Тропарь и молитва кресту честному
Тропарь Воздвижению Креста Господня, кондак, величание
Как странно — мы празднуем Воздвижение Креста. Креста, на котором мучился наш Спаситель. Более того, это — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. Неужели это памятная для христиан дата — о том, как устанавливался Крест на Голгофе? На самом деле, Православная Церковь празднует день, в который равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века мы празднуем память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).
Почему же именно воздвижение Креста? При обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
В этот радостный день, который дал людям возможность прикоснуться хоть к малой толике земных свидетельств жизни Спасителя, читается Тропарь Воздвижению Креста Господня. Текст исполнен благодарности и почитания Крестной жертвы. Живоносное древо Креста стало целительным лекарством для измученных грехами и пороками человеческих душ. Тропарь Воздвижению Креста Господня напоминает нам о том, какая сильная любовь заключена в жертве Спасителя.
Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь
Тропарь Воздвижению Креста Господня
Cпаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Cпаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы православным христианам над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Воздвижения Креста Господня
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Молитва первая
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.
Величание праздника
Величаем Тя, /
Живодавче Христе, /
и чтем Крест Твой Святый, /
имже нас спасл еси от работы вражия.
Величаем Тебя, / Податель жизни Христе, / и чтим Крест Твой святой, / которым Ты спас нас / от рабства врагу.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.
Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Читайте также
Молитвы Кресту Господню
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню. Рекомендуем читать на Воздвижение 27 сентября или после акафиста.
4 молитвы, тропарь, кондак, величание, задостойник – ирмос 9 песни.
Молитва первая
Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.
Молитва третья
Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя – утверждение, христиан всех – упование, царей – держава, верных – прибежище, Ангелов – слава и воспевание, демонов – страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных – посрамление, праведных – услаждение, обремененных – ослаба, обуреваемых – пристанище, заблудших – наставниче, одержимых страстьми – раскаяние, нищих – обогащение, плавающих – кормчий, слабых – сила, во бранех – победа и одоление, сирых – верное покровение, вдов – заступниче, дев – целомудрия охранение, ненадеянных – надежда, недужных – врач и мертвых – воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты – одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
Молитва четвертая
Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Припевы
Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.
Ирмос 9-й песни
Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.
Молитвы Кресту Господню
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню. Рекомендуем читать на Воздвижение 27 сентября или после акафиста.
4 молитвы, тропарь, кондак, величание, задостойник – ирмос 9 песни.
Молитва первая
Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.
Молитва третья
Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя – утверждение, христиан всех – упование, царей – держава, верных – прибежище, Ангелов – слава и воспевание, демонов – страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных – посрамление, праведных – услаждение, обремененных – ослаба, обуреваемых – пристанище, заблудших – наставниче, одержимых страстьми – раскаяние, нищих – обогащение, плавающих – кормчий, слабых – сила, во бранех – победа и одоление, сирых – верное покровение, вдов – заступниче, дев – целомудрия охранение, ненадеянных – надежда, недужных – врач и мертвых – воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты – одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
Молитва четвертая
Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Припевы
Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.
Ирмос 9-й песни
Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.
Тропарь Животворящему Кресту
Наступает праздник Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня.
Обычно мы в семье готвоим детей к празднику заранее: рассказываем о празднике, смотрим иконы, иллюстрации. Также знакомим детей с тропарем: читаем по-славянски, перессказываем своими словами так, чтобы дети поняли. Еще идея — на листе тонкого картона красиво оформляем тропарь: дети списывают из молитвослова, раскрашивают первую букву — буквицу. Этот лист мы прикрпляем к холодильнику в день праздника.
Итак, наступает Воздвижение. Как и в другие праздники, посвященные Кресту, тропарь дня — Спаси, Господи, люди Твоя. Подпевая хору во время водосвятных молебнов, всегда немного «притормаживаешь» на этом тропаре в незнакомом храме. Ведь слова в этом тропаре не всегда одинаковые. Приходишь на всенощную в один храм — поют так. На литургию в другой — поют иначе.
Пытаюсь разобраться в вопросе. Не как богослов, а как родитель, который в своей домашней церкви воспитывает своих детей как православных христиан, готовит своих детей ко встрече праздника, к участию в богослужении. Надо выбрать какой-то один вариант тропаря. Впрочем, этот тропарь поют в семьях и на ежедневном утреннем правиле. Ситуация не простая.
До революции тропарь был таков:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Сейчас мы не слышим именно этого текста: это понятно, ведь Николай Александрович уже более 90 лет как убит. Другого царя ни у нас, ни у других православных народов нет.
Как теперь петь тропарь? Я не знаю, есть ли какое-то решение этого вопроса. В разных храмах – это разное решение. Здесь можно сослаться на молитвословы:
один вариант: … победы на сопротивныя даруя.
(Православный молитвослов, М.2003, Локид-пресс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)
другой вариант: … победы православным христианом на сопротивныя даруя.
(М.,2000, также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).
Еще вариант: … победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя.
(Праздничный канонник, Москва-Санкт-Петербург, Леушинское подворье, 2002, по благословению высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата).
Судя по тому, что это изданные «по благословению» Патриарха и уважаемых архиереев молитвословы – единого мнения по этому вопросу нет. Каждый принимает решение, видимо, сам. Как иначе — не понятно, ведь у нас дома все три этих молитвослова, и странно два посчитать ошибочными. И какие именно?
Я не знаю, писал ли на эту тему кто-то еще из известных современных христианских богословов — но мне «легло на сердце» рассуждение святителя Иоанна (Максимовича), писавшего на эту тему, через несколько десятилетий после революции 1917 года.
В слове «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях», святитель Иоанн говорит:
«Православная Церковь. всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые. Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужеземных властей.
Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо народ не имеет своего Православного Царя?
… при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на вопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется.
В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
(Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях//Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Составители иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Российское Отделение Валаамского общества Америки, М., 2003, – с. 808 — 810).
Я не знаю, почему не везде молитва Кресту употребляется в том виде, в котором, по словам святителя Иоанна Максимовича, ее составили святые Отцы. Но я знаю, в каждой малой Церкви Тропарь Кресту может читаться именно так, с сохранением «неизменного и подлинного текста». Если, конечно, родители примут такое решение. Как и любая молитва это не только обращение к Богу. Это образование души каждого члена семьи. Это картина мира. В данном случае — картина мира, в котором есть место благоверному царю, победу которому на сопротивных дарует Крест Животворящий.
Если мы растим детей «в учении и наставлении Господнем», в верности нашей матери-Церкви, и, наставляя детей в устремлении к небесному Отечеству, учим любить и земную Отчизну, то молитва Кресту — это еще и молитва о ниспослании нашей многострадальной Родине того самого, уповающего на Крест Христов, благоверного царя.
В том, чтобы во время домашней молитвы петь «подлинный текст» тропаря Кресту нет никакой «революции». Революция уже была в 1917 году. Здесь нет никакой обособленности малой Церкви, семьи, от вселенской. Об этом можно было бы хотя бы спорить, если бы существовало какое-то единое мнение на счет того, как должно петь в храме этот тропарь.
Мы бываем на службе в одном московском монастыре – там поют «победы православным христианом», а в храме «около дома», на окраине Москвы, поют «победы на сопротивныя», без указания «кому победы». Так что дети, которые знают хоть как-то службу и бывают не только в одном храме, в любом случае спрашивают: а почему на даче поют так, а в Москве по-другому? Не спрашивают только малыши, или совсем невнимательные. И объяснить не трудно: раньше пели «благоверному императору Николаю. », а когда убили царя, все перепуталось, в одном храме поют так, в другом — иначе. Видите, и так как мы поем — так тоже не везде поют. Никакого обособления, просто все перепутано.
Какой вариант выбрать — это дело каждого. Выбирать придется. И каждому решать, на каком основании он выберет тот или иной вариант. Главное — помнить: наши дети — это будущее нашей Церкви и нашей страны. И это будущее буквально в наших руках.
Анна Дмитриева, http://roditelinfo.ru
фото – мое, с поделки, сделанной шестилетним ребенком