходили чудесные исцеления душевных и телесных недугов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Молитва святителю и чудотворцу Николаю

Святителю Тихону, Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому

Святителю Тихону, Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому Молитва 1О, всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты,

Святителю Арсению Тверскому

Святителю Арсению Тверскому 2 (15) мартаО, всехвальный святителю Христов и чудотворче, отче Арсение!Не забуди нас, чад святыя обители твоея, и всех с верою и любовию прибегающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, но поминай нас во святых твоих и благоприятных

Святителю Николаю Чудотворцу

Святителю Николаю Чудотворцу 6(19) декабряО, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче!Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико

Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу Тропарь, глас 4-йСобора перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси; и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащия тебе,

Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу О, мироточивая Главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти

Молитва святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу

Молитва святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу День памяти 23/6 декабряСвятитель Митрофан (в миру – Михаил), живший в XVII веке, стал первым епископом Воронежским. Овдовев в 40 лет, сельский священник решил принять постриг и вскоре прославился среди иноков своим

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу

Молитва святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу День памяти 12/25 декабряСвятитель Спиридон – простой пастух – жил на острове Кипр в III–IV вв. За богоугодную простоту жизни, помощь страждущим и милосердие к ближним Господь даровал ему дар чудотворения, исцеления и

Святителю Гурию Казанскому и Свияжскому Чудотворцу

Святителю Гурию Казанскому и Свияжскому Чудотворцу Святителю Гурию возносят молитвы для избавления от болей в голове. День памяти 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря Гурий Руготин, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире

Святителю Мирону, епископу Критскому, чудотворцу

Святителю Мирону, епископу Критскому, чудотворцу Cвятителя Мирона Критского просят об избавлении от лихорадки, простуды, насморка и кашля. День памяти 8/21 августа Святой Мирон жил на Крите в IV в. и был простым земледельцем. Святой приобрел благосостояние, употребляя

Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу

Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу МолитваО, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранныи, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо

Акафист святителю и чудотворцу Николаю

Акафист святителю и чудотворцу Николаю Кондак 1 Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед

«Мы все молились святителю Николаю Чудотворцу»

«Мы все молились святителю Николаю Чудотворцу» У меня было две истории, связанные со святителем Николаем. Первая, когда мы с мужем опаздывали на поезд. Мы ехали из Дзержинского в Москву на поезд в Белоруссию. Вышли за час-полтора. При нормальном течении событий все бы

Акафист святителю и чудотворцу Николаю

Акафист святителю и чудотворцу Николаю Кондак 1 Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед

Канон Святителю и Чудотворцу Николаю

Канон Святителю и Чудотворцу Николаю По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Царь Небесный:Трисвятое.Слава, И ныне.Пресвятая Троица.Господи, помилуй. (Трижды)Слава, И ныне.Отче наш.Господи, помилуй. (12 раз)Слава, И ныне.Придите, поклонимся:

Канон Святителю Спиридону , Чудотворцу, Епископу Тримифунтскому

Канон Святителю Спиридону, Чудотворцу, Епископу

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector